Научная статья на тему 'Проблема несоответствия полученного депутатами образования и их деятельности по комитетам Государственной Думы'

Проблема несоответствия полученного депутатами образования и их деятельности по комитетам Государственной Думы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
757
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМИТЕТЫ / STATE DUMA / EDUCATION / COMMITTEES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бехтольд Светлана Вячеславовна

В данной статье рассматривается проблема несоответствия полученного депутатами образования и их деятельности по комитетам государственной думы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of discrepancy of the education got by deputies and their activities for the State Duma Committees

This article is about the problem of the inconsistency of the education of deputies and their activities on the committees of the State Duma.

Текст научной работы на тему «Проблема несоответствия полученного депутатами образования и их деятельности по комитетам Государственной Думы»

Проблема несоответствия полученного депутатами образования и их деятельности по

комитетам Государственной Думы

Problem of discrepancy of the education got by deputies and their activities for the

State Duma Committees

Бехтольд Светлана Вячеславовна

Студентка 2-го курса ФГиМУ СЗИУ РАНХиГС г. Санкт-Петербург,РФ e-mail: behtold12@gmail.com

Bekhtold Svetlana

2nd year student Faculty of State and Municipal Administration, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

North-West Management Institute e-mail: behtold12@gmail.com

Аннотация.

В данной статье рассматривается проблема несоответствия полученного депутатами образования и их деятельности по комитетам государственной думы.

Annotation.

This article is about the problem of the inconsistency of the education of deputies and their activities on the committees of the State Duma.

Ключевые слова: Государственная Дума, образование, комитеты.

Key words: The State Duma, education, committees.

В современной России сложилась злокачественная тенденция в области образования и трудоустройства, которая отражается в том, что люди, получившие высшее образование оказываются невостребованными на рынке труда.

По данным статистики (табл.1), составленной Федеральной службой государственной статистики, вплоть до 2008 года количество студентов и образовательных учреждений высшего образования росло. Однако, достигнув максимальной отметки, с 2008/2009 учебного года число студентов и образовательных учреждений стало стремительно сокращаться.

Таблица 1. Данные ФСГС о числе ВУЗов и студентов

Годы Число образовательных организаций В них студентов - всего, тыс.человек очных в том числе обучав очно-заочных (вечерних) лихся на отделения заочных х экстернат2) На 10 000 человек населения приходилось студентов3)

Все образовательные организации высшего образования

1914 72 86,5 86,5 - - - 10

1917 150 149 149 - - - 16

1927 (на 15 декабря) 90 114,2 114,2 - - -

1940/41 481 478,1 335,1 15 128 - 43

1950/51 516 796,7 502,6 17 277,1 - 77

1960/61 430 1496,7 699,2 167,6 629,9 - 124

1980/81 494 3045,7 1685,6 401 959,1 - 219

1990/91 514 2824,5 1647,7 284,5 892,3 - 190

1995/96 762 2790,7 1752,6 174,8 855,8 7,5 188

2000/01 965 4741,4 2625,2 302,2 1761,8 52,2 324

2005/06 1068 7064,6 3508,0 371,2 3032,0 153,4 493

2006/07 1090 7309,8 3582,1 372,3 3195,9 159,6 512

2007/08 1108 7461,3 3571,3 352,9 3367,9 169,2 523

2008/09 1134 7513,1 3457,2 343,7 3540,7 171,5 526

2009/10 1114 7418,8 3280,0 323,6 3639,2 175,9 519

2010/11 1115 7049,8 3073,7 304,7 3557,2 114,1 493

2011/12 1080 6490,0 2847,7 263,4 3289,7 89,2 454

2012/13 1046 6073,9 2721,0 229,6 3053,3 70,0 424

2013/14 969 5646,7 2618,8 189,2 2783,9 54,7 393

2014/15 950 5209,0 2575,0 158,5 2475,5 - 356

2015/16 896 4766,5 2379,6 149,1 2237,8 -

Одним из факторов проведения такой политики в области образования послужил тот факт, что большинство людей, имеющих высшее образование, не могут найти работу по специальности и соответственно не работают по ней. К тому же, как показывает практика (табл.2), некоторая часть студентов и не планирует искать работу в соответствии с получаемым образованием, а собираются работать в сфере близкой к их компетенции или же попробовать себя в совсем ином направлении.

Таблица 2. Опрос студентов «Работа в сфере образования»

Все респонденты Юриспруденция Экономика и управление

Работают по специальности 40,4% 38,5% 40,8%

Работают по близкой специальности 23,9% 20,7% 24,4%

Работают по другой специальности 35,7% 40,9% 34,8%

Собираются работать по полученной специальности 79,7% 82,6% 75,3%

Собираются работать по близкой специальности 9,9% 86% 14,9%

Собираются работать по другой специальности 4,5% 3,9% 4,9%

Неопределенно 5,9% 4,9% 4,9%

Причем стоит отметить, что такая тенденция прослеживается по многим, если не по всем направлениям деятельности людей, в связи с чем была выдвинута гипотеза о том, что вероятно так же обстоит дело и на высшем уровне в сфере государственного управления.

За основу исследования был взят состав Государственной Думы 7-го созыва. Для того, чтобы выявить количественные соответствия по различным критериям, объект исследования было решено структурировать следующим образом: как был избран (в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией или от избирательного округа ), по принадлежности к партии, по образованию и по деятельности в комитетах.

Поскольку целью исследования является доказательство или опровержение гипотезы изложенной выше, было решено выяснить соответствует ли образование депутатов и их деятельность по комитетам. При этом необходимо понимать, что представляют из себя комитеты, какими полномочиями обладают, каким образом формируется их состав и какое место они занимают в структуре Государственной Думы. Для этого обратимся к нормативно-правовой базе, а именно к Регламенту Государственной Думы. Комитеты формируются из числа депутатов на основе принципа пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы и его заместителей, а также руководителей фракций, обязан состоять в одном из комитетов. Таким образом, палата самостоятельно распределяет депутатов и каждый должен найти себе место в комитете.

Теперь рассмотрим полномочия:

• вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной

работы

• рассматривают обращения граждан в соответствии с вопросами их ведения

• осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов

• осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы

• проводят во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению мониторинга правоприменения в Российской Федерации, анализ практики применения законодательства

• и другие

Исследование объекта

Согласно исследованию, результаты которого представлены в таблице, не всегда профильное образование депутатов соответствуют их деятельности по комитетам.

Рисунок 1. Профиль образования депутатов

По собранным данным (Рис.1) 27,3% депутатов являются членами комитетов не по своему профилю. Однако если рассматривать соотношения по партиям необходимо воспользоваться относительными величинами, так как количество депутатов по партиям несопоставимо.

Таблица 3. Профиль образования депутатов

Фракция Соответствует Не соответствует

Единая Россия 72,6% 27,4%

ЛДПР 76,9% 23,1%

КПРФ 80,9% 19,1%

Справедливая Россия 60,8% 39,2%

Вне фракций 100% 0%

Кроме того по избирательным спискам процент несоответствия ниже, чем по партийным, 27,3% и 29,5% соответственно.

Однако призываю считать эти данные условными, так как не удалось найти подтвержденную информацию. Так на сайте Государственной Думы не у всех депутатов указано образование. Кроме того, нельзя выяснить сферы профессиональных интересов депутатов, что является так же немаловажным фактором.

Возможно, распределение депутатов по комитетам проходит по иным важным и обоснованным принципам, но в качестве дополнительного критерия соответствие образования позволило бы не только повысить эффективность работы комитетов, но и удовлетворить заинтересованность многих депутатов в деятельности по сферам профессиональных интересов, так как они, возможно, совпадают с полученным ими образованием.

Сравнительный анализ

Решив сравнить с зарубежным опытом, я изучила состав Бундестага и вот что выяснила: структура парламента Германии схожа со структурой Государственной Думой РФ. Бундестаг также создает постоянные комитеты, главная задача которых заключается в содействии законотворческому процессу.

Но интересным фактом является то, что в отличие от депутатов ГД депутаты Бундестага имеют право работать и вне парламента, так представлено множество профессий, в том числе, коммерсанты, врачи,

домохозяйки, музыканты, журналисты и другие. Самые большие по численности группы среди парламентариев - это госслужащие и люди, имеющие собственное дело: 112 чиновников, 168 частных предпринимателей и людей свободных профессий. Много представлено юристов, экономистов и специалистов по экономике производства, а также инженеров.

Что касается комитетов, на данный момент имеются 23 постоянных комитета, в состав которых входят от 14 до 46 депутатов и такое же число их заместителей. Комитеты являются органами всего парламента, поэтому их состав зависит от численности фракций, которые в свою очередь договариваются о том, сколько комитетов будет сформировано, какие перед ними будут стоять задачи и сколько членов они должны насчитывать.

В таблице (табл.4) представлены виды образования и количество депутатов, получивших это образование.

Таблица 4. Виды образования депутатов

Образование Кол-во депутатов

Правоведение 149

Социология 31

Экономика и управление бизнесом 62

Политология 79

История 44

Инжениринг 22

Медиа и коммуникации 12

Общественные науки 14

Административная наука 12

Народное хозяйство 33

Медицина 8

Философия и филология 15

Преподаватели 38

другое 112

Таким образом, можно отметить, что парламент Германии, как и его комитеты, формируются из действующих специалистов в своих профильных сферах. К сожалению, информации по соответствию образования и внепарламентской деятельности депутатов и их деятельности по комитетам не удалось найти, но исследование продолжается.

Сравнив с зарубежным опытом, рассмотрим этот вопрос в ретроспективе истории России на примере Государственной Думы Российской Империи. В таблице (табл.5) представлены данные о наличии образования у избранных парламентариев.

Таблица 5. Образование депутатов Государственной Думы Российской Империи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование I созыв II созыв III созыв

Высшее 42% 38% 48%

Среднее 14% 21% 28%

Низшее 25% 32% 17%

Домашнее 19% 8% 7%

Неграмотные 0,4% 1% 0%

Но следует учитывать и тот факт, что образование в этот период истории являлось привилегией, так по данным А.Е.Иванова в 1913/1914 году в государственных, общественных и частных высших школах обучалось 123532 студента, что составляет 0,07 % от общего населения в 178378,8 тыс. человек. А перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи (под грамотностью понималось умение читать и писать). Поэтому можно считать, что, с учетом куриальной выборной системы и состояния образования в России на этот период, депутаты Государственной Думы Российской Империи были достаточно образованы, чтобы представлять интересы своих избирателей.

Однако комиссионная работа отличалась от всего того, что будет в дальнейшем. Желая «перекроить» политико-правовую систему в самое ближайшее время, депутаты спешили с подготовкой законопроектов и отнюдь не стремились соотносить их с имевшейся нормативной базой. Один из народных избранников писал уже 29 апреля 1906 г.: «В Питере сразу попал в вихрь думской деятельности, довольно беспорядочной по новизне и самого дела и горячности новых деятелей, достаточно самонадеянных, чтобы считать себя способными в несколько вечеров построить проект автономии для разных областей России, кои для себя пожелали сию штуку - автономию завести: Литву, Польшу, Белоруссию, Малороссию, всякие Ляндии, Кавказ, Поволжье, Сибирь и т. д. Я лично того мнения, что надо бы хоть для образца познакомиться с каким-нибудь существующим основным законом, ибо кропать прямо из головы автономные конституции - как раз угодишь под перо Щедрина...»..Это происходило еще и потому, что в большинстве комиссий депутаты просто не обладали достаточной компетенцией в вопросах ведения комиссий, в которых они состояли. «В комиссиях, по словам наших чинов, не умеют взяться за работу ввиду неподготовленности и неумения работать вообще», -писал царю П.А. Столыпин 9 апреля 1907 г.

Проблемы возникали также и при распределении по комиссиям народных избранников, большинство из которых состояли в нескольких комиссиях сразу. По подсчетам А.В. Еропкина, в III Думе совокупная численность депутатов, работавших в комиссиях, составляла 997 человек. Иными словами, в среднем один депутат работал в двух комиссиях. «Страшное дело, - писал октябрист И.С. Клюжев, - всем хочется попасть в ту или другую комиссию, а как попадут сейчас же манкируют своими обязанностями».

Изучение общественного мнения

Что касается общественного мнения, на портале российская общественная инициатива в 2014 году была предложена инициатива №78Ф1875 федерального уровня «Профессиональное образование депутатов Государственной Думы РФ»: «Государственная Дума РФ это законотворческий орган, Депутаты разрабатывают и принимают законы, по которым живет вся Россия. Я предлагаю выбирать в депутаты людей, имеющих юридическое, экономическое высшее образование. Данные депутаты могли бы принимать более необходимые законы для россиян, что впоследствии обязательно скажется на уровне жизни наших граждан! В настоящее время есть депутаты спортсмены, актеры и прочие, мягко говоря "далекие" от юриспруденции и экономики, какие же законы они могут принять для нас!? Они просто как серая масса, которая голосует списками! Депутаты должны быть профессионалами!»

77,2% проголосовали за эту инициативу, но она не получила должной огласки и голосовавших на этом портале было ничтожно мало, для того, чтобы хоть как-то сделать возможным рассмотрение подобного законопроекта.

Аналогичное требование было выдвинуто на портале www.onlinepetition.ru, однако тоже не получило широкого распространения в виду мало известности портала.

Однако важно учитывать также и тот факт, что наличие только юридического или экономического образования недостаточно, например, для глубокого понимания проблем экологии и так далее. Поэтому нельзя сказать, что данная инициатива является в должной мере обоснованной.

Выводы

Подвергнув анализу статистические данные, научные статьи, исторические источники, можно сделать вывод, что имея хороший уровень образования депутаты, возможно, не имеют возможности наиболее эффективного применить его, так как находятся в тех комитетах, профиль которых отличается от полученного ими образования. Однако нельзя с уверенностью сказать, что это сильно влияет на работу комитетов в целом. Возможным решением могло бы стать более эффективное распределение депутатов по комитетам.

Список используемой литературы:

1) Георгия Рауэр Факты. Бундестаг - краткий обзор. - Берлин: 2016.

2) Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991.

3) Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления : учебник / Р.Т. Мухаев. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 575 с.

4) Постановление "О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22 января 1998 г. № N 2134-II ГД // Собрание законодательства Российской Федерации.

5) Сайт Государственной Думы URL: www.duma.gov.ru/ (дата обращения: 06.11.2016).

6) Сайт Бундестага URL: https://www.bundestag.de/ (дата обращения: 06.11.2016).

7) Статистические данные Федеральной службы государственной статистики - «Соответствие специальности планам по трудоустройству», «Образовательные организации высшего образования»

8) Столыпин П.А.: Переписка / Сост., авт. коммент, предисл., археогр. введения В.В. Шелохаев, Н.И. Канищева, Н.М. Корнева, К.И. Могилевский, К.А. Соловьев. Под общ. ред. П.А. Пожигайло. - М.: РОССПЭН, 2004. - 704 с.

9) Тимошенко И.Г., НИР «Опыт организации законодательного процесса в зарубежных странах», // - М.: 2013 г.

10) Шелохаев В.В., Соловьев К.А. НИР «История деятельности первых Государственных Дум дореволюционной России: сравнительный анализ традиций правотворчества» // - М.: 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.