РУБРИКА «ПСИХОЛОГИЯ»
ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ АГЕНДЕРОВ
Иванова Анастасия Сергеевна
бакалавр, Московский Педагогический Государственный Университет,
РФ, г. Москва E-mail: akaionna@mail. ru
THE PARTICULARITIES OF SELF-CONSCIOUSNESS OF AGENDERS
Anastasia Ivanova
bachelor, Moscow Pedagogical State University
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию и описанию особенностей самосознания агендеров в современном обществе. Рассмотрены такие понятия как самосознание, пол, гендер и гендерная идентичность. Особое внимание уделено описанию типов гендерной идентичности в современной культуре, включая агендерность.
ABSTRACT
The article is dedicated to the study and description of the particularities of self-consciousness of agenders in the modern society. Such concepts as self-consciousness, sex, gender and gender identity are considered in this article. A special attention is given to the description of types of gender identity in modern culture, including agenderity.
Ключевые слова: самосознание, пол, гендер, гендерная идентичность, агендер, цисгендер, трансгендер.
Keywords: self-consciousness, sex, gender, gender identity, agender, cisgender, transgender.
В современном обществе проблема развития самосознания личности приобретает особую значимость. Переход личности к взрослой жизни заслуживает особое внимание педагогов и психологов, ученых и практиков. Решение задач социальной адаптации, самореализации в современной жизни требуют от человека высокого уровня самостоятельности, способности к поиску конструктивных решений. Все это может быть обеспечено лишь при условии соответствующего уровня зрелости самосознания личности.
Самосознание человека охватывает широкое поле человеческого бытия, - от природных проявлений до ценностных ориентиров мировоззрения. Самосознание - один из ведущих элементов психологического склада личности, оно регулирует поведение и деятельность человека.
Проблема самосознания является многоаспектной и изучается на многих уровнях - психологическом, философском, социологическом. Человек является важным звеном в своих взаимоотношениях с миром, а сфера влияния его суждений, мыслей и действий может распространяться далеко за пределы его самого и затрагивать других людей и другие ситуации в целом, что, в свою очередь, и обуславливает столь обширный интерес к данной проблеме в различных гуманитарных науках. В отечественной и
зарубежной психологии можно наблюдать тенденцию к нарастанию интереса к теме самосознания.
Поэтому, на наш взгляд, в настоящее время особую значимость и важность приобретает развитие самосознания личности.
В наше время пол является одним из тех параметров, по которому оценивается личность, что, в свою очередь, определяет важность исследования таких феноменов как половая и гендерная идентичность. Современные исследователи все чаще обращают свое внимание на проблему половой и ген-дерной идентичности, как на одну из базовых структур личности.
В психологической науке возрастает интерес к особенностям самосознания человека и его гендер-ной идентичности.
Люди, которые идентифицируют себя как аген-деры, являются частью трансгендерных людей. Эта категория включает в себя широкий спектр иден-тичностей, которые не соответствуют стандартным гендерным нормам. На наш взгляд люди, которые соответствуют этим идентичностям, не обязательно идентифицируют себя как трансгендеры.
Трансгендеризм включает в себя широкий спектр вариаций половой идентичности и полового самосознания.
Вопросы, связанные с гендерной идентичностью и, в частности, с трансгендерностью и их исследо-
вание можно считать одним из трендов современной психологии. На сегодняшний день не существует определенной точки зрения о том, необходимо ли относить феномен трансгендерности к области патологических реакций, или его необходимо постепенно депатологизировать. Также на сегодняшний день отсутствует достаточно точная картина особенностей самосознания трансгендеров. В отечественной психологии недостаток освещенности темы трансгендерности ощущается достаточно остро, но и в целом феномен трансгендерности требует дополнительного изучения, особенно в контексте таких сложных образований и феноменов как самосознание, образ «Я» и др.
Исследование самосознания в сопоставлении с гендерной идентичностью человека является актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. Во-первых, разработка проблемы самосознания личности в контексте трансгендерности позволит уточнить и расширить теоретические положения о содержании и организации самосознания личности, его соотнесенности с гендерной идентичностью человека. Во-вторых, выявление специфики самосознания дает материал для дальнейшей разработки гендерной проблематики.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что, несмотря на декларируемый отказ от ген-дерной категоризации, особенности самосознания агендеров в целом будут соотноситься с их биологическим полом: фемининные ориентации будут преобладать у женского пола, а маскулинные - у мужского пола.
В исследовании приняло участие 80 человек в возрасте 18-24 лет, разделённых на 2 равные группы. В первую группу вошли 40 агендеров, среди которых 20 агендеров мужского биологического пола и 20 биологического женского, а во вторую группу - 40 цисгендеров, среди которых 20 цисген-деров мужского биологического пола и 20 цисген-деров женского биологического пола.
Основным определением понятия самосознание мы будем считать следующее: самосознание - это сложное психическое образование, интегративный процесс, который постепенно развертывается во времени, и чьей основой является все более усложняющаяся деятельность эмоционально-ценностного отношения к себе, способности к регуляции собственного поведения и самопознания [2, с. 21]. Определением понятия пол мы будем считать совокупность взаимно контрастирующих генеративных и связанных с ними признаков [6, с. 31]. Ученые все больше склоняются к версии о том, что пол - более биологическая и генетическая характеристика человека, в то время как гендер - т.н. социальный пол, детерминированные обществом роли мужчин и женщин, более зависящие от социальной структуры общества, нежели от биологических особенностей человека [1, с. 11]. Гендерная идентичность, в свою очередь, формируется путем интериоризации мужских и женских черт и представляет собой структуру социальной идентичности, складывающуюся в процессе социализации [5, с. 66]. В наше время в
научных исследованиях гендерной идентичности выделяются следующие типы гендерной идентичности:
• недифферинцированный - плохо выражены мужские и женские черты;
• маскулинный - преобладают традиционно мужские черты (агрессивность, напористость, независимость);
• феминный - доминирует женственность, стремление проявлять ласку к окружающему миру, желание быть хранительницей домашнего очага;
• андрогинный - наблюдается баланс мужских и женских черт [9, с.7]
В.С. Мухина указывает, что гендерная идентичность личности определяется как социальными условиями и биологическими предпосылками, так и внутренней позицией каждого человека. По её мнению, внутренняя позиция человека в отношении развития половой идентификации происходит именно от поведения и внешнего образа до выбранных им, в качестве образца, идеалов [7, с. 610].
Наличие несоответствия культурных знаков биологическому полу, является следствием не только особенностей социализации человека [8, с. 120], но и его сознательного выбора в результате которого, принимается или же отвергается предлагаемая ему модель поведения с учётом собственной внутренней позиции.
В наши дни также принято выделять цисгендер-ную и трансгендерную идентичность. Носителем цисгендерной идентичности считается человек, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом [11, с. 442], а носителем трансгендерной - чья гендерная идентичность с биологическим полом не совпадает. Похожее определение трансгендерности предлагает и С.Н. Иванченко: «Трансгендерность -общий термин для обозначения людей, чей гендер (социальный пол) и биологический пол не совпадают. Трансгендерная личность ... может внешне проявлять себя соответственно своему биологическому полу, либо желаемому полу, либо попеременно.» [4, с. 56]. К трансгендерам относятся:
• транссексуалы, ощущающие себя как представителя противоположного пола и стремящиеся оперативным путем изменить пол в соответствии со своим гендером. Сюда же относятся шимейлы или феминизированные мужчины, которые меняют только лишь свой социальный пол и корректируют свое тело с помощью гормональной терапии, не прибегая к хирургическому лечению;
• трансвеститы (кроссдрессеры) - люди, которые хотят выглядеть как представители другого пола, реализуя свое желание через ношение соответствующей одежды без необходимости в смене паспортного пола;
• бигендеры, имеющие не определенную меняющуюся гендерную идентичность, ощущающие себя то мужчиной, то женщиной в зависимости от различных факторов;
• интерсексуалы (гермафродиты) - люди, имеющие биологические половые признаки обоих полов;
• андрогины, сочетающие в себе в одинаковой степени выраженные «мужские» и «женские» качества, позиционирующие себя как некий промежуточный пол и даже бесполое лицо [3, с. 210].
Проблема трансгендерности до сих пор является малоизученной, особенно в отечественной науке. Из-за большей частью негативного общественного отношения данная проблема остается «невидимой» для общества. Взгляды на подходы к феномену трансгендерности различны: ряд авторов считает приемлемым психиатрическое лечение трансген-дерных людей, другие же выступают за легализацию феномена и предоставление трансгендерам психологической помощи.
Агендерность — это отсутствие гендерной идентичности, отказ от идентификации себя с каким-либо гендером. Люди, которые идентифицируют себя как агендеры, являются частью «постоянно расширяющейся социальной категорией» трансген-дерных людей [10, с. 54].
Для исследования особенностей самосознания агендеров были использованы следующие методики: рефлексивный тест-самоотчёт «Кто Я?», разработанный В.С. Мухиной, авторская анкета «Типы гендерной идентичности в современной культуре», личностно-семантический дифференциал в модификации И.С. Клециной.
С помощью авторской анкеты «Типы гендерной идентичности в современной культуре» были выделены критерии для деления выборки на группы, такие как биологический пол и совпадение гендерной идентичности и биологического пола, а также тип трансгендерной гендерной идентичности, среди которых присутствует агендерная.
В ходе проведения рефлексивного теста-самоотчета «Кто Я?» удалось выявить, что у групп женщин-агендеров и мужчин-агендеров по сравнению с группами женщин-цисгендеров и мужчин-цисгендеров преобладает тип рефлексии «Социально-психологическая маргинализация личности». Преобладание маргинализации, в свою очередь, означает, что женщины-агендеры и мужчины-агендеры склонны позиционировать себя как людей, которые находятся за пределами тех норм и традиций, которые приняты в обществе, а их позиция характеризуется замкнутостью и фиксацией на самом себе и своих проблемах. Также было выявлено, что у женщин-цисгендеров и мужчин-цисгендеров преобладающим типом рефлексии является «Позиционирование себя через личностно-значимые качества», что говорит о преимущественной ориентации на личностные особенности и внутренние критерии по отношению к внешним, социально заданным. Проявления маргинализации у женщин-агендеров и у мужчин-агендеров различны: женщины-агендеры более склонны к позиционированию себя через самоуничижение, мужчины-агендеры - через оппози-
ционирование себя по отношению к обществу. Наименее выраженным является тип рефлексии «Социально-значимые роли», что говорит о нежелании женщин-агендеров и мужчин-агендеров позиционировать себя как часть общества, нежелании и/или невозможности интегрироваться и соответствовать общественно принятым нормам.
В ходе проведения методики личностного семантического дифференциала в модификации И.С. Клециной удалось выявить, что в контексте личностных факторов женщины-агендеры характеризуются меньшей силой личности по сравнению с женщинами-цисгендерами, что говорит о женщи-нах-агендерах как о менее активных, более склонных к замкнутости и скованности, а также о том, что они склонны больше рассчитывать на помощь других, нежели на себя. У женщин-агендеров также меньше выражена эмпатийность по сравнению с женщинами-цисгендерами, что свидетельствует о том, что женщины-агендеры менее склонны вчувствоваться в переживания другого, сочувствовать ему и более сдержанны в проявлении своих эмоций. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что у жен-щин-агендеров по сравнению с женщинами-цисгендерами меньше выражена феминность, а у мужчин-агендеров по сравнению с мужчинами-цисгендерами - маскулинность, что говорит о меньшей ориентации женщин-агендеров и мужчин-агендеров на традиционно женские и традиционно мужские качества соответственно. Также у женщин-агендеров по сравнению с женщинами-цисгендерами меньше выражена андрогинность, что свидетельствует о меньшей ориентации и на ген-дерно-нейтральные качества. В ходе исследования было также установлено, что в контексте личностных факторов у женщин-агендеров по сравнению с мужчинами-агендерами больше выражена фемин-ность, а у мужчин-агендеров по сравнению с жен-щинами-агендерами - маскулинность, что подтверждает гипотезу о том, что, несмотря на наличие агендерной идентичности, у женщин-агендеров присутствует выраженная ориентация на традиционно женские качества, а у мужчин-агендеров - ориентация на традиционно мужские качества.
Подведя итог, можно сказать, что самосознание женщин-агендеров и мужчин-агендеров характеризуется замкнутостью на себе и своих проблемах, неприятием общественных норм и ценностей и может различаться по признаку биологического пола: мужчины-агендеры склонны позиционировать себя через оппозицию по отношению к обществу, жен-щины-агендеры - через самоуничижение; также, несмотря на агендерную идентичность, у женщин-агендеров в самосознании присутствует выраженная ориентация на традиционно женские качества, у мужчин-агендеров - на традиционно мужские.
Список литературы:
1. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
2. Болотова А.К., Башкин Е.Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология. -2009. - № 1. - С. 19-27.
www.sibac.info
3. Даймонд М. Пол и гендер - это не одно и то же // Развитие личности. - 2013. - № 2. - С. 205-214.
4. Иванченко С.Н. Трансгендерность, гендерная идентичность и гендерные стереотипы // Психологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 56 - 66.
5. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии - 2003. - № 1. - С. 61-78.
6. Кон И.С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Андрология и генитальная медицина. - 2004. - № 1. - С. 31-
7. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Прометей, 2014. - 1090 с.
8. Мухина В.С., Денисов А.А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: гендерные различия // Развитие личности. - 2002. - № 1. - С. 119-136.
9. Степанова Л.Г. Особенности формирования гендерной идентичности современных юношей и девушек в контексте социально-психологического развития личности // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. -С. 1-10.
10. Enke A. Transfeminist Perspectives in and beyond Transgender and Gender Studies. - PA.: Temple University Press, 2012. - 268 p.
11. Schilt K., Westbrook L. Doing Gender, doing Heteronormativity: «Gender Normals», Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality // Gender and Society. - 2009. - № 4. - P. 440-464.
34.