Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РОЗЫСКА ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ) В СОВЕРШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ РОЗЫСКА ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ) В СОВЕРШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
0
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розыск лиц / преступления / оперативные подразделения / объекты транспорта / подозреваемые (обвиняемые) / методы раскрытия / транспортная инфраструктура / search for persons / crimes / operational units / transport facilities / suspects / accused / disclosure methods / transport infrastructure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д В. Челядинов

автором в настоящей статье рассмотрены некоторые аспекты проведения оперативно-разыскных мероприятий, направленных на осуществление розыска лиц, находящихся в статусе подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на объектах транспорта. Статья охватывает вопросы, связанные с осуществлением розыска лиц указанной категории, а также основные меры, реализуемые оперативными подразделениями органов внутренних дел на транспорте по данному направлению оперативно-служебной деятельности. Эффективной организации и тактике оперативно-разыскной деятельности способствует изучение и оценка среды функционирования оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте, определение основных задач этих подразделений. От их качественной составляющей зависит текущее и перспективное планирование реализации мер оперативно-разыскного и следственного характера, обеспечивающих оперативное прикрытие объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, что неминуемо повлечет за собой увеличение количества разысканных лиц в краткосрочной перспективе. Автором в настоящей статье проанализированы неточности и пробелы в оперативно-разыскном и уголовном законодательстве, регулирующие юридическое обеспечение розыска лиц, предложены пути решения некоторых выявленных проблем, а также высказываются конкретные предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Д В. Челядинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SEARCH FOR PERSONS SUSPECTED (ACCUSED) IN THE COMMISSION OF CERTAIN TYPES OF CRIMES AT TRANSPORT FACILITIES

in this article the author discusses some aspects of conducting operational investigative measures aimed at searching for persons in the status of suspects and accused of committing crimes at transport facilities. The article covers issues related to the search for persons of this category, as well as the main measures implemented by the operational units of the internal affairs bodies in transport in this area of operational and official activity. The effective organization and tactics of operational investigative activities are facilitated by the study and assessment of the functioning environment of operational units of internal affairs bodies in transport, the definition of the main tasks of these units. Their qualitative component determines the current and long-term planning of the implementation of operational search and investigative measures that provide operational cover for railway, air and water transport facilities, which will inevitably lead to an increase in the number of wanted persons in the short term. The author in this article examines the inaccuracies and gaps in operational investigative and criminal legislation governing the legal support of the search for persons, and also suggested ways to solve some of the identified problems. The author also makes specific proposals to improve the activities of the internal affairs bodies in this area

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РОЗЫСКА ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ) В СОВЕРШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА»

ОСОБЕННОСТИ РОЗЫСКА ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ) В СОВЕРШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

FEATURES OF THE SEARCH FOR PERSONS SUSPECTED (ACCUSED) IN THE COMMISSION OF CERTAIN TYPES OF CRIMES AT TRANSPORT FACILITIES

УДК 343

Д.В. ЧЕЛЯДИНОВ,

кандидат технических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,

Россия, Белгород) dmit.chelyadinow2013@yandex.ru

DMITRIY V. CHELYADINOV,

Candidate of Technical Sciences

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: автором в настоящей статье рассмотрены некоторые аспекты проведения оперативно-разыскных мероприятий, направленных на осуществление розыска лиц, находящихся в статусе подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на объектах транспорта. Статья охватывает вопросы, связанные с осуществлением розыска лиц указанной категории, а также основные меры, реализуемые оперативными подразделениями органов внутренних дел на транспорте по данному направлению оперативно-служебной деятельности. Эффективной организации и тактике оперативно-разыскной деятельности способствует изучение и оценка среды функционирования оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте, определение основных задач этих подразделений. От их качественной составляющей зависит текущее и перспективное планирование реализации мер оперативно-разыскного и следственного характера, обеспечивающих оперативное прикрытие объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, что неминуемо повлечет за собой увеличение количества разысканных лиц в краткосрочной перспективе. Автором в настоящей статье проанализированы неточности и пробелы в оперативно-разыскном и уголовном законодательстве, регулирующие юридическое обеспечение розыска лиц, предложены пути решения некоторых выявленных проблем, а также высказываются конкретные предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: розыск лиц, преступления, оперативные подразделения, объекты транспорта, подозреваемые (обвиняемые), методы раскрытия, транспортная инфраструктура.

Для цитирования: Челядинов Д.В. Особенности розыска лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении отдельных видов преступлений на объектах транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 4. - C. 70-74.

Abstract: in this article the author discusses some aspects of conducting operational investigative measures aimed at searching for persons in the status of suspects and accused of committing crimes at transport facilities. The article covers issues related to the search for persons of this category, as well as the main measures implemented by the operational units of the internal affairs bodies in transport in this area of operational and official activity. The effective organization and tactics of operational investigative activities are facilitated by the study and assessment of the functioning environment of operational units of internal affairs bodies in transport, the definition of the main tasks of these units. Their qualitative component determines the current and long-term planning of the implementation of operational search and investigative measures that provide operational cover for railway, air and water transport facilities, which will inevitably lead to an increase in the number of wanted persons in the short term. The author in this article examines the inaccuracies and gaps in operational investigative and criminal legislation governing the legal support of the search for persons, and also suggested ways to solve some of the identified problems. The author also makes specific proposals to improve the activities of the internal affairs bodies in this area.

Keywords: search for persons, crimes, operational units, transport facilities, suspects, accused, disclosure methods, transport infrastructure.

^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 4'24 ^^^^^^^^^^^^^^

For citation: Chelyadinov D.V. Features of the search for persons suspected (accused) in the commission of certain types of crimes at transport facilities // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 4. - P. 70-74.

Структура преступлений, совершаемых на объектах транспорта, разнообразна по составу. При этом большая часть преступлений, таких, например, как кражи, характеризуются высоким уровнем латентности. Так, при хищении чужого имущества преступники осознают невнимательность и неосмотрительность граждан, а также возможность в короткие сроки скрыться с места совершения преступного деяния. В свою очередь, граждане, которые стали жертвами таких преступлений, обнаруживают пропажу своего имущества по прошествии определенного времени, находясь в отдалении от мест возможного хищения. При этом основными объектами преступного посягательства являются сотовые телефоны и мобильные устройства, а также ювелирные изделия.

Преступления экономической направленности, связанные с предпринимательской либо иной деятельностью хозяйствующих субъектов, также составляют существенное количество в номенклатуре преступности на объектах транспорта. При этом им свойственна сложность объективной стороны, что существенно усложняет их раскрытие. К таким преступлениям можно отнести кражу грузов, в том числе с использованием мошеннических схем «внедрения» в логистическую цепочку, дачу взятки уполномоченным лицам за возможность провоза определенного товара, подлежащего декларированию либо запрещенного к ввозу/вывозу, коммерческие подкупы, присвоения материальных ценностей. При этом сложно выделить определенный объект, которому свойственна наибольшая распространенность таких преступлений. Преступления экономической направленности совершаются и на железнодорожном, и на авиа-, и на других видах транспорта, а структура преступности по своей количественной и качественной характеристике может отличаться [1].

С учетом такого состояния преступности деятельность органов транспортной полиции является специфичной в части особенностей проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ) по раскрытию преступлений и розыску лиц, совершивших преступления. Особенности деятельности органов обеспечения безопасности на объектах транспорта требуют установления особых правовых режимов, принятия управленческих решений по организации деятельности, в том числе создания узконаправленных подразделений, одним из которых выступает отдел по борьбе с преступными по-

сягательствами на грузы, являющийся сугубо оперативным подразделением. Данные подразделения уникальны по своей природе, равно как и подразделения по борьбе с коррупцией, они выведены в отдельный вид оперативно-разыскной организационной единицы.

Задачами подразделений по борьбе с хищениями грузов, наряду с непосредственным раскрытием таких преступлений, являются также пресечение хищения черных и цветных металлов, а также почтовых отправлений. Очевидно, что оперативно-служебная деятельность вышеуказанных подразделений позволяет решить ряд существенных проблем, связанных со спецификой преступлений, среди которых стоит отметить как сложность определения места преступного посягательства, так и совершение хищений грузов устойчивыми преступными группами.

Способы совершения исследуемых преступных деяний отличаются в зависимости от объекта транспортной инфраструктуры и конкретного объекта транспорта. С учетом указанного меняются и методы раскрытия данных видов преступлений, и розыска лиц, их совершивших. Кроме того, на выбор специальных методов влияют также и иные факторы, имеющие значение для правильной квалификации содеянного [2].

Сложности при раскрытии преступлений, совершенных на объектах транспорта, возникают из-за нескольких причин: во-первых, из-за обдуманных действий преступника, для которого совершение преступления является доминирующим либо единственным источником дохода, во-вторых, из-за осведомленности преступников о средствах и методах работы полиции. При этом необходимо заметить, что в большинстве ситуаций эффективность раскрытия преступлений и розыска лиц по горячим следам зависит от эффективного взаимодействия линейных подразделений с территориальными органами, а также от выработанной практики оперативного получения информации от организаций, осуществляющих авиа- и железнодорожные перевозки [2].

Наиболее эффективным способом установления лица, совершившего преступление, является розыск преступника по горячим следам. Сотрудники линейных отделов после получения сообщения о совершенных преступлениях на объектах транспорта осуществляют оперативное раскрытие таких преступлений, в том числе с использованием камер видеонаблюдения. Так, в начале февраля 2023 года сотрудниками линейного отдела МВД России на станции Ека-

теринбург-Пассажирский успешно раскрыто преступление о краже драгоценностей и ноутбука у одного из пассажиров. К сотруднику обратился менеджер строительной организации, осуществлявший следование из Москвы в Екатеринбург. Мужчина пояснил, что при нем находился и был похищен ноутбук рыночной стоимостью 200 000 рублей, а также ювелирные изделия, которые он хотел подарить своей девушке. Отобрав у потерпевшего заявление, сотрудники уголовного розыска приступили к изучению записей с камер видеонаблюдения, которые были расположены на территории всего вокзала. На одном из видео сотрудники увидели, как к потерпевшему подходят мужчина и две женщины, которые взяли его под руки и вывели на улицу, при этом одна из указанных женщин повесила на свое плечо рюкзак, где и находились пропавшие у заявителя вещи. Оперативники установили путь следования подозреваемых лиц, их личность, произвели неотложные обыски по местам их проживания и регистрации и нашли там не только имущество заявителя, но также и иные ценные вещи, проходящие по ориентировкам по другим нераскрытым имущественным преступлениям1.

Специфика розыска лиц на объектах транспорта вызвана не только особенностями такой преступности, но и особенностями объекта транспортной инфраструктуры. Так, раскрытие и расследование преступлений на железнодорожном транспорте обусловлено особенностью его работы, огромным сосредоточением материальных ценностей и людей, большой протяженностью транспортных путей, круглосуточной работой. Постоянное передвижение поездов дает возможность преступникам мгновенно скрыться с мест совершенных ими преступлений, умело маскироваться среди пассажиров. Все это, несомненно, затрудняет установление места совершения противоправных деяний и самих преступников, а также установление свидетелей и очевидцев и, как следствие, проведение оперативно-разыскных мероприятий, а также следственных действий.

В данном вопросе, на наш взгляд, нужно отметить также технологии профайлинга, которые активно применяются сотрудниками оперативных подразделений на объектах транспорта для выявления преступников. Можно рассматривать два типа профайлинга: совершаемый с помощью специальных технических средств и психологическое сканирование. О.А. Соколова рассматривает профайлинг как комплекс социально-психоло-

1 Главное управление МВД России на транспорте: новости [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/ (дата обращения: 18.02.2024).

гических и криминалистических рекомендаций по диагностике особенностей личности [3].

Данная методика изначально использовалась применительно к составлению психологического портрета преступника по следам, обнаруженным на месте преступления. Также этой дефиницией обозначается технология наблюдения и опроса авиапассажиров, используемая во время предполетного досмотра для выявления потенциально опасных лиц, склонных к терроризму. Вместе с тем для противодействия иным преступлениям данный метод применяется крайне редко и в основном тогда, когда имеется оперативная информация о готовящихся преступлениях, таких как незаконный оборот наркотиков посредством перевозки или серия краж личного имущества у пассажиров в аэропорту или на вокзале. При этом речь идет прежде всего о психологии поведения [4]. Профайлинг - один из способов обеспечения безопасности и, по мнению В.М. Статного, его следует рассматривать как элемент системы психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел [5].

Немаловажное значение имеют инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности, применяемые на железнодорожном транспорте; технические средства видеонаблюдения (мониторинг, обнаружение, идентификация, распознавание); системы охранной сигнализации [6].

Современная система виброизображения относится к интеллектуальным системам наблюдения и может осуществлять одновременный контроль практически с любого количества видеокамер, установленных на удаленных от оператора местах. При появлении подозреваемого субъекта в любом месте наблюдения картинка с этой камеры выводится с приоритетом, а фото подозреваемого транслируется в специальном окне интерфейса. Кроме того, данное фото может быть автоматически идентифицировано по базе изображений лиц, подключенной к системе виброизображения [7].

Нельзя не отметить наличие специализированных баз данных в системе МВД России, позволяющих оперативно получать информацию о передвижении граждан, пользующихся железнодорожным и воздушным транспортом [8]. Эффективной работой правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений на объектах транспорта является процесс организации данной деятельности, в структуре компонентов которого можно обозначить следующее:

• изучение изменений нормативно-правовой базы с целью охраны и регулирования

общественных отношений в сфере объектов транспорта;

• оптимальную расстановку сил и средств на объектах транспорта, направленных на пресечение попыток совершения преступлений и эффективное им противодействие;

• изучение особенностей деятельности объектов транспорта посредством анализа пассажиропотока;

• обобщение и оценка сведений о криминогенной обстановке на объектах транспорта, расположенных на охраняемой территории;

• организация взаимодействия между линейными и территориальными подразделениями, а также между службами иных ведомств [9].

Таким образом, среди особенностей розыска лиц, подозреваемых в совершении отдельных видов преступлений на объектах транспорта, можно выделить специфику совершения таких преступлений, в том числе и их случайный характер, возможность использования баз данных записей с камер видеонаблюдения, технологий профайлинга [10]. На сегодняшний день отмечается особая роль взаимодействия между линейным и территориальным подразделениями, а также между линейными подразделениями и иными службами и ведомствами. Представля-

ется важным ориентировать личный состав оперативных подразделений на транспорте на оперативное раскрытие преступлений по горячим следам. Так, в настоящее время записи с камер видеонаблюдения позволяют в наиболее короткие сроки установить маршрут движения лиц, осуществивших преступные посягательства на объектах транспорта, произвести неотложные следственные действия для получения необходимой доказательственной базы.

Существенная значимость выделения отдельных оперативных подразделений, осуществляющих раскрытие специфичных видов преступлений, совершаемых на объектах транспорта, в самостоятельные организационные структурные единицы, такие как подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы, позволяет сделать вывод о необходимости выделения отдельного подразделения, основными задачами которого будут являться розыск лиц посредством использования видеосистем объектов транспортной инфраструктуры. Работа таких подразделений должна включать в себя обязательное взаимодействие с транспортными компаниями - владельцами средств видеофиксации для осуществления оперативного установления местонахождения разыскиваемых.

Литература

1. Черняков С.А., Дудин В.Ю. Современное состояние преступности на объектах транспорта в России // Вестник Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина. - 2020. - № 1. - С. 48.

2. Грибунов О.П., Александров А.Н. Особенности раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - № 4. - С. 88.

3. Гаврилов Б.Я. [и др.]. Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению: учебник для вузов / под общ. ред. Б.Я. Гаврилова. - Москва: Юрайт, 2024. - 379 с.

4. Грибунов О.П. Применение технологий профайлинга в деятельности правоохранительных органов по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений на объектах транспортной инфраструктуры // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 4 (68). - С. 142.

5. КудинВ.А., Статный В.М. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел: от теории и методологии к практике // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 3 (59). - С. 4.

6. Лавров В.П. Криминалистика: конспект лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2023. - 153 с.

7. Абрамовский А.А. Применение профайлинга при раскрытии и расследовании преступлений // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. - 2022. - №1. - С. 42-46.

8. Титов С.М. Организация борьбы с кражами на железнодорожном и воздушном транспорте: учебное пособие. - Москва: Академия МВД России, 2020. - 123 с.

9. Титов С.М. Организация борьбы с преступностью в сфере грузовых и пассажирских перевозок, банковской системе, мошенничеством, терроризмом и захватом заложников на транспорте / С.М. Титов, Н.И. Гетман, Е.С.Титова, Н.И. Скоро-патский [и др.]: учебно-практическое пособие. - Москва: Академия МВД России, 2022. - 132 с.

10. Титов С.М. Организация и функционирование органов внутренних дел на станциях и в портах: учебное пособие. -Москва: Академия МВД России, 2020. - 194 с.

References

1. Chernyakov S.A., Dudin V.Yu. Sovremennoe sostoyanie prestupnosti na ob'ektah transporta v Rossii // Vestnik Bel Yul MVD Rossii imeni I.D. Putilina. - 2020. - № 1. - S. 48.

2. Gribunov O.P., Aleksandrov A.N. Osobennosti raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij, sovershaemyh na ob»ektah transporta i transportnoj infrastruktury // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. - 2017. - № 4. - S. 88.

3. Gavrilov B.Ya. [i dr.]. Protivodejstvie rassledovaniyu prestuplenij i mery po ego preodoleniyu: uchebnik dlya vuzov / pod obshch. red. B.Ya. Gavrilova. - Moskva: Yurajt, 2024. - 379 s.

4. Gribunov O.P. Primenenie tekhnologij profajlinga v deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov po vyyavleniyu, presecheniyu i preduprezhdeniyu prestuplenij na ob»ektah transportnoj infrastruktury // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. -2015. - № 4 (68). - S. 142.

5. Kudin V.A., Statnyj V.M. Profajling v deyatel'nosti organov vnutrennih del: ot teorii i metodologii k praktike // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - № 3 (59). - S. 4.

6. Lavrov V.P. Kriminalistika: konspekt lekcij. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Yurajt, 2023. - 153 s.

7. AbramovskijA.A. Primenenie profajlinga pri raskrytii i rassledovanii prestuplenij // Elektronnoe prilozhenie k Rossijskomu yuridicheskomu zhurnalu. - 2022. - №1. - S. 42-46.

8. TitovS.M. Organizaciya bor'by s krazhami na zheleznodorozhnom i vozdushnom transporte: uchebnoe posobie. - Moskva: Akademiya MVD Rossii, 2020. - 123 s.

9. Titov S.M. Organizaciya bor'by s prestupnost'yu v sfere gruzovyh i passazhirskih perevozok, bankovskoj sisteme, moshennichestvom, terrorizmom i zahvatom zalozhnikov na transporte / S.M. Titov, N.I. Getman, E.S.Titova, N.I. Skoropatskij [i dr.]: uchebno-prakticheskoe posobie. - Moskva: Akademiya MVD Rossii, 2022. - 132 s.

10. Titov S.M. Organizaciya i funkcionirovanie organov vnutrennih del na stanciyah i v portah: uchebnoe posobie. - Moskva: Akademiya MVD Rossii, 2020. - 194 s.

(статья сдана в редакцию 16.09.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.