https://doi■orq/10■30853/manuscript■2020■3■20
Смирнов Сергей Владимирович
Планетарное экологическое сознание: сущность, специфика становления
В представленной статье автор рассматривает сущностные особенности планетарного экологического сознания, характеризует этапы и специфику его становления. Выявляется роль коллективного разума в формировании планетарного экологического сознания, характеризуется его региональная специфика. Подчеркивая позитивную роль планетарного экологического сознания как фактора формирования экологического мышления, автор одновременно отмечает, что недостаточный уровень развития планетарного экологического сознания приводит к усугублению негативных экологических трендов. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/3/20.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 3. C. 103-107. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
5. Колоскова А. В., Лебедев С. А. Технические науки, особенности их структуры и методов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/tehnicheskie-nauki-osobennosti-ih-struktury-i-metodov (дата обращения: 05.02.2020).
6. Лебедев С. А. Методология научного познания [Электронный ресурс]: монография. М.: Проспект, 2016. URL: https://avidreaders.ru/book/metodologiya-nauchnogo-poznaniya-monografiya.html (дата обращения: 01.02.2020).
7. Манушин Д. В. Уточнение понятия «методология» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/utochnenie-ponyatiya-metodologiya/viewer (дата обращения: 02.02.2020).
8. Огурцов А. П. Формирование и развитие методологии науки [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / Ин-т философии Рос. акад. наук; Нац. общ.-науч. фонд; науч.-ред. совет: В. С. Степин и др. URL: http://philosophy. niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/articles/911/metodologiya.htm (дата обращения: 12.03.2020).
9. Петров В. И. Базисные принципы и методология доказательной медицины [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/59330951-Lekciya-bazisnye-principy-i-metodologiya-dokazatelnoy-mediciny-v-i-petrov-kafedra-klinicheskoy-farmakologii-volggmu.html (дата обращения: 31.01.2020).
10. Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 93-101.
11. Розин В. М. Переход от методологии науки к методологии деятельности [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / Ин-т философии Рос. акад. наук; Нац. общ.-науч. фонд; науч.-ред. совет: В. С. Степин и др. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/articles/911/metodologiya.htm (дата обращения: 12.03.2020).
12. Хрусталев Ю. М., Кишкин Н. В. Философия для медицинских вузов (естественно-научный и социально-гуманитарный диалог): учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 365 с.
13. Шахов М. О. Возможен ли переход от знания о сущем к знанию о должном? // Вопросы философии. 2009. № 11. С. 113-122.
14. Швырев В. С. Методология [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / Ин-т философии Рос. акад. наук; Нац. общ.-науч. фонд; науч.-ред. совет: В. С. Степин и др. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/ encyclopedia/ new-philosophical/articles/911/metodologiya.htm (дата обращения: 12.03.2020).
Topicality of "Methodological Problem" in the Modern Russian Philosophy of Science
Degtyarev Sergei Ivanovich, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Altai State Medical University, Barnaul degtyarev57sink@yandex. ru
The article examines the essence of the "methodological problem" as a phenomenon of public consciousness and an intra-scientific contradiction. The author analyses competing philosophical and scientific approaches to defining the notions "method-logy of scientific cognition" and "methodology of scientific research", justifies heuristic value of understanding methodology of scientific cognition as a type of rational-reflexive consciousness. Using methods of dialectical logic, the researcher reveals interrelations between three basic forms of methodological knowledge arrangement - paradigm, principle and approach.
Key words and phrases: methodology; methodology of scientific cognition; methodology of scientific research; method of scientific cognition; type of rational-reflexive consciousness; paradigm; scientific belief; methodological principle; methodological approach.
УДК 140.8 Дата поступления рукописи: 12.02.2020
https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.3.20
В представленной статье автор рассматривает сущностные особенности планетарного экологического сознания, характеризует этапы и специфику его становления. Выявляется роль коллективного разума в формировании планетарного экологического сознания, характеризуется его региональная специфика. Подчеркивая позитивную роль планетарного экологического сознания как фактора формирования экологического мышления, автор одновременно отмечает, что недостаточный уровень развития планетарного экологического сознания приводит к усугублению негативных экологических трендов.
Ключевые слова и фразы: планетарное экологическое сознание; человек; природа; холизм; коллективный разум. Смирнов Сергей Владимирович, к. филос. н., доцент
Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета sunstability@yandex.ru
Планетарное экологическое сознание: сущность, специфика становления
Современный экологический кризис является одновременно кризисом сознания и кризисом существующей модели цивилизационного развития. Глобальные и локальные экологические проблемы, обусловленные ростом антропогенного вмешательства в природу, во многом сегодня определяют специфику развития общественного сознания, иллюстрирующую направленность научного и обыденного познания на осмысление биосферо- и человекосоразмерных объектов; формирование ценностно-нормативных установок и взглядов,
направленных на осмысление последствий нерационального вмешательства человека в природу; выявления причин имеющих место сегодня экологических затруднений.
Современное общественное сознание ставит задачу кардинального переосмысления отношения человека к преобразуемой им природе. В условиях актуализации экологических проблем общество начинает осознавать ту огромную ценность, которую имеет природа по отношению к человеку, понимать то обстоятельство, что накопленный духовный потенциал должен быть направлен не только на решение задач научно-технического развития, но и на сбережение природы, ее условий и ресурсов.
В данном контексте на первый план выдвигается проблема становления экологического сознания как формы общественного сознания, направленной на понимание всеобъемлющей связи человека и мира природы; зависимости его благополучия от целостности и сохранности биосферы. Актуальность данной задачи обусловлена необходимостью формирования ценностно-мировоззренческих основ рациональной экологической деятельности человека в целях обеспечения долговременного устойчивого развития человечества в гармонии с окружающей средой.
Проблеме экологического сознания посвящены работы ряда исследователей, в том числе В. И. Медведева и А. А. Алдашевой, Н. Я. Веретенникова, А. В. Винобера, С. В. Тимофеевой, Т. М. Рамазановой, В. И. Пановой, Э. В. Лидской и других.
В данных работах выявляются сущностные аспекты экологического сознания [5]; характеризуются историко-философские аспекты его становления [2]; определяется роль экологического сознания как фактора формировании экологически сознательной личности [3]; выявляется взаимосвязь экологического сознания и экологической культуры [12].
Несмотря на достаточную степень своей разработанности, экологическое сознание в настоящее время рассматривается в основном как разрозненная совокупность представлений отдельных индивидов о ценности и самодостаточности мира природы как среды обитания человека, основы его жизненного благополучия; о необходимости придания преобразовательной деятельности разумного существа природосообразного характера.
Научная новизна авторского исследования заключается в утверждении о том, что в условиях развития современных информационных и глобализационных процессов речь должна идти о формировании не индивидуального, а планетарного экологического сознания - формы общественного сознания, отражающей ценностное отношение к природе не отдельных людей, а общества в целом.
Выявление сущностных особенностей и специфики становления планетарного экологического сознания является, таким образом, целью данной статьи.
Под планетарным экологическим сознанием мы понимаем совокупность общественных «представлений о природе как базовой основе человеческого бытия и о человеке как части биосферы, способной посредством сознательно регулируемой, направляемой деятельности сохранять и поддерживать благоприятные естественные условия своего существования, обеспечивая тем самым устойчивое развитие цивилизации в гармонии с окружающей средой» [11, с. 68].
Формирование элементов планетарного экологического сознания берет начало на заре становления общества и связано с изменением характера восприятия природы человеком, имевшим место на отдельных этапах его развития.
Первый из этих этапов охватывает период от возникновения общества до эпохи Средневековья. В это время население Земли было невелико, уровень технологий также достаточно низок. Человек, не обладающий теоретическим знанием и элементарным технико-технологическим базисом, был вынужден приспосабливаться к стихийным силам природы и, осознавая свое ничтожество, преклоняться перед ее могуществом, одухотворяя и обожествляя ее. Олицетворением страха человека перед величием внешнего мира стало возникновение религиозных верований, в которых боги либо отождествлялись с природой, либо воплощали ее отдельные силы (боги ветра, огня, воды и т.д.). В этот период формируются представления о единстве человека и природы, получившие свое отражение в практике поклонения зооантропоморфным богам (к примеру, египетский бог Анубис изображался в виде человека с головой шакала, индуистский бог Ганеша - в виде мужчины с головой слона). Данные представления носили универсальный и экстерриториальный характер, отражая примитивные, дотеоретические взгляды людей на симфонизм, единство человека и природы.
В Античности человек начинает видеть окружающий его естественный мир как олицетворение гармоничного и идеального космоса, рассматривая себя в качестве его подобия - микрокосма, мышление которого отражает в своей душевной организации сложившуюся естественную упорядоченность.
В Средние века природа превращается в мир созидаемый, творимый. Онтологически это означало трансформацию представлений о природе из олицетворения бытия как целостности в осознание бытия как части. Природа отдается Богом на откуп человеку. «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле... И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным пресмыкающимся на земле» [1, с. 605-606].
Христианство, утвердив человека в качестве венца мироздания, открыло путь к покорению природы, которая начинает рассматриваться в качестве враждебной человеку силы, нуждающейся в покорении. Из храма природа превращается в мастерскую, в кладовую ресурсов, необходимых для удовлетворения возрастающих потребностей человечества.
Несмотря на снижение онтологического статуса природы и становление антропоцентризма, пришедшее на смену Средним векам Новое время знаменовалось возникновением научной рациональности. Научная рациональность (в отличие от философско-религиозной интерпретации явлений природы) дала начало формированию объективных представлений о природе и месте в ней человека, пониманию сущности природных явлений, осознанию возможных последствий вмешательства человечества в естественные процессы. Эпоха великих географических открытий, расширившая пределы ойкумены, способствовала распространению научной рациональности далеко за пределы ее «родины» - стран Запада.
Начало современному этапу формирования планетарного экологического сознания положил процесс перехода общества к глобальной рефлексии экологической проблематики, имевший место с середины XX века в практике организации Всемирных форумов и конференций, посвященных проблемам окружающей среды и развития.
Огромную роль в этом процессе сыграла также деятельность Римского клуба - международной общественной организации, занимающейся осмыслением перспектив социоприродной динамики. Представители этой организации еще в 70-х годах XX века заявили об угрожающем человечеству экологическом коллапсе, представив «на повестку дня» ряд докладов, касающихся проблемы роста противоречий между динамикой мирового экономического роста и ограниченностью природно-ресурсного потенциала планеты [6].
Одним из «маркеров» становления планетарного экологического сознания стало формирование представлений о первостепенной важности решения экологических проблем. «Мирные отношения человечества и природы, - отмечал в этой связи основатель Римского клуба А. Печчеи, - имеют такую же жизненную важность, как и мир между народами, тем более что это утверждение предполагает, что проблема отношений Человека с Природой не потеряет своего значения, даже если вдруг чудесным образом исчезнет угроза войны и все другие опасности и проблемы» [Цит. по: 9, с. 143].
Общество XXI века начинает осознавать ту огромную ценность, которую имеет природа по отношению к человеку, понимать то обстоятельство, что накопленный духовный потенциал человечества должен быть направлен не только на решение задач научно-технического развития, но и на сбережение биосферы, на сохранение природных условий и ресурсов.
Планетарное экологическое сознание представляет собой способ ценностного отношения к миру. В качестве такового оно включает в себя представления о природе как эстетическом образе, воплощении мировой гармонии; ощущение глубокой причастности человека к эволюции природы; осознание холизма человека и биосферы. «Результатом таких переживаний, - отмечает Н. Я. Веретенников, - может стать чувство всепланетного гражданства, глубокая экологическая осознанность природных явлений. Планетарное экологическое сознание порождает новые коллективную волю, духовный мир, школу общечеловеческих ценностей, приоритетом которой станет неоспоримая и высочайшая ценность природы» [2, с. 13].
Отражением процесса формирования планетарного экологического сознания становится переход общества от решения прикладных экологических задач на ступень глобальной рефлексии экологических проблем, связанной:
- с осмыслением причин возникновения глобального экологического кризиса;
- с разработкой стратегии устойчивого развития цивилизации в гармонии с окружающей средой;
- с формированием международного экологического законодательства;
- с развитием фундаментальных и прикладных исследований в сфере опережающего реагирования на негативные экологические тренды;
- с актуализацией международного сотрудничества в области решения экологических проблем и т.д.
Процесс формирования планетарного экологического сознания знаменует собой выход разума человека
на новую эволюционную траекторию. Благодаря объединению разумов отдельных индивидов («крупинок мысли», по Т. Шардену) возникает новая интеллектуальная системная целостность, способная при возникновении синергетического эффекта с большей скоростью и большей эффективностью осмысливать экологические проблемы, своевременно и адекватно реагировать на глобальные и локальные экологические угрозы в интересах существующих и будущих поколений людей. В мозге человека, как отмечает в этой связи Н. Н. Моисеев, «отдельные, относительно просто устроенные нейроны образуют систему, которая по мере ее усложнения постепенно обретает возможность мыслить. Нечто подобное происходит и в обществе. Только теперь роль нейрона играет мозг отдельного человека. Происходит не просто расширение памяти и накопление знаний, важнее, что обмен идеями интенсифицирует их развитие. Грубо говоря, несколько людей, думающих изолированно, смогут понять нечто значительно быстрее и глубже, когда они станут обмениваться мыслями и работать в контакте.» [8, с. 12].
Данный процесс можно назвать объективизацией знания. Следствием объективизации знания становится повышение его гносеологической и эпистемологической ценности, обусловленной тем, что в создании знания участвует не отдельный индивид, а их целостная совокупность. Совместное решение общезначимых для человечества задач приводит к формированию коллективного разума как особой, надындивидуальной формы когнитивной деятельности, состоящей из «индивидуальных сознаний каждого мыслящего человека и средств информатики, включая системы искусственного интеллекта» [10, с. 488]. Возможности этого феномена «возрастают по мере совершенствования способов накопления, хранения и передачи информации. Это, в свою очередь, приводит ко все возрастающей скорости совершенствования
коллективного интеллекта как общепланетарной системы» [7, с. 8], а значит, к ускорению темпов формирования планетарного экологического сознания.
В настоящее время лейтмотивом становления планетарного экологического сознания является экологическая деятельность стран Запада, в течение долгого периода своего существования прошедших путь от варварского уничтожения природы до формирования образцов рационального экологического поведения.
Несмотря на унифицированность сознательных образов, касающихся представлений о сущности и моделях рациональной экологической деятельности, планетарное экологическое сознание характеризуется определенной пространственно-территориальной дифференцированностью, обусловленной своеобразием мировосприятия народов, населяющих страны Востока и Запада.
Так, в восточных цивилизациях в структуре экологического сознания человека преобладают иррациональные и духовно-религиозные компоненты, связанные с отношением к природе как материальному воплощению божественной сущности, нечто вечному, неизменному, существующему от века. Для восточного человека природа - это естественный и всеобъемлющий закон, который он, в силу своего ничтожества, не способен изменить. Экологическое поведение человека восточного склада ума должно соответствовать принципу невмешательства в природу, приспособления к ней.
На Западе, напротив, экологическое сознание отличается прагматичностью, рациональностью. Природа здесь не храм, а мастерская, мир творимый, создаваемый, а значит, и изменяемый. Экологическое поведение западного человека направлено на преобразование природы, на отношение к ней как к объекту, обладающему определенной потребительской стоимостью.
Данные ментальные особенности создают определенные трудности в разработке и унификации стратегии рационального взаимодействия человека (общества) и природы.
В то же время процессы информатизации и глобализации общества приводят не только к росту единства мира, но и к стиранию ментальных различий между регионами и странами.
Замкнутость и изоляционизм уступают место открытости глобального сообщества государств и наций. Этноцентризм и культурный релятивизм сменяет культурная интеграция. Эти процессы дают надежду на увеличение взаимопонимания и объединение усилий народов и наций, направленных на решение глобальных экологических проблем.
И действительно, благодаря экспансии западных ценностей «экологизация мышления современного человека происходит по историческим меркам с быстротой необычайной. Тема эта почти не сходит со страниц Интернета и с экранов телевидения. Одно за другим появляются на свет периодические издания, целиком посвященные проблеме экологии. Регулярно созываются представительные международные конференции на самом высоком уровне по вопросам охраны окружающей среды. <.. .> Экология вторглась также в бизнес и политику. Об этом говорит, в частности, колоссальный объем рынка природоохранных технологий, превышающий, по оценкам экспертов, в начале 2010-х гг. 1 трл долл. Что же касается политики, то ни одна предвыборная платформа не обходится сегодня без обещаний взять под контроль ту или иную экологическую проблему.» [4, с. 8-9].
Несмотря на имеющие место позитивные тенденции, формирование планетарного экологического сознания еще далеко не закончено. Современная цивилизация, включающая более двухсот государств и мировое народонаселение, равное более чем 7 млрд человек, иллюстрирует диалектичность процессов социоприрод-ной эволюции. Эта диалектичность связана с наличием как позитивных, так и негативных трендов социопри-родного развития; с сочетанием форм рационального и деструктивного экологического поведения людей.
К большому сожалению, недостаточная степень развития планетарного экологического сознания приводит к тому, что в мире пока преобладают негативные экологические тренды. «Человечество неуклонно движется к своему трагическому финалу - глобальной социально-экологической катастрофе - и в этом трагическое противоречие неустойчивого развития» [13, с. 283].
Выявление сущностных особенностей и специфики становления планетарного экологического сознания позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Планетарное экологическое сознание представляет собой форму общественного сознания, основанную на представлениях о высочайшей ценности природы, целостности, холизме человека и биосферы; ориентации мышления и деятельности разумного существа на первоочередное сохранение благоприятных естественных условий своего существования, на обеспечение развития цивилизации в гармонии с окружающей средой.
2. Становление элементов планетарного экологического сознания берет начало на ранних этапах формирования общества и характеризуется социально-историческим своеобразием. В доантичную эпоху этот процесс был связан с развитием представлений о единстве человека и природы, отражаемых в практике поклонения зооантропоморфным богам. В Античности человек рассматривается как часть единого и гармоничного космоса, отражающая в своих поступках и душевной организации его естественную упорядоченность. В Новое время развиваются объективные представления о природе и природных явлениях; о последствиях нерационального вмешательства человека в естественные процессы.
3. В настоящее время становление планетарного экологического сознания связано с ростом глобальной рефлексии экологической проблематики, имеющей место в организации Всемирных экологических форумов, в развитии Международного экологического законодательства; с актуализацией исследовательской деятельности в области выявления причин возникновения экологических проблем и методов их решения.
4. В условиях развития информационных процессов становление планетарного экологического сознания связано с формированием коллективного разума как формы интегральной надынтеллектуальной деятельности, способствующей объективизации знания, росту его гносеологической значимости, а значит, и ускорению темпов формирования планетарного экологического сознания.
5. Планетарное экологическое сознание в настоящее время характеризуется пространственно-территориальной дифференцированностью, обусловленной своеобразием менталитета народов стран Запада и Востока. Подобная дифференциация создает определенные препятствия в разработке и унификации стратегии рационального социоприродного развития. В то же время явления глобализации, стирающие культурную замкнутость и изоляционизм отдельных стран и народов, способствуют росту осознания целесообразности решения глобальных экологических проблем.
Характеристика сущностных особенностей и специфики становления планетарного экологического сознания позволяет нам, таким образом, утверждать, что, несмотря на актуализацию глобальных экологических угроз, эволюция общественного сознания отражает процесс роста понимания людьми необходимости первостепенного решения экологических проблем; осознания ценностных основ преобразовательной деятельности человека в природе. Преобладание же негативных трендов социоприродного развития говорит о том, что процесс становления планетарного экологического сознания характеризуется диалектичностью и в настоящее время ещё далек от своего завершения.
Список источников
1. Августин Блаженный. О граде Божием. Мн. - М.: Харвест; АСТ, 2000. 1296 с.
2. Веретенников Н. Я. Глобализация экологического сознания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2014. Т. 14. Вып. 2. С. 11-15.
3. Винобер А. В. Психология экологического сознания // Вестник Института развития ноосферы. 2019. № 3 (5). С. 62-70.
4. Данилов-Данильян В. И., Рейф Е. И. Биосфера и цивилизация: в тисках глобального кризиса. М.: ЛЕНАРД, 2019. 316 с.
5. Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание. М.: Логос, 2001. 384 с.
6. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Бернс В. Пределы роста. М.: Изд-во МГУ, 1991. 208 с.
7. Моисеев Н. Н. Мир XXI века и христианская традиция // Экология и жизнь. 2003. № 1. С. 6-10.
8. Моисеев Н. Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. 1991. № 3. С. 3-28.
9. Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, 1988. 272 с.
10. Романович А. Л. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез). М.: Жизнь. Издательская группа, 2006. 512 с.
11. Смирнов С. В., Курманалиева А. Д. Информационные предпосылки становления планетарного экологического сознания // Символы, артефакты, памятники архитектуры Великой степи: материалы Международной научной конференции в рамках VI Международного Фараби форума / под общ. ред. А. Д. Курманалиевой. Алматы: ^аза; университет!, 2019. С. 67-70.
12. Тимофеева С. В. О проблеме взаимосвязи экологической культуры и экологического сознания человека (социально-философский аспект) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/o-probleme-vzaimosvyazi-ekologicheskoy-kultury-i-ekologicheskogo-soznaniya-cheloveka-sotsialno-filosofskiy-aspekt/viewer (дата обращения: 19.02.2020).
13. Урсул А. Д. Феномен ноосферы: глобальная эволюция и ноосферогенез. М.: ЛЕНАРД, 2015. 336 с.
Planetary Ecological Consciousness: Essence, Specificity of Formation
Smirnov Sergei Vladimirovich, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Elabuga Institute (Branch) of Kazan (Volga Region) Federal University sunstability@yandex. ru
The paper considers essential features of planetary ecological consciousness, describes stages and specificity of its formation. The role of collective mind in the formation of planetary ecological consciousness is revealed, its regional specificity is identified. Emphasizing the positive role of planetary ecological consciousness as a factor of ecological thinking formation, the author points out that insufficient level of planetary ecological consciousness leads to aggravation of negative ecological tendencies.
Key words and phrases: planetary ecological consciousness; human; nature; holism; collective mind.