Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ'

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ»

ке, кроме проводимой терапии, стали ежедневно вводить гидрокортизон по 62 мг с последующим снижением доз. Из числа получавших гидрокортизон умер только 1 больной на 7-е сутки.

Таким образом, ботулизм, вызванный консервированными инфицированными гриба-ми домашнего приготовления, протекал исключительно тяжело, с высокой летальностью.

Считаем целесообразным отметить, что введение противоботулинической сыворотки больным ботулизмом по инструкции Министерства здравоохранения от 21/1V 1965 г. в наших случаях было, видимо, недостаточным. В дальнейшем рекомендуемую дозу сыворотки мы увеличили при среднетяжелых и тяжелых формах болезни с 10 ООО до 30 ООО— 50 ООО МЕ. В последующем из 7 человек, которым были введены большие дозы сыворотки, ни один не умер. Наряду с этим высокой эффективностью обладает гормонотерапия в комбинации со специфической и патогенетической терапией.

V ЛИТЕРАТУРА

Булатова Т. И., Матвеев К. И. Гиг. и сан., 1966, № 4, с. 83.— Бунин К. В., П а к С. Г. Сов. мед., 1968, № 3, с. 121.— Буяновская М. Д., В а с -с е р м а н М. Ф. Врач, дело, 1967, № 7, с. 106.— ВоронкинВ. Е. и др. Гиг. и сан., 1967, № 12, с. 75.— К р у п и н а А. П. и др. Там же, 1965, № 11, с. 84.

Поступила 3/11 1971 г-

УДК 371.7

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Канд. мед. наук О. Я. Снигур, А. X. Жаглина, Я. Р. Гаевская

«

Львовский научно-исследовательский институт педиатрии, акушерства и гинекологи»

и Львовский институт усовершенствования учителей

На протяжении 2 лет проводились исследования у 100 детей, обучавшихся в 1-м и 2-м классах по новой программе, и у 100 учащихся, обучавшихся по четырехгодичной программе (контрольная группа). Функциональное состояние организма детей, режимные моменты, общее самочувствие, настроение, работоспособность учитывались по наблюдениям педагога и педиатра и по картам опроса родителей.

У детей, обучающихся по новой программе на протяжении 2 лет наблюдения, выявлено большее количество неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы при проведении функциональной пробы.

Опрос родителей показал, что длительность приготовления уроков у детей контрольной группы в начале учебного года составляла Х1^ часа, у школьников, занимающихся по новой программе,— 2Х!2 часа. Пребывание детей 1-х классов контрольной группы на открытом воздухе осенью продолжалось 4 часа, а детей основной группы — 2 часа.

К концу учебного года нарушение режимных моментов у школьников, обучающихся по новой программе, было менее выраженным. Так, длительность приготовления уроков первоклассниками только на 10—15 мин. превышала длительность приготовления домашних заданий первоклассниками контрольной группы. Учащиеся обеих групп в среднем проводили на свежем воздухе по 21/2—3 часа. На 2-м году обучения длительность приготовления уроков детей, обучающихся по новой программе, была больше, чем у детей контрольной группы, на 30—35 мин. на протяжении всего года. Соответственно пребывание на свежем воздухе сокращалось на 45—50 мин.

Продолжительность сна у детей обеих групп была одинаковой. Родители большинства школьников, обучавшихся по новой программе в 1-м классе, отмечали беспокойный сон у детей и отчетливо выраженные к концу дня признаки утомления (бледность, вялость,, сонливость, раздражительность). На 2-м году обучения субъективные признаки утомления на протяжении года были выражены менее отчетливо и отмечались в основном в конце III четверти.

Нами установлено, что школьники, имеющие подготовку к школе, затрачивали на подготовку домашних заданий значительно меньше времени, успеваемость у них была высшей. Это наводит на мысль, что подготовку школьников к новой экспериментальной программе необходимо начинать с дошкольного возраста.

Проведенные наблюдения показали, что утомление учащихся 1-х классов в основном развивается в первом полугодии, в период адаптации к школе. Поэтому начало занятий в школе должно привлекать особое внимание как педагогов, так и медицинских работников. По-видимому, целесообразно ввести ступенчатый режим занятий с учащимися 1-х классов, постепенно увеличивая продолжительность уроков. Очевидно, необходимо так спланировать школьную программу для первоклассников, чтобы основная нагрузка приходилась к моменту полной адаптации к школе, т. е. к III четверти.

Поступила 24/1II 1971 г-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.