Научная статья на тему 'Индивидуальная помощь студентам-юношам в процессе социальной адаптации в вузе'

Индивидуальная помощь студентам-юношам в процессе социальной адаптации в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КУРАТОР / АДАПТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL ADAPTATION / SOCIALIZATION / CURATOR / ADAPTATIONAL ARRANGEMENTS / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зурхаев Марат Адильханович

Трудности для студента-юноши связаны с первичной социализацией в вузе, со сменой вида деятельности и знакомством с новым коллективом. С целью успешной социальной адаптации студентов педагогом, куратором и психологом проводятся адаптационные тренинги, совместные выезды, массовые мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зурхаев Марат Адильханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual aid to students-youths in the process of social adaptation at higher education institution

Difficulties for student-youth are connected with primal socialization in higher education institution, with occupation change and acquaintance with new collective. Aiming students successful social adaptation, pedagogue, curator and psychologist provide adaptational trainings, joint trips, mass arrangements.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная помощь студентам-юношам в процессе социальной адаптации в вузе»

собны устанавливать с ними глубокие и тесные отношения. Для педагогов, придерживающихся демократического стиля общения, характерно активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким педагогам свойственно глубокое понимание учащихся, способность выявить ведущие цели и мотивы его поведения, умение прогнозировать развитие его личности, эти педагоги имеют высокий «рейтинг успешности» среди учащихся и родителей, принимая на себя выполнение как правило всех функций: посреднической, психоло-го-профилактической; информационной; консультационно-образовательной. Мы полагаем, что именно демократический стиль общения характеризует тьютора как профессионала, целенаправленно воздействуя на ученика и создает условия для его самореализации и самоактуализации как непосредственно в неофициальном образовательном пространстве, так и в массовой школе.

Библиографический список

1. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М., 2005.

2. Карпова Е.А. Акмеологические основы самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности человека // Психология человека в современном мире. Т. 3: Психология развития и акмеология. Эксистенциальные проблемы в трудах С.Л. Рубинштейна и в современной психологии. - М., 2009 - С. 145-151.

3. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Материалы XI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - М., 2006.

4. Bray M. Blurring boundaries: the growing visibility, evolving forms and complex implications of private supplementary tutoring // Orbis Scholae. Educational Change in Global Context. Charles University in Prague. - 2010. - Vol. 4. - № 2. -Pp. 61-73.

УДК 378

Зурхаев Марат Адильханович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

dager-07@mail.ru

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ-ЮНОШАМ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ

Трудности для студента-юноши связаны с первичной социализацией в вузе, со сменой вида деятельности и знакомством с новым коллективом. С целью успешной социальной адаптации студентов педагогом, куратором и психологом проводятся адаптационные тренинги, совместные выезды, массовые мероприятия.

Ключевые слова: социальная адаптация, социализация, куратор, адаптационные мероприятия, взаимодействие.

Первые трудности для студента-юноши связаны с новыми условиями жизни,

. с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.

Адаптация студентов-юношей к условиям обучения в вузах имеет свою специфику. Основной составной частью проблемы адаптации считают преодоление перестройку школьного отно-

шения к учебному процессу. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности.

Многие первокурсники испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Задача вуза в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.

Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:

250

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 1S

© Зурхаев М.А., 2012

1. Информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления.

2. Формирование у студентов стремления к оптимальной адаптации, перестройке поведения, совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскими требованиями, т.е. активизация самовоспитания.

3. Помощь студентам в организации самовоспитания.

Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство. От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы 1-го курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.

Основными задачами куратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов являются:

- выявление у студентов мотивов поступления в данной учебное заведение, степени понимания специфики и характера получаемой профессии;

- определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.

Куратору необходимо главное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов - основной формы работы куратора.

Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют куратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:

- проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе, профессиональному ориентированию;

- ознакомление куратора с социально-демографическими характеристиками студентов, изу-

чение черт характера, уровня знаний и общественной активности;

- изучение формирующейся системы межличностных отношений;

- развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;

- оказание помощи в научной организации труда студентов;

- оказание помощи студентам в организации самовоспитания.

Авторы многих исследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.

Общеизвестно, что успешность социальнопсихологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходима организация коллективных форм совместного досуга (выставки, театры, турпоходы и т.д.), содержащего помимо всего прочего психологические игры и упражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности.

Для реализации работы по данным направлениям куратор может воспользоваться следующими практическими материалами:

Анкета «Жизненные цели» - результаты анкетирования позволяют куратору представить направленность личности каждого студента и группы в целом (основные жизненные цели, степень развитости волевых черт характера). Данная анкета может быть использована в процессе подготовки беседы на тему «Путешествие в свое прошлое». Возможно коллективное обсуждение в группе результатов анкетирования.

Упражнение «Образ будущего» целесообразно проводить со студентами в целях диагностики их профессиональной ориентации, развития навыков целеполагания, осознания собственной мотивации деятельности и ее стратегий.

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей - результаты данной методики помогут куратору определить ве-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

251

дущие потребности отдельных студентов и группы в целом и наметить дальнейшие меры педагогического взаимодействия. Результаты анкетирования могут быть обсуждены в форме ток-шоу.

Опросник для изучения внеучебных интересов студентов использование данных опросника позволит куратору определить, что увлекает студентов, каковы особенности проведения ими свободного от занятий времени. Опросник рекомендуется использовать в целях подготовки беседы «Мир твоих увлечений», в процессе которой куратор может дать информацию о кружках, секциях, клубах, молодежных организациях и пр., где студенты смогли бы развить свои интересы, приобрести интересующие их умения и навыки.

Анкета «Ты и твоя семья» - данные этой анкеты помогут куратору получить первоначальные сведения о семьях студентов, что позволит сразу выделить категорию лиц, требующих повышенного внимания (неполные семьи, неблагополучные семьи и т.д.). Куратор может использовать данные анкетирования для заполнения дневника куратора и намечая план индивидуальной работы с отдельными студентами.

Шкала самооценки - исследование самооценки первокурсников. Изучение эмоциональной напряженности - куратору необходимо информировать преподавателей о наличии в группе таких студентов, их особенностях, пригласить студентов для занятий в тренинговой группе под руководством психолога.

Анкета «Адаптированность» - позволяет куратору в конце учебного года определить процент адаптированных студентов в группе, проанализировать свои методы работы и на основе ана-

лиза выработать новые подходы, либо скорректировать уже примененные.

Методика «Лидер» - поможет в выявлении студентов, обладающих лидерскими качествами (например, при выборе старосты или студенческого актива).

Таким образом, трудности для студента-юно-ши связаны с первичной социализацией в вузе, со сменой вида деятельности и знакомством и общением с новым коллективом, что является важнейшим этапом адаптации. На первом этапе учебной группы организатором её жизнедеятельности является куратор. Он помогает студентам, адаптироваться к новым для них социальным условиям, заложить основы благоприятного климата в группе, который формируется постепенно в течении всего периода обучения в вузе. С этой целью педагогом, куратором и психологом проводится адаптационные тренинги, совместные выезды куда-либо, массовые мероприятия.

Библиографический список

1. Годник С.М., Листенгартен В.С. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы. - Воронеж, 1997. - 51 с.

2. Монахова Л.Ю. Адаптация студентов к процессу обучения в высшей школе // Современные адаптивные системы образования взрослых. -СПб., 2002. - С. 126-130.

3. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России: (По материалам социол. исслед.) / В.И. Уварова, В.Г Шуметов, Т.Н. Афонина, Т.А. Иваненко. - Орел: Изд-во ОрелГАу 2001. - 197 с.

252

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.