менам, ориентация на конкретную реальную деятельность. Имеют склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать. Обладают сильной волей. Имеют завышенную самооценку.
Педагогов с демократическим стилем деятельности характеризуют высокий уровень общительности, открытость, естественность, неприну>кденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу, сознательность, настойчивость, смелость, предприимчивость, активность, уживчивость, терпимость, покладистость, свобода от зависти, уступчивость, простота, наивность, прямолинейность, непосредственность, эмоциональность, отсутствие проницательности, простота вкусов. Они имеют эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. Охарактеризует свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность. Демократов отличает зависимость от группы. Они присоединяются к ней, идут на зов. Но в то же время предлагают собственное решение.
У педагогов с либеральным стилем деятельности выявлены свои отличительные черты. Личность таких педагогов характеризует склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств, неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, сдержанность, неуверенность, боязливость и робость, слабость, зависимость, недостаточная самостоятельность, беспомощность, богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями, легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир, мечтательность, откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся, беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой, низкий самоконтроль и самодисциплина. Они потворствуют своим желаниям, не делают усилий по выполнению групповыхтребований и норм.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что определенный стиль деятельности педагога имеет в качестве основания набор некоторых психологических характеристик - личностных особенностей, которые обуславливают специфику преподавательской работы.
Список литературы
1 Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способнос-
тей [Текст] / Н. А. Аминов. - М. : Воронеж, 1997.
2 Гэигорян, Л. А. Педагогика и психология [Текст]:
Учебное пособие / Л. А. Григорян, Т. Д. Марцинковская. -М. : Гардарики, 2004.
3 Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] /
И. А. Зимняя. - Ростов-на-Д. : Феникс,1997.
4 Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] /
А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993.
УДК 159.9 М.В. Воробьева
Курганский государственный университет
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ И ЗНАЧЕНИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В БУДУЩЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И СОЦИОНОМИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЯМ
Аннотация. Работа посвящена изучению особенностей представлений о самопрезентации студентов технического и социономического направлений.
Ключевые слова: самопрезентация, стратегия самопрезентации, студенты, тактика самопрезентации, эффективная самопрезентация.
M.V. Vorobyova Kurgan State University
IDEAS OF CHARACTER AND MEANING OF SELF-PRESENTATION IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS STUDYING IN TECHNICAL AND SOCIONOMIC AREAS
Annotation. This work is devoted to studying the peculiarities of self-presentation ideas of students studying in technical and socionomic areas.
Keywords: self-presentation, self-presentation strategy, students, self-presentation tactics, effective self-presentation.
Поворот в сторону капиталистического пути развития совершенно изменил жизнь российского общества. Складывающиеся рыночные отношения предъявляют новые требования к личности. Современная социально-экономическая ситуация форми-
рует запрос на умение представить себя в различных жизненных ситуациях, и особенно это умение необходимо в сфере человекоориентированных практик. В то же время сегодня значительно расширился круг профессий, в которых самопрезентация является важнейшей составной частью деятельности и обуславливает ее продуктивность.
Способность человека использовать эффективные тактики самопрезентации для формирования благоприятного впечатления о себе приносит определенные социальные дивиденды: от простой симпатии до эффективной реализации своих профессиональных планов.
Понятие «самопрезентация» происходит от английского слова «self-feeding», то есть представление себя другим людям. В английском энциклопедическом словаре оно дословно обозначает «управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям» [6].
В.М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам» [6].
В американской традиции самопрезентация рассматривается как проявление демонстративного поведения в межличностном общении, а само демонстративное поведение - как одна из форм социального поведения.
Большинство исследователей, работающих в этом направлении, придерживаются определения самопрезентации, данного Ж. Тедеши и М. Риесом. По мнению этих авторов, самопрезентация - это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определённое впечатление у окружающих. В литературе часто встречаются следующие синонимы самопрезентации: управление впечатлением, самоподача и самопредъявление.
Впервые анализ проблемы управления впечатлением о себе встречается в работах Э. Гофмана, выдвинувшего концепцию «социальной драматургии». Суть её заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнёра, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия.
Исследования, представленные Д. Майерсом в книге «Социальная психология», показывают, что самопрезентация тесно связана с самооценкой личности. В большинстве случаев самооценка у людей завышена (благосклонное и оптимистическое отношение к себе). Такое позитивное отношение к себе приводит к ожиданию такого же позитивного отношения со стороны окружающих, что вызывает «подыгрывающее» поведение, которое может привести к такому отношению (подыгрывающее поведение - самопрезентация). Желание показать себя с лучшей
стороны, чтобы быть позитивно воспринятым окружающими, влияет в свою очередь на самооценку и самоуважение [2].
Самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (он сам). Намеренно или ненамеренно люди извиняют, оправдывают или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой «Я-образ». В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий, в незнакомых ситуациях - осознанно.
В отечественных исследованиях самопрезентация рассматривается как процесс управления образами другого человека; как процесс управления его восприятием через привлечение внимания; как правила делового общения.
Такой подход отражает субъект-объектный характер межличностного общения. Главное в такой самопрезентации - воздействие на образ себя, который сформировался у другого человека. В дальнейшем самопрезентация раскладывается на правила и техники, которые используются для достижения этих целей.
К таким техникам самопрезентации можно отнести управление восприятием партнёра с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия.
Ю.М. Жуков в книге «Эффективность делового общения» рассматривает самопрезентацию в контексте системы правил эффективного общения. Под понятием «правила общения» скрывается ряд весьма различных средств регуляции коммуникативного поведения, содержание и функции которых не однотипны. Выделяют правила коммуникативного взаимодействия и правила самоподачи [1].
Некоторые правила самоподачи относятся к технике общения, но большинство из них имеет отношение к тактике общения. Правила самоподачи необязательны в том смысле, что их выполнение не санкционируется ожиданиями окружающих, они не обязательны, а факультативны [6].
Таким образом, представленные выше теории самопрезентации анализируют отдельные аспекты проблемы, не предлагая при этом какой-либо общей схемы или структуры анализа данного феномена. В то же время большинство эмпирических исследований направлено на изучение различных форм самопрезентации, которые использует субъект для управления впечатлением о себе. При этом единой типологии таких форм не существует. Различные авторы выделяют разные стратегии, тактики и техники самопрезентации [6].
Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 году создали одну из первых классификаций стратегий самопрезентации, основанную на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими. По их мнению, самопрезентация позволяет человеку использовать различные источники власти, расширяя
и поддерживая влияние в межличностных отношениях.
1 Стремление понравиться - стратегия, рассчитанная на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально одобряемые качества. Цель - казаться привлекательным.
2 Самопродвижение - демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель - казаться компетентным.
3 Примерность - стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель - казаться морально безупречным.
4 Запугивание - демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель -казаться опасным.
5 Демонстрация слабости или мольба. Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика - просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.
По зарубежным данным, наиболее распространенными являются первые три стратегии самопрезентации, поскольку они соответствуют социально одобряемому поведению [3].
РБаумайстер выделяет две стратегии самопрезентации, различающихся по способам, которыми они достигаются, и по наградам, которых они достигают: «ублажающая стратегия» - направлена на то, чтобы выставить себя в выгодном свете, управляется внешними критериями (подстройка под аудиторию) и достигает внешней награды - одобрения; «самоконструирующая» - критерии и награды внутри самого человека, человек поддерживает и укрепляет свое «идеальное Я», которое и производит впечатление на окружающих [4].
Человек, у которого доминирует «ублажающая» стратегия, подает себя согласно нормам того общества, где предстоит общаться. Он старается подстроиться под аудиторию, желая показать свою социальную лояльность. Для другой ситуации и компании внешний вид и поведение меняются. Информация о том, как принято выглядеть и вести себя, собирается заранее, что позволяет четко вписываться в общество и испытывать радость от ощущения общности, принятия другими в свой клан. «Демонстрируемое Я» максимально приближено к социально желательному «зеркальному Я».
«Самоконструирующая» стратегия поддерживает «идеальное Я», т.е. другим демонстрируется то, что считается лучшим и правильным по критериям самой личности. При такой стратегии манера самоподачи не меняется от аудитории к аудитории. Человек в первую очередь ориентирован на свои собственные взгляды и представления о том, как надо преподносить себя обществу, хотя определенный учет
ситуации, конечно, происходит. «Демонстрируемое Я» максимально приближено к «идеальному Я» [4].
Д.Тедески и Линдсколд выделяют утверждающий и оборонительный вид стратегий самопрезентации:
• утверждающая стратегия предполагает поведение, направленное на создание позитивной идентичности в глазах окружающих;
• оборонительная стратегия направлена на восстановление позитивной идентичности и устранение негативного образа.
Первая стратегия состоит из активных, но не агрессивных усилий создать позитивное впечатление, включая в себя примерность, служение примером. Оборонительные стратегии включают в себя оправдание, запугивание, мольбу и другие формы социально неодобряемого поведения [5].
Наиболее детальная классификация стратегий самопрезентации осуществлена А.Шутц, которая на основе обобщения большого количества литературы, посвященной данной проблеме, выделила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации.
В качестве таких критериев она предложила рассматривать установку на создание позитивного образа или избегание плохого образа, степень активности субъекта в создании образа и степень проявления агрессивности субъекта в процессе самопрезентации. На основе сочетания этих критериев она выделяет четыре группы стратегий самопрезентации:
1 Позитивная самопрезентация. Девиз «Я хороший». Этот вид самопрезентации содержит активные, но не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этой группе стратегий относятся стремление нравиться, самопродвижение, служение примером. Основные тактики:
• «греться в лучах чужой славы», основанная на ассоциировании себя с известными и уважаемыми людьми;
• ассоциирование себя с важными и позитивными событиями (например, человек характеризует себя как участника сражения или стройки);
• усиление значимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться;
• демонстрация влиятельности, особенно характерная для политиков;
• демонстрация идентификации с аудиторией, на которую направлена самопрезентация.
2 Наступательная самопрезентация. Основана на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ создания желаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесь применяются следующие тактики:
• подрыв оппозиции. Сообщается негативная информация о конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть;
• критическая установка в оценке любых явлений действительности. Она создает иллюзию ком-
петентности говорящего в отношении обсуждаемой темы;
• критика в адрес тех, кто критикует его. Это создает иллюзию предвзятости со стороны критикующих. Например, политики часто обвиняют журналистов в том,что их подкупили;
• изменение темы дискуссии в выигрышную для себя сторону.
3 Предохранительная самопрезентация. Ставит перед собой цель не выглядеть плохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путем ухода от взаимодействия с другими людьми.
Тактики, применяемые в этом случае:
• избегание публичного внимания;
• минимальное самораскрытие.
• осмотрительное самоописание. Человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство.
• Минимизация социального взаимодействия.
4 Оборонительная самопрезентация. Субъект ведет себя активно в создании образа, но имеет установку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило, разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-то нежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии и чем оно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторону позитивного.
Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания:
• отрицание события. Человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым его обвиняют.
• изменение интерпретации события с целью снижения негативности его оценки. Человек признает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.
• диссоциация. Человекзанижает степень своего негативного участия в этом событии, стремится отмежеваться от него.
• оправдание. Человек может настаивать на законности своих поступков или приводить аргументы в свою пользу.
• извинения. Человек утверждает, что не мог поступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.
• признание вины и раскаяние, обещание впредь не повторять ошибок.
Эти тактики могут разворачиваться последовательно по мере того, как обвиняющая сторона получает дополнительную информацию о негативном событии, но могут использоваться и отдельно.
Подводя итог анализу различных определений понятия самопрезентации, ее стратегий и тактик, можно заключить, что выбор наиболее предпочитаемых приемов в построении своего образа осуществляет сам человек, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей [6].
Учитывая выше сказанное, мы предположили, что специфические особенности проявляются не только в актуальной самопрезентации, но и в представлениях о характере и значении самопрезентации в будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по техническому и соционо-мическому направлениям. Для подтверждения данного предположения было проведено под нашим руководством студенткой 5 курса факультета психологии, валеологии и спорта Курганского государственного университета Е.С. Тябутовой исследование с целью изучения особенностей представлений о самопрезентации у студентов технических и соци-ономических специальностей.
В исследовании приняли участие 171 студент Курганского государственного университета в возрасте от 18 до 24 лет. Из них 85 человек - студенты 2 и 4 курса факультета транспортных систем инженерных специальностей и 86 человек - студенты 2 и 4 курса факультета психологии, валеологии и спорта специальностей «Психология», «Логопедия» (с дополнительной специальностью «Специальная психология»), «Олигофренопедагогика» (с дополнительной специальностью «Специальная психология»).
Для реализации цели исследования было проведено анкетирование студентов с использованием специальной анкеты, разработанной нами.
Анкета состоит из 17 вопросов. На каждый приведено несколько вариантов ответа, из которых испытуемый мог выбрать наиболее подходящие для себя. К некоторым вопросам варианты ответов отсутствуют - в таком случае испытуемый должен был сформулировать ответ на вопрос самостоятельно. Наша анкета позволяет получить данные, касающиеся:
1) представлений студентов о роли самопрезентации в профессиональной деятельности специалиста того профиля, по которому обучается испытуемый.
2) качеств, необходимых представителю той профессии, по которой обучается испытуемый.
3) понимания студентами значения жестов в процессе самопрезентации.
4) наличия у студентов умений, позволяющих управлять собственными психическими состояниями и определять состояние собеседника по внешним проявлениям психических состояний (выражение лица, телодвижения и т.д.).
5) осознания студентами наличия у них умений, необходимых для успешной самопрезентации.
6) представлений студентов о качествах, необходимых человеку для эффективной самопрезентации.
Применив при диагностике студентов технических специальностей выше обозначенную методику, мы получили результаты, доказывающие существование различий в представлениях о самопрезентации студентов, обучающихся не только на разных факультетах, но и на разных курсах. В частности, такие различия касаются неоднозначности мнения по поводу роли самопрезентации в профессиональной деятельности специалиста технических специальностей. Большинство студентов 2 курса считают, что самопрезентация играет большую роль в
профессиональной деятельности специалистов технических специальностей По мнению студентов 4 курса, самопрезентация не влияет на профессиональную деятельность специалиста данного профиля либо влияет в небольшой степени. Полученные данные можно объяснить тем, что по мере освоения учебной деятельности происходит лучшее понимание специфики профессиональной деятельности специалиста данного профиля и осознание того, что самопрезентация не является важнейшей составной частью данной деятельности и не влияет на ее продуктивность.
У студентов технических специальностей нет единого мнения и по вопросу, связанному с качествами, необходимыми представителю данной профессии для успешной самопрезентации. В нашей анкете студентам предлагалось выбрать из предложенных вариантов ответа два личностных качества, которыми, по мнению студентов, должен обладать представитель их профессии для эффективной самопрезентации. Проанализировав ответы студентов, мы пришли к следующим выводам. Студенты 2 курса считают, что представитель их профиля для эффективной самопрезентации должен обладать прежде всего культурой речи и уверенным поведением. Студенты 4 курса придерживаются иного мнения: для эффективной самопрезентации, по их мнению, специалисту технического профиля необходимы культура внешнего вида и уверенное поведение.
Интересные данные были получены по вопросам, связанным с пониманием значения жестов студентами, которые обучаются по техническому направлению. Анкетирование показало, что большинство студентов 4 курса технических специальностей знает, что означают те или иные жесты. В частности, им известно, что открытые ладони рук, разведенные в стороны, сигнализируют об открытости человека для общения, а скрещивание рук на груди означает закрытость, нежелание общаться. Что касается студентов 2 курса, можно сказать, что немногие из них знают значение жестов. У студентов 2 курса преобладает мнение, что открытые ладони рук, разведенные в стороны, свидетельствуют о растерянности человека, а скрещивание рук на груди говорит о том, что человек задумался о чем-то.
В то же время выявились и некоторые общие показатели в представлениях о самопрезентации у студентов 2 и 4 курсов технических специальностей. Почти все студенты считают, что они умеют управлять собственными психическими состояниями и умеют определять состояние собеседника по внешним формам его поведения.
Большая часть студентов 2 и 4 курса технического профиля уверены в том, что они обладают рядом умений для успешной самопрезентации.
Нет среди студентов младших и старших курсов, обучающихся по техническим специальностям, различий и во мнении по поводу необходимых человеку качеств для эффективной самопрезентации. К таким качествам они отнесли искренность; внимательность; аккуратность; правильную речь; презен-
табельный внешний вид; умение владеть собой; уверенность в себе, в своих силах; преобладание хорошего настроения.
Представления о самопрезентации студентов социономических специальностей имеются свои особенности. Причем эти особенности проявляются не только при сравнении с показателями студентов технических специальностей, но и при сопоставлении результатов анкетирования 2 и 4 курсов.
Студенты 2 курса считают, что представитель их профиля для эффективной самопрезентации должен обладать прежде всего культурой внешнего вида и уверенным поведением. У студентов 4 курса иная точка зрения на этот вопрос. Для эффективной самопрезентации, по их мнению, представителю соционо-мической специальности необходимы культура речи и использование невербальных средств общения.
В понимании значения жестов у студентов, обучающихся по социономическому направлению, прослеживается сходная со студентами технических специальностей тенденция. Сравнивая результаты, касающиеся понимания значения жестов студентами 2 и 4 курсов социономических специальностей, можно сделать вывод о том, что студенты 4 курса понимают значения жестов лучше, чем студенты 2 курса.
Несмотря на различия в представлениях о самопрезентации студентов 2 и 4 курсов социономических специальностей, все студенты социономических специальностей, как младших, так и старших курсов считают, что они обладают рядом умений,не-обходимых для эффективной самопрезентации.
Кроме того, почти все студенты, за исключением тех, кто никогда не задумывался над этим вопросом, считают, что они умеют определять состояние собеседника по внешним проявлениям, например, по выражению лица или телодвижениям.
Все без исключения студенты социономических специальностей ответили, что умеют управлять собственными психическими состояниями.
Подавляющее большинство студентов социономических специальностей не зависимо от года обучения склонны считать, что самопрезентация играет большую роль в системе профессиональной деятельности специалистов их профиля.
Студенты социономических специальностей в большинстве своем выразили мнение, что человеку для эффективной самопрезентации необходимы опрятный внешний вид; правильная речь; уверенность в себе; искренность; умение подстраиваться под ситуацию; активность; умение примерять на себя различные роли.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что студенты социономических и технических специальностей имеют сходные представления о характере самопрезентации. В то же время студенты, обучающиеся по социономическому направлению, называют также в числе необходимых человеку для эффективной самопрезентации такие качества, как эмпатия; умение слушать собеседника; терпимость к мнению других людей; умение делать комплименты; уважение собеседника, то есть их пред-
сталение о самопрезентации носит более полный и развернутый характер и включает качечества личности, значимые в межличностном общении.
Наряду с общими чертами представления о самопрезентации студентов социономических и технических специальностей имеют ряд различий. В частности, студенты технических специальностей выразили мнение о том, что для их будущей профессиональной деятельности самопрезентация не имеет большого значения, так как их профессия не предполагает в качестве главного условия непосредственное общение с людьми. Студенты социономическо-го направления, наоборот, высказались о необходимости эффективной самопрезентации для успешности их профессиональной деятельности.
Студенты технических специальностей считают, что для эффективной самопрезентации представители их профессии должны обладать прежде всего культурой внешнего вида и уверенным поведением, в то время как студенты социономических специальностей в число наиболее важных характеристик, необходимых для успешной самопрезентации, включают культуру речи и использование невербальных средств общения.
Полученные данные можно объяснить спецификой будущей профессиональной деятельности, освоение которой осуществляется студентами в вузе по специальным стандартам и программам, в соответствии с которыми в процессе учебы у студентов формируются необходимые профессиональные качества.
Таким образом, результаты проведенного опытного исследования подтвердили наше предположение о том, что представления о характере и значении самопрезентации в будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по техническому и социономическому направлениям, имеют свои особенности.
Список литературы
1 Жуков, Ю. М. Эффективность делового общения [Текст]
/ Ю. М. Жуков. - М., 2002.
2 Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. -
СПб., 1997.
3 Михайлова, Е. В. Самопрезентация. Теории, исследова-
ния, тренинг [Текст] / Е. В. Михайлова. -СПб., Речь, 2007.
4 Семенова, Л. М. Формирование профессионального
имиджа и готовности к самопрезентации у будущих специалистов в области массовой коммуникации [Текст] / Л. М. Семенова. - Челябинск, 2008.
5 Соколова-Бауш, Е. А. Самопрезентация как фактор
формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте [Текст] / Е. А. Соколова-Бауш // Мир психологии.- 1999. - № 3.
6 Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния
[Текст]/В. М. Шепель.- М., 1997.
ДК 159.9 С.В. Духновский
Уральский государственный педагогический университет
КОНЦЕПЦИЯ ГАРМОНИИ-
ДИСГАРМОНИИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье на основании теоретического анализа и проведенных эмпирических исследований представлена концепция гармонии-дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: концепция, межличностные отношения, гармония и дисгармония, субъекты образовательного процесса, социально-психологическая дистанция
S. V. Dukhnovsky
Ural State Pedagogical University
CONCEPT OF HARMONY AND DISHARMONY OF THE INTERPERSONAL RELATIONS OF EDUCATIONAL PROCESS' SUBJECTS
Annotation: On the basis of the theoretical analysis and the carried-out empirical researches the concept of harmony and disharmony of the interpersonal relations of educational process' subjects is presented in the article.
Keywords: concept, interpersonal relations, harmony and disharmony, subjects of educational process, social and psychological distance.
На основании теоретического анализа [12; 13; 14; 15 и др.] и описания, полученных в ходе проведенных исследований эмпирических данных [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11], нами была разработана концепция гармонии-дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, центральным моментом которой является социально-психологическая дистанция между ними.
При разработке концепции мы учитывали то, что она должна отвечать общему методологическому требованию - дать целостное представление о закономерностях и существенных связях в определенной области действительности. В нашем контексте -это межличностные отношения субъектов образовательного процесса. Концепция должна включать в себя целостную систему знаний, содержащую как методы объяснения, так и предсказания возникно-