Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И МОРАЛЬНОЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И МОРАЛЬНОЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / SELF-REGULATION OF BEHAVIOR / MORAL AND ETHICAL RESPONSIBILITY / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Антонина Петровна, Платонова Марина Сергеевна

В условиях распространения коронавирусной инфекции возникает необходимость в сильных личностях, способных управлять своим эмоциональным состоянием, быстро и обдуманно принимать трудные решения, брать на себя ответственность, обеспечивать действенное сотрудничество отдельных людей друг с другом. В связи с этим, нами была определена цель исследования: изучить и выявить особенности саморегуляции поведения и морально-этической ответственности студенческой молодежи. Результаты проведенного исследования показали, что для студентов характерны: неуверенность в себе в динамических ситуациях; трудное привыкание к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни, а также неспособность быстро и своевременно планировать действие и поведение, выделять значимые действия. Однако, они исполнительны, ответственны, готовы к самопожертвованию, способны оказать помощь другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елисеева Антонина Петровна, Платонова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-DETERMINATION OF BEHAVIOR AND MORAL AND ETHICAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS

In the context of the spread of coronavirus infection, there is a need for strong individuals who are able to manage their emotional state, quickly and deliberately make difficult decisions, take responsibility, and ensure effective cooperation of individuals with each other. In this regard, we determined the purpose of the study: to study and identify the features of self-regulation of behavior and moral and ethical responsibility of students. The results of the study showed that students are characterized by: self-doubt in dynamic situations; difficult habituation to changes in life, to changes in the environment and lifestyle, as well as the inability to quickly and timely plan actions and behavior, highlight significant actions. However, they are executive, responsible, ready for self-sacrifice, able to help others.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И МОРАЛЬНОЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Lesgafta, No. 8 (174), рр. 37-40.

2. Grishina, N. V. (2008), Psychology of conflict, Peter, St. Petersburg.

3. Korzhova, E.Yu. (2006), Psychology of human life orientations, publishing house Russian State University of Economics, St. Petersburg.

4. Kuteinikov, A.N. (2008), Mathematical methods in psychology: textbook, Rech, St. Petersburg.

5. Shevandrin, N.I. (1995), Social psychology in education: textbook. CH. 1. Conceptual and applied foundations of social psychology, VLADOS, Moscow.

Контактная информация: larisa.byankina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 13.08.2020

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И МОРАЛЬНО-

ЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Антонина Петровна Елисеева, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Сергеевна Платонова, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, г. Абакан

Аннотация

В условиях распространения коронавирусной инфекции возникает необходимость в сильных личностях, способных управлять своим эмоциональным состоянием, быстро и обдуманно принимать трудные решения, брать на себя ответственность, обеспечивать действенное сотрудничество отдельных людей друг с другом. В связи с этим, нами была определена цель исследования: изучить и выявить особенности саморегуляции поведения и морально-этической ответственности студенческой молодежи. Результаты проведенного исследования показали, что для студентов характерны: неуверенность в себе в динамических ситуациях; трудное привыкание к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни, а также неспособность быстро и своевременно планировать действие и поведение, выделять значимые действия. Однако, они исполнительны, ответственны, готовы к самопожертвованию, способны оказать помощь другим.

Ключевые слова: саморегуляция поведения, морально-этическая ответственность, студенческая молодежь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p353-357

FEATURES OF SELF-DETERMINATION OF BEHAVIOR AND MORAL AND ETHICAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS

Antonina Petrovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, senior, Marina Sergeevna Platonova, the senior lecturer, N.F. Katanov, Khakas State University, Institute of continuous

pedagogical education, Abakan

Abstract

In the context of the spread of coronavirus infection, there is a need for strong individuals who are able to manage their emotional state, quickly and deliberately make difficult decisions, take responsibility, and ensure effective cooperation of individuals with each other. In this regard, we determined the purpose of the study: to study and identify the features of self-regulation of behavior and moral and ethical responsibility of students. The results of the study showed that students are characterized by: self-doubt in dynamic situations; difficult habituation to changes in life, to changes in the environment and lifestyle, as well as the inability to quickly and timely plan actions and behavior, highlight significant actions. However, they are executive, responsible, ready for self-sacrifice, able to help others.

Keywords: self-regulation of behavior, moral and ethical responsibility, student youth.

ВВЕДЕНИЕ

Наше исследование было проведено в период пандемии. В данный отрезок времени население нашей страны находилось на самоизоляции, в учебных заведениях исполь-

зовалась дистанционная форма обучения. Все меры были направлены на то, чтобы остановить или свести до минимума распространение COVID-19. Несомненно, люди оказались в нестандартных для них условиях жизни, и были подвержены различным стрессовым ситуациям, и многое зависело от умения управлять своим эмоциональным состоянием, то есть воздействовать на самого себя и нести личностную ответственность за происходящее. Личностная ответственность рассматривается как осознаваемое явление, и мотивами деятельности становятся понимание ее необходимости и готовность действовать на благо другого человека, как зависимость собственной деятельности от общественных целей и ценностей [1].

На каждом члене нашего общества лежала ответственность за сохранения своего здоровья и окружающих людей, которая заключалась в соблюдении правил личной гигиены, масочного режима, избегания массовых мероприятий и т. д. Однако, в сложных ситуациях, люди начинают паниковать и часто ведут себя неадекватно. Современные междисциплинарные исследования показывают, что человек в критической ситуации, обычно, теряет контроль над своими когнитивными функциями, снижается способность к аналитическому мышлению, сужаются поля сознания, аффект становится неуправляемым и влияет на принятие решений, что может привести к негативным последствиям, как для отдельной личности, так и для социума в целом.

Саморегуляция - совокупность приемов и способов изменения человеком своего психофизиологического состояния, благодаря которому улучшаются психические и соматические функции тела [2]. Она предполагает осознанный целенаправленный характер действий человека по обеспечению физического и психического здоровья.

При принятии ответственности человек думает, как он способен сам управлять ситуацией, каков его индивидуальный вероятный вклад в решение трудных жизненных ситуаций, достижение цели. В предоставленной ситуации вероятны две стратегии: способность стремительно, автономно управлять и держать под контролем ситуацию, и за это время ответственность приписывается себе; доверие на наружную поддержку, и тогда ответственность ориентируется другому, это свойство личности ведомо в психологии как локус контроля [4].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели нами было проведено исследование на базе ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова». В исследовании участвовали студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.02 - Психолого-педагогического образования. Профиль: педагог-психолог, социальный педагог. Количество респондентов составило 96 человек 1-3 годов обучения, очной и заочной форм обучения, в возрасте от 18 до 30 лет.

Для выявления особенностей саморегуляции поведения студентов нами была использована методика А. К. Осницкого «Саморегуляция». С помощью методик «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» И. Г. Тимощука» и Опросника личностного симптомокомплекса ответственности И. А. Кочарян нами были выявлены особенности морально-этической ответственности студенческой молодежи.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления ведущих компонентов саморегуляции поведения студентов мы использовали опросник «Саморегуляция» А.К. Осницкого. Полученные результаты исследования приведены в таблице 1.

При исследовании саморегуляции поведения студентов было выявлено, что среди респондентов преобладают функциональные умения саморегуляции, которые заключаются в умении справляться со сложными заданиями, продумывать свои действия при их выполнении, доводить начатое дело до конца.

Таблица 1 - Характеристика компонентов саморегуляции поведения студентов

Компоненты саморегуляции Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

кол-во % кол-во % кол-во %

Структурно-компонентные умения 9 9 71 74 16 17

Функциональные умения 6 6 69 73 21 22

Личностно-стилевые особенности саморегуляции 26 27 62 65 8 8

Динамические характеристики саморегуляции 28 29 61 64 7 7

Далее среди испытуемых преобладают структурно-компонентные умения саморегуляции. Это является показателем того, что молодые люди умеют планировать свою деятельность, преодолевать возникающие трудности, находить различные способы решения заданий, способны к рефлексии своей деятельности. Менее выражены у опрошенных личностно-стилевые особенности саморегуляции. Это является показателем нерешительности, пассивности, зависимости, неуверенности в своих действиях, в перекладывании ответственности на других.

Наиболее слабо у студентов выражены динамические характеристики саморегуляции, это говорит о том, что они плохо адаптируются к новым условиям, им тяжело переключатся с одного вида деятельности на другой, фокусируются на своих ошибках, самостоятельно не могут принять решение.

Результаты исследования диагностики уровня морально-этической ответственности студенческой молодежи по методике «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» И. Г Тимощука приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Уровни морально-этической ответственности личности студентов

Шкалы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

кол-во % кол-во % кол-во %

Рефлексия на морально-этические ситуации 29 30 67 70 1 1

Интуиция в морально-этической сфере 10 10 68 71 18 19

Экзистенциальный аспект ответственности 45 47 48 50 3 3

Альтруистические эмоции 14 15 77 80 5 5

Морально-этические ценности 28 29 68 71 0 0

Общий уровень морально-этической ответственности 12 13 79 82 5 5

Анализ результатов, представленных в таблице 2, показал, что наиболее выражена шкала «Интуиция в морально-этической сфере», это говорит о том, что обучающиеся несут ответственность за свои поступки и совершенные действия. Шкалой, имеющей высокие показатели, является шкала «Альтруистические эмоции». Это свидетельствует о том, что молодые люди готовы оказать помощь ближнему, прийти на выручку в сложных жизненных ситуациях. Далее идут шкалы «Морально-этические ценности» и «Рефлексия на морально-этические ситуации». Опрошенные готовы возвращаться к конфликтным ситуациям и заново переживать отрицательные эмоции. Кроме того, для них значимы морально этические ценности. Низкие показатели наиболее выражены по шкале «Экзистенциальный аспект ответственности». Это внутренние принципы человека, на основании которых он берет на себя ответственность.

Большинство респондентов характеризуются средним уровнем ответственности -82%, высокий уровень ответственности характерен только для 5% опрошенных и выявлено 13% испытуемых с низким уровнем ответственности.

Результаты исследования диагностики личностного комплекса симптомов ответственности у обучающихся по методике «Опросник диагностики личностного симптомо-комплекса ответственности» И. А. Кочарян приведены в таблице 2.

Анализ результатов, представленных в таблице 3, показал, что наиболее выражена шкала «Этичность», то есть опрошенные ответственно подходят к выполнению какой-либо деятельности и понимают ее значимость, как для себя, так и для окружающих их людей.

Таблица 3 - Результаты диагностики личностного комплекса симптомов ответственности студентов_

Шкалы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

кол-во % кол-во % кол-во %

Принципиальность 20 21 68 71 8 9

Самоутверждение 22 23 62 64 12 13

Нормативность 27 29 66 79 3 3

Этичность 8 8 69 71 20 21

Самопожертвование 16 17 74 77 6 6

Следующей по значимости является шкала «Самопожертвование». Как правило, такие люди очень исполнительны, не нуждаются в контроле со стороны и пытаются взвалить на себя всю работу. Они склонны жертвовать своими интересами ради других. Далее идет шкала «Принципиальность», респонденты считают, что все значимые события, происходящие в их жизни, являются результатом их собственных действий, а значит ими можно управлять. Человек несет ответственность за происходящее с ним, но иной раз он может идти против морали. Следующей по значимости является шкала «Самоутверждение», которая показывает, что значительное количество происходящих событий в жизни респондентов также являются результатом их собственных действий; но при этом они пытаются уйти от ответственности, принимать ответственные решения, брать инициативу в свои руки, не вступать в конфликты с окружающими людьми. Самые низкие показатели были получены по шкале «Нормативность». Такие люди тревожны, пессимистичны, склонны к самоанализу и самокопанию, придерживаются установленных традиций, все новое воспринимают с опасением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование показало, что для студенческой молодежи характерны: неуверенность в себе в динамических ситуациях; трудное привыкание к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни, а также неспособность быстро и своевременно планировать действие и поведение, выделять значимые действия, принимать ответственные решения, проявлять инициативу. Стоит отметить, что они исполнительны, ответственны, готовы к самопожертвованию, способны в трудную минуту прийти на помощь. Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, в том числе студенческой молодежи к действиям в экстремальных ситуациях и требуют, прежде всего, формирование высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности. В связи с этим возникает необходимость формирования адаптивных стратегий поведения в студенческой среде. Данные ситуации характеризуются психической напряженностью, изменением самооценки и мотивации и нуждаются в психологической поддержке. Проведенное нами исследование было направленно на выявление личностных ресурсов студенческой молодежи, способной действовать в нестандартных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Муздыбаев, К. Психология ответственности. Значение ответственности для достижения успеха, справедливости, благополучия и выживания / К. Муздыбаев. - Москва : USSR, 2010. - 238 с.

2. Осницкий, А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности / А.К. Осницкий. - Москва : Логос, 2010. - 206 с.

3. Прыгин, Г.С. Индивидуально-типологические особенности субъектной саморегуляции : дис. ... д-ра психол. Наук / Прыгин Геннадий Самуилович. - Ижевск, 2015. -462 с.

REFERENCES

1. Muzdybaev, K. (2010), Psychology of responsibility. The importance of responsibility for achieving success, justice, prosperity and survival, USSR, Moscow.

2. Osnitsky, A. K. (2010), Self-Regulation of schoolboy activity and the formation of an active personality, Logos, Moscowro

3. Pry gin, G.S. (2015), Individual-typological features of subject self-regulation, dissertation, Izhevsk.

Контактная информация: antonina.elistony@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.08.2020

УДК 159.9.072

СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ С УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ И К МИРУ ПРИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНУЮ ЛЕНТУ О

COVID-19

Виктор Владимирович Ермолаев, кандидат психологических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, Москва; Юлия Воронцова, младший научный сотрудник, АО «Нейроком», Москва; Дария Камилевна Насонова, старший специалист-психофизиолог, ООО «Поликониус», Москва; Алена Ивановна Четверикова, главный специалист Службы безопасности, АО «Мособлэнерго», Москва

Аннотация

В статье представлены эмпирические данные о характере взаимосвязи показателей социальных страхов и уровня доверия людей к себе, миру и другим при разном уровне вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о COVID-19. Гипотеза исследования: увеличение интенсивности переживания социальных страхов связано со снижением уровня доверия. Выборка состояла из 212 человек. Методы: авторская анкета о степени вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о COVID-19; опросник «Социальные страхи» и методика изучения доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе. Выводы: 1) У лиц, активно вовлеченных в контент информационно-новостной ленты о COVID-19, наблюдается нарушение единства системы доверия к себе и к миру, обуславливаемое непропорциональностью этих уровней доверия, а именно, более выраженным доверием к другим как источнику информации об опасности. Увеличение интенсивности страха при просмотре новостей о COVID-19 связано со снижением доверия к миру в целом. При этом, в состоянии переживания страха при просмотре новостей, доверие к другим как к источнику информации о COVID-19 не снижается. 2) Включенность в новостную ленту о COVID-19 связана с возникновением социальных страхов, интенсивность переживания которых, в свою очередь, связана со снижением уровня доверия к себе и к миру. Люди могут ошибаться относительно саморефлексии при оценке доверия информации. 3) Лица, вовлеченные в новости о COVID-19, попадают в замкнутый круг цикруляции страха. С одной стороны, изначально не пребывая в состоянии страха, но испытывая интерес к информации о предмете страха, человек вовлекается в новостную ленту с закономерным ростом интенсивности переживания страха. С другой стороны, пребывая в состоянии страха, человек в желании установления контроля над опасной ситуацией, еще более вовлекается в новостную ленту, усиливая интенсивность переживания состояния страха.

Ключевые слова: социальные страхи, уровень доверия, доверие к себе, доверие к другим, доверие к миру, COVID-19, коронавирус, новости, новостная лента.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p357-364

CORRELATIONS OF SOCIAL FEARS, TRUST IN YOURSELF AND TRUST TO THE WORLD ASSOCIATED WITH VIEWING NEWS ABOUT COVID-19

Viktor Vladimirovich Ermolaev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University,; Yulia Vorontsova, the junior research associate, JSC Neu-rokom, Moscow; Daria Kamilevna Nasonova, the senior psychophysiologist, Polikonius LLC, Moscow; Alena Ivanovna Chetverikova, the chief specialist of the Security Service, Moso-

blenergo JSC, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.