Научная статья на тему 'Предпосылки возникновения философии и экологическое сознание'

Предпосылки возникновения философии и экологическое сознание Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / ХИТРОСТЬ РАЗУМА / РАЗУМ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК НЕЧТО СЛУЧАЙНОЕ / СИЛА ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА / ВНУТРЕННЯЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / СЛУЧАЙНОСТЬ И МОРАЛЬНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА / ФИЛОСОФИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХА / ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ / "ВЕЩЬ В СЕБЕ" / КАНТОВСКАЯ И ФИХТЕВСКАЯ ФИЛОСОФИИ / ЦЕЛЬ "ДУХА" / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ / ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДОМЕ ЧЕЛОВЕКА / PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF PHILOSOPHY / ENVIRONMENTAL AWARENESS / THINKING / THE SUBSTANTIVE ASPECT OF ENVIRONMENTAL AWARENESS / MIND CUNNING / THE MIND IS THEORETICAL AND PRACTICAL / POWER OR CHOICE / CHANCE AND MORAL WILL OF MAN / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / PHILOSOPHY AS AN ACTIVITY OF THE SPIRIT / LIFE WISDOM / "THING IN YOURSELF" / KANTIAN AND FICHTE PHILOSOPHY / THE PURPOSE OF THE "SPIRIT" / TRANSCENDENTAL / ECOLOGY AS A SCIENCE ABOUT A MAN'S HOUSE / INNER HUMAN NATURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валиуллина Зайнаб Рахимьяновна, Лукьянов Аркадий Викторович, Пушкарёва Марина Алексеевна

В статье исследован пласт разума человека как "абстрактное мышление", "хитрость" разума, разум практический и теоретический. Авторы предлагают свой подход к определению экологического сознания, как нечто случайного, как потенции, силы выбора. В статье рассматривается случайность и моральная воля человека, наконец, само сознание, его определение и формы, абстрактное и конкретное, непосредственное и обыденное, спекулятивное как разумное. Дан анализ экологического сознания как способности человека противостоять давлению технического разума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions of occurrence of philosophy and environmental consciousness

The article studies the formation of the human mind as "abstract thinking", the "trick" of the mind, the mind of practical and theoretical. The authors propose their approach to the definition of ecological consciousness as something accidental, as potency, the power of choice. The article deals with the randomness and moral will of man, finally, consciousness itself, its definition and forms, abstract and concrete, direct and ordinary, speculative as reasonable. The analysis of ecological consciousness as the ability of man to resist the pressure of technical reason is given.

Текст научной работы на тему «Предпосылки возникновения философии и экологическое сознание»

Э.Якимова Е. Г., Мартьянов Е. Ю. Марксис- философии: материалы Международной натекая аксиология В, П. Тугаринова как крип- учной конференции - Пермь; Зебра. - 2015, тосистема советской этики // Новые идеи в -С.51-62.

PRECONDITIONS OF OCCURRENCE OF PHILOSOPHY AND ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS

Va flu/Una Zaynab Rakhimyano vna, PhD of Philosophical science, Associate Р/ ofessot; Depart men t offthies, Cultural

Studies and Public Relations

Lukjatmv Arkadiy Viktomvich, DSc of Philosophical science, Professor, Department of Philosophy and Political Science,

Pmhkareva Marina Ahkseevna, DSc of Philosophical science, Professor, Department of Ethics, Cultural Studies and Public Relations

Bashkir State University, Ufa, Republic of Bashkortostan

The article studies the formation of the human mind as "abstract thinking", the "trick" of the mind, the mind of practical and theoretical. The authors propose their approach to the definition of ecological consciousness as something accidental, as potency, the power of choice. The article deals with the randomness and moral will of man, finally, consciousness itself, its definition and forms, abstract and concrete, direct and ordinary, speculative as reasonable. The analysis of ecological consciousness as the ability of man to resist the pressure of technical reason is given.

Keywords; prerequisites for the emergence of philosophy; environmental awareness; thinking; the substantive aspect of environmental awareness; mind cunning; the mind is theoretical and practical; ecological consciousness as something random; power or choice, inner human nature; chance and moral will of man; ecological consciousness; philosophy as an activity of the spirit; life wisdom; "thing in yourself"; Kantian and Fichte philosophy; the purpose of the "spirit"; transcendental; transcendental; ecology as a science about a man's house.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

В статье исследован пласт разума человека как "абстрактное мышление", "хитрость "разума, разум практический и теоретический. Авторы предлагают свой подход к определению экологического сознания, как нечто случайного, как потенции, силы выбора, В статье рассматривается случайность и моральная воля человека, наконец, само сознание, его определение и формы, абстракт ное и конкретное, непосредственное и обыденное, спекулятивное как разумное. Дан анализ экологического сознания как способности человека противо стоять давлению технического разума.

Ключевые слова; предпосылки возникновения философии; экологическое сознание; мышление; содержа тельный аспект экологического сознания;хи трос ть разума; разум теоретический и практический; экологическое сознание как нечто случайное; сила или возможность выбора; внутренняя природа человека; случайность и моральная воля человека; экологическое сознание; философия как деятельность духа; жизненная мудрость; "вещь в себе"; кантовская и фихтевская философии; цель "духа"; трансцендентное; трансцендентальное; экология как наука о доме человека.

Мышление человека на его высочайшей вершине остаётся всё-же чем-то внешним, мышление остаётся целиком "абстрактным ыыш лением", которое именуется "разумом" [1, с.175]. Сознание человека, особенно экологическое, сторонится всякого рода формальных упрощений. Содержательный аспект экологического сознания вполне может дать нам не саму "доктрину бесконечного, а лишь критику познания" [1, с, 175]. В данном случае мысль человека есть лишь "неопределённое единство", поскольку неопределённое оказывается сопрежённым с самой "хитростью" разума, с разумом практическим и теоретическим. При этом практический и теоретический разум оказывается устремлённым к таким основаниям бытия, которые сопряжены со свободой человека как силы нравственного выбора.

УДК 141.7 ВАК РФ 09.00.11

© Ватутина 3,Р„ 2019 ©Лукьянов А,В„ 2019 © Пушкарёва М.А., 2019

ВАЛИУЛЛИНА Зайнаб Рахимьяновна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Этики, культурологии и связей с общее твеннос тью

ЛУКЬЯНОВ Аркадий Викторович, доктор философских наук, профессор, кафедра Философии и политологии

ПУШКАРЁВА Марина Алексеевна, доктор философских наук, профессор, кафедра Этики, культурологии и связей с общее твенностью

Башкирский государе г венный университет, Уфа, Республика Башкортостан

Хотя основная масса людей и руководствуется s своих действиях личными интересами и страстями, всё-же в результате их деятельности реализуется и нечто отдалённое, что никак не согласуется с подлинными интересами. Это далёкое, хотя и заключено "внутренне" в данном интересе, однако оказывается вовсе не заключённым в сознании людей. Такой скрытый и достаточно косвенный способ действия "Разума", сам Гегель называет "хитростью"; ведь, вещи, зачастую, служат средствами для осуществления целей самого разума. Если вести речь о "хитрости" разума, то эта "хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая, позволив объектам действовать друг на друга и истощать себя в этом воз-действии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, всё же осуществляет лишь свою собственную цель" [2,1, сЗ97-398].

Авторы развивают свой собственный подход к определению экологического сознания, как нечто случайного, как потенции, силы морального выбора. При этом сама случайность и нравственная воля человека, отнюдь, не есть сама свобода, а лишь только формальная свобода, Заметим, что случайное есть нечто такое, что "имеет основание своего бытия не в самом себе, а в другом" [3, с.318]. Экологическое сознание не предполагает "смешение" сознания с самой действительностью. Случайное бытие существует лишь там, где само действительное выступает в смысле чего-то возможного. "Мы соответственно этому, - пишет Г.8.Ф. Гегель, -рассматриваем случайное как нечто такое, что может быть и может также и не быть" [3, с.318]. Как это напоминает курс лекций Ф.В.Й.Шел-линга "Система мировых эпох", где говорится, что "голый субъект бытия тоже имеет свободу быть и не быть, но он не является действительно свободным, он свободен только сам по себе, но не вне себя" [4, с,205]. Разумеется, философия призвана осуществлять рефлексию над предельными основаниями знания и познания, а, следовательно над собой. Следовательно, философия должна анализировать природу как некое всеобщее знание, Поэтому И. Кант, видимо, был прав, когда полагал начало философии в "критике познания" [4, с.155). Разум, особенно, направленный на природу и культурный мир, хочет измерить собственные границы, подвергнуть критике свою собственную деятельность. Но это так же невозможно, как невозможно "глазу увидеть себя без помощи зеркала" [4, с. 155]. Когда мы боремся за чистоту природных и социальных отношений, т.е. за

чистоту нашего внутреннего и внешнего мира, желаем измерить пределы своей внутренней природы, в которой как раз и коренится экологическое сознание, то, зачастую, высвобождаем "тот бешеный огонь, что заключён "в бездне человеческого сердца", огонь, который утихает лишь вместе с полным разрушением человеческой природы" [4, с.155].

Экологическое сознание есть некое пробуждение "спящей", латентной силы природы и общества, с которой многие думают совладать, но такое сознание, выходя из состояния "потенциальности" и становясь реальной силой, разрывает своего освободителя на клочки. Мы и в самом деле, в основном, утратили свешенный "трепет" перед бездной нашей природы, тот "трепет" который у древних греков был высшим проявлением святости и религиозности. Мы желаем, чтобы экологическое сознание становилось всё более и более открытым, чтобы всё "внутреннее" постепенно превращалось во внешнее и наоборот, чтобы в конце концов сам дух оказался нам доступным [4, с. 156!.

Случайность и моральная воля человека, наконец, само сознание, его определение и формы, абстрактное и конкретное, непосредственное и обыденное заключены в единстве "понятия", или в единстве субъективного и объективного.

На данной стадии развития экологического сознания данное единство "наличествует с очевидностью" [5, с. 248]. Разумное, при этом, образует саму "субстанцию" морали, нравственности - именно семьи, любви к отечеству и т.д. Вэтом плане, и философия возникает как сознание готовности человека "жертвовать жизнью за общее дело" Философия устремлена к чести человека, которая не пренебрегает единичностью "индивидиуума", но выступает как "нечто субстанциональное, истинно всеобщее" [5, с.249].

В экологическом сознании на первое место выдвигается отношение причинное, активная и пассивная составляющие разума. При этом сам разум соответствует идее свободы как форме выбора человека. С одной стороны, разум выступает как абсолютная свобода, т.е. как нечто всеобщее, как единство объективного и субъективного, а с другой стороны, разум является нечто абстрактным и конкретным, непосредственным и обыденным, т.е. нечто "спекулятивным".

Итак, в экологическом сознании на первый план выдвигается сам разум человека как начало творческое. 8 этом плане народный дух

заключает в себе природную необходимость и, зачастую, находится в сфере внешнего бытия. Его бесконечная в себе субстанция, являющаяся субстанцией нравственной, есть "субстанция" обособленная "для себя" и ограниченная. Субъективная сторона разума, при этом, "отягощена" случайностью и представляет собой "бессознательный обычай". Но именно мыслящий дух "снимает" в себе ту конечность, которой он отмечен в государстве, в системе законов и нравов, а тем самым "дух" доводит себя "дознания самого себя" [5, с. 371].

Философия и возникает как деятельность духа, который направлен на постижение самого себя. Всё великое может быть осуществлено только "великими характерами". Философия как форма теоретического мышления с самого начала своего возникновения направлена против несвободы духа, а тем самым соответствует такому состоянию, которое борется против нравственной несвободы, против бесправия и безнравственности в государстве.

Философия должна, в этом плане, пробудить жизненную мудрость, т.е. знание того, что в действительности является в себе справедливым и мудрым. Сама философия уже древними была названа жизненной мудростью, поскольку мысль человека, хотя и связана с понятиями "аналитического" и "синтетического", с гипотетическим и категорическим, качественным и отрицательным, всё же весьма сама по себе проблематична и, можно сказать, романтична. Кантовская философия впервые поняла, осмыслила "дух" как сознание и она заключает в себе "исключительно только определения его феноменологии, а не его философии" [5, с. 222]. Она рассматривает "Я" как отношение к чему-то потустороннему, что в своём абстрактном определении именуется "вещью-в-себе". Но обе философии всё-же показывают, "что они не дошли ни до понятия, ни до духа, как он есть в себе и для себя, но только до духа, как он есть в отношении к другому" [6,5. 345].

Хотя экологическое сознание и выступает как нечто абсолютное, оно исходит из того, что объект изменяется сознанием. Но всё-же экологическое сознание является чем-то второстепенным без субъективной деятельности. Цель "духа", как сознания, заключается в том, что этот "дух" задаёт объективные законы свободы, т.е. законы, которые указывают, что "д?лжно делать". Мышление, при этом, здесь принимается как "объективно определяющая деятельность", как сам разум. Кант в этом плане видит, что практическая свобода может

быть доказана, обоснована опытом, т.е. может быть обнаружена в явлении самосознания,

И.Г. Фихте, как ученик Канта, рассматривает сознание в плане исследования "вечно" спешащей в её беге природы. Но необходимо запечатлеть "в себе настоящий момент" и поразмышлять о нём [7, с. 71].

Природа "спешит" в своём вечном процессе превращения. Но почему природа принимает в определённый момент именно то, каким этот момент является на самом деле? Ответ на этот вопрос, согласно Фихте, находится в принципе "деятельности" [7, с.77]. А этот принцип позволяет кантовскую "вещь в себе" представить как нечто динамичное. Мы можем мыслить только силу природы, но сила "существует для меня лишь постольку, поскольку я воспринимаю её действие; бездеятельная сила ... совершенно немыслима" [7, с. 77].

Такие выражения, как "трансцендентное" и "трансцендентальное" кажутся весьма трудными. 'Трансцендентное есть вообще то, что выходит за пределы определённости рассудка" [1, с. 158]. Л ри этом оп ределения, кото рые рассудок считает совершенно различными, явно полагаются тождественными. Тождественное с собой и "бесконечное в себе самосознание также представляет собой такое трансцендентное в отличие от определяемого конечным материалом обыденного сознания" [1, с. 159]. И. Кант, тем не менее, именует данное "единство самосознания"только "трансцендентальным"; он полагает, что это единство "лишь субъективно, а не принадлежит также и самим предметам, как они существуют в себе" [Т, с. 159].

Философию, в принципе, можно было бы рассмотреть как мыслящее рассмотрение предметов. Всё человеческое оказывается таковым постольку, поскольку произведено мышлением. И всё же мысль человека есть далеко не чисто спекулятивная мысль, т.е. мысль, которая пытается восполнить недостающие связи при анализе природного и социального объекта вымышленными.

Экология как наука о доме человека отличается живым движением мысли и желанием живого движения осуществиться в мире. Бытие в мире есть некая решимость быть. Это -задача, которая состоит в том, что мы должны разглядеть не только положительно обыденное, повседневное,но и творчески-продуктив-ное, направить само философствование на абсолютное и гипотетическое. Это необходимо сделать, поскольку при этом включается сама продуктивная способность воображения

человека как способность творческая и конструктивная.

В заключение, в настоящей работе рассмотрены кантовская и фихтевская парадигмы сознания. Целью духа, при этом, выступает нечто трансцендентальное, в то время как трансцендентное, выходящее за границы всякого возможного опыта, не соответствует потребностям трансцендентальной диалектики. В этом плане экология как наука о человеческом доме направляет само философствование на абсолютное и гипотетическое начала.

В экологическом сознании на первый план выдвигается отношение причинное, активная и пассивная составляющие разума. Но сам разум, практически, соответствует идее свободы, как форме выбора человека. Разум выступает против абстрактного, интуитивного, обыденного ощущения. Суждение разума хотя и связано с определениями, с аналитическим и синтетическим, гипотетическим и категорическим, качественным и отрицательным, оно является весьма проблематичным и романтическим. Поэтому экологическое сознание хотя и выступает как нечто абсолютное, оно, зачастую,

предстаёт как некая схоластика. В статье в этом плане исследуется трансцендентое и трансцендентальное, а тем самым выявляются эвристические возможности трансцендентальной диалектики.

Литература:

1. См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики, - М.: Мысль, 1975. ■■ 452 с.

2. См.: Гегель Г,В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Послесловие. Е.П, Сигковского и А.П. Огурцоеа. М., 1977.

3. См.: Гегель Г.В.Ф, Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М, : Мысль, 1975. - 452 с.

4. См.: Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции. 1827-1828 гг. в записи Эрн ста Л а со, - Томск: Водолей, 1999. - 320 с.

5. См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З, Философия духа / ore. ред. Е.П. С иг ко некий, ред. коллегия: Б.М. Кедров и др. - М,: Мысль, 1977.-471 с.

6. G.W.F. Heqel. Enzyklopädie der philosophischen : Wissenschaften im Grundrisse (1830). Neu herausqeqeben von Friedhelm Nicolin und Otto Poqqeier. Akademie - Verlag - Berlin, 1966. - 506 s.

7. См.: Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. II i сост. и примечания Владимира Волжского. - СПб. : Мифрил, 1993. -798 с.

ОУ

т—I

о

СИ _р

X 2

cu

ел 2

s

187

THE PROJECT OF A MAN IN THE ANTIQUITY

Gins burg Boris Lvovich, PhD of Historical sciences, Associate Professor Grishin Vadim VasiHevich, PhD of Philosophical science, Associate Professor

Department ofHistory and Social Sciences, Nizhny Novgorod institute ofEducation Development, Nizhny Novgorod Ryzhakov Denis Germanovich, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Department of Public Relations, Marketing and Communication, Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alexeyev, Nizhny Novgorod

An antique man and how he understood his role in history formation and genesis is analyzed in the article, The ideal model is considered - project of a man who has emerged influenced by social conditions, Realization of a Greek man project involved many channels including education. Philosophic project was an alternative one.

Keywords: a man; mythology; moral; entity; autarky; existence; freedom; imperative; social.

ПРОЕКТ ЧЕЛОВЕКА В АНТИЧНОСТИ

В статье анализируется человек античности, как он сам понимал свою роль в мироздание и истории. Рассматриваются идеальная модель ■ проект человека, который сформировался под воздействием социальных условий. Реализация проекта греческого человека осуществлялась по многим каналам, в том числе через образование. Альтернативным проектом был философский проект. Ключевые слова: человек; мифология; мораль; сущность; автаркия; экзистенция; свобода; долг; социальное.

УДК 1303 ВАК РФ 09.00.03

© ГтзбургБЖ, 2019 © Гришин В.В., 2019 © РытаковД Г, 2019

В истории философии есть область, отведенная под проблему личности в античности. Одна часть философов, особенно религиозных, считает, что античность не знала личности, другая, напротив, утверждала присутствие таковой. Вопрос не столько антропологический, сколько этический, так как те, кто считает, что в античности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.