Научная статья на тему 'К вопросу трансгендерности в современном спорте'

К вопросу трансгендерности в современном спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1001
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ / ТРАНСГЕНДЕРНОСТЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ATHLETES / GENDER IDENTIFICATION OF PERSONALITY TYPES / TRANSGENDER / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Олейник Елена Анатольевна, Бугаевский Константин Анатольевич

В статье представлено рассмотрение вопроса сегодняшней ситуации, с участием людей-трансгендеров, в спортивных соревнованиях разного уровня. Также, приведены результаты анкетирования студентов-спортсменов и студентов-психологов, по вопросу трансгендерности и трансгендеров в современном спорте и анализ полученных результатов этого исследования. Установлено, что респонденты, разделились практически поровну, в вопросе позитивного и негативного отношения к участию спортсменов-трансгендеров в соревнованиях. При этом, спортсменки-биологические женщины, крайне негативно относятся к участию спортсменок-трансгендеров MtF, как биологических мужчин, в соревнованиях женщин, видя в них потенциальных конкурентов, с большими шансами на победу. Спортсмены, биологические мужчины, не видят проблем в участии женщин-трансгендеров (FtM) в совместных соревнованиях с мужчинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Олейник Елена Анатольевна, Бугаевский Константин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of transgenderism in modern sports

The article presents a discussion of the current situation with the participation of transgender people in sports competitions at various levels. Also, the results of a survey of student athletes and student psychologists on the issue of transgender and transgender people in modern sports and an analysis of the results of this study are presented. It was found that the respondents were divided almost equally on the issue of positive and negative attitudes towards the participation of transgender athletes in competitions. At the same time, biological female athletes have a very negative attitude towards the participation of MtF transgender athletes, as biologic men, in women's competitions, seeing them as potential competitors, with great chances of victory. Athletes, biological men, see no problem in the participation of Transgender Women (FtM) in joint competitions with men.

Текст научной работы на тему «К вопросу трансгендерности в современном спорте»

ЛИТЕРАТУРА

1. Спортивное питание и его виды / В. А. Ковтун, Ю.О. Аверясова, С.Ю. Витько, Е.С. Бар-ковский // Психология спорта: актуальные вызовы и путь развития : материалы научно-практической конференции с международным участием. - Москва : Буки Веди, 2018. - С. 168-172.

2. Нуцалов, Н.М. Исследование средств, определяющих уровень развития общей выносливости / Н.М. Нуцалов, Е.С. Барковский // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научно-практической конференции. -Москва, 2019. - С. 225-228.

3. Формирование психологии победителя у юных спортсменов в различных видах спорта / К.А. Петровская, Ю.О. Аверясова, Е.С. Барковский, Ю.А. Польщикова // Психология спорта: актуальные вызовы и путь развития : материалы научно-практической конференции с международным участием. - Москва, 2018. - С. 139-143.

4. Сводный отчет 5-ФК за 2018 год (xlsm, 580 Kb). — URL : https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/SVOD-otchet5FK_2018.xlsm (дата обращения: 20.03.2019).

5. Щенникова, М.Ю. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и направления развития / М.Ю. Щенникова, С.И. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 203-211.

6. Юдашкина, Е.Е. Стратегическое планирование социально-экономических процессов на основе когнитивного подхода / Е.Е. Юдашкина, А. Л. Никазаченко, К.А. Лебедев // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-2 (85). - С. 1062-1065.

REFERENCES

1. Kovtun, V.A., Averyasova, Yu.O., Vitko, C.S. and Barkovsky, E.S. (2018), "Sports nutrition and its types", materials of the scientific and practical conference with international participation. Psychology of sport: Current challenges and the way of development, Moscow, рp. 168-172.

2. Nutsalov, N.M. and Barkovsky, E.S. (2019), "Research of means determining the level of development of General endurance", materials of the International scientific and practical conference. Physical culture, sports, tourism: innovative projects and best practices, Moscow, рp. 225-228.

3. Petrovskaya, K.A., Averyasova, Yu.O., Barkovsky, E.S. and Polschikova, YuA. (2018), "Formation of the winner's psychology in young athletes in various sports", materials of the scientific and practical conference with international participation. Psychology of sport: current challenges and the way of development, Moscow, рp. 139-143.

4. 5-FC summary report for 2018 (xlsm, 580 Kb), available at: https://www.min-sport.gov.ru/2019/doc/SV0D-otchet5FK_2018.xlsm.

5. Schennikova, M.Yu. and Petrov, S.I. (2017), "Training for sports: current state and directions of development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (147), рp. 203-211.

6. Yudashkina, E.E., Nikazachenko, A.L. and Lebedev, K.A. (2017), "Strategic planning of socioeconomic processes based on the cognitive approach", Economics and entrepreneurship, No. 8-2(85), рp. 1062-1065.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2020

УДК 796.01

К ВОПРОСУ ТРАНСГЕНДЕРНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ

Елена Анатольевна Олейник, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.

Лесгафта, Санкт-Петербург; Константин Анатольевич Бугаевский, кандидат медицинских наук, доцент, Черноморский национальный университет имени Петра

Могилы, г. Николаев, Украина

Аннотация

В статье представлено рассмотрение вопроса сегодняшней ситуации, с участием людей-трансгендеров, в спортивных соревнованиях разного уровня. Также, приведены результаты

анкетирования студентов-спортсменов и студентов-психологов, по вопросу трансгендерности и трансгендеров в современном спорте и анализ полученных результатов этого исследования. Установ -лено, что респонденты, разделились практически поровну, в вопросе позитивного и негативного отношения к участию спортсменов-трансгендеров в соревнованиях. При этом, спортсменки-биологи-ческие женщины, крайне негативно относятся к участию спортсменок-трансгендеров MtF, как биологических мужчин, в соревнованиях женщин, видя в них потенциальных конкурентов, с большими шансами на победу. Спортсмены, биологические мужчины, не видят проблем в участии жен-щин-трансгендеров (FtM) в совместных соревнованиях с мужчинами.

Ключевые слова: спортсмены, гендерная идентификация типов личности, трансгендер-ность, анкетирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p304-311

ON THE ISSUE OF TRANSGENDERISM IN MODERN SPORTS

Elena Anatolyevna Oleynik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia, St. Petersburg; Konstantin Anatolyevich Bugaevsky, the candidate of medical sciences,

senior lecturer, The Petro Mohyla Black Sea State University, Nikolaev, Ukraine

Abstract

The article presents a discussion of the current situation with the participation of transgender people in sports competitions at various levels. Also, the results of a survey of student athletes and student psychologists on the issue of transgender and transgender people in modern sports and an analysis of the results of this study are presented. It was found that the respondents were divided almost equally on the issue of positive and negative attitudes towards the participation of transgender athletes in competitions. At the same time, biological female athletes have a very negative attitude towards the participation of MtF transgender athletes, as biologic men, in women's competitions, seeing them as potential competitors, with great chances of victory. Athletes, biological men, see no problem in the participation of Transgender Women (FtM) in joint competitions with men.

Keywords: athletes, gender identification of personality types, transgender, questioning.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в современном спорте, в т.ч. и в спорте высших достижений, появилась и неуклонно прогрессирует проблема участия спортсменов-трансгендеров в соревнованиях разного уровня, вплоть до континентальных и мировых чемпионатов, Олимпийских игр [1, 9-13]. Проблема людей-трансгендеров из социальной, культурной, религиозной, психологической на уровне многочисленных научных дискуссий и «горячих» тем средств массовой информации, перешла в практическую реальную плоскость спорта, где спортивным функционерам разного уровня понадобилось быстро и конкретно ответить спортивному сообществу на непростые вызовы сегодняшнего дня в мировом спорте. Эта трудная работа, с привлечением клинических и спортивных психологов, генетиков, биохимиков, врачей эндокринологов и гинекологов, юристов и специалистов многих других направлений, продолжается и сегодня, однако не принесла пока чёткого, однозначного, принятого всеми, ответа на вопрос о статусе спортсменов-трансгендеров в современном спорте [1, 5, 8-13]. Тем не менее, к числу успехов, в разрешении предмета трансгендерности в социуме, медицине, психологии и спорте, несомненно можно отнести следующее -это исключение вопросов трансгендерности из разделов психиатрических заболеваний, и отнесение их в раздел психологических проблем человека [3, 5, 10-13]. Это решает множество социальных, правовых и медицинских вопросов по данной проблематике. МОК (Международный Олимпийский Комитет), хоть и не сразу, но все же, пересмотрел свои требования к диагностике, коррекции и определению трансгендерности в спорте, отменив требования по проведению операции по смене пола, принудительный приём гормональных препаратов, определение медицинским, в т.ч. и лабораторно/генетическим путём, половой

принадлежности спортсменов/спортсменок, а также пересмотрев уровень тестостерона в крови у спортсменок, учитывая проблему, наличия у ряда из них явлений гиперандрогении разного генеза [3, 5, 8, 10-13]. Ранее, в международной классификации болезней (МКБ-10), трансгендерность рассматривалась как расстройство гендерной идентичности, и рассматривалось как психическое и поведенческое расстройство, но с 25 мая 2019 года, решением ВОЗ это отменено [3, 5, 10-13]. В последней версии Международной классификации болезней (МКБ-11), которая вступит в силу с января 2022 года, говорится, что трансгендер-ность используется для описания людей, чья гендерная идентичность отличается от пола, зафиксированного при рождении [3, 5, 10-13]. Процесс их адаптации не только в социуме, вообще, но и в спортивной семье, осложняется тем, что в современной науке, не выработана ещё, до конца, современная терминология и классификация трансгендерности и лю-дей-трансгендеров. Специальная литература по этому вопросу, изобилует многообразными терминами, которых уже несколько десятков, что путает и вводит, порой, в заблуждение и жаркие споры, не только неспециалистов, но и даже учёных, занимающихся проблемой трансгендеров и трансгендерности [1-13]. Вот, к примеру, небольшая часть из них: агендер, андроген, бигендер, цисгендерность/цисгендер-женщина/мужчина, Female to Male (FtM), Male to Female (MtF), гендер-флюид (Gender-Fluid), телесная дисфория, психический пол и множество других [3-6, 10-13].

С целью правильного понимания специальной терминологии, которая будет применена в данной статье, хотелось бы привести ряд дефиниций и, наиболее часто употребляемых терминов, которые будут применены нами, для описания и характеристик спортсме-нов-трансгендеров, со ссылкой, на ряд современных, авторитетных (по нашему мнению) источников. Осознанно опуская трактовку таких дефиниций, как «пол» и «гендер», чтобы не усложнять и не «отягощать» основные моменты исследования, представленные в этой статье, начать, хотелось бы, с объяснения самого термина «трансгендерность». Итак, «Трансгендерность - это несовпадение гендерной идентичности (внутренних психологических ощущений) или гендерного выражения человека с зарегистрированным при рождении полом [4, 9, 12, 13]. Другими словами - «Трансгендерность - это несовпадение тендерной самоидентификации человека по отношению к его биологическому полу». Мы считаем, что в этом вопросе, ключевым моментом, является понятие «самоидентификация», т.е., как сам человек, на своём психологическом уровне, оценивает сам себя. И, человек, в теле мужчины и/или женщины, находящийся на любой стадии пути, своей гендерной самоидентификации, должен сам определить и проговорить/донести до других людей и/или организаций, что он именно такой, а не другой. Это сегодня положено в основание того, что МОК и ряд спортивных федераций мира требуют от спортсмена-трансгендера своевременного письменного заявления об этом [4, 9, 12, 13].

Если не вдаваться в глубины психологической и других наук, условно, можно выделить 2 большие группы: мужчин, ощущающих себя женщинами, и женщин, которые ощущают себя мужчинами. Отсюда и манеры поведения, предпочтительный род деятельности и множество, взаимосвязанных с этим, поступков. Поэтому, нам представилось возможным, выбрать для нашего исследования, два термина: Female to Male (FtM), или биологические (по полу) женщины, считающие себя мужчинами, и - Male to Female (MtF), биологические (по полу) мужчины, психологически, отождествляющие себя с женщинами. Имеющаяся статистика свидетельствует о доминировании в современном спорте высших достижений MtF-трансгендерных спортсменов и, незначительно (пока) количество FtM спортсменов-трансгендеров с небольшим количеством побед в профессиональном спорте [4, 9, 12, 13].

Male to Female (MtF), или «из мужчины в женщину», термин, в общих чертах, говорящий о векторе движения (перехода) данной личности в настоящий момент. Чаще всего, это представители биологически мужского пола с множеством его составляющих, но психологически отожествляющих себя с женщиной. И, хотя, этот термин, как и

противоположный, активно оспаривается и осуждается разными группами и течениями, живущими этими проблемами, всё же он, в нашем понимании, удобен и понятен, для материалов данной статьи [4, 9, 12, 13]. И, в свою очередь, обратный предыдущему, термин Female to Male (FtM), или «из женщины в мужчину», указывает на переход от «женской» сущности, в «мужскую» [4, 9, 12, 13]. Термин «цисгендер» или «цисгендерность» (от лат. «ds» - «по эту сторону» и англ. «gender» - гендер), согласно «Словарю гендерных терминов», это гендерная идентичность, обозначающая людей, чей социальный пол (гендер) совпадает с биологической полом» [4, 9, 12, 13].

Цель исследования: по результатам проведённого анкетирования и расширенного интервьюирования, провести анализ гендерной социализации спортсменов-трансгенде-ров, в современном спорте.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было проведено в феврале-марте 2020 года, с привлечением к нему 293 студентов спортивных вузов и 206 студентов отделения психологии, всего 499 человек - лиц мужского и женского пола. Для выявления мнения респондентов по исследуемому вопросу, специально, была разработана авторская анкета по изучению различных аспектов феномена трансгендерности в спорте (авторы: Бугаевский К. А., Олейник Е. А., 2020©), содержащая 26 вопросов. В анкете реализовывалась возможность дополнительных расширенных комментариев. В ней использовалась балльная система оценивания ответа на вопрос и приведены критерии общей итоговой оценки полученных результатов проведённого анкетирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После проведения анкетирования и дополнительного, расширенного интервьюирования, и последующего их анализа в группе студентов-спортсменов и студентов-психологов были получены следующие статистические результаты. Так, в таблице 1, представлено отношение студентов-психологов (n=206), к вопросу изучения трансгендерности и спортс-менов-трансгендеров в спорте:

Таблица 1 - Результаты анкетирования студентов-психологов

Название показателя Юноши (n=87) Девушки (n=119)

Положительное / высоко-толерантное отношение 11 (12,64%) 35 (29,41%)

Средне-толерантное отношение 23 (26,44%) 23 (19,33%)

Низко-толерантное отношение 17 (19,54%) 21 (17,65%)

Негативное отношение 15 (17,24%) 27 (22,69%)

Резко негативное отношение 18 (20,69%) 9 (7,56%)

Безразличное отношение 3 (3,45%) 4 (3,36%)

По результатам обработки и анализа полученных результатов анкетирования, в группе студентов-психологов (п=206), со стороны студенток, определено более толерантное отношение к проблеме трансгендерности в спорте - 58 (48,74%), чем у студентов-психологов - 34 (39,08%). Отрицательное отношение (низко-толерантное, негативное и резко-негативное), проявили 57 (47,90%) студенток-психологов и 50 (57,47%) студентов-психологов. Обращает на себя внимание факт практически равного числа студенток-психологов, которые почти равно, как позитивно, так и негативно, оценили участие спортсменов-транс-гендеров в спортивных соревнованиях разного уровня.

Анализ результатов отношения респондентов спортсменов выявил, что девушки-спортсменки более толерантные к вопросам трансгендерности в спорте, чем юноши. Своё позитивное (высоко и средне-толерантное отношение) проявили 83 (56,46%) девушки-спортсменки и 68 (46,58%) юношей-спортсменов. Негативное отношение к изучаемому вопросу проявили 62 (42,18%) девушек и 71 (48,63%) юноши-спортсмена. Безразличное отношение проявили 9 человек.

В таблице 2, представлены данные опроса студентов-спортсменов (n=293) по их отношению к вопросам трансгендерности и участия спортсменов-трансгендеров в современном спорте.

Таблица 2 - Результаты анкетирования студентов-спортсменов

Название показателя Юноши (n=146) Девушки (n=147)

Положительное / высоко-толерантное отношение 12 (8,22%) 7 (4,6%)

Средне-толерантное отношение 56 (38,36%) 76 (51,70%)

Низко-толерантное отношение 47 (32,19%) 36 (24,49%)

Негативное отношение 19 (13,01%) 12 (8,16%)

Резко негативное отношение 5 (3,43%) 14 (9,52%)

Безразличное отношение 7 (4,79%) 2 (1,36%)

Результаты оценивания степени отношения к проблеме трансгендерности в спорте по всем студентам, участвовавших в опросе, в группах юношей и девушек представлены в таблице 3:

Таблица 3 - Результаты анкетирования юношей и девушек

Название показателя Юноши (n=233) Девушки (n=266)

Положительное / высоко-толерантное отношение 23 (9,87%) 42 (15,79%)

Средне-толерантное отношение 79 (33,91%) 99 (37,22%)

Низко-толерантное отношение 64 (27,47%) 58 (21,81%)

Негативное отношение 34 (14,59%) 39 (14,66%)

Резко негативное отношение 23 (9,87%) 23 (8,65%)

Безразличное отношение 10 (4,29%) 5 (1,87%)

Как следует из полученных результатов, девушки более толерантны, по сравнению с юношами, в допущении участия в спорте спортсменов-трансгендеров. Общее число позитивного отношения (высоко и средне-толерантное) к проблеме трансгендерности, было определено у 141 (53,01%) респондентки и у 102 (43,78%) юношей, принявших участие в анкетировании. При этом, отрицательное (низко-толерантное, негативное и резко негативное) отношение по изучаемому вопросу проявили 120 (45,11%) всех девушек-студенток, что меньше, чем у юношей - 121 (51,93%) в процентном отношении, но равное по числу респондентов, давших негативное оценивание изучаемой проблемы. Безразличное отношение к вопросу участия спортсменов-трансгендеров в соревнованиях было определено у 15 респондентов, причем юношей было в 2 раза больше.

Результаты оценивания отношения к вопросу трансгендерности в современном спорте, всех студентов, как психологов, так и спортсменов, представлены в табл. 4:

Таблица 4 - Совокупные результаты социологического опроса отношения к трансгендер-ности в спорте__

Название показателя Общее количество человек (n=499)

Положительное / высоко-толерантное отношение 65 (13,03%)

Средне-толерантное отношение 178 (35,66%)

Низко-толерантное отношение 122 (24,45%)

Негативное отношение 73 (14,63%)

Резко негативное отношение 46 (9,22%)

Безразличное отношение 15 (3,01%)

При анализе обобщенных данных анкетирования, охватывающего всех студентов (п=499), как юношей, так и девушек, было установлено, что высоко и средне-толерантное отношение к проблеме трансгендерности в спорте, присутствует у 243 (48,70%) студентов. Отрицательное отношение (низко-толерантное, негативное и резко негативное) суммарно было определено у 241 (48,30%) респондентов. Отсутствие интереса к данной проблеме определено лишь у 15 (3,01%) респондентов. По сути, практически в равной степени, студенты выразили свое мнение по отношению к проблеме трансгендерности в современном спорте. Тем не менее, полученные данные свидетельствуют, что проблема трансгендерно-сти в спорте существует, и активно затрагивает современных молодых людей,

рассматривающих её через призму как психологической оценки, так и в сфере активного занятия спортом, в реалиях сегодняшнего дня.

При проведении дополнительного расширенного интервьюирования, проводимого параллельно с анкетированием, было установлено, что почти половина положительных ответов, как у юношей, так и у девушек, в вопросе участия спортсменов-трансгендеров в спорте, обусловлена психологической установкой молодёжи в вопросе, обусловленной наличием в их среде убеждения «Моё тело - моё дело».

В тоже время, никто из опрошенных, в реальности, никогда не сталкивался как с людьми-трансгендерами, так и не участвовал в соревнованиях вместе со спортсменами-трансгендерами. При этом, юноши-спортсмены не видят никакой проблемы, что вместе с ними, в соревнованиях будут участвовать спортсменки-трансгендеры (Р1М), считая их, заведомо более слабыми и не конкурентно способными. У девушек-спортсменок иная картина. Виртуально допуская право каждой личности на самоопределение, в т.ч. и в вопросе своей гендерной самоидентификации, на практике, они, в своём подавляющем большинстве, не хотели бы соревноваться ни на каком уровне с соперницами-трансгендерами (М£Р), считая их более физически сильными, по сравнению с биологическими женщинами-спортсменками.

ВЫВОДЫ

1. Проведение данного исследования однозначно показало, что проблема трансген-дерности и спортсменов-трансгендеров весьма актуальна и обсуждаема как в спортивной, так и молодёжной, студенческой среде.

2. Студенты, как спортсмены, так и психологи, практически равно, как положительно, так и негативно относятся к проблеме трансгендерности в современном спорте.

3. Как юноши, так и девушки-студенты, допускают почти в половине своих ответов, участие в спортивных соревнованиях, спортсменов-трансгендеров.

4. В то же время, респонденты достаточно активно демонстрируют своё негативное отношение к участию соревнованиях их соперниц/соперников-трансгендеров, мотивируя это (в основном - девушки-студентки) желание участвовать в соревнованиях с биологическими, равными им женщинами-спортсменками, чем с мужчинами-трансгендерами (М£Р).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бугаевский, К.А. Изучение показателей гендерной идентификации типа личности и полового диморфизма у спортсменок в ряде видов спорта / К.А. Бугаевский // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск, 2017. - С. 41-47.

2. Ворожбитова, А. Л. Гендер в спортивной деятельности : учебное пособие / А.Л. Ворож-битова. - Москва : ФЛИНТА : Наука, 2010. - 216 с.

3. Егорова, А.В. Гендерные стереотипы в области «женских» видов спорта / А.В. Егорова, Е.-М.Н. Стоянова // Гендерные отношения в мире глобализации вызовы и перспективы : материалы международной научно-практической конференции студентов. - Тверь, 2019. - С. 120-122.

4. Купарашвили, М. Д. Гендер и трансгендер в системе пола / М. Д. Купарашвили, М.С. Вет-рова-Деглан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 10 (84), ч. 2. - С. 77-81.

5. Скобликова, Т.В. Проблема гендерной дифференциации в спорте / Т.В. Скобликова, М.Г. Подболотова // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2015. - С. 458-459.

6. Соболева, Т.С. Пол, тендер, маскулинность и женский спорт / Т.С. Соболева, Т.Д. Азартных, Д.В. Соболев // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 158-162.

7. Тарасевич, Е.А. Гендерные отличия спортсменов в различных классификационных группах видов спорта и спортивных дисциплин / Е.А. Тарасевич // Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2016. - № 2 (52). - С. 117-120.

8. Ткачук, М.Г. Исследование полового хроматина у женщин-спортсменок / М.Г. Ткачук, Е.А. Олейник // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 83-86.

9. Усольцева, A.A. Представления о гендерной идентичности профессиональных спортсменок и девушек, профессионально не занимающихся спортом / А.А. Усольцева // Russian Journal of Education and Psychology. - 2014. - № 9 (41). - URL : http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/3683 (дата обращения: 01.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Чистякова, М.А. Проблемы и противоречия в вопросах гендерного равенства в спорте / М.А. Чистякова, А.П. Шишкин // Вестник Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко. Физическое воспитание, спорт и здоровье человека. - 2019. - Вып. 12. - С. 93-98. -URL : http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vkpnui_fv_2019_12_19 (дата обращения: 01.01.2020).

11. Carroll, J.H. The inclusion of transgender students in United States school-based athletics / J.H. Carroll // Routledge handbook of sport, gender and sexuality / Hargreaves J., Anderson E., editors. - London and New York : Routledge, 2014. - P. 367-375.

12. Differences in personality traits between male-to-female and female-to-male gender identity disorder subjects / E. Miyajima, N. Taira, M. Koda, T. Kondo // Psychiatry Research. - 2014. - Vol. 220. -No. 1-2. - P. 496-499.

13. Gender verification and gender policies in elite sport: eligibility and "fair play"/ C.F. Sullivan // J Sport Social Iss. - 2011. - Vol. 35 (4). - P. 400-419.

REFERENCES

1. Bugaevsky, K.A. (2017), "Studying indicators of gender identification of personality type and sexual dimorphism in athletes in a number of sports", Promising areas in the field of physical education, sports and tourism: materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference, Nizhnevartovsk, pp. 269-274.

2. Vorozhbitova, A.L. (2010), Gender in sports: training manual, FLINT, Nauka, Moscow.

3. Egorova, A.V. and Stoyanova, E.-M.N. (2019), "Gender stereotypes in the field of "female" sports", Gender Relations in the World of Globalization Challenges and Perspectives: Materials of the International Scientific and Practical Conference of Students, Tver, pp. 120-122.

4. Kuparashvili, M.D. and Vetrova-Deglan, M.S. (2017), "Gender and transgender in the sex system", Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art studies. theory and practice issues, No. 10 (84), Part 2, pp. 77-81.

5. Skoblikova, T.V. and Podbolotova, M.G. (2015), "The problem of gender differentiation in sports", Development of modern education: theory, methodology and practice: materials of the VI Intern. scientific-practical conf., Interactive Plus, Cheboksary, pp. 458-459.

6. Soboleva, T.S., Azartnykh, T.D. and Sobolev, D.V. (2013), "Gender, Masculinity and Women's Sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (104), pp. 158-162.

7. Tarasevich, E.A. (2016), "Gender differences of athletes in various classification groups of sports and sports disciplines", Slobozhanskyi science-sports newsletter, No. 2 (52), pp. 117-120.

8. Tkachuk, M.G. and Oleynik E.A. (2006), "The study of sex chromatin in women athletes" Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 20, pp. 83-86.

9. Usoltseva, A.A. (2014), "Representations of the gender identity of professional athletes and girls who are not professionally involved in sports", Russian Journal of Education and Psychology, No. 9 (41), available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/3683.

10. Chistyakova, M.A., Shishkin, A.P. (2019), "Problems and contradictions in issues of gender equality in sports", The Herald of Kamenetz-Podolsky National University named after Ivan Ogienko. Physical education, sports and human health, Issue 12, pp. 93-98, available at: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vkpnui_fv_2019_12_19.

11. Carroll, J.H. (2014), "The inclusion of transgender students in United States school-based athletics", in: Hargreaves J, Anderson E, editors. Routledge handbook of sport, gender and sexuality, Routledge London and New York, pp. 367-375.

12. Miyajima, E., Taira, N., Koda, M. and Kondo, T. (2014), "Differences in personality traits between male-to-female and female-to-male gender identity disorder subjects", Psychiatry Research, Vol. 220, No. 1-2, pp. 496-499.

13. Sullivan, C.F. (2011), "Gender verification and gender policies in elite sport: eligibility and "fair play", J Sport Social Iss., Vol. 35(4), pp. 400-419.

Контактная информация: asmcode@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2020

УДК 378.178

МОТИВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ В ВУЗЕ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Сергей Александрович Печерский, кандидат психологических наук, доцент, Николай Васильевич Славинский, кандидат юридических наук, доцент, Михаил Михайлович Омельченко, старший преподаватель, Андрей Викторович Служителев,

преподаватель, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар;

Александр Александрович Свирид, преподаватель, Кубанский государственный

университет, г. Краснодар

Аннотация

Рассматривается значение мотивационного климата на занятиях физической культурой и спортом как фактора повышения качества высшего образования. Цель исследования - создание благоприятного мотивационного климата в среде студенческой молодёжи занимающейся физической культурой и спортом. Задачи исследования: 1. На основе анализа научно-методической литературы и обобщения практического опыта педагогов и тренеров высшей школы сформулировать рекомендации по улучшению мотивационного климата. 2. Доказать эффективность данных рекомендаций. В качестве критерия их эффективности использовался показатель посещаемости студентами элективных курсов по физической культуре и спорту до и после внедрения рекомендаций в практику, в конце и начале учебного семестра.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, мотивационный климат, управление мотивацией.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p311-313

MOTIVATIONAL CLIMATE AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Sergey Alexandrovich Pechersky, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nikolai Vasilievich Slavinsky, candidate of legal sciences, senior lecturer, Mikhail Mikhailovich Omelchenko, the senior teacher, Andrey Viktorovich Sluzhitelev, the teacher, Kuban State Agrarian University, Krasnodar; Alexander Alexandrovich Svirid, the teacher, Kuban State

University, Krasnodar

Abstract

The article considers the importance of the motivational climate in physical education and sports as a factor for improving the quality of higher education. The purpose of the study is to create a favorable motivational climate among students engaged in physical culture and sports. Research objectives: 1. Based on the analysis of the scientific and methodological literature and generalization of the practical experience of teachers and coaches of higher education, to formulate recommendations for improving the motivational climate. 2. Prove the effectiveness of these recommendations. As a criterion for their effectiveness, the indicator of students ' attendance at elective courses in physical culture and sports before and after the implementation of the recommendations in practice, at the end and beginning of the academic semester was used.

Keywords: physical culture and sport, motivational climate, management of motivation.

Одной из первостепенных задач государства в области социальной политики, является забота о здоровье населения. В значительной степени, она может решаться через физическое воспитание подрастающего поколения, студенческой молодёжи.

В решении задач, поставленных высшей школой перед специалистами по физической культуре и спорту, значимую роль играет управление процессом формирования мотивации своих подопечных [1, 3]. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем моральные, интеллектуальные, физические и волевые усилия, связанные с достижением цели [2, 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.