шение за счет различных экономических инструментов, а также путем оказания содействия развитию негосударственных субъектов правоохраны, которые могут отобрать значительную часть рынка правоохранительных товаров и услуг у криминальных структур.
1. Экономический словарь. иКЬ: http://mega. km.ru/ Ьи8ше88/епсус1ор. Загл. с экрана.
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2007.
3. Степичева О.А., Енгалычев Р.М. Механизмы государственного регулирования теневых
экономических отношений в России. Тамбов,
2007.
Поступила в редакцию 7.04.2009 г.
Dvoretsky M.Yu. The competitive environment of the market of the law-enforcement goods and services. The article is devoted to the analysis of competitive relations in the market of the law-enforcement goods and services. In the work a new approaches to the analysis of economic activities of subjects of competitors of a law-enforcement commodity market and services also are formed.
Key words: the market of the law-enforcement services, the competitive environment, law-enforcement activity.
УДК 33:74
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
© Е.И. Медведева
В статье выявляются доминирующие факторы и особенности предоставления образовательных услуг в России, эффективное продвижение которых на высоко-конкурентном российском рынке определяет возможности развития образовательных учреждений и повышения качества образования населения страны в целом. Главной особенностью современной ситуации на российском рынке образовательных услуг остается достаточно высокая конкуренция в сфере образования, а также ее коммерческая составляющая, которая признается всеми участниками данного рынка достаточно весомой.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, уровень доходов населения, образовательные услуги, производство образовательных услуг, процесс оказания образовательных услуг.
Актуальность данной тематики определяется необходимостью выявления доминирующих факторов и особенностей предоставления образовательных услуг в России, эффективное продвижение которых на высоко-конкурентном российском рынке определяет возможности развития образовательных учреждений и повышения качества образования населения страны в целом.
Главной особенностью современной ситуации на российском рынке образовательных услуг остается достаточно высокая конкуренция в сфере образования, которая связана, прежде всего, с увеличением предложения образовательных услуг на рынке. Это было вызвано повышением платежеспособности населения (за последние 5 лет) и коммерциализацией образования.
Сегодня не малую роль в формировании рынка ОУ играет уровень доходов населения, его финансовые возможности, т. к. доля
платного образования с каждым годом только увеличивается. Появилось достаточно много частных учебных заведений, например, в 2005 г. в России по всем уровням сферы образования их насчитывалось 409, что составило всего 2,2 % от их общего числа, а в 2008 - уже около 500 (табл. 1) [1].
Растет и число платных ОУ в системе высшего образования, сегодня уже число студентов, обучающихся на платной основе, превысит число, получающих образование бесплатно. Согласно законодательству РФ второе высшее образование может быть только платным.
Таким образом, развитие платного сектора рынка ОУ является закономерной тенденцией развития современного рынка образования в России, которая затрагивает также и социальный аспект экономических отношений в обществе, т. к. он связан с присвоением средств и результатов производства.
Таблица 1
Статистические данные динамики прироста высших учебных заведений РФ
в период с 1914 по 2007 гг.
В т. ч. обучавшихся на отделениях На 10 000
Годы Число учебных заведений В них студентов - всего, тыс. чел. Очных Очно-заочных (вечерних) Заочных Экстернат человек населения приходилось студентов, человек
Все высшие учебные заведения
1914 72 86,5 86,5 - - - 10
1917 150 149 149 - - - 16
1927 90 114,2 114,2 - - -
1940/41 481 478,1 335,1 15 128 - 43
1950/51 516 796,7 502,6 17 277,1 - 77
1960/61 430 1496,7 699,2 167,6 629,9 - 124
1970/71 457 2671,7 1296,5 389,8 985,4 - 204
1980/81 494 3045,7 1685,6 401 959,1 - 219
1990/91 514 2824,5 1647,7 284,5 892,3 - 190
1995/96 762 2790,7 1752,6 174,8 855,8 7,5 188
2000/01 965 4741,4 2625,2 302,2 1761,8 52,2 324
2001/02 1008 5426,9 2880,6 335,6 2138,1 72,6 373
2002/03 1039 5947,5 3104,0 346,0 2399,9 97,6 410
2003/04 1044 6455,7 3276,6 351,3 2703,7 124,1 448
2004/05 1071 6884,2 3433,5 361,8 2942,5 146,4 480
2005/06 1068 7064,6 3508,0 371,2 3032,0 153,4 495
2006/07 1090 7309,8 3582,1 372,3 3195,9 159,6 514
Государственные и муниципальные высшие учебные заведения
1914 72 86,5 86,5 - - - 10
1917 150 149 149 - - - 16
1927 90 114,2 114,2 - - -
1940/41 481 478,1 335,1 15 128 - 43
1950/51 516 796,7 502,6 17 277,1 - 77
1960/61 430 1496,7 699,2 167,6 629,9 - 124
1970/71 457 2671,7 1296,5 389,8 985,4 - 204
1980/81 494 3045,7 1685,6 401 959,1 - 219
1990/91 514 2824,5 1647,7 284,5 892,3 - 190
1995/96 569 2655,2 1699,9 160,6 794,6 0,1 179
2000/01 607 4270,8 2441,9 258,6 1518,8 51,5 292
2001/02 621 4797,4 2657,0 285,4 1783,6 71,4 329
2002/03 655 5228,7 2861,6 298,8 1973,4 94,9 361
2003/04 652 5596,2 3009,9 301,8 2164,9 119,6 388
2004/05 662 5860,1 3143,6 300,3 2279,4 136,8 408
2005/06 655 5985,3 3195,2 299,9 2348,3 141,9 419
2006/07 660 6133,1 3251,2 291,3 2443,2 147,4 431
Негосуда| ственные высшие учебные заведения
1995/96 193 135,5 52,7 14,2 61,2 7,4 9
2000/01 358 470,6 183,3 43,6 243,0 0,7 32
2001/02 387 629,5 223,6 50,2 354,5 1,2 43
2002/03 384 718,8 242,4 47,2 426,5 2,7 50
2003/04 392 859,5 266,7 49,5 538,8 4,5 60
2004/05 409 1024,1 289,9 61,5 663,1 9,6 71
2005/06 413 1079,3 312,8 71,3 683,7 11,5 76
2006/07 430 1176,8 330,9 81,0 752,7 12,2 83
Источник: Росстат и расчеты автора
Однако на современном этапе, в период экономического кризиса в стране, платежеспособность населения уменьшается. Поэтому значительно сокращается спрос на различные специфические услуги в области образования, такие как курсы повышения квалификации работников, семинары по актуальным тематикам бизнеса и др.
Российская система образования претерпевает качественные изменения, связанные, прежде всего, с переходом к Болонской системе, к вступительным испытаниям в виде Единого государственного экзамена (ЕГЭ), предстоит также и структурная (по направлениям, специальностям и специализациям подготовки) трансформация в соответствии с новым качеством спроса на специалистов. Несмотря на слабое развитие малого и среднего бизнеса в России, спрос на менеджеров, экономистов, маркетологов, бухгалтеров и других специалистов сферы бизнеса остается самым высоким. По результатам опроса студентов в октябре - ноябре 2008 г. от 15 до 20 % опрошенных студентов экономических специальностей планируют в будущем открывать свой бизнес. Особым спросом пользуются специалисты в области услуг и сервиса, согласно тому же опросу, 20-25 % из тех, кто изъявил желание создавать свой бизнес, указали именно сферу услуг [2]. Однако, несмотря на популяризацию и усилия по воссозданию системы технических ПТУ со стороны государства, наименее востребованными остаются именно специальности в сфере материального производства, исключением остается только добывающая сфера и энергетические институты, которые не испытывают сегодня проблем с наборами.
Особенности экономических отношений по поводу образовательных услуг в целом обусловлены принадлежностью образовательных услуг к различным видам благ. Образовательные услуги в форме общественного блага понимаются потребителем как бесплатные и общедоступные. Государство как основной производитель услуг должно предоставлять их в необходимом количестве [3, 4]. Однако в действительности это не всегда именно так.
Образовательные услуги (ОУ), выступая объектом купли-продажи на рынке, становятся товаром, следовательно, необходимо определить, какую форму принимает этот
товар [5]. Применительно к системе российского образования под образовательной услугой понимается процесс получения определенного набора знаний и практических способов их применения, способных удовлетворить потребность личности в своем профессиональном статусе и росте.
Формирование и функционирование рынка ОУ подчиняется общим законам рыночной экономики, однако обладает рядом специфических особенностей: высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, значительная скорость оборота капитала, большая чувствительность образовательных услуг к рыночной конъюнктуре в силу невозможности их складирования и транспортирования, индивидуальность производства. Рыночные отношения производства ОУ имеют специфику, связанную с государственным вмешательством и регулированием наиболее значимых услуг, а также с ограничениями на частнопредпринимательскую деятельность.
Государственные образовательные учреждения, утратив стопроцентное бюджетное финансирование и получив взамен относительную экономическую свободу, коммерциализируют свою деятельность.
Производство ОУ становится результатом производственных отношений между собственниками факторов производства образовательных услуг. В роли собственников могут выступать и индивиды, их группы или социальные институты. Поэтому производство образовательных услуг представлено взаимоотношением различных экономических субъектов. Стадии процесса производства образовательной услуги, на которых возникают сервисные отношения, отражает рис. 1. Выходным элементом процесса производства услуги выступает выпускник-специалист [4].
Материально-технические возможности функционирования образовательного процесса ограничены. Если в производстве товаров можно увеличить мощность, то в сфере ОУ они предельны, например, нельзя резко увеличить аудиторный фонд или оборудовать учебные лаборатории и классы. Оказание образовательных услуг - это всегда процесс, который в существенной степени зависит от персонала (профессорско-преподавательского состава и обслуживающей администрации) [1].
Входной
элемент
<■"------------N
Повышение социального и профессионального статуса
іЛ
Производственный цикл
СТАДИЯ Выбор образовательной программы
Vі
СТАДИЯ 2
Изучение образовательной программы
СТАДИЯ 3 Аттестация и присвоение квалификации
Выходной
элемент
Выпуск
специалиста
Рис. 1. Стадии процесса производства образовательной услуги
На образовательные услуги невозможно точно прогнозировать спрос. Это тем более справедливо относительно новой (новинки) образовательной услуги. Спрос на эту услугу предсказать практически нельзя. Здесь прогноз не имеет каналов еще потому, что реально протестировать новинку невозможно. Вывод же на рынок подобного рода услуг всегда сопряжен с неоправданным риском.
Таким образом, основной особенностью российской образовательной услуги сегодня можно назвать ее коммерческую составляющую, которая признается всеми участниками данного рынка достаточно весомой. Сегодня образование - это такой же бизнес, как и все остальные услуги, он имеет свою специфику и особенности. В образовательной сфере настораживает лишь то, что рынок и коммерциализация ОУ не даст возможность развиваться фундаментальным направлениям в образовании и что еще более важно в социальном плане - это отсутствие возможности получить достойное образование малообеспеченным слоям общества, что в конечном итоге будет лишь усиливать расслоение общества. К данной проблеме мы еще обратимся в последующих статьях.
1. Россия в цифрах. 2008: крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2009.
2. Буданова И.М. Формирование и развитие рынка услуг бизнес-образования в регионе // Экономика образования. 2007. № 3. С. 147-155.
3. Медведева Е.И., Крошилин С.В. Муниципальный маркетинг: первоочередные задачи на самом «местном уровне» // Маркетолог.
2008. № 5. С. 18-23.
4. Панкрухин А.П. Образовательные услуги // Менеджмент в сфере услуг / под ред. В.Ф. Уколова. М., 1995. С. 315-341.
5. Загородняя А.А. Экономические и методические аспекты совершенствования управления конкурентоспособностью вуза (на примере негосударственного высшего учебного заведения): автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Владивосток, 2007.
Поступила в редакцию 1.04.2009 г.
Medvedeva E.I. The peculiarities of the Russian market of educational services. The article reveals the dominating factors and peculiarities of educational services granting in Russia, the effective advance of which on the high competitive Russian market gives the opportunities for the development of educational institutions and for the increase of the quality of education of the country’s population as a whole. The main peculiarity of a modern situation on the Russian market of educational services is still high competitiveness in the sphere of education and also its commercial part, which is considered to be the most important by all participants of this market.
Key words: the market of educational services, standard of living, educational services, educational services production, the process of rendering educational services.