Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ РИСКА: СОЦИАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ РИСКА: СОЦИАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ / РИСКИ / ПОНИМАНИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ПЕРСПЕКТИВНАЯ СТРУКТУРА ДЕЙСТВИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В.

Исследована проблема гармонизации стратегического и тактического действия в современном обществе риска. Актуальность исследования определяется тем, что теория понимания и взаимопонимания людей нуждается в переосмыслении коммуникативной рациональности. Риски различного рода уводят современного человека от стратегии развития. Риски социального выгорания личности cвязаны с отдалением стратегии от тактических действий человека в современном мире. Текущие, сиюминутные желания нарушают жизненный мир человека, если не будет соблюдена гармония, реализована идея стратегического действия, направленная на достижение этой гармонии. Методологической основой исследования выступает теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Авторы рассматривают перспективы гармонизации стратегии в связи с диалектикой социальной рационализации. Стратегия представляется как средство анализа деятельности в условиях ускорения и увеличения масштабов социальных изменений. Авторы статьи стремятся исследовать гармонию стратегического и тактического действия на уровне личности и социальной организации. Стратегическое мышление трактуется как актуализированная деятельность субъекта, мотивированная его потенциалом, организационными и личными потребностями и ценностями, которая направлена на выбор перспективного трека устойчивого движения к цели на основе объективной оценки имеющихся ресурсов и ограничений с учетом условий неопределенности среды. Оно выступает как предпосылка и фактор устойчивого развития социальной организации. Социально-методологический аспект проблемы гармонизации стратегического и тактического действия человека в обществе риска связан с анализом коммуникативного действия и «жизненного мира» общества и личности. Он состоит в развитии пространства современного самопонимания, которое включает в себя настоящее, задачу заняться повседневным миром человека, анализа социальных и культурных пространств конкретного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HARMONIZATION OF STRATEGIC AND TACTICAL ACTIONS IN THE MODERN RISK SOCIETY: SOCIO-METHODOLOGICAL ASPECT

The article examines the problem of harmonization of strategic and tactical actions in a modern risk society. The relevance of the research is determined by the fact that the theory of understanding and mutual understanding of people requires to reconsider communicative rationality. Risks of various kinds lead a modern person away from the development strategy. The risks associated with the social burnout of the individual are associated with the distance of the strategy from the tactical actions of a person in the modern world. Current, momentary desires violate the life world of a person, if harmony collapses, if the idea of a strategic action aimed at achieving this harmony is ignored. The methodological basis of the research is the theory of communicative action of Jurgen Habermas. The authors consider the prospects for the harmonization of the strategy in connection with the dialectic of social rationalization. The strategy is considered as a means of analyzing activities in conditions of accelerating and increasing the scale of social changes. The authors of the article seek to explore the harmony of strategic and tactical action at the level of personality and social organization. Strategic thinking is interpreted as an actualized activity of the subject, motivated by its potential, organizational and personal needs and values, which is aimed at choosing a promising track of sustainable movement towards the goal based on an objective assessment of available resources and limitations, taking into account the conditions of uncertainty of the environment. It acts as a prerequisite and factor for the sustainable development of a social organization. The socio-methodological aspect of the problem of harmonization of strategic and tactical actions of a person in a risk society is linked with the analysis of the communicative action and the "living world" of society and the individual. It consists in the development of the space of modern self-understanding, which includes the present, the task of dealing with the everyday world of a person, the analysis of social and cultural spaces of a particular person.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ РИСКА: СОЦИАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2022.3.1 УДК 316.648.42

Е.Ю. Бикметов, А.В. Лукьянов

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ РИСКА: СОЦИАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Исследована проблема гармонизации стратегического и тактического действия в современном обществе риска. Актуальность исследования определяется тем, что теория понимания и взаимопонимания людей нуждается в переосмыслении коммуникативной рациональности.

Риски различного рода уводят современного человека от стратегии развития. Риски социального выгорания личности связаны с отдалением стратегии от тактических действий человека в современном мире. Текущие, сиюминутные желания нарушают жизненный мир человека, если не будет соблюдена гармония, реализована идея стратегического действия, направленная на достижение этой гармонии.

Методологической основой исследования выступает теория коммуникативного действия Ю. Ха-бермаса. Авторы рассматривают перспективы гармонизации стратегии в связи с диалектикой социальной рационализации. Стратегия представляется как средство анализа деятельности в условиях ускорения и увеличения масштабов социальных изменений. Авторы статьи стремятся исследовать гармонию стратегического и тактического действия на уровне личности и социальной организации.

Стратегическое мышление трактуется как актуализированная деятельность субъекта, мотивированная его потенциалом, организационными и личными потребностями и ценностями, которая направлена на выбор перспективного трека устойчивого движения к цели на основе объективной оценки имеющихся ресурсов и ограничений с учетом условий неопределенности среды. Оно выступает как предпосылка и фактор устойчивого развития социальной организации.

Социально-методологический аспект проблемы гармонизации стратегического и тактического действия человека в обществе риска связан с анализом коммуникативного действия и «жизненного мира» общества и личности. Он состоит в развитии пространства современного самопонимания, которое включает в себя настоящее, задачу заняться повседневным миром человека, анализа социальных и культурных пространств конкретного человека.

Ключевые слова: стратегическое и тактическое действие, риски, понимание и взаимопонимание, перспективная структура действия, стратегическое мышление, устойчивость развития, коммуникативное действие.

Актуальность исследования определяется тем, что теория понимания и взаимопонимания людей нуждается в переосмыслении коммуникативной рациональности. Рациональное действие требует анализа социологического и

© Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В., 2022

Бикметов Евгений Юрьевич - д-р социол. наук, профессор кафедры цифровых технологий в экономике и управлении ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», е-mail: bicprof@mail.ru.

Лукьянов Аркадий Викторович - д-р филос. наук, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», е-mail: ark.lukjanov@yandex.ru.

философского понимания действия. Ю. Хабермас в связи с этим замечает, что между ожиданиями того, что пожелания, предложения лиц «могут быть обоснованы» и условиями «действенности моральных суждений», пролегает некая пропасть. Она выражается в независимости теоретических соображений человека по поводу гармонизации стратегического и тактического действия от самой «логики теоретических дискурсов» [1, с. 98].

В условиях общества риска (а риски, как известно, уводят человека от стратегических планов) становится актуальным «взращивание» способов, форм стратегического мышления. А из последнего как раз произрастает социальное действие, нравственный принцип как критерий общения определяющих социальное действие максим или исходных постулатов коммуникативного действия.

Ю. Хабермас «определяет общество как социально-культурную систему, которая развивается путем освоения внешней природы в процессе производства, а также создания внутренних структур посредством социализации с помощью инструментальных и социальных действий» [2, с. 85]. Долгое время «социальное действие» оставалось в стороне исследования категорий производительных сил и производственных отношений. В данном отношении коммуникативное действие связано с осмыслением новых и культурных смыслов, связанных, как мы полагаем, с рассмотрением проблемы гармонизации стратегического и тактического действия в современном обществе риска, где наблюдаются процессы стремительного нравственного и социального выгорания людей.

Строго говоря, интегральное научное знание выступает как фактор эмансипированной коммуникации. Мы сегодня живем в условиях «разволшебст-вления» мира, в котором объективные ценности создают проблему выбора между субъективными силами веры и стремлением бюрократии узурпировать то пространство решения, какое они, т.е. эти силы, очерчивают.

Демократия, следует заметить, не универсальна. Конкретные демократические процедуры должны быть подвергнуты дискурсу. Новые общественные формы должны выдержать испытание силы аргументов. Социальная коммуникация должна в принципе стать человечной и приобрести рационально-гуманистический характер. Дискурс преодолевает процесс колонизации и существующие формы отчуждения, разобщенность между людьми и утверждает «эмансипационную коммуникацию» [3, с. 524].

Цель настоящего исследования - анализ проблемы гармонизации стратегического и тактического действия в современном обществе риска.

Научная новизна работы заключается в исследовании динамики взаимодействия идеального и реального в обществе риска, анализе роли стратегического действия в социальных отношениях. При этом незрелое, спонтанное поведение сдерживает рост тактического действия и формирование здорового общества.

Стратегии выступают социально значимыми ориентирами действия. Gr. Crow указывает на возможность принятия рациональных решений в долгосрочной пер-

спективе агентами стратегического действия [4]. D. Knights и G. Morgan утверждают, что социологический концепт стратегии встроен в конкретные дискурсы и имеет особые социальные последствия. Критикуя подход Кроу, авторы отмечают, что концепция стратегии в различных областях общественной жизни, в частности в организации бизнеса, нуждается в понимании с точки зрения ее роли в воспроизведении определенных наборов иерархически организованных социальных отношений. По их мнению, к стратегии следует относиться как к объекту социологического анализа, а не как к ресурсу для объяснения социальной жизни [5]. Концептуализация жизненных стратегий проведена в ряде работ отечественных исследователей [6, 7]. «Социологически под жизненной стратегией может пониматься определение границ и конструирование индивидом собственной повседневности в рамках более долгосрочного целеполагания и целереа-лизации, реализующееся как ранжирование и выбор индивидом определенных идентичностей и достигаемых статусов, жизненных форм и культурных стилей, происходящий в ситуации актуального самоопределения» [8, с. 86]. В условиях ускорения и увеличения масштабов социальных изменений стратегия выступает средством анализа деятельности Исследователи полагают, что «с одной стороны, человек свободен в выборе стратегии поведения, но, с другой стороны, выбор этой стратегии ограничен набором, или репертуаром, уже существующих социальных стратегий» [9, с. 83], т.е. необходимо учитывать институциональные, духовно-культурные ограничения.

Авторы настоящего исследования исходят из идеи, что формирование стратегического и тактического действия связано с устойчивостью развития социальной организации, коллизиями «жизненного мира» человека. При этом социальные риски, в которых обостряется ситуация между стратегическим и тактическим действием, должны быть исследованы в связи с тем обстоятельством, что наращивание производства различных благ приводит к увеличению социальных, духовных, экономических рисков. Риски в управленческой сфере рассматривались ранее нами как ситуация, определяющая вероятность отклонения фактических результатов от запланированных, препятствующая успешному функционированию и развитию организации [10].

Риски, которые мы обнаруживаем в современном мире, направлены на разрушение дома человека, его судьбы, мира духовных ценностей. «Когда мы говорим о рисках, мы спорим о чем-то, чего нет. Но что могло бы пройзойти, если сейчас немедленно не переложить руль в противоположном направлении» [11, с. 176]. Общество модерна порождает не только новые риски, но и рефлексивность человека, помогающую ему минимизировать их. Без дома гармонизация стратегического и тактического действия человека в обществе риска становится невозможной. Риски связаны с духовным, социальным выгоранием личности человека. В рисковых ситуациях происходит отдаление стратегии человеческого развития от тактических действий человека. Сиюминут-

ные желания разрушают жизненный мир человека. Но дом, родной язык, семья, друзья, любимый пейзаж сохраняют то, что дорого нам [12, с. 139]. Люди, которые возвращаются домой, не думают о героизме своих дел. «Поначалу не только родина покажет возвращающемуся домой незнакомое лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет» [12, с. 142]. В связи с этим необходимо исследовать гармонию стратегического и тактического действия, представить стратегическое мышление как предпосылку устойчивости развития социальной организации в обществе риска.

Для понимания ситуации в современной социальной теории необходимо обратиться к парадигме «модерн - постмодерн». Модерн есть некий незавершенный социальный и духовный проект. Он связан с именем Т. Адорно. Слово «постмодерн» зазвучало в связи с публикациями Ж.Р. Лиотара. Ю. Хабермас, рассматривая действие коммуникативного разума «против разума субъект-центрированного», обращает внимание, что коммуникативное действие есть такая модель действия человека, которая ориентирована на взаимопонимание [13, 14]. В коммуникативном действии возникает установка, которая позволяет «познающему субъекту ориентироваться как на самого себя, так и на сущности в этом мире» [15, с. 307]. При этом коммуникативная модель действий человека не должна уже в скором времени утратить свое привилегированное положение. Более того, коммуникативная модель координирует планы действий человека путем взаимопонимания участников социального процесса. Сиюминутные желания человека не будут соблюдены, если окажется утраченной гармония между стратегическими и тактическими задачами. К.А. Абульхано-ва-Славская приходит к главному результату, который состоит в том, что следует воспитать способы стратегически мыслить, а отсюда действия [16], хотя стратегия мышления может и не укладываться в анализ современных рисков.

Риски, которых сегодня много, не укладываются в анализ интерсубъективных отношений. Идея устойчивости развития предполагает отказ от просто объективирующей позиции, которую современный наблюдатель занимает в современном мире. Альтернатива наблюдательной позиции возникает лишь в том случае, когда сам субъект рассматривает себя в плане противоположности миру в целом «или как одну из имеющихся в нем сущностей» [15, с. 308]. «Трансцендентальное "Я" и "Я" эмпирическое не имеют никаких посредников» [15, с. 308]. Но этот вывод все же достаточно спорен, тем более, что стратегические действия человека, которые соотносимы с трансцендентальным миром, и тактические действия, которые имеют больше отношения к миру феноменов, чем ноуменов, предполагают дополнительную реконструкцию знания, которая выражается в самопознании. Анализ интуиций самосознания отталкивается от идеи перспективы, стратегии участников социокультурного дискурса. В итоге грань между трансцендентальным и эмпирическим миром становится незаметной. Коммуниканты хотя и договариваются по какому-либо

вопросу, но сфера переговоров все же остается на заднем плане коммуникации. Главное состоит в том, чтобы участники переговоров достигли уровня понимания, точнее, предпонимания, который является элементом неразлагае-мого на составные элементы холистического фона.

Основной момент в гармонизации стратегического и тактического действия должен быть сделан на жизненном мире участника тактического действия. Эта идея одновременно формирует горизонт культурных и духовных ценностей. Ориентируясь на трансцендентальный мир, участники переговоров исходят или должны исходить из понятия солидарности ценностно интегрированных групп; они призваны опираться на компетенцию участников как членов единого сообщества, на саму жизненную сферу человека.

Заметим, что «жизненный мир» репродуцирует себя в той мере, в какой осуществляется стратегическая линия субъекта. Эта стратегия связана с продолжением культурных традиций, осуществлением гармонии стратегического и тактического действия. При этом стратегическое мышление есть предпосылка и фактор устойчивости развития социальной организации. Исследованию соотношения цели и стратегии в управлении организационным развитием посвящен ряд работ [17-19]. Мы полагаем, что способность к стратегическому действию субъекта управления связана с уровнем стратегического мышления, под которым понимается актуализированная деятельность субъекта, мотивированная его потенциалом, организационными и личными потребностями и ценностями, которая направлена на выбор перспективного трека устойчивого движения к цели на основе объективной оценки имеющихся ресурсов и ограничений с учетом условий неопределенности среды. «Оно характеризуется способностью находить правильный баланс между консервативной стратегией поведения, направленной на сохранение результатов прошлого, и активной стратегией, ориентированной на использование открывающихся возможностей для развития» [20, с. 433]. Возможность реализации стратегического мышления и поведения наиболее проявляется на стадии роста и расцвета социальной организации. На последующих стадиях жизненного цикла, связанных со старением и бюрократизацией, начинает преобладать тактическое, ситуативное действие. Для устойчивого развития организации предлагается стратегическое планирование, между которым и будущим успехом организации имеется прямая связь [21]. Однако в изменчивом мире, где социальные и другие кризисы становятся естественным явлением, перспективное планирование оказывается затрудненным.

Стратегия действия предполагает интегрирование социальных групп в общественное поведение. Но «свойства коммуникативно структурированных жизненных миров не должны выпадать из исследования "жизненных миров" вообще. ... Субъект способен путем анализа уйти от гипостазирования и иллюзорных представлений о самом себе только благодаря рефлексивному опыту» [15, с. 310]. Рефлексия над социальными процессами направлена против

отдельных иллюзий, но не способна представить тактические интересы индивида. Рациональное конструирование реальности согласно готовому образцу не является ориентированным на анонимную систему правил поведения.

Проблема гармонизации стратегического и тактического действия человека в современном обществе риска, где мы наблюдаем социальное и духовное выгорание людей, сопряжена с такими явлениями, как нужда и лишения, а они, как известно, дают нам возможность понять опасность отрыва людей от духовных и культурных истоков. В любом случае мы вынуждены искать иные способы освобождения от духа субъективизма.

Мы наблюдаем сегодня явление, где жизненные силы человека расколоты. Мечты и фантазии человека оказались ориентированными не на разум, а на чувства. Место «Абсолюта» заняла человеческая субъективность. Сама духовная сила человека оказалась расслабленной. Освоение мира оказалось слитым с процессом обучения. Но воспроизводство «жизненного мира» осуществляется лишь благодаря продуктивности человеческого действия. Сами «жизненные миры» могут быть предельно структурированы. Однако существует рефлексивное знание общества. Оно возникает благодаря развитым межсубъектным отношениям. Общество, строго говоря, не может существовать без некоего центра, без инстанции, которая воспринимает импульсы общественных групп, а эта инстанция претворяет духовные импульсы в жизнь.

Ю. Хабермас рассуждает о проблеме, связанной с формированием научного и религиозного мышления в современном обществе. Эта рефлексия связана с разработкой проблемы гармонизации стратегического и тактического действия человека в современном обществе риска. Хабермас пишет, что при обычном положении вещей внешние факторы (нормы, установки, ценности, санкции) задают извне стратегическое действие. Коммуникативное действие предполагает, что индивиды сами задают и определяют рациональные основания, которые направлены на убеждение и достижение консенсуса с другими с целью достижения согласия. Хабермас рассматривает такие вопросы, как вопрос о достоинстве человека, достоинстве жизни. Он развивает ту мысль, что первостепенное для человека значение имеет модус опыта бытия телом, из которого получает жизнь субъективность человеческой личности [22]. При этом Хабермас говорит о запрете на «инструментализацию», возможности быть самим собой. Стратегия действия человека в современном сложном мире должна быть направлена на то, чтобы «стать творцом критически усвояемой истории жизни» [23, с. 73]. Из этого следует, что личность -не продукт определенной пассивной переживаемой судьбы, которая ускользает в духовном и интеллектуальном потоке образовательных реформ. Она возникает в тот момент, когда мы фиксируем различие между тем, что мы есть, и тем, что с нами происходит [23, с. 73]. Это создает определенные предпосылки реконструкции исторической диалектики.

Необходим критический анализ капитализма, который связан с исследованием не новых «денег», а нового нравственного духа. В связи с этим сама проблема гармонизации стратегического и тактического действия в современном обществе оказывается связанной с анализом столкновения человека с настоящим, современными социально-историческими дискуссиями. Мы должны признать, что гармония стратегии и тактики не может реализоваться вне анализа самого процесса схождения экономики и культуры. Невозможно абстрагироваться от виртуального измерения самой социальной реальности. Молчаливое большинство есть некая бездна, которая разверзается перед властью. Власть поглощает «энергию» народа. Творческая энергия народа «схлопывает-ся», а политическое пространство отодвигается в прошлое.

Проблема гармонизации стратегического и тактического действия человека в современном мире соотносима с «просвещенной общественностью». Эта проблема решается путем развития теории коммуникативной рациональности. Продуктивность коммуникации связана с нормативным ожиданием разумных результатов процесса образования политической воли. Но эта воля зависит от спонтанных потоков коммуникации. И тем не менее, перспектива структуры действия человека в мире связана с ориентацией на взаимопонимание. Последнее, хотя жестким образом и не связано с коммуникацией, опирается на нее.

Самоорганизация общественных систем становится все более сложной, а социальный порядок - все более искусственным. При этом искусственное теснит естественное, и последнее подвергается влиянию искусственного. Но ни естественное, ни искусственное не способны уравновесить само общество.

Выход один - гармонизировать искусственное и естественное, стратегию и тактику самого действия человека. Социально-методологический аспект проблемы гармонизации состоит в развитии пространства современного самопонимания, которое включает в себя настоящее, задачу заняться повседневным миром человека, анализа социальных и культурных пространств конкретного человека.

Социально-методологический аспект исследования проблемы гармонизации стратегического и тактического действия человека в обществе риска и социального выгорания людей связан также с анализом коммуникативного действия и «жизненного мира» общества и личности. Цифровые и технократические риски преодолеваются стратегическим мышлением, идеей устойчивого развития, которое имеет в качестве своего основания коммуникативное действие. При этом сакральные, скрытые истоки последнего определяются рационализацией «жизненного мира». В эту рационализацию включается стратегическое действие, основанное на социальной и культурной памяти людей. Наука, право, мораль, искусство утверждают дискурсивные формы «образования политической воли» [24, с. 124]. Это делает возможным становление светской системы образования, а сам «жизненный мир» превращается в нечто рефлек-

сивно разомкнутое. «Жизненный мир», т.е. совокупность жизненных установок человека, реализуется в тот момент, когда идет восстановление исторической и социальной памяти людей. А это, в свою очередь, укрепляет социальный иммунитет и предотвращает падение духа социальной рационализации.

В изменчивом мире, в котором социальные кризисы становятся естественным явлением, а перспективное планирование оказывается затрудненным, особую актуальность приобретает стратегическое мышление как ценность в обществе риска. Необходимо найти баланс между стратегиями прошлого и стратегиями, ориентированными на использование возможностей для социального и духовного развития. Стратегическое мышление как эвристическая управленческая деятельность направлено на формирование пути устойчивого развития к долговременной цели, формирует стратегическое действие. Поэтому задачи исследования гармонизации интересов личности с тактическими и стратегическими интересами социальной организации связаны с сохранением стратегического мышления, развитием гуманитарной культуры, формированием процесса самореализации.

Список литературы

1. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. - СПб.: Наука, 2000. - 380 с.

2. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. - М.: ИФРАН, 1999. - 244 с.

3. Кравченко С.А. Социология: парадигма через призму социологического воображения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2004. - 624 с.

4. Crow Gr. The use of the concept of «strategy» in recent sociological literature // Sociology. - 1989. - Vol. 23, no. 1. - P. 1-24.

5. Knights D., Morgan G. The concept of strategy in sociology: a note of dissent // Sociology. - 1990. - Vol. 24 (3). - P. 475-483.

6. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 5-22.

7. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности. - М.: Институт человека РАН, 2002. - 260 с.

8. Немировская А.В. Структура и динамика жизненных ориентаций населения в контексте реформирования российского общества // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2005. - № 6. -С. 86-89.

9. Скурятина Е.В. Сберегательные стратегии населения: основные понятия и операционализация // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3, № 2. -С.82-91.

10. Обоснование применения методических инструментов риск-менеджмента в управлении стартапами / Л.Р. Амирханова, Е.Ю. Бикметов, М.А. Бронни-

ков, У.Г. Зиннуров // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2019. - № 3. -С. 76-92.

11. Бек У. Что такое глобализация? / пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.

12. Шютц А. Возвращающийся домой // Социологические исследования. -1995. - № 2. - С. 139-142.

13. Habermas J. Moralbewußtsein und kommunikatives handeln. - Ffm., 1983. -207 s.

14. Habermas J. Vorstudien und ergänzungen zur theorie des kommunikativen handelns. - Ffm., 1984. - 605 s.

15. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций: пер. с нем. - 2-е изд., испр. - М.: Весь Мир, 2008. - 416 с.

16. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. -160 с.

17. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций / пер. с англ. В. Кузина. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 512 с.

18. Ansoff H.I. Strategie Management. - New York: Palgrave Macmillan, 2007. - 251 p.

19. Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Дж. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента: пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 367 с.

20. Бикметов Е.Ю., Шаяхметова Р.Р., Ахмадеева А.А. Концептуальные основы стратегии трудового поведения личности // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 4 (155). - С. 430-433.

21. Kraus S., Reiche B.S., Reschke C.H. Implieations of strategie planning in SMEs for international entrepreneurship research and praetiee // Energizing Management Through Innovation and Entrepreneurship. - London: Routledge, 2008. -P.128-145.

22. Habermas J. Die Entwicklung sozialen Urteilens bei jugenslichen Maqersüchtigen // Acta Paedo-psychiatrica. - 1988. - № 51. - S. 147-155.

23. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: пер. с нем. - М.: Весь Мир, 2002. - 144 с.

24. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. -Минск: Экономпресс, 2000. - 224 с.

References

1. Habermas J. Moralbewußtsein und kommunikatives Handeln (Russ. ed.: Khabermas Iu. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe deistvie. Ed. D.V. Skliadnev. St. Petersburg, Nauka, 2000, 380 p.).

2. Farman I.P. Sotsial'no-kul'turnye proekty Iurgena Khabermasa [Socio-cultural conceptions of Jürgen Habermas]. Moscow, IFRAN, 1999, 244 p.

3. Kravchenko S.A. Sotsiologiia: paradigma cherez prizmu sotsiologicheskogo voobrazheniia [Sociology: Paradigms through the prism of sociological imagination]. 2nd ed. Moscow, Ekzamen, 2004, 624 p.

4. Crow Gr. The use of the concept of "strategy" in recent sociological literature. Sociology, 1989, vol. 23, no. 1, pp. 1-24.

5. Knights D., Morgan G. The concept of strategy in sociology: A note of dissent. Sociology, 1990, vol. 24 (3), pp. 475-483.

6. Naumova N.F. Zhiznennaia strategiia cheloveka v perekhodnom obshchestve [Life strategy of a person in a transitional society]. Sotsiologicheskii zhurnal, 1995, no. 2, pp. 5-22.

7. Reznik Iu.M., Smirnov E.A. Zhiznennye strategii lichnosti [Personal life strategies]. Moscow, Institute of Human RAS, 2002, 260 p.

8. Nemirovskaia A.V. Struktura i dinamika zhiznennykh orientatsii naseleniia v kontekste reformirovaniia rossiiskogo obshchestva [Structure and dynamics of population life orientations in reforming Russian society]. Vestnik Krasnoiarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2005, no. 6, pp. 86-89.

9. Skuriatina E.V. Sberegatel'nye strategii naseleniia: osnovnye poniatiia i operatsionalizatsiia [Savings strategies of the population: Basic concepts and opera-tionalization]. Ekonomicheskaia sotsiologiia, 2002, vol. 3, no. 2, pp. 82-91.

10. Amirkhanova L.R., Bikmetov E.Iu., Bronnikov M.A., Zinnurov U.G. Obosnovanie primeneniia metodicheskikh instrumentov risk-menedzhmenta v upravlenii startapami [The rationale for the use of methodological tools of risk management in start-ups]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2019, no. 3, pp. 76-92.

11. Beck U. Was ist Globalisierung?: Irrtümer des Globalismus-Antwort auf Globalisierung (Russ. ed.: Bek U. Chto takoe globalizatsiia? Moscow, Progress-Traditsiia, 2001, 304 p.).

12. Shiutts A. Vozvrashchaiushchiisia domoi [Returning home]. Sotsiologi-cheskie issledovaniia, 1995, no. 2, pp. 139-142.

13. Habermas J. Moralbewußtsein und kommunikatives Handeln. Ffm., 1983, 207 p.

14. Habermas J. Vorstudien und Ergänzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns. Ffm., 1984, 605 p.

15. Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Zwölf Vorlesungen (Russ. ed.: Khabermas Iu. Filosofskii diskurs o moderne. Dvenadtsat' lektsii. 2nd ed. Moscow, Ves' Mir, 2008, 416 p.).

16. Abul'khanova-Slavskaia K.A. Strategiia zhizni [Life strategy]. Moscow, Mysl, 1991, 160 p.

17. Adizes I. Managing corporate lifecycles (Russ. ed.: Adizes I. Upravlenie zhiznennym tsiklom korporatsii. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2014, 512 p.).

18. Ansoff H.I. Strategic management. New York, Palgrave Macmillan, 2007, 251 p.

19. Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Strategy safari: A guided tour through the wilds of strategic management (Russ. ed.: Mintsberg G., Al'strand B., Lampel' Dzh. Strategicheskoe safari: Ekskursiia po debriam strategicheskogo menedzhmenta. Moscow, Al'pina Pablisher, 2013, 367 p.).

20. Bikmetov E.Iu., Shaiakhmetova R.R., Akhmadeeva A.A. Kontseptual'nye osnovy strategii trudovogo povedeniia lichnosti [Conceptual basics of the strategy of person labor behavior]. Evraziiskii iuridicheskii zhurnal, 2021, no. 4 (155), pp. 430-433.

21. Kraus S., Reiche B.S., Reschke C.H. Implications of strategic planning in SMEs for international entrepreneurship research and practice. Energizing Management Through Innovation and Entrepreneurship, London, Routledge, 2008, pp. 128-145.

22. Habermas J. Die Entwicklung sozialen Urteilens bei jugendlichen Magersuchtigen. ActaPaedo-psychiatrica, no. 51, 1988, pp. 147-155.

23. Habermas J. Die Zukunft der menschlichen Natur. Auf dem Weg zu einer liberalen Eugenik? (Russ. ed.: Khabermas Iu. Budushchee chelovecheskoi prirody. Moscow, Ves' Mir, 2002, 144 p.).

24. Furs V.N. Filosofiia nezavershennogo moderna Iurgena Khabermasa [The philosophy of unfinished modern by Jurgen Habermas]. Minsk, Ekonompress, 2000, 24 p.

Оригинальность 76 %

Поступила 15.05.2022 Одобрена 10.06.2022 Принята к публикации 28.09.2022

E.Yu. Bikmetov, A.V. Lukyanov

THE PROBLEM OF HARMONIZATION OF STRATEGIC AND TACTICAL ACTIONS IN THE MODERN RISK SOCIETY: SOCIO-METHODOLOGICAL ASPECT

The article examines the problem of harmonization of strategic and tactical actions in a modern risk society. The relevance of the research is determined by the fact that the theory of understanding and mutual understanding of people requires to reconsider communicative rationality.

Risks of various kinds lead a modern person away from the development strategy. The risks associated with the social burnout of the individual are associated with the distance of the strategy from the tactical actions of a person in the modern world. Current, momentary desires violate the life world of a person, if harmony collapses, if the idea of a strategic action aimed at achieving this harmony is ignored.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The methodological basis of the research is the theory of communicative action of Jurgen Habermas. The authors consider the prospects for the harmonization of the strategy in connection with the dialectic of social rationalization. The strategy is considered as a means of analyzing activities in conditions of accelerating and increasing the scale of social changes. The authors of the article seek to explore the harmony of strategic and tactical action at the level of personality and social organization.

Strategic thinking is interpreted as an actualized activity of the subject, motivated by its potential, organizational and personal needs and values, which is aimed at choosing a promising track of sustainable movement towards the goal based on an objective assessment of available resources and limitations, taking into account the conditions of uncertainty of the environment. It acts as a prerequisite and factor for the sustainable development of a social organization.

The socio-methodological aspect of the problem of harmonization of strategic and tactical actions of a person in a risk society is linked with the analysis of the communicative action and the "living world" of society and the individual. It consists in the development of the space of modern self-understanding, which includes the present, the task of dealing with the everyday world of a person, the analysis of social and cultural spaces of a particular person.

Keywords: strategic and tactical action, risks, understanding and mutual understanding, prospective structure of action, strategic thinking, sustainability of development, communicative action.

Evgeny Yu. Bikmetov - Doctor of Sociology, Professor, Department of Digital Technologies in Economics and Management, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: bicprof@mail.ru.

Arkady V. Lukyanov - Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Bashkir State University in Ufa, e-mail: ark.lukjanov@yandex.ru.

Received 15.05.2022 Accepted 10.06.2022 Published 28.09.2022

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Бикметов, Е.Ю. Проблема гармонизации стратегического и тактического действия в современном обществе риска: социально-методологический аспект / Е.Ю. Бикметов, А.В. Лукьянов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 3. - С. 8-19.

Please cite this article in English as:

Bikmetov E.Yu., Lukyanov A.V. The problem of harmonization of strategic and tactical actions in the modern risk society: Socio-methodological aspect. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 3, pp. 8-19 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.