КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
I
%
*
I
УДК 61в.981.553-056.76-02:[в64.848:641.48
БОТУЛИЗМ, ВЫЗВАННЫЙ ГРИБАМИ ДОМАШНЕГО
КОНСЕРВИРОВАНИЯ
9 •
3. М. Туккаева
• щ
Кафедра инфекционных болезней Северо-Осетинского медицинского института, Орджоникидзе
В течение последних 10 лет на территории Северной Осетии возникали групповые заболевания ботулизмом в связи с потреблением грибов домашнего консервирования. Известно, что споры возбудителя могут усиленно размножаться в анаэробных условиях.
В литературе неоднократно сообщалось об отравлении консервированными грибами домашнего приготовления (А. П. Крупина и соавт.; В. Е. Воронкин и соавт.; М. Д. Буя-новская и М. Ф. Вассерман; К. В. Бунин и С. Г. Пак). Ботулизм, вызванный консервированными грибами, протекает в большинстве случаев очень тяжело и дает высокую летальность. В связи с изложенным представляет интерес следующее наблюдение.
Заболели одновременно 6 членов одной семьи и были доставлены в клинику с диагнозом грибного отравления, возникшего в результате потребления маринованных грибов домашнего приготовления. Как было выяснено из анамнеза» грибы собирали в лесу в сентябре 1968 г. и тогда же их законсервировали. В ноябре все члены семьи одновременно ели грибы, через 8—12 часов у них появились первые признаки заболевания. Симптомы поражения нервной системы у больных начались в определенной последовательности довольно быстро: у 5 человек отмечались резкое головокружение, слабость, сухость во рту, боль и вздутие живота, тошнота и рвота, бледность кожных покровов с акроцианозом, диплопия, туман перед глазами. На следующий день эти симптомы усилились: появилось затрудненное глотание, а 1 больной не мог глотать вовсе.
У всех развилась дисфония, у 3 — афония, поперхивание, у 5 — птоз верхних век, парез глазодвигательных мышц с явлениями мидриаза с нарушением конвергенции и аккомодации, у 4 больных — парез мягкого неба. В 1-й день заболевания отмечено нарушение цветоощущения (у 2), широкие зрачки с отсутствием фотореакции (у 3). Из других проявлений ботулизма обращает на себя внимание задержка стула (у 5), анурия (у 1). Со стороны сердечно-сосудистой системы выявлены приглушение тонов (у 4 больных), глухость тонов и тахикардия, гипотония (у 5), гипертония (у 1). Со стороны периферической крови •отмечены умеренный лейкоцитоз (у 2), гиперлейкоцитоз (у 3), анэозинофилия, палочкоядер-ный сдвиг, лимфопения (у 5). Общий анализ мочи показал альбуминурию и гематурию (у 3), цилиндрурию (у 1). У одного больного развилась сывороточная болезнь после введения 0,2 мл противоботулинической сыворотки, у другого болезнь осложнилась токсическим миокардитом. В связи с нарушением дыхательной функции 3 больным проводили искусственное аппаратное дыхание (аппарат УНА-1) от 1 до 8 суток. Заболевание у всех протекало очень тяжело. С первых дней у больных появился страх смерти. Диагноз ботулизма 'был подтвержден в результате обнаружения в крови ботулинического токсина типа В.
Всем больным вводили противоботулиническую сыворотку в количестве по 10 ООО МЕ , согласно инструкции, антибиотики, подкожно физиологический раствор, 5% раствор глюкозы, внутривенно 40% раствор глюкозы, сердечные средства, поливитамины, десенсибилизирующие средства, увлажненный кислород. Однако в первые же сутки после отравления 2 больных умерли.
В связи с тем что у остальных 4 больных состояние оставалось очень тяжелым и прогноз был сомнительным, мы, по предложению доц. И. Б. Отараева, впервые в нашей клини-
%
ке, кроме проводимой терапии, стали ежедневно вводить гидрокортизон по 62 мг с последующим снижением доз. Из числа получавших гидрокортизон умер только 1 больной на 7-е сутки.
Таким образом, ботулизм, вызванный консервированными инфицированными гриба-ми домашнего приготовления, протекал исключительно тяжело, с высокой летальностью.
Считаем целесообразным отметить, что введение противоботулинической сыворотки больным ботулизмом по инструкции Министерства здравоохранения от 21/1V 1965 г. в наших случаях было, видимо, недостаточным. В дальнейшем рекомендуемую дозу сыворотки мы увеличили при среднетяжелых и тяжелых формах болезни с 10 ООО до 30 ООО— 50 ООО МЕ. В последующем из 7 человек, которым были введены большие дозы сыворотки, ни один не умер. Наряду с этим высокой эффективностью обладает гормонотерапия в комбинации со специфической и патогенетической терапией.
V ЛИТЕРАТУРА
Булатова Т. И., Матвеев К. И. Гиг. и сан., 1966, № 4, с. 83.— Бунин К. В., П а к С. Г. Сов. мед., 1968, № 3, с. 121.— Буяновская М. Д., В а с -с е р м а н М. Ф. Врач, дело, 1967, № 7, с. 106.— ВоронкинВ. Е. и др. Гиг. и сан., 1967, № 12, с. 75.— К р у п и н а А. П. и др. Там же, 1965, № 11, с. 84.
Поступила 3/11 1971 г-
УДК 371.7
ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Канд. мед. наук О. Я. Снигур, А. X. Жаглина, Я. Р. Гаевская
«
Львовский научно-исследовательский институт педиатрии, акушерства и гинекологи»
и Львовский институт усовершенствования учителей
На протяжении 2 лет проводились исследования у 100 детей, обучавшихся в 1-м и 2-м классах по новой программе, и у 100 учащихся, обучавшихся по четырехгодичной программе (контрольная группа). Функциональное состояние организма детей, режимные моменты, общее самочувствие, настроение, работоспособность учитывались по наблюдениям педагога и педиатра и по картам опроса родителей.
У детей, обучающихся по новой программе на протяжении 2 лет наблюдения, выявлено большее количество неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы при проведении функциональной пробы.
Опрос родителей показал, что длительность приготовления уроков у детей контрольной группы в начале учебного года составляла Х1^ часа, у школьников, занимающихся по новой программе,— 2Х!2 часа. Пребывание детей 1-х классов контрольной группы на открытом воздухе осенью продолжалось 4 часа, а детей основной группы — 2 часа.
К концу учебного года нарушение режимных моментов у школьников, обучающихся по новой программе, было менее выраженным. Так, длительность приготовления уроков первоклассниками только на 10—15 мин. превышала длительность приготовления домашних заданий первоклассниками контрольной группы. Учащиеся обеих групп в среднем проводили на свежем воздухе по 21/2—3 часа. На 2-м году обучения длительность приготовления уроков детей, обучающихся по новой программе, была больше, чем у детей контрольной группы, на 30—35 мин. на протяжении всего года. Соответственно пребывание на свежем воздухе сокращалось на 45—50 мин.
Продолжительность сна у детей обеих групп была одинаковой. Родители большинства школьников, обучавшихся по новой программе в 1-м классе, отмечали беспокойный сон у детей и отчетливо выраженные к концу дня признаки утомления (бледность, вялость,, сонливость, раздражительность). На 2-м году обучения субъективные признаки утомления на протяжении года были выражены менее отчетливо и отмечались в основном в конце III четверти.
Нами установлено, что школьники, имеющие подготовку к школе, затрачивали на подготовку домашних заданий значительно меньше времени, успеваемость у них была высшей. Это наводит на мысль, что подготовку школьников к новой экспериментальной программе необходимо начинать с дошкольного возраста.
Проведенные наблюдения показали, что утомление учащихся 1-х классов в основном развивается в первом полугодии, в период адаптации к школе. Поэтому начало занятий в школе должно привлекать особое внимание как педагогов, так и медицинских работников. По-видимому, целесообразно ввести ступенчатый режим занятий с учащимися 1-х классов, постепенно увеличивая продолжительность уроков. Очевидно, необходимо так спланировать школьную программу для первоклассников, чтобы основная нагрузка приходилась к моменту полной адаптации к школе, т. е. к III четверти.
Поступила 24/1II 1971 г-