Научная статья на тему 'Некоторые подходы к анализу особенностей психологии предпринимательской деятельности в образовании'

Некоторые подходы к анализу особенностей психологии предпринимательской деятельности в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕПЕТИТОРСТВО / ФУНКЦИИ РЕПЕТИТОРСТВА / МОТИВЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGUES’ INCORPORATING INTO ENTREPRENEURSHIP MOTIFS / EDUCATION / BUSINESS / TUTORING / TUTORING FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Наталья Геннадьевна

Обсуждаются проблемы современной российской системы образования и активное развитие предпринимательства в системе отечественного образования, анализируются мотивы включения педагогов в предпринимательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some approaches to entrepreneurship activity in education psychology peculiarities

Problems of modern Russian education system and the active development of entrepreneurship in the Russian education system are discussed, motifs of incorporating pedagogues into entrepreneurship are analyzed.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к анализу особенностей психологии предпринимательской деятельности в образовании»

бенка. Это связь между неустойчивостью стиля воспитания и минимальностью санкций, в обоих случаях связь прямая. Чем реже родитель наказывает ребенка, тем менее стабильным и предсказуемым он оценивает свое воспитательное воздействие. Эта связь интересна еще и тем, что демонстрирует некоторое сходство между воспитательным воздействием отца в полной семье и его восприятием ребенком и таким же воздействием, оказываемым матерью на ребенка в неполной семье.

Таким образом, мы можем утверждать, что представления Детей, Родителей и Прародителей об их взаимодействии в полных и неполных расширенных семьях имеют сходства и различия между собой. Сходства проявляются в идентичных паттернах взаимодействие матери и бабушки в полной и неполной расширенной семье по отношению к ребенку, которое носит конфликтный характер в сфере воспитания. Для полных и неполных расширенных семей характерно рассогласование представлений Детей, Родителей и Прародителей об их взаимодействии. Взаимодействие с каждым из родителей в полной расширенной семье имеет свои качественные отличия. Родителями и Прародителями в воспитательном взаимодействии по отно-

шению к ребенку существует конфликт и соперничество. Взаимодействие отца и ребенка преломляется через взаимодействие с дедушкой. Представления прародителей о взаимодействии с внуком согласованы между собой и характеризуются принятием внука. Прародители отмечают удовлетворенность взаимоотношениями с подростком. При этом можно говорить о наличии конфронтации и соперничества между бабушкой и отцом при взаимодействии с подростком. Подростки из неполной семьи считают себя более включенными во взаимодействие с родителем и прародителем, чем из неполной.

Библиографический список

1. Сапоровская М.В. Психология межпоколен-ных отношений в современной российской семье. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - 430 с.

2. Сапоровская М.В. Социальная психология семьи и межпоколенных отношений. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 188 с.

3. Сапоровская М.В. Характеристика межпоко-ленных отношений и взаимодействия в семьях с разной структурной организацией // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - N° 2. - С. 86-92.

УДК 371

Крылова Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

psychology2012@mail. ш

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Обсуждаются проблемы современной российской системы образования и активное развитие предпринимательства в системе отечественного образования, анализируются мотивы включения педагогов в предпринимательство.

Ключевые слова: образование, предпринимательство, репетиторство, функции репетиторства, мотивы включения педагогов в предпринимательскую деятельность.

Массовые сокращения штатов образовательных учреждений, уменьшение фи. нансирования системы образования, закрытие ряда частных образовательных учреждений в связи со сложной экономической ситуацией с одной стороны, а также возросшая необходимость подготовки детей в частном порядке к сдаче ЕГЭ, вместе с озабоченностью родителей о досуге детей, предоставленных самим себе в период повысившейся занятости взрослых на работе, с другой стороны, - это важные причины взлета популярности такого вида деятельности, как индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

В последние годы в российской системе образования стала формироваться профессиональная группа, демонстрирующая особую деловую активность - группа предпринимателей или фрилансеров, тьюторов, репетиторов. Предпринимательскую деятельность, А.Л. Журавлев и В.П. Поздняков

предлагают понимать, как особый вид экономической деятельности, деловой активности субъекта, связанной с распоряжением ресурсами, которые находятся в собственности субъекта, и направленной на извлечение прибыли в условиях экономического риска и неопределенности (Журавлев А.Л., Поздняков В.П., 2012). Предприниматели в области образования могут демонстрировать все существенные признаки традиционные для предпринимательства, а именно: работа на себя, владение собственностью на средства производства, непосредственное участие в распределении прибыли, высокая ответственность за результаты использования прибыли, при этом специфика предпринимательства в сфере образования требует сегодня своего изучения и анализа.

Сегодня педагоги-фрилансеры, репетиторы, тьюторы - принимают на себя выполнение разнообразных функций, в которых находят отражение

74

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Крылова Н.Г, 2013

«недостатки», «изъяны» и «пробелы» общепринятой системы образования, а именно:

- посреднической (установление связей и партнерских отношений между семьями, учащимися и образовательным учреждением, педагогами массовой школы, для повышения эффективности образовательной деятельности);

- психолого-профилактической (организация свободного общения с семьей и ребенком, моделирование ситуации успеха для детей в массовой школе);

- информационной (информирование семей о возможных вариантах проведения досуга, развития творческой сферы личности ребенка (музыка, художественное творчество и т.д.);

- консультационно-образовательной (организация систематических индивидуальных или групповых занятий направленных на помощь в усвоении знаний, организация и проведение консультаций для родителей и детей, в рамках детального прора-батывания зон наибольшего затруднения и пробелов в освоении образовательной программы (фактически здесь, родители платят за некачественное выполнение школой (учителями-предметниками) своих обязанностей), или в выстраивании индивидуального маршрута ребенка по подготовке к Олимпиадам, ЕГЭ, ГИА и т.д.).

Услуги педагогов (фрилансеров, репетиторов, тьюторов) - это, как правило, услуги высококлассных профессионалов (учителей, преподавателей ВУЗов), состоявшихся и признанных в своих профессиональных средах специалистов. Однако, не все педагоги-профессионалы, становятся репетиторами. Включение педагогов в «теневое образовательное пространство» - это своеобразное изменение как образа их жизни, так и личности, и не все готовы к этому (М. Брей, 2003). Предпринимательство педагога - может стать постоянным источником дохода для него, а может выступать в качестве временной подработки. Не вызывает сомнения, что важным фактором включения педагогов в теневое образовательное пространство является - экономический: «репетиторство будет процветать там, где у педагога низкая заработная плата» (М. Брей, 2007). Однако, какие еще мотивы включения в этот вид деловой активности педагогов сегодня являются доминирующими - не известно.

По результатам нашего исследования, в котором приняли участие 68 педагогов, активно занимающихся репетиторством, мы увидели что наиболее четко можно выделить следующий вариант включения в предпринимательскую деятельность отечественного педагога - самостоятельное предпринимательство и основание «собственного дела», в отличие от российского бизнесмена, который мог получить предложение о партнерстве в уже имеющемся предприятии (Е.Б. Филинкова, 2000). В зависимости от способа принятия решения о включении в предпринимательскую деятельность мож-

но выделить следующие варианты: 51,2% заявили, что стали предпринимателями вынужденно или «под влиянием обстоятельств» (сокращение на работе, уход на пенсию, под влиянием семьи (недостаток материальных средств и т.д)); 31,7% утверждает, что их к предпринимательству подтолкнули коллеги, ранее включенные в этот вид предпринимательства или удачно сложившиеся обстоятельства (высокие результаты работы, «блестящие» отзывы клиентов и коллег); 18,1% педагогов, определяя свою позицию, отметили, что стали предпринимателями в сфере образования, так как им «хотелось иметь собственное дело в этой сфере уже давно». На вопрос о ведущем мотиве среди педагогов, включенных в предпринимательскую деятельность, ответы респондентов позволили нам увидеть, что мотив материальной состоятельности является ведущим чаще всего, следующий по значимости - это мотив личной независимости, на третьем месте -мотив самореализации (как высококвалифицированного профессионала предметника и педагога-воспитателя). То есть, можно сказать, что предприниматели в образовании склонны к следующей позиции: «Прежде всего нам хотелось бы иметь стабильный доход, обеспечивающий нам финансовую независимость и иметь возможность реализовывать себя как профессионала». В большинстве случаев под профессионалом респонденты указывали не роль предпринимателя, а роль педагога, что требует дальнейшего изучения и осмысления.

Мы полагаем, что необходимо подвергнуть анализу не только фиксируемые - технологические, но и личностные составляющие профессионализма педагога-предпринимателя, которые давно уже вышли за пределы знаний предмета и методики обучения, и интегрируют сложнопостроенные компетенции, гуманные ценности, креативные, интеллектуальные, коммуникативные и другие виды активности педагога. Важно выявить как они порождают многогранные ситуации продуктивной самореализации всех субъектов, включенных в образовательный процесс, вне рамок традиционных образовательных учреждений.

Библиографический список

1. Журавлев А.Л., Поздняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. - М., 2012.

2. Филинкова Е.Б. Мотивация и представления предпринимателей о своей предпринимательской деятельности // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика / под ред. В.В. Козлова. - Ярославль: МАПН, 2000.

3. Bray M. Adverse Effects of Private Supplementary Tutoring: Dimensions, Implications, and Government Responses. Series: Ethics and Corruption in Education. - Paris: UNESCO International Institute for Educational Planning (11 EP), 2003.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.