УДК 340; 342.723; 341.234 Елена Михайловна Нестерова,
доцент кафедры теории и истории государства и права Института права и национальной безопасности, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Elena Mikhailovna Nesterova, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law Institute of Law and National Security, FSBEI of HE «Tambov State University named after G.R. Derzhavin», Candidate of Law
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ (СОМАТИЧЕСКИХ)
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В данной статье автор затрагивает проблемы в части обеспечения мерами правовой политики функционирования отдельного поколения прав человека - личностных или соматических; объясняет особенности исследуемой группы прав в системе иных прав человека; выявляет роль правовой политики в процессе научного признания таких прав и их правоприменения в условиях российской действительности; предлагает некоторые пути оптимизации взаимодействия правовой политики с иными сферами общественной жизнедеятельности для адекватного регулирования области личностных прав человека.
Ключевые слова: правовая политика, государственная деятельность, действия государственных органов, личностные, соматические права, права по распоряжению собственным телом и (или) жизнью, признаки и особенности личностных прав человека, законные интересы.
PECULIARITIES OF THE RUSSIAN LEGAL POLICY IN THE FIELD OF PROVIDING PERSONAL (SOMATIC) HUMAN RIGHTS
In this article the author touches on issues regarding ensuring functioning of separate generation of human rights with measures of legal policy - personal or somatic; explains features of the studied group of the rights in the system of other human rights; reveals a role of legal policy in the course of scientific recognition of such rights and their law enforcement in the conditions of the Russian reality; offers some ways of optimization of interaction of legal policy with other spheres of public activity for adequate regulation of
area of personal human rights.
Keywords: the legal policy, the state activity, actions of public authorities, the personal, somatic
rights, is right according to the order own body and (or) life, signs and features of personal human rights,
legitimate interests.
Правовые возможности общества и отдельного человека в частности напрямую зависят от характера осуществляемой государственной политики в конкретной сфере общественных отношений, от способности государственной власти отвечать на вновь возникающие потребности и прогнозировать дальнейшее адекватное взаимодействие. Правовая политика, хоть и является разновидностью государственной политики, имеет собственное юридическое содержание и играет самостоятельную роль в жизнедеятельности общества.
Правовая политика современного государства отличается комплексностью подходов, интеграционной природой и включает несколько направлений. Одним из приоритетов признается обеспечение прав человека. В этом случае правовую политику можно рассматривать как уровень претворения в жизнь установок и правил по обеспечению отдельных прав и свобод посредством полномочных действий органов власти.
В идеале органы государственной власти, основываясь в своей деятельности на правовых нормах, в полной мере обеспечивающих какое-либо право человека, помогают реализо-
вать его, достичь его правовой сущности и назначения. И наоборот, как верно отмечает А.В. Малько: «Непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной и пробельной юридической базой, с противоречиями в правовых актах, с нечеткими приоритетами, ведет к сбоям и в осуществлении политики социальной, экономической, национальной» [6, с. 112].
По нашему мнению, такую интегративную взаимосвязь схематично можно представить следующим образом:
Если какая-то из этих составляющих будет иметь дефект или неопределенность, то желаемого исхода не получится. Такая ситуация наиболее часто наблюдается в вопросах существования личностных (соматических) прав человека. Репродуктивные права человека (искусственное оплодотворение, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, аборт, медицинская стерилизация и т. д.); права на генетические модификации (изменение генного кода, клонирование); права на трансплантацию органов, тканей, клеток; права на смену пола (транссексуализм); права на изменение внешности (пластическая хирургия, иные формы модификаций и реставрации тела); свобода выбора формы ухода из жизни; право на участие в биомедицинских исследованиях - эти и иные права имеют множество проблем, начиная с момента их признания, одобрения, закрепления в правовых нормах в качестве субъективных прав и заканчивая элементарными недоработками и недостатками в их обеспечении со стороны органов власти и отдельных должностных лиц [8, с. 78].
Первоначальные сложности вытекают из специфики исследуемой группы прав: особый характер объекта прав - тело человека и действия по его трансформации и распоряжению; возможность их практического осуществления с помощью достижений естественных и технических наук (биологии, генетики, медицины, физики, техники и др.); коллизионность в подходах и выводах о значимости и ценности таких прав со стороны религии, морали, науки, права.
Данные права проходят достаточно сложный и длительный процесс теоретического признания и отражения в законодательных положениях. Даже в настоящее время правопри-тязания человека на распоряжение своим телом не имеют в полной степени характеристики субъективных прав как юридической дозволенности высшей категории. Субъективное право гарантирует управомоченному субъекту в целях удовлетворения его потребностей пользование конкретным социальным благом, обеспечивается юридическими обязанностями других участников правоотношений и получает защиту со стороны компетентных органов. Сущность субъективного права состоит в обеспечении государством юридически значимого поведения личности.
Личностные права не имеют в полной мере такой характеристики, т. к. часть соответствующих праву стремлений остается за рамками правового регулирования, следствием чего является ущемление законных желаний граждан. Актуально высказывание Н.И. Матузова о том, что «область дозволенного далеко не охватывается и не исчерпывается субъективными правами; она гораздо шире» [7, с. 102]. Право человека на распоряжение судьбой своего тела в статусе законного интереса представляет собой возможность, гарантированную в меньшей степени, чем дозволенное поведение в качестве субъективного права. В данном случае «законный интерес всего лишь незапрещенность, предоставленная государством и в определенной мере поддерживаемая им» [5, с. 15].
Не претендуя на бесспорность данных суждений, считаем, что современные личностные права находятся на этапе перехода от пребывания в статусе законных интересов к качественно новому состоянию государственно признанных и законодательно регламентированных субъективных прав человека.
Актуализированные личностные права в настоящее время не имеют законодательного закрепления возможностей пользования ими, охраны, а также вопросов ответственности в данной сфере. Государство не выражает своей четкой позиции в отношении прав личности на распоряжение своей телесной субстанцией. Базовым законом Российской Федерации, закрепляющим основы прав человека и его здоровья, являются Конституция РФ [1], Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступивший в действие 1 января 2012 года [2]. Однако это нормативная основа в полной мере не отражает всех нужд правовой регламентации в рассматриваемой области. Так, если право на аборт, трансплантацию органов и тканей, пластическую хирургию регламентировано в сфере законодательства об охране здоровья, то право на смену пола, генетические модификации не имеют отражения в каких-либо актах. Определенные пробелы пытались устранить отечественные законодатели при принятии Федерального закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения», однако данный акт до сих пор имеет статус законопроекта [3].
Таким образом, правовая политика выступает как индикатор отношения общества и государства к вновь возникающим правам и интересам. Сущность правовой политики в области обеспечения прав человека не приравнивается только к механическим действиям органов власти по их правоприменению. Данное направление значительно шире по содержанию. И независимо от того, в какой форме реализуются личностные права человека (непосредственной или правоприменительной) [4, с. 38], правовая политика должна обеспечивать необходимое функционирование прав человека, признанных высшей ценностью российского государства. Однако, учитывая выше представленные нюансы, российская правовая политика в области обеспечения личностных (соматических) прав отличается неопределенностью, непоследовательностью как в части правоисполнения, так и в аспекте право-образования.
Считаем, чтобы улучшить ситуацию с обеспечением личностных прав человека, необходимо:
- доктринально признать факт существования нового поколения прав человека - личностных (соматических) - самостоятельной группы прав, производных от личных;
- обеспечить соответствующую правовую базу для адекватного регулирования прав человека на распоряжение своим телом и (или) своей жизнью, ликвидировать недостатки, пробелы и коллизионность российского законодательства в данном спектре;
- проводить мероприятия по активизации правовой политики в целях полноценного обеспечения рассматриваемой группы прав;
- учитывать возможности обратной связи: сложности и выводы, обозначенные на уровне правовой политики, использовать как стимулирующие факторы для совершенствования законодательства.
Основная цель данного направления правовой политики должна заключаться в упорядочении правового сектора общественной жизни, в частности, - в оптимизации процессов реализации, охраны и защиты личностных прав человека с помощью своего юридического инструментария.
Правовая политика в сфере обеспечения личностных прав человека должна не просто реализовывать мероприятия, заложенные в нормах права, а поддерживать баланс между удовлетворением правопритязаний личности, основанных на сугубо индивидуальных потребностях, и сохранением порядка в обществе, эффективным исполнением собственной регулятивной функции.
Важно подчеркнуть, что в настоящее время российская правовая политика проходит наиболее ответственную стадию своего развития. Она основана на формировании настоящей демократической политической системы, создании действенных механизмов обеспечения и защиты прав и свобод личности, связана с совершенствованием правовых основ деятельности государственной власти, усилением конституционной законности и правопорядка, повышением эффективности законодательной и правоприменительной деятельности, формированием социально ответственного и справедливого правосудия, выработкой адекватных мер противодействия нарушениям права.
Существование и здоровое функционирование правовой политики необходимо для адекватного государственного реагирования на вновь появляющиеся потребности и социальные явления, а также упорядочения постоянно растущих потоков юридической информации, вытекающей из различных правовых норм и актов правоприменения. Соответственно, новое поколение прав человека - личностные или соматические права, представляющие по своей сущности права по владению, пользованию и распоряжению собственным телом и (или) жизнью, - остро нуждаются в грамотной правовой политике как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 9. -Ст. 851.
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 августа 2018 г. № 323-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 48. - Ст. 6724.
3. Постановление ГД ФС РФ от 15.03.2001 г. № 1253-111 ГД «О проекте Федерального закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 14. -Ст. 1281.
4. Белянская О.В. Непосредственная реализация прав и свобод личности. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2005. - 140 с.
5. Малько А.В., Субочев В.В. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.
6. Малько А.В. Теория правовой политики: монография. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 328 с.
7. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1972. - 290 с.
8. Нестерова Е.М. Личностные (соматические) права в системе прав человека: дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2014. - 197 с.