Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / УСТАНОВКИ / КОГНИТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / COGNITIVE-PERSONAL REGULATION / NETWORK COMMUNICATION / BASIC BELIEFS / ATTITUDES / COGNITIVE REGULATION OF EMOTIONS / SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сунгурова Н. Л., Михайлова Д. А.

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей когнитивно-личностной регуляции студентов, предпочитающих разные стратегии сетевой коммуникации. Когнитивная регуляция эмоций, базисные убеждения и установки выделены как компоненты регуляции поведения в сетевой коммуникации. Авторами использовался комплекс методов и оригинальных методик исследования. В статье описаны результаты сравнительного анализа по полу и направлениям профессиональной подготовки когнитивной регуляции эмоций, базисных убеждений, установок на использование Интернета, стратегий сетевой активности и самопрезентации в сети; описаны взаимосвязи компонентов когнитивно-личностной регуляции с преобладающими стратегиями сетевой активности. Показано, например, что респонденты, устремленные к поиску своей идентичности в виртуальном пространстве, на приобретение нового опыта посредством онлайн-ресурсов, в большей мере рассуждают о чувствах и мыслях, связанных с стрессовой ситуацией. Для них в большей степени свойственны убеждения о низкой собственной значимости. Студенты, склонные к Интернет-зависимости, в меньшей мере обладают способностью контролировать свою жизнь и происходящие вокруг события. Статья предназначена для педагогов, психологов, преподавателей вузов, исследователей в области психологии личности в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сунгурова Н. Л., Михайлова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COGNITIVE AND PERSONAL STUDENTS’ REGULATION WITH DIFFERENT STRATEGIES OF NETWORK ACTIVITY

The article presents the results of theoretical and empirical research of the features of cognitive and personal students’ regulation who prefer different strategies of network communication. Cognitive regulation of emotions, basic beliefs and attitudes are identified as components of behavior regulation in network communication. The authors used a set of methods and original research methods. The article describes the results of a comparative analysis of the gender and areas of professional training of emotional cognitive regulation, basic beliefs, attitudes to the use of the Internet, strategies of network activity and self-presentation in the network, the relationship of components of cognitive and personal regulation with the prevailing strategies of network activity are described. It is shown, for example, that respondents who strive to find their identity in the virtual space, to acquire new experience via online resources, are more likely to talk about feelings and thoughts related to a stressful situation. They are more likely to have beliefs about low self-importance. Students who are prone to Internet addiction are less able to control their lives and events around them. The article is intended for teachers, psychologists, university-teachers, researchers in the field of a personality psychology in the conditions of digitalization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ»

УДК 159.923

Особенности когнитивно-личностной регуляции студентов с разными стратегиями сетевой активности

Features of cognitive and personal students' regulation with different strategies of network activity

Сунгурова Н.Л., Российский Университет Дружбы Народов, [email protected]

Михайлова Д.А., Российский Университет Дружбы Народов, [email protected]

Sungurova N., RUDN University, [email protected]

Mikhailova D., RUDN University, [email protected]

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.030

Ключевые слова: когнитивно-личностная регуляция, сетевая коммуникация, базисные убеждения, установки, когнитивная регуляция эмоций, самопрезентация.

Keywords: cognitive-personal regulation, network communication, basic beliefs, attitudes, cognitive regulation of emotions, self-presentation.

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей когнитивно-личностной регуляции студентов, предпочитающих разные стратегии сетевой коммуникации. Когнитивная регуляция эмоций, базисные убеждения и установки выделены как компоненты регуляции поведения в сетевой коммуникации. Авторами использовался комплекс методов и оригинальных методик исследования. В статье описаны результаты сравнительного анализа по полу и направлениям профессиональной подготовки когнитивной регуляции эмоций, базисных убеждений, установок на использование Интернета, стратегий сетевой активности и самопрезентации в сети; описаны взаимосвязи компонентов когнитивно-личностной регуляции с преобладающими стратегиями сетевой активности. Показано, например, что респонденты, устремленные к поиску своей идентичности в виртуальном пространстве, на приобретение нового опыта посредством онлайн-ресурсов, в большей мере рассуждают о чувствах и мыслях, связанных с стрессовой ситуацией. Для них в большей степени свойственны убеждения о низкой собственной значимости. Студенты, склонные к Интернет-зависимости, в меньшей мере обладают способностью контролировать свою жизнь и происходящие вокруг события. Статья предназначена для педагогов, психологов, преподавателей вузов, исследователей в области психологии личности в условиях цифровизации.

Abstract. The article presents the results of theoretical and empirical research of the features of cognitive and personal students' regulation who prefer different strategies of network communication. Cognitive regulation of emotions, basic beliefs and attitudes are identified as components of behavior regulation in network communication. The authors used a set of methods and original research methods. The article describes the results of a comparative analysis of the gender and areas of professional training of emotional cognitive regulation, basic beliefs, attitudes to the use of the Internet, strategies of network activity and self-presentation in the network, the relationship of components of cognitive and personal regulation with the prevailing strategies of network activity are described. It is shown, for example, that respondents who strive to find their identity in the virtual space, to acquire new experience via online resources, are more likely to talk about feelings and thoughts related to a stressful situation. They are more likely to have beliefs about low self-importance. Students who are prone to Internet addiction are less able to control their lives and events around them. The article is intended for teachers, psychologists, university-teachers, researchers in the field of a personality psychology in the conditions of digitalization.

Введение. В современных условиях цифровизации разных аспектов

жизнедеятельности человека, в том числе, активного внедрения телекоммуникационных

сред, образовательных платформ в учебный процесс вузов, особую актуальность приобретает исследование психологических особенностей

пользователей этих электронных ресурсов (преподавателей и студентов).

Одним из важных аспектом выступает изучение особенностей когнитивно-личностной регуляции социальной, учебной и научной активности студенческой молодежи в сетевом пространстве.

По мнению ряда ученых (И.С. Артюхова, Н.А. Кирилова, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, Р. Дэвис, Н. Гранефски), зрелость личности характеризуется системой ценностно-смысловых ориентиров и когнитивно-личностной регуляции. Эта система определяет отношение человека к окружающей социальной действительности, актуализирует адаптационные механизмы личности (В.С. Ротенберг) и самоэффективность личности (А. Бандура), и, в конечном счете, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности [8;9].

В свою очередь, в работах многих специалистов (А.Г. Асмолов, Г., Белинская Е.П., Е.В. Батаева, Ерицян К.Ю., Антонова Н.А., Марудова Н.М., ТВ. Костяк, О.О. Савина, Н.Ю. Федунина, А.Е. Войскунский, А.С. Евдокименко, Жичкина А.Е., Сунгурова Н.Л., Чаплан С.Е.) отмечается, что сетевая активность связана, с одной стороны, с удовлетворением потребности в общении и взаимодействии, а с другой - с изменением когнитивных характеристик человека

[1-7; 10].

Сегодня потребность в обработке информационных потоков значительно возросла среди молодого поколения. При этом виртуальное информационное пространство, имеющее свои особенности развития и существования, характеризуется чрезмерной насыщенностью широкого спектра контента. Когнитивно-личностная регуляция человеком своего поведения в Интернете, в свою очередь, определяет характер использования различных ресурсов.

Цель настоящего исследования: выявить особенности когнитивно-личностной регуляции студентов с разными стратегиями сетевой активности.

Когнитивная регуляция эмоций, базисные убеждения и установки выделены как компоненты регуляции поведения в сетевой коммуникации.

Методы и методики исследования. Использовался метод опроса. В исследовании применялись: методика «Шкала базисных убеждений WAS» в адаптации М.А. Падун, А.В. Котельниковой, опросник «Когнитивная регуляция эмоций» в адаптации Н. Гарнефски и В. Крайг. Психологические стратегии активности

в Интернете выявлялись с помощью «Опросника поведения в Интернете» (А. Жичкина), «Опросника установок по отношению к Интернету» (Э. Губенко) и методики «Я в Интернет-общении» (И.С. Шевченко).

Методы математической обработки представлены U - критерием Манна-Уитни, Xr2 - критерием Фридмана, коэффициентом корреляции Спирмена, факторным анализом. Компьютерная обработка данных осуществлялась с использованием программных пакетов «Excel» и «IBM SPSS Statistics 22».

Исследование проводилось на базе Российского университета дружбы народов. Всего в исследовании приняли участие 100 человек (по 50 студентов филологического факультета и факультета физико-математических и естественных наук) в возрасте от 17 до 23. Из них 45 - юноши, 55 - девушки.

Результаты исследования. Результаты исследования по методике «Шкала базисных убеждений» демонстрируют, что у респондентов, в целом, доминируют такие базисные убеждения, как «Удача» (4,07) и «Образ Я» (3,93) (Xr2=182,916; p=0). Студенты глубоко убеждены в ценности и значимости собственного «Я». В справедливости и доброжелательности окружающего мира убежденность проявляется в меньшей степени, что говорит об отсутствии безопасной возможности доверять миру и о сомнительном отношении к принципам распределения удач и несчастий в жизни. Критерий Манна-Уитни выявил некоторые половые различия. Девушки по сравнению с юношами в большей степени проявляют склонность к убеждению «Справедливость» (U=733,500 при P=0,0). Для них в большей мере характерна вера в удачу и справедливость в окружающем мире. Статистически значимые различия по направлениям профессиональной подготовки не выявились.

Анализ результатов исследования по опроснику «Когнитивная регуляция эмоций» показал, что у студентов преобладают такие стратегии когнитивной регуляции эмоций, как «Позитивная переоценка (6,90)

«Перефокусировка на планирование» (6,51) (Xr2=227,563; p=0). Студенты при контроле над своими эмоциями обращаются к мыслям, которые направлены на создание позитивного значения стрессовой ситуации или события, а также к размышлениям о мерах, которые следует осуществить для совладания с травмирующей ситуацией. Данные стратегии когнитивной регуляции эмоций связаны с оптимизмом, присущим большинству студентов. Критерия

Манна-Уитни выявил половые различия по шкалам «Самообвинение» (И=939,500 при P=0,038), «Обвинение других» ^=874,500 при Г=0,011), «Руминация» (Ц=590,500 при P=0,000), и «Помещение в перспективу» ^=882,500 при P=0,013). Юношей отличает то, что при переживании стрессовой ситуации им свойственно брать вину на себя за то, что испытывается или было испытано ранее. Девушкам же в стрессовой ситуации ближе стратегия обвинения другого человека или окружающих обстоятельств. Они размышляют о чувствах и мыслях, связанных с негативной ситуацией, а также мысленно отстраняются от серьезности травмирующей ситуации.

При исследовании различий в связи с разным профилем обучения в стратегиях когнитивной регуляции эмоций были обнаружены статистически достоверные различия по шкалам «Руминация» ^=834,500 при P=0,004), «Положительная перефокусировка» ^=901,500 при P=0,015), «Позитивная переоценка» (У=934,000 при P=0,028) и «Принятие» (У=814,500 при P=0,003). Студентам гуманитарного направления профессиональной подготовки в сравнении с студентами естественнонаучных специальностей в большей мере свойственно обращение к мыслям о радостных и приятных событиях вместо обдумывания актуальной неприятной ситуации. Студентов гуманитарного направления отличает склонность к мысленному принятию того, что произошло, и примирению с тем, что случилось, а также созданию позитивного для личности значения стрессовой ситуации. Студенты естественнонаучных специальностей в меньшей мере склонны к размышлениям о чувствах, вызванных негативной ситуацией.

Анализ результатов исследования по опроснику «Поведение в Интернете» (А. Жичкиной) показал, что у студентов преобладает «Активность в восприятии альтернатив» (2,74) ^^=95,614; Г=0). Студенты больше ориентированы на получение информации из Интернет-среды, чем на активную работу в виртуальном пространстве. Они проявляют сознательный интерес к различным ресурсам, удовлетворяют познавательную,

коммуникативную активность. Студенческая молодежь использует виртуальное пространство как средство времяпрепровождения, отдыха, ухода от забот, реализации увлечений (фото, дневники, персональные страницы с новостными лентами).

Преобладание стратегии «Активность в восприятии альтернатив» является устойчивой

тенденцией для студенческой аудитории. Можно предположить, что это связано с решением задач развития юности и молодости (формирование идентичности, расширение сферы общения, стремлением к новому опыту и взаимоотношениям). При математической обработке результатов по профилю обучения были обнаружены статистически достоверные различия по шкале «Активность в действии» (У=830,500; p=0,003). У студентов естественнонаучного направления

профессиональной подготовки преобладание данной стратегии выражено в большей мере. Они направлены на реализацию социально-ролевую составляющей идентичности посредством сетевой коммуникации, что, например, проявляется в активной позиции при обсуждении различных тем в блогах, при нечетко представленном личным статусе. При исследовании различий в связи с половой принадлежностью студентов по той же шкале «Активность в действии» юноши по сравнению с девушками в большей мере предпочитают данную стратегию поведения ^=220,500; p=0,001).

Исследования установок по отношению к Интернету показало, что у респондентов доминируют такие установки в сетевой коммуникации, как «Социальный комфорт» (3,61) и «Сниженный самоконтроль» (3,04) ^^=207,454; p=0). Изучаемая выборка респондентов характеризуется чувством комфорта при взаимодействии и установлении социальных связей в Интернет-пространстве и предпочтении виртуального общения реальному. Для студентов свойственно наличие навязчивых мыслей о сети, связанных с неспособностью сократить время пользования Интернетом. Вероятно, это связано с тем, что студенты используют различные ресурсы Интернета (электронная почта, социальные сети, учебные порталы, виртуальные образовательные среды, форумы и блоги) ежедневно для осуществления профессиональной, учебной деятельности, а также в сфере досуга.

При помощи критерия Манна-Уитни выявились некоторые половые различия по шкалам «Социальный комфорт» (И=636,000 при P=0,000) и «Одиночество» (Ц=652,000 при P=0,000). Девушки по сравнению с юношами в большей степени ощущают комфорт в виртуальном пространстве и сетевой коммуникации, а также демонстрируют тенденцию испытывать одиночество в реальной жизни и невозможность и нежелание существовать без Интернета. Математическая

обработка результатов по критерию Манна-Уитни по направлениям профессиональной подготовки не выявила значимых статистических различий.

По методике «Я в Интернет-общении» у респондентов доминирует «Статусная вариативность», характеризующая виртуальную саморепрезентацию (2,31) (Хг2=48,226; р=0). Студентам свойственна вариативность в сфере создания впечатления о своем статусе. Виртуальный образ «Я» респондентов характеризуется проявлением различных социальных ролей, изменением своего личного и социального статуса, выбором сферы

деятельности, особым вниманием к стилю и содержанию общения в зависимости от того, какую роль и позицию они занимают в пространстве виртуальной коммуникации. Математическая обработка результатов по критерию Манна-Уитни по полу и направлениям обучения не выявила значимых статистических различий.

Корреляционный анализ результатов исследования с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал статистически значимые взаимосвязи, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Коэффициенты корреляции стратегий сетевой активности с стратегиями когнитивной регуляции эмоций и базисными убеждениями

Обвинение других Руминации Катастро физация Позитивная переоценка Образ Я Убеждение о контроле

Активность в восприятии альтернатив -0,018 0,355 (**) 0,095 0,090 - 0,327 (**) -0,307

Интернет-зависимость 0,087 -0,007 -0,048 -0,044 -0,182 -0,358 (**)

Вариативность 0,286 0,191 -0,047 0,035 - 0,333 (**) -0,287

Статусная вариативность 0,086 -0,143 0,147 0,283 (**) 0,283

Социальный комфорт 0,490 (**) 0,194 0,098 -0,156 - 0,459 (**) -0,306 (**)

Отвлечение 0,219 0,103 0,088 -0,325 (**) -0,341 -0,488 (**)

Сниженный самоконтроль 0,321 0,175 0,205 (*) -0,033 -0,565 (**) -0,344 (**)

* - Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** - Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)

Таким образом, корреляционная структура отражает специфические особенности когнитивно-личностной регуляции студентов с разными стратегиями сетевого поведения.

Респонденты, устремленные к поиску своей идентичности в виртуальном пространстве, на приобретение нового опыта посредством онлайн-ресурсов, в большей мере рассуждают о чувствах и мыслях, связанных с стрессовой ситуацией. Для них в большей степени свойственны убеждения о низкой собственной значимости.

Студенты, которые склонны к Интернет-зависимости, в меньшей мере обладают способностью контролировать свою жизнь и происходящие вокруг события.

Представители студенческой молодежи, обладающие убеждениями о низкой собственной значимости, вариативны в виртуальной самопрезентации, чувствуют себя уверенно и комфортно в виртуальной среде, заменяя реальное общение сетевым взаимодействием, и сознавая, что неспособны контролировать время в сети.

Студенты, которые чувствуют себя в сети комфортнее, чем в реальном мире, в большей мере склонны к обвинению другого человека или окружающей среды за испытанный негативный опыт, а также убеждены в том, что не способны контролировать свою жизнь и происходящие вокруг события.

Респонденты, использующие Интернет как средство для избегания выполнения более важных и ответственных дел, в меньшей мере обращаются к мыслям о позитивном для личностного роста значении неприятного пережитого опыта.

Пользователя, склонные контролировать происходящие в их жизни события, в меньшей мере используют Интернет в качестве средства для избегания выполнения более важных и ответственных дел в реальной жизни, не подвержены навязчивым мыслям об Интернете.

Студенты, подверженные навязчивым мыслям об Интернете и неспособные уменьшить время пребывания в сети, в большей мере склонны к утрированной оценке пережитой ситуации.

Заключение. Сетевое взаимодействие современной студенческой молодежи имеет как общие тенденции, которые обусловлены особенностями юношеского возраста, так и свои специфические проявления, которые связаны с индивидуально-личностными характеристиками личности, в том числе, с особенностями когнитивно-личностной регуляции деятельности. Обоснованный анализ особенностей когнитивно-

личностной регуляции и психологических стратегий сетевой активности по полу и направлениям профессиональной подготовки, выявление специфики взаимосвязи компонентов когнитивно-личностной регуляции личности студентов с предпочитаемыми стратегиями сетевой активности, установками на проблемное использование сетевых ресурсов, вариативностью самопрезентации представляют научную новизну проведенного исследования. Практическая ценность исследования определяется

возможностью использовать полученные результаты при построении и реализации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, для разработки технологий психологического консультирования и коррекции в рамках психолого-педагогического сопровождения

студентов. В работу психологической службы вуза рекомендуется включение проведения групповых тренингов, направленных на развитие навыков когнитивной регуляции эмоций, навыков эффективного взаимодействия в Интернете. Отдельные аспекты проведенного исследования требуют дальнейшего дополнительного изучения.

Литература:

1. Белинская Е.П. Взаимосвязь интернет-зависимости и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.П. Белинская: в кн.: А.Е. Войкунский // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития. - М.: Акрополь, 2012. - 243 с.

2. Ерицян К.Ю., Антонова Н.А., Марудова Н.М. Проблемное использование Интернета в контексте интернет-коммуникации [Электронный ресурс] / К.Ю. Ерицян, Н.А. Антонова, Н.М. Марудова // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. - 2013. - № 2. - С. 15-16.

3. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете [Текст] / А.Е. Жичкина // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 11-17.

4. Сунгурова Н.Л. Индивидуально-личностные особенности студентов в информационно-психологическом пространстве: монография / Н.Л. Сунгурова. - Москва: РУДН, 2014. - 170 с.

5. Сунгурова Н.Л. Личностные детерминанты взаимодействия студенческой молодежи с информационно--компьютерными технологиями: монография. Москва: РУДН, 2017. - 172 с

6. Сунгурова Н.Л., Михайлова Д.А. Когнитивно-стилевые особенности студентов с разными стратегиями сетевой коммуникации / Н.Л. Сунгурова,

Д.А. Михайлова // Проблемы современного педагогического образования. Серия 7: Педагогика и психология. - Вып. 57. - Ч. 8. - Ялта: РИО ГПА, 2017. -

C. 319.

7. Chaplan S.E. Relations Among Loneliness, Social Anxiety, and Problematic Internet Use // CyberPsychology & Behavior. - 2007. - Vol. 10. - № 2. - P. 234-242.

8. Davis R.A. A cognitive-behavorial model of pathological Internet use [Text] // Computers in Human Behavior. - 2001. - Vol.17. - P. 187-195. Doornwaard S.M., Moreno M.A., van den Eijnden R.J., Vanwesenbeeck I., Ter Bogt T.F. Young adolescents' sexual and romantic reference displays on Facebook. Journal of Adolescent Health, 2014. - Vol. 55 (4), pp. 535-541.

9. Garnefski N. Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems / N. Garnefski, V. Kraaij, Ph. Spinhoven // Personality and Individual Differences. - 2001. - Vol. 30. - P. 1311-1327.

10. Sungurova N.L, Karabuschenko N.B., Mikhailova

D. Individually-stylistic peculiarities of students with different types of network activity // EUROPEAN HUMANITIES STUDIES: State and Society / EUROPEJSKIE STUDIA HUMANISTYCZNE: Panstwo i Spoleczenstwo. - Poland, Slupsk, Academia Pomorska w. Slupsku, 2017. - № 1. - P. 154-166.

References:

1. Belinskaya E.P. The relationship of Internet addiction and coping strategies with difficult life situations / E.P. Belinskaya: in book: A.E. Voikunsky // Internet addiction. The psychological nature and dynamics of development. - M.: Acropolis, 2012. - 243 p.

2. Yeritsyan K.Yu., Antonova N.A., Marudova N.M. Problematic use of the Internet in the context of Internet communication [Electronic resource] / K.Yu. Yeritsyan, N.A. Antonova, N.M. Marudova // Bulletin of St. Petersburg State University. Series 16: Psychology. Pedagogy. - 2013. - № 2. - P. 15-16.

3. Zhichkina A.E. Features of social perception on the Internet [Text] / A.E. Zhichkina // World of Psychology. -1999. - № 3. - S. 11-17.

4. Sungurova N.L. Individual-personality characteristics of students in the information-psychological space: monograph / N.L. Sungurova. - Moscow: RUDN, 2014. - 170 p.

5. Sungurova N.L. Personal determinants of the interaction of students with information and computer technologies: monograph. Moscow: RUDN, 2017. - 172 s.

6. Sungurova N.L., Mikhailova D.A. Cognitive-stylistic features of students with different strategies of network communication / N.L. Sungurova, D.A.

Mikhailova // Problems of modern pedagogical education. Series 7: Pedagogy and Psychology. - Vol. 57. - Part 8. -Yalta: RIO GPA, 2017. - S. 319.

7. Chaplan S.E. Relations Among Loneliness, Social Anxiety, and Problematic Internet Use // CyberPsychology & Behavior. - 2007. - Vol. 10. - № 2. - P. 234-242.

8. Davis R.A. A cognitive-behavorial model of pathological Internet use [Text] // Computers in Human Behavior. - 2001. - Vol.17. - P. 187-195. Doornwaard S.M., Moreno M.A., van den Eijnden R.J., Vanwesenbeeck I., Ter Bogt T.F. Young adolescents 'sexual and romantic reference displays on Facebook. Journal of Adolescent Health, 2014. - Vol. 55 (4), pp. 535-541.

9. Garnefski N. Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems / N. Garnefski, V. Kraaij, Ph. Spinhoven // Personality and Individual Differences. - 2001. - Vol. 30. - P. 1311-1327.

10. Sungurova N.L., Karabuschenko N.B., Mikhailova D. Individually-stylistic peculiarities of students with different types of network activity // EUROPEAN HUMANITIES STUDIES: State and Society / EUROPEJSKIE STUDIA HUMANISTYCZNE: Panstwo i Spoleczenstwo. - Poland, Slupsk, Academia Pomorska w. Slupsku, 2017. - № 1. - P. 154-166.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.