Научная статья на тему '"коммуникативное действие" Юргена Хабермаса в контекстах развития современной Украины'

"коммуникативное действие" Юргена Хабермаса в контекстах развития современной Украины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIETY / PUBLIC POWER / COMMUNICATIVE ACTION / "INTER-ACTION" / "HARD OF SKILLS" AND "SOFT OF SKILLS" / ОБЩЕСТВО / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / "КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ" / "ИНТЕР-АКЦИЯ"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безена И.М.

В статье рассмотрено сущность мировозренческих идей Юргена Хабермаса на вопросы современныхобщественных отношений человека и громады, процессов демократизации общественной жизни и конструктивной деятельности общественного совета территории. Исследовательские концепты Ю.Хабермаса сопоставлено с современными идеями украинских ученых на проблемы человека, трансформации в обществе и развития местной демократии. Рассмотрено содержательные составные идеи ученных и практические составные в национальном пространстве Украины. Смоделировано концепты межличностного общения, глубины коммуникативного действия и весовая артикуляция, диалоговая модель деятельности личности с другими субьектами общественной деятельности. Очерчено риски современного национального общества и определения возможных путей их нейтрализации и устранения причин конфликтов в общественной среде в различных сферах деятельности. За результатами исследования установлено выводы, что новые взгляды Юргена Хабермаса сформулированы в теории «коммуникативного действия», ненасильственных (невертикальных) способов социального бытия, универсального применения определяются особенной актуальностью для национального общества и публичных институций. Выходя из очерченного состояния дел, публичных институтов имеют возможности изменить содержание деятельности и начать реальные изменения в процессах демократизации и децентрализации власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Безена И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"COMMUNICATIVE ACTION" BY JÜRGEN HABERMAS IN THE DEVELOPMENT CONTEXT OF MODERN UKRAINE

The article deals with the essence of Jurgen Habermas's worldviews on the issues of contemporary social relations between man and community, the processes of democratization of the social sphere of life and the constructive activity of civil society. The research concepts of foreign researcher Y. Habermas are compared with contemporary Ukrainian national worldviews on human problems, transformation in societies and development of democracy. The content component of ideas of foreign scientists and practical component of application in the national space of Ukraine are considered. The concepts of interpersonal communication, depth of communicative action and weight articulation, dialogical model of personality activity with other subjects of social activity are modeled. The risks of modern national society are outlined and the possible ways of neutralizing them and eliminating the causes of conflicts in the social environment in different spheres of activity are identified. The development of appropriate management, marketing and philosophical and educational tools should help to solve these issues, because it is through the managerial and life outlook that a person declares his / her desire to take responsibility for conscious social activity and effective decision of his / her own life destiny. In this sense, the worldview of the person acts as an intellectual clarification of the life situation, understanding of the strategy and tactics of its effective implementation.

Текст научной работы на тему «"коммуникативное действие" Юргена Хабермаса в контекстах развития современной Украины»

POLITICAL SCIENCES

«COMMUNICATIVE ACTION» BY JÜRGEN HABERMAS IN THE DEVELOPMENT CONTEXT OF

MODERN UKRAINE

Bezena I.

Head of the Department of Social and Humanitarian Education, Dnipro Academy of Continuing Education, Dnipropetrovsk Regional Council, Ph.D.,

Ukraine, Dnipro

«КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ» ЮРГЕНА ХАБЕРМАСА В КОНТЕКСТАХ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ

Безена И.М.

заведующий кафедры социально-гуманитарного образования КУВО «Днипровская академия непрерывного образования» Днепропетровского обласного совета, к.филос.н., Украина, г. Днипро

Abstract

The article deals with the essence of Jurgen Habermas's worldviews on the issues of contemporary social relations between man and community, the processes of democratization of the social sphere of life and the constructive activity of civil society. The research concepts of foreign researcher Y. Habermas are compared with contemporary Ukrainian national worldviews on human problems, transformation in societies and development of democracy. The content component of ideas of foreign scientists and practical component of application in the national space of Ukraine are considered. The concepts of interpersonal communication, depth of communicative action and weight articulation, dialogical model of personality activity with other subjects of social activity are modeled. The risks of modern national society are outlined and the possible ways of neutralizing them and eliminating the causes of conflicts in the social environment in different spheres of activity are identified. The development of appropriate management, marketing and philosophical and educational tools should help to solve these issues, because it is through the managerial and life outlook that a person declares his / her desire to take responsibility for conscious social activity and effective decision of his / her own life destiny. In this sense, the worldview of the person acts as an intellectual clarification of the life situation, understanding of the strategy and tactics of its effective implementation.

Аннотация

В статье рассмотрено сущность мировозренческих идей Юргена Хабермаса на вопросы современ-ныхобщественных отношений человека и громады, процессов демократизации общественной жизни и конструктивной деятельности общественного совета территории. Исследовательские концепты Ю.Ха-бермаса сопоставлено с современными идеями украинских ученых на проблемы человека, трансформации в обществе и развития местной демократии. Рассмотрено содержательные составные идеи ученных и практические составные в национальном пространстве Украины. Смоделировано концепты межличностного общения, глубины коммуникативного действия и весовая артикуляция, диалоговая модель деятельности личности с другими субьектами общественной деятельности. Очерчено риски современного национального общества и определения возможных путей их нейтрализации и устранения причин конфликтов в общественной среде в различных сферах деятельности. За результатами исследования установлено выводы, что новые взгляды Юргена Хабермаса сформулированы в теории «коммуникативного действия», ненасильственных (невертикальных) способов социального бытия, универсального применения определяются особенной актуальностью для национального общества и публичных институций. Выходя из очерченного состояния дел, публичных институтов имеют возможности изменить содержание деятельности и начать реальные изменения в процессах демократизации и децентрализации власти.

Keywords: society, public power, communicative action, «Inter-action», «Hard of skills» and «Soft of skills».

Ключевые слова: общество, публичная власть, «коммуникативное действие», «интер-акция», «Hard skills», «Soft skills».

Постановка проблемы. Человеческая цивилизация в очередной раз стоит перед дилеммой: перспективные пути развития, углубление перспектив развития местной и государственной демократии, новая личность и ее место в жизненном, общественном и природном пространстве. Ведь, с одной

стороны, активное развитие цифрового мира, продвижение в сферах жизнедеятельности общества и человека, а с другой стороны, увеличение потребности в трансформации демократических основ государства, публичных институтов и системы со-

временного образования, которые должны стать генераторами эффективного развития общества и личности.

В очерченных контекстах выстраивается проблема в научных, управленческих и социальных вопросах, от глобального до национального уровня: возростающие риски в гуманитарной безопасности общества и личности; повышение значения коммуникативного действия власти и человека; проблемы с процесами формирования бюджетов соцыальных систем (государства, громады) и личности; новые вызовы в становлении «общества знания»; неравномерные тенденции в эфективном развитии демократических процессов в обществе и образовательной сфере; поиск эфективных механизмов развития информационно-коммуникативных моделей развития гуманной личности через образовательную среду и коммуникативное действие; потребность в новом уровне становления процессов самоорганизации публичных институтов общества и громады; поиск новых мехенизмов привлечения граждан к общественно-значимым делам; и др..

Очерченные аспекты развития современного человека стало предметом научного исследования современного немецкого философа Юргена Хабер-маса (Jürgen Habermas). Очень оригинальными и конструктивными естььего идеи по вопросам развития постнациональной констеляции, будущего демократии, коммуникативного дейстивя, новой миссии человека в тарнсформирующемся демократическом пространстве и др

Цели исследования. Мы поставили целью исследовать актуальные научные идеи Юргена Хабермаса по его мировозренческим идеям об обществе и человеке, коммуникативном действии общественных институтов и развития громад (общин), сопоставление с украинскими национальными идеями современности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато рассмотрение данной проблемы, на которые опирается автор. Мирово-зренческие идеи Хабермаса Юргена нашли осмысление и исследование по отдельным философским и публичным аспектам в работах ученых -Глебова В., Белоусова В., Дмитренка К., Кулешова В., автор цих матерiалiв и др..

Формирование целей статьи (постановка заданий). Определено основную цель направленую на исследование современных взглядов Хабермаса Ю. (Jürgen Habermas), сопоставлению их с национальными идеями про механизмы реализации принципов демократии и децентрализации в публичной сфере общества. Методы исследования. Анализ теоретических и практических источников по теме статьи, обобщения тенденций и синтез идей и практик деятельности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современная высокоразвитая человеческая цивилизация уже определила новые концепты по организации общества и человека, их природы, переоценки содержания окружающего мира и определения нового назначения человека в

цифровом современном пространстве и в условиях расширения демократии. И наконец, значительно изменяется современные представления об идеальном обществе и месте человека в этом социуме. Со-отвественно, осмысление практик в мире, очерчиваются непереодолимым желанием человека в индивидуальной свободе, справедливости, что приведет к пониманию порядка в самопознании и формировании гумманистической личности, которая реализует жизненные проэкты и способствует развитию демократического общества, и др..

Сначала, мы рассмотрим идеи Хабермаса Ю. (Jürgen Habermas), который исследуя цивили-зационные изменения на фоне потребностей в демократическом развитии общества и формирования современного типа образованного человека. Ведь, осответственно его идеи, «моральные взгляды эфе-ктивно ограничивают волю тогда ..., когда они укореняются в этические саморазумение, скрепляющего заботу об собственном благополучии с интересом в справделивости» [1, с. 4]. Неопровержимой мислью, есть вопрос о современном цивилизованном мире в котором возрастает общественная и индивидуальная потребность человека в расширении жизненных рамок ответственной свободы деятельности, получении эфективных результатов жизнетворчества через понимание собственной миссии в жизни.

Мы хотим отметить, что Хабермас Ю. впервые использовал понятия «инструментальные» и «коммуникативные действия», позднее он вичле-нил еще и их четыре типа: стратегическое, норма-тивно-регуляторное, експрессивное и коммуникативное действие. Так, стратегичекое действие ориентировано на успех, на использование средств, которые отвечают за достижение целей. Хабермас Ю., отмечает мысль, что инструментальное действие соотвествует подходу к человеческой деятельности, которая в узком значении и на основании социального взаимодействия людей через контексты эфективности действия. А в коммуникативном действии, соотвественно его мысли, акцент делается на целенаправленном субьектном действии в поиске конструктивов взаи-мопониманяи, компромиса и рациональности. Мерилом необходимости рассмотрения уровня рациональности есть: во-первых, инструментальная рациональность, которая определяется рациональностью решения технических вопросов через емпирические знания; во-вторых, стратегическая рациональность, которая определяется поступательностью решения в интересах других и не имеющих выбора; в-третьих, нормативная рациональность, которая очерчивается рациональностью решения практических задач в контекстах принципов и очерченных правил; в-четвертых, рациональность «экспрессиной деятельности» через понятия и соответствие содержанию типологии действия [2]. Таким образом, можно отметить, что конструктивные экскурсы Хабермаса Ю., проходят через синтез человеком личного, а также одновременно отношение к окружающему миру и другим индивидам.

Вместе с тем, ученный пришел к трансформации ряда мировозренческих выводов, которые раскривают содержание понятия «коммуникативное действие». Данный процесс всегда связан с субьектами деятельности, а также осответственно у них проходят процессы: «говорят», «слушают», «воспринимают» и соответсвенно «реагируют». Все, очерченное у субьектов деятельности, всегда проходят одновременно и через индивидуально опосредственную коммуникацию с другими людьми. А соответственно, его исследование разума и интеллекта общества, как конкретной рациональности действия, интер-субьектности и комму-никативних измерениях дейстивя, которые напрв-лены на достижения консенсуса и взаимопонимания.

Наиболее интересными есть его идеи по следующим фактам: первоочередного и стратегического задания человека-ентелектуала: «первым почуство-вать важное и начать действовать»; принятие любых жизненных решений через понимание важности фактора консенсуса и согласованости; понимание важности концепта, что «..истина -комуникация, а значит, истинная коммуникация -комуникация по поводу поиска истины» [3, 4, 5]. Особенностью современного мира есть инструментально-прагматическое отношение к природе, которое в конечном формате возвращается глобальными кризисами и проблемами: экологической, социальной, экономической, и др., в которых человек стает свидетелем, учасником и жертвой одновременно. Например, актуализируется следующая жизненная дилема: отношение к природе, как к неиссякаемому источнику для удовлетворения собственных личных потребностей человека и, которые к ней возвращаются жизнеутверждающими проблемами. А коммуникативное действие придает символические акции для вистраивания системы отсчета в индивидуальном восприятии дейстивтель-ности, которая очерчивает процессы производства и выстраивания реальности в жизненных практиках, новых коммуникациях.

Если остановиться на идеях Хабермаса Ю., то необходимо отметить следующее: особое значение в процессе коммуникативного действия занимает процесс дискурса, который, во-первых, выполняет миссию социализации, обучения, воспитания, повышения компетентности и интер-субьектности личности; во-вторых, стает формой коммуникации, которая вовлекает людей в дискуссию, понимание позиций, процесс критики, принятия либо не принятия позиции других субьектов; в-третьих, способствует привлечению субьектов к изложению собственной позиции, которая будет проходить такую же проверку как и все остальные версии; в-четвертых, способстует достижению консенсуса на принципах открытости, как проявление понимания анонимных пожеланий [2]. Таким образом, дискурс набирает оригинального звучания, за обязательными условиями свободного обсуждения и критики современного социального бытия.

Так, развивая очерченные идей росийский ученный Марков Б., очерчивает стадии формирования общественного мнения: язык, как интер-акщя через которую проводится влияние на сознание другого человека; инициативная речь, основанная на позиции другого человека; аргументация висту-пающего, которая прослеживается через неформальную коммуникацию [7]. Очерченные вопросы очень актуальны для постсоветского пространства, так как определенные стереотипы и процессы вступают в противоречие с демократическими подходами современности.

Возвращаясь к идеям Хабермаса Ю., который в процессе исследования иногда противопоставляет коммуникацию и свободный дискурс общественности, а также рекомендует выявлять и преодолевать устаревшие стереотипы субьектов коммуникации по основам социального бытия, что также необходимо усовершенствовать на основе диалектики сопоставления конструктов целого и отдельного, индивидуального и вне индивидуального [7]. Особенностью национального пространства, его теоретического и практического концептов имеют свои особенности, в процессе трансформации необходимо их учитывать в сосответствиии с идеями немецкого ученного.

Откровенно говоря, ведь наследие прошлого еще давлеет в общественном мнении и деятельности, в отношении к личному мнению и его интересах, сопоставлении личного и коллективного. Мы, кроме всего пределяем и еще одну, не совсем позитивную тенденцию: иммитация деятельности и процесса, которые в конечном результате приво-дять к искажению принципов демократии и коммуникативного действия [8, 9]. По-этому, в указаном контексте особого значения приобретает вопрос о целевом и рациональном действии общественной морали, солидарной отвественности, разумного реконструирования традиций коммуникативного процесса. Хабермас Ю., определяет принципы этики дискурса: «каждая норма должна отвечать тем условиям, чтобы прямые и побочные действия, ... могли без всякого принуждения были приняты всеми ...» [2]. Вот в таких, концептах в демократическом обществе могут проходить конструктивные процессы и будут достигнуты еффективные результаты: изменения в жизни и неконфликтные процессы поступательного развития общества.

Для национального научного и практического процессов реализации реформ публичной и экономической жизни в Украине, должны проходить в контекстах последовательных коммуникативних действий. Через понимание гражданами, публичными лицами и организационная деятельность должны проходить в свободном, беспристрастным диалогом, который направлен на достижение общественного консенсуса. Такой общественный дискурс создает предпосылки для плюрализма мнений и возможности услышать мнение каждого гражданина [10]. Потребность в таких процессах отмечает отмечают национальные исследователи проблемы.

Соотвественно, в рамках представительской демократии через выборы происходит восстановление тождественности публичных институтов власти и общества в целом, но при ее потери проходят новые выборы. Такие потери проходят в периоды общественных конфликтов, разбалансирование электората, отсутствие доверия, конструктивного диалога, понимание к публичным институтам государства и их деятельности. Выход из такой тупиковой общественной и публичной ситуации, мы видим через восстановление доверия, путем развития общественного диалога и поиску компромисса.

Юрген Хабермас также отмечает, что сегодня особенного значения приобретает применеие статуса «поликультурного гражданства», которое направлено на формирование общества и реализацию «политики признания» других идей и мировозре-ния. Вед в большинстве случаев, индивиды зависят от разделения по «интер-субьективности» традиций, сообщества через идентичность и понимание «равности культурных прав» [3, c. 119]. В Украине проходят процессы укрепления демократических ценностей, углубление ее основ, развитие демократической идентичности. Общество, прислушиваясь к мнению рядовых граждан осуществляет трансформационные процессы демократизации и децентрализации публичной власти, укрепления местного самоуправления и развития местных громад для сталого развития государства. По-этому, на современном этапе развития Украины проходять период становления местного управления, определение стратегий развития громад, расширяются возможности у привлечении к деятельности граздан громады. В очерченном вопросе, актуализируется потребность в развитии ындивидуальных общественных компетентностей и практике навыков взаимодеятельности с другими личностями громады в общественной сфере деятельности.

Каждая цивилизованная страна через определенное время проводит реформы и коррекцию курса развития общественных институтов, что дает возможность привлечь к общественным процессам рядових граждан громады. Бесспорно, что в наше время, нельзя недооценивать существенное значение цыфровых коммуникаций в политических и экономических процессах Украины, глобальных сферах жизнедеятельности человека. В данном контексте, еще видим, колоссальную потребность в сталом развитии стратегии социальной миссии государства в вопросах создания равных условий к образованию и обеспечении условий для социальной справедливости в обществе.

Результаты наших исследований, подтверждают о наличии позитивных тенденций в общественной и образовательной сферах государства, которые сфокусировали свои действия на формирование нового типа граждан, формирование гуманных мировозренческих концептов, ответственности и формировании самодостаточных местных громад по всей стране. Современное образование начало работу в контексте двух знаковых целей у личности: «Hard skills» та «Soft skills», которые определяют комептенции человека через языковую

коммуникацию, повышение качества жизни, индивидуального интелекта, мотивации, емпатии, критического мышления, ответственности и др.

Выводы. Таким образом, подводя некоторые итоди нашего исследования мировозренческих идей Юргена Хабермаса и украинских ученных отмечаем следующее:

1. Актуальность идей «коммуникативного действия», «интер-акции», социального взаимодействия, «универсального примирения», гражданского общества и взаимодействия в контексте «власть-гражданин» для процессов публичной и общественной жизни громад в Украине - не неопровержима. Отмечаем наличие единого понимания в оценке процессов, тенденций и путях дальнейшего развития общества/государства.

2. Обобщая отдельные тенденции общественного развития, необходимо отметить особое значение образовательной сферы страни в процессах формирования, развития личности гуманной, активной, гибкой, последовательной и готовой к взаимодействию с другими гражданами для формирования комфортного и успешного общественного пространства.

3. Публичные и общественные институты государства должны найти баланс научного и соци-ально-економического компонентов для преодоления рисков в гумманитарной безопасности общества и цивилизации в целом, развития громады и граждан, формирование общества знания, развитой демократии и активной коммуникативной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: Весь Мир. М., 2002. 220 c.

2. Хабермас Ю. Постнацюнальная констелляция и будущее демократии. Логос, №4-5 (39), 2005. С. 105-145.

3. Xабермас Ю. Залучення 1ншого. Студи з полггично1 теори. Львiв, 2006. 145c.

4. Хабермас Ю. Первым почуять важное. Что отличает интеллектуала. Неприкосновенный запас. Вып. 3, 2006. URL:

5. Jürgen Habermas. Die postnationale Konstellation und die Zukunft der Demokratie. 2019. URL: https://library.fes.de/pdf-files/akademie/online/50332.pdf

6. Jürgen Habermas. The Structural Transformation of the Public Sphere. An Inguiry info a Cate-gury of Bourgeois Society. 1989. URL: https://mit-press.mit.edu/books/structural-transformation-public-sphere

7. Марков Б.В. Демократия и Интернет. URL: http://emag.iis.ru/arc/in-

fosoc/emag.nsf/bpa/01ef235b26348f40c3256a330041 5de6

8. Бородш G.I., Безена 1.М. Марк Е. Генсон про шляхи демократизаций та децентралiзацiï публь чних шституцш держави. Публiчне управлшня та митне адмшстрування. Науковий журнал. 2019, №10. С.194-202. URL: http://customs-admin.umsf.in.ua/archive/2019/3/3_2019.pdf

9. Безена 1.М. Демократизация публ1чного уп-равлшня та шформацшно-медшний розвиток ком-петентностей його посадовщв. Держава i репони. Науковий журнал. 2019, №3. С.27-32. URL: http://pa.stateandregions.zp.ua/archive/3_2019/7.pdf

10. Гарбалин А. Теор1я комушкативно! дп Ю. Габермаса: теоретична спорвдненють з щеями демократа URL: http://postua.info/garbadyn.htm

CONSOLIDATION OF THE ANGLO-SAXON BLOC AS A POLITICAL TREND IN THE NEW

DECADE

Pozdniakov E.

Student of the Pacific National University

КОНСОЛИДАЦИЯ АНГЛО-САКСОНСКОГО БЛОКА, КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРЕНД

НОВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Поздняков Е.И.

Студент Тихоокеанского государственного университета

Abstract

The coming decade can radically change the balance of power in the geopolitical arena of the world. We are seeing the beginning of the consolidation of the countries of the Anglo-Saxon bloc, which is justified by the need to counter the growing economic influence of China. The article will examine the prerequisites for the unification of five English-speaking countries into a single political force, and also describe the forecast of the impact of the formation of such a block on the situation in the world and on China in particular.

Аннотация

Грядущее десятилетие может кардинально поменять расстановку сил на геополитической арене мира. Уже сейчас мы видим начало консолидации стран англосаксонского блока, что обосновано необходимостью противостояния нарастающему экономическому влиянию Китая. В статье будут рассмотрены предпосылки к объединению пяти англоговорящих стран в единую политическую силу, а также описан прогноз влияния становления подобного блока на ситуацию в мире и на Китай в частности.

Keywords: «Blue dot network», «One belt - one road», CANZUK, integration process

Ключевые слова: Сеть голубых точек, Один пояс - один путь, CANZUK, интеграционные процессы

Введение

В ноябре прошлого года, в ходе Индо-тихооке-анского бизнес форума, администрация Трампа заявила о намерениях, совместно с Австралией и Японией, создать программу развития инфраструктуры АТР «Сеть голубых точек», которую нарекли своеобразным конкурентом инициативы «Один пояс -один путь». Проект подвергся шквалу критики от различных изданий и политологов, однако главной ошибкой присваивания программе клейма «вторич-ности» является однобокость ее обзора. Дело в том, что «Сеть» зачастую вырывается из общемирового контекста и рассматривается в исключительно «соревновательном» с Китаем тоне. Несмотря на это, проект является своеобразным предвестником изменений геополитических трендов нового десятилетия, о чем свидетельствуют ряд произошедших событий за последнее время.

Выход Великобритании из Евросоюза, повлекший за собой начало новых обсуждений по вопросам создания CANZUK (предполагаемый политический и экономический союз Канады, Австралии, Новой Зеландии и Соединенного королевства), стал своеобразным предвестником тенденции стран англо-саксонского блока к сближению. Вышеупомянутый CANZUK, подкрепленный непрерывным и особенно важным в последнее время англо-американским диалогом, становится формальным по-

литическим и социальным базисом для объединения пяти стран. Идея о действующем свободном рынке в рамках CANZUK, помноженная на проект «Сети», позволяет говорить о едином экономическом пространстве между государствами. Что касается военного сотрудничества, то уже на данном этапе вышеупомянутые страны неотделимы друг от друга рядом соглашений, а также являются членами альянса «Пяти глаз», осуществляющего крупнейшую работу по шпионажу в истории человечества с момента окончания второй мировой войны. Помимо этого, страны имеют схожий культурный и ценностно-ориентированный базис, что автоматически делает их в глазах друг друга если не союзниками, то неплохими приятелями. Здесь же стоит упомянуть и о подавляющем использовании английского языка в каждом из озвученных государств.

Желание сформировать подобный блок англосаксонского влияния уже прослеживается в речах ведущих лиц Великобритании и США. Осуществление подобного проекта может поспособствовать масштабным переменам на геополитической карте мира и, в частности, нанести непоправимый ущерб китайскому влиянию, которому по отдельности ни одна из стран противостоять не способна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.