Научная статья на тему 'Любовь к Родине как основание экзистенциальной культуры человека'

Любовь к Родине как основание экзистенциальной культуры человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1057
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА / КРИТЕРИИ ЛЮБВИ К РОДИНЕ И ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ / ДУША ЧЕЛОВЕКА И МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ / ПРОБЛЕМА УСТАЛОСТИ ОТ ТРАДИЦИЙ И ОТ "НЕБА" ЛЮБВИ / АНТИНОМИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ЛЮБВИ / ЛЮБОВЬ КАК ЧУВСТВО И ЛЮБОВЬ КАК РАЗУМ / СЛУЧАЙНОЕ И НЕОБХОДИМОЕ В ЛЮБВИ / ЛЮБОВЬ КАК ДУШЕВНОЕ ЧУВСТВО И ЛЮБОВЬ КАК МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ / ИХ ГАРМОНИЯ ЕСТЬ СТИМУЛ ПОЗНАНИЯ МИРА / ДУХОВНОСТЬ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЧУВСТВО ИЛИ УМ / LOVE FOR THE MOTHERLAND / LOVE FOR THE FATHERLAND / EXISTENTIAL HUMAN CULTURE / CRITERIA OF LOVE FOR THE MOTHERLAND AND LOVE FOR THE FATHERLAND / SOUL OF MAN AND MORAL DUTY / THE PROBLEM OF FATIGUE FROM TRADITION AND FROM THE "SKY" OF LOVE / ANTINOMIC CHARACTER OF LOVE / LOVE AS FEELING AND LOVE AS MIND / RANDOM AND NECESSARY IN LOVE / LOVE AS A SPIRITUAL FEELING AND LOVE AS A MORAL DUTY / THEIR HARMONY IS THE STIMULUS OF KNOWLEDGE OF THE WORLD / SPIRITUALITY AS A UNIVERSAL FEELING OR MIND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукьянов Аркадий Викторович, Кудашев Рустэм Кимович,

В статье исследована "любовь к Родине" как основание экзистенциальной культуры человека. Авторы анализируют "любовь к Отечеству" и "любовь к Родине", выявляя присущие им особенности, отталкиваясь от антиномичного характера самой любви, т.е. следуя кантовской диалектике, приходят к тому выводу, что бескорыстная, искренняя любовь как раз свойственна любви человека к Родине. Они полагают, что проблема разрешения антиномии (любовь есть исключительно чувство/любовь идентична лишь разуму), связанной с проблемой случайного и необходимого в любви человека, оказывается сопряженной с проблемой поиска красоты как соприкосновения материального и идеального. Любовь к Родине не сопряжена с прагматическим духом. Однако любовь как моральный долг и как душевное чувство есть стимул познания мира. В принципе, речь идет о духовном чувстве, которое выступает в своей универсальной форме, т.е. как ум или разум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Love for the motherland as the foundation of the existential culture of man

The article explores the "love of country" as the basis of the existential culture of man. The authors analyze, at the same time, "love for the Fatherland" and "love for the Motherland", identifying their inherent features. The authors, starting from the antinomic character of love itself, i.e. following Kant's dialectic, they come to the conclusion that disinterested, sincere love is just characteristic of a person's love for the Motherland. The authors believe that the problem of resolving the antinomy (love is only a feeling / love is identical only to reason), associated with the problem of an accidental and necessary person in love, is associated with the problem of finding beauty as a contact between the material and the ideal. Love for the motherland is not associated with a pragmatic spirit. However, love as a moral duty and a spiritual feeling is a stimulus to the knowledge of the world. In principle, we are talking about spiritual feeling, which appears in its universal form, i.e. like mind or mind.

Текст научной работы на тему «Любовь к Родине как основание экзистенциальной культуры человека»

2. Аль I язи Ахмед Г. Международный спорт как социокультурный феномен // Теория и практика физической культуры. - 1997.- №6.-С. 18-29.

3. Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. - М.: ACT, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. - С. 633 634.

4.Гайл В. В, История физической культуры и спорта. Общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта СПбГУ, 2006. С. 4, - Проверено 21 июня 2013 года. - Архивировано 24 июня 2013 года.

5. Гедугова ЗА. Полигика и спорт: взаимосвязь политических и неполитических атрибутов российской власти // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики,- Тамбов : Грамота, - 2015. - № 9 (59): в 2-х ч. 4.1. -С. 44-46,

6. Ермак Н.Р., Пилоян P.A. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №7.-С. 16-28.

У. Кун Л. Всеобщая история физической культуры И спорта: пер. с венг. / Л. Кун; под общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Радуга, 1982. - 400 с. 8. Лебедев A.C. Гуманистическая сущность и социокультурные функции спорта: дис. на соиск. ученой степени канд. филос. наук. - М,, 2006. - С. 61 70.

9. Левин LA. Ассимиляция спорта и политики е современном мире II Известия Caнкт~Петербургского государственного экономического университета. - 2015. - N» 6 (96). - С. 123-126. Ю.Морган У. Философия спорта. Исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего П Логос. - 2006.-№3(54),-С. 147-159.

11.Новая философская энциклопедия: в А т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Научно-ред, совет: преде. B.C. Степин, заместители преде. A.A. Гусейнов, Г. (О. Семигин,уч, секр. А.П. Огурцов. - М.: Мысль, 2001. -Т, 2. - С. 553-555.

12. Передел ьский A.A. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: учебник для высш. учеб. заведений физ, культуры / A.A. Передельский. -М.:Спорт,2016.-С. 130-131.

13.Столяров В. И. Взаимоотношение спорта и политики (социально-философский И методологический анализ) //Гуманистика соревнования. Вып. 3. Взаимоотношение спорта и политики с позиций гуманизма: сб. ст. I сост. и ред.: В.И Столяров, Д.А. Сагалаков, ЕВ. Стопникова. М.: Центр развития спартианской культуры, Гуманитарный : Центр "СпАрт" РГУФК, Проблемный Совет РАО по физической культуре и спорту, Фонд спорта и культуры мира, 2005. - С. 13.

14.Щспинов А. О. Взаимодействие спортивной сферы с политической системой общества: дис. на соиск. ученой степени канд. полит, наук, - М., 2012. - С. 25 34,41 45.

05

т—I

о си

-О о. ш

СС

ь-

LU

о

аГ m

го

a 2

S

205

LOVE FOR THE MOTHERLAND AS THE FOUNDATION OF THE EXISTENTIAL CULTURE OF MAN

Lukyanov Arkady Viktorovich, DSc of Philosophical science, Professor of Department of Philosophy and Political

Science

Kudashev Rustern Kimovich, Associate Professor, Department of Physical Education Bashkir State University, Ufa, Republic of Bashkortostan

The article explores the "love of country" as the basis of the existential culture of man. The authors analyze, at the same time, "love for the Fatherland"and "love for the Motherland" Identifying their inherent features. The authors, starting from the antinomic character of love itself, i.e. following Kant's dialectic, they come to the conclusion that disinterested, sincere love is just characteristic of a person's love for the Motherland. The authors believe that the problem of resolving the antinomy dove is only a feeling / love is identical only to reason), associated with the problem of an accidental and necessary person in love, is associated with the problem of finding beauty as a contact between the material and the Ideal. Love for the motherland is not associated with a pragmatic spirit. However, love as a moral duty and a spiritual feeling is a stimulus to the knowledge of the world. In principle, we are talking about spiritual feeling, which appears in its universal form, i.e. like mind or mind.

Keywords; love for the motherland; love for the fatherland; existential human culture; criteria of love for the motherland and love for the fatherland; soul of man and moral duty; the problem of fatigue from tradition and from the "sky" of love; antinomic character of love; love as feeling and love as mind; random and necessary in love; love as a spiritual feeling and love as a moral duty; their harmony is the stimulus of knowledge of the world; spirituality as a universal feeling or mind.

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ КАК ОСНОВАНИЕ удк 291.8

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА ВАК РФ 09.00.13

В статье исследована "любовь к Родине" как основание экзистенциальной куль- ф Лукьянов А.В., 2019 туры человека. Авторы анализируют "любовь к Отечеству" и "любовь к Родине", е> Кудашев Р К. 2019 выявляя присущие им особенности, отталкиваясь от антиномичного характера самой любви, т.е. следуя кантовской диалектике, приходят к тому выводу, что бескорыстная, искренняя любовь как раз свойственна любви человека к Родине. Они полагают, что проблема разрешения антиномии (любовь есть ис

s

ключительно чувство/любовь идентична лишь разуму), связанной с проблемой случайного и необходимого в любви человека, оказывается сопряженной с проблемой поиска красоты как соприкосновения материального и идеального. Любовь к Родине не сопряжена с прагматическим духом. Однако любовь как моральный долг и как душевное чувс тво есть стимул познания мира. В принципе, речь идет о духовном чувстве, которое выступает в своей универсальной форме, т.е. как ум или разум.

Ключевые слова; любовь к родине; любовь к Отечес тву; экзистенциальная куль -тура человека; критерии любви к Родине и любви к Отечеству; душа человека и моральный долг; проблема усталости от традиций и от "неба" любви; антино-мичный характер любви; любовь как чувство и любовь как разум; случайное и необходимое в любви; любовь как душевное чувство и любовь как моральный долг; их гармония есть стимул познания мира; духовность как универсальное чувство или ум.

LU

S

о 0 О

о о с

*

206

ЛУКЬЯНОВ Аркадий Викторович, доктор философских наук, профессор кафедры Философии и политологии

КУДАШЕВ Рустэм Кимович, доцент кафедры Физического воспитания

Башкирский гос.ударе таенный университет, Уфа, Республика Башкортостан

На "любви к Родине" держится само здание социальной и духовной жизни. Стоит пошатнуть это здание, как оно превращается в груду развалин. При этом заметим, что любовь к Отечеству есть одно из глубоких чувств человека, закрепленных в человеческой душе веками. Я. Колар склонен противопоставлять любовь к народу любви к Отечеству и ставить первую выше второй. Поэтому возникает вопрос, а что должен человек, обладающий разумом, любить больше - страну или народ, Отечество или нацию? Отечество мы, в принципе, можем легко отыскать, если даже мы его утратили. Однако нацию и язык мы не в силах нигде отыскать. Родина есть сама по себе некая "земля", некая душа народа, всей культурной жизни. Нация, национальная жизнь есть наша "кровь", живой "дух" 8 это же время любовь к Отечеству выступает слепым инстинктом, присущим не только человеку, но и животным, 8 это же самое время любовь к народу облагорожена разумной жизнью и образованием. Многие деревья и цветы льнут к своей Родине и чахнут, если их пересадить. Дикарь более всего льнет к своей бедной лачуге, чем образованный человек к своему парку и дворцу. Любовь к Родине разрывает мир в границах страны, где живет человек. Поэтому любовь к Родине связана с любовью не только к нашей земле, сколько с памятью "наших предков и современников" [1, с. 234-235].

Наги думается, что у современного человека чувство Родины не слабеет, уступая привязанности к народу. Пусть и неважное, но родное человеку может казаться более лучшим, чем хорошее, но в то же время чужеземное [2, с. 406],

Невозможно противопоставлять Родину и ее народ. Такое противопоставление не способно принести добра. Интересы Родины не должны ставиться выше интересов народа; в то же время любовь к народу не должна быть более предпочтительной, чем любовь к родной земле. Однако, следуя И, Канту, нам необходимо признать противоречивость самой любви к Родине. В основе этой любви лежит диалектика взаимоотношений между понятиями "Родина" и "Отечество". Отечество есть Родина "отцов". Речь идет о том, что связывает нас с идеей морального долга и правом, с социально-государственной жизнью, а также с миром социальной рефлексии над правовой и моральной жизнью.

В былые времена, а также сегодня, функции матери и отца в самом процессе подключения становящейся личности человека в мир социума существенным образом разнятся. От "матери ребенок слышал первые слова на родном языке, народные песни и сказки... Отец же вводил отрока в хозяйственный и политический мир: делал его работником, гражданином и воином" [3, с. 158]. Такому дуальному

устроению мира вполне соответствует и двойное наименование того целого, которое выражается в понятиях "Родина" и "Отечество". Родина есть все то, что, очевидно, связано с живым языком, с преданием "старины глубокой" (A.C. Пушкин), с духом народности. Родине человек отдает всю полноту своей душевной, эмоциональной любви, в то время как Отечеству - разум и моральную волю. 'Такое вычленение, - развивает свою мысль A.A. Шее-таков, - оплодотворяющих начал общественного целого (Родины и Отечества} весьма важно в плане детерминации объемлющего их единства - России" [3, с. 159].

Любовь к Родине менее всего представляет собой некое слепое, инстинктивное чувство. Эта любовь, от которой мы устаем, устаем от силы традиций и их эмоциональной насыщенности, тем не менее, является привлекательной. Любовь к "небу" любви, к духовному е любви, также сопряжена с усталостью, как и земная любовь. Поэтому культурная традиция лишь в том случае становится жизненной, когда она соприкасается одновременно и с небесным и с земным бытием. Человек устает от семьи, от самого себя, даже от своих "небесных" помыслов, от любви, не знающей пределов. Но в то же время любовь к Родине, к родной стихии способна организовать сознание и деятельность людей, различных социальных и духовных общностей.

Сама мысль, что подлинный патриотизм призван быть пронизан духом "критического" разума, далеко не всем представляется очевидной. Любовь к Отечеству и в настоящее время оказывается совмещенной с неким духом "приторного" хвастанья, которое в России иногда именуют "квасным патриотизмом". Отсюда можно заключить, что подлинный патриотизм совмещен с любовью к России, как "сердечной" болью, с метафизической тоской, что подлинно хорошее уже не явится, и человек в этом случае не может себя помыслить где-либо, кроме России.

Иногда говорят, что не взаимная любовь бессильна, и она есть "несчастье" [4, с. 151]. Но мы все-же имеем образцы безответной любви и к человеку, и к Родине.

Безответная любовь есть жизненное проявление любви человека, безответная любовь не бессильна и не является несчастьем. Когда человек не любит другого человека, а другой его любит, то необходимо поговорить о субстанциальной основе любви, противной тупому, кичливому патриотизму. В этом плане, лю-

бовь к Отечеству, не соединенная с мыслью о верховенстве общечеловеческой мысли о любви к дальнему человеку, наносит вред самой Родине. Любовь к Родине не должна быть каким-то мертвенным довольством и не связана с тем, что есть, т.е. с живым желанием усовершенствования; словом, любовь к Отечеству должна составлять предпосылку любви ко всему человеческому роду. Любовь к Родине, в этом плане, оказывается соизмеримой с идеалами человеческого рода и по мере всего этого содействовать преодолению национального эгоизма и духа сепаратизма.

Люди не должны отдавать все свои силы воссоединению национального с общечеловеческим, Когда любовь к Родине начинает согревать патриотическое чувство к своей стране, то эта любовь выступает не только как общее благо, но и как определенная среда, в которой человек развивается к восприятию; идеи о своей Родине.

Заметим, что национальное и общечеловеческое есть две стороны, составляющие единый человеческий род. Заметим также, что сама Европа сформировалась как некий комплекс малых наций и народов. Идея национальной жизни стала ее характерным достижением. Отныне народу необходимо преодолевать самого себя [5, с, 135-136].

Нам необходимо задуматься над вопросом, согласно которому европейские страны теперь стоят перед решающим шагом расширения и дополнения определенного рода политическим и социокультурным объединениям. Мы сегодня стоим перед вопросом о создании "европейского дома".

Процесс глобализации, охвативший европейские страны, не ставит под сомнение ни национальное своеобразие стран, ни их государственный суверенитет, 8 этом плане определенное различие жизненных сфер никогда не может быть упразднено. В противном случае, всеобщее слияние национальных культур постепенно бы привело к индифференции субъекта и объекта, а, в конечном счете, к пустоте, а отнюдь не к полноте бытия. Всякий социальный и духовный организм должен означать для каждого своего члена не внешнюю границу его деятельности, а некую духовную опору, когда люди будут объяты одной наукой, наукой о человеке. Эта наука будет постоянно обращаться к идее дружбы народов. Этого необходимо ждать и в это надо верить.

Дополнительный свет на само понимание сущности любви к Родине связан с кристаллизацией следующей антиномии.

05

т—I

о

CU

-О о. ш

СС

ь-X

LU

о

аГ m

го 2

S

207

Тезис Любовь случается с нами, и она несовместима с бытием- долженствованием. Мы любим не потому, что поступаем так-то и так-то. У нас нет критериев для оценки экзистенциального опыта любви. В то же время "чистота" морального долга заключается в том, что его исполнение не зависит от места и времени. Долг есть долг всегда и везде.

Антитезис: Любовь, особенно к Отечеству, есть следствие сложной и скрытой от нас логики чувств. Но любовь подчинена закону необходимости и случайное не затрагивает всего существа человека.

Эту антиномию можно сформулировать еще четче:

Тезис - любовь есть исключительное чувство, душа, которая немыслима вне Родины.

Антитезис - "любовь идентична лишь разу-му"[б, с. 52], и она имеет свою основу в отеческой любви.

Доказательство тезиса. Если допустить, что любовь к Родине не имеет ничего общего с "душой", с чувственным миром, т.е. не основана на изменчивых чувствах, то она оказывается идентичной только разуму или моральному долгу, который как некий духовный принцип предопределяет все наши отношения к ближнему. Но моральный дух и состоит в том, что этот "дух" есть "чистое" и бескорыстное служение общечеловеческим ценностям. Поэтому вполне может возникать сильное чувство к Родине-матери, делающее вполне причастным наше существование неким "вечным" и неизменным законам бытия, "которые надлежит выполнять безотносительно к обстоятельствам" [6, с. 53]. Помимо всего прочего, любовь как "чистый" долг выступает в действительной жизни, зачастую, как нечто обыкновенное. Таким образом, "нечистая" любовь выступает необходимой формой проявления "чистой". Итак, любовь к Родине есть чувство, что и требовалось доказать.

Доказательство антитезиса. Если допустить, что любовь имеет лишь чувственную природу, то она не способна осуществлять то, чего нет в природе, т.е. сверхприродное, подчиняющееся законам должного и свободного от наших пафосов бытия. Исполнение "долга" требует не просто "обуздания чувственности, как "немощи в Я" [7, с. 293], ной задействования творческих способностей человека, который любит свою Родину. Ведь мы должны знать, как поступать разумно в каждом конкретном случае. Итак, хотя любовь к Родине и может носить чувственный характер, вполне оправданно

понимать под любовью к Родине и "чистый долг", разум, или любовь к Отечеству,

Разрешение данной антиномии следует искать на пути постулирования бескорыстной, искренней любви, которая как раз свойственна любви человека к Родине. Дух "человечности", без которого невозможна никакая любовь, как бы изначально, как необходимо допустить, "присутствует в мире" [8, с. 236].

Заметим, что у "чистой" любви, по словам И. Канта, мы не можем знать причины. Эта причина не связана, очевидно, с изменчивыми эмпирическими событиями. Тайна любви есть тайна приобщения к неземному миру, к "небу" любви, но от неба любви также устаешь, как и от любви земной.

Нам думается, что проблема разрешения данной антиномии, связанной с проблемой случайного и необходимого в любви человека, оказывается сопряженной с проблемой поиска красоты, которая представляет собой соприкосновение материального и идеального, Наше земное существование оказывается причастным неким "вечным", неизменным законам бытия, в ряду которых, очевидно, находятся и предписания морали, которые необходимо выполнять совершенно безотносительно к обстоятельствам, т.е. везде и всегда. Отсюда сам И. Кант называет "категорический императив" моральным, т.е. безусловным.

Когда человек влюбляется в свою Родину, т.е. не может существовать без нее, то он испытывает некое духовное обращение. Человек отныне не может вести прежний образ жизни. Он уже по-другому думает, чувствует и понимает, В результате узнанное и пережитое в экзистенциальном опыте, а далеко не извне идущие мотивы выступают основанием наших деяний, поступков. Экзистенциальные состояния, причин которых мы не знаем, становятся причиной событийного фона любви к Родине. Эта любовь, в то же время, выступает следствием духовного обращения, так как чистое экзистенциальное пространство и время задают особое измерение жизни человека.

Однако мы не потому любим свою Родину, что поступаем так-то и так-то. Мы любим Родину по причине того, что просто любим и у нас отсутствуют критерии для оценки экзистенциального опыта любви. Любовь к Родине, в этом плане сопряжена с тайной; ведь люди любят свою Родину как бы "ни за что" [8, с. 259]. Любовь связана со случайным и мы, зачастую, не знаем, почему мы любим.

Заметим, что экзистенциальные переживания не зависят от законов нашего повседневного эмпирического существования. Человек, когда любит свое Отечество, в сущности исполняет свой долг, долг как таковой, а вовсе не потому, что так велят эмпирические обстоятельства. Сами люди, зачастую любят вопреки и несмотря ни на что. Сама "чистота" морального долга, с которым связана любовь к Отечеству, заключается в том, что требование его исполнения вовсе не зависит от места и стечения обстоятельств, а также от времени. Очень трудно представить себе "честность", ограниченную во времени и пространстве. Мораль, как нам думается, невозможно сделать зависимой от различных обстоятельств пространства и времени. Но мы должны понимать, что сама любовь имеет духовно-нравственную сущность. Любовь как долг и как чувство есть стимул познания мира, чувство, выступающее в своей универсальной форме, т.е. как ум или разум.

Примечания:

1. Колар Я. О литературной взаимности // Антология чешской и словацкой философии. - М., 1982.

2. Иеин A.A. Многообразный мир любеи // Философия любви. Часть 1/ под общ. ред. Д.П. Горского: сост. A.A. Иеин. - М.: Политиздат, 1990. - 510с.

3. Шеста ков A.A. Контроверзы идентичн остей; Родина и Отечество в Российской посткоммунистической культуре // Проблемы методологии: сбор-ник научных статей, посвященных памяти профессора 8.Н. Борисова. - Самара : Самарский университет, 1998.

4. Мэкрс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / Маркс К.: Энгельс ф. Соч. - 2-е изд. -Т, 42.-536 с.

5. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989. - N»4, -С. 135 136.

6. Лукьянов A.B. Идея мета критики "чистой" любви/Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики. - Уфа : Изде Бант к ti рек. ун-та, 2001, - 226 с.

7. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. 1/Сост. и примечания Владимира Волжского. - СПб.: Миф-рил, 1993.-687 с.

8. Кузьмина I.A. Любовь как моральный прин- ' цип //Философия любви. Часть 1 / под общ. ред. Д.П. Горского; сост. A.A. Иеин, - М.: Политиздат, 1990. -5Юс.

05

т—I

о

CU

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-О о. ш

СС

ь-

LU

о

аГ m

го

a 2

MORAL ASPECTS OF ISLAMIC LAW IN THE RELIGIOUS TREA TISES MutaUmovAbdulmuslim Emeevkh, DSc ofSociology, Professor Magomedova Aishat Abkamvna, Postgraduate student, Senior lecturer

North-Caucasian Institute (branch), Russian State University of Justice (Ri.A of the Ministry of Justice of Russia), Makhachkala, Republic of Dagestan

The islamic appeal is built on monotheism and unity of islam. According to the Sharia, Islamic states should not oppose the other Islamic countries. The norms of Sharia are also largely associated with tolerance towards people of other religious affiliation and respectful, benevolent attitude towards them, The analysis of development of spiritual and moral institutes of society in modern conditions shows that the younger generation, which in the near future has to decide destiny of the country, is obliged to be credible people for whose fate it is responsible. This responsibility also contains aspects, including the islamic right as an equal part of a multi-confessional country.

Keywords: Moral aspects; Islamic right; Sharia; caliphate; Hadith; Kurjan; Sham; Scripture; Prophet; Caliph; ali/n; sharia judge.

s

209

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМСКОГО ПРАВА В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАКТА TAX

В новых ис торических и социально-экономических, политических условиях, когда функционирование гражданского общества в нашей стране становится объективной необходимостью, исследования показывают, что нравственность и справедливость в обществе становятся насущной необходимостью для поддержания и развития традиционных культурных связей поколений единого государс тва с учетом многонационального потенциала страны. Анализ развития духовно-нравственных институтов общества в современных условиях показывает, что подрастающее поколение, которое в недалеком будущем должно решать судьбу страны, обязано заслужить доверие людей, за судьбу ко торых оно ответственно. В этой ответственности и содержатся аспекты, в том числе, и исламского права, как равноправная часть поликонфессиональной страны.

Ключевые слова: нравственные аспекты; исламское право; шариат; халифат; Хадис; Курьаи; Шам; Священное Писание; Пророк; халиф; алим; шариатский судья.

УДК 291.8 ВАК РФ 09.00.14

ФМуталммовА.Э., 2019 0 Магомедова A.A., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.