Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ДИАЛОГЕ'

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ДИАЛОГЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самопредъявление / диалог / социальная смелость / уверенность в себе / гибкость / студенты высшей школы / self-presentation / dialogue / social courage / self-confidence / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадеева Е.В

В исследовании отражены теоретические основы понятий «самопредъявление» и «диалог», а также представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей самопредъявления студентов в диалоге. Доказывается, что диалог и самопредъявление, как реально происходящие процессы, – это сложные структуры, которые отличаются от идеальных схем этих понятий, описанных в психологических и философских источниках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OFSTUDENTS’SELF-PRESENTATION OF IN DIALOGUE

The study reflects the theoretical foundations of the concepts of "self-presentation" and "dialogue".This research presents the results of an empirical study aimed at identifying the psychologicalcharacteristics of studentsself-presentation in dialogue. We came to the conclusion that dialogue and self-presentation are real-life processes. They have complex structures that differ from the ideal schemes of these concepts prescribed in psychological and philosophical sources

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ДИАЛОГЕ»

Таким образом, моделирование смысложизненных ориентаций в педагогической системе общеобразовательных организаций высшего образования, формирование профессиональной компетентности у обучающихся должно быть целенаправленным и организованным, иметь преемственность и контролируемость.

Литература

1. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. 11-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 608 с.

2. Печеркина А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика : монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург : [б.и.], 2011. 233 с.

3. Писарева С. А. Нелинейность образовательного процесса в высшей школе /С. А. Писарева, А. П. Тряпицын // Научные школы института педагогики: сборник статей Третьих Всероссийских педагогических (Герценовских) чтений 18 апреля 2019 года / под ред. И. В. Гладкой, С. А. Писаревой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 61-66.

4. Резцов А. С. Модель формирования смысложизненных ориентаций у студентов гуманитарного вуза //Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 102-105.

5. Ульянова И. В. Педагогика смысложизненных ориентаций: учебное пособие / Под ред. В. А. Попова. Саратов: Вузовское образование, 2015. 235 с.

6. Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования /В. А. Сластенин // Магистр, 1994. № 6. С.2-7.

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ДИАЛОГЕ

Ахмадеева Е.В. - старший преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация

В исследовании отражены теоретические основы понятий «самопредъявление» и «диалог», а также представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей самопредъявления студентов в диалоге. Доказывается, что диалог и самопредъявление, как реально происходящие процессы, - это сложные структуры, которые отличаются от идеальных схем этих понятий, описанных в психологических и философских источниках.

Ключевые слова: самопредъявление, диалог, социальная смелость, уверенность в себе, гибкость, студенты высшей школы.

FEATURES OFSTUDENTS'SELF-PRESENTATION OF IN DIALOGUE

Akhmadeeva E.V. - Senior Lecturer of the Chair of General Psychology, Department of Psychology, Bashkir State University, Ufa

Abstract

The study reflects the theoretical foundations of the concepts of "self-presentation" and "dialogue".This research presents the results of an empirical study aimed at identifying the psychologicalcharacteristics of students'self-presentation in dialogue. We came to the conclusion

that dialogue and self-presentation are real-life processes. They have complex structures that differ from the ideal schemes of these concepts prescribed in psychological and philosophical sources.

Keywords: self-presentation, dialogue, social courage, self-confidence, students

В современных условиях экономических и социальных преобразований общества эффективность деятельности личности во многом зависит от грамотного самопредъявления в самых разных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной, учебной и других, требующих от человека умения входить в коммуникативный процесс с окружающими людьми. Этот процесс связывается со способностью студентов с такими особенностями самопредъявления, как социальная смелость, социальная компетентность и гибкость в организации контактов. В реальных условиях студенты могут испытывать некоторые сложности с самопредъявлением, не всегда успешно представляя себя. Процесс самопредъявления неоднозначен и многоаспектен. При этом диалог как наиболее оптимальный способ взаимодействия может выступать условием, обеспечивающим выбор соответствующих стратегий самопредъявления. Важно отметить, что человек, не умеющий грамотно представить себя в конкурентной ситуации, зачастую портит впечатление о себе и утрачивает преимущества перед соперником, использовавшим правильную стратегию самопредъявления. Следовательно, для образовательных организаций одной из приоритетных задач является подготовка конкурентоспособных специалистов, обладающих навыками эффективного самопредъявления в различных ситуациях взаимодействия и нацеленных на положительную реализацию собственных возможностей в различных областях жизнедеятельности. Формирование данной компетенции особенно актуально для выпускников высших учебных заведений, которым предстоит трудоустройство и прохождение собеседований, поскольку умение ярко представить себя и вызвать у окружающих благоприятное впечатление увеличивает шансы получить работу.

В большинстве работ отечественных и зарубежных психологов диалог интерпретируется как «оптимальный психологический фон для организации контактов, к которому необходимо стремиться и который при адекватной внешней репрезентации и внутреннем принятии приводит к подлинному взаимораскрытию, взаимопроникновению, личностному взаимообогащению взаимодействующих партнеров по общению» (Н.А. Амяга, А.А. Бодалев, А.К. Болотова, Г.А. Ковалев, Л.А. Петровская).

Отечественные исследователи определяют диалог «как единицу анализа сознания, процесс, коммуникацию, форму взаимодействия в ситуации общения и так далее. По своей сути диалог ситуативен, изменчив, субъективен, имеет уровневое строение», является важнейшим условием существования и самопредъявления субъекта (Е.В. Ахмадеева, Л.Г. Дмитриева, И.П, Шкуратова)[2; 5; 9]. Зарубежные теории и подходы трактуют диалог как «сложное и многообразное явление»[7].

Теоретическую базу нашего исследования диалога составили труды отечественных (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, С.Л. Братченко, И.И. Васильева, Г.А. Ковалев, Г.М. Куинский, А.У. Хараш и др.) и зарубежных ученых(М. Бубер, D. Burbules, D. Factor, W. Isaacs, L. Lease и др.), в которых сущность диалога раскрывается в разных сферах жизнедеятельности, в том числе и в самопредъявлении.

Понятие «самопредъявление» в английском энциклопедическом словаре дословно обозначает «управление впечатлением о себе у других людей с помощью разнообразных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям» [10], что не может осуществляться вне взаимодействия и диалога. Другими словами, самопредъявление с одной стороны представляет собой целенаправленное создание определенного впечатления о себе, производимое на окружающих, в значимой для коммуникатора ситуации. В этом случае самопредъявление рассматривается как управление впечатлением собеседника для достижения определенных целей в процессе коммуникаций. С другой стороны - как манипуляция информацией о себе с помощью определенных стратегий и тактик.

По мнению отечественного исследователя Ю.П. Кошелевой, самопредъявление представляет собой трансляцию человеком своего образа «Я» с учетом присутствия другого (в процессе взаимодействия и диалога) [6].

Как совокупность всех действий человека с целью создания определенного образа в глазах аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей определяет самопредъявление И.П. Шкуратова [8]. В этом определении также наблюдается связь самопредъявления с основной формой общения - диалогом, который применяется для определения стратегий, используемых людьми в разнообразных обстоятельствах для того, чтобы управлять впечатлением, производимым на окружающих и контролировать ситуацию.

В большинстве работ отечественных психологов самопредъявление рассматривается в ракурсе общения и диалога (Н.В. Амяга, Е.И. Богомолова, М.В. Бородина, Г.В. Бороздина, Ю.А. Гоцева, Ю.М. Жуков, Е.В. Зинченко, И.С. Касабова, В.Н. Куницына, Ю.П. Кошелева, В.А. Лабунская, Е.А. Петрова, И.И. Петрова, О.А. Пикулева, И.П. Шкуратова). В нашем исследовании диалог рассматривается в рамках самопредъявления студентов.

На начальном этапе обучения в процессе адаптации к вузу студенты испытывают определенные сложности личностного становления. На этом этапе важными для них являются не только учебные достижения, но и успешность в межличностных взаимодействиях. Они определяют свой статус в студенческой группе, на факультете, во внеучебной деятельности. Все это требует коммуникативных навыков и диалогической направленности в общении, которыми большинство из них владеет в недостаточной степени. Уже к третьему курсу на первый план выходят учебные достижения. Производственная и педагогическая практики дают возможность студентам оценить собственные силы и свой потенциал в будущей профессии, реализовать приобретенные профессиональные знания, умения, навыки и компетенции, то есть освоить новую для себя социальную роль, сформировать собственную позицию и продемонстрировать личностные качества в профессиональной деятельности.

На старших курсах самопредъявление студентов также имеет свои особенности, которые связаны практически в равной степени как с личностным, так и профессиональны самоопределением. Положительный результат заключается в том, что студенты активно взрослеют в личностном плане и одновременно совершенствуют свои познания и умения в будущей профессиональной деятельности. К завершению обучения в вузе самопредъявление студентов в идеале, на наш взгляд, представляет собой сбалансированный двусторонний процесс, в котором значимы оба компонента: личностный и профессиональный. Сбалансированность этих компонентов свидетельствует о психологической готовности студентов на старших курсах к полноценному самопредъявлению как фактору успешности в личностном плане и в становлении карьеры.

Принято считать, что необходимым условием самопредъявления является социальная смелость, гибкость поведения и социальная компетентность. Именно эти факторы определяет диалог в самопредъявлении как доверие к себе и партнеру, ориентирует коммуникатора на достижение положительного результата, способствует созданию положительного имиджа (как внутреннего, так и внешнего). Иными словами, успешное самопредъявление невозможно без диалога как продуктивной формы взаимодействия.

В реальности процесс самопредъявления намного более сложен, чем его схемы, он определяется такими особенностями как асимметрия психологических позиций и неравновесность состояний, что свидетельствует о сложной структуре самого диалога. Наши мысли, таким образом, сводятся к тому, что самопредъявление в диалоге не предопределено такими известными явлениями как равноправие психологических позиций, раскованность оппонентов в общении, так как достижению идеальных характеристик самопредъявления -социальной смелости и социальной компетентности - предшествует трудная работа над собой. Комфорт во взаимодействии, предполагающий гибкость в организации контактов, на наш взгляд, далеко не всегда обусловливает успешное самопредъявление. Поскольку диалог

представляет собой сложную структуру, то естественно, что он влияет в плане сложности и неоднозначности и на сам процесс самопредъявления. Мы вправе сказать в этой связи, что особенностью самопредъявления в диалоге также могут быть определенные трудности этого процесса, создаваемые неоднозначностью психологических позиций и его асимметрией. Самопредъявление предполагает инициативу в организации этого процесса коммуникатора и восприятие этого процесса реципиентом. Это свидетельствует о том, что равенства в таком взаимодействии не может быть, что и определяет специфику самопредъявления в диалоге. Кроме этого самопредъявление выражается в управлении впечатлением со стороны коммуникатора, что может детерминировать такие неравновесные состояния как скованность, агрессивность, неуверенность в себе. Эмпирические результаты подтвердили наше предположение.

Цель подготовки данной статьи заключалась в выявлении психологических особенностей самопредъявления студентов в диалоге.

Исходя из теоретического анализа проблемы самопредъявления студентов в диалоге, мы предполагаем, что стратегии самопредъявления связаны с инициативностью, решительностью, умением управлять впечатлением, уверенностью в себе со стороны коммуникатора. Эти характеристики обусловливаются асимметрией психологических позиций в диалоге и неравновесными состояниями такими, как тревожность, скованность и неуверенность в себе.

Эмпирическое исследование проводилось на базе института истории и государственного управления ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». Общая численность выборки - 35 обучающихся 3-4 курсов = 35). Среди них 15 юношей и 20 девушек в возрасте от 22 до 24 лет.

Мы использовали методику «Стратегии самопредъявления» (И.П. Шкуратова); методику «Волевые качества» (М.В. Чумаков); методику «Уверенность в себе» (В.Г. Ромек).

Для проверки результатов мы использовали математический критерий Спирмена.

Опросник И.П. Шкуратовой позволил выделить ведущие стратегии самопредъявления из представленных в опроснике. Наиболее популярной стратегией самопредъявления у студентов является «вариативность поведения». Эта стратегия выражается в способности демонстрировать разные образы в различных ситуациях межличностного взаимодействия, проявлять дипломатичность в общении и регулировать собственное поведение для управления впечатлением конкретной аудитории. На наш взгляд, это связано с тем, что у испытуемых сформированы такие качества, как рефлексия, самоанализ, саморегуляция, коммуникативная компетентность, иными словами они обладают способностью гибко реагировать в различных ситуациях межличностного взаимодействия.

Стратегия «стремление понравиться» стоит на втором месте, ее выбрала группа студентов, стремящихся сознательно регулировать поведение с целью произведения положительного впечатления о себе у аудитории в зависимости от контекста ситуации. В межличностном взаимодействии проявление данной стратегии выражается в проявлении согласия, в стремлении угодить аудитории.

На третьем месте оказалась группа студентов, которая в качестве основной выбрали стратегии «запугивание» и «примерность» и «мольба». Эти стратегии отличаются от других тем, что выбирают их, как правило, люди, уверенные в собственных возможностях, инициативные и решительные, которые достигают поставленные цели всеми возможными способами.

По результатам проведенного эмпирического исследования нами не обнаружены значимые взаимосвязи между стратегиями самопредъявления, волевыми качествами и уверенностью в себе. На наш взгляд, это можно объяснить следующим образом. При использовании стратегий «вариативность поведения», «стремление понравиться», «отслеживание впечатления», наличие уверенности в себе и волевых качеств не являются необходимостью, так как они присутствуют у коммуникатора изначально и их не нужно формировать. Что касается стратегий «самопродвижение», «запугивание», «примерность»,

«мольба» отсутствие значимых взаимосвязей с уверенностью в себе и волевыми качествами оказалось несколько неожиданным, возможно это объясняется малой выборкой испытуемых и на большем их количестве эти взаимосвязи могут показать значимость.

Тем не менее, получены интересные взаимосвязи между стратегиями самопредъявления. В частности, выявлена взаимосвязь стратегии «запугивание» со стратегией «примерность» (г = 0,57 при р <0.05), что предполагает стремление выглядеть безупречным и дает возможность коммуникатору брать инициативу на себя.

Представить себя в наилучшем свете - это основная задача коммуникатора, может даже и бессознательно стратегией «запугивание» (И.П. Шкуратова). Используя эту стратегию, коммуникатор стремится быть инициатором диалога (иногда агрессивным, стремясь внушить страх, продемонстрировать власть и управление самой ситуацией). Подтверждением этого предположения являются полученные нами результаты эмпирического исследования, в которых стратегия «запугивание» коррелирует с контролем производимого впечатления (г = 0,52 при р <0.05), управлением производимого впечатления (г = 0,45 при р <0.05) и мольбой (г = 0,36 при р <0.05), то есть со скрытым желанием любыми средствами достичь положительного результата. Раскрывая содержание стратегии «запугивание», мы считаем важными ее характеристиками активность и инициативность со стороны коммуникатора, владение ситуацией самопредъявления, управление ею, то есть умение применять манипулятивные приемы, чаще всего скрытые от реципиента. В этом ключе взаимосвязь стратегии «запугивание» со стратегией «мольба» выглядит логичной, так как в определенных ситуациях она («мольба») может оказаться скрытым манипулятивным приемом.

Мы рассмотрели теоретические основы этих явлений и пришли к выводу, что и диалог и самопредъявление как реально происходящие процессы - это сложные структуры, которые отличаются от идеальных схем этих понятий, прописанных в психологических и философских источниках. Реальный диалог, который характеризуется такими особенностями, как неравновесность психических состояний и несоразмерность психологических позиций (асимметричность), взаимосвязан с самопредъявлением, которое характеризуется своими особенностями.

Исходя из результатов эмпирического исследования, мы выявили, что самопредъявление в реальной ситуации диалога характеризуется такими психологическими особенностями, как решительность, инициативность в контактах и умение управлять (манипулировать) ситуацией.

Предполагаемые нами взаимосвязи стратегий самопредъявления с волевыми качествами и уверенностью в себе не нашли подтверждения в эмпирическом исследовании, вероятно по причине того, что для доказательства значимости результатов взаимосвязи необходима выборка, большая по количеству испытуемых, что мы и планируем осуществить в наших дальнейших исследованиях.

Литература

1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении / Личность, общение, групповые процессы. М.: ИНИОН, 1991. С. 37-74.

2. Ахмадеева Е.В. Особенности самопредъявления студентов-первокурсников при разных формах обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук». 2020. № 7-2 (46). С. 63-68.

3. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

4. Болотова А.К. Готовность к самораскрытию как психологический потенциал личности в сфере образования // Инновации в образовании. 2016. № 12. С. 85-96.

5. Дмитриева Л.Г. Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию. дисс. д-ра психол. наук. Самара, 2011. 479 с.

6. Кошелева Ю.П. Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства: дисс. ...канд. психол. наук: 19.00.05. Москва., 2002. 221 с.

7. Курилович М.А. Особенности учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов через призму диалога на современном этапе исследования проблемы // Материалы VII Международной научно-практической конференции«Системогенез учебной и профессиональной деятельности». Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2015. С. 217-219.

8. Пикулева О.А. Социальная психология самопрезентации личности: дисс. ... д-ра психол. наук:19.00.05. СПб., 2014. 426 с.

9. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении / монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.

10. The encyclopediа dictionary on psychology. Oxford, 1983, р.559

УДК 378.14

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Кагермазова Лаура Цраевна, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», Грозный, Россия

Абакумова Ирина Владимировна, профессор, декан факультета «Психологии, педагогики и дефектологии», зав. кафедрой «Общей и консультативной психологии», профессор, член-кор.РАО, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия

Масаева Зарема Вахаевна, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, Россия

Аннотация:

В статье рассмотрены способы формирования антитеррористического и антиэкстремистского сознания молодёжи, технологии направленного формирования и развития установок противодействия терроризму у студентов ВУЗа.

Рассматриваются проблемы, порождающие проявления терроризма и экстремизма в молодежной среде, создания безопасного образовательного пространства ВУЗов, противодействия экстремизму и терроризму на основании эффективного опыта российского высшего образования.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, антиэкстремистское и антитеррористическое сознание, технологии направленного формирования установок антитеррористического сознания, высшее образование.

THE RELEVANCE OF FORMATION OF ANTI-TERRORIST AND

ANTI-EXTREMIST DIRECTIONS OF CONSCIOUSNESS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Kagermazova Laura Tsraevna, Professor, Department of Psychology "Chechen State Pedagogical University", Grozny, Russia

Abakumova Irina Vladimirovna, professor, dean of the faculty of "Psychology, pedagogy and defectology",Head Department of General and Advisory Psychology, professor. Corresponding

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.