Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ УТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРГАНИЗМА АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТОЙ'

ПОКАЗАТЕЛИ УТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРГАНИЗМА АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТОЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ УТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРГАНИЗМА АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТОЙ»

УДК 613.731:616.955]:612.015.642

ПОКАЗАТЕЛИ УТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРГАНИЗМА АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТОЙ

Канд. мед. наук О. И. Снигур

Львовский научно-исследовательский институт педиатрии, акушерства и гинекологии

В настоящее время установлены физиологические нормы обеспечения детей разного возраста витаминами, однако вопрос о дифференцировании этих норм в зависимости от сезонов года, физической и психической нагрузки, условий труда и т. д. решен еще не полностью. В связи с этим представляет интерес выявление потребности в аскорбиновой кислоте школьников, занятых трудовой деятельностью в процессе политехнического обучения.

Нами изучались некоторые показатели утомления учащихся в ходе теоретических занятий и производственного обучения и влияние на них дополнительной витаминизации организма аскорбиновой кислотой. На протяжении 1962/63 и 1963/64 учебных годов под наблюдением было 65 школьниц 10-го и 11-го классов Львовской школы-интерната № 4. Они получали стандартное питание, предусмотренное для школ-интернатов, и придерживались обычного режима дня. Школьницы проходили трудовое обучение в швейных мастерских; там они занимались шитьем. Уроки поризводствен-ного обучения продолжались по 45 мин. с 10-минутным перерывом, а после 2-го и 3-го урока — с 20-минутным перерывом. Во время теоретических занятии учащиеся занимались по обычной программе для среднеобразовательных школ, по 6 уроков в день. Кроме того, ежедневно в течение 3 часов они выполняли домашние задания. Два раза в неделю были уроки физического воспитания.

Мы проводили углубленные медицинские осмотры учениц и оценивали их физическое развитие. Для суждения об утомляемости изучали мышечную силу кистей рук, жизненную емкость легких и экскрецию мукопротеидов с мочой. Эти исследования проводили до и после занятий в каждом сезоне года. Кроме того, посезонно определяли активность щелочной фосфатазы в крови. Силу кистей рук устанавливали ручным обоймовым динамометром, жизненную емкость легких измеряли водным спирометром, активность щелочной фосфатазы крови изучали микрометодом Г. К. Саева, количественное определение мукопротеидов — по методу Попа§ю в модификации Видагё.

Наблюдаемые учащиеся были разделены на 2 группы: 1-я из них (33 человека) получала в зимне-весеннем сезоне дополнительно к обычному рациону по 100 мг аскорбиновой кислоты в сутки; 2-я группа (32 человека) служила контролем. Изучение витамина С в суточном рационе по меню-раскладкам с лабораторным контролем показало, что количество аскорбиновой кислоты осенью составляло в среднем 68±2,1 мг, зимой — 21,9±1,2 мг, а весной — 31±2,0мг при норме 70 мг. Таким образом, в пищевом рационе учащихся отмечалось недостаточное содержание витамина С в зимне-ве-сеннем сезоне, в связи с чем дополнительно проводилась витаминизация опытной группы детей именно в это время. Оказалось, что учащиеся, получающие дополнительно аскорбиновую кислоту, реже высказывали жалобы на утомляемость после теоретических занятий, особенно весной.

У учащихся контрольной группы весной наблюдалось статистически достоверное снижение активности фосфатазы в крови по сравнению с осенью (табл. 1)

Влияние дополнительной витаминизации в зимне-весеннем сезоне на активность щелочной фосфатазы в крови у учащихся можно установить при сопоставлении указанных величин по сезонам до витаминизации и в период ее (табл. 2).

Приведенные данные показывают, что при систематическом насыщении организма витамином С закономерно нарастает активность щелочной фосфатазы в крови.

Если учесть данные АШапс! и Ш211П1ап о том, что при утомлении активность щелочной фосфатазы в крови снижается, то более низкие показатели фосфатазы у детей контрольной группы свидетельствуют о большей степени утомления их по сравнению с опытной группой. Очевидно, активность щелочной фосфатазы в крови зависит от обеспечения организма аскорбиновой кислотой. Как указывают С. И. Винокуров и соавторы, Л. Л. Громашевская, обеднение организма витамином С ведет к снижению активности фермента.

Экскрецию мукопротеидов с мочой у учащихся мы изучали как до занятий в школе, так и после них. Полученные данные у школьников контрольной группы и детей, получавших дополнительно аскорбиновую кислоту, представлены в табл. 3.

Из табл. 3 видно, что количество мукопротеидов в моче детей контрольной группы нарастало весной по сравнению с осенью, но разница не была статистически

1 Активность щелочной фосфатазы у здоровых взрослых, по данным й. Тодорова, колеблется от 11,4 до 25,4 ед.

Таблица I

Сезонная динамика средней активности щелочной фосфатазы в крови (в ед.на 100 мл сыворотки) у детей контрольной группы

Сезон

Статистические показатели осень зима весна

Активность щелочной фосфатазы (М±т) Число наблюдений (п) Показатель ; ..... Вероятность изменений (в %)...... 16,8± 1,56 12,97±1,0 50 2,05 <95,0 12,0±0,<>9 48 2,59 <99,0

Таблица 2

Изменение средних показателей активности щелочной фосфатазы в крови (в ед. на 100 мл сыворотки) под влиянием дополнительной витаминизации в зимне-весеннем сезоне

Сезон

Статистические показатели осень зима весна

До витаминизации (М±т). . . В период витаминизации (М ±т) Число наблюдений (л)..... Показатель * ......... Вероятность -изменений в %) 16,8± 1,56 16,79±1,1 108 0,005 >50,0 12,97± 1,0 21, 17±0,6 108 7,0 <99,9 12,0±0,99 25,22±0,8 108 10,1 <99,9

Таблица 3

Сезонная динамика экскреции мукопротеидов (в мкг на 1 мл) у детей 1

Осень Зима Весна

Статистические

показатели до заня- после за- до заня- после за- до заня- после за-

тий нятий тий нятий тий нятий

Кон трольная группа

М±т....... 172± 12,1 181 ±11,8 180± 10,9 189± 12,6 193± 12 209± 10,0

Число наблюдений

(л)........ — — 50 50 48 48

Показатель / . . . — — 0,5 0,5 1,2 1,85

Вероятность изме-

нений (в %) . . . >50 >50 <75 <90

Группа детей, получавших дополнительную

витаминизацию

До витаминизации

(М±т)..... 172± 12,1 181 ±11,8 180± 10,9 189± 12,6 193 ±12,0 209± 10,0

В период витами-

низации (М±т) 167± 13,9 186± 11,2 174 ±13,1 179± 12,2 185 ±12,5 172 ±9,1

Число наблюдений

(п)........ 92 94 108 110 108 108

Показатель ( . . . 0,2

Вероятность изме- 0,2 0,35 0,59 0,46 2,83

нений (в %) . . . >50 >50 >50 >50 >50 <99

1 Согласно данным В1^аг<1, у здоровых людей экскреция мукопротеидов с мочой сос тавляет от 50 до 200 мкг па 1 мл.

достоверной. Дополнительное обеспечение учащихся витамином С уменьшает экскрецию мукопротеидов с мочой весной, т. е. снижает утомляемость в этом сезоне года.

Приведенные данные подчеркивают необходимость достаточного обеспечения детей витамином С на протяжении целого года. Учащимся старших классов в зимне-весеннем сезоне нужно витаминизировать пищу препаратами аскорбиновой кислоты в дозе до 100 мг в сутки.

Следует отметить, что мышечная сила и жизненная емкость легких у школьниц, принимавших дополнительно аскорбиновую кислоту, по сравнению с контрольной группой как в течение дня, так и на протяжении всего учебного года возрастали незначительно.

ЛИТЕРАТУРА

Винокуров С. И., ДаниленкоУ. А., СпилиотиЗ. И. В кн.: Вопр. экспер. биол. и медицины. М., 1951, в. 1, с. 158. — Громашевская Л. Л. Вопр. мед. химии, 1958, в. 6, с. 399.—Тодоров И. Клинические и лабораторные исследования в педиатрии. София, 1961. — Altland P. D., High man В., Am. J. Physiol., 1961, v. 201, p. 393.— В u gar d P., Rev. Path, gen., 1958, v. 58, p. 1607. — D о n a g i о A., Rev. neurol., 1933, v. 2, p. 155.

Поступила 16/VIII 1965 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.