ке, кроме проводимой терапии, стали ежедневно вводить гидрокортизон по 62 мг с последующим снижением доз. Из числа получавших гидрокортизон умер только 1 больной на 7-е сутки.
Таким образом, ботулизм, вызванный консервированными инфицированными гриба-ми домашнего приготовления, протекал исключительно тяжело, с высокой летальностью.
Считаем целесообразным отметить, что введение противоботулинической сыворотки больным ботулизмом по инструкции Министерства здравоохранения от 21/1V 1965 г. в наших случаях было, видимо, недостаточным. В дальнейшем рекомендуемую дозу сыворотки мы увеличили при среднетяжелых и тяжелых формах болезни с 10 ООО до 30 ООО— 50 ООО МЕ. В последующем из 7 человек, которым были введены большие дозы сыворотки, ни один не умер. Наряду с этим высокой эффективностью обладает гормонотерапия в комбинации со специфической и патогенетической терапией.
V ЛИТЕРАТУРА
Булатова Т. И., Матвеев К. И. Гиг. и сан., 1966, № 4, с. 83.— Бунин К. В., П а к С. Г. Сов. мед., 1968, № 3, с. 121.— Буяновская М. Д., В а с -с е р м а н М. Ф. Врач, дело, 1967, № 7, с. 106.— ВоронкинВ. Е. и др. Гиг. и сан., 1967, № 12, с. 75.— К р у п и н а А. П. и др. Там же, 1965, № 11, с. 84.
Поступила 3/11 1971 г-
УДК 371.7
ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Канд. мед. наук О. Я. Снигур, А. X. Жаглина, Я. Р. Гаевская
«
Львовский научно-исследовательский институт педиатрии, акушерства и гинекологи»
и Львовский институт усовершенствования учителей
На протяжении 2 лет проводились исследования у 100 детей, обучавшихся в 1-м и 2-м классах по новой программе, и у 100 учащихся, обучавшихся по четырехгодичной программе (контрольная группа). Функциональное состояние организма детей, режимные моменты, общее самочувствие, настроение, работоспособность учитывались по наблюдениям педагога и педиатра и по картам опроса родителей.
У детей, обучающихся по новой программе на протяжении 2 лет наблюдения, выявлено большее количество неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы при проведении функциональной пробы.
Опрос родителей показал, что длительность приготовления уроков у детей контрольной группы в начале учебного года составляла Х1^ часа, у школьников, занимающихся по новой программе,— 2Х!2 часа. Пребывание детей 1-х классов контрольной группы на открытом воздухе осенью продолжалось 4 часа, а детей основной группы — 2 часа.
К концу учебного года нарушение режимных моментов у школьников, обучающихся по новой программе, было менее выраженным. Так, длительность приготовления уроков первоклассниками только на 10—15 мин. превышала длительность приготовления домашних заданий первоклассниками контрольной группы. Учащиеся обеих групп в среднем проводили на свежем воздухе по 21/2—3 часа. На 2-м году обучения длительность приготовления уроков детей, обучающихся по новой программе, была больше, чем у детей контрольной группы, на 30—35 мин. на протяжении всего года. Соответственно пребывание на свежем воздухе сокращалось на 45—50 мин.
Продолжительность сна у детей обеих групп была одинаковой. Родители большинства школьников, обучавшихся по новой программе в 1-м классе, отмечали беспокойный сон у детей и отчетливо выраженные к концу дня признаки утомления (бледность, вялость,, сонливость, раздражительность). На 2-м году обучения субъективные признаки утомления на протяжении года были выражены менее отчетливо и отмечались в основном в конце III четверти.
Нами установлено, что школьники, имеющие подготовку к школе, затрачивали на подготовку домашних заданий значительно меньше времени, успеваемость у них была высшей. Это наводит на мысль, что подготовку школьников к новой экспериментальной программе необходимо начинать с дошкольного возраста.
Проведенные наблюдения показали, что утомление учащихся 1-х классов в основном развивается в первом полугодии, в период адаптации к школе. Поэтому начало занятий в школе должно привлекать особое внимание как педагогов, так и медицинских работников. По-видимому, целесообразно ввести ступенчатый режим занятий с учащимися 1-х классов, постепенно увеличивая продолжительность уроков. Очевидно, необходимо так спланировать школьную программу для первоклассников, чтобы основная нагрузка приходилась к моменту полной адаптации к школе, т. е. к III четверти.
Поступила 24/1II 1971 г-