Научная статья на тему 'Психологические качества экономического агента: проблема «Самораскрытия» - «Самопредъявления» в аспекте экспериментального изучения индивидуальности'

Психологические качества экономического агента: проблема «Самораскрытия» - «Самопредъявления» в аспекте экспериментального изучения индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
417
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ / САМОРАСКРЫТИЕ И САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ноакк Н.В., Знаменская А.Н.

Статья является одной из серии, задуманной авторами как отражение психолого-экономического исследования экспериментального характера, предметом которого является человек как субъект экономических отношений, взятый в аспекте его самооценки, используемых при этом качеств, рассогласований между сообщением о себе и так называемой объективной оценкой со стороны окружения. Представлены результаты зарубежных и отечественных работ по проблеме самопредъявления и самораскрытия, важные для построения авторского экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические качества экономического агента: проблема «Самораскрытия» - «Самопредъявления» в аспекте экспериментального изучения индивидуальности»

19 (160) - 2012 УДК 1.159.99

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

психологические качества экономического агента: проблема «самораскрытия» -«самопредъявления» в аспекте экспериментального изучения индивидуальности*

Н. В. ноакк,

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной экономики E-mail: n. noack@mail. ru Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН)

а. н. знаменская,

ведущий специалист E-mail: znam17@mail. ru ООО «Фирма «смайл»

Статья является одной из серии, задуманной авторами как отражение психолого-экономического исследования экспериментального характера, предметом которого является человек как субъект экономических отношений, взятый в аспекте его самооценки, анализа используемых при этом качеств, рассогласований между сообщением о себе и так называемой объективной оценкой со стороны окружения. Представлены результаты зарубежных и отечественных работ по проблеме «самопредъявления» и «самораскрытия».

Ключевые слова: самооценка, психологические качества, экономический агент, самораскрытие и самопредъявление, механизмы регулирования качеств.

* Материал подготовлен по результатам исследования, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (проект № 12-06-00231).

В статье продолжается изучение вопросов, связанных с психологическими качествами экономического агента как важнейшего фактора социального взаимодействия [6]. В центре внимания по-прежнему - самооценка как уникальная система, определяющая проявления индивидуальности, вопросы ее адекватности, рассогласований между оценкой определенных качеств самим агентом и их объективной оценкой - со стороны внешнего окружения. Речь идет и о проблеме точности диагностики (к примеру, в ситуации ассессмента), и вопросах психологической безопасности развития человека в различных ситуациях общения и деятельности. Поисковые действия людей, инициируемые неопределенностью ситуаций повседневной жизни, приводят к появлению девиационного поведения, обусловливающего как необратимые изменения в структуре индивидуальности, так и опасные

- 51

тенденции в социальных отношениях. Это делает актуальным изучение качеств индивидуальности, используемых в самооценке, с которыми обычно связываются причины поведения.

В соответствии с терминологией, которая принята в комплексных исследованиях, проводимых под руководством Л. Б. Филонова [8], и которой руководствуются также и авторы статьи, под самооценкой понимается собственное четкое представление субъекта о качествах и их распределениях (см., например Н. С. Ильенкова [5]). Самооценка представляет собой компонент самосознания личности, переживание, осознание и оценку субъектом самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе, своих сил и возможностей в выполнении конкретных целей.

Предметом объективной оценки являются потенциалы личности и ее возможности, которые по разным показателям оцениваются экспертами. При этом реальные потенциалы - ресурсы человека - часто не осознаются им самим и скрыты от исследователя.

Рассогласование оценок качеств личности предполагает расхождение величин между двумя показателями, отражающими одно и то же явление или процесс в различных диагностических условиях.

В исследованиях группы Л. Б. Филонова установлено: 1) сам факт рассогласования между самооценкой и объективной оценкой качеств индивидуальности является существенно значимым как для саморегуляции индивида, так и для управления им извне; 2) рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств позволяет прогнозировать дальнейшие изменения субъекта.

Ранее подчеркивалась необходимость более глубокого анализа литературы, посвященной экспериментальному изучению феноменов «самораскрытия» - «самопредъявления». Важными представляются результаты работ, согласно которым самооценка человека в контролируемых условиях лаборатории в значительной степени детерминирована его тенденцией к самопредъявлению, к определенной стратегии подачи себя.

Данный фокус внимания не случаен. Известно, что самораскрытие лежит в основе большей части психодиагностического инструментария. Кроме того, авторы предполагали создать уникальную экспериментальную ситуацию, в которой респон-

денты могли бы свободно и открыто выразить свои мнения по определенным аспектам. Далее, для экспериментального изучения авторами среди прочих были отобраны и такие качества, как «открытость» (в группе так называемых социально желаемых качеств) и «скрытность» (в группе «социально нежелаемых).

Сказанное делает необходимым краткий экскурс в историю терминов «самораскрытие» и «самопредъявление» с акцентом на те работы, которые так или иначе связаны с поставленной авторами задачей.

Понятия «самораскрытие» и «самопредъявление». В зарубежной психологии данная тематика имеет более долгую историю, хотя в последнее время в этой области появились и отечественные работы. Многообразные попытки теоретически обосновать разграничение понятий «самораскрытие» и «самопредъявление» обнаруживают парадокс: в литературе по самораскрытию самопредъявление рассматривается как его частный случай, а в работах по самопредъявлению, соответственно, наоборот. Тем не менее самораскрытие и самопредъявление можно сопоставить по двум основаниям (критериям):

1) через специфику содержания;

2) через специфику назначения (цели) передаваемой информации.

Содержание самораскрытия ограничено только информацией о себе (уже самопредъявления), однако его цели достаточно многообразны. И наоборот, содержание самопредъявления не ограничивается информацией о себе, но его целью служит главным образом управление впечатлением. Таким образом, представляется целесообразным рассматривать самораскрытие и самопредъявление как два самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных феномена.

Патриархом исследования самораскрытия стал американский психолог и психотерапевт гуманистической ориентации С. Джурард. Им предложено следующее определение данного понятия: «самораскрытие (self-disclosure) - это сообщение другим личной информации о себе» [20, с. 2]. «Самораскрытие есть акт представления, показа себя другим, которые могут воспринимать нас» [20, с. 19]. В этом определении сущность явления полностью не раскрывается, но, к сожалению, более четкого общепринятого определения еще не выработано.

В рамках гуманистической психологии было положено начало систематическим исследованиям самораскрытия, которые привели к выделению в социальной психологии новой предметной области. Отсутствие к настоящему моменту общей, целостной теории самораскрытия связано главным образом с недостаточной исследованностью вопросов, касающихся структуры личности, межличностных отношений. Широко исследовались функции и последствия самораскрытия для коммуникатора.

Первая и очень важная функция - самораскрытие способствует психическому здоровью коммуникатора. Этот вопрос начал исследовать уже упомянутый ранее С. Джурард, который в итоге пришел к заключению, что существует нелинейная связь между психическим здоровьем и самораскрытием.

Дальнейшие исследования связи между психическими здоровьем и самораскрытием нашли отражение, например, в известном обзоре П. Козби [16]. Он приводит таблицу результатов, полученных в последних работах, и делает вывод, что в литературе сообщалось о наличии как позитивной, так и негативной связи между самораскрытием и психическим здоровьем, а также об отсутствии связи. При этом все корреляции не превышали уровня 0,5. Для объяснения противоречивых результатов П. Козби выдвигает следующую гипотезу: люди с позитивным психическим здоровьем характеризуются высокой открытостью нескольким значимым другим из своего окружения. Люди, плохо приспособленные, характеризуются высокой либо низкой открытостью практически каждому.

Вторая функция самораскрытия - развивающая, или способствующая личностному развитию; она включает также функции способствования самоосознанию, самопознанию, личностной идентификации.

Согласно Р. Ачеру [12, с. 192-193] взаимосвязь самоосознания и самораскрытия прослеживается по следующей схеме. В «Я» выделяют открытую сферу (известно себе и известно другим); закрытую сферу (известно себе, но не известно другим); слепую сферу (неизвестно себе, но может быть известно другим). В результате самораскрытия закрытая сфера становится частью открытой. Раскрывая себя и получая обратную связь (увеличивая открытую сферу и уменьшая слепую), можно достичь лучшего понимания себя.

Третья функция самораскрытия - регуляция, или социальный контроль; осуществляется пос-

редством обратной связи, через партнера по взаимодействию.

Четвертая функция - способствование удовлетворению эмоциональных потребностей; пятая -психотерапевтическая.

Выделяют следующие функции и последствия самораскрытия для самого реципиента:

• самораскрытие других людей помогает нам лучше узнать их;

• дает ощущение реципиенту, что в нем нуждаются, его позитивно оценивают, ему доверяют;

• самораскрытие коммуникатора означает для реципиента, что его любят; с другой стороны, самораскрытие человека позволяет ему полюбить слушающего.

Что касается межличностных отношений, то самораскрытие, во-первых, служит регуляции границ личности в группе (как один из механизмов, посредством которого люди регулируют «приватность»); во-вторых, способствует поддержанию и развитию межличностных отношений. Теория И. Альтмана и Д. Тейлора дает модель самораскрытия в ходе развития межличностных отношений [11]. По мере прогрессирования отношений к все более интимным люди дают все больше информации о себе. И. Альтман и Д. Тейлор представили «Я» в виде серии концентрических кругов, центр которых является центром «Я». Используя графическое изображение круга, глубину или уровень интимности самораскрытия, например, можно представить как радиус (или его часть) внешнего круга по направлению к центру. Секторы этого круга на условной схеме будут обозначать категории информации о себе (например, любовь, работу, биографические данные и т. д.). Таким образом, широту самораскрытия можно представить в виде площади определенного сектора или как число секторов.

Гибкость самораскрытия определяется способностью индивида модулировать характеристики глубины (уровня) самораскрытия. Продолжительность - временем самораскрытия по конкретной теме. Аффективные характеристики - количеством позитивной или негативной информации о себе.

Самораскрытие - процесс, всегда связанный с риском, за него надо «платить». В литературе существует своеобразный реестр преимуществ «закрытости». Авторы приводят его в качестве иллюстрации того, почему бывает выгодно скрывать информацию о себе:

1) тайна важна для сохранения интегрированнос-ти личности, позволяет поддерживать чувство индивидуальности;

2) наряду с потребностью в контакте существует потребность в уединении, фрустрация которой может привести к негативным последствиям;

3) слишком большая открытость рассматривается как отклонение от норм общества, неизбирательность в выборе лиц, которым поверяется информация;

4) скрытность позволяет сохранить свободу, избежать нежелательной близости, контроля со стороны другого;

5) иносказание, тайна имеют свои чары, открытость - порой прозаична;

6) если в процессе самораскрытия становятся известны тайны других, им причиняют боль;

7) самораскрытие часто делает человека уязвимым: может возникнуть страх оказаться в беззащитном положении, страх отказа, страх вызвать на себя агрессию, страх потерять контроль над собой и повести себя деструктивно и импульсивно, страх утери чувства собственной уникальности;

8) самораскрытие часто связано с негативными эмоциями, вызванными самоосознанием;

9) чувство «мы», особенно в интимных отношениях, отчасти базируется на сохранении тайны и пр. [13, 17, 21].

Значительное число исследований посвящено изучению внешних и внутренних факторов самораскрытия [15, 18]. В качестве внутренних факторов рассматривают индивидуально-личностные особенности субъекта в самораскрытии, в качестве внешних - объективные (внешние) условия самораскрытия. Среди индивидуально-личностных характеристик, в свою очередь, можно выделить социально-демографические (возраст, пол, национальность и т. п.) и психологические характеристики. Среди внешних - факторы, определяющиеся общим социальным контекстом (социальные стандарты, общественные нормы), и ситуационные факторы (специфика обстановки, особенности реципиента, психологические характеристики отношений).

До середины 1960-х гг. самораскрытие в исследованиях представлялось преимущественно как независимая переменная и трактовалось как личностная черта. Затем фокус исследований стал смещаться на социально-ситуационные характеристики. С середины 1970-х гг. были предприняты

попытки примирения двух крайних позиций в подходе к самораскрытию. Из ряда исследований стало очевидно, что индивиды отличаются в зависимости от того, в какой степени их поведение постоянно (напоминает личностную черту) либо вариативно (как бы определяется ситуацией).

В настоящее время самораскрытие рассматривается не как одномерное, а как многомерное явление. Один из ведущих специалистов по самораскрытию Г. Чилун фиксирует следующие параметры:

1) глубину, или уровень интимности самораскрытия. В вопросе о том, что не является интимным, наблюдается большая согласованность, чем в вопросе о том, что таковым является. Однако мнение большинства авторов состоит в следующем: более интимно то, что утаивается. Если удалось извлечь информацию у человека посредством извинений, угроз или хитрости, то это, по всей видимости, личностно значимая информация. Чем большая степень обобщенности высказывания, касающаяся «Я», тем более оно интимно. Например, «Я жестокий человек» более интимно, чем «Я сконфузил N»;

2) широту открываемой информации;

3) гибкость самораскрытия;

4) продолжительность, или пропорцию самораскрытия;

5) аффективные характеристики самораскрытия

[15].

Исследование самопредъявления. На понимание формальных повседневных отношений между людьми в большей степени ориентировано исследование самопредъявления (пер. с англ. self-presentation). Помимо этого термина в английской литературе используются и другие, близкие по смыслу: «impression management», «ingratiation» -стремление понравиться, снискать расположение других. Употребляется также термин «social performance» - «социальная представленность». Большинство исследователей придерживаются общепринятого определения самопредъявления, содержащегося, в частности, в «Энциклопедическом словаре по психологии» [24], по которому «самопредъявление» - термин, синонимом которого является «управление впечатлением». Он служит для обозначения бесчисленных стратегий, используемых людьми с целью контроля и управления впечатлением, которое они могут производить на окружающих [24]. Иногда предлагают различать

управление впечатлением и самопредъявление [22]. Управление впечатлением при этом понимается как попытки одного человека влиять на то, как его воспринимает другой, самопредъявление же понимается как манипуляция информацией о себе.

Экспериментальная разработка идеи о том, что люди активно управляют впечатлением, которое другие формируют о них, началась лишь во второй половине 1960-х гг. Среди первых исследований в экспериментальной социальной психологии выделяются работы Э. Джонса [19], который предложил системное рассмотрение стратегии производить благоприятным впечатлением. Несколько позже было подтверждено, что в определенных условиях поведение испытуемых есть, по сути, демонстрирование экспериментатору своей компетентности или интеллекта [23, с. 16].

Помимо множества статей по самопредъявлению в 1980-е гг. появились две значительные, часто цитируемые работы по управлению впечатлением -книга Б. Шленкера [22] и коллективная монография под редакцией Д. Тедесхи [23]. В ходе многочисленных исследований было установлено, что некоторые известные эффекты, которые считались обусловленными сменой аттитюдов и реакцией на убеждающее воздействие, могли быть просто уступкой испытуемых неявным требованиям экспериментаторов. Параллельно удалось установить, что в лабораторных условиях испытуемые часто оказываются в ситуациях, когда их ответ не может быть искренним, поскольку он диктуется желанием получить более позитивную оценку со стороны присутствующих [23, с. 57-82]. Предлагалось также пересмотреть концепцию аттитюдов как устаревшую и рассматривать все выражения аттитюдов как вербальные тактики самопредъявления. Этот момент заслуживает особого внимания в связи с построением схемы авторского экспериментального исследования.

Наиболее значительной работой, посвященной связи «Я-концепции» и самопредъявления, является книга Б. Шленкера «Управление впечатлением»: «Я - концепция», социальная идентичность и межличностные отношения» [22]. «Я-концепцию», по мнению Б. Шленкера, люди создают относительно себя сами. Она [концепция] является как результатом прошлого, так и основой будущего опыта индивида. Социальную идентичность, по мнению автора, люди также вырабатывают самостоятельно в процессе социального взаимодействия - относи-

тельно себя (восприятие своей идентичности) и окружающих (восприятие идентичности других). Восприятие собственной идентичности составляет часть более широкой «Я-концепции». Посредством тактик управления впечатлением люди пытаются влиять на идентичности, которые они адресуют другим [22, с. 85-86]. Б. Шленкер разбирает некоторые механизмы конструирования впечатления о себе, рассматривает управление впечатлением в затруднительных ситуациях. Он разбирает такие средства управления впечатлением, как самоописания, выражение аттитюдов и убеждений, анализирует невербальные средства управления впечатлением, рассматривает управление впечатлением как процесс с разным уровнем осознания.

В отечественной психологии тематика поднятых вопросов еще молода и, как уже было сказано, представлена не так широко. Отдельные аспекты феномена самопредъявления изучались в связи с проблемами социальной перцепции (Г. М. Андреева, 1988;А.А. Бодалев, 1977; В. В. Знаков, 1998; В. Н. Панферов, 1996), формирования имиджа (А. Я. Панасюк, 1998; Г. Г. Почепцов, 2000; В. М. Шепель, 2002). Не так давно осуществлены эмпирические исследования других аспектов феномена самопредъявления - проблематика визуальной самоподачи образа «Я». И. П. Шкуратова изучает этот феномен в связи с искажением личностью информации о себе [9, 10]. В работах А. К. Болотовой рассматривается влияние фактора времени знакомства на процесс самораскрытия [3]. Стратегии самопрезентации личности в Интернете - предмет исследования Е. П. Белинской и А. Жичкиной [2]. Исследованию возрастных аспектов самораскрытия посвящены работы М. В. Бородиной [4]. Е. А. Со-колова-Бауш сосредоточивает внимание на таком аспекте самораскрытия, как самопрезентация [7].

В работах М. Я. Амяги по изучению самораскрытия педагога интересующая тематика представлена чрезвычайно объемно и разносторонне. М. Я. Амяга рисует характер наиболее вероятной связи между самораскрытием и самопредъявлением в виде линейной зависимости с отрицательным угловым коэффициентом, равным 1. Отклонения от такой закономерности возможны, но чем больше отклонение, тем оно менее вероятно, тем реже встречается. Следовательно, поверхностное, неглубокое самораскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредъявлением и может быть описано скорее как самопредъявление. Континууму «самораскрытие -

самопредъявление» соответствует определенный континуум «Я» человека. При самопредъявлении в его крайнем выражении «Я» человека определяется социумом, другими, социальной ситуацией взаимодействия, так что возникает проблема подлинности, неподдельности поведения человека; его «Я» занимает как бы промежуточное положение между им самим и другими людьми. Эти аспекты «Я» ассоциируются с адаптацией к социальным нормам, ролям, ценностям, с соответствием стандарту, правилу. При самораскрытии в его экстремальном выражении, напротив, «Я» человека слито с самыми интимными аспектами его духовной жизни, опыта, переживаний. Эти аспекты «Я» ассоциируются с наиболее уникальным, неповторимым, своеобразным в человеке, с тем, что составляет основу, базис для его отличия от других людей.

Более всего к пониманию исследуемых феноменов нас приближают работы Л. Б. Филонова и его коллег [8]. Теоретической посылкой является концепция «девиационной природы индивидуальности» Л. Б. Филонова. Назовем некоторые положения, разработанные Л. Б. Филоновым и его коллективом, имеющие особо важное значение для проблематики нашего исследования психологических качеств экономического агента.

1. В условиях неопределенных ситуаций и малой вероятности прогноза действий людей имеют место девиационные тенденции. Они рассматриваются как поисковая функция системы индивидуальности. В связи с этим важными становятся вопросы, связанные с повышением различительной чувствительности человека (в основном снижаются пороги относительно качеств другого). Вследствие значимости качеств другого возникают явления «самораскрытия» индивидуальности, с одной стороны, и/или барьеров и блокад - с другой. В последнем случае начинают работать тактики особой подачи себя, или самопредъявления.

2. Индивидуальность имеет свое назначение [1]. Она используется человеком для того, чтобы не уподобиться среднему, избавиться от стандартов и застоя. Не сходство, но отличие обеспечивает проведение состязаний для опережения и выигрыша между людьми. В то же время выделение и демонстрация своей индивидуальности создает возможность раскрытия: ее можно «просчитать», «вычислить» манеру поведения. В связи с этим часто наблюдается сокрытие индивидуальности. Целесообразность и выгода последнего - в про-

ведении тактик опережения, таких как новизна, неожиданность.

3. Наблюдается устойчивое стремление людей интегрировать отдельные индивидуальные особенности в качества. Организация признаков в качества является способом упорядочения опыта и установления отчетливых ориентиров. Наряду с обычным обменом мнениями, суждениями, эмоциями и т. д. применяется особый «материал» общения - признаки качеств, свойств и состояний индивидуальности.

4. Человек располагает некоторым специфическим механизмом - механизмом регулирования проявлений своих собственных качеств. «Клавиатура качеств» - это некоторое приспособление для того, чтобы заставить в данный момент как бы «звучать» одни качества и «заглушить» другие. При этом важно, что набор качеств уникален, предназначен только для данного случая.

Для отражения особенностей построения облика субъекта по качествам более всего подходит термин «композиция», поскольку он подчеркивает произвольный характер такого структурирования

как продукта своеобразного индивидуального творчества.

5. Сила каждого качества, его напряженность и место в иерархии других качеств всегда определяется относительно момента в развитии взаимодействия и применительно к данному общению и к данной системе отношений.

Из выделенных Л. Б. Филоновым механизмов регуляции индивидуальных качеств особое значение для исследования имеют два:

а) механизм усиления качеств, «заявленных» как основные, с которыми человек предлагает соотноситься и которые ставит в центр общения. На самом деле они могут быть менее сильными по сравнению с сообщением человека о них. Он преувеличивает их «мощность» в системе своих качеств. Этот механизм действует за счет ожиданий со стороны другого человека;

б) механизмы, обеспечивающие сокрытие -«вторая система обороны» - защитные приспособления, которые продолжают действовать и выстраиваются в виде своеобразных барьеров, чтобы препятствовать проникновению в систему индивидуальности и в сферу ее «обратной стороны».

В заключение следует отметить, что феномены «самораскрытия» - «самопредъявления», описанные в работах по экспериментальной со-

циальной психологии, рассматривались авторами как применительно к выбранным для анализа качествам открытости - скрытности, так и в аспекте тех условий эксперимента, которые влияют на его анализ, интерпретацию его результатов. Наиболее близки к данным проблемам в экспериментальной психологии работы Л. Б. Филонова и его коллег. В ходе комплексного исследования коллектива обобщен значительный объем материала, который может быть положен в основу концептуальной модели исследования проблематики представлений и пониманий качеств агента, используемых им при самооценке.

Список литературы

1. Ананьева Н. А. Психолого-антропологическая диагностика // Психология индивидуальности: материалы Всероссийской конференции. 2-3 ноября 2006 г. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. С. 20-23.

2. Белинская Е. П., Жичкина А. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. [Электронный ресурс]. URL: httpr/flogiston/ru/articles/strategy/shtml.

3. Болотова А. К. Психология времени в межличностных отношениях. М.: Изд-во МПСИ, 1997.

4. БородинаМ. В. Особенности самораскрытия студентов в межличностном общении // Психологический вестник. Ростов н/Д: РГУ, 1998. Вып. 3. С.323-331.

5. Ильенкова Н. С. Метод выделения типов людей по характеру коммуникативной активности // Практические методы самопостижения и саморазвития: метод. указания для студентов. Казань: КГУ, 1993. С. 28-31.

6. Ноакк Н. В., Знаменская А. Н. Психологические качества экономического агента как фактор стабилизации социальных взаимодействий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 11 (152). С. 53-60.

7. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и рецепиенте // Мир психологии. 1999. № 3. С. 132-139.

8. Филонов Л. Б. Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации // Психология индивидуальности: материалы Всероссийской конференции. 2-3 ноября 2006 г. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. С. 429-431.

9. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.

10. Шкуратова И. П., Гоцева Ю. А. Самопредъявление подростков в межличностном общении // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов н/Д: Изд-во «Фолиант», 2004. С. 267-283.

11. Altman J., Tailor O. A. Social penetration: The develop of interpersonal relationships. N.Y. 1973.

12. ArcherR. L. Self-disclosure // The self in social psychology / Psychol. Bull. 1982. Vol. 91. № 1.

13. BierM. C. Privacy: A Vanishing Value? / N. Y. 1980.

14. Chelune J. G. A Neuropsychological Perspective of Interpersonal Communication / Self-Disclosure. Theory, Research and Therapy. Ed. by V. J. Derlega and J. H. Berg. N. Y. Plenum Press. 1987. P. 9-17.

15. Chelune G.J. Self-disclosure / San-Francisco. 1979.

16. CozbyP. S. Self-disclosure. A lit. rev. // Psychol. Bull. Wash. 1973. Vol. 99. № 2.

17. FisherM. Intimacy. N. Y. 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Goodstein L. D., Reinecker V.M. Factors effecting self-disclosure: A rev. of the lit // Progress in experimental personality research / Ed. By Maner B.A. N.Y. 1974.

19. Joness E.E. Ingratiation. N.Y. 1964.

20. Jourard S. M. Self-Disclosure and Other-cathexis // J. Abn. Soc. Psychol. 1959. V. 59.

21. Kempler B. The Shadow side of self-disclosure // J. of humanistic psychology. Beverly Hills. 1987. Vol. 27. № 1.

22. Schlenker B. R. Impression management: The self-concept, social idendity and interpersonal relations. Monterey, 1982.

23. Tedeschi J. I. Impression management: theory and social psychological reseach / N. Y. , 1961. XIX.

24. The encyclopedic dictionary on psychology. Oxford, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.