Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / АУТОСИМПАТИЯ / АВТОНОМНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ШКАЛА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбаренко Е.А., Зуев А.В., Макеева И.А., Платонов А.В., Медведев В.А.

В статье приводятся результаты исследования показателей самоактуализации курсантов гуманитарного и технического профилей обучения. Проведенное исследование позволяет констатировать, что самоактуализация курсантов имеет свои особенности в зависимости от профиля обучения. Так в ходе исследования удалось выявить, что гуманитарии обходят технарей по таким показателям, как контактность, аутосимпатия и шкала ценностей. Технари же в свою очередь имеют максимальный показатель самопонимания и более высокий по сравнению с гуманитариями показатель автономности. Полученные результаты могут быть актуальны для работы психологических служб ведомственных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горбаренко Е.А., Зуев А.В., Макеева И.А., Платонов А.В., Медведев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-ACTUALIZATION OF CADETS OF HUMANITARIAN AND TECHNICAL STUDY PROFILES

The article presents the results of a self-actualization indicators study among cadets of humanitarian and technical training profiles. The conducted research allows us to state that the self-actualization of cadets has its own characteristics depending on the training profile. So, in the course of the research, it was possible to identify that humanitarians bypass techies on such indicators as rapport, autosympathy and the scale of values. Techies, in turn, have a maximum indicator of self-understanding and a higher indicator of autonomy compared to humanities. The results obtained may be relevant for the psychological services work of departmental universities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ»

2. Психология страха и тревоги в спортивной деятельности (теория и практика): методические рекомендации / Е.В. Воскресенская, Е. В. Мельник, Н. В. Кухтова. - Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2015. - 53 с.

3. Диагностика и коррекция предстартовых состояний у спортсменов высокой квалификации : монография / В.Ф. Сопов, Ю.В. Байковский, А.Я. Габбазова, Н.С. Шумова - Москва : ГЦОЛИФК, 2019.- 210 с.

4. Сопов, В.Ф. Применение спортивного арт-тренинга в детско-юношеском спорте / В.Ф. Сопов, А.А. Диденко // Вестник спортивной науки. - 2017. № 1, - С. 20-23.

REFERENCES

1. Ausheva, Yu.M., Ivanova, N.V. and Logvicheva, G.N. (2020), "Influence of external factors on the psychological state of athletes", Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of implementation, materials of the X All-Russian scientific and practical conference with international participation, Krasnodar, pp, 6-7.

2. Voskresenskaya, E.V., Melnik, E.V. and Kukhtova, N. V. (2015), Psychology offear and anxiety in sports activity (theory and practice): methodological recommendations, Vitebsk.

3. Sopov, V.F., Baykovsky, U.V., Gabbazova, A.I. and Shumova, N.S. (2019), Diagnostics and correction of pre-start conditions in highly qualified athletes, monograph, GTSOLIFK, Moscow.

4. Sopov, V.F. and Didenko, A.A. (2017), "The use of sports art training in children's and youth sports", Bulletin of Sports Science. No. 1, pp, 20-23.

Контактная информация: glukhovatglukhova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2023

УДК 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Екатерина Алексеевна Горбаренко, старший преподаватель, Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, ; Ирина Александровна Макеева, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры, Андрей Владимирович Платонов, кандидат философских наук, доцент, Виталий Александрович Медведев, преподаватель, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; Сергей Николаевич Рубцов, доктор исторических наук, профессор, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования показателей самоактуализации курсантов гуманитарного и технического профилей обучения. Проведенное исследование позволяет констатировать, что самоактуализация курсантов имеет свои особенности в зависимости от профиля обучения. Так в ходе исследования удалось выявить, что гуманитарии обходят технарей по таким показателям, как контактность, аутосимпатия и шкала ценностей. Технари же в свою очередь имеют максимальный показатель самопонимания и более высокий по сравнению с гуманитариями показатель автономности. Полученные результаты могут быть актуальны для работы психологических служб ведомственных вузов.

Ключевые слова: курсанты, профиль обучения, самоактуализация, аутосимпатия, автономность, ценности, смысл жизни, шкала ценностей.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p540-544

FEATURES OF SELF-ACTUALIZATION OF CADETS OF HUMANITARIAN AND

TECHNICAL STUDY PROFILES

Ekaterina Alexeevna Gorbarenko, the senior teacher, Andrey Vyacheslavovich Zuev, the candidate of historical sciences, docent, Irina Aleksandrovna Makeeva, the candidate of law sciences, head of the department, docent, Andrey Vladimirovich Platonov, candidate ofphilosophy sciences, docent, Vitaly Aleksandrovich Medvedev, the teacher, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg; Sergei Nikolaevich Rubtsov, the doctor of historical sciences, professor, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St.

Petersburg; Northwest Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg

Abstract

The article presents the results of a self-actualization indicators study among cadets of humanitarian and technical training profiles. The conducted research allows us to state that the self-actualization of cadets has its own characteristics depending on the training profile. So, in the course of the research, it was possible to identify that humanitarians bypass techies on such indicators as rapport, autosympathy and the scale of values. Techies, in turn, have a maximum indicator of self-understanding and a higher indicator of autonomy compared to humanities. The results obtained may be relevant for the psychological services work of departmental universities.

Keywords: cadets, training profile, self-actualization, autosympathy, autonomy, values, meaning of life, scale of values.

ВВЕДЕНИЕ

Трансформация современного российского общества и переход к гуманистическим ценностям в системе образования ставит своей задачей поиск ресурсов для раскрытия жизненного потенциала человека, необходимого для гармоничного развития во всех жизненных сферах, особенно в профессиональной деятельности. На наш взгляд, одной из ключевых характеристик, отвечающих за профессиональную самореализацию человека, является самоактуализация.

Бытует мнение, что изучение технических наук активнее развивает умственные качества, что это направление обучения дает больше возможностей для раскрытия личностного потенциала, чем гуманитарное направление. Технари более «умные», чем гуманитарии, т. к. их способность анализа информации гораздо выше. Таким образом, можно предположить, что на самоактализацию личности значительное влияние оказывает будущая профессиональная деятельность курсанта. Можно также допустить, что выпускники технических направлений обладают более высоким показателем самоактуализации по сравнению с курсантами, обучающимися гуманитарным специальностям, что может сказаться на профессиональной самореализации будущих специалистов.

Тем не менее упомянутое выше утверждение порой не находит практического подтверждения. Актуальность исследования проблемы самоактуализации обусловлена тем, что министерство обороны и внутренних дел Российской Федерации имеет запрос на инициативных сотрудников, которые смогли актуализировать личные цели в профессиональной деятельности, что, несомненно, является условием успеха структурного подразделения и способствует достижению стратегических целей организации в целом.

Это создаёт проблему данного исследования, которая заключается в недостаточной изученности феномена самоактуализации в зависимости от профессиональной принадлежности специалистов и тех, кто обучается профессии.

Итак, нами была выдвинута гипотеза, что самоактуализация различна у курсантов технического и гуманитарного профилей обучения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проверки сформулированной нами гипотезы мы используем следующие методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ данных, как количественный, так и качественный, методику математической статистики.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Военного института Железнодорожных войск и военных сообщений Военной Академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва (ВИ ЖДВ и ВОСО) и Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России (ЛОФ СПб У МВД России). Выборки составили курсанты разных направлений подготовки. В первую выборку вошли курсанты ЛОФ СПб У МВД России (юристы), во вторую выборку вошли курсанты ВИ ЖДВ и ВОСО (инженеры-мостостроители). Выборка испытуемых: юноши, являющиеся курсантами второго курса, в общем количестве 60 человек.

Целью эмпирического исследования был анализ самоактуализации курсантов технического и гуманитарного направлений.

Для того чтобы достигнуть поставленной цели эмпирического исследования, была использована методика А. В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ). Курсантам потребовалось ответить на группу вопросов. Вопросник предназначен для диагностики уровня самоактуализации отдельной личности - стремления человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала. Высокий уровень самоактуализации способствует продуктивному выстраиванию взаимоотношений с людьми, влияет на умение действовать стратегически в зависимости от той или иной ситуации, повышает эффективность управления работой группы людей, стимулирует раскрытие профессионального и творческого потенциала личности. Тестирование основано на самооценке соответствующих знаний, умений и навыков и является продолжением проводимых ранее исследований [1-4].

Для обработки результатов теста есть соответствующие ключи. Полученные результаты представлены в графиках.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведя исследование, собрав и проанализировав результаты, мы пришли к следующим заключениям. На рисунках 1 и 2 представлены показатели самоактуализации личности курсантов в баллах и процентах.

Самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина

(САМОАЛ)

8 ' 10

15

Шкала контактности Аутосимпатия Самопонимание Спонтанность Автономность

Стремление к творчеству или креативность Высокая потребность в познании Взгляд на природу человека Шкала ценностей Шкала ориентации

13

8

9

1

10

10

0

10

15

15

15

10 Баллы

15

■ Технари ■ Гуманитарии Рисунок 1 - Самоактуализация личности студентов гуманитариев и технарей в баллах

7

9

5

120% 100%

Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ)

100%

85%

66%

66%

J*

/

Гуманитарии

' Технари

Рисунок 2 - Самоактуализация личности студентов гуманитариев и технарей в процентном соотношении

Шкала ценностей. У технарей она имеет 86%, а у гуманитариев 93%, что говорит о высоком разделении ценностей самоактуализирующейся личности, включающей такие базовые понятия, как истина, красота, добро, справедливость, честность, достоинство, совестливость. Курсанты отдают предпочтение этим ценностям, что свидетельствует о стремлении к гармоничной жизни и выстраиванию здоровых межличностных отношений.

Взгляд на природу, описывающий веру в людей и могущество возможностей человека, существенно отличается между группами. Техническое направление создаёт больше уверенности, их данные 60%, подтверждающие их искренние и гармоничные межличностные отношения, включающие естественную симпатию и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность. Гуманитарии, подвластные эмоциональному восприятию мира имеют лишь 33% по данному показателю.

Успешному курсанту необходима потребность в познании. Им нужно быть открытыми новым впечатлениям, чтобы процесс обучения проходил активно. Шкала «потребность в познании» описывает способность к бытийному познанию - бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это [5].

По показателю автономности технари (93%) обошли гуманитариев (40%). Этот показатель отвечает за самоподдержку и жизненность. Эти качества являются одними из основных показателей психологического здоровья курсантов.

Спонтанность 60% у технарей и 53% гуманитариев является показателем уверенности в своих действиях и доверия социуму, свойственное самоактуализировавшимся людям. Более высокое значение подтверждает, что самоактуализация является реальным образом жизни, а не мифом и устремлением.

Самопонимание имеет высокий результат в обоих группах. Технари получили 100%, а гуманитарии 86%, что указывает на склонность курсантов к саморефлекции, самоанализу и пониманию собственных желаний и потребностей. Можно сделать вывод, что молодые люди имеют устойчивые пристрастия, они не восприимчивы к психологическому воздействию извне, не подвержены веяниям новых модных стандартов.

Аутосимпатия является естественной основой психологического здоровья и цельности личности. У обоих групп показатели выше 50%, это свидетельствует о том, что курсанты не имеют невротических, тревожных, неуверенных состояний. Аутосимпатия у гуманитариев 66%, а у технарей 53%, что является признаком устойчивой адекватной самооценки.

Шкала контактности у технарей 66%, у гуманитариев 85%, что показывает гораздо большую общительность, умение контактировать, налаживать прочные и

доброжелательные отношения с социумом. Опросник САМОАЛ подразумевает контактность как необходимую основу синергической установки человека.

ВЫВОДЫ

Сравнив и проанализировав полученные результаты, можно говорить, что показатели самоактуализации личности по разным шкалам у курсантов технического и гуманитарного профилей обучения различны. Гуманитарии обходят технарей по таким показателям, как контактность, аутосимпатия и шкала ценностей, то есть они имеют четко осознаваемую позитивную Я-концепцию, которая служит источником устойчивой адекватной самооценки. Технари же, в свою очередь, имеют максимальный показатель самопонимания, свидетельствующий о чувствительности индивида к своим личностным потребностям и желаниям. Высокий показатель автономности, являющийся одним из основных критериев психического здоровья личности, ее полноты и целостности, по мнению психологов-гуманистов, явно свидетельствует, что курсанты технического профиля обучения тяготеют к таким чертам, как самоподдержка и жизненность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Реализация возможностей искусственного интеллекта в образовании с применением квантовых компьютеров / А.В. Зуев, И.А. Макеева, В.А. Медведев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 161-166.

2. Гражданское и патриотическое воспитание через образование в деятельности кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России / Р.В. Аристов, А.В. Зуев, И.А. Макеева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 9-12.

3. Внедрение компьютерных технологий как средство повышения качества обучения курсантов вузов МВД России / Р.В. Аристов, А.В. Зуев, И.А. Макеева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6(196). - С. 9-15. -

4. Особенности социального интеллекта курсантов технического и гуманитарного профилей обучения / Е.А. Горбаренко, И.А. Макеева, М.П. Бородин [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 12 (214). - С. 638-644.

5. Методика по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ). - URL: https://studfile.net/preview/9783499/page:97/ (дата обращения: 15.01.2023)

REFERENCES

1. Zuev, А.У, Makeeva I. A., Medvedev V. A. et al (2022), "Implementation of the possibilities of artificial intelligence in education using quantum computers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 2, N. 204, pp. 161-166.

2. Aristov, R. V., Zuev, А.У and Макеeva, 1.А., et al (2021), "Civic and patriotic education through education in the activities of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 5, N. 195, pp. 9-12.

3. Aristov, R.V., Zuev, А.У and Макеeva, 1.А., et al (2021), "The introduction of computer technology as a means of improving the quality of education of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 6, N. 196, pp. 9-15.

4. Gorbarenko, E. А., Макеeva, 1.А. and Borodin, M.P., et al (2022), " Features of social intelligence of cadets of technical and humanitarian profiles of education ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 12, N. 214, pp. 638-644.

5. Methodology for assessing the level of self-actualization of the individual, available at: https://studfile.net/preview/9783499/page:97/ (date of access 15.01.2023).

Контактная информация: kaf.seigd.lof@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.