Научная статья на тему 'Психологические особенности информационного взаимодействия студентов разных профессиональных направлений'

Психологические особенности информационного взаимодействия студентов разных профессиональных направлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INFORMATION INTERACTIONS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL EFFECTIVENESS / СТРАТЕГИИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ / STRATEGIES OF NETWORK ACTIVITY / ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ / TYPES OF INFORMATION PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иващенко Александр Васильевич, Сунгурова Нина Львовна, Карабущенко Наталья Борисовна, Хворова Екатерина Михайловна

В статье исследуются психологические особенности информационного взаимодействия студентов, обучающихся по разным направлениям профессиональной подготовки. Представлены теоретические подходы к описанию применения информационно-компьютерных приложений в сфере образования. Эмпирическое исследование проводилось с использованием комплекса методов, психодиагностический инструментарий составили оригинальные и авторские методики. В статье описаны предпочтения современных студентов в выборе источника и способов получения информации, цели использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ); дан сравнительный анализ психологической эффективности использования ИКТ студентами, описаны особенности стратегий сетевого поведения, рассмотрены учебные стили студенческой аудитории. Независимо от специфики профессиональной подготовки студенты достаточно эффективно решают учебные задачи с использованием компьютерных программ, не испытывая дискомфортных состояний при работе с компьютером. Среди стратегий поведения преобладает стратегия сетевой активности в восприятии альтернатив во всех студенческих группах, что во многом является проявлением возрастных особенностей и связано с решением задач развития в юности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INFORMATION INTERACTION OF STUDENTS OF DIFFERENT PROFESSIONAL DIRECTIONS

The article researches psychological characteristics of information interaction of students studying different professional directions. Theoretical approaches to description of information and computer applications’ use in education sphere are represented. The empirical research was carried out using a complex of techniques, psychodiagnostic instrumentarium was composed of know how proprietary methods. The article describes students’ preferences in the selection of the source and methods of obtaining information, purposes of the information and computer technologies’ (ICT) usage; comparative analysis of the psychological effectiveness of ICT usage by students is provided, peculiarities of strategies of behavior in networks are described, learning styles of students’ audience are considered. Students, regardless training specifics, effectively solve educational problems using computer programs without experiencing frustration while working on computer. The online activity strategy prevails among other behavior strategies in perception of the alternatives in all student groups, this fact to a great extent is a consequence of age peculiarities and is connected with resolving of the tasks of development in the youth.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности информационного взаимодействия студентов разных профессиональных направлений»

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

APPLIED RESEARCH

СОЦИАЛЬНАЯ АКМЕОЛОГИЯ (МЕТОДЫ, ЭМПИРИЯ, ПРАКТИКА)

SOCIAL ACMEOLOGY (METHODS, EMPIRICAL, PRACTICE)

УДК 159.923:33

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Иващенко Александр Васильевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198; e-mail avi1937@mail.ru

Сунгурова Нина Львовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198; e-mail sungurovanl@mail.ru

Карабущенко Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198; e-mail n_karabushenko@inbox.ru

Хворова Екатерина Михайловна, аспирант, ассистент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198; e-mail katerina.khvorova@gmail.com

РЕЗЮМЕ

В статье исследуются психологические особенности информационного взаимодействия студентов, обучающихся по разным направлениям профессиональной подготовки. Представлены теоретические подходы к описанию применения информационно-компьютерных приложений в сфере образования. Эмпирическое исследование проводилось с использованием комплекса методов, психодиагностический инструментарий составили оригинальные и авторские методики. В статье описаны предпочтения современных студентов

в выборе источника и способов получения информации, цели использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ); дан сравнительный анализ психологической эффективности использования ИКТ студентами, описаны особенности стратегий сетевого поведения, рассмотрены учебные стили студенческой аудитории. Независимо от специфики профессиональной подготовки студенты достаточно эффективно решают учебные задачи с использованием компьютерных программ, не испытывая дискомфортных состояний при работе с компьютером. Среди стратегий поведения преобладает стратегия сетевой активности в вос-

Рис. 1. Цели использования Интернета

приятии альтернатив во всех студенческих группах, что во многом является проявлением возрастных особенностей и связано с решением задач развития в юности.

Ключевые слова: информационное взаимодействие, психологическая эффективность, стратегии сетевой активности, виды восприятия информации.

Сегодняшнее разнообразие применения информационно-компьютерных технологий в образовательной практике вуза обусловлено их различным предназначением, а также имеющимся потенциалом в решении современных задач профессиональной подготовки студентов.

При описании применения информационно-компьютерных приложений в сфере высшего образования сегодня выделяют три подхода [1, с. 76].

Первый подход связан с анализом технической оснащенности вузов и уровня подготовки субъектов образовательного процесса к работе с этими технологиями [9]. В рамках данного подхода разработаны классификации информационно-компьютерных приложений. Например, выделяют виды применения телекоммуникационных средств: телефон, факс, аудио-конференция, видеоконференция, электронная почта, доступ к базам данных. Существует классификация средств Интернета для онлайного обучения по степени виртуальности (слабая, средняя, сильная) и уровню навыков (экспертный уровень).

Второй подход, ориентированный на решение образовательных задач с помощью ИКТ, рассматривает показатели и характеристики эффективного сетевого взаимодействия субъектов учебного процесса [3; 5; 9].

В рамках этого подхода определяются взаимодействие студентов и преподавателей в процессе обучения; взаимодействие студентов и преподавателей в процессе поиска информации в Интернете; профес-

сиональная совместная деятельность преподавателей и администрации; студенческие совместные исследовательские проекты [8].

В исследовании Р. Харриса в основе выделения видов сетевой образовательной активности лежит «де-ятельностная структура» как некая модель поведения участников взаимодействия. Межличностное взаимодействие описывается через такие деятельностные структуры, как переписка, «группы», электронные выступления, электронное наставничество, имперсона-ция. Еще одним видом межличностного взаимодействия является сбор информации, который включает в себя следующие деятельностные структуры: обмен информацией, создание баз данных, электронные публикации, телеэкскурсии, совместный анализ данных. Третий вид межличностного взаимодействия — проекты, направленные на решение конкретных проблем: поиск информации, параллельное решение проблем, совместное написание электронных текстов, создание сериалов, симуляторы, социальные акции [1, с. 77—78].

Третий подход связан со спецификой учебно-профессионального взаимодействия, опосредованного информационно-компьютерными технологиями. Важными задачами в процессе компьютеризированной деятельности являются формирование компетентного взаимодействия студента с ИКТ, а также оптимизация и коррекция диалога «студент — компьютер» [15; 16; 17].

А.Г. Крицкий и М.Ю. Щербинин предлагают следующую классификацию уровней взаимодействия студентов с компьютером:

1. Процедурный уровень — структурирование деятельности, то есть управление действиями студентов, координирование.

2. Предметный уровень — содержательный анализ действий студентов, обоснование целей, объяснение способов действий, уточнение информации, предметное обсуждение.

Психологическая эффективность студентов при взаимодействии с ИКТ

■ Инженерное направление ■ Гуманитарное направление

Неудовлетворительное Удовлетворительное Хорошее состояние

состояние состояние

Рис. 2. Психологическая эффективность студентов разных профессиональных направлений

при взаимодействии с компьютером

3. Эмоциональный уровень — оценка деятельности, обратная связь [6].

В нашем исследовании мы подходим к психологическому анализу информационного взаимодействия и с позиции сетевой активности, и с позиции уровне-вых характеристик работы студентов с компьютером [10; 11; 12; 18]. В данной статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия студентов разных направлений профессиональной подготовки информационо-компьютерными технологиями. В исследовании приняли участие студенты московских вузов — как инженерного, так и гуманитарного направления. Объем выборки составил 150 человек. Средний возраст участников исследования — 20,5 года.

В качестве методов исследования использовались анкетирование и опрос. Психодиагностический комплекс включал в себя следующие методики: «Опросник поведения в Интернете» (А.Е. Жичкина) [2]; анкета, направленная на изучение целей и предпочтений в использовании информационных технологий (Н.Л. Сунгурова); методика «Диагностика учебных стилей» (Флеминг и Миллс, УЛИК;, методика «Психологическая эффективность взаимодействия с компьютером» (Е. Н. Николаева, Н.М. Субботина; в модификации Н.Л. Сунгуровой). Математическая обработка результатов исследования проводилась в 8Р8813.0.

На первом этапе исследования была использована разработанная Н.Л. Сунгуровой анкета. В нее наряду с целевыми вопросами были включены вопросы-фильтры, позволяющие выяснить, не связаны ли изучаемые аспекты поведения с внешними факторами: с ограничениями на вход в Интернет или особой профессиональной необходимостью использования Интернета (учебой).

Было установлено, что 93% респондентов могут выходить в Интернет, когда захотят, и только 7% респондентов имеют ограниченный доступ к Интерне-

ту. У 93% респондентов учеба связана с Интернетом, а у 7% респондентов учеба не связана с Интернетом.

На вопрос о том, какое количество респондентов и с какой целью используют Интернет, было получено следующее процентное распределение ответов (рис. 1).

Из рис. 1 видно, что 25% респондентов используют Интернет для скачивания программ; столько же респондентов используют Интернет для поиска информации, связанной с работой или учебой; 13% респондентов используют Интернет для поиска информации, связанной с их хобби; 11% респондентов используют Интернет, чтобы играть в компьютерные игры. Для общения со своими знакомыми из реальной жизни Интернет используют 9% респондентов; 6% респондентов — для того, чтобы «побродить» по страничкам Интернета без определенной цели; 4% респондентов используют Интернет для общения с теми, с кем познакомились через Интернет; 2% респондентов используют Интернет для знакомства с представителями противоположного пола, для того, чтобы просто поболтать с кем-нибудь, для общения с друзьями, родственниками в других городах.

Общая оценка психологической эффективности информационного взаимодействия студентов разных профессиональных направлений проводилась по методике «Психологическая эффективность взаимодействия с компьютером» (Е.Н. Николаева, Н.М. Субботина; в модификации Н.Л. Сунгуровой).

Средние показатели психологической эффективности студентов данной выборки при взаимодействии с компьютером составили 6,45 — по инженерному направлению и 6,63 — по гуманитарному.

Процентное соотношение по уровням состояния представлено на рис. 2.

Из рис. 2 видно, что 41% студентов-инженеров и 48% студентов-гуманитариев испытывают хорошее состояние при взаимодействии с компьютером, отмечают продуктивность в работе, позитивное отношение к компьютеру. 57% респондентов инженер-

Рис. 3. Средний ранг стратегий сетевой активности студентов разных направлений

ного направления и 50% — гуманитарного испытывают удовлетворительное состояние в ходе работы с компьютером. 2% респондентов инженерного направления и 3% — гуманитарного испытывают неудовлетворительное состояние при работе с компьютером, имеют низкий психоэмоциональный фон взаимодействия. В целом мы видим незначительный разброс в процентном отношении по уровням состояния. По общему показателю психологической эффективности студентов при взаимодействии с компьютером значимых различий не выявлено. Таким образом, в основном, студенческая аудитория независимо от профессионального направления достаточно эффективно решает учебные задачи с использованием компьютерных программ и не испытывает неудовлетворительного состояния при работе с компьютером.

По характеру вовлеченности и степени интернет-взаимодействия А.Е. Жичкина выделила три вида стратегий сетевой активности студентов:

1. Активность в действии. Характерна для студентов со слабо выраженной социально-ролевой составляющей. В Сети они: часто знакомятся первыми; предлагают свою тему для обсуждения; обычно выходят в Сеть, нечетко представляя свой личный статус.

2. Активность в восприятии альтернатив. Свойственна студентам с ярко выраженным стремлением к поиску своей идентичности, стремлением приобрести новый опыт, который невозможно получить в реальной жизни. Проявляется в интересе читать чужие сообщения, просматривать сайты, порталы разного информационного содержания, выражать оценочное отношение к фото- или видеоматериалу.

3. Интернет-зависимость. Связана с восприятием Интернета как среды, способной: дать эмоциональную поддержку; справиться с грустью и одиночеством; предоставить возможность самовыражения и самопрезентации. Это люди с повышенной чувствительностью к социальным ограничениям [2; 4; 7].

Соотношение шкал по средним показателям стратегий сетевой активности распределилось следующим образом. В выборке студентов инженерного направления активность в восприятии альтернатив (2,7) выше, чем активность в действии (1,64) и интернет-зависимость (1,66). В выборке студентов гуманитарного направления активность в восприятии альтернатив (2,5) также преобладает в поведении над активностью в действии (1,73) и интернет-зависимостью (1,77). Математическая обработка данных в SPSS с помощью критерия Фридмана выявила статистически значимые различия в обеих выборках (хг2 = 56,75; p = 0,000... и хг2 = 35,72; p = 0,000.) соответственно. Следует обратить внимание на преобладание активности в восприятии альтернатив в студенческих группах, что во многом является проявлением возрастных особенностей и связано с решением задач развития в юности (становление идентичности, расширение сферы общения, стремление к новому опыту и отношениям) [13; 14].

На рис. 3 представлен сравнительный анализ результатов по двум выборкам: студентов инженерного и гуманитарного направлений.

В целом мы видим, что в выборке по инженерному направлению значения среднего ранга по всем трем сетевым стратегиям выше. При исследовании различий в связи с разным направлением профессиональной подготовки в стратегиях сетевого поведения были обнаружены статистически достоверные различия по шкале «Активность в восприятии альтернатив» (U = 1692,5; p = 0,000..) и по шкале «Интернет-зависимость» (U = 2172,5; p = 0,016). Таким образом, можно утверждать, что специфика учебно-профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей, их профессиональная направленность, использование в большем объеме специализированных компьютерных программ для решения учебных задач, интерес к процессуальной и операциональной сторонам деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, определяют особенности сетевого поведения.

Учебные стили в зависимости от особенностей восприятия информации

Инженерное направление ■ Гуманитарное направление 32%

Рис. 4. Процентное соотношение учебных стилей студентов разных направлений

При работе с компьютером максимально включены все каналы восприятия. В исследованиях по восприятию информации, подаваемой в различной модальности, было установлено, что человек воспринимает до 15% информации, получаемой им в речевой форме, и до 25% информации, если она подается в виде видеоряда. Если же звук накладывается на изображение, то человек может воспринять до 65% содержания этой информации.

По методике «Диагностика учебных стилей» (Флеминг и Миллс, УЛИК) мы выявили четыре типа учебных стилей студентов в зависимости от особенностей восприятия ими информации: аудиальный, визуальный, кинестетический и вербальный.

Аудиальный стиль — получение информации предпочтительно «на слух», важны громкость и интонация получаемого материала.

Для визуального стиля важны изображения, в речи и тексте необходимы слова-ключи, помогающие быстро восстанавливать картину предмета. Кинестати-ческий стиль — основное место в восприятии информации занимают ощущения, удобство, комфорт. Студенты с таким стилем должны быть «подключены к реальности» через опыты, примеры, практику или симуляцию.

Вербальный стиль характеризуется сочетанием «чтение — запись». Студентам с таким стилем требуются прочтение текста и его фиксация в виде опорных конспектов, схем, символов.

На рис. 4 представлено процентное распределение учебных стилей студентов инженерного и гуманитарного направлений.

Из рис. 4 видно, что студенты разных направлений используют разные учебные стили в процессе работы с информацией на занятиях и в самостоятельной работе в равной мере, за исключением аудиального стиля (средний ранг по выборке студентов инженерного направления — 68, по выборке студентов гуманитарного направления — 82). Обработка данных с помощью критерия Манна — Уитни выявила статистически значимые различия по аудиальному стилю воспри-

ятия информации (U = 2248,5; p = 0,036). Результат вполне ожидаемый, поскольку специфика обучения по гуманитарным дисциплинам характеризуется в основном использованием традиционных лекций, семинаров, прослушиванием записей, групповых дискуссий, веб-чата, вебинаров.

Корреляционный анализ результатов исследования с помощью коэффициента ранговой корреляции по Спирмену выявил взаимосвязь между шкалами «Активность в восприятии альтернатив» и «Аудиальный стиль» (rs = —0,163; p = 0,048). Это свидетельствует о том, что студенты, предпочитающие использовать в Интернете стратегию «Активность в восприятии альтернатив», менее всего используют аудиальный учебный стиль.

Таким образом, информационное взаимодействие студентов, обучающихся по разным профессиональным направлениям, имеет как общие тенденции, связанные с особенностями юношеского возраста, так и специфические проявления, обусловленные профессиональной направленностью, организацией учебного процесса, содержанием учебного материала. Использование информационно-компьютерных программ и приложений, телекоммуникационных информационных учебных систем, в которых заранее подготовленная информация представляется и передается графическими, анимационными, аудио- и видеоматериалами, — в сочетании с традиционными технологиями — позволит сделать обучение студентов более успешным.

ССЫЛКИ

[1]. Белинская Е.П. Психология Интернет-коммуникации: учебное пособие / Е.П. Белинская. — М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. — 192 с.

[2]. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: автореферат дис. ... канд. психол. наук. — М., 2001. — 199 с.

[3]. Иващенко А. В., Карабущенко Н. Б., Сунгу-рова Н. Л., Пилишвили Т. С., Чхиквадзе Т. В., Хворо-

ва Е.М. Личностные особенности студентов в сетевом взаимодействии // Humanitarian Bulletin SU «Pereyaslav-Khmelnitsky Pedagogical University by H. Skovoroda» — Supplement 1 to Vol. 36, Volume VI (66): Thematic Issue «Higher Education in Ukraine in the context of integration into the European educational space». — K.: Gnosis, 2015. — С. 588-598.

[4]. Карабущенко Н.Б., Сунгурова Н.Л. Психологические особенности конструирования студентами образа «Я» в информационном сетевом взаимодействии // Акмеология. — 2012. — № 3s. — С. 219-228.

[5]. Карабущенко Н.Б., Сунгурова Н.Л. Психологическая эффективность информационного взаимодействия студентов в образовательном пространстве // Humanitarian Bulletin SU «Pereyaslav-Khmelnitsky Pedagogical University by H. Skovoroda» — Supplement 1 to Vol. 5, Volume IV (55): Thematic Issue «Higher Education in Ukraine in the context of integration into the European education spac». — Ukraine, Kiev: Gnosis, 2014. — С. 184-191.

[6]. Крицкий А.Г., Щербинин М.Ю. Компьютерные коммуникации в совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 2.

[7]. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. — М.: Издательство ЛКИ, 2011. — 224 с.

[8]. Подымова Л. С., Сунгурова Н.Л., Суховерши-на Ю.В. Личность в инновационной образовательной среде: монография; под ред. Л.С. Подымовой. — М.: МОСА, 2010. — 127 с.

[9]. Помелова М.С. Построение индивидуально-ориентированного обучения средствами интерактивных технологий // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 2 (39). — С. 125-127.

[10]. Сунгурова Н.Л. Социально-психологические особенности сетевого взаимодействия студентов в информационно-образовательном пространстве // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Редколлегия сборника: А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, О.И. Донина и др. — Ульяновск: SIMJET, 2013. — С. 425-430.

[11]. Сунгурова Н.Л. Психолого-акмеологические аспекты обеспечения информационной безопасности личности // Акмеология. — 2013. — № 1s. — С. 236-237.

[12]. Сунгурова Н.Л. Виртуальная самопрезентация личности: гендерный аспект // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: монография; под общ. ред. Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. — М.: РУДН, 2015. — С. 316-329.

[13]. Сунгурова Н.Л. Индивидуально-личностные особенности студентов в информационно-психологическом пространстве // Акмеология. — 2014. — № 4 (52). — С. 258-262.

[14]. Сунгурова Н.Л. Личностно-типологические особенности студентов в компьютерно-опосредованной коммуникации // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: Сб. науч. трудов участников II Международной научно-практической конференции. — Москва, РУДН, 23-24 апреля 2015 г. — М.: РУДН, 2015. — С. 294-299.

[15]. Сунгурова Н.Л. Психологическое отношение студентов к информационно-компьютерным обучающим средам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2013. — № 3. — С. 116-122.

[16]. Сунгурова Н.Л. Психологическая готовность студентов к информационно-компьютерной деятельности как основа информационной культуры личности // Акмеология. — 2012. — № 3 (специальный выпуск). — С. 285-289.

[17]. Сунгурова Н.Л. Психолого-акмеологическое сопровождение информационно-компьютерной деятельности будущего специалиста // Акмеология. — 2012. — Специальный выпуск. — С. 100-101.

[18]. Sungurova N., Karabuschenko N. Psychological Features of the Interaction of Students in Information Educational Space // EUROPEAN HUMANITIES STUDIES: State and Society / EUROPEJSKIE STUDIA HUMANISTYCZNE: PaMwo i SpoleczeMwo. — 20142015. — № 1. — P. 170-180.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INFORMATION INTERACTION OF STUDENTS OF DIFFERENT PROFESSIONAL DIRECTIONS * **

Aleksader V. Ivaschenko — Doctor of Pedagogical Sciences (D. Sc. in Pedagogics), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia; Miklukho-Maklaya Str., 102, Moscow, 117198, Russia; e-mail: avi1937@mail.ru Nina L. Sungurova — Candidate of Psychological Sciences (Ph.D. in Psychology), Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia; Miklukho-Maklaya Str., 102, Moscow, 117198, Russia; e-mail: sungurovanl@mail.ru

Natalya B. Karabuschenko — Doctor of Psychological Sciences (D. Sc. in Psychology), Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia; Miklukho-Maklaya Str., 102, Moscow, 117198, Russia; e-mail: n_kara-bushenko@inbox.ru

Ekaterina M. Hvorova, — Postgraduate, Teaching Assistant, Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia; Miklukho-Maklaya Str., 102, Moscow, 117198, Russia; e-mail: katerina.khvorova@gmail.com

ABSTRACT

The article researches psychological characteristics of information interaction of students studying different professional directions. Theoretical approaches to description of information and computer applications' use in education sphere are represented. The empirical research was carried out using a complex of techniques, psychodiagnostic instrumentarium was composed of know how proprietary methods. The article describes students' preferences in the selection of the source and methods of obtaining information, purposes of the information and computer technologies' (ICT) usage;

* The work was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant number 15-06-10956a «Individually-typological characteristics of students' personality in the information space».

** The work was supported by departments of grant initiative projects in the People's Friendship University of Russia, the project «Students' ethno-cultural values and students' motivational setups in the internationally-oriented university».

comparative analysis of the psychological effectiveness of ICT usage by students is provided, peculiarities of strategies of behavior in networks are described, learning styles of students' audience are considered. Students, regardless training specifics, effectively solve educational problems using computer programs without experiencing frustration while working on computer. The online activity strategy prevails among other behavior strategies in perception of the alternatives in all student groups, this fact to a great extent is a consequence of age peculiarities and is connected with resolving of the tasks of development in the youth. Keywords: information interactions, psychological effectiveness, strategies of network activity, types of information perception.

REFERENCES

[1]. Belinskaja E.P. Psihologija Internet-kommunika-ci [Psychology of Internet communication]: uchebnoe pos-obie / E.P. Belinskaja. — M.: MPSU; Voronezh: MODJeK, 2013. — 192 p.

[2]. Zhichkina A.E. Vzaimosvjaz' identichnosti i pove-denija v Internete pol'zovatelej junosheskogo vozrasta [Interrelation of identity and behavior in Internet of youthful age users]: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — M., 2001. — 199 p.

[3]. Ivashhenko A. V., Karabushhenko N.B., Sunguro-va N.L., Pilishvili T.S., Chhikvadze T. V., Hvorova E.M. Lich-nostnye osobennosti studentov v setevom vzaimodejstvii [Students' personality characteristics in networking interaction] // Humanitarian Bulletin SU «Pereyaslav-Khmelnit-sky Pedagogical University by H. Skovoroda» — Supplement 1 to Vol. 36, Volume VI (66): Thematic Issue «Higher Education in Ukraine in the context of integration into the European educational space». — K.: Gnosis, 2015. — P. 588-598.

[4]. Karabushhenko N.B., Sungurova N.L. Psihologich-eskie osobennosti konstruirovanija studentami obraza «Ja» v informacionnom setevom vzaimodejstvii [Psychological features of designing the students of the self-image in information networking] // Akmeologija. — 2012. — № 3s. — P. 219-228.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5]. Karabushhenko N.B., Sungurova N.L. Psihologiches-kaja jeffektivnost' informacionnogo vzaimodejstvija studentov v obrazovatel'nom prostranstve [The psychological effectiveness of information interaction of students in the educational space]// Humanitarian Bulletin SU «Pereyaslav-Khmelnitsky Pedagogical University by H. Skovoroda» — Supplement 1 to Vol.5, Volume IV (55): Thematic Issue «Higher Education in Ukraine in the context of integration into the European education space». — Ukraine, Kiev: Gnosis, 2014. — P. 184-191.

[6]. KrickijA.G., Shherbinin M. Ju. Komp'juternye kom-munikacii v sovmestnoj uchebnoj dejatel'nosti [Computer communications in co-curricular activities] // Psihologiches-kaja nauka i obrazovanie. — 2006. — № 2.

[7]. Kuznecova Ju. M., Chudova N. V. Psihologija zhitelej Internet [The psychology of the Internet inhabitants]. — M.: Izdatel'stvo LKI, 2011. — 224 p.

[8]. Podymova L.S., Sungurova N.L., Suhovershina Ju. V. Lichnost' v innovacionnoj obrazovatel'noj srede [The personality in the innovative educational environment] // Pod red. L.S. Podymovoj: monografija. — M.: MOSA, 2010. — 127 p.

[9/. Pomelova M.S. Postroenie individual'no-orienti-rovannogo obuchenija sredstvami interaktivnyh tehnologij

[Designing are individually-focused training by means of interactive technologies] // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. — 2013. — № 2 (39). — P. 125-127.

[10]. Sungurova N.L. Social'no-psihologicheskie osobennosti setevogo vzaimodejstvija studentov v informacion-no-obrazovatel'nom prostranstve [Social and psychological features of network interaction of the students in the information-educational space] // Kategorija «social'no-go» v sovremennoj pedagogike i psihologii. Materialy nauch-no-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem. Redkollegija sbornika: A.N. Jarygin, A.A. Ko-rostelev, O.I. Donina i dr. — Ul'janovsk: SIMJET, 2013. — P. 425-430.

[11]. Sungurova N.L. Psihologo-akmeologicheskie as-pekty obespechenija informacionnoj bezopasnosti lichnosti [Psychological and akmeological aspects of ensuring information security of the personality] // Akmeologija. — 2013. — № 1s. — P. 236-237.

[12]. Sungurova N.L. Virtual'naja samoprezentacija lichnosti: gendernyj aspekt [Virtual of personality self-presentation: gender aspect] // Psihologija i pedagogika XXI veka: te-orija, praktika i perspektivy: monografija / Pod obshh. red. N.B. Karabushhenko, N.L. Sungurovoj. — Moskva: RUDN, 2015. — 464 p. — P. 316-329.

[13]. Sungurova N.L. Individual'no-lichnostnye osobennosti studentov v informacionno-psihologicheskom prostranstve [Individually-personality features of students in information-psychological space] // Akmeologija. — 2014. — № 4 (52). — P. 258-262.

[14]. Sungurova N.L. Lichnostno-tipologicheskie osobennosti studentov v komp'juterno-oposredovannoj kommunikacii [Personality-typological features of students in computer-mediated communication] // Aktual'nye problemy psihologii i pedagogiki v sovremennom mire. Sbornik nauchnyh trudov uchastnikov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, RUDN, 23-24 aprelja 2015. — M.: RUDN, 2015. — 665 p. — P. 294-299.

[15]. Sungurova N.L. Psihologicheskoe otnoshenie studentov k informacionno-komp'juternym obuchajushhim sredam [The psychological attitude of students to information and computer learning environments] // Vestnik Rossi-jskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. — 2013. — № 3. — P. 116-122.

[16]. Sungurova N.L. Psihologicheskaja gotovnost' studentov k informacionno-komp'juternoj dejatel'nosti kak osno-va informacionnoj kul'tury lichnosti [Psychological readiness of students to information and computer activities as the basis of the information culture personality] // Akmeologija. — 2012. — № 3 (special'nyj vypusk). — P. 285-289.

[17]. Sungurova N.L. Psihologo-akmeologicheskoe so-provozhdenie informacionno-komp'juternoj dejatel'nosti bu-dushhego specialista [Psychological and acmeological support of information-computer activity in future specialist] // Akmeologija. — 2012. — Specvypusk. — P .100-101.

[18]. Sungurova N., Karabuschenko N. Psychological Features of the Interaction of Students in Information Educational Space // EUROPEAN HUMANITIES STUDIES: State and Society / EUROPEJSKIE STUDIA HUMAN-ISTYCZNE: Patistwo i Spoieczetistwo. — 2014-2015. — № 1. — P. 170-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.