Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ В КОНТЕКСТЕ ИХ ОБЩЕМИРОВОГО ПРИЗНАНИЯ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА'

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ В КОНТЕКСТЕ ИХ ОБЩЕМИРОВОГО ПРИЗНАНИЯ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ АКТИВ / КРИПТОВАЛЮТА / БЛОКЧЕЙН / ПЛАТЕЖНЫЙ СЕРВИС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мустафин Рафаэль Фаильевич, Мустафина Светлана Анатольевна, Орешин Игорь Александрович

В статье подвергаются оценке положения актуального законодательства в части регулирования цифровых валют, качественно разграничиваются понятия «криптовалюта» и «цифровая валюта», а также рассматривается возможность признания криптовалют в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации. Актуальность проведенного исследования предопределяется практическим признанием различными международными экономическими и финансовыми институциями технологии блокчейн, а также массовой популяризацией криптовалютных платежных сервисов, дальнейшее развитие которых должно предполагать единый правовой подход различных государств к регуляции криптовалют при включении их в хозяйственный оборот. Анализируются возможности (или невозможности) выполнения криптовалютами основных денежных функций, а также формулировка правовой позиции в контексте рассмотрения вопроса о признании криптовалют в качестве средства платежа на территории Российской Федерации. Авторы отмечают неоднозначную научную позицию относительно положений недавно принятого Закона № 259, предлагают внести поправки, нормативно закрепив новое понятие криптовалюты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RUSSIAN LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES IN THE CONTEXT OF THEIR WORLDWIDE RECOGNITION AS A MEANS OF PAYMENT

The article evaluates the provisions of current legislation regarding the regulation of digital currencies, qualitatively differentiates the concepts of "cryptocurrency" and "digital currency", and also considers the possibility of recognizing cryptocurrencies as a legal means of payment on the territory of the Russian Federation. The relevance of the study is determined by the practical recognition of blockchain technology by various international economic and financial institutions, as well as the mass popularization of cryptocurrency payment services, the further development of which should assume a unified legal approach of various states to the regulation of cryptocurrencies when they are included in economic turnover. The possibilities (or impossibility) of performing the main monetary functions by cryptocurrencies are analyzed, as well as the formulation of a legal position in the context of considering the issue of recognizing cryptocurrencies as a means of payment on the territory of the Russian Federation. The authors note an ambiguous scientific

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ В КОНТЕКСТЕ ИХ ОБЩЕМИРОВОГО ПРИЗНАНИЯ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_70 УДК 004:340

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ В КОНТЕКСТЕ ИХ ОБЩЕМИРОВОГО ПРИЗНАНИЯ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА Peculiarities of the Russian legal regulation of cryptocurrencies in the context of their worldwide recognition as a means of payment

МУСТАФИН Рафаэль Фаильевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и международного права

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».

350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

E-mail: angelkolieva@mail.ru;

МУСТАФИНА Светлана Анатольевна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры земельного, трудового и экологического права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». 350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149. E-mail: angelkolieva@mail.ru;

ОРЕШИН Игорь Александрович,

студент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».

350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

E-mail: angelkolieva@mail.ru;

Mustafin Rafael Failevich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor at the Department of Civil Procedure and International Law FGBOU VO "Kuban State University".

350040, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Stavropol str., 149. E-mail: angelkolieva@mail.ru;

Mustafina Svetlana Anatolyevna,

Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer at the Department of Land, Labor and Environmental law FGBOU VO "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin". 350040, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Stavropol str., 149. E-mail: angelkolieva@mail.ru;

Oreshin Igor Aleksandrovich,

student of the Faculty of Law FGBOU VO "Kuban State University". 350040, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Stavropol str., 149. E-mail: angelkolieva@mail.ru

Краткая аннотация: В статье подвергаются оценке положения актуального законодательства в части регулирования цифровых валют, качественно разграничиваются понятия «криптовалюта» и «цифровая валюта», а также рассматривается возможность признания криптовалют в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации. Актуальность проведенного исследования предопределяется практическим признанием различными международными экономическими и финансовыми институциями технологии блокчейн, а также массовой популяризацией криптовалютных платежных сервисов, дальнейшее развитие которых должно предполагать единый правовой подход различных государств к регуляции криптовалют при включении их в хозяйственный оборот. Анализируются возможности (или невозможности) выполнения криптовалютами основных денежных функций, а также формулировка правовой позиции в контексте рассмотрения вопроса о признании криптовалют в качестве средства платежа на территории Российской Федерации. Авторы отмечают неоднозначную научную позицию относительно положений недавно принятого Закона № 259, предлагают внести поправки, нормативно закрепив новое понятие криптовалюты.

Abstract: The article evaluates the provisions of current legislation regarding the regulation of digital currencies, qualitatively differentiates the concepts of "cryptocurrency" and "digital currency", and also considers the possibility of recognizing cryptocurrencies as a legal means of payment on the territory of the Russian Federation. The relevance of the study is determined by the practical recognition of blockchain technology by various international economic and financial institutions, as well as the mass popularization of cryptocurrency payment services, the further development of which should assume a unified legal approach of various states to the regulation of cryptocurrencies when they are included in economic turnover. The possibilities (or impossibility) of performing the main monetary functions by cryptocurrencies are analyzed, as well as the formulation of a legal position in the context of considering the issue of recognizing cryptocurrencies as a means of payment on the territory of the Russian Federation. The authors note an ambiguous scientific

Ключевые слова: цифровая валюта, цифровой финансовый актив, криптовалюта, блокчейн, платежный сервис.

Keywords: digital currency, digital financial asset, cryptocurrency, blockchain, payment services.

Дата направления статьи в редакцию: 10.12.2021

Дата публикации: 31.03.2022

Общемировой тренд в сторону цифровизации всех типов общественных отношений, макроструктурные деформации при организации экономических процессов, вызванные тотальным внедрением вычислительного оборудования в элементы производственной сферы, и постепенный переход к постинформационному обществу порождают также и новые, мало исследованные и поверхностно регулируемые виртуальные валюты, призванные обслуживать новую цифровую реальность в качестве выражения меры стоимости ее товаров, а также выступать соответствующим средством обмена и даже платежа. Эти виртуальные валюты включают в себя криптовалюты - децентрализованный конвертируемый набор электронных данных, безопасность которых обеспечена применением особых алгоритмов шифрования - криптографией, не имеющих еди-

ного эмитента, а также каких-либо иных контролирующих, администрирующих и цензурирующих органов [2]. Представленное выше понятие «виртуальная валюта», хотя бы оно и является универсальным для зарубежной доктрины, всё же представляет собой переработанное, дополненное и усовершенствованное рядом зарубежных ученых определение; изначально, первая в мире криптовалюта была представлена как «electronic cash» - электронная наличность [1]. Криптовалюты тесно связаны с технологией блокчейн - децентрализованной системой хранения и передачи информации, иными словами - распределенным реестром. В данный момент существует не менее 4000 криптовалют, и, опираясь на цифры текущей рыночной капитализации (текущая цена умноженная на циркулирующее обращение актива), можно выделить лидеров по оборотным объемам: ими будут являться Bitcoin, Ethereum, Cardano и Tether. Наряду с увеличивающейся общей рыночной капитализации всего крипторынка впечатляют также и темпы внедрения криптовалют в хозяйственный оборот различных стран [8]. Отечественная нормативная база, призванная регулировать оборот и определять место виртуальных валют среди общего числа объектов, попадающих под регулирование российского гражданского права, в первую очередь представлена в виде ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ [13]. (далее - Закон №259) привнесшего в национальную правовую систему легальную дефиницию понятия «цифровая валюта». Указанный ФЗ затрагивает правоотношения, возникающие по поводу обращения цифровых финансовых активов, выпуска цифровых финансовых активов, а также регулирует оборотные процессы цифровых валют. Стоит обратить особое внимание на то, что на современной стадии развития российского цифрового законодательства, Закон № 259 не может восприниматься субъектами гражданско-правовых отношений в качестве единственного нормативного акта, регулирующего на достаточном для практического применения указанную сферу правоотношений. Очевидно, что без ряда сопутствующих ведущему в данной области нормативу подзаконных актов, а также поправок к иным федеральным законам будет крайне затруднительно вводить в повседневный оборот указанные в Законе № 259 понятия и строить, согласно их буквальному толкованию, дифференцированные правовые конструкции. Несмотря на все нормативные и подзаконные акты, расширяющие сферу применения понятия «цифровая валюта», законодателем всё же были выдвинуты за границы правовой регламентации такие понятия как «криптовалюта», «майнинг», «смарт-контракт», «токен». Мысль об отказе от регулирования в данном случае возникает из-за исключения данных терминов из текста проекта ФЗ № 419059-7, который впоследствии и стал Законом № 259. Это связывается и с недвусмысленной позицией Банка России, заключающейся в недоверии и крайнем скепсисе относительно любых цифровых активов и цифровых валют [6]. И всё же отсутствие упомянутой конкретики, по нашему мнению, не может положительно сказаться на практике применения Закона № 259. Стоит пояснить, что современная доктрина квалифицирует российское регулирование в данной области как фрагментарно-инновационное. В качестве примера другой модели правовой регламентации криптовалют например выступает законодательная система государства Сальвадор: с недавних пор, согласно законодательству Сальвадора, биткойн выступает в качестве государственной валюты наравне с долларом США. Это означает, что криптовалюта легально приравнивается к существующей национальной валюте и выступает полноправной государственной денежной единицей. Возникает резонный вопрос: как в дальнейшем отечественное законодательство будет квалифицировать биткойн, и может ли он быть признан иностранной валютой? Из буквального толкования норм (часть 2 статьи 140 ГК РФ, часть 3 статьи 317 ГК РФ) [3] следует, что российское законодательство в известной мере позволяет использовать иностранную валюту как средство платежа на территории РФ, они являются отсылочными; случаи, когда субъекты гражданских правоотношений вправе применять иностранную валюту детально регламентируются Федеральным Законом о валютном регулировании и валютном контроле (далее - Закон №173) [12]. И действительно, часто встречающимися являются ситуации использования иностранных платежных средств наряду с законными платежными средствами, но с определенной ограничительной оговоркой. Так, Кучеров И.И. отмечает: «в настоящее время рубль является единственной узаконенной денежной единицей, которая обеспечивает потребности денежного обращения на территории нашей страны, однако разрешено использование иностранной валюты в качестве платежного средства во внешнеэкономической деятельности, например, для расчетов по внешнеэкономическим контрактам, при уплате таможенных пошлин и сборов, при покупке товаров в магазинах беспошлинной торговли и т.п.» [7]. В целях рассмотрения вероятности внедрения биткойна в систему финансовых расчетов на территории РФ, обратимся к п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона №173 в части иностранной валюты. Во-первых, это денежный эквивалент, материально выраженный в банкнотах, казначейских билетах и монетах, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства. Во-вторых, иностранной валютой будут являться средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств. Поскольку ни одна из существующих криптовалют не может быть материально выражена, с точки зрения перспективы попадания под российское правовое регулирование, это должны быть криптоактивы, помещенные на банковские вклады и представленные на банковских счетах граждан Сальвадора. Как известно, в качестве квалифицирующего признака, отличающего договор банковского счета от иных правовых отношений, выступает оказание непосредственно банком клиенту расчетных услуг по перечислению средств в адрес третьих лиц [5]. Данный тезис также находит свое отражение в итоговых судебных актах арбитражных судов; указывается, что «в связи с тем, что при безналичных расчетах в процедуре перевода денежных средств задействованы три участника (плательщик, получатель и банк), процедура изменения назначения платежа должна быть согласована всеми тремя участниками, и не может производиться в одностороннем порядке» [10]. Таким образом, разработка и передача такого криптоко-шелька гражданину для хранения на нём криптовалюты не имеет ничего общего по своей конструкции с заключением договора банковского счета или банковского вклада и последующим хранением на нем денежных средств. Разработчики такого кошелька не имеют доступа к адресам пользователей и не могут контролировать и пользоваться средствами, хранящимися на таком кошельке. Компания-создатель таких кошельков не проводит расчетных операций по воле владельцев таких кошельков, поскольку пользователь делает это самостоятельно. Комиссия, в свою очередь, уплачивается не создателю кошелька, а майнерам (узлам сети), составляющим соответствующий блокчейн и включающим транзакцию в

свои блоки для ее последующего проведения. Не касаясь технической части, можно сказать, что компания, выпустившая кошелек, попросту не является банком, а раздача гражданам страны, признавшей биткойн своей валютой, электронных адресов для ее хранения - не тождественно наличию у банковского счета и средств на нём. Учитывая вышеизложенное, криптовалюта содержательно не попадает под определение иностранной валюты, невзирая на ее соответствующий легальный статус на территории государства Сальвадор, вследствие чего не может выступать в качестве платежного средства исходя из её фактического непризнания российским гражданским правом в качестве иностранной валюты. Положения Закона № 259 всё же позволяют использовать цифровую валюту в качестве средства платежа согласно положению ч. 3 ст. 1 закона № 259. При этом такая цифровая валюта не является ни электронным, ни безналичным, ни каким-либо еще денежным средством. Объясняя возникший парадокс, можно допустить, что законодатель, говоря о цифровых валютах, и вовсе не подразумевают криптовалюты. Абсолютное право ставит под вопрос тождественность терминов «цифровая валюта» и «криптовалюта». Так, по мнению ряда авторов, криптовалюта, в отличие от представленной в Законе № 259 цифровой валюты, непосредственно относится к объектам абсолютного права. Связано это с наличием неопределенного круга лиц, в обязанность которым вменяется не нарушать абсолютные права держателей соответствующих криптовалют [11, с. 118-119, 23]. Действующее законодательство не относит цифровую валюту к объектам абсолютного права. Из анализа легального определения цифровой валюты следует, что перед держателем соответствующих цифровых валют отсутствуют обязанные лица, за исключением операторов и (или) узлов информационной системы, в обязанность которых входит лишь обеспечение порядка выпуска указанных электронных данных (цифровая валюта - совокупность электронных данных). Указанная в законе цифровая валюта имеет вполне определенную территориальную принадлежность: согласно ч.1 ст. 14 Закона № 259, под законодательное регулирование попадают лишь цифровые валюты, выпущенные с использованием сетевых адресов, находящихся на территории России, то есть непосредственно в российской доменной зоне. В таком случае ни одна из сколько-нибудь известных криптовалют не может считаться выпущенной на территории РФ, поскольку в процессе ее выпуска отсутствует элемент участия исключительно российских доменных имён и технических средств, размещенных на территории России. Отсюда следует, что, de jure криптовалюты невозможно квалифицировать в качестве цифровых валют из-за децентрализованного характера выпуска привычных виртуальных валют. С другой стороны, фактическая невозможность отнесения криптовалют к цифровым валютам не мешает судам руководствоваться термином «цифровая валюта» применительно именно к криптовалютам, и приравнивать, опираясь на термин «цифровая валюта», известные криптовалюты (bitcoin, ethereum) к имуществу, например в случае определения состава имущества должника [9]. Несмотря на особые квалифицирующие признаки цифровой валюты, порожденные ее многогранным законодательным определением, в иных федеральных законах и судебных актах именно цифровая валюта выступает эквивалентом привычной большинству криптовалюте из-за отсутствия какой-нибудь альтернативы: отраслевое законодательство признаёт цифровую валюту имуществом, а правоприменитель, руководствуясь термином «цифровая валюта», регулирует общественные отношения, складывающиеся в условиях обращения привычной миру криптовалюты. Кстати, пока не было замечено правоотношений, объектом которых явилась бы цифровая валюта в понимании российского законодателя, т.е. выпущенная с помощью информационной инфраструктуры, размещенной исключительно на территории РФ. Возможно, такие правоотношения будут реальны с принятием «цифрового рубля» [14]. Так каким же образом законодатель относит цифровую валюту к средствам платежа (ч. 3 ст. 1 закона № 259), если она таковым, исходя из норм российского гражданского законодательства, не является? Налицо еще одно противоречие, ведь согласно ч. 5 ст. 14 Закона №259, ни юридические, ни физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг) [16]. Тем самым законодатель, указывая на возможность применения цифровых валют в качестве средств платежа в одной из норм Закона №259, отрицает ее в соответствующем качестве уже в другой норме этого же закона. Таким образом, мы получаем средство платежа, которое таковым не является. Напрашивается вывод о том, что закон №259 не может служить фундаментальной и исчерпывающей конструкцией как для понимания правовой сущности цифровых валют и включенных в их число криптовалют, так и для регулирования крипторынка в целом. Актуальное законодательство, по всей вероятности, не готово расценивать цифровые валюты в качестве средства платежа, а значит, устраняя иные противоречивые тезисы Закона №259, следует исключить из его текста также положение, дозволяющее использование таких валют в соответствующем амплуа хотя бы до момента выработки внятного понятийного аппарата. Наряду с исключением возможности использования цифровых валют в качестве средства платежа, видится возможным замена термина «цифровая валюта» в целом на его на привычный для мирового научного сообщества аналог - «криптовалюта». Предложенное в законопроекте № 419059-7 определение криптовалюты формально хотя бы и является отражающим ее суть, однако не может расцениваться как полноценное, поэтому предлагается ввести в законодательный оборот следующее определение криптовалюты: «криптовалюта - вид цифрового финансового актива, выпускаемого в связи с деятельностью участников системы распределенного реестра по созданию новых структурных единиц такого реестра, согласно правилам и алгоритмам, определяемым при создании протокола о соответствующем распределенном реестре». Введение такой формулировки необходимо ввиду необходимости учета особенностей способа выпуска указанных валют, а замена термина «цифровая валюта» на «криптовалюта» требуется исходя из концептуального различия двух схожих с экономической точки зрения, но принципиально разных с юридической точки зрения терминов. Однако до момента внесения указанных изменений следует расценивать криптовалюту как особый объект гражданских прав и, для целей гражданского оборота, квалифицировать её как имущество, соответственно применяя к ней принципы имущественного права и способы защиты. Несмотря на то, что такой подход к пониманию правовой сущности криптовалют находит своих сторонников [15], развитие финансовых отношений и фактический повсеместный опыт включения digital currencies в процессы расчета между субъектами экономических отношений не могут не говорить о важности переосмысления действующего законодательства в области регулирования как непосредственно криптовалют,

так и всех протекающих в обществе правовых отношений, предполагающих интеграцию технологии блокчейн.

Библиогра фия:

1. Bitcoin white paper - Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System, 2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bitcoin.org > bitcoin (дата обращения - 01.12.2021)

2. Law and Blockchain: A Legal Perspective on Current Regulatory Trends Worldwide - Revue Trimestrielle de Droit Financier (Corporate Finance and Capital Markets Law Review) RTDF N°4-2017 December 2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: - https://www.ssrn.com/ - (дата обращения 28.11.2021)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

4. Гусева А.А. Объект виндикации: проблемы правоприменения // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 4. С. 76 - 93.

5. Заем, кредит, факторинг, вклад и счет: постатейный комментарий к статьям 807 - 860.15 Гражданского кодекса Российской Федерации / отв. ред. А.Г. Карапетов. М. Логос. 2019.

6. Информация Банка России от 27.01.2014 "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности Биткойн"; Информация Банка России от 04.09.2017 "Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)" // СПС «КонсультантПлюс» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156189/4fc125406e0624f6c4d8a94d036330afb5082e5b/

7. Кучеров И.И. Криптовалюта как платежное средство // Финансовое право. 2018. № 7.

8. Нидерландский банк ING внедрил технологию блокчейн для осуществления внутренних финансовых операций - [Электронный ресурс] Режим доступа: - https://www.forbes.com/sites/michaeldelcastillo/2019/04/16/blockchain-50-billion-dollar-babies/?sh=58fffabc57cc (дата обращения 01.12.2021)

9. Определение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-124668/17-71-160Ф [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3e155cd1-6bce-478a-bb76 1146d2e61a4a/45c24bb9-9d22-4b57-8742-9a778f041b99/A40-124668 2017_20180305_opredelenie.pdf (дата обращения 01.12.2021), Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-16416/2018 // СПС «КонсультантПлюс» - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MARB&n=1444056#YU3XeqSqCw39zFUh

10. Решение Арбитражного суда Московской области по делу № А41 -4212/20 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/063d733a-50e2-4357-94b2-038b79263ca0/27804b5a-2080-4555-86a0-f070eff0cb1e/A41-4212 2020_20200831_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения 01.12.2021)

11. Саженов А.В. Криптовалюты: дематериализация категории вещей в гражданском праве // Закон. 2018. № 9. С. 118 - 119, Ефимова Л.Г. Крипто-валюты как объект гражданского права // Хозяйство и право. 2019. № 4. С. 23.

12. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/

13. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 № 259-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/

14. Что такое цифровой рубль и когда его введут в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sovcombank.ru/blog/sberezheniya/chto-takoe-tsifrovoi-rubl-i-kogda-ego-vvedut-v-rossii (дата обращения 01.12.2021)

15. Экспобанк выдал кредит под залог токенов Waves [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://beincrypto.ru/ekspobank-vydal-kredit-pod-zalog-tokenov-waves/ (дата обращения 01.12.2021)

16. Колиева А.Э. О проблемах регулирования института исполнения обязательств // Право и практика. 2015. № 2. С. 93-98.

References (transliterated):

1. Bitcoin white paper - Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System, 2008. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://bitcoin.org > bitcoin (data obrashcheniya - 01.12.2021)

2. Law and Blockchain: A Legal Perspective on Current Regulatory Trends Worldwide - Revue Trimestrielle de Droit Financier (Corporate Finance and Capital Markets Law Review) RTDF N°4-2017 December 2017 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: - https://www.ssrn.com/ - (data obrashcheniya 28.11.2021)

3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii // SPS «Konsul'tantPlyus» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

4. Guseva A.A. Ob"ekt vindikacii: problemy pravoprimeneniya // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2021. № 4. S. 76 - 93.

5. Zaem, kredit, faktoring, vklad i schet: postatejnyj kommentarij k stafyam 807 - 860.15 Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii / otv. red. A.G. Karapetov. M.

Logos. 2019.

6. Informaciya Banka Rossii ot 27.01.2014 "Ob ispol'zovanii pri sovershenii sdelok "virtual'nyh valyut", v chastnosti Bitkojn"; Informaciya Banka Rossii ot 04.09.2017 "Ob ispol'zovanii chastnyh "virtual'nyh valyut" (kriptovalyut)" // SPS «Konsul'tantPlyus» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156189/4fc125406e0624f6c4d8a94d036330afb5082e5b/

7. Kucherov I.I. Kriptovalyuta kak platezhnoe sredstvo // Finansovoe pravo. 2018. № 7.

8. Niderlandskij bank ING vnedril tekhnologiyu blokchejn dlya osushchestvleniya vnutrennih finansovyh operacij - [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: -https://www.forbes.com/sites/michaeldelcastillo/2019/04/16/blockchain-50-billion-dollar-babies/?sh=58fffabc57cc (data obrashcheniya 01.12.2021)

9. Opredelenie Arbitrazhnogo suda goroda Moskvy po delu № A40-124668/17-71-160F [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3e155cd1-6bce-478a-bb76 1146d2e61 a4a/45c24bb9-9d22-4b57-8742-9a778f041 b99/A40-124668 2017_20180305_opredelenie.pdf (data obrashcheniya 01.12.2021), Postanovlenie Devyatogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda № 09AP-16416/2018 // SPS «Konsul'tantPlyus» - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MARB&n=1444056#YU3XeqSqCw39zFUh

10. Reshenie Arbitrazhnogo suda Moskovskoj oblasti po delu № A41-4212/20 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/063d733a-50e2-4357-94b2-038b79263ca0/27804b5a-2080-4555-86a0-f070eff0cb1 e/A41 -4212 2020_20200831_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (data obrashcheniya 01.12.2021)

11. Sazhenov A.V. Kriptovalyuty: dematerializaciya kategorii veshchej v grazhdanskom prave // Zakon. 2018. № 9. S. 118 - 119, Efimova L.G. Kriptovalyuty kak ob"ekt grazhdanskogo prava // Hozyajstvo i pravo. 2019. № 4. S. 23.

12. Federal'nyj zakon "O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole" ot 10.12.2003 N 173-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/

13. Federal'nyj zakon "O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" ot 31.07.2020 № 259-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/

14. CHto takoe cifrovoj rubl' i kogda ego vvedut v Rossii [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://sovcombank.ru/blog/sberezheniya/chto-takoe-tsifrovoi-rubl-i-kogda-ego-vvedut-v-rossii (data obrashcheniya 01.12.2021)

15. Ekspobank vydal kredit pod zalog tokenov Waves [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://beincrypto.ru/ekspobank-vydal-kredit-pod-zalog-tokenov-waves/ (data obrashcheniya 01.12.2021)

16. Kolieva A.E. O problemah regulirovaniya instituta ispolneniya obyazatel'stv // Pravo i praktika. 2015. № 2. S. 93-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.