Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕВОЛЮЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ТЕХНОНАУКИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕВОЛЮЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ТЕХНОНАУКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОНАУКА / ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗУМ / РЕВОЛЮЦИЯ / ИСТОРИЦИЗМ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В., Пушкарева М.А.

В современном обществе, в котором наблюдается усиление фактора случайности, непредсказуемости событий, возрастает значимость дисциплинарности и междисциплинарности в исследовании социальных феноменов. Актуальность социально-гуманитарного знания постепенно размывается под воздействием техники, которая оказывает существенное воздействие на социально-экономические отношения. Ток, который идет от естествознания и промышленности к социальным отношениям, видоизменяет форму общества, где каждая система распадается на множество подсистем. Революционные изменения, которые происходят в современном обществе технонауки, представляют угрозу жизнедеятельности человека, оторвавшегося от рода, коллективистской морали. Человек вынужден включиться в борьбу за существование, ставя это своей целью. Но последний подход создает заторы в современном обществе. Ведь само слово «система» в переводе с древнегреческого означает некий «затор» для всего нового. Поэтому действительная жизнь не исчерпывается никакими логическими системами. Жизнь человека богаче любой системно оформленной мысли. Тем не менее системное мышление есть качество величайшей ценности. Технический разум постоянно наталкивается на препятствия и таким образом уже внутри системы возникает некая «граница», которая способствует самоопределению научного и общественного самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В., Пушкарева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE REVOLUTION IN THE MODERN SOCIETY OF TECHNOSCIENCE

In modern society, in which there is an increase in the factor of randomness, unpredictability of events, the importance of disciplinarity and interdisciplinarity in the study of social phenomena increases. The relevance of socio-humanitarian knowledge is gradually eroded under the influence of technology, which has a significant impact on socio-economic relations. The current that flows from natural science and industry to social relations modifies the form of society, where each system splits into many subsystems. The revolutionary changes that are taking place in the modern society of technoscience pose a threat to the life of a person who has broken away from the kind, collectivist morality. A person is forced to join the struggle for existence, setting this as his goal. But the latter approach creates congestion in modern society. After all, the very word "system" in translation from ancient Greek means a kind of "congestion" for everything new. Therefore, real life is not exhausted by any logical systems. A person's life is richer than any systemically designed thought. Nevertheless, systems thinking is a quality of the greatest value. The technical mind constantly encounters obstacles and thus already inside the system we get a kind of "border", which contributes to the self-determination of scientific and social self-consciousness.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕВОЛЮЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ТЕХНОНАУКИ»

ОСОБЕННОСТИ РЕВОЛЮЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ТЕХНОНАУКИ

Е.Ю. Бикметов, д-р соц. наук, профессор А.В. Лукьянов, д-р филос. наук, профессор М.А. Пушкарева, д-р филос. наук, профессор Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-3-133-135

Аннотация. В современном обществе, в котором наблюдается усиление фактора случайности, непредсказуемости событий, возрастает значимость дисциплинарности и междисциплинарности в исследовании социальных феноменов. Актуальность социально-гуманитарного знания постепенно размывается под воздействием техники, которая оказывает существенное воздействие на социально-экономические отношения. Ток, который идет от естествознания и промышленности к социальным отношениям, видоизменяет форму общества, где каждая система распадается на множество подсистем. Революционные изменения, которые происходят в современном обществе технонауки, представляют угрозу жизнедеятельности человека, оторвавшегося от рода, коллективистской морали. Человек вынужден включиться в борьбу за существование, ставя это своей целью. Но последний подход создает заторы в современном обществе. Ведь само слово «система» в переводе с древнегреческого означает некий «затор» для всего нового. Поэтому действительная жизнь не исчерпывается никакими логическими системами. Жизнь человека богаче любой системно оформленной мысли. Тем не менее системное мышление есть качество величайшей ценности. Технический разум постоянно наталкивается на препятствия и таким образом уже внутри системы возникает некая «граница», которая способствует самоопределению научного и общественного самосознания.

Ключевые слова: социальная система, технонаука, технический разум, революция, ис-торицизм, экзистенция, самосознание.

Нарастание в современном обществе клипового сознания, активизация социальной мобильности, политической и экономической флуктуации, форм спонтанного и коллективного поведения усиливают актуальность исследования чувственного и духовного мира человека, гуманитарных функций духовного труда. Последний есть своеобразный «мост» между «феноменальным и ноуменальным» миром. И этот «мост» не только актуализирует проблему роста человечности труда, но и выдвигает проблему огромной важности - исторического опыта. Сторонники исторических опытов должны, согласно И.Г. Фихте, быть осуждены как реакционеры [1, с. 98].

Перспективным в этом плане является анализ идеи революции с позиций немецкой классической философии [2, с. 182184]. «Необходимо заметить, что следование в фарватере И. Канта зачастую отбрасывает нас к докантовской метафизике ин-

терпретации самой экзистенции экологического сознания» [3, с. 101]. Революция, задействующая все слои общества, не может составить позитивного начала, если не затрагивает экзистенции человека, которая связана с абсолютно творческим началом. В этом плане революция есть некая потенция перехода в само бытие, человеческое существование любви.

Исследуя основания философии истории, необходимо заметить, что особенностью революции в современном обществе технонауки должен выступает язык, основанный на понимании и взаимопонимании между людьми. «Язык способствует развитию духа солидарности и доверия» [4, с. 135]. «При этом следует учитывать многослойную структуру духовного мира человека, которая детерминирована определенным типом социокультурной ситуации» [4, с. 141]. «Но силы, властвующие в мире, связаны с качественными характе-

ристиками и сущностными силами человека, к которым, безусловно, относится и надежда человека на более лучший мир» [5, с. 2]. Эта надежда активизирует проект нравственного возрождения страны. Необходим духовный порыв в направлении гуманизации общественных отношений. Но эпоха технонауки, технического разума сковывает творчество человека, обедняет человечность труда, социальную память. Язык при этом выступает важнейшим способом духовного возрождения народа, страны, поскольку связан с духовной конституцией, национальным характером.

Человек стремится проектировать жизнь, исходя из рационального начала. Однако экзистенция не имеет «ни «окон», ни «дверей», постоянно ускользает от самосознания» [3, с. 102]. Анализ экзистенциальных трансформаций позволяет по-новому взглянуть на проблему свободы. Идея свободы есть некая универсалия культуры, а философия свободы - рефлексия над культурными, духовными универсалиями [6]. Человек, который в ходе социальной или технологической революции стремится улучшить мир, тем не менее, продолжает свой повседневный опыт. «Этот житейский опыт, - замечает Гегель, - может иметь три различные формы. Во-

первых, закон сердца может достигнуть господства и, как господствующий закон, становится таким же закоченелым, непреклонным законом, как и вызвавший ненависть» [7, с. 274]. Во-вторых, действительность может не представляться «тиранической необходимостью», а реальностью, где люди чувствуют себя удобно. В-третьих, человек живет согласно своим устремлениям и миропониманию. Исправитель мира не может гармонизировать закон «своего сердца» и конкурирующую с ним действительность [7, с. 274].

Поэтому преодоление иллюзорности революционных технократических идей вполне возможно в обществе, где политические, духовные лидеры в своем видении способны выйти за узкие мировоззренческие горизонты своего класса и возвыситься до осознания творческой продуктивности общечеловеческих ценностей [2, с. 184]. Знание о революции при этом должно базироваться на идее связи культурного, нравственного синтеза современности с историческим мышлением [8, с. 2]. Научный историзм, дух историзма, которым необходимо руководствоваться в принятии управленческих решений, будет способствовать возрождению народа, страны, вступившей на путь радикальных технологических преобразований.

Библиографический список

1. Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума: из истории немецкой классической философии и литературы. - М.: Прогресс, 1978. - 327 с.

2. Лукьянов А.В., Пушкарева М.А. Немецкая классическая философия о революции // Великий Октябрь - время перемен: сборник научных докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Октябрьской революции и 100-летию образования БАССР / Отв. ред. Г.Г. Салихов, Г.Е. Белоногов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. - С. 182-184.

3. Валиуллина З.Р., Лукьянов А.В., Пушкарева М.А. Экзистенция экологического сознания с точки зрения кантовских антиномий // Kant. - 2018. - № 3 (28). - С. 100-103.

4. Бикметов Е.Ю., Пушкарева М.А., Соколов В.М. Язык как способ духовно-центрированного управления коммуникативным процессом // Личность. Культура. Общество. - 2020. - Т. 22. - № 1-2 (105-106). - С. 135-142.

5. Пушкарева М.А. Философия надежды: онто-гносеологический анализ: монография. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. - 132 с.

6. Пушкарева М.А. Идея свободы в контексте ее экзистенциальных трансформаций: монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. - 164 с.

7. Фишер К. Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом / предисл. В. Вандека и И. Тимоско. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1933. - 611 с.

8. Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В. Духовный, социокультурный и языковой контекст развития научного знания: монография. - Уфа: РИК УГАТУ, 2019. - 226 с.

FEATURES OF THE REVOLUTION IN THE MODERN SOCIETY

OF TECHNOSCIENCE

E.Yu. Bikmetov, Doctor of Sociological Sciences, Professor A.V. Lukyanov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor M.A. Pushkareva, Doctor of Philosophical Sciences, Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. In modern society, in which there is an increase in the factor of randomness, unpredictability of events, the importance of disciplinarity and interdisciplinarity in the study of social phenomena increases. The relevance of socio-humanitarian knowledge is gradually eroded under the influence of technology, which has a significant impact on socio-economic relations. The current that flows from natural science and industry to social relations modifies the form of society, where each system splits into many subsystems. The revolutionary changes that are taking place in the modern society of technoscience pose a threat to the life of a person who has broken away from the kind, collectivist morality. A person is forced to join the struggle for existence, setting this as his goal. But the latter approach creates congestion in modern society. After all, the very word "system" in translation from ancient Greek means a kind of "congestion" for everything new. Therefore, real life is not exhausted by any logical systems. A person's life is richer than any systemically designed thought. Nevertheless, systems thinking is a quality of the greatest value. The technical mind constantly encounters obstacles and thus already inside the system we get a kind of "border", which contributes to the self-determination of scientific and social self-consciousness.

Keywords: social system, technoscience, technical intelligence, revolution, historicism, existence, self-consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.