Р01:10.25586/RNU.HET.20.09.P.85 УДК 159.9.07
Н.Л. Сунгурова, Ю.Е. Акимкина,
Российский университет дружбы народов
Особенности самоотношения и психологических стратегий электронной коммуникации студентов
Введение
Отношение к себе как психологический феномен является предметом постоянного внимания отечественных и зарубежных ученых.
В качестве специального психологического термина понятие «самоотношение» впервые ввел в научный оборот Н.И. Сарджвеладзе. В его исследовании этот феномен рассматривается вместе с социальным статусом и устойчивой установкой личности по отношению к внешнему миру, где самоотношение представляет собой структурный компонент, определяющий особое взаимодействие личности с самим собой и внешним миром [10].
Важной частью внутреннего мира человека выступает положительное отношение к себе и позитивное чувство к собственному образу «Я», которое формирует целостность и единство личности и структуру характера [6]. В этом качестве самоотношение является значимым параметром становления и стабилизации единства личности, оказывая влияние на ценностные ориентации человека [8]. Напротив, личность, для которой характерно негативное самоотношение, заниженное самоуважение, страдает от устойчивого чувства неполноценности, ранимости и восприимчивости к внешнему влиянию, отчужденности при коммуникации с людьми в реальной жизни.
Самоотношение является существенным эмоциональным элемен-
© Сунгурова Н.Л., Акимкина Ю.Е., 2020
Российский университет дружбы народов
том системы образа «Я», регулятором поведения при взаимодействии с другими людьми [9]. Отсутствие твердой и последовательной линии поведения при взаимоотношении с людьми характерно для человека с заниженным чувством самоуважения [7].
Самоотношение представляет собой единство содержательных и динамических аспектов личности, выражая меру эмоционально-ценностного самоприятия в качестве инициативного и ответственного начала социальной активности [3].
В условиях интенсивного виртуального взаимодействия происхо-
дит изменение собственного образа «Я» и отношения к себе, а также усложнение механизмов идентификации представителей студенческой молодежи, оказавшихся участниками электронных коммуникаций.
В свете этого значительный научный интерес и растущую актуальность приобретают сравнительный анализ специфики проявления самоотношения и стратегий сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки, рассмотрение общего и особенного, выявление взаимосвязи
I
О 1
НИНА ЛЬВОВНА СУНГУРОВА Российская Федерация, г. Москва
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: психология личности студента в условиях электронной коммуникации, психология образования, психология профессиональной деятельности. Автор более 130 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
NINA L. SUNGUROVA Moscow, Russian Federation
candidate of psychological Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of psychology and pedagogy of RUDN University. Research interests: psychology of the student's personality in the conditions of electronic communication, psychology of education, psychology of professional activity. Author of more than 130 published scientific papers. Email address: [email protected]
^^^ ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА АКИМКИНА
Российская Федерация, г. Москва
аспирант кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: психология личности студента в условиях электронной коммуникации, психология профессиональной деятельности. Автор ю опубликован-I ных научных работ. Электронная почта: [email protected]
JULIA E. AKIMKINA Moscow, Russian Federation
graduate student of the Department of psychology and pedagogy of RUDN University. Research interests: psychology of the student's personality in the conditions of electronic communication, psychology of professional activity. Author of 10 published scientific papers. Email address: [email protected]
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей самоотношения и психологических стратегий электронной коммуникации студенческой молодежи. По результатам психодиогностического опроса рассмотрены данные сравнительного и корреляционного анализа самоотношения респондентов, стратегий сетевой активности, установок на использование Интернета, вариативности самопрезентации студенческой молодежи. Показано, что студенты выбирают различные стратегии сетевой активности, кратко охарактеризована каждая из них. Высказано предположение, что материалы исследования могут быть использованы для организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, психологического просвещения и профилактики проблематичного применения сетевых ресурсов, для проведения индивидуального и группового консультирования в рамках психологической службы вуза.
Ключевые слова: самоотношение, самопрезентация, студенты, Интернет, стратегии сетевой активности, электронная коммуникация.
The article presents the results of theoretical and empirical research of the features of self-attitude and psychological strategies of electronic communication among students. According to the results of a psychodiognostic survey, the data of comparative and correlation analysis of respondents' self-attitude, strategies of network activity, attitudes to Internet use, and variability of self-presentation of students are considered. It is shown that students choose different strategies for network activity, and each of them is briefly described. It is suggested that the research materials can be used for the organization of psychological and pedagogical support of the educational process, psychological education and prevention of problematic use of network resources, for individual and group counseling within the psychological service of the University.
Key words: self-attitude, self-presentation, students, Internet, strategies of network activity, electronic communication.
между изучаемыми характеристиками с целью последующего использования при организации взаимодействия в электронной образовательной среде вуза, а так-
же для психологического сопровождения студентов. В настоящей статье освещаются материалы теоретико-эмпирического исследования интернет-поведения сту-
дентов, направленного на решение этих вопросов.
Материалы и методы исследования
В эмпирическом исследовании приняли участие студенты Российского университета дружбы народов. Средний возраст респондентов составил 19 лет. Исследованием было охвачено 80 студентов естественнонаучного и гуманитарного направлений профессиональной подготовки.
Для изучения специфики интернет-поведения студентов применялись опросник проблематичного использования Интернета Р. Дэвиса в адаптации Э. Губенко, опросник «Я в интернет-общении» И.С. Шевченко, опросник поведения в Интернете А. Жичкиной. Опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева позволил провести диагностику отношения человека к собственной личности и происходящим вокруг событиям и окружающим людям.
Для математической обработки данных опросов использовались методы непараметрической статистики, корреляционного анализа, описательная статистика. При обработке данных применялось программное обеспечение IBM SPSS Statistics Version 20.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе исследования был проведен сравнительный анализ по шкалам самоотношения студентов, получающих образование по различным направлениям профессиональной подготовки.
Статистическая обработка по критерию Манна - Уитни подтвердила значимые различия по следующим шкалам опросника: «Отношение других» (U = 277,5; p = 0,000), «Самоуверенность» (U = 493,5; p = 0,002), «Саморуководство» (U = 434; p = 0,000), «Ожидаемое отношение от других» (U = 191,5; p = 0,000), «Самоинтерес» (U = 264; p = 0,000) и «Глобальное самоотношение» (U = 473; p = 0,002).
У студентов естественнонаучного направления преимущественно выражено представление о себе, недифференцированное чувство «за» и «против» себя. Респонденты подвержены влиянию ожиданий других людей по отношению к себе, что говорит о неуверенности в себе. Оценивание себя они осуществляют через призму отношения к себе других людей, демонстрируют самоинтерес к собственным возможностями.
У студентов естественнонаучного направления более устойчивы отношения с другими людьми, отмечается высокий уровень саморуководства и самоконтроля. У студентов гуманитарного направления в большей мере проявляется ауто-симпатия, они склонны к анализу собственных возможностей и к критическому отношению к себе.
Далее был осуществлен сравнительный анализ средних рангов по шкалам опросника «Я в интернет-общении».
Полученные данные показали, что у студентов гуманитарного направления в большей мере выражена вариативность самопрезентации личности в интернет-общении. Им свойственна «статусная вариативность», тогда как студентам естественнонаучного направления - «нравственная вариативность». Склонность к варьированию социального статуса приводит к многообразию социально-ролевого поведения, гибкости в стратегиях коммуникации. «Нравственная вариативность» свидетельствует об устойчивости ценностных ориен-таций и нравственных убеждений личности. Анализ, проведенный по критерию Манна - Уитни, не выявил значимых различий по исследуемым выборкам.
Анализ результатов опроса по шкалам опросника поведения в интернете А. Жичкиной позволил установить, что респонденты естественнонаучного профиля обучения имеют более выраженные показатели по шкалам «Активность в действии» и «Активность в восприя-
тии альтернатив», а студенты-гуманитарии - по шкале «Склонность к интернет-зависимости».
Данные по шкале «Активность в восприятии альтернатив» показывают, что респонденты ориентированы и нацелены на поиск собственной индивидуальности, для них характерно стремление к идеальному образу «Я». Результаты опроса по шкале «Активность в действии» говорят об активной социальной позиции в условиях интернет-коммуникации. «Склонность к интернет-зависимости», продемонстрированная участниками опроса, проявляется в стремлении найти в сети эмоциональный отклик
вание Интернета обозначило следующие особенности. Студенческая молодежь воспринимает веб-ресурс как место социального комфорта. Сетевое пространство выступает для них средством переживания одиночества или депрессии. Здесь респонденты отвлекаются от житейских проблем, демонстрируя сниженный самоконтроль поведения. Шкалы «Одиночество/депрессия» и «Социальный комфорт» более выражены у студентов-гуманитариев, а шкалы «Сниженный самоконтроль» и «Отвлечение» преобладают у респондентов естественнонаучного направления. Анализ, проведенный по критерию Ман-
Самоотношение как психологический феномен представляет собой своего рода несущую конструкцию личности. Его дапазон простирается от самолюбования до самоуничижения, определяя психологический статус человека
и поддержку от других участников, склонности к отвлечению и уходу от проблем, при постоянном поиске определенных способов индивидуализации и самореализации личности. Молодые люди, склонные к интернет-зависимости, более впечатлительные и восприимчивые к социальным запретам [11]. Анализ, проведенный по критерию Манна -Уитни, не показал значимых различий по исследуемым выборкам.
Распределение средних рангов установок студентов на использо-
на - Уитни, не показал значимых различий.
Корреляционный анализ результатов исследования был проведен с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Отрицательная корреляция наблюдается у шкалы «Одиночество/депрессия» со шкалами «Самоинтерес» (гб = -0,302, р < 0,05), «Самоуверенность» (гб = -0,258, р < 0,01), а и положительная взаимосвязь - со шкалами «Самообвинение» (гб = 0,331, р < 0,05), «Са-
моконтроль» (гб = 0,384, р < 0,05). Студенты с установкой на проблематичное использование интернет-ресурсов, на переживание в виртуальном пространстве одиночества или депрессии не склонны проявлять интерес к себе, рефлексию, уверенность в собственных возможностях. Они больше расположены к самообвинению, к самосуждению, заниженной самооценке, повышенному самоконтролю чувств, эмоций и поведения.
Шкала «Отвлечение» взаимосвязана со шкалами «Саморуководство» (гб = 0,253, р < 0,01) и «Самообвинение» (гб = 0,268, р < 0,01). Респонденты, использующие интернет-ресурсы как способ бегства от себя и ухода от решения жизненных задач, проявляют способность к организации своего поведения, руководствуясь собственными убеждениями и ценностями. Студенты склонны к самоосуждению, самообвинению, аутоагрессии.
Стратегия «Активность в действии» коррелирует с характеристикой «Самоинтерес» (гб = 0,221, р < 0,01). Активная позиция ре-
спондентов в отношении различных видов деятельности, опосредованных электронной коммуникацией, связана с интересом к самому себе, к познанию себя и развитию собственных возможностей, с интересом к приобретению нового опыта посредством сетевых ресурсов.
Шкала «Склонность к интернет-зависимости» имеет положительную связь со шкалой «Самоконтроль» (гб = 0,505, р < 0,05). Студенты, демонстрирующие данную стратегию, ориентированы на поиск психологического комфорта и самореализацию своих способностей и возможностей посредством увлеченности (часто выраженной вовлеченности) разными видами деятельности, они контролируют и анализируют собственное поведение в реальной жизнедеятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.
Отрицательная корреляция между шкалами «Самопринятие» и «Вариативность» (гб = -0,230, р < 0,01) говорит о том, что варьирование нравственным и социальным ста-
тусом в виртуальной самопрезентации связано с низким уровнем самопринятия в реальной жизни.
Заключение
В условиях цифровизации социальной сферы индикатором субъективного личностного благополучия человека является его самоотношение, проявляющееся в реальном и виртуальном общении.
Проведенное исследование особенностей самоотношения, установок на использование Интернета, самопрезентации в электронной коммуникации, стратегий сетевой активности студенческой молодежи, взаимосвязи между обозначенными характеристиками позволило получить данные, которые целесообразно использовать для организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса вуза, для психологического просвещения и профилактики проблематичного использования сетевых ресурсов, для проведения индивидуального и группового консультирования в рамках психологической службы вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белинская Е.П. Человек в информационном мире // Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. 203-220 с.
2. Войкунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете. URL: http://www. medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_4_33/nomer07.php (дата обращения: 05.08.2020).
3. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. 216 с.
4. Губенко Э.В. Опросник установок по отношению к Интернету. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/internet_questionary (дата обращения: 05.08.2020).
5. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в интернете пользователей юношеского возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2001. 25 с.
6. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет// Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 2. С. 75-78.
7. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.: ЛКИ, 2011. С. 224.
8. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 1995. 356 с.
9. Сарджвеладзе Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности. Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мецниереба, 1974.
10. Сунгурова Н.Л., Богуславская Д.Г. Особенности психологических установок и стратегий сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7, № 1А. С. 128-135.
11. Сунгурова Н.Л. Личностные детерминанты взаимодействия студенческой молодежи с информационно-компьютерными технологиями: монография. М.: РУДН, 2017. 172 с.
12. УзнадзеД.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
13. Шевченко И.С. Вариативность самопрезентации личности в интернет-общении: дис. ... канд. психол. наук. Казань: ТГГИ, 2002. 170 с.
14. Sungurova N.L., Karabuschenko N.B., Khvorova E.M., Boguslavskaya D.G. Features Of Electronic Communication In Social Networks Of Users Of Different Ages. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS / ICPE 2018 International Conference on Psychology and Education, 26-28 June 2018. Vol. XLIX UK. London, Future Academy. Рр. 650658. doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.75
15. Sungurova N., Sysoeva N., Glamazdin I., Kryukovskaya G. Internet Technologies as a Means of Establishing Informative Preferences and Motivational attitudes of Natural Sciences Specialties Students . 10th International Conference on Education and New Learning Technologies, 2-4 July 2018. Palma, Spain. Рp. 8898-890.
REFERENCES
1. Belinskaya E.P. (2002) Chelovek v informacionnom mire [Man in the information world]. Social psychology in the modern world. Moscow: Aspect Press. 203-220 p. (In Russian).
2. Vojkunskij A.E. (2015) Koncepciizavisimosti i prisutstviya primenitel'no k povedeniyu v Internete [Concepts of dependence and presence in relation to behavior on the Internet]. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_4_33/nomer07.php (accessed: 05.08.2020). (In Russian).
3. Gluxanyuk N.S. (2005) Praktikum po psixodiagnostike [Practice on psychodiagnostics: studies']. Moscow: Publishing house of the Moscow psychological and social Institute. 216 p. (In Russian).
4. Gubenko EW. Oprosnik ustanovok po otnosheniyu k Internetu [Questionnaire of attitudes towards the Internet]. URL: http:// flogiston.ru/articles/netpsy/internet_questionary (accessed: 05.08.2020). (In Russian).
5. Zhichkina A.E. (2001) Vzaimosvyaz' identichnosti i povedeniya v internete pol'zovatelej yunosheskogo vozrasta [Interrelation of identity and behavior in the Internet of youth users]. Abstract of PhD thesis. Moscow: Moscow psychological Institute. 25 p. (In Russian).
6. Zhichkina A.E. (2000) O vozmozhnostyax psixologicheskix issledovanij v seti Internet [About the possibilities of psychological research on the Internet]. Psychological journal. Vol. 21. No. 2. Pp. 75-78. (In Russian).
7. Kuzneczova Yu.M., Chudova N.V. (2011) Psixologiya zhitelej Interneta [Psychology of Internet residents]. Moscow: LKI. P. 224. (In Russian).
8. Myasishhev V.N. (1995) Psixologiya otnoshenij. Izbranny'e psixologicheskie trudy' [Psychology of relations.Selected psychological works]. Voronezh: MODEK. 356 p. (In Russian).
9. Sardzhveladze N.I. (1974) Struktura samootnosheniya lichnosti i sociogennye potrebnosti. Problemy'formirovaniya sociogenny'x potrebnostej [The Structure of the personality's self-relation and sociogenic needs. Problems of forming sociogenic needs]. Tbilisi: Metsniereba. (In Russian).
10. Sungurova N.L., Boguslavskaya D.G. (2018) Osobennosti psixologicheskix ustanovok i strategij setevoj aktivnosti studentov razny'x napravlenij professional^]' podgotovki [Features of psychological attitudes and strategies of network activity of students in different areas of professional training]. Psychology. Historical and critical reviews and modern research. Vol. 7. No. 1A. Pp. 128-135. (In Russian).
11. Sungurova N.L. (2017) Lichnostny'e determinanty vzaimodejstviya studencheskoj molodezhi s informacionno-komp'yuterny'mi texnologiyami. [Personal determinants of the interaction of student youth with information and computer my technologies]. M.: RUDN. 172 s.
12. Uznadze D.N. (2001) Psixologiya ustanovki [Psychology of installation]. Saint Petersburg: Piter. 416 p. (In Russian).
13. Shevchenko I.S. (2002) Variativnost'samoprezentacii lichnosti v Internet-obshhenii [Variability of self-presentation of personality in Internet communication]. PhD thesis. Kazan. 170 p. (In Russian).
14. Sungurova N.L., Karabuschenko N.B., Khvorova E.M., Boguslavskaya D.G. Features Of Electronic Communication In Social Networks Of Users Of Different Ages. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS/ ICPE 2018 International Conference on Psychology and Education, 26-28 June 2018. Vol. XLIX UK, London: Future Academy. Ph. 650-658. doi.org/10.15405/ epsbs.2018.11.02.75 (In English).
15. Sungurova N., Sysoeva N., Glamazdin I., Kryukovskaya G. Internet Techlologies as a Means of Establishing Informative Preferences and Motivational attitudes of Natural Sciences Specialties Students. 10th International Conference on Education and New Learning Technologies, 2-4 July 2018. Palma: Spain. Рp. 8898-8907. (In English).