Научная статья на тему 'Актуальные проблемы современного российского высшего образования'

Актуальные проблемы современного российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1801
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / НАУКОМЕТРИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / SCIENTOMETRICS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петросянц Даниэл Викторович, Светцова Анастасия Сергеевна

В статье анализируются наиболее острые и актуальные проблемы развития отечественной высшей школы. Рассматриваются возможности и ограничения, федеральные и региональные тренды реформирования, рефлексия со стороны научно-образовательного сообщества на текущие преобразования. Авторов интересует комплексный подход к решению задач, стоящих перед современным российским образованием: стратификация отечественных вузов, выделение из них группы элитных университетов, повышенное внимание к обеспечению кадровым потенциалом высшей школы, придание большего динамизма работе с рынком труда, пагубные тенденции гипертрофированной погони за высокими наукометрическими показателями среди преподавателей вузов в ущерб эффективной работе и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петросянц Даниэл Викторович, Светцова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANT PROBLEMS OF MODERN RUSSIAN HIGHER EDUCATION

The article analyzes the most critical and relevant problems of development of domestic higher education. The possibilities and limitations, federal and regional trends of reforming, reflection from the scientific-educational community on the current transformations are introduced. The authors are interested in the complex approach to the solution of tasks that face modern Russian education: stratification of domestic Universities, selection from them a group of elite Universities, increased attention to providing human resource potential of the higher education, giving more dynamism to the work with the labor market, destructive tendencies of hypertrophic pursuit for high scientomet-rics indicators among University teachers at the expense of effective work, etc.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы современного российского высшего образования»

ПЕТРОСЯНЦ Д.В.,СВЕТЦОВА А.С.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБ РАЗОВАНИЯ1

Аннотация. В статье анализируются наиболее острые и актуальные проблемы развития отечественной высшей школы. Рассматриваются возможности и ограничения, федеральные и региональные тренды реформирования, рефлексия со стороны научно-образовательного сообщества на текущие преобразования. Авторов интересует комплексный подход к решению задач, стоящих перед современным российским образованием: стратификация отечественных вузов, выделение из них группы элитных университетов, повышенное внимание к обеспечению кадровым потенциалом высшей школы, придание большего динамизма работе с рынком труда, пагубные тенденции гипертрофированной погони за высокими наукометрическими показателями среди преподавателей вузов в ущерб эффективной работе и т. п.

Ключевые слова: высшая школа, профессиональная компетентность, институциональная среда, наукометрия, образование.

PETROSYANTS D.V.,SVETTSOVA A.S.

RELEVANT PROBLEMS OF MODERN RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Abstract. The article analyzes the most critical and relevant problems of development of domestic higher education. The possibilities and limitations, federal and regional trends of reforming, reflection from the scientific-educational community on the current transformations are introduced. The authors are interested in the complex approach to the solution of tasks that face modern Russian education: stratification of domestic Universities, selection from them a group of elite Universities, increased attention to providing human resource potential of the higher education, giving more dynamism to the work with the labor market, destructive tendencies of hypertrophic pursuit for high scientomet-rics indicators among University teachers at the expense of effective work, etc.

Keywords: higher education, professional competence, institutional environment, scientometrics, education.

Фантомные представления о советской системе высшего образования сегодня следует пересмотреть, и не только в соответствии с проводимой реформой образования, подключением российских вузов к «Болонскому процессу», но и учитывая существенные региональные различия, свойственные федеративному государству, связанные не только с многообразными климатическими, экологическими, геологическими, наследственно-экономическими и т.п. факторами, но и с социальными и ментальными.

По мнению профессора В. Коссова, одной из самых острых проблем современной российской экономики является не капитал и даже не менеджмент, а нехватка квалифицированной рабочей силы. Российское высшее образование во многом не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В результате дефицит высококвалифицированных специалистов остается, однако и рабочими выпускники российских вузов работать не пойдут. Образовался целый пласт людей с высшим образованием, которые не могут прокормить себя знаниями, полученными по обозначенным в их вузовских дипломах специальностям, но в то же время они не хотят и даже не могут перейти в разряд низкоквалифицированных работников.

Нобелевский лауреат в области экономики Дж.Стиглиц считает, что «раньше в России можно было получить очень хорошее, первоклассное образование, но после распада СССР лучшие специалисты начали уезжать, так как были чрезвычайно востребованы на Западе. Инвестиции в систему образования заметно снизились, что не замедлило сказаться на количестве и качестве выпускаемых специалистов». А на взгляд профессора Финансового университета при Правительстве РФ Я.А. Пляйса, система отечественного образования и вовсе «оказалась к началу 2000-х гг. в том плачевном состоянии, из которого она не вышла до сих пор, несмотря на значительные разнообразные реформаторские усилия, предпринимаемые государством в последние годы» [1, с. 7].

К середине 2000-х гг. сложилась ситуация, когда практически каждый гражданин России,

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-02-00069а «Стратегическое регулирование регионального развития в условиях социализации, экологизации и инновационных преобразований экономики (на примере Северо-Кавказского федерального округа)».

закончивший школу и получивший среднее образование, имел возможность получить высшее образование, которое стало массовым, уровень его значительно снизился и, зачастую, направлен не столько на обучение премудростям той или иной профессии, а, скорее, на приобретение и развитие общей культуры, социализации в обществе, т. е. своего рода «общее высшее неспециализированное образование». Таким образом, регуляторы в лице государства столкнулись с необходимостью упорядочить сферу высшего образования, определить для выстраивания современной российской политики в области образования критерии между общим и специальным образованием, массовым и элитарным. А насколько удается использовать административные и финансовые ресурсы, можно судить только спустя длительное время, т. к. вмешательства в развитие образовательной сферы носят пролонгированный и инерционный характер.

В современных условиях власти ряда субъектов РФ, выстраивая стратегии развития своих регионов, через разработчиков этих программ краеугольным камнем ставили структурную перестройку экономики с переходом на экономику знаний, именно за счет образовательного кластера экономики повышать конкурентоспособность [2, с. 42-43]. Результатом всех этих преобразований по задумке авторов должна стать эффективная инновационная инфраструктура, неотъемлемой частью которой является система высшего образования. При этом вузы начинают играть не только роль «производителя» квалифицированных кадров для нужд модернизирующейся экономики региона, но и мощных исследовательских центров, центров социализации, центров экспертизы и консультирования, центров развития человеческого капитала.

В сегменте высшего образования нужно резко повышать конкуренцию. К исходу первого десятилетия XXI в. у нас в стране насчитывалось порядка 7,5 млн студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, которые находятся в слишком комфортных условиях (табл.). Они практически уверены, что им нужно только получить диплом, а дальше рынок обязательно должен обеспечить их как специалистов с высшим образованием комфортной зарплатой. Число студентов выросло за два десятка постсоветских лет свыше чем на 5 млн. При этом если число студентов-очников увеличилось примерно в 2 раза (3,2 млн), то основной прирост армии студенчества был обеспечен иными формами обучения.

Существовавшая советская система научных исследований и разработок подразделялась на четыре сектора: академических институтов, отраслевых институтов, вузов, промышленных предприятий. Сектор вузов главным образом отвечал за подготовку высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства, а также ученых, инженеров и исследователей. За исключением небольшого числа элитных университетов и технических вузов сектор вузов не рассматривался в качестве центра научных исследований и разработок. На сегодняшний день такая роль вузов стала критично недостаточной, именно вузы должны стать той интегральной средой, которая и станет предпосылкой к формированию инновационного общества, экономики знаний [3].

Ответ российского правительства на вызовы потери конкурентоспособности отечественной высшей школы пока был явно недостаточен. Он заключался в начале стратификации вузов по их типологии и их роли в зависимости от целого ряда причин, обусловленных направленностью обучения, территориальной дифференциацией и т. п. Соответственно формируются и различные и неоднородные, порой разновекторные, миссии этих вузов.

В результате проводимой в последние годы реформы образования российские вузы выстраиваются в своеобразную иерархическую пирамиду, вершиной которой являются два вуза, относимые к национальному достоянию (Московский и Санкт-Петербургский университеты), затем следуют федеральные и национальные исследовательские университеты и примкнувшие к ним вузы госслужбы (РАНХИГС2 и Финансовый университет при Правительстве РФ), и далее по нисходящей к основанию пирамиды, по различным классификационным признакам подчиненности министерствам и ведомствам, территориям и т. п. (см. рис. 1).

2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Образовательные учреждения высшего профессионального образования

(на начало учебного года)*

Годы Число образовательных учреждений В них студентов всего, тыс.чел. В том числе обучавшихся на отделениях На 10 000 человек населения студентов

очных очно-заочных (вечерних) заочных экстернат

1914 72 86,5 86,5 - - - 10

1917 150 149 149 - - - 16

1927 90 114,2 114,2 - - -

1940/41 481 478,1 335,1 15 128 - 43

1950/51 516 796,7 502,6 17 277,1 - 77

1960/61 430 1496,7 699,2 167,6 629,9 - 124

1980/81 494 3045,7 1685,6 401 959,1 - 219

1990/91 514 2824,5 1647,7 284,5 892,3 - 190

1995/96 762 2790,7 1752,6 174,8 855,8 7,5 188

2000/01 965 4741,4 2625,2 302,2 1761,8 52,2 324

2005/06 1068 7064,6 3508,0 371,2 3032,0 153,4 493

2006/07 1090 7309,8 3582,1 372,3 3195,9 159,6 512

2007/08 1108 7461,3 3571,3 352,9 3367,9 169,2 523

2008/09 1134 7513,1 3457,2 343,7 3540,7 171,5 526

2009/10 1114 7418,8 3280,0 323,6 3639,2 175,9 519

2010/11 1115 7049,8 3073,7 304,7 3557,2 114,1 493

2011/12 1080 6490,0 2847,7 263,4 3289,7 89,2 454

^Источник: официальные данные Росстата. — URL : http://www.gks.ru/.

Национальное достояние: МГУ им. Ломоносова и СПбГУ

Федеральные университеты и вузы госслужбы

Национальные исследовательские университеты

Классические университеты

Прочие вузы: технические и технологические, ведомственные (в т.ч. силовых), медицинские, гуманитарные, педагогические, аграрные, негосударственные и др.

Рис. 1. Иерархическая пирамида вузов РФ по типологии.

Федеральные университеты (ФУ) — элита в иерархии российских вузов. Они создаются в форме автономных учреждений, получают право самостоятельно распоряжаться своими доходами. В состав таких университетов могут включаться не только вузы, но и научные организации, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, их региональных отделений. Ректора назначают на правительственном уровне сроком до 5 лет. Кроме того, в университете должны быть президент и попечительский совет. Попечительские советы, создаются в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и контроля их использования. Миссия федерального университета прописана в дополнениях к Закону об образовании (ст. 9, п. 1.1., выдержки):

- реализует инновационные образовательные программы, интегрированные в международное образовательное пространство;

- обеспечивает формирование кадрового и научного потенциала комплексного социально-экономического развития региона;

- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

- обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в т. ч. путём доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

Национальный исследовательский университет (НИУ) — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Практически НИУ стали интегрированным научно-образовательным центром или включают ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.

Выделение и приоритетная поддержка ведущих вузов, безусловно, необходима (в международных рейтингах страны представлены, как правило, немногими лучшими университетами), но мы оставляем за скобками озабоченности по поводу механизмов выбора вузов и их поддержки. Помимо этого, следует упомянуть инициативы о продлении сроков обучения в аспирантуре, что создает возможность для их структурной сопоставимости с зарубежными программами, а также давно ожидаемые меры по упрощению нострификации ученых степеней зарубежных университетов. Более точечными являются действия по поддержке крупных научных проектов с привлечением ведущих зарубежных ученых.

Вузы, особенно получившие статусы НИУ и ФУ, обращают все больше внимания на положение дел с научной работой преподавателей. В их программах развития присутствуют показатели публикационной активности, а иногда и заданы целевые индикаторы положения в международных рейтингах. Вузы только начинают управлять процессом своего позиционирования в международных рейтингах. Государство вновь взяло на себя бремя обеспечения финансирования этой задачи, провело тендер и с лета 2013 г. отобрано 15 вузов, которые будут максимально «пиариться» в международном пространстве продвигая свои бренды, и, по расчетам авторов программы, поднимутся в международных рейтингах до заметных позиций [4].

Следующий шаг требует намного больше усилий: необходимо внедрить системы планирования рабочего времени и вознаграждения, которые позволяли бы сотрудникам, активно занимающимся научной работой, меньше преподавать и получать оплату за свои публикационные достижения. Зачастую такие действия могут приводить к нарушению традиционной университетской иерархии в распределении нагрузки и уровне оплаты. Нужно пересматривать подходы к построению программ подготовки аспирантов, что часто порождает не меньшие организационные конфликты. Наконец, международная конкурентоспособность невозможна без привлечения зарубежных преподавателей и студентов. Этот шаг требует существенной трансформации организационной культуры вуза, начиная с использования английского языка наравне с русским не только в учебном процессе, но и в управлении университетом и заканчивая созданием творческой среды, способной привлечь сильных ученых.

Основополагающей на сегодняшний день в РФ в сфере реформирования образования является «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.». Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ. К подзадачам программы, в частности, относятся:

- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2013 г. был дан вузам целый ряд поручений, которые выступают в качестве показателей государственной политики. Одно из них — повышение заработной платы преподавателей к 2018 г. до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Задача эта в большей степени ориентирована на собственный потенциал вузов, их экономические возможности. А значит, трудновыполнима. Ректор ЮФУ М. Боровская считает, что для ее выполнения важно не только разработать общую стратегию, но и донести ее до Российского союза ректоров и Минобрнауки РФ с целью консолидации усилий [5].

Основные задачи государственной программы «Развитие образования» до 2020 г. связаны с планируемыми изменениями на всех уровнях образования:

- формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития РФ;

- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

- модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

- обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Высокое качество школьного образования было фундирующим элементом советской национальной инновационной системы (НИС), и этот опыт, несомненно, следует использовать, выстраивая современные образовательные схемы. Например, следует создавать образовательные комплексы полного цикла непрерывного образования и воспитания, включая и дошкольные. Предоставить равенство при получении образования могут дистанционное обучение, гранты для одаренных детей, учебные лагеря, олимпиады. Кроме того, необходимо будет ввести жесткий конкурсный отбор учебников для средней школы, сократив их общее число и снизив вариативность. При этом конкурсы должны проводиться раз в несколько лет, чтобы не допускать неконкурентного переиздания одних и тех же учебных пособий.

Пути дальнейшего совершенствования региональных образовательных кластеров экономики (и в первую очередь университетов как центров просвещения и интегратора инновационных процессов) рассмотрим по шести блокам развития (отлаживания), важность которых по нашему мнению равновесна (рис. 2) [6].

Рис. 2. Интегральные блоки развития современного университета.

Ресурсное обеспечение. Очевидно, что затянувшийся период сверхдефицита финансового и ресурсного обеспечения большинства российских вузов является основной причиной потери их конкурентоспособности по сравнению с мировыми университетами. Мировой опыт ресурсного обеспечения вузов свидетельствует, что лидерами являются университеты, диверсифицирующие источники финансирования. Администрации подавляющего большинства государственных вузов РФ, организовав предельно возможную работу по предоставлению коммерческих образовательных услуг, продолжают в максимальной степени зависеть от ежегодных финансовых потоков из федерального бюджета, формируемых во многом благодаря административно-лоббистским механизмам.

В сложившихся современных условиях администрациям вузов необходимо активизировать работу в профильных академических и профессиональных сообществах (возможно, запланировать и формирование новых сообществ), основной целью деятельности которых является поддержка усилий администрации по поиску новых источников финансирования и увеличению существующих [7, с. 25].

Целесообразной видится инициатива администраций ряда российских вузов по разработке (обновлению, модернизации) стратегии развития вузов, а также по постоянному и оперативному пересмотру маркетинговой политики в изменяющихся и не отличающихся стабильностью условиях.

Образование. Необходимо проанализировать возможность преобразования большинства образовательных программ (ОП) специалитета в магистерские, а также определить возможные процедуры такого преобразования. Предлагается рассмотреть возможность расширения спектра аспирантских ОП, в первую очередь, за счет развития практики создания совместных с исследовательскими учреждениями кафедр (в первую очередь Российской Академии наук).

Также важно качественно измерить и эффективность полученного выпускниками вуза образования, для чего вузы сами оценивают процент трудоустройства своих выпускников по специальности. Ректор Финансового университета при Правительстве РФ М. А. Эскиндаров утверждает, что после окончания его вуза «абсолютное большинство выпускников в течение двух месяцев трудоустраивается. И, что особенно радует, трудоустраивается по специальности. Это очень хороший показатель. Иначе нельзя понять, зачем государство или сами обучающиеся тратят деньги, если они не собираются работать по специальности» [8].

Исследования. В рамках стратегии развития вуза предлагается определить пути организации работы по взаимодействию с основными наукометрическими сервисами (Scopus, Web of Science, Scholar, РИНЦ и др.), отслеживанию появления информации о патентах и вэб-продукции в наукометрических сервисах, стимулированию активности исследователей вуза в развитии научной продуктивности в реферируемых журналах, в развитии научных коммуникаций.

Можно констатировать заметное отставание российских вузов от ведущих мировых университетов в организации исследовательской деятельности. Однако перелом здесь вполне возможен, так как академическое сообщество вполне осознает невозможность изолированного существования вне сложившейся мировой системы научной периодики и мировых систем наукометрии. Для чего следует проводить работу по постоянному расширению перечня реферируемых русскоязычных изданий, увеличить число англоязычных публикаций в мировых реферируемых изданиях, повысить культуру оформления статей и другой интеллектуальной продукции.

Огромный плюс — наличие в вузе суперкомпьютера, что на сегодняшний день является показателем, характеризующим их не только в области научно-исследовательской деятельности, но и отчасти говорит о недостаточных финансовых возможностях. Здесь следует изыскивать пути привлечения спонсорских денег, формирование эндаумента — целевого фонда, предназначенного для использования в некоммерческих целях, для финансирования организаций образования, медицины, культуры.

Целый ряд вузов-победителей всероссийского конкурса инновационных вузов обзавелись суперкомпьютерами на выделенные средства, использовать которые могут как для научных и образовательных целей вузов, так и, в коммерческой деятельности.

Практически все вузы, развивающие собственные суперкомпьютерные технологии, плани-

руют инвестировать заметные средства в развитие каналов связи, чтобы повысить отдачу от использования вычислительных мощностей, готовят контракты с российскими и зарубежными компаниями и организациями не только на решение вычислительных задач, но и на сдачу в аренду вычислительных мощностей. На сегодняшний день наиболее мощным суперкомпьютерами в России обладает МГУ имени М.В. Ломоносова (это 3 супервычислительные системы, занимающие в СНГ первое, шестнадцатое и тридцать пятое места в соответствии с публикуемым в интернете рейтингом3).

Профессиональная компетентность. Необходимо проводить работу в части стимулирования преподавателей и исследователей вуза к повышению научной продуктивности, научных коммуникаций и академической мобильности. Полезен опыт привлечения отечественных и зарубежных специалистов (академическая мобильность) для проведения семинаров, лекций, диспутов в стенах российских вузов. Также активное участие профессуры в учебной и академической деятельности вузов за пределами РФ (регионов) приводит к обмену знаниями, взаимопроникновению научных школ, большей открытости, что отчасти относится и к следующему блоку. Наиболее эффективными взаимодействиями между преподавателями вузов (учеными) разных стран становятся совместные исследования, которые как результат порождают совместные публикации, рожденные во временных научных коллективах (рабочих группах), порой в стихийной коллаборации. Сегодня получить ряд российских грантов просто невозможно без подобных международных исследований. Таким образом, мы плавно переходим к следующему блоку и подтверждаем свою мысль о системности решаемой задачи.

Международная деятельность. В рамках стратегии развития вуза целесообразно планомерно продвигать механизмы интернационализации вуза, подразумевающие активное участие в международных академических объединениях, развитие студенческой мобильности (международной и внутри страны), развитие академической мобильности, маркетинговые механизмы привлечения иностранных студентов — не только из «дальнего зарубежья», но и из стран СНГ.

Интернационализация образования — это процесс включения различных международных аспектов в исследовательскую, образовательную, административную и экспертно-консультационную деятельность вузов. Процесс интернационализации образования влечет за собой структурные изменения, как на правительственном уровне, так и на уровне конкретных образовательных учреждений.

Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов. Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это, как правило, начальный уровень интернационализации. На более высоком уровне интернационализация высшего образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений.

В соответствии с лозунгами Болонского процесса по сетевому взаимодействию вузов, мобильности студентов и преподавателей ряд российских вузов реализует переход на единые зачетные единицы для получения студентами этих вузов двойных дипломов — российского и европейского. Подобные контакты по взаимодействию с зарубежными вузами развиваются.

Развитие коммуникаций. В рамках стратегии развития вуза целесообразно разработать коммуникационную стратегию вуза, включающую в себя развитие всего спектра связей, в т. ч. и интернет-коммуникаций, организацию мониторинга целевых аудиторий, использование положительно зарекомендовавших себя технологий в структуре управления вузом (подразделений вуза).

Оценивая проводимую в РФ в начале XXI в. политику инновационной интеграции, следует заметить, что в России обеспокоены развивающимся отставанием в области науки и техники, недостаточно интенсивным развитием образовательных технологий. В этой связи прилагается немало усилий в направлении смены негативных трендов, используя при этом как законодательные рычаги, так и применяя новые схемы финансирования и стимулирования инновационных преобразований в отечественном образовании, в первую очередь высшем, в наиболее

3 20-я редакция от 01.04.2014. — URL : http://top50.supercomputers.ru/?page=ratmg.

сильных и системообразующих федеральных и региональных вузах.

Помимо миссии образовательной в ведущих российских вузах следует отдельно выделить и миссию по развитию научно-исследовательского направления деятельности. Еще одной задачей современного вуза-лидера является развитие на территории (в регионе) расположения вуза пояса инновационных компаний, содействие развитию малого и среднего бизнеса, активное вмешательство в социально-экономическое развитие этой территории, т. е. еще одной из важнейших миссий вуза (ведущего и авторитетного в регионе) становится развитие предпринимательской активности [9, с. 108]. Иначе говоря, региональные вузы-лидеры способны стать и лидерами в раскрытии инновационного потенциала регионов, раскрытия человеческого потенциала, стать «локомотивами» развития малого и среднего предпринимательства [10]. Исходя из этого, можно предположительно выдвинуть две гипотезы:

- предпринимательские вузы привлекают дополнительные интеллектуальные и материальные ресурсы благодаря формируемой вокруг них инновационно-предпринимательской среде;

- предпринимательские вузы — основной драйвер развития предпринимательства в регионе.

Соответственно, перед вузами, обозначающими своей миссией развитие предпринимательского потенциала региона, ставится ряд задач.

1. Понимание назначения и роли университета в стране и регионе дислокации и в соответствии с этим формулирование целей и задач (четко обозначенной миссии в программах развития вузов) интеграции с бизнесом.

2. Разработка (выбор) модели развития инновационной деятельности применительно к задачам университета и конкретным условиям его функционирования.

3. Обеспечение стратегических приоритетов развития университета — привлечение абитуриентов.

4. Сохранение и развитие научных школ, развитие научно-технологической базы.

5. Создание специальных структур и механизмов работы с бизнесом.

6. Поиск новых форм интеграции — вхождение в структуры НИОКР крупных корпораций, создание совместных с бизнесом научно-исследовательских структур, использование потенциала международного партнерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимодействие предпринимательского вуза с региональной инфраструктурой в рамках выполнения взятой на себя миссии требует координации действий от федеральных и региональных властей, бизнеса и, собственно, самих вузов. Эффективная, с позиций системного подхода, реализация стратегических направлений развития региона предполагает широкое применение различных форм и методов государственного регулирования инвестиционных процессов и стимулирования, согласованной деятельности всех его участников по созданию устойчивой экономической базы, способной самостоятельно решать насущные хозяйственные и социальные проблемы [11, с. 12; 12]. Системным интегратором развития предпринимательского климата региона выступают правительственные структуры, в первую очередь Министерства регионального развития, труда и занятости, образования и науки. Вузы, в свою очередь, берут на себя бремя по:

- завоеванию авторитета и выполнению роли ключевого элемента в региональном инновационном кластере;

- развитию компетенций студентов и сотрудников;

- коммерциализации разработок, выполнение заказов на НИОКР;

- поддержке молодежной инновационной активности;

- трудоустройству студентов (соответствие подготовки специалистов потребностям рынка).

Бизнес, взаимодействуя с вузами, занимается выполнением прикладных научных исследований и разработок, опытным и мелкосерийным производством, содействует (в контакте с вузами) подготовке кадров и проектных команд, совместно с вузами (базовые кафедры и иные взаимодействия) использует свое уникальное оборудование, приборную базу и т. п. Вообще, основой государственной инновационной политики в странах, выстраивающих экономику знаний, делается упор на региональное развитие: после всестороннего анализа выявляются сравнительные преимущества каждого региона, определяется их специализация, а затем, в

условиях активного участия местных органов власти, на региональных уровнях налаживаются связи между наукой, системой образования и производителями [13, с. 55].

Следует отметить и еще один аспект: наукометрические показатели научных и образовательных учреждений в нашей стране последнее время привлекают все больше внимания. Результативность ученого по данным Web of Science, Scopus и отечественного российского индекса научного цитирования (РИНЦ) воспринимают как панацею от субъективизма оценок труда ученых (в первую очередь гуманитариев). Беда в том, что наукометрия несет в себе только количественные показатели эффективности работы ученого, коллектива ученых, целого института или даже государства в целом, но не способна оценить научную ценность изложенных в трудах результатов исследований. Чем выше выборка, тем больше доверия к репрезентативности этих данных. На сегодняшний же день в отечественной научной среде просто обостряется гонка за увеличением своего индекса Хирша. Более того, руководство вузов и институтов директивно поручает своим сотрудникам делать ссылки на публикации сотрудников, которые выбраны «к раскрутке». Методом «перекрестного опыления», когда ученые договариваются, кто на кого будет ссылаться в своих очередных статьях, можно полностью размыть и свести к нулю попытку выяснить вопрос, так какой же научный или образовательный коллектив эффективнее.

В заключение нам хотелось бы отметить, что любые преобразования и реформы (не только образовательной сферы) невозможны без рефлексии и взаимопонимания между всеми стратами российского общества, особую роль здесь мы отводим взаимопониманию между элитами и гражданским обществом. Вообще, каждому поколению свойственно считать, что именно в настоящую ему эпоху происходят глобальные перемены, способные стать поворотом в истории [14, с. 177]. Национальные элиты и, в наибольшей степени, элиты государственного управления ответственны за политико-экономико-социальные процессы и трансформации, происходящие в обществе. Элиты формируют концептуально-парадигмальные подходы к позиционированию государства на мировой арене, ответственны за поддержание оптимальной и сбалансированной психообщественной инфраструктуры социума. Решение этой задачи лежит в русле согласования интересов всех слоев общества, в недопущении социальных, экологических, межнациональных, межконфессиональных и т. п. перекосов посредством регулирования и придания динамизма в направлении тщательно проработанных и оцененных трендов в следующих трех сферах, являющихся приоритетной «зоной ответственности» национальных элит:

- минимизация рисков абсолютно любой природы, способных нарушить сбалансированность социума;

- оптимизация издержек, непомерное бремя которых способно разрушить баланс сдержек и противовесов, сложившихся на данный момент в обществе. По сути элиты решают оптимизационную задачу с фиксированным бюджетом и необходимостью выбора наиболее эффективного перераспределения усилий всего общества в достижении определенных целей. Недостаточный ресурс, выделенный на решение той или иной задачи, не приводит к достижению ожидаемого результата;

- ожидаемые последствия, которые необходимо тщательно просчитывать, прежде чем принимать непродуманные и эмоциональные решения.

Литература

1. Пляйс, Я. А. Особенности современной модернизации России /Я.А. Пляйс // Обозреватель [Observer]. 2010. Т. 247. № 8.

2. Петросянц, В. З. Концептуальные основы стратегии регионального развития / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3.

3. Гетманова, Г. В. Диагностика и внедрение управленческих инноваций в деятельности предприятия : Дис. ... канд. экон. наук. 08.00.05 /Гетманова Г. В. — СПб., 2005.

4. Сайт Министерства образования и науки РФ. — URL : http://минобрнауки.рф/новости/3503.

5. Наше время ; [Ростов-на-Дону]. — URL : http://www.nvgazeta.ru/education/7776.html.

6. Салми, Дж. Создание университетов мирового класса / Дж. Салми ; пер. с англ. — М. : Изд-во «Весь Мир», 2009.

7. Исследовательские университеты в России : пути становления и развития / П. С. Чубик [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 1.

8. Эскиндаров, М. А. Основной критерий оценки вуза — востребованность его выпускников /М.А. Эс-

киндаров //Деньги и кредит. 2012. № 9. С. 5.

9. Селезнев, П. С. Европейский путь инновационной политики / П.С. Селезнев // Обозреватель [Observer]. — М, 2012. Т. 269. № 6.

10. Петросянц, Д. В. Индекс развития человеческого потенциала в субъектах Российской Федерации / Д.В. Петросянц // Региональная экономика : теория и практика. 2011. № 43 (226).

11. Петросянц, В. З. Региональное развитие и факторы экономического роста / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян //Региональная экономика : теория и практика. 2007. № 18.

12. Зоидов, К. X. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве /К.Х. Зоидов, Е.В. Моргунов, К.В. Биджамова. — М. : Ин-т проблем рынка Российской акад. наук, 2009.

13. Абаев, А. Л. Предпринимательство как фактор развития научно-инновационной сферы региона / А.Л. Абаев // Экономика и управление собственностью. 2008. № 3.

14. Шарден П. Тейяр де. Феномен человека /П. Тейяр де Шарден. — М. : Наука, 1987.

References:

1. Plyais, Ya.A. Peculiarities of Modern Russian Modernization / Ya.A. Plyais // Scientific-analytical journal Obozrevatel - Observer. - 2010. - V. 247, No. 8.

2. Petrosyants, V.Z. Conceptual Foundations of the Strategy of Regional Development / V.Z. Petrosyants, S.V. Dokholyan // Regional problems of economic transformation. - 2011, No. 3.

3. Getmanova, G. V. Diagnostics and Implementation of Managerial Innovations in the Activity of a Company: Thesis of the Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / Getmanova Galina Vladimirovna. - SPb, 2005.

4. Website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation [An Electronic Resource]. - М. - Retrieved from: http://минобрнауки.рф/новосmи/3503, free access. - Title taken from the screen.

5. Newspaper "Our Time" («Nashe Vremya»): Rostov-on-Don [An Electronic Resource]. - Rostov-on-Don. -Retrieved from: http://www.nvgazeta.ru/education/7776.html, free access. - Title taken from the screen.

6. Salmi, J. Creating World Class Universities / J. Salmi, translated from English - M.: «Ves Mir» («Whole World») publishing, 2009.

7. Research Universities in Russia: Ways of Establishment and Development / P.S. Chubik [et al] // University management: practice and analysis. - 2009, No. 1.

8. Eskindarov, M.A. The Main Criterion of University Evaluation - Demand for its Alumni / M.A. Eskindarov // Money and Credit. - M.: 2012, No. 9., - p.5.

9. Seleznev, P.S. European Way of Innovative Politics / P.S. Seleznev // Scientific-analytical journal Obozre-vatel - Observer. M.: 2012. - V. 269, No. 6.

10. Petrosyants, D.V. Index of Development of Human Potential in the Subjects of the Russian Federation / D.V. Petrosyants // Regional Economics: theory and practice. - M.: 2011, No. 43 (226).

11. Petrosyants, V.Z. Regional Development and Factors of Economic Growth / V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan // Regional Economics: theory and practice. - M.: 2007, No. 18.

12. Zoidov, K.Kh. Peculiarities of Evolution of Small and Medium-sized Innovative Entrepreneurship of Crisis Economy in the Post-Soviet Space / K.Kh. Zoidov, E. V. Morgunov, K. V. Bijamova. - M: Establishment of Russian Academy of Sciences, Institute of Market Problems. - 2009.

13. Abaev, A.L. Entrepreneurship as a Factor of Development of the Scientific-Innovative Sphere of the Region /A.L. Abaev // Economics and Management of Property. - M.: 2008. No. 3.

14. Teyar de Shardin P. Human Phenomenon. / P. Teyar de Shardin. - M.: Science, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.