УДК 159.9
DOI: 10.28995/2073-6398-2022-1-119-133
Различия психологических характеристик людей с проблемным и адаптивным использованием сети Интернет
Василиса Р. Орестова
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Ольга С. Филиппова
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлено исследование различий психологических характеристик людей с проблемным и адаптивным использованием сети интернет и их связи с факторами проблемного использования интернета. В исследовании приняли участие 182 респондента в возрасте от 17 до 32 лет (М=21,1; SD=2,6). Результаты показали, что лица с проблемным использованием интернета отличаются меньшей жизнестойкостью и психологическим благополучием, испытывают большие трудности в наблюдении, вербализации собственного опыта и безоценочном отношении к нему, отличаются меньшей добросовестностью и открытостью опыту, по сравнению с лицами, демонстрирующими адаптивное использование интернета. При исследовании связи психологических характеристик с факторами проблемного использования интернета были обнаружены различия в структуре взаимосвязей лиц с адаптивным и проблемным использованием интернета. Лица с адаптивным использованием интернета, отличающиеся жизнестойкостью, высоким психологическим благополучием и развитыми аспектами осознанности демонстрируют низкую выраженность факторов проблемного использования интернета. Для тех, кто отличается проблемностью в использовании интернета, напротив, характерно повышение предпочтительности виртуальной коммуникации и когнитивной поглощенности интернетом, а в ряде случаев - повышение целенаправленности использования интернета для улучшения психоэмоционального состояния, снижение негативных последствий от его использования.
Ключевые слова: киберпсихология, проблемное использование интернета, психологические ресурсы, интернет зависимость
Для цитирования: Орестова В.Р., Филиппова О.С. Различия психологических характеристик людей с проблемным и адаптивным использова-
© Орестова В.Р., Филиппова О.С., 2022
нисм сети Интернет // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 1. С. 119-133. DOI: 10.28995/2073-6398-2022-1119-133
The differences in the psychological characteristics of people with problematic and adaptive Internet use
Vasilisa R. Orestova
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Olga S. Philippova
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Analysis of differences in the psychological characteristics of people with problematic and adaptive Internet use and their connection with the factors of problematic internet usage is presented in the article. The study involved 182 respondents aged 17 to 32 years (M=21.1; SD=2.6). The results showed that people with problematic Internet usage are less resilient and have lower psychological well-being. They have greater difficulties in observing, verbalizing their own experience and being non-judgmentally aware of it, are less conscientious and less open to experience compared with people demonstrating adaptive use of the Internet. In the analysis of the connection between psychological characteristics and the factors of problematic Internet use, differences in the structure of the relationships of individuals with adaptive and problematic Internet use were found. Individuals with adaptive use of the Internet were characterized by resilience, high psychological well-being and developed aspects of awareness. They are less exposed to the repercussions of problematic Internet use. Those who are problematic in using the Internet, on the contrary, are characterized by an increase in the preference for virtual communication and cognitive absorption of the Internet, and in some cases, an increase in the purposefulness of using the Internet to improve the psycho-emotional state, reducing the negative consequences of its use.
Keywords: cyberpsychology, problematic internet use, psychological resources, internet addiction
For citation: Orestova, V.R. and Philippova, O.S. (2022), "The differences in the psychological characteristics of people with problematic and adaptive Internet use", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 1, pp. 119-133, DOI: 10.28995/2073-6398-2022-1-119-133
Введение
Общество на современном этапе развития может быть охарактеризовано с точки зрения транзитивности, представляющей собой неопределенность, изменчивость и множественность современного мира. В таких условиях большое значение в жизни человека занимает виртуальное пространство, рассматриваемое уже не только с точки зрения информационных возможностей, но и, преимущественно для молодежи, с точки зрения коммуникации, а также удовлетворения самых разных потребностей.
В данной ситуации естественным является неснижающийся интерес исследователей к теме проблемного использования интернета. Упомянем лишь некоторые работы последних лет в этой области. Так, проводилось широкомасштабное исследование личности интернет-зависимого пользователя, в том числе особенностей эмоционально-личностной сферы лиц, предрасположенных к сетевой аддикции [Спиркина 2008]; определение личностных особенностей, выступающих предикторами формирования интернет-зависимого поведения [Mehroof, Griffiths 2010; Козлова, Чухрова 2012; Дмитриев 2013; Колмогорцева 2017; Hawi, Samaha 2019]. При изучении феноменологии проблемного использования интернета у пациентов с личностными расстройствами выделены его клинические варианты по типу интернет-аддик-ции, копинг-стратегии при декомпенсациях личностного расстройства, а также цифровой аутизации [Петров, Черняк 2020]. Было показано существование более тонкой психологической границы у интернет-зависимых респондентов, предпочитающих онлайн-игры виртуальному общению [Зыкова 2020]. Выявлена большая киберкоммуникативная зависимость от социальной сети Instagram у лиц с диагностированным демонстративным, лабильным и интровертированным типами акцентуации [Аймедов и др. 2020]. Обнаружено наличие связей личностных особенностей, определяющих регуляцию сетевой активности студентов [Паньшина и др. 2021]. На выборке лиц юношеского возраста были получены данные об отрицательной взаимосвязи проблемного использования Интернета с психическим благополучием и положительной - с различными психопатологическими симптомами [Холмогорова, Герасимова 2019].
Несмотря на относительную противоречивость данных эмпирических исследований последних лет, прослеживается закономерность представления проблемного использования интернета в качестве компенсаторного механизма. Согласно теории Д.А. Леонтьева, ресурсы - это некие средства, способствующие достижению цели и поддержанию благополучия. Описательное
понятие ресурсов включает в себя различные показатели, в том числе психологические ресурсы, среди которых можно выделить личностные черты, жизнестойкость, психологическое благополучие и особенности саморегуляции [Леонтьев 2016]. Согласно энергетическим процессам, лежащим в основе личностного потенциала, дефицит одних ресурсов может компенсироваться за счет других. В соответствие с этим представляется целесообразным рассматривать использование интернета как одного из возможных способов саморегуляции. Можно предположить, что использование интернета с компенсаторными целями способствует компенсации недостающих ресурсов.
Цель исследования
Выявление психологических характеристик людей с проблемным и адаптивным использованием сети интернет.
Гипотезы исследования
Общей гипотезой стало предположение о том, что существует различие в психологических характеристиках людей с проблемным и адаптивным использованием сети интернет.
Методы
Основой служит комплекс следующих методик:
- Краткий опросник Большой пятерки (TIPI, КОБТ) в адаптации Т.В. Корниловой, М.А. Чумаковой [Корнилова, Чумакова 2016].
- Пятифакторный опросник осознанности (Five Facet Mindfulness Questionnaire, FFMQ) Р. Баера в адаптации Н. М. Юмар-товой, Н. В. Гришиной [Юмартова 2013].
- Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко [Шевеленкова, Фе-сенко 2005].
- Общая шкала проблемного использования интернета (GPIUS3) С. Каплана в адаптации А.А. Герасимовой, А.Б. Холмогоровой [Герасимова, Холмогорова 2018].
- Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой [Леонтьев, Рассказова 2006].
Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи пакета программ SPSS Statistics 26.0. Различия между группами были оценены с помощью критерия Ман-на-Уитни (Manna-Whitney U-test). Корреляционный анализ был проведен с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (Spearman rank R).
Описание выборки
В данном исследовании приняли участие 182 респондента, опрос проводился посредством онлайн-сервиса Google Forms. Все респонденты были уведомлены о цели исследования и дали согласие на обработку персональных данных и использование результатов в научных интересах. Участники были уравнены по основным социально-демографическим характеристикам. Среди респондентов - 107 женщин и 75 мужчин в возрасте от 17 до 32 лет (ср. воз-раст=21,1; SD=2,6).
Группы респондентов с проблемным и адаптивным использованием интернета были сформированы на основании суммарного балла опросника проблемного использования интернета. Распределение респондентов по группам осуществлялось путем стандартизации тестовой шкалы, где 5,5 стэн являлся границей между двумя группами. Респонденты, набравшие меньше этого значения, относились к лицам с адаптивным использованием (N=70); больше, соответственно, - к лицам с проблемным использованием интернета (N=112).
Результаты исследования
В ходе проведенного сравнительного анализа было выявлено, что для группы лиц с адаптивным использованием интернета, по сравнению с теми, кто отличается проблемностью в его использовании, характерны более выраженные черты добросовестности и открытости опыту (p<0,01) (см. табл. 1).
Результаты анализа аспектов осознанности свидетельствуют о более развитом умении действовать с осознанностью, о более безоценочном отношении к своему внутреннему опыту (p<0,01), а также более развитом навыке его описания (p<0,05) респондентов, отличающихся адаптивным использованием интернета. В данной группе все факторы жизнестойкости и компоненты психологического благополучия являются более выраженными (p<0,01), по сравнению с группой проблемного использования интернета.
Корреляционный анализ проводился на основании сопоставления факторов проблемного использования интернета и психологических характеристик в группах лиц с адаптивным и проблемным использованием интернета.
В группе лиц с адаптивным использованием интернета такие факторы проблемного использования интернета, как когнитивная поглощенность, компульсивное использование и негативные последствия использования интернета имеют отрицательные связи с чертами личности (см. табл. 2). Более тесная структура
отрицательных связей наблюдается с аспектами осознанности. Все факторы жизнестойкости и практически все компоненты психологического благополучия имеют отрицательные связи с факторами проблемного использования интернета.
Таблица 1
Сравнительный анализ психологических характеристик людей с проблемным и адаптивным использованием сети Интернет
Показатели Адаптивное Проблемное U Р
М о М о
Большая Пятерка
Добросовестность 10,545 2,386 9,34 2,213 2702 0
Открытость опыту 10,21 2,417 9,31 2,197 2974 0,006
Осознанность
Навык описания опыта 28,06 5,757 26,07 4,084 3228,5 0,045
Умение действовать с осознанностью 24,79 5,360 21,4 3,831 2337 0
Безоценочное отношение к своему внутреннему опыту 24,70 4,704 21,23 4,219 2133,5 0
Жизнестойкость
Вовлеченность 36,06 7,432 31,27 7,154 2584 0
Контроль 31,32 6,359 27,97 5,966 2763 0,001
Принятие риска 18,48 3,681 16,7 3,561 2820 0,001
Жизнестойкость 85,87 15,374 75,94 14,913 2550,5 0
Психологическое благополучие
Позитивные отношения 58,65 10,986 51,26 8,309 2376 0
Автономия 57,19 9,231 53,24 9,026 2781 0,001
Управление средой 93,45 8,799 88,61 6,104 2699 0
Личностный рост 59,55 9,671 52,41 7,389 2256,5 0
Цели в жизни 59,18 10,4754 51,971 7,822 2379,5 0
Самопринятие 58,97 10,0346 53,114 8,833 2546 0
Психологическое благополучие 352,58 53,8583 316,329 37,994 2419,5 0
Таблица 2
Связь факторов проблемного использования интернета и психологических характеристик в группе с адаптивным использованием сети Интернет
Показатели Предпочтение онлайн-общения Регуляция настроения Когнитивная поглощенность Компуль-сивное использование Негатив-ные послед-ствия
Большая Пятерка
Экстраверсия -,199*
Согласие -,217*
Добросовестность -,333** -,319** -,376**
Эмоциональная стабильность -,192* -,194*
Открытость опыту -,220*
Осознанность
Навык наблюдения -,252**
Навык описания опыта -,423** -,290** -,326** -,257**
Умение действовать с осознанностью -,297** -,199* -,320** -,401** -,433**
Безоценочное отношение к своему внутреннему опыту -,255** -,210* -,381** -,355** -,399**
Нереагирующее отношение к своему опыту -,251**
Жизнестойкость
Вовлеченность -,315** -,243** -,400** -,399** -409**
Контроль -,374** -,243** -,529** -,505** -,508**
Принятие риска -,274** -,378** -,309** -,377** -,384**
Жизнестойкость -,354** -,300** -,471** -,476** -,495**
Психологическое благополучие
Позитивные отношения -,314** -,439** -471** -,460**
Автономия -,347** -,453** -,424** -,478**
Управление средой -,354** -,195* -,476** -479** -,510**
Личностный рост -,466** -,472** -,402** -421**
Цели в жизни -,401** -,396** -,375** -,367**
Самопринятие -,291** -,227* -,393** -,390** -,426**
Психологическое благополучие -,390** -,500** -,508** -,513**
Примечание: корреляция значима на уровне: * -р<0,05; ** -р<0,01. Жирным выделением обозначены разнонаправленные корреляции с группой проблемного использования
В отличие от группы с адаптивным использованием интернета среди лиц с проблемным использованием наблюдаются некоторые положительные связи факторов проблемного использования интернета с факторами жизнестойкости и психологического благополучия (см. табл. 3). Представляет интерес также существование ряда положительных связей психологических характеристик и факторов проблемного использования интернета, не характерных для группы с адаптивным использованием.
Таблица 3
Связь факторов проблемного использования интернета и психологических характеристик в группе с проблемным использованием сети Интернет
Показатели Предпочтение онлайн-общения Регуляция настроения Когнитивная поглощенность Компуль-сивное использование Негативные последствия
Большая Пятерка
Согласие -,255*
Добросовестность ,259* ,253* -,287*
Эмоциональная стабильность ,246* -,343**
Открытость опыту ,326** ,270* ,464** -,317**
Осознанность
Навык наблюдения ,268*
Умение действовать с осознанностью ,254* ,272* -,336**
Безоценочное отношение к своему внутреннему опыту -,360**
Жизнестойкость
Вовлеченность ,438** ,410** -,412**
Контроль ,255* ,317**
Принятие риска ,458** ,247* -,344**
Жизнестойкость ,472** ,393** -,366**
Психологическое благополучие
Позитивные отношения ,303* ,251* -,270* -,269*
Автономия ,497** ,282* ,384** -„52.5**
Управление средой ,277* ,353** ,330**
Личностный рост ,317** ,373** -,316**
Цели в жизни ,254*
Самопринятие ,336** ,457** -,357**
Психологическое благополучие ,374** ,304* ,419** -,362**
Примечание: корреляция значима на уровне: * -р<0,05; ** -р<0,01. Жирным выделением обозначены разнонаправленные корреляции с группой адаптивного использования
Обсуждение результатов
Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о различиях психологических характеристик людей с проблемным и адаптивным использованием сети интернет. Так, люди, отличающиеся адаптивным использованием интернета, характеризуются большей организованностью, ответственностью в достижении поставленных целей, а также более выраженной открытостью новому опыту и идеям. Они выделяются более развитым умением вербального выражения своего внешнего и внутреннего опыта, принятием его без использования оценочных суждений; имеют более развитую способность быть здесь и сейчас, в настоящем моменте, а также получают удовольствие от собственной деятельности и готовность действовать в отсутствии гарантий успеха, они убеждены в способности самостоятельно выбирать собственную деятельность. Межличностные отношения лиц, с адаптивным использованием интернета, окрашены
большей теплотой и близостью в сочетании с сохранением в них собственной индивидуальности. Данная группа проявляет большую способность к контролю и организации собственной жизни; обладает более выраженным чувством непрекращающегося развития, направленностью и позитивным самоотношением.
Лица же с проблемным использованием интернета отличаются большей спонтанностью, переключаемостью, приверженностью традициям. У них замечены трудности в выражении своего настоящего опыта, избегание его и характерная большая критичность в отношении опыта в целом, стремление подавить его. Для них более характерным является чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни, а также собственной беспомощности и неготовности рисковать, предпочитая комфортное существование. Лица с проблемным использованием интернета проявляют большую изолированность и фрустрированность в межличностных отношениях. Они отличаются большей зависимостью от мнения и оценок окружающих, трудностями в организации собственной жизни. Для них более характерно осознание отсутствия собственного развития, отсутствия его направленности, а также недовольство собой и событиями своей жизни.
Данные, полученные в ходе корреляционного анализа в группе лиц с адаптивным использованием интернета, согласуются с данными других эмпирических исследований [Холмогорова, Герасимова 2019].
Структура взаимосвязей двух групп указывает на существенные различия корреляций психологических характеристик и предпочтении онлайн-общения, регуляции настроения и когнитивной поглощенности интернетом.
В отличие от лиц с адаптивным использованием интернета, для тех, кто склонен к проблемному его использованию, высокая ответственность и любознательность связаны с большей когнитивной поглощенностью интернетом и склонностью прибегать к интернету для регуляции эмоционального состояния. При наличии эмоциональной устойчивости и открытости данные респонденты оказывают большее предпочтение виртуальной коммуникации. По всей видимости, выбирая виртуальное взаимодействие, данная группа респондентов реализует собственную любознательность, которая, в свою очередь, по механизму румина-ций стимулирует их к поиску нового преимущественно в виртуальном пространстве.
Развитая способность к осознанной деятельности лиц с адаптивным использованием интернета сопутствует низким ру-минациям об интернете и склонности к его использованию для улучшения эмоционального состояния. Однако для лиц с про-
блемным использованием интернета тенденция является противоположной, что может отражать вполне сознательное, целенаправленное использование интернета для улучшения самочувствия и использование руминаций об интернете с целью получения дополнительного удовольствия от предвкушения.
Различия в структуре взаимосвязей компонентов жизнестойкости и факторов проблемного использования интернета отражают то, что при повышении предпочтительности виртуальной коммуникации, при более выраженных руминациях относительно интернета лица с адаптивным использованием демонстрируют снижение собственной активности в повседневной жизни, склонности к риску, а также веры в способность контролировать и влиять на происходящее. В то время как лица с проблемным использованием интернета имеют противоположную тенденцию, позволяющую предположить, что использование интернета в данной группе выступает своеобразным ресурсом, повышающим жизнестойкость личности.
В отличие от лиц с адаптивным использованием интернета, среди которых при повышении предпочтения онлайн-общения наблюдается снижение независимости, контроля собственной жизни, ощущения собственного развития, самопринятия и психологического благополучия, для лиц с проблемным использованием интернета рост предпочтения онлайн коммуникации сопутствует повышению показателей психологического благополучия. Лица с адаптивным использованием интернета отмечают затруднение контроля собственной жизни при повышении регулирующей мотивации использования интернета, в то время как для группы лиц с проблемным использованием интернета наблюдается, напротив, увеличение эффективности использования различных возможностей управления окружением. При этом, при выраженной склонности к использованию интернета с целью регуляции своего состояния, в данной группе отмечается повышение доверия в отношениях с окружающими, независимость и самостоятельность в принятии решений, а также более выраженное ощущение осмысленности собственной жизни. Повышение компонентов психологического благополучия наблюдается и при выраженной когнитивной поглощенности интернетом. Таким образом, в данном случае мы видим реализацию компенсаторной функции использования интернета, способствующей реализации недостающих психологических ресурсов личности.
Выводы
Подводя итог проведенному исследованию, можно говорить о следующих выявленных различиях психологических характери-
стик людей с проблемным и адаптивным использованием сети Интернет:
1. Для лиц с проблемным использованием интернета характерны меньшие добросовестность и открытость опыту. Они испытывают большие трудности в описании и принятии своего опыта, меньше склонны к осознанности в действиях. Жизнестойкость и психологическое благополучие в целом, а также структурные компоненты данных конструктов выражены меньше, чем в группе лиц с адаптивным использования интернета, что демонстрирует их меньшую стрессоустойчивость, целостность и осмысленность собственной жизни.
2. Для лиц с адаптивным использованием интернета повышение психологического благополучия, жизнестойкости, способности к описанию опыта, осознанности действий и безоценочности по отношению к своему опыту связано со снижением выраженности факторов проблемного использования интернета. Способность замечать происходящее, не реагируя на него, связана с низким стремлением к онлайн-взаимодействию. Развитые универсальные черты личности, преимущественно, связаны с самоконтролем при использовании интернета.
3. Для лиц с проблемным использованием интернета стремление к онлайн-коммуникации и выраженные руминации относительно интернета сопутствуют повышению жизнестойкости и психологического благополучия. Они осознанно используют интернет для улучшения самочувствия, склонны размышлять об этом для получения дополнительного удовольствия и удовлетворения потребности в новых впечатлениях, однако при развитии способности к наблюдению проявляют большую погруженность в себя и оторванность от реального мира. Используя интернет для регуляции своего состояния, респонденты с проблемным использованием улучшают способности к внешнему и внутреннему контролю, повышают качество межличностных отношений и, в целом, ощущают большую осмысленность жизни.
Литература
Аймедов и др. 2020 - Аймедов К.В., Асеева Ю.А., Толмачев А.А., Табачников С.И. Психологические особенности лиц, склонных к киберком-муникативной зависимости, на примере социальной сети Instagram // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2020. Т. 11. № 4. С. 731-738.
Герасимова, Холмогорова 2018 - Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и вали-дизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 56-79.
Дмитриев 2013 - Дмитриев К.Г. Психологические детерминанты Интернет-зависимости в юношеском возрасте: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Московский педагогический государственный университет, 2013. 22 с.
Зыкова 2020 - Зыкова Е.И. Особенности взаимосвязи психологической границы со склонностью к Интернет-зависимости // Национальное здоровье. 2020. № 2. С. 63-68.
Козлова, Чухрова 2012 - Козлова Л.И., Чухрова М.Г. Личностные характеристики пользователей сети Интернет, склонных к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн-игр // Мир науки, культуры и образования. 2012. № 3 (34). С. 193-195.
Колмогорцева 2017 - Колмогорцева А.А. Прогностическая модель структуры личностных особенностей субъектов с Интернет-зависимостью // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 1-9.
Корнилова, Чумакова 2016 - Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Апробация краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБТ) // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 46. С. 5.
Леонтьев 2016 - Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37.
Леонтьев, Рассказова 2006 - Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
Паньшина и др. 2021 - Паньшина С.Е., Сунгурова НЛ, Карабущенко Н.Б. Личностные характеристики студентов в регуляции сетевой активности // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 3. С. 101-130. Петров, Черняк 2020 - Петров А.А., Черняк Н.Б. Современные тенденции неблагоприятной клинико-социальной динамики расстройств личности при проблемном использовании интернета // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2020. № 3 (108). С. 83-91. Спиркина 2008 - Спиркина Т.С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 60. С. 473-477.
Холмогорова, Герасимова 2019 - Холмогорова А.Б., Герасимова А.А. Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 138-155.
Шевеленкова, Фесенко 2005 - Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика.
2005. № 3. С. 95-121.
Юмартова 2013 - Юмартова Н.М. Осознанность (mindfulncss). Психологические характеристики и инструменты измерения // Научные
исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2013. № 1 (1). С. 267-273.
Hawi, Samaha 2019 - Hawi N, Samaha M. Identifying commonalitie>s and diffcrcnccss in personality charactcrissticss of Internet and ssocial media addiction profits: traitss, sself-essteem, and sself-consstrual // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 38. no. 2. P. 110-119. Mehroof, Groffithss 2010 - Mehroof M, Griffiths M.D. Online Gaming Addiction: The Role of Sensation Seeking, Self-Control, Neuroticissm, Aggressssion, State Anxiety, and Trait Anxiety // Cyberppsychology, behavior, and ssocial networking. 2010. Vol. 13. no. 3. P. 313-316.
References
Aimedov, K.V., Asseeva, Yu.A., Tolmachev, A.A. and Tabachnikov, S.I. (2020), "Pssychological featuress of people with cyber-communicative addiction on the example of the Instagram ssocial network", Psychiatry, Psychotherapy i clinical psychology, vol. 11, no. 4, pp. 731-738. Dmitriev, K.G. (2013), Pssikhologichesskie determinanty Internet-zavissimossti v yuno>shesskom vozra>ste, Absstract of Ph.D, General ¡psychology, personality psychology, history of psychology, Moscow pedagogical state university, Mo>scow, Russsia.
Gera>simova, A.A. and Kholmogorova, A.B. (2018), "The generalized problematic Internet use scale 3 modified version: approbation and validation on the Ru>s>sian ssample", Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 26, no. 3, pp. 56-79.
Hawi, N. and Samaha, M. (2019), "Identifying commonality and differences in personality characteristics of Internet and social media addiction profits: traitss, sself-essteem, and sself-consstrual", Behaviour & Information Technology, vol. 38, no. 2, pp. 110-119.
Kholmogorova, A.B. and Gerassimova, A.A. (2019), "Pssychological factors of problematic Internet use in adolescent and young girls", Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 27, no. 3, pp. 138-155. Kolmogortsseva, A.A. (2017), "Prognosstic model of the sstructure of personality characterissticss of people with internet addiction", Mir nauki, vol. 5, no. 3, pp. 1-9.
Kornilova, T.V. and Chumakova, M.A. (2016), "Development of the Russsian version of the brief Big Five quesstionnaire (TIPI), Psikhologicheskie issledovaniya, vol. 9, no. 46, p. 5.
Kozlova, L.I. and Chukhrova, M.G. (2012), "Personality characterissticss of Internet users with risk of massively multiplayer online role-playing games addiction", The world of science, culture and education, no. 3 (34), pp. 193-195. Leont'ev, D.A. (2016), 'Autoregulation, ressourcess and personality potential", Siberian journal of psychology, no. 62, pp. 18-37.
Lcont'cv, D.A. and Rasskazova, E.I. (2006), Test zhiznestoikosti [Hardiness Survey], Smysl, Moscow, Russia.
Mchroof, M. and Griffiths, M.D. (2010), "Online Gaming Addiction: The Role of Sensation Seeking, Self-Control, Ncuroticism, Aggression, State Anxiety, and Trait Anxiety", Cyberpsychology, behavior, and social networking, vol. 13, no. 3, pp. 313-316.
Pan'shina, S.E., Sungurova, N.L. and Karabushchenko, N.B. (2021), "Personality characteristics of students in the regulation of network activity", The Education and Science Journal, vol. 23, no. 3, pp. 101-130. Petrov, A.A. and Chernyak, N.B. (2020), "Current trends in the unfavorable clinical and social dynamics of personality disorders in problematic internet use", Siberian Herald of Psychiatry and Addiction Psychiatry, no. 3 (108), pp. 83-91.
Shevelenkova, T.D. and Fesenko, T.P. (2005), "Psychological well-being of the personal", Psikhologicheskaya diagnostika, no. 3, pp. 95-121. Spirkina, T.S. (2008), "Personal characteristics of Internet addiction users", Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 60, pp. 473-477.
Yumartova, N.M. (2013), "Mindfulness. Psychological characteristics and measurement tools", Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'teta psikhologii SPbGU, no. 1 (1), pp. 267-273.
Zykova, E.I. (2020), "Features of the relationship of psychological boundaries with a penchant for internet addiction", National health, no. 2, pp. 63-68.
Информация об авторах
Василиса Р. Орестова, доктор психологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Ольга С. Филиппова, магистр психологии, аспирант, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the author
Vasilisa R. Orestova, Dr. of Sci. (Psychology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; [email protected]
Olga S. Philippova, Master in Psychology, graduate .student, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; [email protected]