Научная статья на тему 'КРИПТОВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ'

КРИПТОВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / КРИПТОВАЛЮТА / БЛОКЧЕЙН / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БИТКОЙН / ПРАВОВОЙ СТАТУС / КРИПТОВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ВАЛЮТЫ / ДЕНЕЖНЫЙ СУРРОГАТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифорова Дарья Федоровна

Статья содержит информацию об этапе становления правового регулирования статуса криптовалюты, ее производных и финансовых решений на основе технологии блокчейн, а также криптовалютных отношений, вытекающих из их обращения, в Российской Федерации. Автором предлагается выделение трехэтапного периода становления правового регулирования, а также обзор законодательства в контексте начального и промежуточного этапов (с момента первого упоминания криптовалюты в информационном письме Центробанка в 2014 г. до упоминания процедуры ICO тем же органом в 2017 г.). Дается характеристика временных периодов развития процесса регулирования отношений с криптовалютами и токенами в России, а также проводится общий обзор документального сопровождения зарождавшегося феномена цифровых прав. Предлагаемый обзор информационных писем, комментариев и поручений президента Российской Федерации, законодательных инициатив сопровождается комментариями и разъяснениями правоприменительной практики, содержащими различные позиции государственной власти в указанный период. Делается вывод о влиянии исторического развития отношений отечественного законодателя с криптовалютой на современное состояние проблем уголовно-правового и уголовно-процессуального характера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRYPTOCURRENCY REGULATION IN RUSSIA: GENESIS AND HISTORICAL CONTENT

The paper contains information on the stage of formation of legal regulation of the status of cryptocurrency, its derivatives and financial solutions based on blockchain technology, as well as cryptocurrency relations arising from their circulation in the Russian Federation. The author proposes to single out a three-stage period for the formation of legal regulation, as well as a review of legislation in the context of the initial and intermediate stages (from the moment the cryptocurrency was first mentioned in the information letter of the Central Bank in 2014 to the mention of the ICO procedure by the same body in 2017). The author provides a description of the time periods for the development of the process of regulating relations with cryptocurrencies and tokens in Russia, as well as a general overview of the documentary support of the emerging phenomenon of digital rights. The proposed review of information letters, comments and instructions of the President of the Russian Federation, legislative initiatives are accompanied by comments and explanations of law enforcement practice, containing various positions of state power in the specified period. The author draws a conclusion about the influence of the historical development of relations between the national legislator and the cryptocurrency on the current state of the problems of a criminal-legal and criminal-procedural nature.

Текст научной работы на тему «КРИПТОВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ»

Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5. С. 76-81 Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 5. P. 76-81.

Научная статья УДК 343.215

https://doi.org/10.24158/pep.2021.5.14

Криптовалютное регулирование в России: генезис и историческое содержание Дарья Федоровна Никифорова

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия, estrie2011 @yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6964-3069

Аннотация. Статья содержит информацию об этапе становления правового регулирования статуса криптовалюты, ее производных и финансовых решений на основе технологии блокчейн, а также криптова-лютных отношений, вытекающих из их обращения, в Российской Федерации. Автором предлагается выделение трехэтапного периода становления правового регулирования, а также обзор законодательства в контексте начального и промежуточного этапов (с момента первого упоминания криптовалюты в информационном письме Центробанка в 2014 г. до упоминания процедуры ICO тем же органом в 2017 г.). Дается характеристика временных периодов развития процесса регулирования отношений с криптовалютами и токе-нами в России, а также проводится общий обзор документального сопровождения зарождавшегося феномена цифровых прав. Предлагаемый обзор информационных писем, комментариев и поручений президента Российской Федерации, законодательных инициатив сопровождается комментариями и разъяснениями правоприменительной практики, содержащими различные позиции государственной власти в указанный период. Делается вывод о влиянии исторического развития отношений отечественного законодателя с крип-товалютой на современное состояние проблем уголовно-правового и уголовно-процессуального характера.

Ключевые слова: цифровые права, криптовалюта, блокчейн, правовое регулирование, биткойн, правовой статус, криптовалютное регулирование, виртуальные валюты, денежный суррогат

Для цитирования: Никифорова Д.Ф. Криптовалютное регулирование в России: генезис и историческое содержание // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5. С. 76-81. https://doi.org/10.24158/pep.2021.5.14

Original article

Cryptocurrency regulation in Russia: genesis and historical content Daria F. Nikiforova

State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia, estrie2011@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6964-3069

Abstract. The paper contains information on the stage of formation of legal regulation of the status of cryptocurrency, its derivatives and financial solutions based on blockchain technology, as well as cryptocurrency relations arising from their circulation in the Russian Federation. The author proposes to single out a three-stage period for the formation of legal regulation, as well as a review of legislation in the context of the initial and intermediate stages (from the moment the cryptocurrency was first mentioned in the information letter of the Central Bank in 2014 to the mention of the ICO procedure by the same body in 2017). The author provides a description of the time periods for the development of the process of regulating relations with cryptocurrencies and tokens in Russia, as well as a general overview of the documentary support of the emerging phenomenon of digital rights. The proposed review of information letters, comments and instructions of the President of the Russian Federation, legislative initiatives are accompanied by comments and explanations of law enforcement practice, containing various positions of state power in the specified period. The author draws a conclusion about the influence of the historical development of relations between the national legislator and the cryptocurrency on the current state of the problems of a criminal-legal and criminal-procedural nature.

Keywords: digital rights, cryptocurrency, blockchain, legal regulation, bitcoin, legal status, cryptocurrency regulation, virtual currencies, monetary surrogate

For citation: Nikiforova D.F. Cryptocurrency regulation in Russia: genesis and historical content // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 5. P. 76-81. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.20215.14

С первого упоминания в российской прессе и до разработки проекта Федерального закона «О цифровых финансовых активах» законодатель стремился запретить оборот криптовалюты на территории Российской Федерации как финансового инструмента, способствующего террористической деятельности и позволяющего отмывать «грязные» деньги наркобизнеса. Почему теперь Россия стремится создать национальную криптовалюту как, например, Китай, и что стало точкой отсчета первоначальных запретительных отношений с блокчейном? Для ответа на данный вопрос следует углубиться в анализ событий последних лет.

Актуальность исследования генезиса криптовалютного регулирования в России обусловлена теоретико-практической необходимостью выделения периодов развития отношения законодателя к данному вопросу. Они стали ключевыми в создании закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], а также в определении уголовно-процессуального статуса транзакции как доказательства по уголовному делу. Данное обстоятельство определяет также и научную новизну настоящей работы, поскольку в юридической науке на данный момент отсутствует выделение периодов генезиса криптовалютного регулирования в России, имеет место разрозненность и неточность проводимых исследований.

Цель исследования - рассмотрение отношения законодателя к криптовалюте и решениям на основе блокчейна в России как предиктора генезиса и современного состояния криптовалютного регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить исторические периоды развития отношений законодателя с криптовалютой;

- провести обзор информационных писем, комментариев и поручений президента Российской Федерации, законодательных инициатив и правоприменительной практики в контексте начального и промежуточного этапов;

- исследовать генезис регулирования криптовалютных отношений в России на основе проведенного обзора.

Прежде всего, разделим историю российского криптовалютного регулирования на три этапа:

1) начальный (ознакомительный), когда о криптовалюте в России заговорили после первого громкого случая ее использования в качестве средства расчета в наркоторговле;

2) промежуточный (этап неопределенности), характеризующийся отсутствием у законодателя какой-либо конкретной позиции в отношении криптовалют, их обращения на территории Российской Федерации и контроля этого обращения;

3) заключительный, характеризующийся оформившимся установлением нейтрально-запретительной позиции законодателя в отношении использования криптовалют и иных подобных цифровых инвестиционных инструментов на территории Российской Федерации.

Регулирование криптовалютных отношений в России берет свое начало лишь в 2014 г. Впервые криптовалюты упоминались в информационном письме пресс-службы Центрального банка РФ от 27 января 2014 г. «Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн» [2]. В нем использовался в общем контексте термин «денежный суррогат», хотя конкретно в отношении криптовалюты он еще не применялся. Письмо не обладало юридической силой, однако заставило некоторые сектора экономики, а также законодателя и правоохранительные органы обратить внимание на сделки, совершаемые с использованием криптовалюты. Все указанное происходило на фоне активного сокращения количества банков посредством потери лицензий и укрупнения кредитных организаций. Действие Федерального закона «О национальной платежной системе» [3] еще до этого сильно повлияло на сферу обращения электронных средств. Электронные кошельки, ранее не требовавшие подтверждения личности, теперь предлагали внести паспортные данные и подписать лицензионное соглашение, в котором передача персональных данных третьим лицам осуществлялась по запросу правоохранительных органов в крайне простом порядке. Ощущение способности обеспечения анонимности лопнуло как мыльный пузырь с введением новых правил, а криптовалюты, обещавшие полное обезличивание владельцев криптокошельков внутри Сети, казались спасением.

Следующее упоминание биткойна было опубликовано после совещания в Генеральной прокуратуре РФ. Заседание экспертной группы при Межведомственной рабочей группе по противодействию преступлениям в сфере экономики прошло 6 февраля 2014 г. при участии представителей уже упомянутого Центробанка, а также ФСБ и МВД [4]. Основными вопросами, вынесенными на обсуждение, впервые стали легализация доходов, нажитых преступным путем, с помощью биткойна и спекулятивная составляющая криптовалют. Криптовалюты уже открыто назывались денежным суррогатом, оборот и сделки с которым на территории России запрещены.

Следующим представил информационное письмо Росфинмониторинг. В нем сообщалось о высоких рисках использования криптовалюты в качестве средств платежа в наркобизнесе, сфере торговли оружием, поддельными документами, а также как финансового инструмента, позволяющего отмывать нажитые преступным путем средства и спонсировать террористическую деятельность. В опубликованном письме криптовалюта упоминалась как пример «инвестиционного инструмента и инструмента спекулятивной торговли» [5]. В нем также впервые в отношении криптовалют открыто был использован термин «денежный суррогат».

В марте 2014 г. Минфином РФ было принято поручение президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 марта 2014 г. № Пр-604, а в июле - поручение первого заместителя председателя Правительства РФ И.И. Шувалова от 2 июля 2014 г. «Об установлении ответственности за использование денежных суррогатов и запрета на обращение криптовалют» [6].

В течение следующих шести месяцев зрела идея и готовился проект, разработанный Минфином по поручению И.И. Шувалова и предусматривающий жесткие меры административной ответственности в виде штрафов за добычу денежных суррогатов, загрузку программ, позволяющих это делать, а также за распространение информации о том, как купить и продать криптова-люту. Законопроект был опубликован 3 октября 2014 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов*. На сайте Минфина текст данного проекта был удален, однако осталось описание инициативы, которая предполагала «внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления запрета в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на выпуск денежных суррогатов, в том числе в электронном виде, а также на уточнение действующей редакции указанной статьи, распространив установленный в ней запрет не только на выпуск денежных суррогатов, но и на осуществление операций с денежными суррогатами, включая их использование в качестве средства платежа, а также в целях обмена на рубли или иностранную валюту; введение административной и (или) уголовной ответственности за выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием; ограничение доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием, а также на установление соответствующей административной ответственности» [7]. В качестве обоснования необходимости подготовки проекта выступала анонимность криптовалют как средства платежа, спекулятивная составляющая криптовалютного рынка и его неопределенный статус, не позволяющий защитить «законные интересы граждан».

Уже в декабре 2014 г. Минэкономразвития раскритиковало данный проект как несостоятельный. В заключении об оценке регулирующего воздействия говорится, что под определение денежных суррогатов по версии Минфина подпадают, например, подарочные карты и сертификаты организаций торговли, различные премии и вознаграждения, использующиеся в маркетинговых и рекламных акциях компаний по привлечению покупателей. Так, под запрет могли попасть бонусные баллы для абонентов операторов мобильной связи, пользователей интернет-магазинов, крупных ретейлеров [8].

На основании указанных документов можно сделать вывод: в указанный период в России криптовалютное регулирование представляло собой непонимание законодателем технологии и зачатки стремления к ее запрету как несостоятельной для регулирования в российской правовой действительности. Это также подтверждают и блокировки сайтов, содержащих информацию о биткойне: bitcoin.org (сайт поддерживается благотворительным фондом Bitcoin Foundation); btcsec.com, bitcoin.it, coinspot.ru (российские сообщества); обменник indacoin.com ; некоторые из них недоступны в России по сей день [9].

В 2015 г. появился новый проект, который предполагал запрет оборота и использования криптовалют на территории РФ, страница которого также исчезла с федерального портала проектов нормативных правовых актов. Он также носил запретительный характер и предлагал ввести административную и уголовную ответственность за использование биткоинов и иных крипто-монет. Данный проект снова был раскритикован.

В июле 2015 г. президент В.В. Путин высказался относительно криптовалют и их оборота на территории Российской Федерации на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме» в позитивном ключе, подчеркивая, что их необеспеченность какими-либо активами является основной проблемой, обсуждаемой в Центробанке [10]. После такого заявления, всколыхнувшего отчаявшееся российское криптосообщество, в ЦБ создали рабочую группу, направленную на изучение рисков и возможностей технологии блокчейн [11]. Однако на фоне указанных позитивных изменений в отношении России к криптовалютам продолжали происходить блокировки криптобирж и сайтов, содержащих информацию о виртуальных монетах.

10 марта 2016 г. Минфин России снова регистрирует проект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который предполагал «установление уголовной ответственности за изготовление (выпуск), приобретение в целях сбыта и сбыт денежных суррогатов». Проект предлагал дополнить Уголовный кодекс РФ следующей статьей:

«Статья 187.1. Оборот денежных суррогатов

* Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (https://regulation.gov.ru/).

1. Изготовление (выпуск), приобретение в целях сбыта, а равно сбыт денежных суррогатов, -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период до трёх лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Те же деяния, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок до шести лет либо штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные лицом, осуществляющим управленческие функции в финансовой организации (кредитная организация, страховая организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговая организация, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация, общество взаимного страхования, акционерный инвестиционный фонд), -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо штрафом в размере от одного миллиона до двух с половиной миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет» [12].

После получения положительного заключения Минэкономразвития об оценке регулирующего воздействия данного законопроекта, он был «заморожен» и отправлен на доработку, однако не получил дальнейшего движения, так и не дойдя до Государственной думы [13]. Вероятно, причиной стало некоторое несоответствие предложенных мер реалиям российского криптовалют-ного оборота того времени.

21 сентября 2016 г. Генеральная прокуратура разместила на своем сайте письмо с подзаголовком «О контроле за обращением криптовалют, в том числе биткойнов, на территории Российской Федерации», в котором содержалось требование о разъяснении позиции Федеральной налоговой службы (ФНС) относительно криптовалют и операций с ними. В начале октября ФНС разместила сообщение, где была отражена официальная позиция: поскольку понятий «денежный суррогат», «криптовалюта», «виртуальная валюта» в законодательстве страны нет, запрета на операции с криптовалютой не предусмотрены, то граждане могут пользоваться криптовалю-той. Однако далее было указано, что ФНС придерживается мнения, что «операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты Российской Федерации, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен Законом № 173-Ф3, и должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках» [14].

В течение 2016 г. в области гражданско-правового регулирования отношений с криптова-лютой сдвигов так и не произошло, что привело к принятию большого количества абсурдных и зачастую противоречащих друг другу судебных решений по гражданским делам. Например, Арбитражный суд Москвы посчитал, что включение криптовалюты в конкурсную массу должника невозможно, поскольку законодательное регулирование криптовалюты не закреплено, а суд не представляет возможным отнести «набор символов знаков» к чему-либо (имуществу, активу, информации или суррогату). Суд также отмечает, что, несмотря на его мнение о невозможности использования криптовалют в качестве средства обмена, в законе отсутствует запрет на их использование гражданами [15]. Ряжский районный суд Рязанской области установил, что криптовалюта в России не относится к объектам гражданских прав, находится вне правового поля, исполнение сделок с криптовалютой, ее транзакции не обеспечиваются принудительной силой государства. Следовательно, ее невозможно относить к каким-либо объектам гражданских прав, в том числе и иному имуществу, поскольку она берется буквально «из воздуха» («из Интернета») [16]. Из приведенных примеров видно, что судебная практика не содержит единого мнения относительно природы криптовалюты и сделок с ней.

Указом президента от 9 сентября 2017 г. № 203 принимается Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., во главе угла которой стоит задача по «созданию экосистемы цифровой экономики..., в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан» [17]. Далее председателем Правительства РФ было подписано распоряжение об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В июне 2017 г. также впервые упоминается предложение ввести криптовалюты в гражданский оборот как «иное имущество» [18].

Пресс-служба Центробанка РФ в сентябре 2017 г. выпускает новое информационное письмо, в котором впервые упоминает процедуру ICO*. При этом специалисты Центробанка демонстрируют свою некомпетентность в вопросе, приравнивая понятие токена к понятию криптовалюты. В письме снова идет речь о финансовых рисках и проблемах обеспечения стоимости монет, однако в этот раз высказывается мнение о преждевременности «допуска криптовалют, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами, к обращению и использованию на организованных торгах и в расчетно-клиринговой инфраструктуре на территории Российской Федерации для обслуживания сделок с криптовалютами и производными финансовыми инструментами на них» [19].

В октябре того же года Департамент налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ размещает письмо об общем правовом статусе криптоактивов, в котором, как и прежде, подчеркивается отношение криптовалют к денежным суррогатам, чей оборот на территории РФ запрещен [20]. Через несколько дней уже Минфин публикует письмо, в котором разъясняет добровольность уплаты налогов (НДФЛ) при совершении операций между физическими лицами при покупке и продаже биткойнов, поскольку налоговым законодательством сделки с ними не регулируются [21].

Таким образом, в данный временной период отдельными сегментами одной и той же структуры криптовалюта воспринимается и как денежный суррогат, и как финансовый инструмент, с которого можно (желательно) уплатить налог. Такая внутриструктурная разобщенность в рамках Минфина демонстрирует отсутствие анализа проблемы криптовалют, а также наглядно показывает существовавший на тот момент регуляторный провал российской правовой системы в данной сфере. При этом все указанные инициативы и разъяснения берут свое начало с утвержденного президентом перечня поручений по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере от 10 октября 2017 г. [22].

Рассмотренные особенности развития отношений законодателя и криптовалютного регулирования в России в рамках выделенных временных периодов позволяют в дальнейшем провести анализ возникновения феномена цифровых прав и его закрепления в Гражданском кодексе РФ, что непосредственно повлияло и на уголовное законодательство. Возникшие в результате уголовно-правовые и уголовно-процессуальные проблемы до сих пор отражаются на расследовании уголовных дел, связанных с использованием криптовалют и иных решений на базе блок-чейна в качестве средств расчета за товары, запрещенные к обороту в Российской Федерации (наркотические средства и психотропные вещества, их прекурсоры, оружие и боеприпасы, поддельные документы и т. д.). Проведенное исследование генезиса регулирования криптовалютных отношений в России позволяет заложить основу дальнейших научных изысканий и выработать рекомендации законодателю для разрешения сложившихся проблем.

Список источников:

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 19.05.2021).

2. Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн [Электронный ресурс] // Банк России. 27.01.2014. URL: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm (дата обращения: 19.05.2021).

3. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (ред. от 2 августа 2019 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/ (дата обращения: 18.05.2021).

4. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось совещание по вопросу правомерности использования анонимных платежных систем и криптовалют [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации. 06.02.2014. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-86432/ (дата обращения: 18.05.2021).

5. Информационное сообщение «Об использовании криптовалют» [Электронный ресурс] // Федеральная служба по финансовому мониторингу. 06.02.2014. URL: http://www.fedsfm.ru/news/957 (дата обращения: 18.05.2021).

6. Поручение первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 02.07.2014 г. ИШ-П13-2189 «Об установлении ответственности за использование денежных суррогатов и запрета на обращение криптовалют» [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба. 29.09.2015. URL: https://fas.gov.ru/p/con-tents/854 (дата обращения: 18.05.2021).

7. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (дата создания паспорта проекта: 01.08.2014) [Электронный ресурс] // Минфин России. 03.10.2014. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=23139-proekt_federalnogo_zakona_o_vnesenii_izmenenii_v_otdelnye_za-konodatelnye_akty_rossiiskoi_federatsii (дата обращения: 18.05.2021).

8. Фомина Ж.С., Гуторов Н.А. Биткоин: угроза экономической безопасности или «электронное золото» // Достижения вузовской науки. 2014. № 8. С. 262-267.

* Initial Coin Offering (первичное размещение токенов) - это проводимые компаниями выпуски токенов, которые позднее, после реализации проекта, будут использоваться на площадке для оплаты, обмена и вознаграждения.

9. Мотивированное решение Невьяновского городского суда Свердловской области от 30 сентября 2014 г. по гражданскому делу № 2-978/2014 [Электронный ресурс] // SlideShare. URL: https://www.slideshare.net/temychk/bitcoin-43468448 (дата обращения: 18.05.2021).

10. Путин: использование биткоинов в некоторых сферах возможно [Электронный ресурс] // РИА Новости. 14.07.2015. URL: https://ria.ru/20150714/1128390254.html (дата обращения: 19.05.2021).

11. ЦБ РФ создал рабочую группу по изучению технологии blockchain [Электронный ресурс] // Интерфакс. 18.09.2015. URL: https://www.interfax.ru/business/467647 (дата обращения: 19.05.2021).

12. Паспорт проекта от 10 марта 2016 г. № 02/04/03-16/00046853 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Нормативные правовые акты. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=46853 (дата обращения: 19.05.2021).

13. Заключение от 17 мая 2016 г. № 14278-ОФ/Д26и об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Нормативные правовые акты. URL: https://regulation.gov.ru/pro-jects#npa=46853 (дата обращения: 19.05.2021).

14. Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 0А-18-17/1027 «О контроле за обращением криптовалют, в том числе биткоинов, на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/456022863 (дата обращения: 19.05.2021).

15. Определение Арбитражного суда г. Москвы от 5 марта 2018 г. по делу № А40-124668/17-71-160Ф [Электронный ресурс] // Картотека арбитражных дел. URL: http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/45c24bb9-9d22-4b57-8742-9a778f041b99/A40-124668-2017_20180305_0predelenie.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 19.05.2021).

16. Решение № 2-160/2017 2-160/2017~М-129/2017 М-129/2017 от 26 апреля 2017 г. по делу № 2-160/2017 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/qlE6zawJCy6l/ (дата обращения: 19.05.2021).

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://govern-ment.ru/docs/28653/ (дата обращения: 19.05.2021).

18. Россия пытается вписать криптовалюты в правовое поле [Электронный ресурс] // Ведомости. 09.06.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/06/09/693743-rossiya-kriptovalyuti (дата обращения: 19.05.2021).

19. Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют) [Электронный ресурс] // Банк России. 04.09.2017. URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=04092017_183512if2017-09-04T18_31_05.htm (дата обращения: 19.05.2021).

20. Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 октября 2017 г. № 03-11-11/63996 «О регулировании выпуска и оборота криптовалют» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/440597459 (дата обращения: 19.05.2021).

21. Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 октября 2017 г. № 03-04-05/66994 «Об НДФЛ при совершении операций между физлицами по покупке и продаже биткоинов» [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST&n=171788#0570268529071223 (дата обращения: 15.02.2021)

22. Совещание по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере [Электронный ресурс] // Президент России. 10.10.2017. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55813 (дата обращения: 15.02.2021).

Информация об авторе Д.Ф. Никифорова - аспирант кафедры криминалистики юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия.

Information about the author D.F. Nikiforova - PhD student, Criminalistics Department, Faculty of Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.04.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.04.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 20.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.