собны устанавливать с ними глубокие и тесные отношения. Для педагогов, придерживающихся демократического стиля общения, характерно активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким педагогам свойственно глубокое понимание учащихся, способность выявить ведущие цели и мотивы его поведения, умение прогнозировать развитие его личности, эти педагоги имеют высокий «рейтинг успешности» среди учащихся и родителей, принимая на себя выполнение как правило всех функций: посреднической, психоло-го-профилактической; информационной; консультационно-образовательной. Мы полагаем, что именно демократический стиль общения характеризует тьютора как профессионала, целенаправленно воздействуя на ученика и создает условия для его самореализации и самоактуализации как непосредственно в неофициальном образовательном пространстве, так и в массовой школе.
Библиографический список
1. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М., 2005.
2. Карпова Е.А. Акмеологические основы самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности человека // Психология человека в современном мире. Т. 3: Психология развития и акмеология. Эксистенциальные проблемы в трудах С.Л. Рубинштейна и в современной психологии. - М., 2009 - С. 145-151.
3. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Материалы XI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - М., 2006.
4. Bray M. Blurring boundaries: the growing visibility, evolving forms and complex implications of private supplementary tutoring // Orbis Scholae. Educational Change in Global Context. Charles University in Prague. - 2010. - Vol. 4. - № 2. -Pp. 61-73.
УДК 378
Зурхаев Марат Адильханович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ-ЮНОШАМ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ
Трудности для студента-юноши связаны с первичной социализацией в вузе, со сменой вида деятельности и знакомством с новым коллективом. С целью успешной социальной адаптации студентов педагогом, куратором и психологом проводятся адаптационные тренинги, совместные выезды, массовые мероприятия.
Ключевые слова: социальная адаптация, социализация, куратор, адаптационные мероприятия, взаимодействие.
Первые трудности для студента-юноши связаны с новыми условиями жизни,
. с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.
Адаптация студентов-юношей к условиям обучения в вузах имеет свою специфику. Основной составной частью проблемы адаптации считают преодоление перестройку школьного отно-
шения к учебному процессу. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности.
Многие первокурсники испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
Задача вуза в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.
Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:
250
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 1S
© Зурхаев М.А., 2012
1. Информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления.
2. Формирование у студентов стремления к оптимальной адаптации, перестройке поведения, совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскими требованиями, т.е. активизация самовоспитания.
3. Помощь студентам в организации самовоспитания.
Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство. От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы 1-го курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.
Основными задачами куратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов являются:
- выявление у студентов мотивов поступления в данной учебное заведение, степени понимания специфики и характера получаемой профессии;
- определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.
Куратору необходимо главное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов - основной формы работы куратора.
Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют куратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:
- проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе, профессиональному ориентированию;
- ознакомление куратора с социально-демографическими характеристиками студентов, изу-
чение черт характера, уровня знаний и общественной активности;
- изучение формирующейся системы межличностных отношений;
- развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
- оказание помощи в научной организации труда студентов;
- оказание помощи студентам в организации самовоспитания.
Авторы многих исследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.
Общеизвестно, что успешность социальнопсихологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходима организация коллективных форм совместного досуга (выставки, театры, турпоходы и т.д.), содержащего помимо всего прочего психологические игры и упражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности.
Для реализации работы по данным направлениям куратор может воспользоваться следующими практическими материалами:
Анкета «Жизненные цели» - результаты анкетирования позволяют куратору представить направленность личности каждого студента и группы в целом (основные жизненные цели, степень развитости волевых черт характера). Данная анкета может быть использована в процессе подготовки беседы на тему «Путешествие в свое прошлое». Возможно коллективное обсуждение в группе результатов анкетирования.
Упражнение «Образ будущего» целесообразно проводить со студентами в целях диагностики их профессиональной ориентации, развития навыков целеполагания, осознания собственной мотивации деятельности и ее стратегий.
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей - результаты данной методики помогут куратору определить ве-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
251
дущие потребности отдельных студентов и группы в целом и наметить дальнейшие меры педагогического взаимодействия. Результаты анкетирования могут быть обсуждены в форме ток-шоу.
Опросник для изучения внеучебных интересов студентов использование данных опросника позволит куратору определить, что увлекает студентов, каковы особенности проведения ими свободного от занятий времени. Опросник рекомендуется использовать в целях подготовки беседы «Мир твоих увлечений», в процессе которой куратор может дать информацию о кружках, секциях, клубах, молодежных организациях и пр., где студенты смогли бы развить свои интересы, приобрести интересующие их умения и навыки.
Анкета «Ты и твоя семья» - данные этой анкеты помогут куратору получить первоначальные сведения о семьях студентов, что позволит сразу выделить категорию лиц, требующих повышенного внимания (неполные семьи, неблагополучные семьи и т.д.). Куратор может использовать данные анкетирования для заполнения дневника куратора и намечая план индивидуальной работы с отдельными студентами.
Шкала самооценки - исследование самооценки первокурсников. Изучение эмоциональной напряженности - куратору необходимо информировать преподавателей о наличии в группе таких студентов, их особенностях, пригласить студентов для занятий в тренинговой группе под руководством психолога.
Анкета «Адаптированность» - позволяет куратору в конце учебного года определить процент адаптированных студентов в группе, проанализировать свои методы работы и на основе ана-
лиза выработать новые подходы, либо скорректировать уже примененные.
Методика «Лидер» - поможет в выявлении студентов, обладающих лидерскими качествами (например, при выборе старосты или студенческого актива).
Таким образом, трудности для студента-юно-ши связаны с первичной социализацией в вузе, со сменой вида деятельности и знакомством и общением с новым коллективом, что является важнейшим этапом адаптации. На первом этапе учебной группы организатором её жизнедеятельности является куратор. Он помогает студентам, адаптироваться к новым для них социальным условиям, заложить основы благоприятного климата в группе, который формируется постепенно в течении всего периода обучения в вузе. С этой целью педагогом, куратором и психологом проводится адаптационные тренинги, совместные выезды куда-либо, массовые мероприятия.
Библиографический список
1. Годник С.М., Листенгартен В.С. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы. - Воронеж, 1997. - 51 с.
2. Монахова Л.Ю. Адаптация студентов к процессу обучения в высшей школе // Современные адаптивные системы образования взрослых. -СПб., 2002. - С. 126-130.
3. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России: (По материалам социол. исслед.) / В.И. Уварова, В.Г Шуметов, Т.Н. Афонина, Т.А. Иваненко. - Орел: Изд-во ОрелГАу 2001. - 197 с.
252
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18