Научная статья на тему 'БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СТРАТЕГИИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ'

БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СТРАТЕГИИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТРАТЕГИИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ / БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / УСТАНОВКИ / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сунгурова Н. Л., Цвекс М. В.

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей базисных убеждений студентов с разными стратегиями сетевой коммуникации. Базисные убеждения выделены как личностные компоненты, детерминирующие выбор поведения в сетевой коммуникации. Авторами использовались методика «Шкала базисных убеждений» (World assumptions scale - WAS) Р. Янов-Бульман (О. Кравцова), «Опросник установок по отношению к Интернету» (Э. Губенко), «Опросник поведения в Интернете» (А. Жичкина). В статье описаны взаимосвязи и результаты сравнительного анализа по направлениям профессиональной подготовки базисных убеждений, стратегий сетевой активности и установок по отношению к Интернету. Показано, что студентам с выраженными «ресурсными» базисными убеждениями характерно конструктивное пользование Интернетом. Превалирование «нересурсных» базисных убеждений студенческой молодежи может способствовать их ориентированности на проблемное пользование Интернетом. Статья предназначена для психологов, преподавателей вузов и исследователей в области психологии личности в контексте информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сунгурова Н. Л., Цвекс М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC BELIEFS AND NETWORK ACTIVITY STRATEGIES OF STUDENTS

The article presents the results of a theoretical and empirical study of the features of the basic beliefs of students with different strategies of network communication. Basic beliefs are highlighted as personal components that determine the choice of behavior in network communication. The authors used the methodic «World assumptions scale - WAS» by Ronnie Yanov Bulman (O. Kravtsova), "Questionnaire of attitudes towards the Internet" (E. Gubenko), Internet Behavior Questionnaire (A. Zhichkina). The article describes the relationship and the results of a comparative analysis in the areas of professional training of basic beliefs, strategies of network activity and attitudes towards the Internet. It is shown that the students with pronounced “resource” basic beliefs are characterized by constructive use of the Internet. The prevalence of “non-resource” basic beliefs among student youth can contribute to their focus on problematic Internet use. The article is intended for psychologists, University-teachers and researchers in the field of personality psychology in the context of information and communication technologies

Текст научной работы на тему «БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СТРАТЕГИИ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 159.923

Базисные убеждения и стратегии сетевой активности студентов Basic beliefs and network activity strategies of students

Сунгурова Н.Л., Российский Университет Дружбы Народов, [email protected] Цвекс М.В., Российский Университет Дружбы Народов, [email protected]

Sungurova N., RUDN University, [email protected] Cveks M., RUDN University, [email protected]

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.037

Ключевые слова: личность, стратегии сетевой активности, базисные убеждения, установки, сетевая коммуникация.

Keywords: personality, strategies of network activity, basic beliefs, attitudes, network communication.

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей базисных убеждений студентов с разными стратегиями сетевой коммуникации. Базисные убеждения выделены как личностные компоненты, детерминирующие выбор поведения в сетевой коммуникации. Авторами использовались методика «Шкала базисных убеждений» (World assumptions scale - WAS) Р. Янов-Бульман (О. Кравцова), «Опросникустановок по отношению к Интернету» (Э. Губенко), «Опросник поведения в Интернете» (А. Жичкина). В статье описаны взаимосвязи и результаты сравнительного анализа по направлениям профессиональной подготовки базисных убеждений, стратегий сетевой активности и установок по отношению к Интернету. Показано, что студентам с выраженными «ресурсными» базисными убеждениями характерно конструктивное пользование Интернетом. Превалирование «нересурсных» базисных убеждений студенческой молодежи может способствовать их ориентированности на проблемное пользование Интернетом. Статья предназначена для психологов, преподавателей вузов и исследователей в области психологии личности в контексте информационно-коммуникационных технологий.

Abstract. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the features of the basic beliefs of students with different strategies of network communication. Basic beliefs are highlighted as personal components that determine the choice of behavior in network communication. The authors used the methodic « World assumptions scale - WAS» by Ronnie Yanov Bulman (O. Kravtsova), "Questionnaire of attitudes towards the Internet" (E. Gubenko), Internet Behavior Questionnaire (A. Zhichkina). The article describes the relationship and the results of a comparative analysis in the areas of professional training of basic beliefs, strategies of network activity and attitudes towards the Internet. It is shown that the students with pronounced "resource " basic beliefs are characterized by constructive use of the Internet. The prevalence of "non-resource " basic beliefs among student youth can contribute to their focus on problematic Internet use. The article is intended for psychologists, University-teachers and researchers in the field of personality psychology in the context of information and communication technologies.

Введение. Сегодня идёт активный процесс глобальной цифровизации антропологического мира. На 2021 год социальными сетями пользуются 53,6% мирового населения, каждую секунду добавляется примерно 15,5 новых пользователей, а среднее времяпрепровождение в Интернете ровняется 6 часам и 54 минутам. При этом самыми активными пользователями являются молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет [9]. Данная статистика говорит об активном погружении личности в виртуальное пространство и цифровизации различных аспектов её

деятельности. По мнению ряда авторов (S.A Rains, C. Steinfield, N.B. Ellison, M.D. Griffiths, В.А. Емелин, Е.И. Рассказова, АШ. Тхостов), вовлеченность личности в Интернет-среду влечет за собой как позитивные, так и негативные последствия [2;11;12]. Ведь виртуальное пространство характеризуется наличием широкого спектра возможностей и разнообразного контента [8;10]. В связи с этим необходимо понимать особенности личности, влияющие на выбор той или иной стратегии активности в Интернете (конструктивной или дезадаптивной) [6;7].

В работах многих специалистов (М.А. Подун, V. van Vruggen, Р. Янов-Бульман, Е.Н. Астахова) отмечается, что одним из важных конструктов, определяющих поведение человека, являются базисные убеждения. Это имплицитные, устойчивые представления человека о себе и о мире, в соответствии с которыми формируется поведение [5;13]. Убеждения проявляются при столкновении потребности личности с объективной ситуацией, в том числе и в виртуальной среде, в которой происходит удовлетворение потребности. Подчеркивается особенная значимость данных убеждений в юношеском возрасте как формы активной регулятивной функции [1]. С.В. Молчанов, О.В. Алмазова, А.Е. Войскунский, Н.Н. Поскребышева пишут, что в зависимости от превалирования «оптимистичного», «ресурсного» либо «пессимистичного», «нересурсного»

мировосприятия у студентов может меняться сетевое поведение, в частности, у студентов с «пессимистическим» мировосприятием

обнаруживаются признаки Интернет-зависимости как у группы риска развития аддиктивного поведения [3;4].

Цель настоящего исследования: выявить особенность базисных убеждений студентов с разными стратегиями сетевой активности.

Базисные убеждения выделены как компоненты регуляции поведения в сетевой активности. Установки по отношению к Интернету и поведение в Интернете мы рассматриваем как стратегии поведения в виртуальной сети.

Методы и методики исследования. Использовался метод опроса. В исследованиях применялись: методика «Шкала базисных убеждений» в адаптации О. Кравцовой. Стратегии поведения в Интернете выявлялись с помощью «Опросника установок по отношению к Интернету» (Э. Губенко) и «Опросника поведения в Интернете» (А. Жичкина).

Методы математической обработки представлены критерием Фридмана, критерием Манна-Уитни, коэффициентом корреляции Спирмена. Компьютерная обработка данных осуществлялась с использованием программных пакетов «Excel» и «IBM SPSS Statistics 22».

Исследование проводилось на базе Российского университета дружбы народов. Всего в исследовании приняли участие 100 человек (50 студентов филологического факультета и 50 студентов медицинского института) в возрасте от 18 до 22. Из них 60 девушек и 40 юношей.

Результаты исследования. Результаты

исследования по методике «Шкала базисных убеждений» показывают, что у респондентов доминируют такие базисные убеждения, как «Степень самоконтроля» (5,39) и «Благосклонность мира» (5,34) (Xr2=42,016; p=0). Студенты убеждены в своей способности контролировать происходящие события и в том, что в мире позитивные события превалируют над негативными. Возможно, выбранная

студенческая жизнь и путь саморазвития подразумевают наличие уверенности в умении выбирать конструктивные поведенческие стратегии, которые, в свою очередь, помогают справляться с академическими вызовами, тем самым подкрепляя убежденность в благосклонности мира. В меньшей же степени проявляется убежденность в справедливости мира, что говорит о наличии определенного недоверия к миру и к принципу справедливого распределения наград. Статистические значимые различия по направлениям профессиональной подготовки и по полу не выявлены.

Анализ результатов исследования по «Опроснику установок по отношению к Интернету» показал, что у респондентов доминантными установками в сетевой коммуникации являются «Отвлечение» (3,01) и «Сниженный самоконтроль» (2,82) ^^=55,448; p=0). Студентам характерно отношение к Интернету как к особому месту, где возможно отвлечься от стрессовых ситуаций. Как поведенческий паттерн превалирует эскапизм. Им свойственны навязчивые мысли о посещении Интернета, связанные с неспособностью уменьшить активность взаимодействия с сетевой средой. Вероятно, это связано с тем, что студенческая жизнь часто преподносит стрессовые ситуации и требует периодического отвлечения, а Интернет является современным, общедоступным инструментом для

удовлетворения данной потребности.

Статистически значимые различия по направлениям профессиональной подготовки и по полу не выявились.

Исследование стратегий поведения в Интернете показало, что у студентов преобладает «Активность в восприятии альтернатив» (2,74) ^^=92,462; p=0). Студенческой молодежи более свойственна ориентировочная деятельность, поиск в ситуации возможностей. Они направлены не на активную работу в Интернет-пространстве, а на получение информации, удовлетворение познавательной активности. Студенты нацелены на поиск нового опыта в виртуальной среде, поиск новых знакомств, впечатлений, отдыха, реализации увлечений.

При помощи критерия Манна-Уитни были выявлены статистически достоверные различия по профилю обучения по шкале «Активность в восприятии альтернатив» (И=308,5; p=0,002). У студентов филологического факультета данная стратегия выражена в большей мере. Они больше стремятся испытать новый опыт посредством виртуальной среды, который они не могут приобрести в реальности. «Идеальное Я» и социально-ролевые характеристики в

идентичности студентов филологического факультета играют меньшую роль в регуляции

поведения в Интернет-коммуникации, нежели у студентов медицинского института. Возможно, в медицинском институте учащиеся получают много нового, полного переживаний опыта и как следствие им менее свойственно искать данный опыт в виртуальной среде.

Корреляционный анализ результатов исследования с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал статистически значимые взаимосвязи, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Коэффициенты корреляции базисных убеждений со стратегиями сетевой активности и установками по отношению к Интернету

Социальный комфорт Одиночество /Депрессия Сниженный самоконтроль Отвлечение Активность в восприятии альтернатив

Благосклонность мира -0,293(**) -0,182 (*)

Доброта людей -0,189(*)

Справедливость мира -0,210(*)

Случайность 0,183(*) 0,194(*)

Ценность «Я» -0,311(**) -0,276(**) -0,430(**) -0,399(**) -0,181(*)

Степень самоконтроля -0,231(*)

Степень удачи -0,251(*)

* - Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** - Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)

Таким образом, мы видим, что студентам, убежденным в благосклонности мира свойственно сохранять чувства сохранности и безопасности в реальном мире и как следствие менее вероятно, что они будут искать данные чувства в виртуальной среде и использовать Интернет в качестве особого места, где достигается социальный комфорт. Они склонны удовлетворять потребность в социальном комфорте посредством реального общения, что в определённой мере защищает их от формирования чувства одиночества.

Респонденты, убежденные в

доброжелательности и отзывчивости

окружающих людей, а также в справедливом принципе распределения поощрений за заслуги, менее склонны переживать чувства бесполезности и одиночества. Им характерно больше доверять людям и им легче идти на контакт, строить крепкие, безопасные социальные связи в реальном мире.

Студенческая молодежь, убежденная в принципе случайного распределения

происходящих событий, имеет тенденцию пользоваться Интернетом для поиска чувств сохранности и безопасности посредством создания социальных связей в виртуальном

пространстве. Поиск социального комфорта в Интернет-среде и переживание чувства одиночества в реальном мире могут говорить о склонности респондентов к формированию дезадаптивного поведенческого паттерна по отношению к Интернету, поскольку данные установки тесно с ним связаны.

Респондентам, убежденным в ценности собственного «Я», в том, что в их характере положительные черты преобладают над отрицательными, свойственно проводить активную работу в виртуальном пространстве, а не ориентироваться только лишь на поиск информации. Они стараются проявить своё «идеальное Я» посредством Интернета. Виртуальная среда для таких студентов является инструментом, помогающим достигнуть поставленных, конструктивных целей. Они способны контролировать собственную вовлеченность в сетевую активность и как следствие им не свойственно проблемное пользование Интернетом.

Пользователи, убежденные в своей способности контролировать происходящие события и в сопутствующей им удаче, способны находить социальный комфорт в реальном мире. Они уверены в себе и своих силах, что помогает

им активно коммуницировать «лицом к лицу», находить новые социальные связи. Таким образом, для студентов с данными убеждениями не свойственно чересчур активное погружение в социальные сети. Виртуальное пространство для них не является незаменимым и единственным местом для обретения чувства безопасности посредством постройки контактов.

Заключение. В сетевом взаимодействии базисные убеждения являются важной личностной особенностью, определяющей характер данного взаимодействия. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о «ресурсной» составляющей базисных убеждений в контексте сетевой коммуникации, а именно убеждений: в благосклонности, доброте, справедливости мира, ценности «Я», удачливости и способности контролировать события. Студентам с выраженными данными базисными убеждениями характерно конструктивное пользование Интернетом. Они способны строить социальные связи, удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности и комфорта в реальном мире. Так же мы видим, что убежденность в случайности как в принципе определения течения жизни является «нересурсной». Студенческой молодежи с данным убеждением свойственно испытывать чувства бесполезности и

повышенной опасности в реальном мире, что может способствовать ориентированности на проблемное пользование Интернетом. Стоит особенно выделить убеждение в преобладании положительных черт в своём характере над отрицательными как самое «ресурсное». Респонденты, убежденные в ценности собственного «Я», направлены на конструктивную, активную работу в Интернет-среде. Они стараются проявить своё «идеальное Я» посредством сетевой коммуникации. В реальном мире их уверенность в себе позволяет встречать и решать стрессовые ситуации «лицом к лицу», а не убегать от них в мир виртуальный. Такие студенты способны контролировать степень погружения в сетевое пространство и прекращать активное взаимодействие с ним при наличии такого желания. Выявленная специфика взаимосвязи базисных убеждений со стратегиями сетевой активности имеет актуальную, практическую ценность для работы психологической службы со студентами в условиях дистанционного обучения. Для профилактики проблемного пользования Интернетом, в процессе работы психологической службы рекомендуется проработка базисных убеждений как регуляторов выбора стратегий сетевого поведения.

Литература:

1. Божович Л.И. Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность / Л.И. Божович // Культурно-историческая психология. - 2019. - Т. 15. -№ 2. - С. 85-90.

2. Емелин В.А., Рассказова Е.И., А.Ш. Тхостов. Психологические последствия развития информационных технологий / В.А. Емелин, Е.И. Рассказова, А.Ш. Тхостов // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 1(7). - С. 81-87.

3. Молчанов С.В., Алмазова О.В. Роль личностных особенностей подростков в переработке социальной информации в интернет-коммуникации / С.В. Молчанов, О.В. Алмазова, А.Е. Войскунский, Н.Н. Поскребышева // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 3-15.

4. Лазарев А.И. Особенности базисных убеждений студентов с разными стратегиями поведения в интернете: сборник статей / А.И. Лазарев // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее / Материалы XIV международной научно-практической конференции в 3 частях. МЦНС «Наука и просвещение». - 2018. - С. 191-200.

5. Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман / М.А. Падун, А.В. Котельникова // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 4. - С. 98106.

6. Сунгурова Н.Л., Михайлова Д.А. Особенности когнитивно-личностной регуляции студентов с разными стратегиями сетевой активности / Н.Л. Сунгурова, Д.А. Михайлова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3. - С. 215-220.

7. Сунгурова Н.Л., Акимкина Ю.Е. Особенности самоотношения и психологических стратегий электронной коммуникации студентов / Н.Л. Сунгурова, Ю.Е. Акимкина // Высшее образование сегодня. - 2020. - № 9. - С. 85-89.

8. Kuss D.J., & Griffiths M.D. Internet gaming addiction: a systematic review of empirical research // International Journal of Mental Health and Addiction. -2012. № 10. - P. 278-296.

9. Kemp S. Digital 2021: global overview report [Электронный ресурс] / Kemp S. // Datareportal. - 2021. - Режим доступа: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report

10. Pontes H.M., & Griffiths M.D. Assessment of Internet Gaming Disorder in clinical research: Past and present perspectives // Clinical Research and Regulatory Affairs. - 2014. - № 31(2-4). - P. 35-48.

11. Rains S.A. and Young V. A meta-analysis of research on formal computer-mediated support groups: Examining group characteristics and health outcomes / Human Communication Research. - 2009. - № 35(3). - P. 309-336.

12. Steinfield C., Ellison N. and Lampe C. Social capital, self-esteem, and use of online social network sites: A longitudinal analysis. J. Applied // Developmental Psychology. - 2008. - № 29(6). - P. 434-445.

1. Bozhovich L.I. The theory of L.I. Bozovic: personality, psyche, individuality / L.I. Bozovic // Cultural-Historical Psychology. - 2019. - T. 15. - № 2. - P. 85-90.

2. Emelin V.A., Rasskazova E.I., A.Sh. Thostov. Psychological consequences of the development of information technologies / V.A. Emelin, E.I. Rasskazova, A.Sh Tkhostov // National psychological journal. - 2012. -№ 1(7). - S. 81-87.

3. Molchanov S.V., Almazova O.V. The role of personality traits of adolescents in the processing of social information in Internet communication / S.V. Molchanov, O.V. Almazova, A.E. Voiskunsky, N.N. Poskrebysheva // National psychological journal. - 2018. - № 4(32). - S. 3-15.

4. Lazarev A.I. Features of the basic beliefs of students with different strategies of behavior on the Internet: a collection of articles / A.I. Lazarev // Science and education: preserving the past, creating the future / Materials of the XIV international scientific-practical conference in 3 parts. ICNS "Science and Education". -2018. - S. 191-200.

5. Padun M.A., Kotelnikova A.V. Modification of the research methodology for basic personal beliefs R. Yanoff-Bulman / M.A. Padun, A.V. Kotelnikova // Psychological journal. - 2008. - T. 29. - № 4. - S. 98-106.

6. Sungurova N.L., Mikhailova D.A. Features of cognitive-personal regulation of students with different strategies of network activity / N.L. Sungurova, D.A. Mikhailova // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. - № 3. -S. 215-220.

13. Vincent van Vruugen et all. Structural validity of the World Assumption Scale // Department of Psychology Health and Technology, University of Twente, Enschede, The Netherlands. - 2018. - № 31. - P. 816-825.

ces:

7. Sungurova N.L., Akimkina Yu.E. Features of self-attitude and psychological strategies of electronic communication of students / N.L. Sungurova, Yu.E. Akimkina // Higher education today. - 2020. - № 9. - P. 85-89.

8. Kuss D.J., & Grifiths M.D. Internet gaming addiction: a systematic review of empirical research // International Journal of Mental Health and Addiction. -2012. - № 10. - P. 278-296.

9. Kemp S. Digital 2021: global overview report [Electronic resource] / Kemp S. // Datareportal. - 2021. -Access mode: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report

10. Pontes H.M., & Griffiths M.D. Assessment of Internet Gaming Disorder in clinical research: Past and present perspectives // Clinical Research and Regulatory Affairs. - 2014. - № 31(2-4). - P. 35-48.

11. Rains S.A. and Young V. A meta-analysis of research on formal computer-mediated support groups: Examining group characteristics and health outcomes / Human Communication Research. - 2009. - № 35(3). - P. 309-336.

12. Steinfield C., Ellison N. and Lampe C. Social capital, self-esteem, and use of online social network sites: A longitudinal analysis. J. Applied // Developmental Psychology. - 2008. - № 29(6). - P. 434-445.

13. Vincent van Vruugen et all. Structural validity of the World Assumption Scale // Department of Psychology Health and Technology, University of Twente, Enschede, The Netherlands. - 2018. - № 31. - P. 816-825.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторах:

Сунгурова Нина Львовна (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Российский Университет Дружбы Народов, e-mail: [email protected]

Цвекс Михаил Васильевич (г. Москва, Россия), студент магистратуры, лаборант кафедры психологии и педагогики, Российский Университет Дружбы Народов, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.