Научная статья на тему 'Особенности самопредъявления студентов-первокурсников при разных формах обучения'

Особенности самопредъявления студентов-первокурсников при разных формах обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ / САМОПОДАЧА / СТРАТЕГИИ / СТУДЕНТЫ / INTERACTION / SELF-PRESENTATION / SELF-GIVING / STRATEGIES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмадеева Е. В.

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение особенностей выбора стратегий самопредъявления студентами заочного и ускоренного обучения. Выявлено, что предпочитаемой стратегией у участников опроса выступает стратегия «стремление понравиться», что свидетельствует о способности испытуемых осознанно регулировать собственное поведение для создания благоприятного впечатления о себе у окружающих. Установлены значимые различия в предпочтении стратегий самопредъявления у студентов, обучающихся по разным формам. Отмечено, что выбор стратегий и тактик самопредъявления основан на возрастных, гендерных, индивидуальных особенностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SELF-PRESENTATION OF FIRST YEAR STUDENTS WITH DIFFERENT FORMS OF EDUCATION

The article presents the results of a research aimed at studying the features of the choice of strategies for self-presentation by correspondence study and accelerated course of study students. It was revealed that the preferred strategy of the survey participants is the “desire to please” strategy, which indicates the ability of the subjects to consciously regulate their own behavior in order to create a favorable impression of themselves among people. Significant differences were found in the preference for self-presentation strategies among students studying in different forms. It is noted that the choice of strategies and tactics of self-presentation is based on age, gender, individual characteristics.

Текст научной работы на тему «Особенности самопредъявления студентов-первокурсников при разных формах обучения»

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ

Е.В. Ахмадеева, старший преподаватель Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10886

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение особенностей выбора стратегий самопредъявления студентами заочного и ускоренного обучения. Выявлено, что предпочитаемой стратегией у участников опроса выступает стратегия «стремление понравиться», что свидетельствует о способности испытуемых осознанно регулировать собственное поведение для создания благоприятного впечатления о себе у окружающих. Установлены значимые различия в предпочтении стратегий самопредъявления у студентов, обучающихся по разным формам. Отмечено, что выбор стратегий и тактик самопредъявления основан на возрастных, гендерных, индивидуальных особенностях.

Ключевые слова: взаимодействие, самопредъявление, самоподача, стратегии, студенты.

Способность создавать правильное впечатления о себе, целенаправленно преподносить себя в межличностном взаимодействии - основа формирования чувства уверенности в будущем, состояния удовлетворенности настоящим, понимания возможностей достижения жизненных целей, которые, по мнению ученых, выступают показателями социальной успешности, личностного благополучия, психологической безопасности. В условиях превалирования индивидуализма и конкуренции роль самопредъявления велика, поскольку умение оперировать различными стратегиями и тактиками позволит быть правильно понятым окружающими, гибко реагировать на изменения условий взаимодействия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, прогнозировать ответную реакцию партнера по общению, эффективно сотрудничать в профессиональных и межличностных ситуациях, реализовывать поставленные жизненные цели.

Проблему самопредъявления исследовали как отечественные, так и зарубежные ученые (Н.В. Амяга, Ю.А. Гоцева, Ю.М. Жуков, Ю.П. Кошелева, ВН. Куни-цына, О.А. Пикулева, Л.Б. Филонов, Е.А. Петрова, И.П. Шкуратова; Р. Вик-ланд, Г. Глейтман, И. Гофман, Е. Джонс,

Р. Лири, М. Ковальски, Ч. Кули Дж. Мид, Т. Питтман, Б. Шленкер). Авторы интерпретировали этот феномен как самоподачу, самораскрытие, самопрезентацию.

По мнению многих зарубежных исследователей, самопредъявление является самораскрытием в межличностном общении через демонстрацию собственных убеждений, направленности, характера; средством формирования Образа «Я» и самооценки; поведением, реализующим мотивацию достижения или избегания неудач; поведением, направленным на достижение определенного вида власти. Самопредъявление выступает как осознаваемый, так и неосознаваемый процесс, в котором личность стремится к самораскрытию в межличностном взаимодействии, проявляет активность, контролирует процесс самопредъявления как с точки зрения реакции на него со стороны внешнего мира, так и с опорой на так называемый внутренний мир с целью произведения впечатления на окружающих.

В большинстве работ отечественных психологов самопредъявление рассматривается в русле межличностного общения, считая его обязательным компонентом коммуникативного процесса.

Российский психолог Н.В. Амяга на основе зарубежных источников разграничи-

ла понятия «самораскрытие» и «самопредъявление» по двум основаниям: специфике содержания и специфике цели передаваемой информации. Под самопредъявлением автор понимает сознательную управляемую передачу собеседнику определённой информации о себе [1]. По мнению Пикулевой О.А., термины «самопрезентация», «самопредъявление» и «самоподача» характеризуют внешнее проявление «Я» и могут употребляться в качестве терминов-синонимов [2, с. 4].

В нашем исследовании понятие «самопредъявление» мы считаем синонимом понятий «самопрезентация» и «самоподача», под которым понимаем «совокупность всех действий человека с целью создания определенного образа в глазах аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей» [3, с. 6]. Самопредъявление реализуется с помощью различных действий (тактик), которые в совокупности образуют стратегии для создания и контролирования собственного образа в глазах окружающих.

Цель исследования заключается в выяснении особенностей самопредъявления современных студентов-первокурсников, обучающихся по разным формам обучения.

Мы предположили, что у студентов заочного и ускоренного обучения существуют различия в стратегиях самопредъяв-

Как видно из таблицы, испытуемые применяют все стратегии самопредъявления. Наиболее популярными у студентов ЗО являются стратегии: стремление понравится, самопродвижение, мольба и от-

ления. Для реализации цели были использованы следующие методы и методики: опросник «Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой, направленный на изучение стратегий самопредъявления, включающий в себя семь шкал. Каждой стратегии присваивается балл от 0 до 2. Сложение баллов по строкам дает результат об уровне применения той или иной стратегии. Методы математической обработки: и-критерий Манна-Уитни, предназначенный для выявления различий между двумя независимыми выборками по выраженности какого-либо параметра.

В исследовании приняло участие 63 студента первого курса, обучающихся в Башкирском государственном университете на факультете психологии, из них 27 человек, поступивших на заочное обучение (ЗО) после школы, 35 - на ускоренное обучение (УО), имеющие высшее образование. Участников опроса разделили на две группы. Первую группу составили студенты заочного обучения, вторую группу - студенты ускоренного обучения. Возраст испытуемых от 18 до 35 лет. Средний возраст составил 26,5 лет.

Опросник И.П. Шкуратовой позволил выявить наиболее и наименее используемые студентами стратегии самопредъявления из семи представленных в опроснике. Распределение стратегий самопредъявления обучающихся представлены в таблице 1.

слеживание впечатления; у студентов УО - стремление понравиться, вариативность поведения и запугивание. В обеих группах доминирует стратегия «стремление понравиться», что свидетельствует о способно-

Таблица 1. Распределение стратегий самопредъявления, применяемых студентами за-

очного и ускоренного обучения (п=63)

№ Стратегии самопредъявления Количество студентов (ЗО) Доля, % Количество студентов (УО) Доля, %

1 Стремление понравиться 7 26 9 26

2 Самопродвижение 5 19 3 9

3 Примерность 3 11 4 11

4 Мольба 4 15 1 3

5 Вариативность поведения 2 7 7 20

6 Отслеживание впечатления 4 15 5 14

7 Запугивание 2 7 6 17

Итого 27 100 35 100

сти испытуемых осознанно регулировать собственное поведение с целью создания благоприятного впечатления о себе у окружающих. В межличностном взаимодействии эта стратегия проявляется в произнесении в адрес собеседников похвалы, комплементов, льстивых слов, в стремлении угодить, проявлении согласия, оказании внимания.

19% студентов ЗО и 9% студентов УО предпочитают стратегию «самопродвижения», которая отражает намерения испытуемых не просто произвести впечатление на окружающих внешним видом или обаянием, но и вызвать уважение посредством эрудиции и знаний. Основная тактика заключается в хвастовстве, превосходстве, подчеркивании собственной значимости, а также в стремлении сообщить преимущественно о лучших своих качествах.

Стратегию «примерность» в одинаковой степени (11%) используют студенты обеих групп. Цель этой стратегии направлена на формирование у окружающих мнения о себе как о безупречном человеке, стремящимся во всём служить примером. Тактически это реализуется в демонстрации духовного превосходства, подчеркивании собственных успехов, в предрасположенности к осуждению людей, у которых моральные интересы отличаются от их собственных.

Стратегия «мольба» заключается в подчеркивании слабости, неудачи, слабого здоровья, в занижении собственных возможностей с целью вызвать у окружающих людей сочувствие и получить поддержку и помощь. Ее применяют 15% студентов ЗО и только 3% УО. На наш взгляд, это связано с тем, что студенты УО уже имеют опыт обучения в вузе, профессию, а самое главное, они осознанно поступили на факультет психологии, поэтому у них нет необходимости казаться слабыми и беспомощными. В то время как студенты ЗО - это вчерашние школьники, которым еще предстоит адаптироваться к новым условиям, организации учебного процесса, социальному окружению, причем многие из них выбрали профессию психолог вопреки собственному желанию, основываясь на полученных баллах ЕГЭ. Возможно

поэтому они испытывают страх, тревогу и ожидают поддержки от окружающих.

Стратегия «вариативность поведения» выражается в способности демонстрировать разные образы в различных ситуациях межличностного взаимодействия с целью управления впечатлением, производимым на окружающих, или проявления социальной компетентности. Данную стратегию практикуют 7% студентов ЗО и 20% студентов УО. Проявление студентами УО навыков гибкости, изменения тактики общения и регулирования собственного поведения в зависимости от ситуации, на наш взгляд, связано с возрастными особенностями и наличием жизненного опыта.

Стратегия «отслеживание производимого впечатления» заключается в стремлении контролировать собственное поведение и ответную реакцию собеседников. Эту стратегию примерно одинаково используют респонденты обеих групп: студенты ЗО (15%) и студентов УО (14%).

Стратегия «запугивание» характеризуется стремлением создать впечатление сильного, властного, агрессивного, решительного и уверенного в себе человека, что достигается посредством проявления силы, отрицательных оценок, усиления эффективности условных угроз, нарушения границ собеседника, которые порождают отношения страха и подчинения. К этой стратегии обращаются 7% студентов ЗО и 17% студентов УО. На наш взгляд, такие результаты обусловлены наличием у респондентов, обучающихся по ускоренной форме, высшего образования, определенного социального и профессионального статуса, большинство из них занимают руководящие посты, сталкиваются в конкурентной среде с решением сложных задач и преодолением препятствий, поэтому у них выработался паттерн поведения демонстрации окружающим людям силы и угрозы, формирующие власть страха, в том числе и для сохранения достигнутого статуса.

Для того, чтобы выяснить различие выбранных стратегий в зависимости от формы обучения, мы использовали непараметрический и-критерий Манна-Уитни.

Все расчеты проводились с использовани- ми были выбраны результаты на уровне ем статистического пакета фирмы StatSoft значимости p<0,05. Полученные результа-«Statistica 10» для Windows 7. Достоверны- ты отображены в таблице 2.

Таблица 2. Значимые различия в стратегиях самопредъявления, применяемых студентами заочного и ускоренного обучения_

Стратегии Средние значения U Z p-value

группы

УО ЗО

Мольба 165.5 575.5 45.5 -3.8 0.00011

Вариативность поведения 1490.5 994.5 364.5 -2.9 0.0003

Запугивание 1524.5 960.5 330.5 -3.3 0.0009

В результате сравнительного анализа выявились значимые различия по переменной «Мольба» ^=45.5, p=0.00), «Вариативность поведения» ^=364.5, p=0.00), «Запугивание» ^=330.5, p=0.00). Обучающиеся по заочной форме обучения в ситуациях межличностного взаимодействия склонны демонстрировать слабость, несостоятельность, в непростых ситуациях им трудно находить адекватные стратегии взаимодействия, поэтому их репертуар образов и тактик поведения ограничен. Возможно, это обусловлено тем, что испытуемые ЗО менее самостоятельные, более зависимые от родителей, поэтому имеют склонность просить помощи у других. В то время как студенты ускоренного обучения

способны гибко реагировать на изменение ситуации с помощью разнообразных образов и тактик поведения, спрогнозировать впечатление, которое они смогут произвести на окружающих, а также не позволяют себе казаться беспомощными.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило предположение о том, что существуют различия в выборе стратегий самопредъявления у студентов, обучающихся по разным формам, но, следует отметить, что различие в предпочтении стратегий в большей степени связано не с формой обучения, а с возрастными, ген-дерными и индивидуально-личностными показателями, изучение которых предполагается осуществить в перспективе.

Библиографический список

1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. // Личность. Общение. Групповые процессы. Сб. обзоров. - М., 1991. - С. 37-75.

2. Пикулева О.А. Социальная психология самопрезентации личности: дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. - СПб., 2014. - 426 с.

3. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 192 с.

PECULIARITIES OF SELF-PRESENTATION OF FIRST YEAR STUDENTS WITH

DIFFERENT FORMS OF EDUCATION

E.V. Akhmadeeva, Senior Lecturer Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article presents the results of a research aimed at studying the features of the choice of strategies for self-presentation by correspondence study and accelerated course of study students. It was revealed that the preferred strategy of the survey participants is the "desire to please " strategy, which indicates the ability of the subjects to consciously regulate their own behavior in order to create a favorable impression of themselves among people. Significant differences were found in the preference for self-presentation strategies among students studying in different forms. It is noted that the choice of strategies and tactics of self-presentation is based on age, gender, individual characteristics.

Keywords: interaction, self-presentation, self-giving, strategies, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.