THE EXISTENCY OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS FROM THE POINT OF VIEW OF KANTIAN ANTINOMY Valiullina Zaynab Rakhimyanovna, PhD of Philosophical science, Department of Ethics, Cultural Studies and Public Relations
Lukjanov Arkadiy Viktorovich, DSc of Philosophical science, Department of Philosophy and Political science Pushkareva Marina Alekseevna, DSc ofPhilosophicalscience, Department of Ethics, Cultural Studies and Public Relations Bashkir State University, Ufa, Repablic of Bashkortostan
The article explores the existence of ecological consciousness from the standpoint of the Kantian antinomy, set forth in the essay "Critique of Pure Reason". The analysis of the existence reveals new contexts of the "transcendental subject" which performs not only an epistemological function, regulates the process of searching for "self-evident" foundations and promotes the creation of a system of ecological consciousness, but also makes this system existentially open to the creative spirit. Such antinomy of ecological consciousness as a feeling that is the detection of "infirmity in the Self" and love that is identical to the mind of man is revealed, in addition, environmental consciousness acts on the one hand as a desire for complete independence from nature, and on the other hand, in the world of ecological consciousness, as a person's love for absolutely moral values, everything is done according to the laws of nature, in work, man's love is not presented as a transcendent, but as a transcendental force. Such love as pure existence is associated with the absolute "i", in which mind and feeling, conscious and unconscious, interact most closely.
Keywords: existential; ecological consciousness; Kant's antinomies; feeling and reason; love as the essential power
ЭКЗИСТЕНЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ с точки ЗРЕНИЯ КАНТОВСКИХАНТИНОМИЙ
В статье исследуется экзистенция экологического сознания с позиций кантов-ских антиномий, изложенных в сочинении "Критика чистого разума". Анализ экзистенции позволяет выявить новые контексты "трансцендентального субъекта", который выполняет не только гносеологическую функцию, регулирует процесс поиска "самоочевидных" основоположений и способствует созданию системы экологического сознания, но и делает эту систему экзистенциально открытой для творческого духа. Выявлены такие антиномии экологического сознания, как чувство, которое есть обнаружение "немощи в Я" и любовь, которая идентична разуму человека. Кроме того, экологическое сознание выступает, с одной стороны, как стремление к полной независимости от природы, а, с другой, - в мире экологического сознания, как любви человека к абсолютно нравственным ценностям, все совершается по законам природы. В работе любовь человека представлена не как трансцендентная, а как трансцендентальная сила. Такая любовь, как чистая экзистенция, сопряжена с абсолютным "Я" в котором самым тесным образом взаимодействуют разум и чувство, сознательное и бессознательное.
Ключевые слова:экзистенция;экологическое сознание; антиномии Канта; чувство и разум; любовь как сущностная сила человека; абсолютное "Я".
Настоящая работа посвящена выявлению экзистенции экологического сознания, которое связано с феноменом открытости дому человека, где осуществляется "забота" о мире печалей и радостей человеческого существа. В "квартире" человек медленно умирает, а в доме он встречается с ситуацией любви и всепрощения.
Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова связано со стремлением людей друг к другу. Это стремление предполагает взаимное уважение. В данном отношении, экологическое сознание базируется на любви, которая, как показал A.B. Лукьянов, антиномична [1, с. 52-69].
Так, любовь есть "исключительно чувство" (этотезис); в то же время "любовь идентична лишь разуму" (антитезис). Можно, в связи с этим сказать, что любовь, перенесённая на человека, означает, с
** Статьи Раздела соответвуют отрасли - 09.00.00 Философские науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.
of man; the absolute "i".
УДК 130.3 ВАК РФ 09.00.01
© Валиуллина З.Р., 2018 ©Лукьянов A.B., 2018 © Пушкарева М.А., 2018
ВАЛИУЛЛИНА Зайнаб Рахимьяновна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Этики, культурологии и связей с общественностью
ЛУКЬЯНОВ Аркадий Викторович, доктор философских наук, профессор, кафедра Философии и политологии
ПУШКАРЁВА Марина Алексеевна, доктор философских наук, профессор, кафедра Этики, культурологии и связей с общественностью
Башкирский государственный университет, Уфа, Республика Башкортостан
одной стороны, "телесно-душевный принцип продолжения рода", но, с другой стороны, "душевно-духовный принцип" "платонической любви", свободной от всякого желания обладания" [2, с. 252]. У Б. Паскаля любовь, как "сердце", прокладывает разуму дорогу к вещам и человеческим существам. Это, в принципе, и составляет сущность экологического сознания, которое связано с отношениями между любовью и познанием и которое глубоко проникает в суть всего существующего [3]. Сам порядок любви состыкуется с экологическим сознанием и самосознанием, а самосознание взращивает этические ценности. При этом, самосознание связано с отличительной чертой личности человека. Любовь, которая усиливает фон разрешающей творческой способности личности, есть всё же некий план, как заставить себя полюбить. В связи с этим, идеал и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу Другого "Я", но вместе с тем оставлять её невредимой. Если человек желает быть любимым, то он желает принудить и Другого вновь и вновь создавать себя как условие свободы. Итак, возникает следующая антиномия, согласно которой любовь выступает как "стремление к полной независимости от природы. В то же время любовь, как правило, состыкуется с природным чувством. Поэтомудля её объяснения необходимо ещё допустить свободу" [4, с. 64].
Но в мире любви всё сводится к независимой от природы сущности. В этом случае сама действительность, вызывая чувство утомления, открыта для бесконечности и преодолевает ограниченность человека на пути к совершенству. В силу сказанного нет необходимости излагать по порядку причины возникновения любви. Любовь к дому - дело свободной инициативы и фундамент самой себя, т.е. экологической культуры.
Но, допустим, что в мире экологической культуры, любви, всё совершается по законам свободы. В данном отношении всё совершается по законам любви как чистого стремления. Но это стремление характеризуется путём отрицания всех предикатов природного влечения. В данном случае, такое стремление есть стремление к независимости от природы, которое не ищет наслаждения. Однако в этом случае из стремления может последовать только "воздержание", а никак не позитивное действие. "Следовательно, утверждение, будто любовь возможна только согласно" закону свободы, противоречит самой себе. "Любовь не в силах осуществляться иначе, как только посредством природной необходимости" [5, с. 65].
Сама экзистенция экологического сознания с точки зрения кантовских антиномий, сопряжена с идеей синтеза рационального и иррационального. Но эта проблема с позиций гегелевской диалектики, остается столь же абстрактной, сколь и риторичной. Линия, идущая от В. Дильтея, находит свое выражение, с точки зрения кантовских антиномий, в немецком неогегельянстве, где выкристаллизовывается проблема иррационального.
Рассматривая экзистенцию экологического сознания, мы призваны осмыслить сами реалии человеческого бытия, т.е. мира культуры, отталкиваясь от изначальных "пра-пережива-ний", непосредственно явленных каждому индивидууму. Мы должны сконцентрировать своё внимание на "переживании" стремления жизни к развёртыванию вовне своих духовных импульсов и возможностей, а также на переживании страха перед всем тем, что выдвигается на пути данного стремления как его чисто внешняя граница.
В данном отношении перед нами постоянно маячит особый вид страха, метафизический страх, связанный с боязнью утратить самое дорогое, близкое "сердцу" человека. Это страх, как способ явленности экологического сознания, связан также с тем, что всё хорошее не явится, не явится и хорошее общество, связанное с последней причиной существования такого предела, где осуществляется творческая сущность человека. Сама экзистенция экологического сознания связана со страхом смерти. Человек, конечно, боится смерти, небытия, но когда человек боится утратить самое дорогое, то это, разумеется, сильнее, страха физической смерти. Это состояние есть, видимо, основа переживания, "пра-переживания", динамика которого предопределяет всю культу-ротворческую деятельность человека и человеческого рода. Заметим, что этот "род", зачастую, оказывается разделённым на целый ряд обособленных друг от друга культур, которые различаются своеобразием переживания этих "пра-состояний" сознания.
Необходимо заметить, что следование в фарватере И. Канта,зачастую, отбрасывает нас к докантовской метафизике интерпретации самой экзистенции экологического сознания. Так, в духе иррационалистической традиции истолкования "истинной реальности" сознания А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а затем О. Шпенглер, стремятся к такому стилю философского изложения, который изобилует пластическими образами, словом, апелляцией не столько к логической, сколько к "эстетической способности" самого субъекта познания. Слияние
"критической" и "поэтической" сфер познания сущности экологического сознания характерно для творчества немецких романтиков - Гёль-дерлина и Новалиса, Ф. Шлегеля и Ф.Шлейер-махера - способствовавшего стиранию границ между искусством и наукой. В то же время экологическое сознание, именно в таком ракурсе своего рассмотрения, постоянно вливало "пульсирующую" кровь в абстрактную, отвлеченную мысль, одухотворяло пластические образы мира, где сам страх по поводу переживания конечности последнего оказывался связанным с самой экзистенцией экологического сознания.
Однако можно, видимо, продвигаться к раскрытию экзистенции экологического сознания, не откатываясь к докантовской философии, а, напротив, углубляя само понимание "трансцендентального субъекта". Мы, при этом, не склонны и философскую, так называемую, "фундаментальную онтологию" М. Хайдеггера рассматривать как прорыв в сфере познания первоначал самой экзистенции экологического сознания, как знания о Доме. Игровое обращение с философским словом, зачастую, приводило Хайдеггера на грань поэтического восприятия мира. Напротив, идея "трансцендентального субъекта", в принципе, не допускает подмены понятиями духовного и абсолютного "Я", а, тем самым, продвигает нас к новым мировоззренческим рубежам истолкования экологического сознания.
В работах H.A. Сурковой (Шергенг), М.А. Пуш-каревой "трансцендентальный субъект" представляет собой некое "сознание", которое, с одной стороны, регулирует поиск "самоочевидных" основоположений, а, с другой - выступая неким единством единичного и общего, делает классическую философскую систему "экзистенциально открытой для творческого духа" [6, с. 15]. Примерно в этом же ключе размышляет и М.А. Пушкарёва, предложившая концепцию свободы как развёртывания "экзистенциальных потенций трансцендентального субъекта в процессе его самодвижения" [6, с. 2].
Заметим, что все эти исследования вполне согласуются с идеями современных немецких авторов, которые стремятся продолжить дальнейшее развитие "критической" философии И. Канта, не впадая в обсуждение тем докантовской метафизики. Так, Г. Гирндт в своей статье ""Я" первого основоположения основ общего наукоучения" специально подчёркивает, что, "стоящий на точке зрения наукоучения", реализует программу трансцендентального идеализма, которая связана с достижением "точки
единства" между фактичностью феноменального бытия и Абсолютом [7, Б. 325].
Заметим, что когда мы пытаемся представить "дух", "духовное бытие" как некую теоретическую систему, то наше понимание "духовного" формируется далеко не в самой системе, а только в собственном "Я", в самосознании. "Мыслители, - говорит Ф.В.Й.Шеллинг, - представляли себе самих себя, ограничиваясь познанием и полностью исключая бытие, в надежде, что с познанием будет легче управиться, чем с бытием, а затем, на основе познания, можно будет отыскать лёгкий и простой путь в бытие. Однако эта абстракция, если не видеть в ней иллюзии, рушится" [8, с. 156].
Человек стремится сделать эту, земную жизнь, свободной. Однако сама экзистенция, у которой, так сказать, нет ни "окон", ни "дверей", постоянно ускользает от самосознания. Любовь человека ко всякого рода Абсолютам, истощает его. Отсюда ясно, что любовь человека к природе, также к другим людям невозможно исчерпать ни теоретическим разумом, ни эмпирическим чувством.
Отметим тот момент нашего исследования кантовских антиномий, связанных с проблемой экологического сознания, согласно которому само "чувство" есть, по Фихте, "обнаружение немощи в Я" [9, с. 293]. В чувстве человека оказываются тесным образом связанными друг с другом "деятельность" и "ограничение" этой деятельности. Чувство исключительно субъективно [9, с. 293].
Именно, поэтому можно, видимо, соотнести саму любовь человека с разумом. Ведь любовь к природе имеет не только чувственную природу; она соотносится с долгом, который требует не просто обуздания чувственности, как "немощи в Я", но и задействования творческих способностей, чтобы человек мог поступать разумно в каждом конкретном случае.
Философия любви к природе, в данном отношении, должна быть не трансцендентной, а трансцендентальной. Сама экологическая программа не должна выходить за пределы абсолютного "Я", как мира абсолютных ценностей, в котором самым тесным образом взаимодействуют чувство и разум, сознательное и неосознанное начала.
Экзистенция экологического сознания строго не связана, в конечном счете, ни исключительно с чувством, ни с "чистым разумом". В противном случае им невозможно будет оказать сопротивления, а, значит, и придать адекватного их природе развития. Но ясно одно, что природа действия призвана стать адекватной природе самого предмета, если, конечно,
сам предмет оказывается включённым в сферу человеческого развития.
Любовь к природе и человеку, которая составляет сущность экологического сознания, представляет собой некий "толчок" на самосознание, а тем самым и на экзистенцию. Самосознание включает в себя чувственность и разум, но не как противоположные друг другу начала, а "как начала себя самополагающие и самоограничивающие" [1, с. 79].
В экзистенции любви человека мы приоткрываем эрос как абсолютно творческое начало, как некую возможность, потенцию перехода в само бытие, в само человеческое существование любви.
Антиномия, которая выделена нами (любовь - это чувство; любовь идентична разуму. В последнем отношении, любовь - стремление к полной независимости от природы; напротив, в мире чувственной любви всё совершается по законам природы) [1, с. 64], приоткрывает путь к дальнейшему развитию философии экологии.
Экологическое сознание, его экзистенция связаны с любовью, как сущностной силой человека. Любить заставить нельзя,хотя сущность человека есть любовь, способность понимать и предпонимать Другого. Поэтому разум есть
все же потенция, т.е. возможность развертывания сущностных сил человека.
Примечания:
1. Лукьянов A.B. Идея мета критики "чистой" любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). - Уфа, 2001. - 226 с.
2. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. -22-е переработ, изд-е / под ред. Г.Шишкоффа ; пер.с нем. - М.: Республика, 2003. - 575 с.
3. См.: Мах Scheler. Liebe und Erkenntnis//Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre, Bd.1., 1923.
4. Лукьянов A.B. Указ. соч. - С. 64-66.
5. Там же. - С. 65.
6. См.: Суркова H.A. Гносеологическая и экзистенциальная функции понятия "трансцендентальный субъект": автореф. дис.... докт. философ, н. - Уфа, 2003. - С. 15; Шергенг H.A. "Трансцендентальный субъект" и проблема его философской концептуализации. - М.: АЛКОР, Наука, 2008. - 232 с; Пуш-карёва М.А. Идея свободы в её трансцендентально-системном представлении. - Уфа : РИО БашГУ, 2005.-218 с.
7.См.: Das "Ich" des ersten Grundsatzes der GWL in der Sicht der Wissenschaftslehre von 1804// FichteStudien. Bd.10. Amsterdam - Atlanta.GA 1997. - S.319 -333.
8. Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласо. - Томск: Водолей, 1999. - 320 с.
9. Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. T.1. - СПб.: Миф-рил, 1993.-687 с.
СО
»-и
О си
-0 Q-LQ К ь-X
LU
и
со w
со
кд№ Г i
103
INTERACTION OF STUDENTS IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE
Gritsenko Galina Dmitrievna, DSc of Philosophical science, Professor, Chief Researcher, Federal Research Center of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; Department of Philosophy and Humanities, Stavropol State Medical University, Stavropol
Maslova Tatyana Fedorovna, DSc of Sociological sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and Cultural studies, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
The article analyses the reasons for updating the interaction of students in multicultural region revealed the contradictions of relationships in the student community in a constructive and conflict manifestations. According to a study in the student Wednesday there are many factors causing ill will between students of different socio-geographical groups, in the process of interaction students seek to merge with the social group that is able to provide for their successful adaptation to the new social and educational conditions, in such situations, amplifies the confrontation between students. The results of the study suggest that overcoming the destructive factors interaction possible in a purposeful formation of effective educational Wednesday that promotes constructive types of collective activities, participating in which students acquire and develop intercultural communication skills.
Keywords: students, multicultural the region; the social and territorial status; "Familiar ones" and "Unfamiliar ones"; factors of interactions; relationship of opposition and integration.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ В ПОЛ И КУЛЬ ТУРНОМ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье анализируются причины актуализации взаимодействия студентов в поликультурном регионе Выявлена противоречивость взаимоотношений в студенческом сообществе, выражающаяся в наличии как конструктивных, так и конфликтных проявлений. Согласно результатам исследования, в студенческой среде существует немало факторов, провоцирующих недоброжелательность между студентами, относящимся к различным социально-территориальным группам. В процессе взаимодействия обучающиеся стремятся слиться с социальной группой, способной обеспечить их успешную адаптацию к но-
УДК 37.018 ВАК РФ 09.00.11
© Гриценко Г.Д., 2018 ©Маслова Т.Ф.,2018