Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СЕТЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИНТЕРНЕТУ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / PERSONAL REGULATION / NETWORK ACTIVITY / ATTITUDES TOWARDS THE INTERNET / INTERNET-ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паньшина Светлана Евгеньевна, Сунгурова Нина Львовна

Представлены результаты исследования личностной регуляции сетевой активности студентов различных направлений профессиональной подготовки. Выделены регуляторно-личностные характеристики обучающихся, склонных к интернет-зависимому поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENTS' NETWORK ACTIVITY PERSONAL REGULATION IN VARIOUS FIELDS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article presents the results of the study focusing on personal regulation of network activity in different professional groups of students. Regulatory and personal characteristics of students inclined to Internet-addiction are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

психология

психология личности I

DOI: 10.25586^и.НЕТ.20.11.Р.47 УДК 159.923

С.Е. Паньшина, Н.Л. Сунгурова,

Российский университет дружбы народов

Особенности личностной регуляции сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки

Российский университет дружбы народов

Введение

На современном этапе интернет-технологии широко используются в сфере образования. Вовлечение электронных ресурсов в образовательную среду прокладывает путь к новой культуре обучения, в основе которой лежат принципы индивидуального конструирования знаний с опорой на потенциал глобального сотрудничества, международного обмена опытом.

Под влиянием сети Интернет возникают новые формы учебной работы, создаются инновационные методы преподавания, повышается познавательная активность сту-

© Паньшина С.Е., Сунгурова Н.Л., 2020

дентов. Именно интернет-ресурсы во все большей мере становятся доминирующим источником учебной информации.

Несмотря на преимущества, которые дает использование интернет-пространства в сфере образования, влияние сетевых технологий на личность обучающегося может носить негативный характер, провоцировать снижение познавательной мотивации студентов, приводить к возникновению информационных и психологических барьеров при работе с информационными ресурсами, к нарушению регуляции сетевой

активности, а также к интернет-зависимости.

Характер воздействия Интернета на человека во многом определяется личностными особенностями пользователей, возможностями регуляции деятельности в сети. Постоянные изменения интернет-среды требуют создания новых подходов к организации сетевой активности в образовательной среде, совершенствования механизмов регуляции поведения в сети.

В условиях вынужденного сокращения объема оффлайн-формата занятий, когда онлайн-обучение является единственным способом обеспечения непрерывности образовательного процесса, вопросы личностной регуляции сетевой активности в молодежной среде становятся все более актуальными.

Феномен личностной регуляции сетевой активности представлен в трудах А.Е. Жичкиной [5], Т.С. Спиркиной [11], М.И. Дрепы [4], Н.Л. Сунгуровой [12], А.А. Колмогорце-вой [6]. Личностные особенности в регуляции сетевого поведения рассматриваются в исследованиях зарубежных авторов N. Pshuk и N. Koriava [17], L. Seabra, M. Loureiro, H. Pereira, S. Monteiro, R.M. Afonso, G. Esgalhado [18], S. Islam, M.I. Malik, S. Hussain, R. Thursamy, M. Shujahat, M. Sajjad [16], C.-S. Ang, N.-N. Chan, Ch.-S. Lee [14], N. Hawi и M. Samaha [15], Q. Agbaria и D. Bdier [13].

В фокусе внимания исследователей находятся преимущественно

Светлана евгеньевна паньшина

Российская Федерация, г. Москва

аспирант кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: проблемы эффективности коммуникации «журналист - зритель», личностная регуляция сетевой активности. Автор более 20 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]

SVETLANA E. PANSHINA Moscow, Russian Federation

post-graduate student of the Department of Psychology and Pedagogy of RUDN University. Research interests: problems of effective communication "journalist-viewer", personal regulation of network activity. Author of more than 20 published scientific papers.Email address: [email protected]

F ш

I

нина львовна сунгурова

Российская Федерация, г. Москва

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: психология личности студента в условиях электронной коммуникации, психология образования, психология профессиональной деятельности. Автор более 130 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]

NINA L. SuNGuROVA Moscow, Russian Federation

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of RUDN University. Research interests: psychology of the student's personality in the conditions of electronic communication, psychology of education, psychology of professional activity. Author of more than 130 published scientific papers. Email address: [email protected]

Представлены результаты исследования личностной регуляции сетевой активности студентов различных направлений профессиональной подготовки. Выделены регуляторно-личностные характеристики обучающихся, склонных к интернет-зависимому поведению.

Ключевые слова: личностная регуляция, сетевая активность, установки по отношению к Интернету, интернет-зависимость.

The article presents the results of the study focusing on personal regulation of network activity in different professional groups of students. Regulatory and personal characteristics of students inclined to Internet-addiction are highlighted.

Key words: personal regulation, network activity, attitudes towards the Internet, Internet-addiction.

личностные характеристики пользователей, обуславливающие выбор сетевой активности. В то же время остаются малоизученными вопросы целостной структуры личностной регуляции активности в сети, регу-ляторно-личностных особенностей студентов различных профессиональных направлений, склонных к определенным стратегиям сетевого поведения.

Личностная регуляция сетевой активности понимается нами как системное образование, состоящее из четырех компонентов: 1) регуля-торно-поведенческого; 2) когнитивно-эмоционального; 3) моти-

вационно-потребностного; 4) рефлексивно-оценочного. Именно эти компоненты были выделены нами в качестве определяющих сетевое поведение личности.

Методы исследования

В рамках нашего исследования мы выявляли профессионально-профильные особенности личностной регуляции сетевой активности студентов.

Исследование проводилось на базе Российского университета дружбы народов и Московского государственного университета пищевых производств. В нем

приняли участие студенты, получающие образование по гуманитарным, естественнонаучным, техническим и медицинским на-правленностям. Общий объем выборки составил 199 человек, в том числе 59 студентов гуманитарного профиля («Журналистика», «Лингвистика», «Психология»); 49 обучающихся математического и технического профилей («Математика», «Прикладная математика и информатика», «Фундаментальная информатика и информационные технологии»); 44 студента направлений «Ветеринария», «Ве-теринарно-санитарная экспертиза и биологическая безопасность», 47 обучающихся медицинского профиля.

В исследовании применялся блок из семи методик. Опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой [7] позволил выявить регуляторно-поведенческие характеристики респондентов. С помощью методики «Когнитивная регуляция эмоций» в адаптации О.Л. Писаревой и А. Гриценко [8] были выделены когнитивно-эмоциональные особенности студентов. Опросник установок по отношению к Интернету Э. Губенко [3] и модифицированная анкета О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина, А.Е. Войскунского [1], включающая вопросы о мотивах интернет-пользователей, использовались для изучения мотивационно-потреб-ностного компонента личностной регуляции сетевой активности обучающихся. В целях изучения рефлексивно-оценочного компонента были выбраны методика М. Керни-са - А. Парадайса, адаптированная для оценки ситуативной обусловленности самоотношения Т.Н. Савченко и А.Г. Фаустовой [9], и опросник Т1РМи А.С. Сергеевой, Б.А. Кириллова, А.Ф. Джумангуловой [10] для выявления личностных черт. Опросник «Поведение в Интернете» А.Е. Жичкиной [2, с. 160] позволил определить особенности выбора стратегий сетевой активности студенческой молодежи.

При обработке результатов исследования использовались матема-тико-статистические методы: описательная статистика, непараметрическая статистика (критерии Фридмана и Крускала - Уоллиса), корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена). Математическая обработка данных была произведена в программе IBM SPSS Statistics 20.

Результаты исследования

Исследование позволило выявить особенности сетевого поведения студентов.

Общий анализ тенденций по всей выборке показал доминирование стратегии «Активность в восприятии альтернатив» (2,79) над интернет-зависимостью (1,69) и «Активностью в действии» (1,52) (X2 = 211,725; p = 0,000). Значимых различий по стратегиям сетевого взаимодействия в выделенных нами профилях обнаружено не было. Для обучающихся всех направлений в большей мере характерно стремление к поиску идентичности, к приобретению нового опыта в интернет-пространстве.

Сравнительный анализ позволил выявить различия в особенностях личностной регуляции сетевой активности студентов гуманитарного, технического, медицинского, ветеринарного профилей.

Различия по регуляторно-пове-денческому компоненту касались таких параметров самоорганизации, как «Целеустремленность» (H = 10,94; p = 0,01) и «Фиксация» (H = 14,21; p = 0,03). Установлено, что к целенаправленной организации деятельности более склонны студенты гуманитарного профиля, менее целеустремленными оказались обучающиеся технической направленности. Более гибкими в условиях планирования деятельности видят себя студенты гуманитарных направлений и технического профиля (рис. 1).

Были выявлены различия в когнитивно-эмоциональном компоненте личностной регуляции сетевой ак-

Рис. 1. Средние ранги по шкалам опросника самоорганизации деятельности

тивности студентов выделенных нами групп по стратегиям «Самообвинение» (Н = 10,16; р = 0,017), «Позитивный пересмотр» (Н = 9,679; р = 0,021). Студенты гуманитарного профиля отличаются склонностью к позитивным стратегиям когнитивной регуляции эмоций, стремятся в интересах личностного развития найти положительный смысл негативного события. Студентам-медикам в большей степени по сравнению с другими группами присуща стратегия самообвинения (рис. 2).

Различия в реф-лексивно-оце-ночном компоненте были определены по характеристике «Открытость новому опыту» (Н = 21,48; р = 0,000). Более открытыми новому, склонными к творческим поискам оказались обучающиеся гума- студентов ветеринарного профи-нитарного профиля, менее харак- ля вместо мотива общения в трой-

Рис. 2. Средние ранги по стратегиям когнитивной регуляции эмоций

Рис. 3. Средние ранги личностных черт по шкалам опросника TIPI-RU

терна данная черта для студентов-медиков (рис. 3). Значимых различий по мотива-

ку лидирующих попадает деловой мотив - желание решать вопросы в рамках профессиональной дея-

ционно-потребностному компо- тельности в сети.

ненту (показателям ситуативной обусловленности самоотношения и установкам по отношению к Интернету) обнаружено не было.

В тройку доминирующих мотивов сетевой активности студентов гуманитарного, технического и медицинского профилей входят познавательный мотив, рекреационный мотив, мотив общения. В группе

Результаты корреляционного анализа позволили выявить связи компонентов личностной регуляции со стратегиями сетевой активности в каждой группе респондентов. Мы остановимся на корреляциях стратегии сетевого поведения «Интернет-зависимость» с регуляторно-личностными характеристиками студентов выделенных нами групп.

Нередко студенты уделяют большее внимание контактам в социальных сетях, чем общению друг с другом

Интернет-зависимость в группе студентов гуманитарного профиля обнаружила отрицательную связь с такими параметрами самоорганизации, как «Настойчивость» (г, = -0,392; р = 0,05), «Целеустремленность» (г, = -0,264; р = 0,05), с экстравертностью (г, = -0,297; р = 0,05); она положительно коррелирует со стратегиями когнитивной регуляции эмоций «Сосредоточение» (г, = 0,374; р = 0,01), «Самообвинение» (г, = 0,265; р = 0,05), «Ката-строфизация» (г, = 0,291; р = 0.05), а также с установками по отношению к Интернету «Социальный комфорт» (г, = 0,323; р = 0,05), «Одиночество/депрессия» (г, = 0,331; р = 0,05), «Сниженный самоконтроль» (г, = 0,403; р = 0,01) и «Отвлечение» (г, = 0,507; р = 0,01).

У студентов-медиков стратегия интернет-зависимости получила отрицательную связь с настойчивостью (г, = -0,516; р = 0,01), положительные связи с установками по отношению к Интернету на «Социальный комфорт» (г, = 0,349; р = 0,05), «Одиночество/депрессию» (г, = 0,433; р = 0,01), «Сниженный самоконтроль» (г, = 0,456; р = 0,01) и «Отвлечение» (г, = 0,327; р = 0,05), а также со стратегиями когнитивной регуляции эмоций «Сосредо-

точение» (г, = 0,347; р = 0,05) и «Ка-тастрофизация» (г, = 0,331; р = 0,05).

В большей степени подвержены зависимости от Интернета студенты гуманитарного и медицинского профилей, имеющие трудности со стремлением к реализации целей, навязчивые мысли об Интернете, воспринимающие виртуальное пространство как наиболее комфортное для общения и установления контактов по сравнению с реальным, склонные к переживанию одиночества вне сети и к избеганию ответственных задач посредством

Интернета, ориентированные на фиксацию отрицательных сторон происходящих негативных событий и преувеличение негативного оттенка проблемных ситуаций. Вероятность аддиктивного поведения также выше у обучающихся гуманитарной направленности, имеющих тенденцию к сосредоточению на собственной вине, замкнутых и закрытых.

У студентов технической направленности были определены следующие взаимосвязи интернет-зависимости с личностными характеристиками: связь с установками на «Отвлечение» (г, = 0,564; р = 0,05) и «Сниженный самоконтроль» (г, = 0,332; р = 0,05), со стратегией когнитивной регуляции эмоций «Помещение в перспективу» (г, = -0,309; р = 0,05), с ситуативной обусловленностью самоотношения (г, = 0,295; р = 0,05). Респонденты технического профиля, для которых характерны такие особенности, как избегание ответственных задач посредством Интернета, наличие навязчивых мыслей о том, что происходит в сети, склонность к мысленному отстранению от серьезности трудных ситуаций, высокая зависимость самоотношения от внешних факторов, более подвержены интернет-аддикции.

В группе студентов ветеринарного профиля «Целеустремленность»

Под интернет-зависимостью понимается психическое расстройство, для которого характерны многочисленные поведенческие проблемы в сочетании со стремлением уйти от реальности в Интернет

(г8 = -0,353; р = 0,05), «Настойчиво сть» (г8 = -0,528; р = 0,01), «Планомерность» (г8 = -0,322; р = 0,05), «Экстравертность» (г8 = -0,348; р = 0,05), «Добросовестность» (г8 = -0,324; р = 0,05), «Открытость новому опыту» (г8 = -0,394; р = 0,01) получили отрицательные связи со стратегией интернет-зависимости; тогда как установки «Сниженный самоконтроль» (г8 = 0,475; р = 0,01) и «Отвлечение» (г8 = 0,356; р = 0,05), стратегия «Катастрофиза-ция» (г8 = 0,351; р = 0,05) оказались положительно связаны с интернет-зависимостью.

Обучающиеся данной группы, имеющие трудности с планированием, постановкой целей и стремлением к их последовательной реализации, неспособные к самодисциплине, принятию нового опыта, склонны в большей степени проявлять признаки интернет-зависимого поведения. Также вероятность такого типа сетевой активности у студентов-ветеринаров выше, если им свойственно избегание ответственных задач посредством Интернета, наличие навязчивых мыслей о том, что происходит в сети, преувеличение отрицательных сторон событий в проблемных ситуациях.

Заключение

Результаты проведенного исследования позволили выявить личностные характеристики студентов разных направлений профессиональной подготовки, что может выступать импульсом для повышения эффективности регуляции сетевой активности в молодежной среде. Их также целесообразно учитывать в ходе реализации программ дистанционного обучения, курсов дополнительного образования, разработки новых форм онлайн-формата занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арестова О.Н., БабанинЛ.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М.: «Можайск-Терра», 2000. С. 55-77.

2. Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации. М.: МПСУ: Воронеж: МОДЭК, 2013. 192 с.

3. Губенко Э. Опросник установок по отношению к Интернету. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/internet_questionary (дата обращения: 12.03.2018).

4. Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестник ТГПУ. 2009. № 4 (82). С. 75-81.

5. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2001. 199 с.

6. Колмогорцева А.А. Прогностическая модель структуры личностных особенностей субъектов с интернет-зависимостью // Мир науки. 2017. Т. 5, № 3. С. 1-9. URL: http://mir-nauki.com/PDF/30PSMN317.pdf (дата обращения: 12.03.2019).

7 Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87-111.

8. Писарева О.Л., Гриценко А. Когнитивная регуляция эмоций // Философия и социальные науки: Научный журнал. 2011. № 2. С. 64-69.

9. Савченко Т.Н., Фаустова А.Г. Адаптация методики М. Керниса - А. Парадайса для оценки ситуативной обусловленности самоотношения // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 4. С. 79-89. DOI: 10.17759/exppsy.2016090408

10. Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумангулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU); оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности, тест-ретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 3. С. 138-154.

11. Спиркина Т.С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 60. С. 473-477.

12. Сунгурова Н.Л., Иващенко А.В., Карабущенко Н.Б. Особенности самоорганизации деятельности студентов с разными стратегиями сетевой коммуникации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6, № 5А. С. 160-171.

13. Agbaria Q., BdierD. The association of Big Five personality traits and religiosity on Internet addiction among Israeli- Palestinian Muslim college students in Israel // Mental Health, Religion & Culture. 2019. Vol. 22. № 9. Pp. 956-971. DOI: 10.1080/136 74676.2019.1699041

14. Ang C.-S., Chan N.-N, Lee Ch.-S. Shyness, Loneliness Avoidance, and Internet Addiction: What are the Relationships? // The Journal of Psychology. 2018. Vol. 152. № 1. Pp. 25-35. DOI: 10.1080/00223980.2017.1399854

15. Hawi N., Samaha M. Identifying commonalities and differences in personality characteristics of Internet and social media addiction profiles: traits, self-esteem, and self-construal // Behaviour & InformationTechnology. 2019. Vol. 38. № 2. Pp. 110119. DOI: 10.1080/0144929X.2018.1515984

16. Islam S., Malik M. I., Hussain S., Thursamy R., Shujahat M., Sajjad M. Motives of excessive Internet use and its impact on the academic performance of business students in Pakistan // Journal of Substance Use. 2018. Vol. 23. № 1. Pp. 103-111. DOI:10.1080/14659891.2017.1358305

17. Pshuk N., Koriava N. Personality Characteristics of Internet-dependent Students // European Psychiatry. 2015. Vol. 30. № S1. Pp. 1-1. DOI: 10.1016/S0924-9338(15)30342-4

18. Seabra L., Loureiro M., Pereira H., Monteiro S., Afonso R.M., Esgalhado G. Relationship Between Internet Addiction and Self-Esteem: Cross-Cultural Study in Portugal and Brazil // Interacting with Computers. 2017. Vol. 29. № 5. Pp. 767-778. URL: https://doi.org/10.1093/iwc/iwx011 (date of access: 16.03.2020).

REFERENCES

1. Arestova O.N., Babanin L.N., Voiskunskii A.E. (2000) Motivatsiya poi'zovateiei Interneta [Motivation of Internet users]. Humanitarian research on the Internet. Moscow: Mozhaisk-Terra. Pp. 55-77. (In Russian).

2. Belinskaya E. P. (2003) Psikhologiya Internet-kommunikatsii [Psychology of Internet Communication]. Moscow: MPSU. Voronezh. MODEK. 192 p. (In Russian).

3. Gubenko Eh. Oprosnik ustanovok po otnosheniyu k Internetu [Questionnaire of attitudes towards the Internet]. URL: http:// flogiston.ru/articles/netpsy/internet_questionary (accessed: 12.03.2018). (In Russian).

4. Drepa M.I. (2009) Psikhologicheskii portret lichnosti Internet-zavisimogo studenta [Psychological portrait of the personality of the Internet-dependent student]. Vestnik TGPU. No. 4 (82). Pp. 75-81. (In Russian).

5. Zhichkina A.E. (2001) Vzaimosvyaz' identichnosti i povedeniya v Internete poTzovatelej yunosheskogo vozrasta [The Relationship between identity and behavior on the Internet of young users]. Abstract of PhD thesis. Moscow. 199 p. (In Russian).

6. Kolmogortseva A.A. (2017) Prognosticheskaya model' struktury lichnostnykh osobennostei sub"ektov s Internet-zavisimost'yu [Prognostic model of the structure of personality characteristics of people with Internet addiction]. World of science. Vol. 5. No. 3. Pp. 1-9. URL: http://mir-nauki.com/PDF/30PSMN317.pdf (date of access: 12.03.2019). (In Russian).

7. Mandrikova E. Yu. (2010) Razrabotka oprosnika samoorganizatsii deyatel'nosti (OSD) [The development of self-organization activity questionnaire (SAQ)]. Psychological diagnosis. No. 2. Pp. 87-111. (In Russian).

8. Pisareva O. L., Gritsenko A. (2011) Kognitivnaya regulyatsiya ehmotsii [Cognitive Emotion Regulation]. Philosophy and Social Sciences. No. 2. Pp. 64-69. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Savchenko T. N., Faustova A. G. (2016) Adaptatsiya metodiki M. Kernisa - A. Paradaisa dlya otsenki situativnoi obuslovlennosti samootnosheniya [Adaptation of M. Kernis - A. Paradise "The Contingent Self-Esteem Scale"]. Experimental psychology. No. 9 (4). Pp. 79-89. DOI: 10.17759/exppsy.2016090408 (In Russian).

10. Sergeeva A.S., Kirillov B.A., Dzhumangulova A.F. (2016) Perevod i adaptatsiya kratkogo pyatifaktornogo oprosnika lichnosti (TIPI-RU); otsenka konvergentnoi validnosti, vnutrennei soglasovannosti, test-retestovoi nadezhnosti [Translation and adaptation of short five factor personality questionnaire (TIPI-RU): convergent validity, internal consistency and test-retest reliability evaluation]. Experimental Psychology. Vol. 9. No. 3. Pp. 138-154. DOI: 10.17759/exppsy.2016090311 (In Russian).

11. Spirkina T.S. (2008) Lichnostnye osobennosti pol'zovatelei seti internet, sklonnykh k Internet-zavisimosti [Personal characteristics of Internet users who are prone to Internet addiction]. Proceedings of the Herzen Russian state Pedagogical University. No. 60. Pp. 473-477. (In Russian).

12. Sungurova N.L., Ivashhenko A.V., Karabushhenko N.B. (2017) Osobennosti samoorganizatsii deyatel'nosti studentov s raznymi strategiyami setevoi kommunikatsii [Self-organization features of students with different strategies of network communication]. Psychology. Historical and critical reviews and modern research. Vol. 6. No. 5A. Pp. 160-171. (In Russian).

13. Agbaria Q., Bdier D. (2019) The association of Big Five personality traits and religiosity on Internet addiction among Israeli-Palestinian Muslim college students in Israel. Mental Health, Religion & Culture. Vol. 22. No. 9. Pp. 956-971. DOI: 10.1080/13674676.2019.1699041

14. Ang C.-S., Chan N.-N, Lee Ch.-S. (2018) Shyness, Loneliness Avoidance, and Internet Addiction: What are the Relationships? The Journal of Psychology. Vol. 152. No. 1. Pp. 25-35. DOI: 10.1080/00223980.2017.1399854

15. Hawi N., Samaha M. (2019) Identifying commonalities and differences in personality characteristics of Internet and social media addiction profiles: traits, self-esteem, and self-construal. Behaviour & Information Technology. Vol. 38. No. 2. Pp. 110119. DOI: 10.1080/0144929X.2018.1515984

16. Islam S., Malik M. I., Hussain S., Thursamy R., Shujahat M., Sajjad M. (2018) Motives of excessive Internet use and its impact on the academic performance of business students in Pakistan. Journal of Substance Use. Vol. 23. No. 1. Pp. 103-111. DOI: 10.1080/14659891.2017.1358305

17. Pshuk N., Koriava N. (2015) Personality Characteristics of Internet-dependent Students. European Psychiatry. Vol. 30. No. S1. Pp. 1-1. DOI: 10.1016/S0924-9338(15)30342-4

18. Seabra L., Loureiro M., Pereira H., Monteiro S., Afonso R. M., Esgalhado G. (2017) Relationship Between Internet Addiction and Self-Esteem: Cross-Cultural Study in Portugal and Brazil. Interacting with Computers. Vol. 29. No. 5. Pp. 767-778. URL: https://doi.org/10.1093/iwc/iwx011 (date of access: 16.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.