5. Bota, J.D. (1993), Development of the Ottawa Mental Skills Assessment Tool (OMSAT), University of Ottawa (Canada).
6. Cox, R.H., Martens, M.P. and Russell, W.D. (2003), "Measuring anxiety in athletics: the revised competitive state anxiety inventory-2", Journal of Sport and Exercise Psychology, No. 4 (25), pp. 519-533.
7. Jones, E. S., Mullen, R., and Hardy, L. (2019), "Measurement and validation of a three factor hierarchical model of competitive anxiety", Psychology of Sport and Exercise, No. 43, pp. 34-44.
8. Kamata, A., Tenenbaum, G. and Hanin, Y.L. (2002), "Individual zone of optimal functioning (IZOF): A probabilistic estimation", Journal of Sport and Exercise Psychology, No. 2 (24), pp. 189-208.
9. Lesyk, J.J. (1998), "The nine mental skills of successful athletes", Annual Conference of the Association for the Advancement of Applied Sport Psychology, Hyannis, MA, pp. 1-13.
10. Orlick, T., and Partington, J. (1988), "Mental links to excellence", The sport psychologist, No. 2 (2), pp. 105-130.
11. Pelletier, L.G., Tuson, K.M., Fortier, M.S., Vallerand, R.J., Briere, N.M. and Blais, M. R. (1995), "Toward a new measure of intrinsic motivation, extrinsic motivation, and amotivation in sports: The Sport Motivation Scale (SMS)", Journal of sport and Exercise Psychology, No. 17, pp. 35-53.
12. Smith, R.E., Schutz, R.W., Smoll, F.L. and Ptacek, J.T. (1995), "Development and validation of a multidimensional measure of sport-specific psychological skills: The Athletic Coping Skills Invento-ry-28", Journal of sport and exercise psychology, No. 17, pp. 379-398.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.08.2020
УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск; Александр Викторович Чумичев, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Хабаровск
Аннотация
В настоящее время конфликтология рассматривается не просто как область научного исследования, но как фундаментальная проблема психологической науки. В рамках разрешения конфликтных ситуаций определены стили поведения в соответствии с характерологическими особенностями личности. В статье обосновывается возможность рассмотрения стратегий взаимодействия человека как стилей поведения в конфликтных ситуациях, представлены особенности проявления стилей поведения в конфликтных ситуациях девушек и юношей студенческого возраста. Проанализированы данные описательной статистики выборок девушек и юношей в проявлении таких стратегий как сотрудничество, соперничество, компромисс, избегание и приспособление. Выявленные тенденции сопоставлены с особенностями студенческого возраста. Определено, что в студенческом возрасте и у юношей и у девушек в большей степени проявлена стратегия компромисса, что позволяет рекомендовать педагогам ориентироваться на сотрудничество во взаимодействии. Ключевые слова: стратегии поведения, конфликтные ситуации, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p349-353
RESEARCH OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS OF YOUNG MEN AND
GIRLS OF STUDENT AGE
Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Alexander Viktorovich Chumichev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern State Transport University,
Khabarovsk
Abstract
Currently, conflictology is considered not just as a field of scientific research, but as a fundamental problem of psychological science. Within the framework of conflict resolution, behavioral styles are defined in accordance with the characterological characteristics of the individual. The article substantiates the possibility of considering the human interaction strategies as behavior styles in conflict situations, presents the features of the manifestation of behavior styles in conflict situations of girls and boys of student age. The data of descriptive statistics of girls and boys' samples in the manifestation of such strategies as cooperation, rivalry, compromise, avoidance and adaptation are analyzed. The revealed tendencies are compared with the student age characteristics. The identified trends are compared with the characteristics of the student age. It is determined that at the student age, both boys and girls have a more pronounced strategy of compromise, which allows us to recommend teachers to focus on cooperation in interaction.
Keywords: behavior strategies, conflict situations, students.
ВВЕДЕНИЕ
Исследование поведения личности в различных ситуациях является актуальной психолого-педагогической проблемой. С точки зрения психологии данная проблема представляет интерес, прежде всего, с позиций межличностного взаимодействия людей, проявления их индивидуальных различий, протекания социальных процессов. Педагогический дискурс актуализирует проблемы формирования социально одобряемых форм поведения и развитие у человека личностных качеств, связанных с регуляцией собственного поведения.
Также необходимо акцентировать понятие ситуации, в настоящее время обладающее значительной объяснительной силой в науке. Исследуя психологию жизненных ори-ентаций человека, Е.Ю. Коржова приходит к выводу о том, что «обращение к проблеме ситуации - это обращение к фундаментальной методологической проблеме соотношения объективного и субъективного, внешнего и внутреннего мира человека на протяжении его жизни» [3, с. 33]. Ситуационный подход в науке в целом и, в частности, в психологии связывают с К. Левиным [3]. За свою столетнюю историю данный подход набрал значительную объяснительную силу и дал определение поведения «как функции взаимосвязи личности и ситуации» [3, с. 35-36].
Рассмотрение стратегий взаимодействия в жизненных ситуациях, и в частности ситуации получения образования, с точки зрения стилей поведения в конфликтных ситуациях, на наш взгляд, позволит, с одной стороны, по-новому актуализировать проблему педагогического общения, с другой же - оптимизировать данное общение на основе учета индивидуальных проявлений поведения студентов.
Цель исследования - изучить стили поведения в конфликтных ситуациях девушек и юношей студенческого возраста под углом зрения общих стратегий поведения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для обоснования возможности рассмотрения стратегий взаимодействия как стилей поведения в конфликте обратимся к исследованиям, проведенным в психологии личности и психологии конфликта [2, 3, 5]. В частности, мы опираемся на такие выводы как:
- рассмотрение жизнедеятельности как процесса взаимодействия с жизненными ситуациями [3, с.58];
- рассмотрение существования человека «в неразрывной связи с жизненной ситуацией, в которой он находится» [3, с. 59];
- понимание конфликта как столкновения при взаимодействии: «конфликт -столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [5, с. 392].
Главным же аргументом считаем рассмотрение стратегии и тактики взаимодействия в конфликтных ситуациях как способа реагирования на возникающую ситуацию [2, с. 247], которая в свою очередь является источником развития личности. Автор фунда-
ментального труда по психологии конфликта, преподаватель данного учебного курса в университете - Н.В. Гришина определяет конфликт как «биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленное на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами)» [2, с. 26]. То есть, само понятие конфликта, по нашему мнению, позволительно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле - как любое взаимодействие, поскольку в любом взаимодействии присутствует активность субъектов, и нет людей, взгляды которых бы полностью совпадали. В узком смысле понятие конфликта совпадает с общеупотребительным, когда противоречия выражаются наиболее ярко. Данная аргументация обосновывает возможность применения опросников, разработанных для определения стилей поведения в конфликте для определения стратегий взаимодействия, поскольку стили поведения в конфликте «различаются в зависимости от их ориентации на достижение собственных целей и /или ориентаций на цели партнера» [2, с. 251]. Выделяют четыре основных стиля: доминирование, уход, уступчивость, сотрудничество, а также пятый -компромисс, который некоторые исследователи считают разновидностью сотрудничества.
Для решения цели, поставленной перед проводимым исследованием, нами был использован опросник К. Томаса «Как ты поступаешь в конфликтной ситуации» [5], в которой стили поведения представлены как: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.
В исследовании приняли участие 48 юношей и 48 девушек, обучающихся на первом и втором курсах. Поскольку в проведенных нами ранее исследованиях статистически значимых различий в показателях жизненных сфер и ценностей по методике В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной у студентов технической и гуманитарной профессиональной направленности обнаружено не было, имелись только выраженные гендерные особенности [1], избранное направление профессиональной подготовки не учитывалось.
Полученные результаты были проанализированы с привлечением данных описательной статистики [4] выборок девушек и юношей в проявлении каждого стиля (таблица).
Таблица - Данные описательной статистики стилей поведения студентов в конфликтных ситуациях_
Стили Соперничество Сотрудничество Избегание Приспособление Комп) эомисс
поведения/О
писательная юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки
статистика
Среднее 5,51 4,4 5,85 6,19 5,61 6,93 5,72 5,08 7,37 7,34
Среднеквад- 0,46 0,45 0,21 0,25 0,31 0,31 0,35 0,3 0,22 0,25
ратичное
отклонение
Мода 6 0 7 7 7 8 8 3 8 8
Медиана 6 4 6 6 6 7 6 5 7 7
Дисперсия 10,1 9,72 2,08 3,02 4,45 4,75 5,81 4,51 2,45 3,01
Эксцесс -0,29 -0,71 -0,59 -0,37 -0,25 -0,7 -0,47 -1,02 0,14 0,01
Асимметрия 0,36 0,35 0,18 - 0,15 -0,28 -0,3 -0,41 -0,25 -0,12 0,09
Диапазон 12 11 6 7 10 9 9 7 7 8
В первую очередь на себя обращает внимание тот факт, что у юношей самыми значимыми явились показатели компромиссного поведения, которые превосходят показатели всех других стилей взаимодействия. Скорее всего, это объясняется наличием образовательной ситуации, которая предполагает подчиненность позиции обучающегося и даже при наличии мнений, не совпадающих с мнением преподавателей, студент вынужден соглашаться. У девушек также данный стиль является самым выраженным. Интересно и то, что показатели компромиссного стиля как у юношей, так и у девушек больше показателей стилей Приспособление и Избегание, что указывает на определенную активность студентов в жизнедеятельности.
Статистически достоверные тендерные различия обнаружены в показателях стиля Соперничество: у юношей он более проявлен (P<0,01) и в проявлении такого стиля как Избегание. Данный стиль поведения имеет большие показатели у девушек (P<0,05). В показателях других стилей достоверно значимых различий между юношами и девушками не обнаружено.
В показателях моды из общего ряда выбивается ее значение у девушек в стиле Соперничество равное нулю, что обусловило смещение медианы на показатель четыре. То есть, не только по основному показателю среднее арифметическое, но и по дополнительным данным описательной статистики в проведенном исследовании стиль Соперничества оказался для девушек наименее характерным. Еще одним интересным показателем моды является показатель Приспособления у девушек, обращающий внимание на то, что для девушек легче избежать конфликтной ситуации, чем приспосабливаться к ней.
Самая малая дисперсия и у юношей и у девушек обнаружена в стилях Сотрудничество и Компромисс, не смотря на то, что проявления данных стилей имеют достоверные различия между собой. Наибольшая дисперсия и у юношей, и у девушек наблюдается в проявлении Соперничества, что также подтверждается самыми большими показателями диапазона в проявлении данного стиля. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что проявление Соперничества в большей степени обусловлены не полом, а индивидуальными особенностями.
Показатели асимметрии и эксцесса не превышают критических значений для данного объема выборок, что свидетельствует о нормальности распределения.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование подтвердило возможность применения опросника стилей поведения в конфликте К. Томаса для определения стратегий взаимодействия студентов, поскольку в любой ситуации взаимодействия проявляется направленность на способ достижения цели с одной стороны, и на решимость данного достижения - с другой. Стратегии поведения в противоречивых ситуациях имеют выраженные гендерные особенности только в проявлении таких стилей как Избегание (преобладает у девушек) и Соперничество (преобладает у юношей). Кроме того, в стиле Соперничество в большей степени выражены индивидуальные особенности не связанные с полом. Образовательная ситуация в большей степени способствует проявлению Компромисса и в меньшей степени влияет на выраженность других стилей. Поскольку компромисс некоторые авторы рассматривают как проявления сотрудничества, полученные данные позволяют рекомендовать педагогам ориентироваться на проявления данного стиля у студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бянкина, Л.В. Особенности проявления физической активности в структуре жизненных ценностей студентов в зависимости от профессиональной направленности / Л.В. Бянкина, А.В. Чу-мичев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 37-40.
2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 544 с.
3. Коржова, Е.Ю, Психология жизненных ориентаций человека / Е.Ю. Коржова. - Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
4. Кутейников, А.Н. Математические методы в психологии : учебное пособие/ А.Н. Ку -тейников. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 172 с.
5. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании : учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии/ Н.И. Шевандрин. - Москва : ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
REFERENCES
1. Byankina, L.V. and Chumichev, A.V. (2019), "Features of physical activity in the structure of students life values depending on their professional orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.
Lesgafta, No. 8 (174), pp. 37-40.
2. Grishina, N. V. (2008), Psychology of conflict, Peter, St. Petersburg.
3. Korzhova, E.Yu. (2006), Psychology of human life orientations, publishing house Russian State University of Economics, St. Petersburg.
4. Kuteinikov, A.N. (2008), Mathematical methods in psychology: textbook, Rech, St. Petersburg.
5. Shevandrin, N.I. (1995), Social psychology in education: textbook. CH. 1. Conceptual and applied foundations of social psychology, VLADOS, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.08.2020
УДК 159.9.07
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И МОРАЛЬНО-
ЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Антонина Петровна Елисеева, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Сергеевна Платонова, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, г. Абакан
Аннотация
В условиях распространения коронавирусной инфекции возникает необходимость в сильных личностях, способных управлять своим эмоциональным состоянием, быстро и обдуманно принимать трудные решения, брать на себя ответственность, обеспечивать действенное сотрудничество отдельных людей друг с другом. В связи с этим, нами была определена цель исследования: изучить и выявить особенности саморегуляции поведения и морально-этической ответственности студенческой молодежи. Результаты проведенного исследования показали, что для студентов характерны: неуверенность в себе в динамических ситуациях; трудное привыкание к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни, а также неспособность быстро и своевременно планировать действие и поведение, выделять значимые действия. Однако, они исполнительны, ответственны, готовы к самопожертвованию, способны оказать помощь другим.
Ключевые слова: саморегуляция поведения, морально-этическая ответственность, студенческая молодежь.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p353-357
FEATURES OF SELF-DETERMINATION OF BEHAVIOR AND MORAL AND ETHICAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS
Antonina Petrovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, senior, Marina Sergeevna Platonova, the senior lecturer, N.F. Katanov, Khakas State University, Institute of continuous
pedagogical education, Abakan
Abstract
In the context of the spread of coronavirus infection, there is a need for strong individuals who are able to manage their emotional state, quickly and deliberately make difficult decisions, take responsibility, and ensure effective cooperation of individuals with each other. In this regard, we determined the purpose of the study: to study and identify the features of self-regulation of behavior and moral and ethical responsibility of students. The results of the study showed that students are characterized by: self-doubt in dynamic situations; difficult habituation to changes in life, to changes in the environment and lifestyle, as well as the inability to quickly and timely plan actions and behavior, highlight significant actions. However, they are executive, responsible, ready for self-sacrifice, able to help others.
Keywords: self-regulation of behavior, moral and ethical responsibility, student youth.
ВВЕДЕНИЕ
Наше исследование было проведено в период пандемии. В данный отрезок времени население нашей страны находилось на самоизоляции, в учебных заведениях исполь-