Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИСПРАВЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ-ЖЕНЩИНЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егорова А. А.

В данной статье рассматриваются основные особенности ресоциализации осужденных женщин, которые отбывают наказания в местах лишения свободы, определяются основные принципы исправления по отношению к осужденным женщинам, что в целостности дает возможность определить значение и особенности и готовности адаптации в обществе.This article examines the main features of the re-socialization of convicted women who are serving sentences in places of deprivation of liberty, defines the basic principles of correction in relation to convicted women, which in its entirety makes it possible to determine the meaning and features and readiness to adapt in society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Егорова Алла Аркадьевна, преподаватель кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности, Владимирского юридического института

ФСИН России, г. Владимир e-mail: Al28012021@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные особенности ресоциализации осужденных женщин, которые отбывают наказания в местах лишения свободы, определяются основные принципы исправления по отношению к осужденным женщинам, что в целостности дает возможность определить значение и особенности и готовности адаптации в обществе.

Ключевые слова: ресоциализация, воспитательная работа, исправление, наказание, воспитательное воздействие, осужденные-женщины, исправительное учреждение.

Abstract: this article examines the main features of the re-socialization of convicted women who are serving sentences in places of deprivation of liberty, defines the basic principles of correction in relation to convicted women, which in its entirety makes it possible to determine the meaning and features and readiness to adapt in society.

Key words: resocialization, educational work, correction, punishment, educational impact, female convicts, correctional institution.

Женская преступность оказывает самое отрицательное влияние на общество, затрагивает широкий спектр явлений социальной жизни, адекватно

влияя на динамику всей преступности. Пагубность последствий женской преступности очевидна:

- нарушается правильное функционирование;

- значительный ущерб наносится детям, а реальное воздействие воспитательной функции оказывается практически негативным;

- моральный климат в семье, где женщина ведет преступный образ жизни, оказывается для несовершеннолетних много опаснее, чем там, где преступник отец;

- постпенитенциарная социальная адаптация женщин, осужденных к лишению свободы, включение ее в сферу семьи, быта, в трудовую деятельность происходит значительно труднее, чем у мужчин [8].

Осужденная женщина требует особого внимания к своей персоне, процесс исправления осужденной женщины имеет немало нюансов.

Рассматривая воспитательную работу как часть пенитенциарной педагогики, мы можем выделять ряд принципов, на которых построен процесс воспитательного воздействия. Под принципами исправления, осужденных следует понимать руководящие идеи, исходные методологические положения, вытекающие из сущности, особенностей и закономерностей исправления осужденных, определяющие как содержание и направленность самого процесса, так и педагогическую деятельность субъектов. Принципы исправления служат своеобразными ориентирами, которые помогают воспитателям ИУ достигать намеченных педагогических целей в оптимальные сроки с наименьшей затратой сил и средств, делают педагогический процесс наиболее эффективным [5].

К таким принципам относят: незыблемость основных прав и свобод человека и гражданина - данный принцип относит к себя числу тех немногих принципов, которые являются основополагающими и неизменно важными на протяжении развития любой из наук. Незыблемость основных прав и свобод человека и гражданина отмечается как один из важнейших принципов существования правового государства. К таковым следует относить право на

свободу совести и вероисповедания, право на гражданство, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу мирных объединений, право на свободу убеждений и на свободное выражение и т. д. Некоторые же права человека могут быть временно ограничены. Так, к примеру, право избирать и быть избранным, которое относится к разряду политической жизни общества, может быть временно ограничено у тех лиц, которые относятся к категории осужденных по приговору суда [1].

Однако, если гражданин обделен в некоторой степени в собственных правомочиях, государство должно соорудить такое правовое поле, чтобы разница между жизнью и возможностями на свободе минимально отличалась от жизни и возможностей в местах принудительного содержания.

Формирование в среде осужденных коллективистских отношений -вытекает из социальной обусловленности развития личности осужденного. Негативные традиции, властвующие с молчаливого согласия администрации, насаждают враждебные криминальные традиции правил поведения, которые способны свести на нет все воспитательные усилия. Развитие социальных навыков у осужденных на протяжении всего срока отбывания наказания должны привести к обучению умениям и навыков общения, построения социальных связей. Противодействующей стороной в данной деятельности будут выступать группы отрицательно настроенных осужденных, целью которых является дезорганизация деятельности учреждения и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также дезадаптация осужденных в воспитательном плане характеризуемых как «неопределившиеся». Поэтому задачей администрации исправительного учреждения будет являться разобщение таких преступных групп, включение их в активную социально-полезную деятельность, и при возможности исправление.

Принцип сохранения, упрочения и восстановления социально полезных свойств осужденных. Социальный элемент человек приобретает не в силу развития биологических законов, а в силу развития законов общественных. То

есть, социальное приобретает независимость в какой-то степени от биологического, в последующем становясь необходимым условием своего дальнейшего существования. Социальный контекст не означает, что человек противопоставляет себя природе, он наоборот приспосабливается к ней. Однако в отличие от животного человек достигает абсолютной приспособленности за счет развития эмоционально-волевого и интеллектуального аспектов, путем преобразования мыслительной деятельности в особенности поведения. Поэтому рядом с естественным миром природы возникает искусственный мир человеческой культуры. Таким образом, человек удерживает свою человеческую сущность, постепенно превращаясь в общественное существо.

Принцип системности и преемственности исправительного воздействия -комплексный подход. Представляется как понятие широкое, охватывающее весь воспитательный процесс, все его элементы и их взаимообусловленности и взаимозависимости. Комплексный подход существует с целью непосредственного понимания личности воспитуемого как некой целостной, сложной, постоянно изменяющейся системы. Изменение представляет собой развитие, усовершенствование всех сфер личности, будь то интеллектуальная, эмоционально - волевая или физическая, реализуемое посредством нравственного, трудового, правового, эстетического и иных форм воспитания.

Вышеназванные принципы и средства характерны в применении ко всем категориям осужденных, однако в данной работе мы проследим эффективность их применения к специфической категории осужденных - женщинам.

Исходя из психического и биологического строения лиц женского пола, следует отметить, что воспитательное воздействие на осужденных женщин должно иметь практическую направленность, предполагать обязательность участия осужденных в мероприятиях, быть дифференцированным, индивидуализированным и планируемым, обеспечивать оптимальное использование имеющихся средств, слаженность в работе всех служб. Такая тенденция возникает, в свою очередь, потому, что многие женщины имеют криминальную специализацию, в силу чего становятся специфическим

объектом психолого-педагогического воздействия. В социальном плане имеет место быть группа из наиболее запущенных в педагогическом плане преступниц. В настоящее время наблюдается омоложение спецконтингента. По мнению А. Н. Ломакиной, под воспитательной работой с осужденными женщинами понимают систему педагогически обоснованных мер по привитию им социально одобряемых нравственных качеств, правовых и общеобразовательных знаний, трудовых навыков, способствующих их правопослушному поведению и успешной социальной адаптации.

Характеризуя осужденных женщин, можно отметить следующие их качества: более развитая мотивация к исправлению, нежели у осужденных мужского пола. Оправдывается мотивация тем, что женщине в меньше степени присущи асоциальные установки; в среде осужденных женщин наиболее редко встречается кастовое деление на преступные прослойки. Отношение к совершенному преступлению у женщин характеризуется в большей степени раскаянием и признанием собственной вины, нежели у мужчин; социальная адаптация не имеет глубоких дефектов, хотя и нарушена, исключением являются осужденные с психическими аномалиями, у которых социальная адаптация почти полностью отсутствует. При оценке осужденных женщин, администрация руководствуется отметками «положительно» или «нейтрально». Уголовно-исполнительная характеристика осужденных представляет собой группу сведений, которые касаются отбывания осужденными наказания. Изучая осужденного на протяжении значительного времени, администрация исправительного учреждения видит, какие изменения происходят под влиянием режима, труда, воспитательной работы, какие из средств воздействия оказываются наиболее эффективными [2]. Поэтому, при организации процесса исправления личности осужденной женщины на администрацию исправительного учреждения возлагается большая ответственность - подбор наиболее эффективных средств и методов воспитательного и режимного воздействия, имеющих своей конечной целью перевоспитание и недопущение совершения новых преступлений.

Процесс воспитательного воздействия возможен в нескольких направлениях, закрепленных на законодательном уровне: правовое, нравственное, трудовое, санитарно-гигиеническое в совокупности с физическим. Однако А. А. Никитин относит к направлениям воспитательного воздействия также режим, общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных [6]. Он аргументирует данное высказывание тем, что режим и образование являются средствами исправительного воздействия согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. Теперь разберем каждое направление раздельно.

Переходя к основным направлениям воспитательной работы, следует отметить правовое воспитание. Под правовым воспитанием осужденных лиц понимают процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного, социально-активного поведения, что и составляет в целом правовую культуру [7]. Правовое сознание отражает степень и характер правового развития осужденного, что в последующем выливается в развитие и пополнение знаний правовой культуры. Знание основных законодательных актов, умение грамотно и верно разобраться в сложившейся сложной ситуации, умение применить правовые знания, умения и навыки помогут осужденному после освобождения своевременно обратиться в необходимые инстанции. Администрации учреждения при привитии правовых норм не стоит зацикливаться на запретах и санкциях уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, что является грубой ошибкой. Общие знания правовых основ во многом облегчат процесс дальнейшего перевоспитания, если будут опираться на иные законодательные акты. Знание Семейного кодекса осужденной женщине может пригодиться в подаче документов на восстановление в родительских правах. Знание норм Гражданского и Жилищного кодексов могут помочь в решении вопросов с жильем и др. С осужденными довольно часто проводятся так называемые ликбезы, то есть получение информации и заполнение пробелов в знаниях

путем заслушивания докладов, лекционные занятия, беседы на правовые темы.

Следующим направлением выступает нравственное воспитание, и под ним понимают процесс, направленный на преодоление имеющихся у осужденных противопоставляемых обществу отрицательных взглядов и убеждений. Целью данного направления ученые выделяют развитие нравственного сознания, нравственных чувств, формирование личности гражданина.

Ранее нами было широко раскрыто внедрение трудового воспитания в процесс исправления осужденных. Однако, напомним, что под трудовым воспитанием понимается процесс формирования с последующим закреплением трудовых умений и навыков, готовности к трудовой деятельности, а также развитие осознанной потребности лица в труде. Согласно статье 103 УИК РФ за каждым осужденным закрепляется обязанность трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Привитие трудовых навыков применяется исходя из состояния здоровья, пола, возраста, трудоспособности и, по возможности, имеющейся специальности. Однако законодатель подмечает, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Следует сделать вывод, что трудовое воспитание как единственный верный и наиболее эффективный метод не может применяться в качестве основного, а лишь при совокупности всех выше и ниженазванных. Трудовую деятельность можно рассматривать с позиции творчества. По своей натуре женщина склонна творить: создание комфортных условий для проживания, обустройство жилища, уход за детьми и др. В коллективе осужденных женщин творческий подход к перевоспитанию является наиболее распространенным и действенным. Так, согласно уголовно-исполнительному законодательству, в исправительных учреждениях осужденные привлекаются к неоплачиваемому общественно-полезному труду в соответствии с возможностями физического плана, пола, возраста. Территория женского исправительного учреждения

кардинально отличается от территории мужского исправительного учреждения. Порядок, аккуратность, чистота, творческий подход - вот что отличает благоустройство исправительных учреждений для женщин.

Помимо работы, направленной на внешнее благоустройство, осужденные женщины занимаются благоустройством внутренним, то есть помещений воспитательной работы, библиотеки, отрядных помещений и иных. Так, для укрепления социальных связей, осужденных матерей с детьми, проживающими в доме ребенка при исправительном учреждении, применяется совместное проживание. Так, в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области в доме ребенка и в ЦСП функционирует общежитие, в которое входят игровая, помещения воспитательной работы, бытовая комната. Все помещения обставлены в соответствии с нормами санитарии и гигиены, но внутреннее убранство - с руки самих осужденных женщин, которые непосредственно увлечены процессом творчества. Реализован проект «Вернуть маму», или можно отметить, что ранее этот проект назывался «День открытых дверей». Где основной целью данного проекта было не только налаживание социально -полезных связей между осужденными женщинами - матерями и их детьми, но также выражение творческого потенциала в материальные вещи. Такой проект «День открытых дверей» или «Вернуть маму» в учреждении проходит уже много лет. За последние 5 лет в реализации проекта сотрудники Владимирской областной администрации провели в колонии более 10 встреч, к которым были привлечены 37 специалистов. Каждая встреча состояла из лекций, консультаций и бесед, традиционно встреча заканчивалась изготовлением сувениров ручной работы в различных техниках. Осужденные мамы передавали поделки своим детям, находящимся в детских домах либо в опекающих семьях, через работников администрации Владимирской области, которые по каким-либо причинам не смогли навестить маму, но для того чтобы у ребенка осталась от мамы частичка тепла, передают сделанные собственными руками подделки или игрушки.

Во время проведения заключительной встречи осужденные представили

зрителям кукольный спектакль, продуманный самими осужденными [4].

Следующим рассматриваемым нами направлением станет физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. Оно позволяет не допустить деградации личности осужденного, и направлено на развитие физических способностей, укрепление здоровья, формирование и развитие морально-волевых качеств. Для осужденной женщины это наиболее важно, так как физические нагрузки помогают поддерживать организм в тонусе, так как психология женщины такова, что даже в местах принудительного содержания выглядеть хорошо является одним из ведущих желаний. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен распорядок дня, согласно которому каждое утро осужденных начинается с физической зарядки [3]. Данные мероприятия должны проводиться во время, не занятое работой и режимными мероприятиями, проводимыми на территории исправительного учреждения. Причем, перед проведением очередного мероприятия осужденные инструктируются о соблюдении мер безопасности.

Таким образом, следует подвести итоги данного параграфа. Выдержки из исторических источников позволили проследить развитие воспитательной работы, а именно в соответствии с какими политическими моментами наиболее эффективны были те или иные средства исправления. Рассмотрели понятие исправления, его средства и цели. В понятие исправления включают формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Также было обращено внимание на понятие воспитательной работы. Воспитательная работа с осужденными нормативно закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации и является средством исправления осужденных. Воспитательные мероприятия являются обязательными для всех категорий осужденных. Воспитательная работа должна проводиться в соответствии с личностными особенностями характера осужденного и своей целью должна иметь исправление. Цитируя уголовно-исполнительный кодекс Российской

Федерации «Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня». Администрация исправительного учреждения при организации проведения воспитательных мероприятий должна руководствоваться неотъемлемыми принципами, при помощи которых повышается эффективность названных мероприятий. К таким принципам следует относить незыблемость прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, приоритет цели исправления при исполнении наказания, включение осужденных в активную общественно полезную деятельность, сочетание централизации и самодеятельных начал, включение осужденных в активную общественно полезную деятельность, сохранение, упрочение и восстановление социально полезных свойств осужденных, формирование в среде осужденных коллективистских начал, системность и преемственность исправительного воздействия - комплексный подход. Также были выделены направления воспитательного воздействия, к которым относят: правовое, нравственное, трудовое, санитарно-гигиеническое в совокупности с физическим. Подводя итог вышесказанному, мы выделили основные этапы становления, развития воспитательной работы, а также понятие, принципы и направления.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законом Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ] // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.05.2021).

2. Уголовно-исполнительное право. В 3 т. Т. 2. / под ред. проф. В. И. Селиверстова. М., 2000. С. 185.

3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных

изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207060002?rangeSize=Все

4. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 11 (198). С. 5766.

5. Зауторова, Э. В. Пенитенциарная педагогика: практикум / Э. В. Зауторова. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. - 255 с. - ISBN 978-594991-244-7 // http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=898886.

6. Никитин А. А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС на уровень современных требований // Преступление и наказание. 2003. №12. С. 12.

7. Тюгаева Н. А. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ, под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. С. 185.

8. Явчуновская Т. М., Степанова И. Б. Тенденции современной женской преступности // Государство и право. 2002. № 12. С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.