Научная статья на тему 'Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования в образовательных организациях: проблемы и пути решения'

Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования в образовательных организациях: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБСЛЕДОВАНИЕ / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELFARE / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL EXPERTISE / SURVEYS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Молдованов В. В.

Проведен анализ результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и актов по результатам контрольно-надзорных мероприятий Управления Роспотребнадзора по городу Москве в образовательных организациях. Показана необходимость статистического учета и включения в информационный фонд социально-гигиенического мониторинга показателей распространенности нарушений требований санитарных правил, выявляемых по результатам санитарно-эпидемиологического обследования и экспертизы документации в образовательных организациях, разработки унифицированной методики проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы для обеспечения полноты и достоверности сведений о текущем санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Молдованов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sanitary and epidemiological expertise, surveys of educational organizations: problems and ways of solving

The analysis of results is carried out of sanitary and epidemiological examinations of the Center of Hygiene and Epidemiology in the City of Moscow and acts on the results of control and surveillance activities of the Territorial Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Well-Being of Moscow educational organizations. The necessity of statistical recording and inclusion in the information fund of socio-hygienic monitoring of the prevalence of violations of the requirements of sanitary rules revealed by the results of sanitary and epidemiological examination and documentation expertise in educational organizations, the development of a unified methodology for conducting sanitary and epidemiological expertise to ensure the completeness and reliability of information about the current sanitary-epidemiological state of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования в образовательных организациях: проблемы и пути решения»

18

ЗНиСО Август №8 (293)

УДК 613.955

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ, ОБСЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В.В. Молдованов

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», Москва, Россия

Проведен анализ результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и актов по результатам контрольно-надзорных мероприятий Управления Роспотребнадзора по городу Москве в образовательных организациях. Показана необходимость статистического учета и включения в информационный фонд социально-гигиенического мониторинга показателей распространенности нарушений требований санитарных правил, выявляемых по результатам санитарно-эпидемиологического обследования и экспертизы документации в образовательных организациях, разработки унифицированной методики проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы для обеспечения полноты и достоверности сведений о текущем санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательной организации. Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, образовательная организация, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, обследование.

V.V. Moldovanov □ SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL EXPERTISE, SURVEYS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: PROBLEMS AND WAYS OF SOLVING □

Center of Hygiene and Epidemiology in Moscow, Moscow, Russia.

The analysis of results is carried out of sanitary and epidemiological examinations of the Center of Hygiene and Epidemiology in the City of Moscow and acts on the results of control and surveillance activities of the Territorial Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Well-Being of Moscow educational organizations. The necessity of statistical recording and inclusion in the information fund of socio-hygienic monitoring of the prevalence of violations of the requirements of sanitary rules revealed by the results of sanitary and epidemiological examination and documentation expertise in educational organizations, the development of a unified methodology for conducting sanitary and epidemiological expertise to ensure the completeness and reliability of information about the current sanitary-epidemiological state of the educational organization.

Key words: sanitary and epidemiological welfare, educational organization, sanitary and epidemiological expertise, surveys.

На протяжении длительного периода жизни образовательные организации являются для детей и подростков приоритетной средой обитания, которая должна отвечать не только безопасным, но и благоприятным условиям для успешной образовательной деятельности детей [6]. Вместе с тем до настоящего времени здания образовательных организаций [2], организация учебной деятельности не соответствуют установленным требованиям [1, 5] и представляют потенциальный риск для здоровья обучающихся, что диктует необходимость создания условий для сохранения и укрепления их здоровья в процессе воспитания и обучения, своевременного выявления вредных факторов и устранения причин их возникновения.

Наиболее полная гигиеническая оценка условий воспитания и обучения детей и подростков проводится при проведении плановых контрольно-надзорных мероприятий и санитарно-эпидемиологических экспертиз в целях выдачи санитарно-эпидемиологических заключений. В обоих случаях проводится санитарно-эпидемиологическое обследование, подразумевающее визуальный метод оценки соответствия требованиям санитарных правил, и лабораторно-ин-струментальные исследования (испытания).

Существующие формы федерального и отраслевого статистического наблюдения [3, 4] не в полной мере содержат данные, позволяющие охарактеризовать имеющуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку в образова-

тельных организациях. Отсутствуют сведения о результатах визуальных оценок (экспертиз документации и санитарно-эпидемиологических обследований). В качестве источников данных были рассмотрены акты санитарно-эпидемиологических экспертиз ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и акты по результатам контрольно-надзорных мероприятий Управления Роспотребнадзора по городу Москве. Учитывались выявленные нарушения требований санитарных правил к нормативной площади на одного ребенка, набору помещений, к режиму образовательного процесса, наполняемости классов, оборудованию и содержанию участка, размещению, внутренней отделке помещений, организации медицинского обслуживания, прохождению периодических медосмотров работниками, санитарному содержанию помещений, проведению необходимых дезинфекционных и дератизационных мероприятий, устройству и эксплуатации систем вентиляции и обеспечению нормативных показателей естественного и искусственного освещения.

Было установлено, что распространенность нарушений требований санитарных правил в образовательных организациях, выявляемых по результатам визуальной оценки (санитарно-эпидемиологическое обследование и экспертиза документации), находилась на высоком уровне. В разные годы требованиям санитарных правил к режиму образовательного про-

АВГУСТ МаВ (293) ЗНиСО

19

лф цесса, к санитарному содержанию помещений ^^ и к проведению необходимых дезинфекционных и дератизационных мероприятий не отве-2 чали 25,5 % ± 6,4, 41,7 % ± 10,1 и 33,3 % ± 9,6 (соответственно) обследованных организаций |= начального и среднего профессионального образования. Среди дошкольных образовательных организаций распространенность наруше-¡И^ ний требований к нормативной площади на од-^ ного ребенка и наполняемости групп составляет ла 29,0 % ± 1,7 и 27,7 % ± 1,5 соответственно. ^¡т Распространенность нарушения требований к внутренней отделке помещений и к обеспече-1— нию нормативных показателей естественного и искусственного освещения в общеобразовательных организациях достигала соответственно 29,2 % ± 1,5 и 27,2 % ± 1,7. Проведенный корреляционный анализ позволил установить наличие статистически значимых сильных связей (г > 0,7) между показателями распространенности болезней органов дыхания и показателями распространенности нарушений требований к нормативной площади на одного ребенка, наполняемости классов (групп), санитарному содержанию помещений, устройству и эксплуатации систем вентиляции; болезнями нервной системы и нарушениями требований к режиму образовательного процесса; травмами и показателями распространенности нарушений требований к нормативной площади на одного ребенка, набору помещений. Статистически значимые средней силы связи (0,3 < г < 0,7) были установлены между показателями распространенности болезней нервной системы и показателем распространенности нарушений требований к режиму образовательного процесса; миопией, травмами и нарушениями требований к обеспечению нормативных показателей естественного и искусственного освещения.

Данные о распространенности отдельных нарушений санитарных правил и гигиенических нормативов, по результатам экспертиз сотрудников Управления Роспотребнадзора по городу Москве и специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», имели существенные отличия. Наиболее значимо различались показатели распространенности нарушений требований санитарных правил:

- в дошкольных образовательных организациях: к нормативной площади на одного ребенка (2,3 % ± 0,6, по данным Управления Роспотребнадзора, и 29,0 % ± 2,2, по данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», р < 0,001), к режиму образовательного процесса (3,3 % ± 0,7 и 24,2 % ± 2,1, р < 0,001), к наполняемости групп (5,2 % ± 0,8 и 27,6 % ± 2,2, р < 0,001), к оборудованию и содержанию участка (2,1 % ± 0,5 и 19,2 % ± 1,9, р < 0,001), к проведению необходимых дезинфекционных и дера-тизационных мероприятий (4,7 % ± 0,8 и 20,1 % ± 2,0, р < 0,001), к обеспечению нормативных показателей естественного и искусственного освещения (1,6 % ± 0,5 и 19,9 % ± 2,0

р < 0,001), а также к санитарному содержанию помещений (5,7 % ± 0,9 и 9,8 ± 1,5 %, р < 0,05).

- в общеобразовательных организациях: к набору помещений (2,8 % ± 0,7 и 21,0 % ± 2,0, р < 0,001), к санитарному содержанию помещений (4,8 % ± 0,9 и 14,5 % ± 1,7, р < 0,001), к проведению необходимых дезинфекционных и дератизационных мероприятий (3,0 % ± 0,7 и 15,9 % ± 1,8, р < 0,001), к обеспечению нормативных показателей естественного и искусственного освещения (6,9 % ± 1,0 и 27,2 % ± 2,1, р < 0,001).

- в организациях начального и среднего профессионального образования: к режиму образовательного процесса (25,5 % ± 6,4 и 0,0 %, р < 0,001) и к санитарному содержанию помещений (12,8 % ± 4,9 и 41,7 % ± 10,1, р < 0,05).

Различалась структура выявляемых нарушений. В дошкольных образовательных организациях, по данным Управления Роспотреб-надзора, первые ранговые места занимали нарушения требований к внутренней отделке помещений (13,9 %), требований к санитарному содержанию помещений (12,6 %), к наполняемости групп (11,7 %), к проведению необходимых дезинфекционных и дератизационных мероприятий (10,4 %) и к прохождению периодических медосмотров персоналом (9,1 %). По данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», наибольшее количество нарушений приходилось на нарушения требований к нормативной площади на одного ребенка (15,9 %), к наполняемости групп (15,1 %), режиму образовательного процесса (13,3 %), к проведению необходимых дезинфекционных и дератизаци-онных мероприятий (11,1 %), к обеспечению нормативных показателей естественной и искусственной освещенности (10,9%). В общеобразовательных организациях, по данным Управления Роспотребнадзора, наибольшее количество нарушений приходилось на нарушения требований санитарных правил к режиму образовательного процесса (15,2 %), к наполняемости классов и к прохождению периодических медосмотров персоналом (по 12,8 %), к обеспечению нормативных показателей естественной и искусственной освещенности (10,9 %), к нормативной площади на одного ребенка (8,2 %). По данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», в структуре нарушений преобладали нарушения требований к обеспечению нормативных показателей естественной и искусственной освещенности (19,4 %), требований к набору помещений (15,0 %), к проведению необходимых дезинфекционных и дератизацион-ных мероприятий (11,3 %), к санитарному содержанию помещений (10,4 %) и к нормативной площади на одного ребенка (8,4 %).

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о необходимости статистического учета и включения в информационный фонд социально-гигиенического мониторинга показателей распространенности нарушений требо-

20

ЗНиСО

АВГУСТ №8 (293)

ваний санитарных правил, выявляемых по результатам санитарно-эпидемиологического обследования и экспертизы документации в образовательных организациях. Установленные различия результатов контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, по данным Управления Роспотребнадзора по городу Москве и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», при проведении однотипной процедуры (санитарно-эпидемиологическая экспертиза) свидетельствуют, что при отсутствии разработанной унифицированной методики ее проведения не обеспечиваются полнота и достоверность сведений о текущем санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательной организации, создаются повышенные риски несвоевременного выявления нарушений требований санитарных правил и гигиенических нормативов.

Для своевременного и полноценного выявления вредных факторов в общеобразовательных организациях необходима разработка соответствующих методических рекомендаций, содержащих унифицированные процедуры проведения экспертиз и обследований, включая требования: к перечню объектов экспертизы (обследования), формам для регистрации результатов, обоснованным номенклатуре и объему лабораторно-инструментальных исследований (испытаний), перечню дополнительной документации (используемой при проведении экспертизы и подтверждающей соответствие гигиеническим требованиям зданий, строений,

сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления образовательной деятельности), профессиональной компетентности специалистов, проводящих экспертизы (обследования).

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р., ред. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.

2. Михайличенко К.Ю. и др. Параметры школьной среды как фактор, негативно влияющий на здоровье учащихся / К.Ю. Михайличенко, В.А. Назаров, А.С. Кондрашо-ва, А.Я. Чижов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2010. №. 4 С. 342-347.

3. Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации: Форма федерального статистического наблюдения № 18 (Утверждена Приказом Росстата от 16 октября 2013 г. № 411).

4. Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии организаций для детей и подростков: Форма федерального статистического наблюдения № 9-14 (Утверждена Приказом Роспотребнадзора от 17 октября 2014 г. № 1036).

5. Сухарева Л.М. и др. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования / Л.М. Сухарева, Л.С. Намазова-Бара-нова, И.В. Рапопорт, И.В. Звездина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С. 18-26.

6. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся. М.: МИОО, 2009. 256 с

Контактная информация:

Молдованов Владимир Валерьевич, тел.: +7 (903) 625-64-47, e-mail: [email protected] Contact information:

Moldovanov Vladimir, рИопе: +7 (903) 625-64-47, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.