Научная статья на тему 'Особенности самоактуализации и стиля педагогического общения педагога-репетитора (тьютора)'

Особенности самоактуализации и стиля педагогического общения педагога-репетитора (тьютора) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ТЬЮТОРЫ / SELF-ACTUALIZATION / PEDAGOGIC COMMUNICATION STYLE / TUTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Наталья Геннадьевна

Представлен анализ особенностей педагогической деятельности тьюторов, проанализирована специфика связей между уровнем самоактуализации педагога-репетитора и стилем его педагогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutor self-actualization and pedagogic communication style peculiarities

Tutors pedagogic activity peculiarities analysis is presented, connections between pedagoguetutor s self-actualization level and his (her) pedagogic communication style is analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности самоактуализации и стиля педагогического общения педагога-репетитора (тьютора)»

УДК 371

Крылова Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

n a tkrulo va@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА-РЕПЕТИТОРА (ТЬЮТОРА)

Представлен анализ особенностей педагогической деятельности тьюторов, проанализирована специфика связей между уровнем самоактуализации педагога-репетитора и стилем его педагогического общения. Ключевые слова: самоактуализация, стиль педагогического общения, тьюторы.

Сегодня исследовательский интерес к проблеме самоактуализации и самореализации личности явно наблюдается как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Во много это может быть связано с пониманием ее значимости в ситуации, когда общество предъявляет все более высокие требования к развитию таких качеств личности профессионала как способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Эта ситуация во многом задается особыми социально-экономическими условиями, способствующими обострению конкурентоспособности на рынке профессионального труда, особенно в среде тьюторов или педа-гогов-репетиторов. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великообритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах: Оксфорже, Кембридже. С этого времени под тьюторством понимали сложившуюся форму университетского наставничества.

Со временем сфера деятельности тьютора расширилась - все большее значение начинают приобретать в нем образовательные функции. Тьютор принимал на себя разнообразные задачи: определять и советовать студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать; как составить план своей учебной работы; наблюдал и контролировал, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам, то есть тьютор был ближайшим советником студента и помощником во всех его затруднениях.

Сегодня институт тьюторства получил новую жизнь, выйдя из пространства высшей школы. Сегодня можно говорить о росте численности тьюторов или педагогов-репетиторв как в локальном Российском образовательном пространстве, так и в мировом масштабе. Репетиторство (тью-торство) - это серьезная реальность сегодняшне-

го дня. Разные причины приводят педагогов в стан репетиторов: экономические (поиск дополнительного заработка), личностные (внутриличностные противоречия, профессональное выгорание и т.д.)

Репетиторы принимают на себя выполнение разнообразных функций:

- посреднической (установление связей и партнерских отношений между семьями, учащимися и образовательным учреждением, педагогами массовой школы, для повышения эффективности образовательной деятельности);

- психолого-профилактической (организация свободного общения с семьей и ребенком, организация индивидуального подхода и поддержки семей и учащихся в ситуации образовательных затруднений, а так же моделирование ситуации успеха для детей в массовой школе);

- информационной (информирование семей о возможных вариантах проведения досуга, развития творческой сферы личности ребенка (музыка, художественное творчество и т.д.)),

- консультационно-образовательной (организация систематических индивидуальных или групповых занятий направленных на помощь в усвоении знаний, организация и проведение консультаций для родителей и детей, в рамках детального прорабатывания зон наибольшего затруднения и пробелов в освоении образовательной программы (фактически здесь, родители платят за некачественное выполнение школой (учителями-пред-метниками) своих обязанностей.), или в выстраивании индивидуального маршрута ребенка по подготовке к Олимпиадам, ЕГЭ, ГИА и т.д.).

Сегодня успешность, эффективность педагогической деятельности как педагогов массовой школы, так и педагогов-репетиторов (тьюторов), работающих в неофициальном образовательном пространстве во многом связывается с умением педагога создавать атмосферу взаимопонимания, доверия, сотрудничества, которая способствует

248

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Крылова Н.Г., 2012

развитию личности ребенка, обеспечивает условия для раскрытия его способностей и возможностей, то есть содействует самореализации самих учащихся.

В настоящее время в научных исследованиях, активно изучается и рассматривается проблема самоактуализации педагога, работающего в массовой школы и возможные варианты ее влияние на процесс развития личности ребенка (И.А. Зимняя, Л.М. Митина, А.А. Реан), а с другой стороны отмечается значимость и важность формирования у педагогов такого стиля педагогического общения, который может способствовать становлению комфортного эмоционального климата ученического коллектива, в котором складывается важная система воспитательных взаимоотношений, который в свою очередь способствует эффективному воспитанию, обучения и развития личности учащегося (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова). Однако, проблема самоактуализации и самореализации, тьютора или педагога-репетитора, доля численности которых в не официальном образовательном пространстве неуклонно растет, не являлась предметом отдельного изучения.

В нашем исследовании, мы предположили, что стиль педагогического общения может быть обусловлен уровнем развития потребности в самоактуализации у педагогов и провели исследование на выборке педагогов-репетиторов (тьюторов)

Мы использовали следующие методы: Модифицированный вариант методики определения стилей по замерам установки Ф. Фидлера, методика удовлетворенности основных потребностей А. Маслоу, Опросник личностной ориентации «POI» Э. Шострома, методика диагностики направленности личности Б. Баса, обработка полученных данных осуществлялась с помощью методов математической статистики (методом ранговой корреляции Спирмена ® и пошаговым регрессионным анализом).

В исследовании приняли участие педагоги-репетиторы в возрасте от 27 до 54 лет. Образование респондентов высшее, опыт репетиторства от 3 до 15 лет. Объем выборки составил 30 человек. На основании полученных результатов, мы можем сделать следующие выводы.

Педагоги-репетиторы или тьюторы, имеющие низкий уровень развития потребности в самоактуализации склонны к авторитарному стилю педагогического общения, В нашей выборке авторитарный стиль педагогического общения демон-

ститрируют лишь 14% респондентов. Эти педагоги-репетиторы более ориентированы на выполнение учебной задачи, чем на установление позитивного и продуктивного взаимодействия с учащимися, они не видят особой ценности в организации системы поддержки как самих учащихся, так и их семей в ситуации образовательных затруднений, они не ставят перед собой задачу -моделировать ситуации успеха для детей, для более комфортного их нахождения в массовой школе. Они очень требовательны, не склонны к самокритичности, больше приказывают и контролируют, чем советуют, помогают и убеждают. В целом можно сказать, что данная группа педа-гогов-репетиторов практически отрицает для себя психолого-профилактическую функцию, которую может принимать на себя репетиторство, как образовательная практика.

С помощью пошагового регрессионного анализа, мы установили, что уровень развития потребности в самоактуализации оказывает влияние на уровень выраженности особенностей самоактуализации, а именно на степень гибкости поведения педагога-репетитора в различных ситуациях (Beta = 0,397 при р < 0,006), на способность спонтанно выражать свои чувства или быть самим собой (Beta = 0,486 при р < 0,0005), на способность тьютора принимать себя таким какой он есть (Beta = 0,336 при р < 0,02), на способность педагогов устанавливать контакты с окружающими (Beta = 0,404 при р < 0,005), на степень выраженности у педагогов стремления к приобретению знаний (Beta = 0,299 при р < 0,04), а также на выраженность творческой направленности личности (Beta = 0,35 при р < 0,01).

Мы можем говорить, что стиль педагогического общения и направленность личности педаго-га-репетитора зависят от уровня развития у них потребности в самоактуализации. Тьюторы, склонные к демократическому стилю педагогического общения и направленностью личности на ребенка, способны быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, они оценивают факты, явления, а не личность ребенка, что является характерным для позиции педагога как воспитателя. Следует отметить, что большинство нашей выборки, а именно 86% педагогов-репетиторов демонстрируют демократический стиль педагогического общения.

Педагоги-репетиторы, ориентированные на ребенка и склонные к демократическому стилю, легко и быстро вступают в контакт с детьми и спо-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

249

собны устанавливать с ними глубокие и тесные отношения. Для педагогов, придерживающихся демократического стиля общения, характерно активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким педагогам свойственно глубокое понимание учащихся, способность выявить ведущие цели и мотивы его поведения, умение прогнозировать развитие его личности, эти педагоги имеют высокий «рейтинг успешности» среди учащихся и родителей, принимая на себя выполнение как правило всех функций: посреднической, психоло-го-профилактической; информационной; консультационно-образовательной. Мы полагаем, что именно демократический стиль общения характеризует тьютора как профессионала, целенаправленно воздействуя на ученика и создает условия для его самореализации и самоактуализации как непосредственно в неофициальном образовательном пространстве, так и в массовой школе.

Библиографический список

1. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М., 2005.

2. Карпова Е.А. Акмеологические основы самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности человека // Психология человека в современном мире. Т. 3: Психология развития и акмеология. Эксистенциальные проблемы в трудах С.Л. Рубинштейна и в современной психологии. - М., 2009 - С. 145-151.

3. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Материалы XI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - М., 2006.

4. Bray M. Blurring boundaries: the growing visibility, evolving forms and complex implications of private supplementary tutoring // Orbis Scholae. Educational Change in Global Context. Charles University in Prague. - 2010. - Vol. 4. - № 2. -Pp. 61-73.

УДК 378

Зурхаев Марат Адильханович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

dager-07@mail.ru

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ-ЮНОШАМ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ

Трудности для студента-юноши связаны с первичной социализацией в вузе, со сменой вида деятельности и знакомством с новым коллективом. С целью успешной социальной адаптации студентов педагогом, куратором и психологом проводятся адаптационные тренинги, совместные выезды, массовые мероприятия.

Ключевые слова: социальная адаптация, социализация, куратор, адаптационные мероприятия, взаимодействие.

Первые трудности для студента-юноши связаны с новыми условиями жизни,

. с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.

Адаптация студентов-юношей к условиям обучения в вузах имеет свою специфику. Основной составной частью проблемы адаптации считают преодоление перестройку школьного отно-

шения к учебному процессу. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности.

Многие первокурсники испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Задача вуза в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.

Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:

250

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Зурхаев М.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.