Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ В КАЗАХСТАНЕ'

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ В КАЗАХСТАНЕ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ В

КАЗАХСТАНЕ

Самет Четин,

докторант Мырзалиев Бораш Смаилович

д.э.н.,профессор Международный казахско-турецкий университет им.Х.А.Ясави, г.Туркестан, Республика Казахстан

В условиях рыночной экономики конкуренция между сельскохозяйственными предприятиями, осваивающими один и тот же сегмент рынка, неизбежна. Поэтому прослеживается тенденция к укрупнению сельскохозяйственных предприятий, осваивающих один и тот же рынок, или сегмент рынка, созданию ими соглашений (пулов, картелей), позволяющих устанавливать цену на согласованном уровне. Это является разновидностью монополии и делает конкуренцию несовершенной.

Среди отраслей сельского хозяйства важнейшую роль занимает животноводство, включающее несколько самостоятельных отраслей, важнейшими из которых являются скотоводство, овцеводство и птицеводство. Они дают основную часть высокоценных продуктов питания для населения, сырье для ряда отраслей промышленности. Разведением крупного рогатого скота, овец, лошадей, верблюдов и птицы занимаются многие сельскохозяйственные предприятия, хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. Это связано с огромным значением продукции животноводства в питании населения и обеспечении продовольственной безопасности региона.

В условиях развивающегося процесса агропромышленной интеграции сельское хозяйство является важнейшим звеном АПК, включающего ряд отраслевых продуктовых подкомплексов. К числу таких подкомплексов относится агроформирования по производству и переработке мясопродукции. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что существует необходимость решения этой проблемы, разработка обоснованных рекомендаций, обеспечивающих повышения конкурентных преимуществ производства и реализации конечного продукта мясного подкомплекса на региональном рынке продовольствия.

Мясная продукция является продукцией повседневного спроса, но при этом повседневность задается попеременным потреблением различных видов мяса в зависимости от уровня доходов, вкусовых предпочтений и в том

числе от сложившегося образа жизни в каждый конкретный промежуток времени.

Рынок мяса и мясных продуктов - один из самых крупных сегментов продовольственного рынка Казахстана как по емкости, так и по числу хозяйствующих субъектов. Важная роль рынка мяса и мясопродуктов обусловлена их значимостью как основного источника потребления белков животного происхождения, необходимых в рационе питания человека.

Согласно статистическим данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН среднее потребление мяса в Казахстане составляет 67,2 килограмма в год на человека, для сравнения по тем же данным в Люксембурге потребление мяса составляет - 136,5; США - 125; Австралия - 120,9; Беларусь - 72; Россия - 60,3; Узбекистан - 25,8 килограммов в год на человека. При этом среднемировое потребление мяса на человека - 38,7 килограмма в год, в том числе: 9,5 килограмма говядины, 14,9 килограмма свинины, 12,5 килограмма птицы, 1,9 килограмма баранины [1].

В Казахстане производство мяса традиционно считалась одним из основных и приоритетных направлений в сельском хозяйстве. Наибольшие результаты были достигнуты в конце 80-х годов прошедшего столетия, когда годовые обьемы производства мяса (в убойном весе) превысили рубеж 1,5 млн.тонн., а на душу населения производилось по 95 кг. Соответственно получили должное развитие и перерабатывающие предприятия в виде мясоконсервных комбинатов, хладобоен, многочисленных колбасных цехов и убойных пунктов [2].

Однако, резкое сокращение поголовья животных и птицы в период 1991-1997 годов (в 2-4 раза), привело не только к снижению объемов и концентрации сырьевых источников, но и негативно отразилось на состоянии и функционировании мясоперерабатывающих предприятий страны. Многие крупные и средние по мощности предприятия, работавшие ранее в режиме гарантированности и плановности поставок скота, в условиях рыночных отношений и конкурентной среды оказались неэффективными: часть из них обанкротились и прекратили свое существование, часть законсервировали свое производство. Более устойчивыми и приспособленными к рынку оказались средние и мелкие по размерам и мощности предприятия [2].

По данным АО «Казагромаркетинг» изменения розничных цен на продовольственные товары в разрезе областных центров и городов Астана и Алматы значительно влияет на уровень продовольственной корзины населения.

В Казахстане за 2018 год мясо в среднем подорожало на 8%. За три месяца 2018 года в среднем один казахстанец съел 19,5 кг мяса. Рост показателей в первом квартале составил 0,8%, а за год — 6,7%.

Анализ показывает, что горожане употребляют мяса больше, чем сельские жители. Так, в городе средний показатель на душу населения — 19,9 кг, в селе — 18,8 кг. Больше всего казахстанцы любят говядину. Средняя

цифра за 3 месяца — 6,4 кг на человека. Затем идет конина — 1,5 кг и замыкает тройку баранина — 1,2 кг.

Наиболее дорого жителям в июле 2018 года обходилась конина, ее стоимость 1666 тенге за кг. Говядину продавали за 1500,7 тенге, баранину за 1429,9 тенге. Что же касается роста цен, то тут лидерство у свинины — 8% за год (до 1278,8 тенге), на втором месте говядина — 7,9%, затем идет конина — 7,8%.

В 2017 году все виды мяса: говядина (+14%), баранина (+11%), конина (+7%) и свинина (+6%) подорожали в мае 2017 года в сравнении с началом года.

Также отмечено повышение оптовых цен у поставщиков на говядину на 16% с 1060 тенге/кг до 1229 тенге/кг, баранину на 18% с 1201 тенге/кг до1148 тенге/кг, конину на 9% с 1231 тенге/кг до 1341 тенге/кг и свинину на 12% с 915 тенге/кг до 1030 тенге/кг.

Кроме того, отпускные цены у сельхозтоваропроизводителей выросли: говядина на 9% с 1036 тенге/кг до 1101 тенге/кг, баранина на 10% с 987 тенге/кг до 1046 тенге/кг, конина на 6% с 1192 тенге/кг до 1247 тенге/кг и свинина на 8% с 878 тенге/кг до 929 тенге/кг (рис.1).

4 января 2017 года 7 февраля 2017 7 марта 2017 года 4 апреля 2017 года 2 мая 2017 года года

■Говядина (кг)

■Баранина (кг)

■Свинина (кг)

■Конина (кг)

Рисунок 1 - Средние розничные цены на мясо по Республике Казахстан за январь-май 2017 года, тенге/кг

Значительное повышение цен на мясо и мясные продукты связано с наличием ряда причин, основными из которых являются: все еще сохраняющиеся кризисное явление в животноводстве, диспаритет цен на мясо и промышленную продукцию, рост цен на продукцию промышленности, рост стоимости комбикормов и уменьшение объема их производства. Для обеспечения эффективности развития отрасли животноводства особое значение приобретают вопросы совершенствования управления производством путем улучшения использования его методов и укрепления взаимосвязи между всеми функциями управления. Сложившаяся в отрасли ситуация вызывает необходимость по-новому рассматривать многие вопросы развития

животноводства в регионе. Решение проблемы обеспечения населения мясом и мясопродуктами собственного производства таково, что она нуждается в разработке приоритетного национального проекта развития животно-волства, в котором особое внимание должно быть уделено кормопроизводству.

В России потребление мяса птицы занимает 56% долю от всего объема потребляемого мяса, Казахстан также приближается к таким показателям. Кроме того, тренд на потребление птичьего мяса сложился не только из-за его низкой себестоимости, но из-за общемирового стремления к переходу на более здоровое питание. С этим связан также быстрый рост рынка индюшатины.

В последние годы также повысились средние розничные цены на кур и окорочка (рис.2).

4 января 2017 года 7 февраля 2017 года 7 марта 2017 года 4 апреля 2017 года 2 мая 2017 года

• Куры (кг) ■ Окорочка (кг)

Рисунок 2 - Средние розничные цены на кур и окорочка по Республике Казахстан за январь-май 2017 года, тенге/кг

Следует отметить, что повышение эффективности мясного птицеводства неразрывно связано с разработкой ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, обеспечивающих максимальное проявление генетического потенциала птицы.

В Казахстане широко распространены отечественные промышленные технологии выращивания и содержания мясной птицы на подстилке и сетчатых полах. Масштабное освоение получила технология выращивания и содержания птицы в клеточных батареях, что в целом способствует производство продукции сравнительно с низкой себестоимостью и стабилизацию цены на мясо птицы.

Их бесспорные преимущества в механизации и автоматизации производственных процессов, сокращении материальных (до 20%) и трудовых (до 30%) затрат, увеличении выхода продукции с квадратного метра (до 6570%), уменьшении затрат на обогрев и освещение помещений, улучшении санитарно-гигиенических условий.

В настоящее время среднеотраслевой показатель рентабельности предприятий мясоперерабатывающей промышленности составляет менее 1%. Столь низкий показатель объясняется, главным образом, высокой конкуренцией, смещением покупательских предпочтений в сторону более дешевой продукции и, самое главное, значительным ростом цен на сырье. До кризисных явлений в экономике, т.е. до 2008 года, рентабельность предприятий отрасли составляла 7-10%.

Сейчас в стране сотни мясоперерабатывающих предприятий. Предприятия, развивавшиеся за счет заемных средств, не смогут выжить из-за долгов, и буду вынуждены уйти с рынка. Покинут рынок не только мелкие неэффективные предприятия, но и некоторые крупные компании. Мелкие региональные производители смогут остаться на рынке, если они сумеют занять свою «нишу». Одним из важнейших факторов при выборе мясной продукции является доверие покупателей местным производителям, при условии, что они работают на рынке уже несколько лет и цена и качество продукции удовлетворяет потребителей. Покупатели делают свой выбор в пользу местных производителей из-за того, что сроки поставки продукции в магазин минимальны, т.е. это самая свежая продукция.

Мясная продукция также претерпела незначительное удорожание: колбаса полукопченая на 4%, колбаса вареная на 6% и тушенка говяжья на 5%.

(рис.3).

1400

1350 1297

1300

1250 1196

1200

1150 1114

1100

1050

1000

4 января 2017 года 7 февраля 2017 7 марта 2017 года 4 апреля 2017 года 2 мая 2017 года года

■Колбаса полукопченая (кг)

■Колбаса вареная (кг)

■Тушенка говяжья

Рисунок 3 - Средние розничные цены на мясную продукцию по Республике Казахстан за январь-май 2017 года, тенге/кг

Главная проблема производителей - это рост цен на мясо. В нашей стране по-прежнему сохраняется зависимость от импортного сырья. А оно из-за глобального кризиса подорожало. Его стоимость возрастает вместе с ростом курсов валют. Еще одной важной проблемой производителей является качество импортного сырья. Качество завозимого мяса значительно ниже отечественного. Но и стоимость качественного отечественного сырья возрастает, что объясняется увеличением стоимости комбикормов, электроэнергии и топлива. Увеличение затрат происходит по всей цепочке, начиная с сырья (мясо, специи), далее наблюдается рост затрат на производство. Все 34

это приводит к снижению рентабельности производства мяса и мясопродуктов.

Список литературы

1.Рынок производства и реализации мяса птицы, утиного мяса и субпродуктов. ТОО «LEGAGROUP», www.legagroup.kz

2.Есиркепова А.М. Жабаева Б. О. Маркетинговое исследование и анализ казахстанского рынка мяса. Marketing research and analysis of the Kazakhstan. http : //www.analitika.kz/images/analiz%20rynka%20m9sa.pdf

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Романова Ольга Анатольевна

Студент магистратуры РосНОУ

Ключевые слова: эффективное управление предприятием, платежеспособность, оценка финансового состояния.

В условиях колебания современного российского рынка, предприятиям на постоянной основе необходимо проводить мониторинг своего финансового состояния в целях сохранения своего равновесия в условиях как финансовых санкций, так и постоянно изменяющимся законодательством внутри страны.

Мощным инструментом сохранения равновесного положения предприятия является анализ финансово-хозяйственной деятельности. Анализ финансовой деятельности и оценка финансовой устойчивости предприятия является важным элементом в системе управления предприятием, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования компании.

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего, в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа необходимы собственникам (акционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям предприятий.

Оценка эффективности управления финансовым состоянием предлагается проводить по следующей последовательности шагов:

1. построение прогнозного баланса;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.