Научная статья на тему 'Особенности самосознания агендеров'

Особенности самосознания агендеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1142
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / ПОЛ / ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / АГЕНДЕР / AGENDER / ЦИСГЕНДЕР / CISGENDER / ТРАНСГЕНДЕР / TRANSGENDER / SEX

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Анастасия Сергеевна

Статья посвящена исследованию и описанию особенностей самосознания агендеров в современном обществе. Рассмотрены такие понятия как самосознание, пол, гендер и гендерная идентичность. Особое внимание уделено описанию типов гендерной идентичности в современной культуре, включая агендерность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICULARITIES OF SELF-CONSCIOUSNESS OF AGENDERS

The article is dedicated to the study and description of the particularities of self-consciousness of agenders in the modern society. Such concepts as self-consciousness, sex, gender and gender identity are considered in this article. A special attention is given to the description of types of gender identity in modern culture, including agenderity.

Текст научной работы на тему «Особенности самосознания агендеров»

РУБРИКА «ПСИХОЛОГИЯ»

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ АГЕНДЕРОВ

Иванова Анастасия Сергеевна

бакалавр, Московский Педагогический Государственный Университет,

РФ, г. Москва E-mail: akaionna@mail. ru

THE PARTICULARITIES OF SELF-CONSCIOUSNESS OF AGENDERS

Anastasia Ivanova

bachelor, Moscow Pedagogical State University

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию и описанию особенностей самосознания агендеров в современном обществе. Рассмотрены такие понятия как самосознание, пол, гендер и гендерная идентичность. Особое внимание уделено описанию типов гендерной идентичности в современной культуре, включая агендерность.

ABSTRACT

The article is dedicated to the study and description of the particularities of self-consciousness of agenders in the modern society. Such concepts as self-consciousness, sex, gender and gender identity are considered in this article. A special attention is given to the description of types of gender identity in modern culture, including agenderity.

Ключевые слова: самосознание, пол, гендер, гендерная идентичность, агендер, цисгендер, трансгендер.

Keywords: self-consciousness, sex, gender, gender identity, agender, cisgender, transgender.

В современном обществе проблема развития самосознания личности приобретает особую значимость. Переход личности к взрослой жизни заслуживает особое внимание педагогов и психологов, ученых и практиков. Решение задач социальной адаптации, самореализации в современной жизни требуют от человека высокого уровня самостоятельности, способности к поиску конструктивных решений. Все это может быть обеспечено лишь при условии соответствующего уровня зрелости самосознания личности.

Самосознание человека охватывает широкое поле человеческого бытия, - от природных проявлений до ценностных ориентиров мировоззрения. Самосознание - один из ведущих элементов психологического склада личности, оно регулирует поведение и деятельность человека.

Проблема самосознания является многоаспектной и изучается на многих уровнях - психологическом, философском, социологическом. Человек является важным звеном в своих взаимоотношениях с миром, а сфера влияния его суждений, мыслей и действий может распространяться далеко за пределы его самого и затрагивать других людей и другие ситуации в целом, что, в свою очередь, и обуславливает столь обширный интерес к данной проблеме в различных гуманитарных науках. В отечественной и

зарубежной психологии можно наблюдать тенденцию к нарастанию интереса к теме самосознания.

Поэтому, на наш взгляд, в настоящее время особую значимость и важность приобретает развитие самосознания личности.

В наше время пол является одним из тех параметров, по которому оценивается личность, что, в свою очередь, определяет важность исследования таких феноменов как половая и гендерная идентичность. Современные исследователи все чаще обращают свое внимание на проблему половой и ген-дерной идентичности, как на одну из базовых структур личности.

В психологической науке возрастает интерес к особенностям самосознания человека и его гендер-ной идентичности.

Люди, которые идентифицируют себя как аген-деры, являются частью трансгендерных людей. Эта категория включает в себя широкий спектр иден-тичностей, которые не соответствуют стандартным гендерным нормам. На наш взгляд люди, которые соответствуют этим идентичностям, не обязательно идентифицируют себя как трансгендеры.

Трансгендеризм включает в себя широкий спектр вариаций половой идентичности и полового самосознания.

Вопросы, связанные с гендерной идентичностью и, в частности, с трансгендерностью и их исследо-

вание можно считать одним из трендов современной психологии. На сегодняшний день не существует определенной точки зрения о том, необходимо ли относить феномен трансгендерности к области патологических реакций, или его необходимо постепенно депатологизировать. Также на сегодняшний день отсутствует достаточно точная картина особенностей самосознания трансгендеров. В отечественной психологии недостаток освещенности темы трансгендерности ощущается достаточно остро, но и в целом феномен трансгендерности требует дополнительного изучения, особенно в контексте таких сложных образований и феноменов как самосознание, образ «Я» и др.

Исследование самосознания в сопоставлении с гендерной идентичностью человека является актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. Во-первых, разработка проблемы самосознания личности в контексте трансгендерности позволит уточнить и расширить теоретические положения о содержании и организации самосознания личности, его соотнесенности с гендерной идентичностью человека. Во-вторых, выявление специфики самосознания дает материал для дальнейшей разработки гендерной проблематики.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что, несмотря на декларируемый отказ от ген-дерной категоризации, особенности самосознания агендеров в целом будут соотноситься с их биологическим полом: фемининные ориентации будут преобладать у женского пола, а маскулинные - у мужского пола.

В исследовании приняло участие 80 человек в возрасте 18-24 лет, разделённых на 2 равные группы. В первую группу вошли 40 агендеров, среди которых 20 агендеров мужского биологического пола и 20 биологического женского, а во вторую группу - 40 цисгендеров, среди которых 20 цисген-деров мужского биологического пола и 20 цисген-деров женского биологического пола.

Основным определением понятия самосознание мы будем считать следующее: самосознание - это сложное психическое образование, интегративный процесс, который постепенно развертывается во времени, и чьей основой является все более усложняющаяся деятельность эмоционально-ценностного отношения к себе, способности к регуляции собственного поведения и самопознания [2, с. 21]. Определением понятия пол мы будем считать совокупность взаимно контрастирующих генеративных и связанных с ними признаков [6, с. 31]. Ученые все больше склоняются к версии о том, что пол - более биологическая и генетическая характеристика человека, в то время как гендер - т.н. социальный пол, детерминированные обществом роли мужчин и женщин, более зависящие от социальной структуры общества, нежели от биологических особенностей человека [1, с. 11]. Гендерная идентичность, в свою очередь, формируется путем интериоризации мужских и женских черт и представляет собой структуру социальной идентичности, складывающуюся в процессе социализации [5, с. 66]. В наше время в

научных исследованиях гендерной идентичности выделяются следующие типы гендерной идентичности:

• недифферинцированный - плохо выражены мужские и женские черты;

• маскулинный - преобладают традиционно мужские черты (агрессивность, напористость, независимость);

• феминный - доминирует женственность, стремление проявлять ласку к окружающему миру, желание быть хранительницей домашнего очага;

• андрогинный - наблюдается баланс мужских и женских черт [9, с.7]

В.С. Мухина указывает, что гендерная идентичность личности определяется как социальными условиями и биологическими предпосылками, так и внутренней позицией каждого человека. По её мнению, внутренняя позиция человека в отношении развития половой идентификации происходит именно от поведения и внешнего образа до выбранных им, в качестве образца, идеалов [7, с. 610].

Наличие несоответствия культурных знаков биологическому полу, является следствием не только особенностей социализации человека [8, с. 120], но и его сознательного выбора в результате которого, принимается или же отвергается предлагаемая ему модель поведения с учётом собственной внутренней позиции.

В наши дни также принято выделять цисгендер-ную и трансгендерную идентичность. Носителем цисгендерной идентичности считается человек, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом [11, с. 442], а носителем трансгендерной - чья гендерная идентичность с биологическим полом не совпадает. Похожее определение трансгендерности предлагает и С.Н. Иванченко: «Трансгендерность -общий термин для обозначения людей, чей гендер (социальный пол) и биологический пол не совпадают. Трансгендерная личность ... может внешне проявлять себя соответственно своему биологическому полу, либо желаемому полу, либо попеременно.» [4, с. 56]. К трансгендерам относятся:

• транссексуалы, ощущающие себя как представителя противоположного пола и стремящиеся оперативным путем изменить пол в соответствии со своим гендером. Сюда же относятся шимейлы или феминизированные мужчины, которые меняют только лишь свой социальный пол и корректируют свое тело с помощью гормональной терапии, не прибегая к хирургическому лечению;

• трансвеститы (кроссдрессеры) - люди, которые хотят выглядеть как представители другого пола, реализуя свое желание через ношение соответствующей одежды без необходимости в смене паспортного пола;

• бигендеры, имеющие не определенную меняющуюся гендерную идентичность, ощущающие себя то мужчиной, то женщиной в зависимости от различных факторов;

• интерсексуалы (гермафродиты) - люди, имеющие биологические половые признаки обоих полов;

• андрогины, сочетающие в себе в одинаковой степени выраженные «мужские» и «женские» качества, позиционирующие себя как некий промежуточный пол и даже бесполое лицо [3, с. 210].

Проблема трансгендерности до сих пор является малоизученной, особенно в отечественной науке. Из-за большей частью негативного общественного отношения данная проблема остается «невидимой» для общества. Взгляды на подходы к феномену трансгендерности различны: ряд авторов считает приемлемым психиатрическое лечение трансген-дерных людей, другие же выступают за легализацию феномена и предоставление трансгендерам психологической помощи.

Агендерность — это отсутствие гендерной идентичности, отказ от идентификации себя с каким-либо гендером. Люди, которые идентифицируют себя как агендеры, являются частью «постоянно расширяющейся социальной категорией» трансген-дерных людей [10, с. 54].

Для исследования особенностей самосознания агендеров были использованы следующие методики: рефлексивный тест-самоотчёт «Кто Я?», разработанный В.С. Мухиной, авторская анкета «Типы гендерной идентичности в современной культуре», личностно-семантический дифференциал в модификации И.С. Клециной.

С помощью авторской анкеты «Типы гендерной идентичности в современной культуре» были выделены критерии для деления выборки на группы, такие как биологический пол и совпадение гендерной идентичности и биологического пола, а также тип трансгендерной гендерной идентичности, среди которых присутствует агендерная.

В ходе проведения рефлексивного теста-самоотчета «Кто Я?» удалось выявить, что у групп женщин-агендеров и мужчин-агендеров по сравнению с группами женщин-цисгендеров и мужчин-цисгендеров преобладает тип рефлексии «Социально-психологическая маргинализация личности». Преобладание маргинализации, в свою очередь, означает, что женщины-агендеры и мужчины-агендеры склонны позиционировать себя как людей, которые находятся за пределами тех норм и традиций, которые приняты в обществе, а их позиция характеризуется замкнутостью и фиксацией на самом себе и своих проблемах. Также было выявлено, что у женщин-цисгендеров и мужчин-цисгендеров преобладающим типом рефлексии является «Позиционирование себя через личностно-значимые качества», что говорит о преимущественной ориентации на личностные особенности и внутренние критерии по отношению к внешним, социально заданным. Проявления маргинализации у женщин-агендеров и у мужчин-агендеров различны: женщины-агендеры более склонны к позиционированию себя через самоуничижение, мужчины-агендеры - через оппози-

ционирование себя по отношению к обществу. Наименее выраженным является тип рефлексии «Социально-значимые роли», что говорит о нежелании женщин-агендеров и мужчин-агендеров позиционировать себя как часть общества, нежелании и/или невозможности интегрироваться и соответствовать общественно принятым нормам.

В ходе проведения методики личностного семантического дифференциала в модификации И.С. Клециной удалось выявить, что в контексте личностных факторов женщины-агендеры характеризуются меньшей силой личности по сравнению с женщинами-цисгендерами, что говорит о женщи-нах-агендерах как о менее активных, более склонных к замкнутости и скованности, а также о том, что они склонны больше рассчитывать на помощь других, нежели на себя. У женщин-агендеров также меньше выражена эмпатийность по сравнению с женщинами-цисгендерами, что свидетельствует о том, что женщины-агендеры менее склонны вчувствоваться в переживания другого, сочувствовать ему и более сдержанны в проявлении своих эмоций. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что у жен-щин-агендеров по сравнению с женщинами-цисгендерами меньше выражена феминность, а у мужчин-агендеров по сравнению с мужчинами-цисгендерами - маскулинность, что говорит о меньшей ориентации женщин-агендеров и мужчин-агендеров на традиционно женские и традиционно мужские качества соответственно. Также у женщин-агендеров по сравнению с женщинами-цисгендерами меньше выражена андрогинность, что свидетельствует о меньшей ориентации и на ген-дерно-нейтральные качества. В ходе исследования было также установлено, что в контексте личностных факторов у женщин-агендеров по сравнению с мужчинами-агендерами больше выражена фемин-ность, а у мужчин-агендеров по сравнению с жен-щинами-агендерами - маскулинность, что подтверждает гипотезу о том, что, несмотря на наличие агендерной идентичности, у женщин-агендеров присутствует выраженная ориентация на традиционно женские качества, а у мужчин-агендеров - ориентация на традиционно мужские качества.

Подведя итог, можно сказать, что самосознание женщин-агендеров и мужчин-агендеров характеризуется замкнутостью на себе и своих проблемах, неприятием общественных норм и ценностей и может различаться по признаку биологического пола: мужчины-агендеры склонны позиционировать себя через оппозицию по отношению к обществу, жен-щины-агендеры - через самоуничижение; также, несмотря на агендерную идентичность, у женщин-агендеров в самосознании присутствует выраженная ориентация на традиционно женские качества, у мужчин-агендеров - на традиционно мужские.

Список литературы:

1. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.

2. Болотова А.К., Башкин Е.Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология. -2009. - № 1. - С. 19-27.

www.sibac.info

3. Даймонд М. Пол и гендер - это не одно и то же // Развитие личности. - 2013. - № 2. - С. 205-214.

4. Иванченко С.Н. Трансгендерность, гендерная идентичность и гендерные стереотипы // Психологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 56 - 66.

5. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии - 2003. - № 1. - С. 61-78.

6. Кон И.С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Андрология и генитальная медицина. - 2004. - № 1. - С. 31-

7. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Прометей, 2014. - 1090 с.

8. Мухина В.С., Денисов А.А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: гендерные различия // Развитие личности. - 2002. - № 1. - С. 119-136.

9. Степанова Л.Г. Особенности формирования гендерной идентичности современных юношей и девушек в контексте социально-психологического развития личности // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. -С. 1-10.

10. Enke A. Transfeminist Perspectives in and beyond Transgender and Gender Studies. - PA.: Temple University Press, 2012. - 268 p.

11. Schilt K., Westbrook L. Doing Gender, doing Heteronormativity: «Gender Normals», Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality // Gender and Society. - 2009. - № 4. - P. 440-464.

34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.