ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ
Е.В. Ахмадеева, старший преподаватель Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10886
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение особенностей выбора стратегий самопредъявления студентами заочного и ускоренного обучения. Выявлено, что предпочитаемой стратегией у участников опроса выступает стратегия «стремление понравиться», что свидетельствует о способности испытуемых осознанно регулировать собственное поведение для создания благоприятного впечатления о себе у окружающих. Установлены значимые различия в предпочтении стратегий самопредъявления у студентов, обучающихся по разным формам. Отмечено, что выбор стратегий и тактик самопредъявления основан на возрастных, гендерных, индивидуальных особенностях.
Ключевые слова: взаимодействие, самопредъявление, самоподача, стратегии, студенты.
Способность создавать правильное впечатления о себе, целенаправленно преподносить себя в межличностном взаимодействии - основа формирования чувства уверенности в будущем, состояния удовлетворенности настоящим, понимания возможностей достижения жизненных целей, которые, по мнению ученых, выступают показателями социальной успешности, личностного благополучия, психологической безопасности. В условиях превалирования индивидуализма и конкуренции роль самопредъявления велика, поскольку умение оперировать различными стратегиями и тактиками позволит быть правильно понятым окружающими, гибко реагировать на изменения условий взаимодействия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, прогнозировать ответную реакцию партнера по общению, эффективно сотрудничать в профессиональных и межличностных ситуациях, реализовывать поставленные жизненные цели.
Проблему самопредъявления исследовали как отечественные, так и зарубежные ученые (Н.В. Амяга, Ю.А. Гоцева, Ю.М. Жуков, Ю.П. Кошелева, ВН. Куни-цына, О.А. Пикулева, Л.Б. Филонов, Е.А. Петрова, И.П. Шкуратова; Р. Вик-ланд, Г. Глейтман, И. Гофман, Е. Джонс,
Р. Лири, М. Ковальски, Ч. Кули Дж. Мид, Т. Питтман, Б. Шленкер). Авторы интерпретировали этот феномен как самоподачу, самораскрытие, самопрезентацию.
По мнению многих зарубежных исследователей, самопредъявление является самораскрытием в межличностном общении через демонстрацию собственных убеждений, направленности, характера; средством формирования Образа «Я» и самооценки; поведением, реализующим мотивацию достижения или избегания неудач; поведением, направленным на достижение определенного вида власти. Самопредъявление выступает как осознаваемый, так и неосознаваемый процесс, в котором личность стремится к самораскрытию в межличностном взаимодействии, проявляет активность, контролирует процесс самопредъявления как с точки зрения реакции на него со стороны внешнего мира, так и с опорой на так называемый внутренний мир с целью произведения впечатления на окружающих.
В большинстве работ отечественных психологов самопредъявление рассматривается в русле межличностного общения, считая его обязательным компонентом коммуникативного процесса.
Российский психолог Н.В. Амяга на основе зарубежных источников разграничи-
ла понятия «самораскрытие» и «самопредъявление» по двум основаниям: специфике содержания и специфике цели передаваемой информации. Под самопредъявлением автор понимает сознательную управляемую передачу собеседнику определённой информации о себе [1]. По мнению Пикулевой О.А., термины «самопрезентация», «самопредъявление» и «самоподача» характеризуют внешнее проявление «Я» и могут употребляться в качестве терминов-синонимов [2, с. 4].
В нашем исследовании понятие «самопредъявление» мы считаем синонимом понятий «самопрезентация» и «самоподача», под которым понимаем «совокупность всех действий человека с целью создания определенного образа в глазах аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей» [3, с. 6]. Самопредъявление реализуется с помощью различных действий (тактик), которые в совокупности образуют стратегии для создания и контролирования собственного образа в глазах окружающих.
Цель исследования заключается в выяснении особенностей самопредъявления современных студентов-первокурсников, обучающихся по разным формам обучения.
Мы предположили, что у студентов заочного и ускоренного обучения существуют различия в стратегиях самопредъяв-
Как видно из таблицы, испытуемые применяют все стратегии самопредъявления. Наиболее популярными у студентов ЗО являются стратегии: стремление понравится, самопродвижение, мольба и от-
ления. Для реализации цели были использованы следующие методы и методики: опросник «Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой, направленный на изучение стратегий самопредъявления, включающий в себя семь шкал. Каждой стратегии присваивается балл от 0 до 2. Сложение баллов по строкам дает результат об уровне применения той или иной стратегии. Методы математической обработки: и-критерий Манна-Уитни, предназначенный для выявления различий между двумя независимыми выборками по выраженности какого-либо параметра.
В исследовании приняло участие 63 студента первого курса, обучающихся в Башкирском государственном университете на факультете психологии, из них 27 человек, поступивших на заочное обучение (ЗО) после школы, 35 - на ускоренное обучение (УО), имеющие высшее образование. Участников опроса разделили на две группы. Первую группу составили студенты заочного обучения, вторую группу - студенты ускоренного обучения. Возраст испытуемых от 18 до 35 лет. Средний возраст составил 26,5 лет.
Опросник И.П. Шкуратовой позволил выявить наиболее и наименее используемые студентами стратегии самопредъявления из семи представленных в опроснике. Распределение стратегий самопредъявления обучающихся представлены в таблице 1.
слеживание впечатления; у студентов УО - стремление понравиться, вариативность поведения и запугивание. В обеих группах доминирует стратегия «стремление понравиться», что свидетельствует о способно-
Таблица 1. Распределение стратегий самопредъявления, применяемых студентами за-
очного и ускоренного обучения (п=63)
№ Стратегии самопредъявления Количество студентов (ЗО) Доля, % Количество студентов (УО) Доля, %
1 Стремление понравиться 7 26 9 26
2 Самопродвижение 5 19 3 9
3 Примерность 3 11 4 11
4 Мольба 4 15 1 3
5 Вариативность поведения 2 7 7 20
6 Отслеживание впечатления 4 15 5 14
7 Запугивание 2 7 6 17
Итого 27 100 35 100
сти испытуемых осознанно регулировать собственное поведение с целью создания благоприятного впечатления о себе у окружающих. В межличностном взаимодействии эта стратегия проявляется в произнесении в адрес собеседников похвалы, комплементов, льстивых слов, в стремлении угодить, проявлении согласия, оказании внимания.
19% студентов ЗО и 9% студентов УО предпочитают стратегию «самопродвижения», которая отражает намерения испытуемых не просто произвести впечатление на окружающих внешним видом или обаянием, но и вызвать уважение посредством эрудиции и знаний. Основная тактика заключается в хвастовстве, превосходстве, подчеркивании собственной значимости, а также в стремлении сообщить преимущественно о лучших своих качествах.
Стратегию «примерность» в одинаковой степени (11%) используют студенты обеих групп. Цель этой стратегии направлена на формирование у окружающих мнения о себе как о безупречном человеке, стремящимся во всём служить примером. Тактически это реализуется в демонстрации духовного превосходства, подчеркивании собственных успехов, в предрасположенности к осуждению людей, у которых моральные интересы отличаются от их собственных.
Стратегия «мольба» заключается в подчеркивании слабости, неудачи, слабого здоровья, в занижении собственных возможностей с целью вызвать у окружающих людей сочувствие и получить поддержку и помощь. Ее применяют 15% студентов ЗО и только 3% УО. На наш взгляд, это связано с тем, что студенты УО уже имеют опыт обучения в вузе, профессию, а самое главное, они осознанно поступили на факультет психологии, поэтому у них нет необходимости казаться слабыми и беспомощными. В то время как студенты ЗО - это вчерашние школьники, которым еще предстоит адаптироваться к новым условиям, организации учебного процесса, социальному окружению, причем многие из них выбрали профессию психолог вопреки собственному желанию, основываясь на полученных баллах ЕГЭ. Возможно
поэтому они испытывают страх, тревогу и ожидают поддержки от окружающих.
Стратегия «вариативность поведения» выражается в способности демонстрировать разные образы в различных ситуациях межличностного взаимодействия с целью управления впечатлением, производимым на окружающих, или проявления социальной компетентности. Данную стратегию практикуют 7% студентов ЗО и 20% студентов УО. Проявление студентами УО навыков гибкости, изменения тактики общения и регулирования собственного поведения в зависимости от ситуации, на наш взгляд, связано с возрастными особенностями и наличием жизненного опыта.
Стратегия «отслеживание производимого впечатления» заключается в стремлении контролировать собственное поведение и ответную реакцию собеседников. Эту стратегию примерно одинаково используют респонденты обеих групп: студенты ЗО (15%) и студентов УО (14%).
Стратегия «запугивание» характеризуется стремлением создать впечатление сильного, властного, агрессивного, решительного и уверенного в себе человека, что достигается посредством проявления силы, отрицательных оценок, усиления эффективности условных угроз, нарушения границ собеседника, которые порождают отношения страха и подчинения. К этой стратегии обращаются 7% студентов ЗО и 17% студентов УО. На наш взгляд, такие результаты обусловлены наличием у респондентов, обучающихся по ускоренной форме, высшего образования, определенного социального и профессионального статуса, большинство из них занимают руководящие посты, сталкиваются в конкурентной среде с решением сложных задач и преодолением препятствий, поэтому у них выработался паттерн поведения демонстрации окружающим людям силы и угрозы, формирующие власть страха, в том числе и для сохранения достигнутого статуса.
Для того, чтобы выяснить различие выбранных стратегий в зависимости от формы обучения, мы использовали непараметрический и-критерий Манна-Уитни.
Все расчеты проводились с использовани- ми были выбраны результаты на уровне ем статистического пакета фирмы StatSoft значимости p<0,05. Полученные результа-«Statistica 10» для Windows 7. Достоверны- ты отображены в таблице 2.
Таблица 2. Значимые различия в стратегиях самопредъявления, применяемых студентами заочного и ускоренного обучения_
Стратегии Средние значения U Z p-value
группы
УО ЗО
Мольба 165.5 575.5 45.5 -3.8 0.00011
Вариативность поведения 1490.5 994.5 364.5 -2.9 0.0003
Запугивание 1524.5 960.5 330.5 -3.3 0.0009
В результате сравнительного анализа выявились значимые различия по переменной «Мольба» ^=45.5, p=0.00), «Вариативность поведения» ^=364.5, p=0.00), «Запугивание» ^=330.5, p=0.00). Обучающиеся по заочной форме обучения в ситуациях межличностного взаимодействия склонны демонстрировать слабость, несостоятельность, в непростых ситуациях им трудно находить адекватные стратегии взаимодействия, поэтому их репертуар образов и тактик поведения ограничен. Возможно, это обусловлено тем, что испытуемые ЗО менее самостоятельные, более зависимые от родителей, поэтому имеют склонность просить помощи у других. В то время как студенты ускоренного обучения
способны гибко реагировать на изменение ситуации с помощью разнообразных образов и тактик поведения, спрогнозировать впечатление, которое они смогут произвести на окружающих, а также не позволяют себе казаться беспомощными.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило предположение о том, что существуют различия в выборе стратегий самопредъявления у студентов, обучающихся по разным формам, но, следует отметить, что различие в предпочтении стратегий в большей степени связано не с формой обучения, а с возрастными, ген-дерными и индивидуально-личностными показателями, изучение которых предполагается осуществить в перспективе.
Библиографический список
1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. // Личность. Общение. Групповые процессы. Сб. обзоров. - М., 1991. - С. 37-75.
2. Пикулева О.А. Социальная психология самопрезентации личности: дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. - СПб., 2014. - 426 с.
3. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 192 с.
PECULIARITIES OF SELF-PRESENTATION OF FIRST YEAR STUDENTS WITH
DIFFERENT FORMS OF EDUCATION
E.V. Akhmadeeva, Senior Lecturer Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. The article presents the results of a research aimed at studying the features of the choice of strategies for self-presentation by correspondence study and accelerated course of study students. It was revealed that the preferred strategy of the survey participants is the "desire to please " strategy, which indicates the ability of the subjects to consciously regulate their own behavior in order to create a favorable impression of themselves among people. Significant differences were found in the preference for self-presentation strategies among students studying in different forms. It is noted that the choice of strategies and tactics of self-presentation is based on age, gender, individual characteristics.
Keywords: interaction, self-presentation, self-giving, strategies, students.