Научная статья на тему 'СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ С УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ И К МИРУ ПРИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНУЮ ЛЕНТУ О COVID-19'

СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ С УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ И К МИРУ ПРИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНУЮ ЛЕНТУ О COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ / УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ / ДОВЕРИЕ К СЕБЕ / ДОВЕРИЕ К ДРУГИМ / ДОВЕРИЕ К МИРУ / COVID-19 / КОРОНАВИРУС / НОВОСТИ / НОВОСТНАЯ ЛЕНТА / SOCIAL FEARS / LEVEL OF TRUST / TRUST IN YOURSELF / TRUST IN OTHERS / TRUST TO THE WORLD / CORONAVIRUS / NEWS / NEWS FEED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермолаев Виктор Владимирович, Воронцова Юлия, Насонова Дария Камилевна, Четверикова Алена Ивановна

В статье представлены эмпирические данные о характере взаимосвязи показателей социальных страхов и уровня доверия людей к себе, миру и другим при разном уровне вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о COVID-19. Гипотеза исследования: увеличение интенсивности переживания социальных страхов связано со снижением уровня доверия. Выборка состояла из 212 человек. Методы: авторская анкета о степени вовлеченности в контент информационноновостной ленты о COVID-19; опросник «Социальные страхи» и методика изучения доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе. Выводы: 1) У лиц, активно вовлеченных в контент информационно-новостной ленты о COVID-19, наблюдается нарушение единства системы доверия к себе и к миру, обуславливаемое непропорциональностью этих уровней доверия, а именно, более выраженным доверием к другим как источнику информации об опасности. Увеличение интенсивности страха при просмотре новостей о COVID-19 связано со снижением доверия к миру в целом. При этом, в состоянии переживания страха при просмотре новостей, доверие к другим как к источнику информации о COVID-19 не снижается. 2) Включенность в новостную ленту о COVID-19 связана с возникновением социальных страхов, интенсивность переживания которых, в свою очередь, связана со снижением уровня доверия к себе и к миру. Люди могут ошибаться относительно саморефлексии при оценке доверия информации. 3) Лица, вовлеченные в новости о COVID-19, попадают в замкнутый круг цикруляции страха. С одной стороны, изначально не пребывая в состоянии страха, но испытывая интерес к информации о предмете страха, человек вовлекается в новостную ленту с закономерным ростом интенсивности переживания страха. С другой стороны, пребывая в состоянии страха, человек в желании установления контроля над опасной ситуацией, еще более вовлекается в новостную ленту, усиливая интенсивность переживания состояния страха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATIONS OF SOCIAL FEARS, TRUST IN YOURSELF AND TRUST TO THE WORLD ASSOCIATED WITH VIEWING NEWS ABOUT COVID-19

The article presents empirical data on the nature of correlation between indicators of social fears and the level self-confidence, trust to the world and other people at different levels of involvement in the content of the news feed about COVID-19. Research hypothesis: an increase in the intensity of experiencing social fears is associated with a declining trust level. The sample consisted of 212 people. Methods: the author's questionnaire on the degree of involvement in the content of the information and news feed about COVID-19; questionnaire "Social fears" and a method of studying trust / distrust of an individual in the world, other people, and oneself. Conclusions: 1) Persons actively involved in the content of the news feed about COVID-19, there is a violation of the unity of the system of trust in themselves and in the world, caused by the disproportionality of these levels of trust, namely, more pronounced trust in others as a source of information about the danger. The increase in fear intensity when watching news about COVID-19 is associated with a decrease in trust in the world as a whole. At the same time, in a state of fear while watching the news, trust in others peoples as a source of information about COVID-19 does not decrease. 2) Being included in the news feed about COVID-19 is associated with the emergence of social fears, the intensity of which, in turn, is associated with a decrease in the level of confidence in oneself and in the world. People can be wrong about self-reflection when assessing the trust of information. 3) Those involved in news of COVID-19 are caught in a cycle of fear. On the one hand, initially not being in a state of fear, but experiencing an interest in information about the subject of fear, a person is drawn into the news feed with a natural increase in the intensity of the experience of fear. On the other hand, being in a state of fear, a person in the desire to establish control over a dangerous situation is even more involved in the news feed, increasing the intensity of the experience of the state of fear.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ С УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ И К МИРУ ПРИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНУЮ ЛЕНТУ О COVID-19»

2. Osnitsky, A. K. (2010), Self-Regulation of schoolboy activity and the formation of an active personality, Logos, Moscowro

3. Pry gin, G.S. (2015), Individual-typological features of subject self-regulation, dissertation, Izhevsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.08.2020

УДК 159.9.072

СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ С УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ И К МИРУ ПРИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНУЮ ЛЕНТУ О

COVID-19

Виктор Владимирович Ермолаев, кандидат психологических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, Москва; Юлия Воронцова, младший научный сотрудник, АО «Нейроком», Москва; Дария Камилевна Насонова, старший специалист-психофизиолог, ООО «Поликониус», Москва; Алена Ивановна Четверикова, главный специалист Службы безопасности, АО «Мособлэнерго», Москва

Аннотация

В статье представлены эмпирические данные о характере взаимосвязи показателей социальных страхов и уровня доверия людей к себе, миру и другим при разном уровне вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о COVID-19. Гипотеза исследования: увеличение интенсивности переживания социальных страхов связано со снижением уровня доверия. Выборка состояла из 212 человек. Методы: авторская анкета о степени вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о COVID-19; опросник «Социальные страхи» и методика изучения доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе. Выводы: 1) У лиц, активно вовлеченных в контент информационно-новостной ленты о COVID-19, наблюдается нарушение единства системы доверия к себе и к миру, обуславливаемое непропорциональностью этих уровней доверия, а именно, более выраженным доверием к другим как источнику информации об опасности. Увеличение интенсивности страха при просмотре новостей о COVID-19 связано со снижением доверия к миру в целом. При этом, в состоянии переживания страха при просмотре новостей, доверие к другим как к источнику информации о COVID-19 не снижается. 2) Включенность в новостную ленту о COVID-19 связана с возникновением социальных страхов, интенсивность переживания которых, в свою очередь, связана со снижением уровня доверия к себе и к миру. Люди могут ошибаться относительно саморефлексии при оценке доверия информации. 3) Лица, вовлеченные в новости о COVID-19, попадают в замкнутый круг цикруляции страха. С одной стороны, изначально не пребывая в состоянии страха, но испытывая интерес к информации о предмете страха, человек вовлекается в новостную ленту с закономерным ростом интенсивности переживания страха. С другой стороны, пребывая в состоянии страха, человек в желании установления контроля над опасной ситуацией, еще более вовлекается в новостную ленту, усиливая интенсивность переживания состояния страха.

Ключевые слова: социальные страхи, уровень доверия, доверие к себе, доверие к другим, доверие к миру, COVID-19, коронавирус, новости, новостная лента.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p357-364

CORRELATIONS OF SOCIAL FEARS, TRUST IN YOURSELF AND TRUST TO THE WORLD ASSOCIATED WITH VIEWING NEWS ABOUT COVID-19

Viktor Vladimirovich Ermolaev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University,; Yulia Vorontsova, the junior research associate, JSC Neu-rokom, Moscow; Daria Kamilevna Nasonova, the senior psychophysiologist, Polikonius LLC, Moscow; Alena Ivanovna Chetverikova, the chief specialist of the Security Service, Moso-

blenergo JSC, Moscow

Abstract

The article presents empirical data on the nature of correlation between indicators of social fears and the level self-confidence, trust to the world and other people at different levels of involvement in the content of the news feed about COVID-19. Research hypothesis: an increase in the intensity of experiencing social fears is associated with a declining trust level. The sample consisted of 212 people. Methods: the author's questionnaire on the degree of involvement in the content of the information and news feed about COVID-19; questionnaire "Social fears" and a method of studying trust / distrust of an individual in the world, other people, and oneself. Conclusions: 1) Persons actively involved in the content of the news feed about COVID-19, there is a violation of the unity of the system of trust in themselves and in the world, caused by the disproportionality of these levels of trust, namely, more pronounced trust in others as a source of information about the danger. The increase in fear intensity when watching news about COVID-19 is associated with a decrease in trust in the world as a whole. At the same time, in a state of fear while watching the news, trust in others peoples as a source of information about COVID-19 does not decrease. 2) Being included in the news feed about COVID-19 is associated with the emergence of social fears, the intensity of which, in turn, is associated with a decrease in the level of confidence in oneself and in the world. People can be wrong about self-reflection when assessing the trust of information. 3) Those involved in news of COVID-19 are caught in a cycle of fear. On the one hand, initially not being in a state of fear, but experiencing an interest in information about the subject of fear, a person is drawn into the news feed with a natural increase in the intensity of the experience of fear. On the other hand, being in a state of fear, a person in the desire to establish control over a dangerous situation is even more involved in the news feed, increasing the intensity of the experience of the state of fear.

Keywords: social fears, level of trust, trust in yourself, trust in others, trust to the world, COVID-19, coronavirus, news, news feed.

ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся в течение последнего полугода ситуация, связанная с COVID-19 и повлекшая за собой одновременное по всему миру введение карантинных мер и вынужденные ограничения частичной свободы человека, по результатам актуальных современных исследований свидетельствует о своем непосредственном влиянии на психическое здоровье человека [13], [18]. Анализ современной научной литературы показал большую заинтересованность со стороны зарубежных исследователей к проблеме коронавируса и его влияния на психологическую составляющую человеческого бытия, в особенности на пребывание населения разных стран в состоянии страха, в большей степени социального характера. Так, психологи из Чехии заключили, что страх, гнев и безнадежность выступают наиболее часто встречаемыми состояниями в период первой вспышки COVID-19 [17]. В США пришли к выводу о пространственном распространении страха в регионах с наибольшим количеством зарегистрированных случаев COVID-19. Вместе с тем, ими были выявлены связи между пребыванием в состоянии страха и социальной уязвимостью [15]. В Индии одной из наиболее часто встречаемых последствий пандемии COVID-19 является истерия, проявлению которой, по мнению авторов исследования, способствовали именно нарастание страха и беспокойства [12].

Известно, что основной массив информации, провоцирующий страхи, транслируется через средства массовой информации (далее - СМИ) [4], от воздействия и взаимодействия с которыми в условиях современного мира уклониться практически невозможно. Последствия регулярно повторяющихся трансляций, в большей степени негативно окрашенного содержания новостной ленты, являются известным фактом и предметом многих современных отечественных и зарубежных психологических исследований [3], [14], [16]. При этом А.Б. Купрейченко и Е.В. Шляховой отмечается психологический феномен возникновения доверия к поступающей информации из СМИ в связи с высокой важностью и статусностью, в том числе государственной. При взаимодействии с информацией, получаемой из источника, обладающего высоким статусом и авторитетностью, у человека возникает доверие, при этом восприятие объективности источника доверия снижается [7]. Изучая характер возникновения доверия, авторы исследования установили, что связь между доверием к поступающей информации с доверием к источнику или с

доверием к спикеру (непосредственно докладывающему) зависит от вида информации. Взаимосвязь сильнее в случае деловой, практически полезной и необходимой в данный момент для осуществления деятельности информации, как для доверия к источнику, так и для доверия к спикеру [8].

ЦЕЛЬ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения наличия связей социальных страхов с уровнем доверия к себе и к миру при вовлеченности в информационно-новостную ленту о COVID-19, мы выдвинули гипотезу о существовании связи между переживанием социальных страхов у лиц, активно вовлеченных в контент информационно-новостной ленты о COVID-19 с уровнем доверия, а именно увеличение интенсивности переживания социальных страхов связано со снижением уровня доверия. Объект исследования - социальные страхи. Предмет исследования - связь социальных страхов при вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о COVID-19 с уровнем доверия к себе и к миру.

В исследовании приняло участие 212 человек с высшим образованием, в возрасте от 23 до 70 лет, среди которых: 122 женщин и 90 мужчин; 118 человек, активно вовлеченных и 94 человека, не вовлеченных в контент информационно-новостной ленты о COVID-19. Учитывая масштаб информационного пространства, а также невозможность в условиях современных мегаполисов избежать его воздействия, возрастные различия не учитывались. В связи с принятыми карантинными мерами и невозможностью реализации формата очных встреч, психодиагностическая процедура проводилась дистанционно с применением Google форм, что позволило сформировать выборку, представляющую жителей 12 городов России. В качестве диагностического материала применялись следующие методики:

1. Авторская анкета о степени вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о COVID-19;

2. Опросник «Социальные страхи» [2];

3. Методика изучения доверия / недоверия личности миру, другим людям, себе

[9].

Статистический анализ эмпирических данных проводился с помощью непараметрических методов U-критерия Манна-Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена в программе Statistica 10.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате первичного качественного анализа данных, полученных посредством анкетного опроса, было выявлено, что 76% респондентов считают, что при просмотре информационно-новостной ленты они вовсе не доверяют или «фильтруют» поступающую информацию о COVID-19, а 24% респондентов - доверяют частично или полностью. Полученные данные потребовали критического осмысления и интерпретации. Учитывая характер нагнетания страха СМИ, а также негативное влияние страха на когнитивную сферу личности [10], мы предположили, что необходимо более пристально рассмотреть феномен доверия у респондентов, активно вовлеченных и не вовлеченных в контент информационно-новостной ленты о COVID-19 в связи с тем, что пребывание в состоянии страха зачастую может быть неосознанным, затрудняя способность к рефлексии. Последнее, в классическом понимании определяется как способность человеческого сознания к критическому самоанализу, главной функцией которого, по мнению большинства ученых деятелей, является объединение мышления с реальностью.

C этой целью мы провели статистический анализ, в результате которого, нами были выявлены достоверные различия среди респондентов, активно вовлеченных и не вовлеченных в контент информационно-новостной ленты о COVID-19 по шкалам доверия «доверие к себе» и «доверие к другим». Различия продемонстрированы на ниже пред-

ставленной диаграмме.

20 -15 -10 -5 0

Диаграмма - Уровень доверия при вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о СОУГО-19

Обращаясь к диаграмме 1 видно, что более высоким уровнем доверия к другим (7 = 2,79 при р < 0,01) на фоне более низкого уровня доверия к себе (7 = 5,52 при р < 0,01) отличаются респонденты, активно вовлеченные в контент информационно-новостной ленты о СОУГО-19. Полученные результаты показывают, что респонденты, активно вовлеченные в новостную ленту, могут в значительной мере ошибаться в своей объективности относительно саморефлексии, когда утверждают, что действительно способны «фильтровать» ту информацию о СОУГО-19, которую они получают из СМИ.

В контексте полученных результатов, особого внимания заслуживают идеи В.Е. Клочко [5], который утверждает, что доверие человека к миру, в том числе другим, и доверие человека к себе сосуществуют в единой системе, и находятся в неразрывной взаимосвязи. Проблема, по его мнению, заключается в пропорции доверия, адресованного к себе и миру. Человек всегда стремится одновременно соответствовать и миру, и самому себе, т.е. устранять возникающее несоответствие. Таким образом, мы можем предположить, что респондентам, активно вовлеченным в контент-информационно-новостной ленты о СОУГО-19 в большей степени характерно нарушение единства системы доверия к себе и к миру. Стоит отметить, что при недоверии, по утверждению П. Штомпка [11], человек пребывает в режиме ожидания возможного нанесения вреда со стороны неопределенных будущих действий других людей либо учреждений. В свою очередь изменение баланса системы (непропорциональность видов доверия), по мнению В.Е. Клочко, может приводить к нарушению саморегуляции [6].

Полученные результаты о феномене доверия / недоверия у респондентов, активно вовлеченных и не вовлеченных в контент информационно-новостной ленты о СОУГО-19, позволяет по-новому взглянуть на характер социальных страхов в условиях пандемии. В результате статистического анализа, были обнаружены достоверные корреляционные связи (при р<0,01) между показателями социальных страхов, уровнем вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о СОУГО-19 и доверием. Обнаруженные связи представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Связи между показателями социальных страхов, уровнем вовлеченности в информационно-новостную ленту о С'ОУЮ-19, доверия и субъективного контроля_

Шкалы Доверие Анкета

Миру Себе Вовлеченность в новости

Страх неудачи и поражен -0,26 -0,54 0,41

Страх непринятия и подавления -0,57 0,39

Страх потери -0,18 -0,47 0,26

Страх самостоятельности -0,18 -0,57 0,42

Страх коммуникации (социальных контактов) -0,32 -0,56 0,36

Выявлена отрицательно коррелирующие связи между показателями социальных страхов по шкалам «неудачи и поражения», «непринятия и подавления», «потери», «самостоятельности» и «коммуникации (социальные контакты)» с показателем доверия по шкалам «доверие к себе» и «доверие к миру», которые свидетельствует о следующем:

15 15

9 10

Доверие другим Доверие себе

□ невовлеченные □ вовлеченные

рост интенсивности переживания социальных страхов связан со снижением уровня доверия респондентов к себе и к миру.

Так, при возрастании интенсивности переживания страхов, связанных с боязнью: быть изолированным; подвергнутым критике и осуждению; конфликтных ситуаций; начальства и авторитетных личностей; откровенного выражения собственных мыслей, чувств и эмоций; потери работы, жилья, семьи, финансовой стабильности; репутации, статуса или положения в обществе; а также ответственности, в том числе за собственную жизнь и выхода из зоны комфорта наблюдается рост недоверия к себе в построении взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Также отмечается рост недоверия к себе в способности оценивать и прогнозировать актуальную ситуацию и в способности к созданию условий для развития собственного социально-психологического пространства из-за склонности к сохранению его неизменности. Особого внимания заслуживает тот факт, что с ростом интенсивности переживания вышеописанных социальных страхов, увеличиваются ожидания угрозы от мира, который рассматривается как опасный и враждебный.

Выявленные прямые двусторонние корреляционные связи между показателями социальных страхов по всем шкалам с уровнем вовлеченности в контент информационно-новостной ленты свидетельствуют о том, что рост интенсивности состояния переживания страхов социального характера связан с ростом уровня вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о СОУГО-19. Полученные результаты подтверждают интересный психологический феномен - чем больше человек испытывает страхи социального характера, тем более он погружается в контент информационно-новостной ленты, связанный с предметом его страха, пытаясь его контролировать. При этом, попытка контроля страха приводит к концентрации внимания на нем и соответственно его усиливает, порождая замкнутый круг цикруляции страха. Интересно, что, изначально, не пребывая в состоянии страха, однако испытывая интерес к субъективно значимым сообщениям о предмете страха, транслируемым СМИ, у человека закономерно растет интенсивность переживания страха.

ВЫВОДЫ

1. У лиц, активно вовлеченных в контент информационно-новостной ленты, наблюдается нарушение единства системы доверия к себе и к миру, обуславливаемое непропорциональностью уровней доверия к себе и к другим, а именно более выраженным доверием к другим как источнику информации об опасности, связанной с СОУГО-19. Вместе с тем, увеличение интенсивности страха при просмотре новостей о СОУГО-19 связано со снижением доверия к миру в целом, воспринимаемого как угроза. При этом, отсутствие связей между страхом и доверием к другим, свидетельствует о том, что в состоянии переживания страха при просмотре новостей, доверие к другим как к источнику информации о СОУГО-19 не снижается.

2. Включенность в новостную ленту о СОУГО-19 связана с возникновением социальных страхов, интенсивность переживания которых, в свою очередь, связана со снижением уровня доверия к себе и к миру. Вместе с тем, люди в значительной мере могут ошибаться в своей объективности относительно саморефлексии при оценке доверия той информации, которую они получают из СМИ, как источника, заслуживающего доверия -значимых других. Полученные данные подтверждают идеи Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова [1] о том, что человек, некритично воспринимая «вложенную информацию», транслируемую СМИ, то он впоследствии «смотрит на мир через других» и реализует полученную информацию в своем поведении.

3. Примечательно, что лица, вовлеченные в новости о СОУШ-19, попадают в психологический замкнутый круг цикруляции страха. Так, с одной стороны, изначально не пребывая в состоянии страха, но испытывая интерес к информации о предмете страха,

транслируемым СМИ, человек постепенно вовлекается в новостную ленту с формированием и закономерным ростом интенсивности переживания страха. С другой стороны, изначально пребывая в состоянии страха, человек в желании установления максимального субъективного контроля над ситуацией, оцениваемой как особо опасная, еще более вовлекается в новостную ленту, тем самым усиливая интенсивность переживания состояния страха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Визуальная антропология: настройка оптики / под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П. Романова.- Москва : «Вариант», 2009. - 296 с.

2. Грошева, Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Грошева Лариса Николаевна. - Москва, 2004. - 206 с.

3. Ерофеева, И.В. Страх как атрибут рыночных СМИ: философия вопроса и психологические эффекты реализации / И.В. Ерофеева // Вестник СПбГУ Язык и литература. - 2008. - № 3 (2) -С. 298-305.

4. Квернадзе, Э. Эффекты и технологии социально-психологического воздействия СМИ на целевую аудиторию / Э. Квернадзе // Коммуникология: электронный научный журнал. - 2019. -Т. 4. - № 1. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/effekty-i-tehnologii-sotsialno-psihologicheskogo-vozdeystviya-smi-na-tselevuyu-auditoriyu (дата обращения: 31.07.2020).

5. Клочко, В.Е. Инициация мыслительной деятельности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Клочко Виталий Евгеньевич. - Москва, 1991. - 46 с.

6. Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование / В. Е. Клочко. - Караганда : Изд-во КарГУ, 1987. - 79 с.

7. Купрейченко, А.Б. Доверие к информации как фактор доверия к электронным масс-медиа / А.Б. Купрейченко, Е.В. Шляхова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2012. - № 1. - URL : https://psyjournals.ru/files/50284/psyedu_ru_2012_1_Kupreichenko_Shlyahovaya.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

8. Купрейченко, А.Б. Медиадоверие как интегрированный социально-психологический феномен / А.Б. Купрейченко, Е.В. Шляхова // Проблемы педагогики и психологии. - 2013. - № 1. -С. 191-196.

9. Купрейченко, А.Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейченко. - Москвам: ИП РАН, 2008. - 564 с.

10. Харди, И. Врач, сестра, больной. / пер. с венгер. М. Алекса / под ред. М. В. Коркиной. -3-е изд. стереотип. - Budapest : Типография Академии наук Венгрии, 1974. - 340 с.

11. Штомпка П. Доверие - основа общества / пер. с поп. И.В. Морозовой. - М.: Логос, 2012. - 445 с.

12. Abdullah, I. COVID-19: Threat and fear in Indonesia. Psychological trauma: theory, research, practice, and policy. Advance online publication. - 2020. - 12 (5) - P. 488-490. - URL : http://dx.doi.org/10.1037/tra0000878 (дата обращения: 31.07.2020).

13. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: Rapid review of the evidence / S.K. Brooks, R.K. Webster, L.E. Smith, L. Woodland, S. Wessely, N. Greenberg, G.J. Rubin // The Lancet. - 2020. - Vol. 395 - № 10227. - P. 912-920. - URL : https://medscope.umaryland.edu/pg/cv19/re/Psychological-Impact-of-Quarantine.pdf (дата обращения: 31.07.2020).

14. Dong, M. Letter to the editor: Headline stress disorder caused by Netnews during the outbreak of COVID-19. / M. Dong, J. Zheng // Health Expectations. 2020. - № 23. - Р. 259-260. - URL : https://doi.org/10.1111/hex.13055 (дата обращения: 31.07.2020).

15. Fitzpatrick, K.M. Fear of COVID-19 and the mental health consequences in America / K.M. Fitzpatrick, C. Harris, G. Drawve // Psychological trauma: theory, research, practice, and policy. - 2020. -№ 12 (S1). - Р. 17-21. - URL : https://doi.org/10.1037/tra0000924 (дата обращения: 31.07.2020).

16. Kilgo, D.K. Spreading Ebola panic: Newspaper and social media coverage of the 2014 Ebola Health Crisis / D.K. Kilgo, J. Yoo, T.J Johnson // Health Commun. - 2019. - № 3 - Р. 811-817.

17. Trnka, R. Fear, anger, and media-induced trauma during the outbreak of COVID-19 in the Czech Republic / R. Trnka, R. Lorencova // Psychological trauma: theory, research, practice, and policy. -2020. - № 12 (5). - Р. 546-549. - URL : https://doi.org/10.1037/tra0000675 (дата обращения:

31.07.2020).

18. Wu, L. China experience from COVID-19 : Mental health in mandatory quarantine zones urgently requires intervention / L. Wu, X. Guo, Z. Shang, Z. Sun, Y. Jia, L. Sun, W. Liu // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. - 2020. - № 12 (S1). - URL: https://doi.org/10.1037/tra0000609 (дата обращения: 31.07.2020).

REFERENCES

Yarskaya-Smirnova, E., Romanova, P. (2009), Visual anthropology: setting up optics, Publishing house "Variant", Moscow.

Grosheva L.N. (2004), Social fears and their overcoming among believers and atheists, dissertation, Moscow.

Erofeeva, I.V. (2008), "Fear as an attribute of the market media: philosophy of the issue and psychological effects of implementation", Bulletin of SPbGSU. Language and Literature, Vol. 3, No. 2, pp. 298-305.

Kvernadze Е. (2019), "Effects and technologies of social and psychological impact of the media on the target audience", Communicology: the online scientific journal, Vol. 4, No. 1, pp. 79-87, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/effekty-i-tehnologii-sotsialno-psihologicheskogo-vozdeystviya-smi-na-tselevuyu-auditoriyu.

Klochko, V.E. (1991), Initiation of mental activity, dissertation, Moscow.

Klochko, VE. (1987), Self-regulation of thinking and its formation, Publishing house KarGU, Karaganda.

Kuprejchenko, A.B. and Shlyahova, E.V (2012), "Trust in information as a factor of trust in electronic mass media", Electronic journal Electronic journal "Psychological science and education", No. 1, available

athttps://psyjournals.ru/files/50284/psyedu_ru_2012_1_Kupreichenko_Shlyahovaya.pdf.

Kuprejchenko A.B., Shlyahova E.V. (2013), "Media trust as an integrated socio-psychological phenomenon", Problemypedagogiki i psihologii, No. 1, pp. 191-196.

Kuprejchenko A.B. (2008), Psychology of trust and distrust, Publishing house IP RAN, Moscow.

Hardi, I. (1974), Doctor, nurse, patient, Publishing house "Hungarian Academy of Sciences", Budapest.

Shtompka P. (2012), Trust-the basis of society, Logos, Moscow.

Abdullah, I. (2020), "COVID-19: Threat and fear in Indonesia", Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, Vol. 12, No.5, pp. 488-490, available at: http://dx.doi.org/10.1037/tra0000878.

Brooks, S.K., Webster R.K., Smith L.E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G.J. (2020), "The psychological impact of quarantine and how to reduce it: Rapid review of the evidence", The Lancet, Vol. 395, No. 10227, pp. 912-920, available at: https://medscope.umaryland.edu/pg/cv19/re/Psychological-Impact-of-Quarantine.pdf.

Dong, M., Zheng, J. (2020), "Letter to the editor: Headline stress disorder caused by Netnews during the outbreak of COVID-19", Health Expectations, Vol. 23, No. 2, рр. 259-260, available at: https://doi.org/10.1111/hex.13055.

Fitzpatrick K M., Harris C., Drawve G. (2020), "Fear of COVID-19 and the mental health consequences in America", Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, Vol. 12, No.S1, рр. S17-S21, available at: https://doi.org/10.1037/tra0000924.

Kilgo D.K, Yoo J, Johnson T.J. (2019), "Spreading Ebola panic: Newspaper and social media coverage of the 2014 Ebola Health Crisis", Health Commun, Vol. 34, No.8, рр. 811-817.

Trnka R., Lorencova R. (2020), "Fear, anger, and media-induced trauma during the outbreak of COVID-19 in the Czech Republic", Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, Vol. 12, No.5, рр. 546-549, available at: https://doi.org/10.1037/tra0000675.

Wu, L., Guo, X., Shang, Z., Sun, Z., Jia, Y., Sun, L., Liu, W. (2020), "China experience from COVID-19: Mental health in mandatory quarantine zones urgently requires intervention",

Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, Vol.12, No.(S1), рр. S3-S5. available at: https://doi.org/10.1037/tra0000609.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.08.2020

УДК 159.99

МНОГОМЕРНАЯ ОЦЕНКА ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

Елена Владимировна Захарова, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой, Самарский государственный медицинский университет

Аннотация

Введение. Тревожность детей и подростков с туберкулезной инфекцией играет одну из определяющих ролей в их отношении к заболеванию, адаптации к болезни, госпитализации и лечению. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен глубокий анализ структуры тревожности детей и подростков с туберкулезной инфекцией в зависимости от возраста и пола. Практическая значимость представленных результатов заключается в том, что они могут быть использованы при оценке степени выраженности психической и социальной дезадаптации, формировании индивидуального подхода к разработке программы психологического сопровождения детей и подростков с туберкулезной инфекцией. Цель исследования - изучение структуры тревожности детей и подростков с туберкулезной инфекцией в зависимости от возраста и пола. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 300 детей и подростков: 144 мальчика и 156 девочек с туберкулезной инфекцией в возрасте от 7 до 18 лет, а также 300 детей и подростков условно здоровых аналогичного половозрастного состава. Средний возраст респондентов 12,8 лет. Исследование проводилось с использованием психодиагностической методики для многомерной оценки детской тревожности (Малкова Е.Е., Вассерман Л. И., 2007). Результаты исследования. Получены статистически достоверные различия в степени выраженности показателей многомерной оценки детской тревожности детей и подростков с туберкулезной инфекцией в зависимости от возраста и пола испытуемых. Выводы. Для детей и подростков с туберкулезной инфекцией всех возрастных групп характерна выраженность тревоги во взаимоотношениях со сверстниками и родителями. Тревога во взаимоотношениях с учителями более выражена у детей в возрасте 7-12 лет. Тревога в ситуациях самовыражения и связанная с оценкой окружающими характерна для подросткового и юношеского возраста. Снижение психической активности и повышение вегетативной реактивности, обусловленные тревогой, более выражены у респондентов экспериментальной группы в возрасте 15-18 лет.

Ключевые слова: тревога, тревожность, туберкулез, дети и подростки, социально-психологическая адаптация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p364-371

MULTIDIMENSIONAL ANXIETY ASSESSMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH TUBERCULOSIS INFECTION

Elena Vladimirovna Zakharova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Department chair, Samara State Medical University

Abstract

Introduction. The anxiety of children and adolescents with tuberculosis infection plays one of the defining roles in their attitude to illness, adaptation to illness, hospitalization and treatment. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time a deep analysis of the structure of anxiety in children and adolescents with tuberculosis infection, depending on age and gender, was carried out. The practical significance of the presented results lies in the fact that they can be used to assess the severity of mental and social maladjustment, to form an individual approach to developing a program of psychological

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.