Научная статья на тему 'РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ РАЗНЫЕ СТРАТЕГИИ СЕТЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ'

РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ РАЗНЫЕ СТРАТЕГИИ СЕТЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В СЕТИ / СЕТЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / АКТИВНОСТЬ В ДЕЙСТВИИ / АКТИВНОСТЬ В ВОСПРИЯТИИ АЛЬТЕРНАТИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева С. Е., Сунгурова Н. Л.

В статье представлены результаты исследования личностной регуляции сетевой активности студентов с учётом специфики половых различий. Выявлено, что юноши проявляют себя с более активной позиции в сетевом взаимодействии, инициативны при общении и поиске знакомств, им менее свойственно обращение к Интернету с целью избегания выполнения ответственных задач, они видят себя более эмоционально стабильными. Девушки более склонны к мысленному отстранению от серьезности неблагоприятного события путем представления его в контексте других ситуаций, их самоотношение в большей степени обуславливается ситуативными факторами, они представляют себя более дружелюбными. Корреляционный анализ позволил выделить регуляторно-личностные черты юношей и девушек, предпочитающих разные стратегии сетевого поведения. Результаты исследования представляют ценность для разработки программ дистанционного обучения, составления онлайн-курсов и реализации целей дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND PERSONALITY CHARACTERISTICS OF YOUNG MEN AND WOMEN WITH DIFFERENT STRATEGIES OF NETWORK ACTIVITY

The article presents the results of a study on the personality regulation of students ' network activity, taking into account the specifics of gender differences. The main differences in the personality characteristics of female and male students can be traced along the following lines: - according to the need-motivational component (for women the attitude to problematic Internet use implying the use of virtual space in order to avoid solving important tasks is more typical); - according to the cognitive-emotional component (female students are more likely to use the strategy of cognitive emotion regulation "Putting in perspective" aimed at downplaying the negative assessment of the situation in comparison with other events); - according to the reflective-evaluative component (women’s self-attitude depends more on situational factors and on the assessments of the environment, they tend to evaluate themselves as more friendly, young men tend to consider themselves more emotionally stable). The correlation analysis allowed us to identify the regulatory and personality traits of female and male students who prefer different strategies of network behavior. Personality traits that contribute to the regulation of Internet activity were identified. For women, as well for men, these characteristics include perseverance, lack of attitudes to problematic Internet use. The probability of Internet dependent behavior is lower among male students who are distinguished by conscientiousness, focusing on positive events in order to avoid thinking about what is happening, focusing on finding possible options for actions and positive values for coping with a negative event. The inability to focus on the goal, the attributive style of self-blame, the exaggeration of the negative aspects of the situation, the tendency to focus on thoughts and feelings associated with negative events, to blame the environment for what happened, as well as the closeness to new experiences make female students more prone to Internet addictive behavior. The identification of the specifics of the regulatory and personality features of the students ' network behavior, taking into account gender differences, allows us to present in more detail the possibilities of improving the effectiveness of the regulation of Internet activity among female and male students. The results of the study are valuable for the development of distance learning programs, the creation of online courses and the implementation of the goals of supplementary education.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ РАЗНЫЕ СТРАТЕГИИ СЕТЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 3. С. 140-150.

УДК 159.923

РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ РАЗНЫЕ СТРАТЕГИИ СЕТЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Матвеева С. Е.1, Сунгурова Н. Л.2

12ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия

E-mail: [email protected]

В статье представлены результаты исследования личностной регуляции сетевой активности студентов с учётом специфики половых различий. Выявлено, что юноши проявляют себя с более активной позиции в сетевом взаимодействии, инициативны при общении и поиске знакомств, им менее свойственно обращение к Интернету с целью избегания выполнения ответственных задач, они видят себя более эмоционально стабильными. Девушки более склонны к мысленному отстранению от серьезности неблагоприятного события путем представления его в контексте других ситуаций, их самоотношение в большей степени обуславливается ситуативными факторами, они представляют себя более дружелюбными. Корреляционный анализ позволил выделить регуляторно-личностные черты юношей и девушек, предпочитающих разные стратегии сетевого поведения. Результаты исследования представляют ценность для разработки программ дистанционного обучения, составления онлайн-курсов и реализации целей дополнительного образования.

Ключевые слова: личностная регуляция, стратегии поведения в сети, сетевая активность, интернет-зависимость, активность в действии, активность в восприятии альтернатив.

ВВЕДЕНИЕ

Реалии современной жизни невозможно представить без интернет-технологий. Сегодня Интернет является инструментом, открывающим возможности новых форм взаимодействия, расширяет информационно-коммуникативную среду, содействуя глобализации социальных процессов. Виртуализация порождает изменения во всех областях жизнедеятельности общества, в том числе в сфере образования. Информационные технологии содействуют появлению новых средств и способов обучения, открывают доступ к электронным ресурсам баз данных со всего мира, к научному сотрудничеству международного уровня, привносят дополнительные возможности профессионального развития через систему дистанционного образования.

Студенческая аудитория является самой обширной группой, обращающейся к интернет-ресурсам, что объясняется их интересом к новейшим технологиям, активностью в социальной сфере, в области информационного потребления и интеллектуального развития. Последствия использования Интернета могут носить как позитивный, так и негативный характер для его пользователей. Во многом влияние виртуального пространства определяется личностными особенностями обучающихся, спецификой регуляции сетевой активности. В условиях постоянных изменений интернет-среды, а также ввиду возрастающей роли онлайн-формата

140

обучения вопросы выявления личностных характеристик, влияющих на эффективность поведения в Интернете, становятся более актуальными и требующими особого внимания.

Феномен личностной регуляции сетевого поведения изучался многими авторами. Исследователями в основном были выявлены личностные особенности аддиктивных пользователей в мотивационной сфере (экономические мотивы [1], мотив развлечения, избегания неудач, социального взаимодействия, поиска информации [2]); в эмоционально-волевой сфере (эмоциональная неустойчивость [3-8], напряженность [4, 9], подавленность [3], депрессия [2, 3, 5, 6], агрессивность [7], импульсивность [9, 10], высокий уровень тревожности [2, 9, 11, 12], низкая стрессоустойчивость [4], нерешительность [2, 4, 9], беспомощность [13], трудности самоконтроля [4, 14]; в рефлексивно-оценочной сфере (низкая самооценка [2, 11, 13, 15], неадекватная оценка себя с ориентацией на мнение окружения [16], непризнание собственных позитивных и негативных качеств [7]); в когнитивно-регуляторной сфере (низкий уровень развития когнитивных способностей оценки эмоций и использования эмоций при решении проблем [17]).

Важно отметить, что большинство исследований затрагивало лишь личностные особенности интернет-зависимых пользователей. Рассмотрение Интернета как многовариантной среды, включающей многообразие видов деятельности, требует выделения личностных характеристик респондентов с опорой на детальный характер их вовлеченности в интернет-взаимодействие, что предполагает необходимость учета еще двух типов сетевого поведения - активность в действии и активность в восприятии альтернатив. Таким образом, целью нашего исследования явилось определение регуляторно-личностных особенностей юношей и девушек, предпочитающих разные стратегии сетевой активности.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках проведенного нами исследования выявлены основные различия в структуре личностной регуляции сетевой активности у юношей и девушек. Личностная регуляция рассматривалась нами как системное образование, включающее регуляторно-поведенческий, мотивационно-потребностный, когнитивно-эмоциональный и рефлексивно-оценочный компоненты. Компоненты личностной регуляции изучались при помощи комплекса методик. Регуляторно-поведенческие особенности студентов были определены на основе опросника самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова) [18]. В целях изучения мотивационно-потребностного компонента личностной регуляции были использованы опросник установок по отношению к Интернету Э. Губенко [19] и анкета, включающая вопросы о мотивах и целях использования Интернета О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина, А. Е. Войскунского [20]. Когнитивно-эмоциональные особенности обучающихся были выявлены с помощью методики «Когнитивная регуляция эмоций» О. Л. Писаревой и А. Гриценко [21]. В рамках изучения рефлексивно-оценочного компонента были выбраны опросник, направленный на выявление личностных черт (Т1Р1^и) (А. С. Сергеева, Б. А. Кириллов, А. Ф. Джумагулова) [22] и адаптированная методика М. Керниса -

141

А. Парадайса для оценки ситуативной обусловленности самоотношения (Т. Н. Савченко, А. Г. Фаустова) [23]. Особенности выбора стратегий сетевого поведения были определены при помощи опросника А. Е. Жичкиной «Поведение в Интернете» [24].

В исследовании приняли участие 202 респондента (137 девушек и 65 юношей) - студенты различных направлений профессиональной подготовки высших учебных заведений (РУДН, МГУПП, ИПГ им. Федорова, РТА).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенное исследование позволило определить особенности сетевой активности юношей и девушек (Рис. 1). У юношей наблюдается доминирующая тенденция по стратегиям «Активность в действии» и «Активность в восприятии альтернатив». У девушек средние ранги выше по шкале «Интернет-зависимость. Значимые различия были получены по шкале «Активность в действии» (и=3642, р=0,032). У юношей показатели по данной стратегии сетевой активности оказались выше, чем у девушек, что характеризует первых как более активных в сетевом взаимодействии, более инициативных в общении и при поиске новых знакомств.

Активность в действии Активность в И нтернет-зависимос 1 ь

восприятии альтернатив

Рис. 1. Средние ранги стратегий сетевой активности у юношей и девушек.

Полученные результаты по регуляторно-поведенческому компоненту показали, что статистически значимых различий между выборками юношей и девушек не обнаружено.

Отличия личностной регуляции сетевой активности юношей и девушек по мотивационно-потребностному компоненту были выявлены в установках по отношению к Интернету. У девушек наблюдаются более высокие значения средних рангов по шкалам «Отвлечение», «Сниженныйй самоконтроль», «Одиночество», «Депрессия». По установке «Социальный комфорт» можно отметить обратную тенденцию. Статистически значимые различия были обнаружены по шкале «Отвлечение» (и=3670, р=0,044). Более склонными к избеганию ответственных задач посредством выхода в Интернет оказались девушки.

142

Рис. 2. Средние ранги установок по отношению к Интернету у юношей и девушек.

Иерархии мотивов и целей у юношей и девушек схожи между собой. Основными доминирующими мотивами использования Интернета юноши и девушки называют познавательный, рекреационный и коммуникативный. В сеть юноши и девушки выходят, прежде всего, с целью общения, получения информации, просмотра контента в социальных сетях.

Результаты полученные по когнитивно-эмоциональному компоненту позволили обнаружить в выборке девушек более высокие значения средних рангов по шкалам «Самообвинение», «Принятие», «Сосредоточение», «Перефокусировка на планирование», «Позитивный пересмотр», «Помещение в перспективу», «Катастрофизация». У юношей более высокие значения наблюдаются по шкалам «Положительная перефокусировка», «Обвинение» (Рис. 3). Статистически значимые различия в когнитивно-эмоциональном компоненте у юношей и девушек были выявлены по шкале «Помещение в перспективу» (и=3583, р=0,025). В выборке девушек средний ранг по данной шкале выше, что говорит о большей склонности девушек отстраняться от серьезности негативного события, нивелируя его значимость в сравнении с другими событиями.

Рис. 3. Средние ранги стратегий когнитивной регуляции эмоций у юношей и девушек.

143

Различия по рефлексивно-оценочному компоненту представлены в отличиях специфики самоотношения и личностных черт юношей и девушек. Сравнение средних рангов по шкале «Ситуативная обусловленность самоотношения» показало, что самоотношение девушек в большей степени зависит от внешних факторов, чем у юношей (11= 3534, р=0,018) (Рис. 4).

Рис. 4. Средние ранги ситуативной обусловленности самоотношения

у юношей и девушек.

При сравнении выраженности личностных характеристик у юношей и девушек обнаружены следующие доминирующие качества у девушек по сравнению с юношами - экстравертность, добросовестность, дружелюбие, открытость новому опыту. Тогда как у юношей оказались выше средние ранги по эмоциональной стабильности (Рис. 5). Статистически значимые различия были выявлены по качествам «Эмоциональная стабильность» (и=3533, р=0,017) и «Дружелюбие» (и=3420, р=0,007). Девушки оценивают себя выше, чем юноши, по характеристике «Дружелюбие» как сердечных, сочувствующих, не склонных к спорам. Для юношей более характерной является такая личностная черта как «Эмоциональная стабильность». По сравнению с девушками они оценивают себя более спокойными, эмоционально устойчивыми, менее тревожными.

Рис. 5. Средние ранги личностных черт у юношей и девушек.

144

Результаты корреляционного анализа позволили выявить связи изученных нами особенностей юношей и девушек с основными стратегиями поведения в сети.

У юношей стратегия «Активность в действии» связана с параметром самоорганизации «Планомерность» (г8 = 0.369; р = 0.01), склонностью к выбору стратегии когнитивной регуляции эмоций «Обвинение» (г8 = 0.304; р = 0.05), с «Экстравертностью» (г8 = 0.262; р = 0.05).

У девушек стратегия «Активность в действии» получила связь с «Ориентацией на настоящее» (г8 = 0.188; р = 0.05), стратегией когнитивной регуляции эмоций «Перефокусировка на планирование» (г8 = 0.228; р = 0.01) и так же, как в группе юношей, с «Экстравертностью» (г8 = 0.181; р = 0.05).

Инициативность и активность в сети характерны для юношей открытых и полных энтузиазма, склонных к тактическому ежедневному планированию, к перекладыванию в стрессовых ситуациях ответственности за случившееся на других. Активная позиция в интернет-взаимодействии свойственна девушкам открытым по отношению к другим, ориентированным на настоящее, в стрессовой ситуации нацеленным на поиск вариантов преодоления негативного события.

Тип поведения «Активность в восприятии альтернатив» у юношей связан с установками по отношению к Интернету «Сниженный самоконтроль» (г8 = 0.259; р = 0.05) и «Отвлечение» (г8 = 0.272; р = 0.05), со стратегиями когнитивной регуляции эмоций «Катастрофизация» (г8 = 0.260; р = 0.05) и «Обвинение» (г8 = 0.353; р = 0.01), с ситуативной обусловленностью самоотношения (г8 = 0.314; р = 0.05).

«Активность в восприятии альтернатив» в группе девушек получила связь с «Ориентацией на настоящее» (г8 = 0.220; р = 0.01), с установками «Сниженный самоконтроль» (г8 = 0.223; р = 0.01), «Отвлечение» (г8 = 0.211; р = 0.05), «Социальный комфорт» (г8 = 0.338; р = 0.01), «Одиночество/депрессия» (г8 = 0.232; р = 0.01), с ситуативной обусловленностью самоотношения (г8 = 0.183; р = 0.05).

Юноши и девушки, чье самоотношение зависит от ситуативных факторов, имеющие проблемы с контролем времяпрепровождения в сети, с установкой на избегание решения ответственных задач, отдают предпочтение обсуждению интересных тем, поиску своей идентичности и нового опыта в сети. Активность в восприятии альтернатив также свойственна юношам, склонным в стрессовых ситуациях к преувеличению масштаба разрушительной силы негативной ситуации и к мысленному возложению вины на окружение. В группе девушек в отличие от юношей поиск нового опыта характерен в том числе для тех, кто ищет ощущение спокойствия в сети, испытывает чувство одиночества и нежелание обходиться без Интернета.

Интернет-зависимость в группе юношей обнаружила связь с параметром самоорганизации «Настойчивость» (г8 = -0.366; р = 0.01), со стратегиями когнитивной регуляции эмоций «Положительная перефокусировка» (г8 = -0.357; р = 0.01), «Перефокусировка на планирование» (г8 = -0.291; р = 0.05), «Позитивный пересмотр» (г8 = -0.375; р = 0.01), с установками по отношению к Интернету «Сниженный самоконтроль» (г8 = 0.342; р = 0.01), «Отвлечение» (г8 = 0.463; р = 0.01), «Социальный комфорт» (г8 = 0.320; р = 0.01), «Одиночество/депрессия» (г8 = 0.345; р = 0.01), с «Добросовестностью» (г8 = -0.255; р = 0.05).

145

У девушек стратегия «Интернет-зависимость» оказалась связана с показателями по параметрам самоорганизации «Целеустремленность» (г8 = -0.199; р = 0.05) и «Настойчивость» (г8 = -0.376; р = 0.01), с установками «Сниженный самоконтроль» (г8 = 0.423; р = 0.01), «Отвлечение» (г8 = 0.414; р = 0.01), «Социальный комфорт» (г8 = 0.201; р = 0.05), «Одиночество/депрессия» (г8 = 0.242; р = 0.01), со стратегиями когнитивной регуляции эмоций «Самообвинение» (г8 = 0.174; р = 0.05), «Обвинение» (г8 = 0.228; р = 0.01), «Катастрофизация» (г8 = 0.326; р = 0.01), «Сосредоточение» (г8 = 0.255; р = 0.01), а также с «Открытостью новому опыту» (гз = -0.182; р = 0.05).

В большей степени подвержены интернет-зависимости юноши и девушки, имеющие трудности с приложением волевых усилий для доведения начатого до конца, с установками на поиск ощущения безопасности в сети, на избегание неприятных занятий или проблем посредством выхода в Интернет, имеющие сложности с отслеживанием времени пребывания в виртуальном пространстве, испытывающие ощущение беспомощности и одиночества вне сети. Вероятность аддиктивного типа поведения выше у девушек с атрибутивным стилем самообвинения, застревающих на чувствах и мыслях, относящихся к негативным событиям, склонных к преувеличению размера и остроты проблем, к обвинению окружения, а также имеющих трудности с целенаправленным стремлением к выполнению задач. Интернет-зависимость отмечается у юношей, для которых не характерны обращение к позитивным мыслям при неблагоприятном событии, обдумывание возможных вариантов выхода из стрессовой ситуации, поиск положительных для личностного роста значений в произошедшем. Выраженность таких личностных черт, как добросовестность у юношей и открытость новому опыту у девушек, снижает вероятность аддиктивного поведения в сети.

ВЫВОДЫ

Основные различия в личностных особенностях девушек и юношей прослеживаются:

- по мотивационно-потребностному компоненту (для девушек более характерна установка на проблемное использование Интернета, подразумевающая использование виртуального пространства с целью ухода от решения важных задач);

- по когнитивно-эмоциональному компоненту (девушки более склонны к использованию стратегии когнитивной регуляции эмоций «Помещение в перспективу», направленной на преуменьшение негативной оценки ситуации в сравнении с другими событиями);

- по рефлексивно-оценочному компоненту (самоотношение девушек в большей степени зависит от ситуативных факторов и от оценок окружения, им свойственно оценивать себя как более дружелюбных, юноши склонны считать себя более эмоционально устойчивыми).

Корреляционный анализ позволил выделить регуляторно-личностные черты юношей и девушек, предпочитающих разные стратегии сетевого поведения. Были выявлены особенности личности, способствующие регуляции интернет-активности.

146

У девушек, как и у юношей, к таким характеристикам относятся настойчивость, отсутствие установок на проблемное использование Интернета. Вероятность зависимого поведения в сети ниже у юношей, отличающихся добросовестностью, фокусированием на положительных событиях с целью ухода от размышлений над происходящим, направленностью на поиск возможных вариантов действий и позитивных значений для совладания с негативным событием. Неспособность сконцентрироваться на цели, атрибутивный стиль самообвинения, преувеличение отрицательных сторон ситуации, склонность к сосредоточению на мыслях и чувствах, связанных с негативными событиями, к обвинению окружения в произошедшем, а также неприятие нового опыта, делают девушек более предрасположенными к аддиктивному поведению в сети.

Выявление специфики регуляторно-личностных особенностей сетевого поведения студентов с учетом половых различий позволяет более детально представить возможости повышения эффективности регуляции интернет-активности у юношей и девушек. Результаты исследования представляют ценность для разработки программ дистанционного обучения, составления онлайн-курсов и реализации целей дополнительного образования.

Список литературы

1. Islam S. Motives of excessive Internet use and its impact on the academic performance of business students in Pakistan / S. Islam, M. I. Malik, S. Hussain, R. Thursamy, M. Shujahat, M. Sajjad // Journal of Substance Use. - 2018. - Vol. 23, № 1. - P. 103-111.

2. Дрепа М. И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента / М. И. Дрепа // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4 (82). - С. 75-81.

3. Спиркина Т. С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости / Т. С. Спиркина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 60. - С. 473-477.

4. Козлова Л. И. Личностные характеристики пользователей сети Интернет, склонных к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн-игр / Л. И. Козлова, М. Г. Чухрова // Мир науки, культуры и образования. - 2012. - № 3 (34). - С. 193-195.

5. Hinic D. Problems with Internet addiction diagnosis and classification / D. Hinic // Psychiatria. - 2011. -№ 2 (23). - P. 145-151.

6. Weinstein A. Internet addiction is associated with social anxiety in young adults / A. Weinstein, D. Dorani, R. Elhadif, Y. Bukovza, A. Yarmulnik, P. Danon // Annals of Clinical Psychiatry. - 2015. -№ 1 (27). - P. 4-9.

7. Иващенко А. В. Личностно-типологические особенности студентов в сетевом поведении / А. В. Иващенко, Н. Б. Карабущенко, Н. Л. Сунгурова // Российский психологический журнал. -2016. - Т. 13, № 2. - С. 58-70.

8. Agbaria Q. The association of Big Five personality traits and religiosity on Internet addiction among Israeli-Palestinian Muslim college students in Israel / Q. Agbaria, D. Bdier // Mental Health, Religion & Culture. - 2019. - Vol. 22, № 9. - P. 956-971.

9. Колмогорцева А. А. Прогностическая модель структуры личностных особенностей субъектов с интернет-зависимостью / А. А. Колмогорцева // Мир науки. - 2017. - Т. 5, № 3. - С. 1-9.

10. Малыгин В. Л. Интернет-зависимое поведение: биологические, психологические и социальные факторы риска формирования у подростков / В. Л. Малыгин, Ю. А. Мерькурьева, Н. С. Хомерики, А. А. Антоненко, Е. А. Смирнова // Психолого-педагогические технологии. Профилактика зависимостей. - 2015. - № 4. - С. 61-65.

11. Pshuk N. Personality Characteristics of Internet-dependent Students / N. Pshuk, N. Koriava // European Psychiatry. - 2015. - Vol. 30, № S1. - P. 1.

147

12. Mehroof M. Online Gaming Addiction: The Role of Sensation Seeking, Self-Control, Neuroticism, Aggression, State Anxiety, and Trait Anxiety / M. Mehroof, M. D. Griffiths // Cyberpsychology, behavior, and social networking. - 2010. - Vol. 13, № 3. - P. 313-316.

13. Frangos C. Psychologic predictors and epidemiology of internet addiction among university students in Greece / C. Frangos, K. Fragkos // European Psychiatry. - 2011. - Vol. 26, № S2. - P. 40.

14. Chen Q. Comparison of the personality and other psychological factors of students with internet addiction who do and do not have associated social dysfunction / Q. Chen, X. Quan, H. Lu, P. Fei, M. Li // Shanghai Archives of Psychiatry. - 2015. - Vol. 27, № 1. - P. 36-41.

15. Seabra L. Relationship Between Internet Addiction and Self-Esteem: Cross-Cultural Study in Portugal and Brazil / L. Seabra, M. Loureiro, H. Pereira, S. Monteiro, R. M. Afonso, G. Esgalhado // Interacting with Computers. - 2017. - Vol. 29, № 5. - P. 767-778.

16. Casale S. The Association Between Psychological Well-Being and Problematic Use of Internet Communicative Services Among Young People / S. Casale, S. Lecchi, G. Fioravanti // The Journal of Psychology. - 2015. - Vol. 149, № 5. - P. 480-497.

17. Khatiri Yanesari M. Can Emotional Intelligence Predicts Addiction to Internet in University Students? / M. Khatiri Yanesari, A. Homayouni, K. Gharib // European Psychiatry. - 2010. - Vol. 25, № S1. -P. 1.

18. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизация деятельности (ОСД) / Е. Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 87-111.

19. Губенко Э. А. Опросник установок по отношению к Интернету. Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/internet_questionary

20. Арестова О. Н. Мотивация пользователей Интернет / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. - М: Можайск-Терра, 2000. - С. 55-77.

21. Писарева О. Л. Когнитивная регуляция эмоций / О. Л. Писарева, А. Гриценко // Философия и социальные науки: Научный журнал. - 2011. - № 2. - С. 64-69.

22. Сергеева А. С. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU); оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности, тест-ретестовой надежности / А. С. Сергеева, Б. А. Кириллов, А. Ф. Джумангулова // Экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9, № 3. - С. 138-154.

23. Савченко Т. Н. Адаптация методики М. Керниса-А. Парадайса для оценки ситуативной обусловленности самоотношения / Т. Н. Савченко, А. Г. Фаустова // Экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9, № 4. - С. 79-89.

24. Белинская Е. П. Психология Интернет-коммуникации / Е. П. Белинская. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 192 с.

REGULATORY AND PERSONALITY CHARACTERISTICS OF YOUNG MEN AND WOMEN WITH DIFFERENT STRATEGIES OF NETWORK ACTIVITY

Matveeva S. E.1, Sungurova N. L.2

12Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article presents the results of a study on the personality regulation of students ' network activity, taking into account the specifics of gender differences.

The main differences in the personality characteristics of female and male students can be traced along the following lines:

- according to the need-motivational component (for women the attitude to problematic Internet use implying the use of virtual space in order to avoid solving important tasks is more typical);

148

- according to the cognitive-emotional component (female students are more likely to use the strategy of cognitive emotion regulation "Putting in perspective" aimed at downplaying the negative assessment of the situation in comparison with other events);

- according to the reflective-evaluative component (women's self-attitude depends more on situational factors and on the assessments of the environment, they tend to evaluate themselves as more friendly, young men tend to consider themselves more emotionally stable).

The correlation analysis allowed us to identify the regulatory and personality traits of female and male students who prefer different strategies of network behavior. Personality traits that contribute to the regulation of Internet activity were identified. For women, as well for men, these characteristics include perseverance, lack of attitudes to problematic Internet use. The probability of Internet dependent behavior is lower among male students who are distinguished by conscientiousness, focusing on positive events in order to avoid thinking about what is happening, focusing on finding possible options for actions and positive values for coping with a negative event. The inability to focus on the goal, the attributive style of self-blame, the exaggeration of the negative aspects of the situation, the tendency to focus on thoughts and feelings associated with negative events, to blame the environment for what happened, as well as the closeness to new experiences make female students more prone to Internet addictive behavior.

The identification of the specifics of the regulatory and personality features of the students ' network behavior, taking into account gender differences, allows us to present in more detail the possibilities of improving the effectiveness of the regulation of Internet activity among female and male students. The results of the study are valuable for the development of distance learning programs, the creation of online courses and the implementation of the goals of supplementary education.

Keywords: personality regulation, network behavior strategies, network activity, Internet addiction, activity in action, activity in the perception of alternatives.

References

1. Islam S., Malik M.I., Hussain S., Thursamy R., Shujahat M. and Sajjad M., Motives of excessive Internet use and its impact on the academic performance of business students in Pakistan, Journal of Substance Use, 23, 1, 103 (2018).

2. Drepa M.I., Psychological portrait of the student with the Internet-addiction, Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 4, 82, 75 (2009).

3. Spirkina T.S., Personal characteristics of Internet users who are prone to Internet addiction, Herzen Russian State Pedagogical University Bulletin, 60, 473 (2008).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kozlova L.I. and Chukhrova M.G., Personality characteristics of Internet users with risk of massively multiplayer online role-playing games addiction, World of science, culture and education, 3 (34), 193 (2012).

5. Hinic D., Problems with Internet addiction diagnosis and classification, Psychiatria, 2 (23), 145 (2011).

6. Weinstein A., Dorani D., Elhadif R., Bukovza Y., Yarmulnik A. and Dannon P., Internet addiction is associated with social anxiety in young adults, Annals of Clinical Psychiatry, 1 (27), 4 (2015).

7. Ivashchenko A.V., Karabushchenko N.B. and Sungurova N.L., Students'' personal-typological features in network behavior, Russian Psychological Journal, 13, 2, 58 (2016).

8. Agbaria Q. and Bdier D., The association of Big Five personality traits and religiosity on Internet addiction among Israeli-Palestinian Muslim college students in Israel, Mental Health, Religion & Culture, 22, 9, 956 (2019).

149

9. Kolmogortseva A.A., Prognostic model of the structure of personality characteristics of people with internet addiction, World of Science, 5, 3, 1 (2017).

10. Malygin V.L., Mer'kur'eva Yu.A., Khomeriki N.S., Antonenko A.A. and Smirnova E.A., Internet dependent behavior: biological, psychological, and social risk factors in adolescents, Psychological and pedagogical technologies, Addiction Prevention, 4, 61 (2015).

11. Pshuk N. and Koriava N., Personality Characteristics of Internet-dependent Students, European Psychiatry, 30, S1, 1 (2015).

12. Mehroof M. and Griffiths M.D., Online Gaming Addiction: The Role of Sensation Seeking, Self-Control, Neuroticism, Aggression, State Anxiety, and Trait Anxiety, Cyberpsychology, behavior and social networking, 13, 3, 313 (2010).

13. Frangos C. and Fragkos K., Psychologic predictors and epidemiology of internet addiction among university students in Greece, European Psychiatry, 26, S2, 40 (2011).

14. Chen Q., Quan X., Lu H., Fei P. and Li M., Comparison of the personality and other psychological factors of students with internet addiction who do and do not have associated social dysfunction, Shanghai Archives of Psychiatry, 27, 1, 36 (2015).

15. Seabra L., Loureiro M., Pereira H., Monteiro S., Afonso R. M. and Esgalhado G., Relationship Between Internet Addiction and Self-Esteem: Cross-Cultural Study in Portugal and Brazil, Interacting with Computers, 29, 5, 767 (2017).

16. Casale S., Lecchi S. and Fioravanti G., The Association between Psychological Well-Being and Problematic Use of Internet Communicative Services Among Young People, The Journal of Psychology, 149, 5, 480 (2015).

17. Khatiri Yanesari M., Homayouni A., Gharib K., Can Emotional Intelligence Predicts Addiction to Internet in University Students? European Psychiatry, 25, S1, 1 (2010).

18. Mandrikova E.Yu., Development of the self-organizing activity questionnaire (SAQ), Psychological diagnosis, 2, 87 (2010).

19. Gubenko Eh.A., Questionnaire of attitudes towards the Internet. Available from: http://flogiston.ru/articles/netpsy/internet_questionary

20. Arestova O.N., Babanin L.N. and Voiskunskii A.E., Motivation of Internet users, Humanitarian research on the Internet, 55 (Mozhaisk-Terra, Moscow, 2000).

21. Pisareva O.L. and Gritsenko A., Cognitive Emotion Regulation, Philosophy and Social Sciences, 2, 64 (2011).

22. Sergeeva A.S., Kirillov B.A. and Dzhumangulova A.F., Translation and adaptation of short five factor personality questionnaire (TIPI-RU): convergent validity, internal consistency and test-retest reliability evaluation, Experimental Psychology, 9, 3, 138 (2016).

23. Savchenko T.N. and Faustova A.G., Adaptation of M. Kernis - A. Paradise "The Contingent Self-Esteem Scale", Experimental psychology, 9, 4, 79 (2016).

24. Belinskaya E.P., Psychology of Internet Communication, 192 p. (MPSU, Moscow, 2013).

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.