Научная статья на тему 'Сравнительный анализ когнитивной регуляции эмоций и культурного интеллекта российских и нигерийских студентов в условиях межнациональной коммуникации'

Сравнительный анализ когнитивной регуляции эмоций и культурного интеллекта российских и нигерийских студентов в условиях межнациональной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COGNITIVE REGULATION OF EMOTIONS / CULTURAL INTELLIGENCE / INTERCULTURAL AND INTERETHNIC COMMUNICATION / КОГНИТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ / КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сунгурова Н.Л., Пеич И.

В условиях осуществления образовательной деятельности в международном вузе важно знать и учитывать культурные различия в проявлении и регуляции эмоций, которые могут стать барьером на пути к позитивному межкультурному взаимопониманию. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования когнитивной регуляции эмоций и культурного интеллекта на примере сравнительного анализа выборки российских и нигерийских студентов. Результаты проведённого нами исследования показали различия в проявлении культурного интеллекта и стратегиях когнитивной регуляции эмоций у российских и нигерийских студентов, выявили взаимосвязь компонентов культурного интеллекта со стратегиями когнитивной регуляции эмоций. Российские студенты проявляют более гибкое вербальное и невербальное поведение в процессе межкультурной коммуникации. Они чаще приписывают произошедшим событиям глобальный масштаб, склонны преувеличивать негативные последствия случившегося. Российские студенты при регуляции эмоционального состояния сосредоточиваются на интерпретации значения события, фокусируются на собственной негативной роли, склонны к самообвинению. Нигерийские студенты отличаются более выраженным осознанием себя как субъектов, включённых в чужую культурную среду, мотивационной готовностью к взаимодействию с людьми других национальностей в чужой для них стране. Они не склонны катастрофизировать жизненные события, легче принимают и справляются со стрессовыми и негативными событиями, которые стараются анализировать в позитивном ракурсе, с позиции религиозных убеждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сунгурова Н.Л., Пеич И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARATIVE ANALYSIS OF COGNITIVE REGULATION OF EMOTIONS AND CULTURAL INTELLIGENCE OF RUSSIAN AND NIGERIAN STUDENTS IN TERMS OF INTERNATIONAL COMMUNICATION

In terms of educational activities in an international university, it is important to know and take into account cultural differences in the manifestation and regulation of emotions that can become a barrier to positive intercultural understanding. The article presents the results of a theoretical and empirical study of cognitive regulation of emotions and cultural intelligence on the example of a comparative analysis on a sample of Russian and Nigerian students. The results show the differences in the manifestation of cultural intelligence and strategies of cognitive regulation of emotions in Russian and Nigerian students. It has been revealed that there is the relationship of the components of cultural intelligence with the strategies of cognitive regulation of emotions. Russian students exhibit more flexible verbal and non-verbal behavior in the process of intercultural communication. They often attribute the events to the global scale, tend to exaggerate the negative consequences of the incident. In the process of regulation of emotional state Russian students focus on the interpretation of the meaning of the event, focus on their own negative role, prone to self-blame. Nigerian students are distinguished by a more pronounced awareness of themselves as subjects included in a foreign cultural environment and they are more motivated to interact with people of other nationalities in a foreign country. They do not tend to disastrous life events, they accept and cope with stressful and negative events easier, trying to analyze them in a positive light, from the standpoint of religious beliefs.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ когнитивной регуляции эмоций и культурного интеллекта российских и нигерийских студентов в условиях межнациональной коммуникации»

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2015 года». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/

2. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации: подготовка кадров. Образование личности. 2017; 3: 34 - 42.

3. Попова С.Ю., Селезнева А.В. Социальная активность молодёжи: состояние проблемы и перспективы развития. Образование личности. 2018; 2: 96 - 103.

4. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодёжи: тенденции, проблемы, перспективы. Москва: Наука, 2004: 43.

5. В.В. Путин о молодёжной политике. Available at: http://pokolenie2025.com/v-v-putin-o-molodezhnoy-politike/

6. Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура). Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2001; 10 (141): 47.

7. Сайт Федерального агентства по делам молодёжи. Available at: https://fadm.gov.ru/

8. О перечне Международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов. Постановление Правительства РФ от 28.06.2008 № 485 (ред. от 2.08.2010). Available at: http://base.garant.ru/12161143/

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 noyabrya 2014 goda № 2403-r «Osnovy gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/

2. Popova S.Yu., Pronina E.V. Realizaciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii: podgotovka kadrov. Obrazovanie lichnosti. 2017; 3: 34 - 42.

3. Popova S.Yu., Selezneva A.V. Social'naya aktivnost' molodezhi: sostoyanie problemy i perspektivy razvitiya. Obrazovanie lichnosti. 2018; 2: 96 - 103.

4. Rakovskaya O.A. Social'nye orientiry molodezhi: tendencii, problemy perspektivy. Moskva: Nauka, 2004: 43.

5. V. V. Putin o molodezhnojpolitike. Available at: http://pokolenie2025.com/v-v-putin-o-molodezhnoy-politike/

6. Problemy razvitiya chelovecheskogo potenciala v deyatel'nosti Soveta Federacii (nauka, obrazovanie, kul'tura). Analiticheskij vestnik Soveta Federacii FS RF. 2001; 10 (141): 47.

7. Sajt Federal'nogo agentstva po delam molodezhi. Available at: https://fadm.gov.ru/

8. O perechne Mezhdunarodnyh i inostrannyh organizacij, poluchaemye nalogoplatel'schikami granty (bezvozmezdnaya pomosch) kotoryh ne podlezhat nalogooblozheniyu i ne uchityvayutsya v celyah nalogooblozheniya v dohodah rossijskih organizacij - poluchatelej grantov. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.06.2008 № 485 (red. ot 2.08.2010). Available at: http://base.garant.ru/12161143/

Статья поступила в редакцию 08.11.18

УДК 159.942

Sungurova N.L., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow,

Russia), Е-mail: sungurovanl@mail.ru

Pejic Indiana, MA Student, Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), Е-mail: indiana.pejic@mail.ru

A COMPARATIVE ANALYSIS OF COGNITIVE REGULATION OF EMOTIONS AND CULTURAL INTELLIGENCE OF RUSSIAN AND NIGERIAN STUDENTS IN TERMS OF INTERNATIONAL COMMUNICATION. In terms of educational activities in an international university, it is important to know and take into account cultural differences in the manifestation and regulation of emotions that can become a barrier to positive intercultural understanding. The article presents the results of a theoretical and empirical study of cognitive regulation of emotions and cultural intelligence on the example of a comparative analysis on a sample of Russian and Nigerian students. The results show the differences in the manifestation of cultural intelligence and strategies of cognitive regulation of emotions in Russian and Nigerian students. It has been revealed that there is the relationship of the components of cultural intelligence with the strategies of cognitive regulation of emotions. Russian students exhibit more flexible verbal and non-verbal behavior in the process of intercultural communication. They often attribute the events to the global scale, tend to exaggerate the negative consequences of the incident. In the process of regulation of emotional state Russian students focus on the interpretation of the meaning of the event, focus on their own negative role, prone to self-blame. Nigerian students are distinguished by a more pronounced awareness of themselves as subjects included in a foreign cultural environment and they are more motivated to interact with people of other nationalities in a foreign country. They do not tend to disastrous life events, they accept and cope with stressful and negative events easier, trying to analyze them in a positive light, from the standpoint of religious beliefs.

Key words: cognitive regulation of emotions, cultural intelligence, intercultural and interethnic communication.

Н.Л. Сунгурова, канд. психол. наук, доц., доц. каф. психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, г. Москва,

Е-mail: sungurovanl@mail.ru

И. Пеич, магистрант каф. психологии и педагогики РУДН, г. Москва, E-mail: indiana.pejic@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ И КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РОССИЙСКИХ И НИГЕРИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Исследование реализовано при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-06-00834-ОГН «Интеллектуальные основания распознавания эмоций представителями разных культур».

В условиях осуществления образовательной деятельности в международном вузе важно знать и учитывать культурные различия в проявлении и регуляции эмоций, которые могут стать барьером на пути к позитивному межкультурному взаимопониманию. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования когнитивной регуляции эмоций и культурного интеллекта на примере сравнительного анализа выборки российских и нигерийских студентов. Результаты проведённого нами исследования показали различия в проявлении культурного интеллекта и стратегиях когнитивной регуляции эмоций у российских и нигерийских студентов, выявили взаимосвязь компонентов культурного интеллекта со стратегиями когнитивной регуляции эмоций. Российские студенты проявляют более гибкое вербальное и невербальное поведение в процессе межкультурной коммуникации. Они чаще приписывают произошедшим событиям глобальный масштаб, склонны преувеличивать негативные последствия случившегося. Российские студенты при регуляции эмоционального состояния сосредоточиваются на интерпретации значения события, фокусируются на собственной негативной роли, склонны к самообвинению. Нигерийские студенты отличаются более выраженным осознанием себя как субъектов, включённых в чужую культурную среду, мотивационной готовностью к взаимодействию с людьми других национальностей в чужой для них стране. Они не склонны катастрофизировать жизненные события, легче принимают и справляются со стрессовыми и негативными событиями, которые стараются анализировать в позитивном ракурсе, с позиции религиозных убеждений.

Ключевые слова: когнитивная регуляция эмоций, культурный интеллект, межкультурная и межнациональная коммуникация.

В современном обществе благодаря возможностям путешествовать, обучаться или работать за границей, возрастает частота межкультурных контактов, что делает необходимым умение взаимодействовать с представителями других культур. В условиях расширяющихся международных контактов могут возникнуть

трудности, связанные с психологическими особенностями межкультурной коммуникации.

У каждого народа есть свои культурно обусловленные правила и нормы проявления и регуляции эмоций, подразумевающие разную эмоциональную ре-

Рис. 1. Средние ранги шкал культурного интеллекта по всей выборке

акцию на одни и те же события, разный уровень эмоциональной контролируемости или неконтролируемости эмоций, открытости или сдержанности, разный уровень эмоциональной экспрессии. «Барьеры» в межкультурнойкоммуникации вызываются различиями в проявлении эмоций и их регуляции [1; 2; 3], что отражается в непонимании поведения и эмоционального состояния инокультурного собеседника.

К тому же,людисталкиваются с разнымисмешанными эмоциямии чувствами в своей жизни. Одной из важнейших возможностей человека является способностииебаицлвагь и адаптидоватц свам амации под пдтребнцсаи конкретных ситуаций. Если люди умеют управлять этими чувствами и эмоциями очень хорошд.воани могур цметь более здалоисе лидныи м иоцраоьныеоснашеиця. Однакдсооашвнсово люд^ с^^ики^с^ютсс с трданксиями в рпиьвлeиииисгaвтв-ными эмоциями, и основные проблемы возникают в выражении и проявлении таких использование эмоцжифцериажн^ ральвимзни,

образовании, карьере и успехе людей.

В уилеваях отсщевтвлеиия обиазсиаселгноК деятельнссалв л^тщ^^ап родном вузе важно знать и учитывать культурные различия в проявлении и регумяцми смалии, юогртататеаарвеесм и питиивoюитииномy

межкультурному взаимопониманию. Обучаясь в РУДН, большинство студентов, как нигде, могут синдть ли ль интeснециoиaлизмр, ^(^з^г^^с^мил^я с иоа-мами, правилами и особенностями функционирования в другой культурной среде.

Целью нашего исследования было выявление особенностей когнитивной регуляции эмоций и культурного интеллекта российских и нигерийских студентов в условиях межкультурной коммуникации.

Методы и методики исследования. Для выявления уровня культурного интеллекта был применён опросник «Шкала культурного интеллекта» (К. Эрли, С. Ангвадаптации Е.В.Беловол,К.А.Шкварило, Е.М.Хворовой); стратегии когнитивной регуляции эмоций исследовались с помощью опросника «Когнитивная регуляция эмоций» (Н. Гарнефски, В. Крайг в адаптации О.Л. Писаревой, О.Л. Гриценко). Методы математической обработки данных: описательная статистика, непараметрическая но стика.корреляционный а нал ио Прсграммное обеспечение: Microsoft Excel, IBM SPSS Statistics Version 20.

С исследотанми принямали участие студенты басалавриама и мягистра-туры Российского университета дружбы народов. Объём выборки составил 77 чеиовеу(43 рсссяяякиа и ЯР нлгяриИскихстсдеста). СйерниНсосрастроссийсиих реипонуентев - 2р гада Срерлия вазристнигарийссх расинвдентон- сс ает.

Обсуждение результатов исследования. На первом этапе нами были ис-смедовсня! ocofeHноати аомуоне^^с^и килнтриннго«рттллпкта студеитои (пт ие-тодике «Шкала культурного интеллекта»). На рис. 1 представлено распределение пс шкалам по

Распределение средних рангов шкал представлено следующим образом. Преобладающее стратегией вы ступает "когнитивный компонент" (3,69). На втором месте стоит шкала "поведенческого компонента" (2,74), далее следуют шка-ав «ессинацивнсгсйамсапеита» (2,5с) с"метакогви-рвнош ксмпоиенеа"(1,й5). Статистическая обработка результатов по критерию Xr2 Фридмана выявила статистически значимую тенденцию в распределении шкал культурного интеллекта. (Xr2=109,936; p=0).

На рис. 2 мсжна видеть распределение средних рангов па шкалам епресни-ка по двум выборкам.

40

3S 30 74 Z0 15 10

36.14

37.42

13.58

3i.se

28.52

Метакогнитивный Когнитивный Мотивационный Поведенческий

■ Российские Ш Ниесрийсмис

Рис. 2. Сравнительный анализ средних рангов по компонентам культурного интеллекта российских и нигерийских студентов

Мы видим, что средние ранги метакогнитивного, когнитивного и мотиваци-он нпгткомноняныов в вкб орпентцийских стуоентов яяедзи е ркнги

этих компонентов в выборке российских студентов. Нигерийские студенты отличаются более выраженным осознанием себя как субъектов, включённых в чужую кулБ^рыуюсрыду мотивацяояной готывнясыью кв1аимоывотвинтоюдтми д™ гих национальностей в чужой для них стране. Что касается шкалы поведенче-скогокомпотянта, то наблюдается обратная тенденция. Среднийранг по этоая компоненту выше в российской студенческой выборке, что говорит о способности ростиИыккх стуыеняоя 1рзявБять бплтя гмЯкие вдрбаиьняеи яевнцИадьнод поведение в процессе межкультурной коммуникации. Математическая обработка по критерию МавнаМитно мы ила ддсыовеыоые рантчиояо ш купан«имтаы когнитивный компонент» (и= 46,5, Р=0,000); «когнитивный компонент» (и=14,5, Р=5,0НММ; «оитокадмояный клмп5нент»Ги=157ы,М=5Т0К).

Далее нами были исследованы стратегии когнитивной регуляции эмоций. На рис. 3 представлено распределение по шкалам для всей выборки.

На рис. 4 показано, что у российских студентов в качестве доминирующих стратегий выступают стратегии «катастрофизация» и «обвинение», а у нигерийских студентов преобладает «положительная фокусировка» и «позитивный пересмотр». Математическая обработка при помощи критерия Манна-Уитни выявила достоверные различия по следующим шкалам: «положительная фокусировка» (и=44,5, Р=0,000), «перефокусировка» (и=140,5, Р=0,001), «позитивный пересмотр» (и=73,5, Р=0,000), «помещение в перспективу» (и=102,5, Р=0,000), «катастрофизация» (и=61,0, Р=0,000), «обвинение других» (и=124, Р=0,000).

Россияне чаще приписывают произошедшим событиям глобальный масштаб, склонны преувеличивать негативные последствия случившегося [4]. Российские студенты при регуляции эмоционального состояния сосредоточиваются на интерпретации значения события, фокусируются на собственной негативной роли, склонны винить себя. Наши результаты указывают на то, что нигерийские студенты не склонны катастрофизировать жизненные события, что связано с особенностями нигерийской культуры. Они легче принимают и справ-

7.45

5.73 Ь.11 ^ п 6.09

4.33

.1. э 3 •л 2 .99

& А £ ^ А Л

^ ^ ^

к? .0- А* ^

/ ^ а0 у

* * / /

/ ♦ ✓

У

^ ^ ^ ^ ^

л „<=> л

у

Рис. 3. Средние ранги шкал когнитивной регуляции эмоций по всей выборке

Анализ результатов описательной статистики выявил следующую тенденцию. Преобладающими стратегиями когнитивной регуляции эмоций выступают шкалы "приншяе"(7ы45), «птмс^я^рте^ь^н^яр^^сиртпкывуЛ.ИГдпямтзение I/ перспективу» (6,09) и «обвинение других» (2,99). Статистическая обработка результатов по критерию Хг2 Фридмана выявила статистически значимую тенденцию в^стределнноу шкал

ляются со стрессовыми и негативными событиями, стараются анализировать их в более позитивном ракурсе, чем российские студенты. Представляется, это происходит из-за сильных религиозных убеждений представителей нигерийского народа, веры и надежды в лучшее будущее. Нигерийские студенты имеют определённые стойкие убеждения, например, они практически все верят, что Бог им поможет, когда они окажутся в беде. Даже если всё плохо, нигерийцы

45

40 35 30 25

го

15 10

5

О ^

35.6

23.3

У / *

4Г лг

у

X Л

Г

С ^ л- ^

^ ¿г ж

I Российские ■ Нигерийские ст.

Рис. 4 Сравнительныйанализ средних рангевыявтрасеииымиягн итивной регуляцииэмоций нигернй ских

верят, что это имеет более высокую цель, которую они в данный момент не могут понять [5].

Проведённый нами корреляционный анализ результатов исследования с использованием коэффициента корреляции Спирмена выявил следующие значимые связи. Шкала "метакогнитивный компонент" имеет положительную связь с такими шкалами как: "положительная фокусировка" (ге=0,406 р=0,01), "перефокусировка" (ге=0,383 р=0,01), "позитивный пересмотр" (ге=0, 424 р=0,01), «помещение в перспективу» (ге=0,506 р=0,01), а также отрицательную корреляцию со шкалами "сосредоточение" (ге=-0,356 р=0,05), "катастрофизация" (гв=-0, 513 р=0,01**) и "обвинение других" (rs=-0, 445 0,01). Чем в большей мере студенты осознают свою когнитивную систему, т. е. контролируют отдельные мысленные процессы, относящиеся к культуре, тем в большей степени они будут направлены на понимание культурных различий между народами. Можно предположить, что тем больше они будут размышлять над тем, какие меры должны быть предприняты, чтобы справиться с проблемами и вызовами межкультурной коммуникации. Что подразумевает приписывание положительного значения контакту с иной культурой и их представителями с точки зрения личного роста. У студентов, понимающих культурные разнообразия, меньше отрицательных установок, критики, негативных чувств и мыслей об иной культуре и её представителях.

Шкала "когнитивный компонент'' имеет положительную связь с такими шкалами как: «положительная фокусировка» (ге=0,758 р=0,01), «перефокусировка» (ге=0, 361 р=0,05), «позитивный пересмотр» (ге=0,456 р=0,01), «помещение в перспективу» (ге=0,358 р=0,05), а также отрицательную корреляцию со шкалой «катастрофизация» (гв= -0,585 р=0,01). Чем больше у студентов знаний о культурных системах, ценностях и культурных нормах, которые позволяют адаптироваться к разным культурным моделям, тем меньше будут проявляться предубеждения, касающиеся чужой культуры. Студенты в большей мере настроены на создание ситуаций для личностного роста в процессе межкультурной коммуникации, они начинают поиск положительных сторон иной культур. Если студенты

Библиографический список

заинтересованы культурой и жизнью других людей, то они в большей мере направлены на понимание чувств и эмоций представителя другой культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкала «поведенческий компонент» положительно коррелирует со шкалой «положительная фокусировка» (ге=-0, 297, р=0,05). Студенты, стремящиеся создать собственный положительный образ как представителя определённой культуры, в большей степени склонны свести к минимуму неправильное восприятие человека другой национальности и понять коммуникативное поведение представителей другой культуры [6].

Шкала «мотивационный компонент» имеет положительную связь со шкалами: «положительная фокусировка» (ге=0,373 р=0,01), «позитивный пересмотр» (ге=0,321 р=0,05), а также отрицательную корреляцию со шкалой «катастрофизация» (ге=-0, 293 р=0,01). Чем больше студенты мотивированы узнать новую культуру, традиции, изучить язык, понять культурные разнообразия, тем в большей степени они направлены на межкультурную коммуникацию, положительное восприятие соучастника другой культуры.

Выводы исследования

Результаты проведённого нами исследования показали различия в проявлении культурного интеллекта и стратегиях когнитивной регуляции эмоций у российских и нигерийских студентов, выявили взаимосвязь компонентов культурного интеллекта со стратегиями когнитивной регуляции эмоций в условиях межкультурной коммуникации.

Безусловно, опыт многолетнего проживания в другой стране формирует у студентов принятие и понимание культурного многообразия, влияет на развитие устойчивости перед новыми испытаниями, терпимости к новому и необычному, что свидетельствует о личностном росте человека и развитии культурного интеллекта соответственно.

Результаты исследования используются при проведении адаптационных мероприятий с иностранными студентами, в работе кабинета психологической помощи РУДН.

1. Earley PC. & Peterson R.S. The elusive cultural chameleon: Cultural intelligence as a new approach to intercultural training for the global manager. Academy of Management Learning & Education. 2004; 3 (1): 100 - 115.

2. Панкратова А. Подход Дж. Гросса к изучению эмоциональной регуляции: примеры кросс-культурных исследований. Вопросы психологии. 2014; 1: 147 - 155.

3. Мацумото Д. Культура и эмоции. Психология и культура. Под ред. Д. Мацумото. Санкт-Петербург: Питер, 2003: 279 - 315.

4. Hofstede G. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations. (2nded.). Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.

5. Leo Igwe Why Africans Are So Religious. Mar 5, 2017 Available at: https://medium.com/humanist-voices/why-africans-are-so-religious-b37588b43313

6. Gross J.J. & Thompson R.A. Emotion Regulation: Conceptual Foundations. In J.J. Gross (Ed.), Handbook of Emotion Regulation. New York: Guilford Press, 2007: 3 - 24.

References

1. Earley P.C. & Peterson R.S. The elusive cultural chameleon: Cultural intelligence as a new approach to intercultural training for the global manager. Academy of Management Learning & Education. 2004; 3 (1): 100 - 115.

2. Pankratova A. Podhod Dzh. Grossa k izucheniyu 'emocional'noj regulyacii: primery kross-kul'turnyh issledovanij. Voprosy psihologii. 2014; 1: 147 - 155.

3. Macumoto D. Kul'tura i 'emocii. Psihologiya i kul'tura. Pod red. D. Macumoto. Sankt-Peterburg: Piter, 2003: 279 - 315.

4. Hofstede G. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations. (2nded.). Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.

5. Leo Igwe Why Africans Are So Religious. Mar 5, 2017 Available at: https://medium.com/humanist-voices/why-africans-are-so-religious-b37588b43313

6. Gross J.J. & Thompson R.A. Emotion Regulation: Conceptual Foundations. In J.J. Gross (Ed.), Handbook of Emotion Regulation. New York: Guilford Press, 2007: 3 - 24.

Статья поступила в редакцию 31.10.18

УДК 159

Shklyar N.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia),

E-mail: kor.ped@mall.ru

Karynbayeva O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia),

E-mail: olgavlad11@mail.ru

THE STUDY OF PERSONALITY SELF-REGULATION AMONG STUDENTS WITH DISABILITIES AS AN ESSENTIAL CONDITION FOR THEIR SOCIAL ADAPTATION. The article touches upon issues of the necessity to study the development of self-regulation of physically disabled students. In the authors' opinion, self-regulation is the most important quality of the individual and thus a factor in the harmonization of the relationship of a disabled child with both himself and the environment. The self-regulation contributes to the removal of various kinds of barriers that prevent physically disabled students from being fully included into the real life. It reveals their own individual psychological essence, increases flexibility and efficiency in various activities, develops skills of constructive interaction with others, contributes to the formation of awareness and regulation of their life positions, forms and develops readiness for self-knowledge, self-change, self-development and self-actualization. The subject of the research is specific individual features of development of personal self-regulation of high school students with disabilities. The experimental base is the Steps Center for Education, Jewish Autonomous region, Birobidzhan. Ten students of 8-9 forms at the age of 14-15 years have taken part in the experiment. Eight students have disorders of their musculoskeletal system, one student has a visual disorder and one student has a hearing disoder. In the study, the researchers have used the By My Will test (modified by O.E. Shapovalova) and observation. In the study, we identify specific and individual features of the development of personal self-regulation of physically disabled high school students.

Key words: personality, personal self-regulation, development, physically disabled students, social adaptation.

Н.В. Шкляр, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан,

Е-mail: kor.ped@mail.ru

О.В. Карынбаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан,

Е-mail: olgavlad11@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.