Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЫНКОВ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ'

ОСОБЕННОСТИ РЫНКОВ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ РЫНКОВ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ / РЫНОЧНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИИ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стародубов Д.О., Макаров В.В.

Для исследования специфических особенностей функционирования рынков инфокоммуникационных продуктов и услуг предлагается использовать существующие в настоящее время методические подходы. В частности, систему рынков инфокоммуникаций можно разделить на четыре связанные подсистемы: производителей продуктов и услуг, посредников и потребителей. В результате для производства и потребления инфокоммуникационных продуктов и услуг формируется рыночная среда, представляющая собой информационно-коммуникационное пространство, которое постоянно меняется под влиянием научно-технического прогресса, цифровизации экономики, ускоренного распространения инноваций. Динамика трансформации инфокоммуникационного пространства обусловливает необходимость создания инновационных механизмов управления рынком инфокоммуникационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MARKETS OF INFOCOMMUNICATION PRODUCTS AND SERVICES

To study the specific features of the functioning of the markets of information and communication products and services, it is proposed to use the currently existing methodological approaches. In particular, the system of infocommunication markets can be divided into four related subsystems: producers of products and services, intermediaries and consumers. As a result, a market environment is formed for the production and consumption of information and communication products and services, which is an information and communication space that is constantly changing under the influence of scientific and technological progress, the digitalization of the economy, and the accelerated spread of innovations. The dynamics of the transformation of the infocommunication space makes it necessary to create innovative mechanisms for managing the market of infocommunication services.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЫНКОВ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ»

ОСОБЕННОСТИ РЫНКОВ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И

УСЛУГ

Д.О. Стародубов, аспирант

В.В. Макаров, д-р экон. наук, профессор

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-8-162-166

Аннотация. Для исследования специфических особенностей функционирования рынков инфокоммуникационных продуктов и услуг предлагается использовать существующие в настоящее время методические подходы. В частности, систему рынков инфокоммуника-ций можно разделить на четыре связанные подсистемы: производителей продуктов и услуг, посредников и потребителей. В результате для производства и потребления инфо-коммуникационных продуктов и услуг формируется рыночная среда, представляющая собой информационно-коммуникационное пространство, которое постоянно меняется под влиянием научно-технического прогресса, цифровизации экономики, ускоренного распространения инноваций. Динамика трансформации инфокоммуникационного пространства обусловливает необходимость создания инновационных механизмов управления рынком инфокоммуникационных услуг.

Ключевые слова: особенности рынков, инфокоммуникационные продукты и услуги, рыночная среда, цифровизация экономики, инновации, инфокоммуникационное пространство.

Рынки информационно - коммуникационных услуг - это новые быстро развивающиеся рынки, где производители предлагают, а потребители запрашивают принципиально новые продукты - информационно-коммуникационные услуги, в которых информация и коммуникации объединены в единое целое на основе конвергенции технологий. В цифровой экономике сфера информационно-коммуникационных услуг может стать доминирующей, ее опережающее развитие должно обеспечить экономический рост всей экономики и ее устойчивое развитие [1].

Количество и качество информационно-коммуникационных услуг постоянно растет и они все более востребованы многими потребителями. Это приводит к быстрому развитию рынков этих услуг. Постоянное расширение территориального охвата Интернета на всех континентах и стремительное увеличение числа пользователей сети позволяет предприятиям этого рынка получать такой уровень прибыли, который обеспечивает им расширенное воспроизводство, разработку и поставку на рынок

все новых и новых услуг требуемого качества.

Современные инфокоммуникации - это глобальная сетевая инфраструктура, объединяющая все доступные виды коммуникаций: интернет-коммуникации, телекоммуникации, мобильные, компьютерные и другие сети, которая способна доставлять информационные продукты (в цифровом формате) в любую точку мира [2].

Продуктом инфокоммуникаций являются инфокоммуникационные услуги. Инфокоммуникационные услуги появились в результате конвергенции информационных и коммуникационных услуг. Эти услуги позволяют эффективно удовлетворять постоянно растущие потребности людей в разнообразной информации и разнообразных информационных продуктах, которые им необходимы в процессе экономической или иной деятельности [3]. Инфокоммуникационные услуги обладают гибкостью, мобильностью, гарантированным качеством и быстрым обновлением контента и технологий производства и распространения.

В современной рыночной экономике среди совокупности множества рынков обычно выделяют пять основных типов: рынки производителей, потребительские рынки, рынки ресурсов, посреднические рынки и государство. Производители покупают ресурсы (на рынках ресурсов), продают товары (услуги) на рынках-посредниках, платят налоги государству. Потребительские рынки - это рынки, сформированные потребителями, которые покупают товары для конечного потребления. Потребители платят налоги государству и могут пользоваться услугами государственных организаций. Рынки ресурсов (сырья, рабочей силы, денег и т.д.) используются производителями для создания товаров и услуг, поставляя производимую продукцию посредникам. Государство выполняет функции регулирования, сбора налогов и финансирования.

Изложенный выше методический подход также можно применить к изучению системы рынков информационно-коммуникационных продуктов (услуг). Систему рынков можно разделить на четыре подсистемы (рис. 1):

- сеть рынков производителей информационных продуктов;

- сеть рынков производителей телекоммуникационных услуг;

- сеть рынков - посредников;

- сеть рынков потребителей информационно-коммуникационных продуктов и услуг.

Среди всего набора рынков информационно-коммуникационных услуг наиболее отличными от традиционных рынков являются рынки производителей информационных продуктов, которые часто называют просто информационными рынками. Информационные продукты производятся профессионалами, обладающими знаниями использования информационных технологий. Производители информационных продуктов, как правило, не занимаются их дальнейшим распространением, эти функции выполняют предприятия, которые тиражируют эти продукты. Разнообразие информационных продуктов, достаточно большой и неуклонно растущий спрос на них обусловили появление в сети рынков производителей различных предприятий-посредников. Предприятия посредники могут видоизменять исходный продукт, прибавляя дополнительную стоимость посредством конвергенции информационных и телекоммуникационных технологий и создавая, таким образом, продукты, востребованные на рынке потребителей инфокоммуникационных услуг. Среди таких посредников обычно выделяют: интернет-компании, интернет-провайдеры, контент-провайдеры, интернет-порталы и т.п.

Рис. 1. Система рынков инфокоммуникационных продуктов и услуг

Глобальные интернет-компании уже сформировались и успешно работают на рынке информационно-коммуникацион-

ных услуг: Google, Facebook, Apple, Amazon, Mail.ru Группа и многие другие. Национальные и региональные интернет-

компании также могут успешно выходить на мировые рынки.

Деятельность интернет-компаний разнообразна: от предоставления услуг по разработке и продвижению веб-сайтов, помощи предприятиям в разработке и реализации различных интернет-проектов до предоставления потребителям разнообразных аудио-, видео- и медиапродуктов. Предметом обмена на информационном рынке являются также теле- и радиоматериалы, книги, газеты, реклама и другая продукция предприятий средств массовой информации (СМИ). Поэтому медиапред-приятия также работают в сети рынков производителей информационных продуктов.

Сеть рынков производителей телекоммуникационных услуг включает в себя услуги интернет-связи, телекоммуникационные услуги, предоставляемые различными операторами связи, в том числе виртуальными, и другие виды связи.

Потребителями информационно-

коммуникационных услуг могут быть как конечные пользователи, так и индивидуальные и корпоративные клиенты, которые перепродают информационные продукты или используют их для производства других товаров, в том числе новых информационно-коммуникационных продуктов. Интернет-провайдеры выступают в качестве посредников на потребительских рынках (о чем уже говорилось выше). Современной тенденцией развития сферы деятельности интернет-провайдеров является предоставление провайдерами относительно большого спектра информационно-коммуникационных услуг своим клиентам: 1Р-телевидение, интернет-телефония, видео по запросу, виртуальное киновещание и другие.

Основным отличием системы рынков информационно-коммуникационных услуг от традиционной рыночной системы является форма и степень влияния государства на эти рынки. Эти рынки являются глобальными, потому что предприятия многих государств одновременно работают в среде интернет-коммуникаций, поэтому влияние национальных государственных институтов на эти рынки не столь значи-

тельно. Государство, конечно, собирает налоги, покупает информационные продукты для нужд своих учреждений, стремится информировать и ориентировать интернет-сообщество в своих интересах и целях, пытается любым способом ограничить антисоциальную деятельность в Интернете определенных предприятий и людей.

В то же время, уже существуют государственные институты (общества, ассоциации, федерации) производителей, основной задачей которых декларируется «создание условий для развития рынка». В будущем государственные учреждения смогут выполнять основные регулирующие функции на рынке информационно-коммуникационных услуг.

Следующей особенностью современной экономики информационно - коммуникационных услуг является организация хозяйственной деятельности по принципу сетевой структуры, которая характеризуется высокой степенью самоорганизации. Все сетевые субъекты, предлагая потребителю свои товары, действуют от имени сети, каждый из них, владея лишь отдельным ее фрагментом, предлагает потребителю доступ ко всему набору сетевых ресурсов. Как правило, одна компания не в состоянии предоставить полный спектр информационно-коммуникационных услуг. Поэтому она должна иметь постоянный контакт с аналогичными предприятиями, которые обслуживают потребителей в других регионах или осуществляют информационную связь между регионами. На основе совокупности этих контактов создается единое пространство, в котором обмен информацией обеспечивается только на основе совместной работы нескольких различных предприятий.

Еще одной особенностью экономики информационно-коммуникационных услуг является интенсивное обновление спектра услуг, которое происходит за счет постоянного появления новых технологий и расширения сферы применения этих технологий. Реальный эффект внедрения инновационных технологий в первую очередь проявляется в самой информационно-коммуникационной компании [4]. При

этом основной тенденцией изменения экономических характеристик является стабильный рост доходной базы при значительном снижении удельных затрат. Стремительное развитие и внедрение информационных технологий является не только средством повышения конкурентоспособности организации, но и одной из ключевых основ трансформации социально-экономических отношений в современном мире [5].

Для производства и потребления информационных продуктов и услуг формируется особая среда, представляющая собой информационно-коммуникационное пространство. Современное информационно-коммуникационное пространство объединяет системы создания, накопления, обработки и хранения контента на основе информационных технологий, а также процессы обмена информацией между хозяйствующими субъектами или техническими устройствами и комплексами.

Новые возможности, которые информационно-коммуникационное пространство предоставляет государству, населению и секторам экономики, радикально меняют экономические механизмы, оказывая существенное влияние на инновационную направленность и конкурентоспособность

целых отраслей на мировом рынке. В результате этих изменений стираются территориальные границы и ускоряются процессы глобализации, что радикально меняет привычную социальную парадигму [6, с. 21].

Инфокоммуникационное пространство развивается под влиянием ряда факторов, к которым относятся научно-технический прогресс, цифровизация секторов экономики, быстрое распространение инноваций, рост рынков услуг, информации и знаний. Особенности развития инфоком-муникаций могут быть описаны корреляционными зависимостями, информационно-экономическим законом, принципом конвергенции [7, с. 146].

Таким образом, современные процессы общественного развития, научно-технический прогресс, появление новых технологий работы с информацией меняют инфокоммуникационное пространство. Динамика процессов в области трансформации инфокоммуникационного пространства обусловливает необходимость развития информационных технологий, активного внедрения инноваций, а также создания новых механизмов управления рынком инфокоммуникационных продуктов услуг.

Библиографический список

1. Макаров В.В., Старкова Т.Н., Устриков Н.К. Цифровая экономика: эволюция, состояние и резервы развития // Журнал правовых и экономических исследований. - 2019. -№ 4. - С. 222-229.

2. Кузовкова Т.А., Ву Д.Ф., Шаравова М.М., Шаравов И.М. Перспективы развития ин-фокоммуникаций в условиях реализации национальных проектов цифровой экономики // В сборнике: Технологии информационного общества. Сборник трудов XV Международной отраслевой научно-технической конференции «Технологии информационного общества». - 2021. - С. 261-263.

3. Багратуни К.Ю. Актуальные аспекты развития цифровой экономики на современном этапе/ К.Ю. Багратуни // Е-Бсю. - 2019. - №7 (34). - С. 321-327.

4. Макаров В.В., Туфрин П.Л. Инновационное развитие инфокоммуникационной компании// Экономическое возрождение России. - 2011. - № 3 (29). - С. 83-91.

5. Шувал-Сергеева Н.С., Блатова Т.А., Макаров В.В. Внедрение информационноком-муникационных технологий в организации: от оптимизации структуры до повышения конкурентоспособности // Радиопромышленность. - 2017. - № 2. - С. 101-106.

6. Харламова Т.Л. Экономические интересы государства в условиях глобализации // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: 19-я Международная научно-практическая конференция, 15-16.05.2017. - СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2017. - С. 2124.

7. Кузовкова Т.А., Женчур М.А., Кузовков А. Д. Методический аппарат комплексного прогнозирования развития инфокоммуникаций // Системы управления, связи и безопасности. - 2016. - № 1. - С. 146-190.

FEATURES OF THE MARKETS OF INFOCOMMUNICATION PRODUCTS

AND SERVICES

D.O. Starodubov, Postgraduate

V.V. Makarov, Doctor of Economic sciences, Professor

The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications (Russia, St. Petersburg)

Abstract. To study the specific features of the functioning of the markets of information and communication products and services, it is proposed to use the currently existing methodological approaches. In particular, the system of infocommunication markets can be divided into four related subsystems: producers of products and services, intermediaries and consumers. As a result, a market environment is formed for the production and consumption of information and communication products and services, which is an information and communication space that is constantly changing under the influence of scientific and technological progress, the digitalization of the economy, and the accelerated spread of innovations. The dynamics of the transformation of the infocommunication space makes it necessary to create innovative mechanisms for managing the market of infocommunication services.

Keywords: features of markets, infocommunication products and services, market environment, digitalization of the economy, innovations, infocommunication space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.