С.М. Алижанова
ТРУД ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН В ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ КАК ФАКТОР ИСПРАВЛЕНИЯ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье сформулированы основные направления реализации процесса исправления осужденных женщин в исправительной колонии. Сформирован вывод о том, что вовлечение осужденных женщин в трудовую деятельность обеспечивает эффективный результат их исправительного воздействия.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, процесс исправления, трудовая деятельность, осужденные женщины, исправительная система.
S.M. Alizhanova
THE LABOR OF CONVICTED WOMEN IN THE PENAL COLONY AS A FACTOR IN THE REPAIR AND RESOCIALIZATION
In the article the main directions of the idea that the main implementation tool of the reformation of the convicted women in the penal colony is labor. Emphasis on the fact that proper organization and maintenance of a mode of punishment, the implementation of various forms of post-penitentiary activity, namely, the involvement of prisoners in the labour market provides an effective result of their correction.
Key words: criminal law enforcement, corrections, employment, convicted women correctional system.
Изучение и анализ теоретических и практических аспектов работы исправительной системы позволяют утверждать, что одним из главных инструментов реализации процесса, связанного с исправлением осужденных, является труд. Этот вопрос постоянно находится в поле зрения ученых, ему посвящено большое количество научных исследований. Тем не менее, к великому сожалению, в последнее время наблюдается тенденция, когда в воспитательном процессе осужденных женщин используется труд. Однако все реже мы с уверенностью можем констатировать, что говорить об исправлении осужденных без их вовлечения в процесс трудовой деятельности бесполезно.
Трудовой статус осужденной женщины подвергся определенным изменениям. В настоящее время серьезно ставится вопрос об обеспечении работой хотя бы половины отбывающих наказание. Нельзя забывать и недооценивать значение труда для осужденных в исправительном процессе. Именно труд является необходимым условием жизнедеятельности для любого человека.
Материалы практики свидетельствуют, что лучше и добросовестней к труду относятся замужние осужденные женщины (около 65%). Более или менее удовлетворительное отношение к труду наблюдается у 25% осужденных женщин. Около 10% не желают трудиться в местах лишения свободы вообще. По данным проведенного нами анкетирования среди незамужних осужденных женщин добросовестно работают практически 60%, удовлетворительно — 25%, 15% вовсе не имеют желания трудиться в местах лишения свободы. Хуже всех относятся к труду осужденные женщины, чьи семьи распадаются во время отбывания
© Алижанова Саида Мирзахановна, 2015
Соискатель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия):e-mail: saida-ali005@mail.ru
наказания. Среди этой категории, как правило, наибольший процент тех лиц, которые работают недобросовестно, создавая проблемы себе и окружающим.
Подобная закономерность легко объяснима. До получения срока отбывания наказания в местах лишения свободы замужние женщины привыкли работать, ставя перед собой цель - благополучие семьи, детей, забота о них, в т.ч. материальная. Они более ответственны и трудолюбивы, с ними легче работать и строить отношения.
Материальный интерес и определенные планы на будущее подстегивают желание осужденных женщин трудиться и получать знания. Многие из них считают, что за работой время проходит быстрее. После освобождения желают работать практически 90% женщин. Однако, как нами было установлено, после выхода на свободу больше половины из них не работают. Почти 50% осужденных женщин имеют желание получить среднее и высшее образование. Тем не менее, определенная категория осужденных лиц довольна тем, что есть возможность не работать вообще. Безразлично к проблеме безработицы относятся около 15% осужденных женщин. Отрадно, что большее число осужденных женщин делают все возможное, чтобы получить работу.
Некоторые осужденные не проявляют желания или вовсе не хотят принимать какое-либо участие в трудовой деятельности, опираясь на сложившиеся традиции криминального характера в определенной мере. Их «понятия» не позволяют им открыто поддерживать администрацию исправительного учреждения, поэтому они отказываются участвовать в работе самодеятельных организаций.
Серьезным нарушением режима является отказ от работы, т.к. трудовая деятельность является одним из методов воспитания осужденных. Такой от- е
п
каз означает нежелание подчиняться режиму и порядкам исправительного и учреждения. Нежелание трудиться указывает на их безответственность и не- а дисциплинированность. о По нашему мнению, осужденные к лишению свободы женщины обязаны содер- § жать себя сами, а значит трудиться. Право на труд становится их обязанностью. а Некоторые ученые1 полагают, что труд для осужденных - это их свободный | выбор, т.к. порядок и условия функционирования исправительных учреждений е предусматривают возможности содержания осужденными себя. Соответственно, ° наличие средств на их лицевых счетах дает им право выбора: работать или не р работать. Ч Международным сообществом признается принцип добровольности на рынке о труда, который распространяется в т.ч. и на места лишения свободы. Однако к данный принцип в исправительных учреждениях не работает в силу отсут- м ствия возможностей его фактической реализации. Как априори есть смысл в I его упразднении. 3 В случае, если государству трудно обеспечить осужденных работой, то следует 00 перенять зарубежный опыт стран, в которых принята модель непривлечения 22 заключенных к труду. Тем не менее, следует помнить о том, что в этих странах 5 рецидивов гораздо больше, чем в России2. Можно предположить, что, привыкнув к подобному образу жизни в местах лишения свободы, бывший осужденный просто отвыкнет или не захочет работать совсем. А практика доказывает, что труд может быть использован как важнейший инструмент воспитания и исправления преступника. Так, З.А. Астемиров справедливо отмечает, что навести необходимый порядок среди осужденных без определенной организации 233
труда и производства практически невозможно. Конечно, в таких условиях не приходится говорить об их плодотворном перевоспитании и исправлении. Нельзя оставить без внимания положение, закрепленное в ч. 5 ст. 103 УИК РФ: «Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительного учреждения - исправлению осужденных». Подобные положения законодательного характера откровенно препятствуют производственно-трудовой деятельности осужденных. Практика, сложившаяся в исправительных учреждениях, прямо указывает на застой в этом направлении. Непонятно, из каких побуждений законодатель превратил учреждение, которое носит исправительно-трудовой статус, в сугубо «исправительное», явно занижая роль труда как основного средства перевоспитания и исправления осужденных3.
Возникает вполне логичный и закономерный вопрос: может ли производственно-трудовая деятельность препятствовать исправлению осужденных?! По нашему мнению, ни о каком исправлении без организации эффективного труда в процессе воспитания осужденных говорить не приходится.
Основополагающим фактором формирования и разностороннего развития личности в жизни общества является труд. Проводимые в исправительных учреждениях исследования подтверждают, что отсутствие работы или продолжительные перерывы в ней крайне негативно сказываются на личности осужденного. Однозначно труд способствует усилению социально-нравственной составляющей.
Проблемы организации и применения труда в исправительных учреждениях позволяют сделать не столь утешительный вывод о том, что реализация труда как а основного инструмента воспитательной работы каждый год лишь усложняется. ? Это в свою очередь мешает администрации исправительных учреждений соот-3 ветствующим образом поддерживать дисциплину и порядок. Контролировать | поведение и пытаться изменить моральные устои осужденных, пребывающих I в ограниченной жилой зоне, ничем не занимающихся, очень сложно и это спо-
1 собствует еще большей деградации личности осужденных.
го _
| При создании исправительно-трудовых колоний учитывался принцип от-
§ бывания наказания по месту жительства. В исправительных учреждениях
| действовали собственные объекты производства, где трудоустраивались осуж-
2 денные. Объемы их производства включались в планы формирования бюджета ° государства в целом, где им отводилось значительное место. Осужденные обе-« спечивали не только расходы на собственное содержание, но и формировали | определенную часть дохода государства.
0 Проблема трудового использования осужденных женщин стоит достаточно
1 остро. Продукция исправительных учреждений не конкурентоспособна на ° рынке, поэтому государственные и частные предприятия не готовы заключать
го
3 договора с производственными объектами колоний. Свой, не всегда положи-1 тельный отпечаток на производственной деятельности исправительных коло-| ний накладывают всплески политической и экономической интеграции. Как
следствие, отсутствует или уменьшается спрос на продукцию, выпускаемую в местах лишения свободы. Многие из осужденных остаются без работы, что отрицательно влияет на процесс исправления.
Во время социально-политического и экономического кризисов исправительные учреждения страдают больше всех остальных. Разрыв экономических и 234 хозяйственных связей, спровоцированный введением санкций против России,
приводит к проблемам и в исправительных учреждениях. Если обычные хозяйствующие субъекты находят различные пути выхода из этого состояния, то адаптация исправительной системы в новых условиях разорванных мирохозяйственных связей проходит более болезненно. Эффективным процесс исправления осужденных можно считать тогда, когда квалифицированный труд приносит им и обществу моральное и физическое удовлетворение.
Тем не менее, квалифицированный труд не всегда может быть связан с получением соответствующего образования и обусловлен специальной подготовкой. Конечно, нельзя отрицать очевидное: наличие специальности у осужденной много значит, особенно для ее трудоустройства после освобождения. Применение профессиональных знаний и навыков осужденных предполагает повышение эффективности воспитательного процесса, связанного с организацией труда. Проблема получения общеобразовательных знаний и профессиональных навыков остается неразрешенной, несмотря на все возможности, которые гарантируются в сфере образования осужденным сегодня. Так, в исправительной колонии для женщин в г. Кизилюрте Республики Дагестан около 28 % осужденных не имеют полного среднего образования, а почти 4% не получили даже начального. На территории колонии бесперебойно работают все объекты жилищно-коммунального комплекса, расширяется подсобное хозяйство - ферма и теплица, пекарня на 100% обеспечивает осужденных в потребности в хлебе. Принимая во внимание специфику учреждения, приоритетными направлениями работы с осужденными в коллективе считаются увеличение трудозанятости, нравственно-эстетическое и социально-правовое воспитание. Вся работа направлена на постепенное переориентирование сознания осужденных в пользу общечеловеческих ценностей, их общеобразовательного и профессионального обучения, социальной реабилитации. В колонии организовано производство швейных изделий для нужд своего и других учреждений УИС Дагестана (рабочая униформа, постельное белье, матрацы и т.п.).
Передача государственной собственности в руки частников, т.н. разгосударствление и до сих пор проводимая программа приватизации отрицательно сказались на проблемах обеспечения осужденных необходимой работой. На правительственном уровне неоднократно поднимались вопросы трудовой занятости осужденных4. Эти программы указывали на то, что разрывы хозяйственных связей в тот период, которые стали следствием болезненного перехода к рыночным отношениям, сопровождались неблагоприятными условиями для развития промышленности уголовно-исполнительной системы. Сокращение объемов производства повлек рост безработицы. В то время только в уголовно-исполнительной системе без работы осталась практически половина осужденных, это почти 200 тыс. чел.5 В настоящее время уголовно- исполнительная система реализует Концепцию развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р6. В ней содержатся основные направления финансового обеспечения расходных обязательств в части осуществления их в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.
В ч. 2 ст. 10 УИК РФ закреплено, что «при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и
иным законодательством Российской Федерации». В ст. 11 и 12 УИК РФ, закрепляющих нормы основных прав и обязанностей осужденных, не содержатся положения, предусматривающие право на труд и обязанность трудиться. В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности...». Уголовно-исполнительное законодательство не содержит положения о том, каковы будут последствия и что произойдет, если должностные лица исправительных учреждений не выполнят обязанность, связанную с привлечением осужденных лиц к труду. К большому сожалению, необходимо констатировать тот факт, что даже в Конституции РФ нет однозначного ответа на вопрос: имеют ли граждане нашего государства право на труд? Так, в ст. 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы...». Возникает вполне логичный вопрос: если в силу различных обстоятельств администрация исправительного учреждения не может обеспечить осужденных работой, как быть с выплатой пособий по безработице? Этот вопрос остается спорным, т.к. уголовное и уголовно-исполнительное зако-а нодательство не отвечают на него.
? Конституция РФ закрепляет право на защиту от безработицы. Возникает
3 вопрос: распространяется ли данное право на осужденных к лишению свобо-! ды? Ответ носит субъективный характер, однозначного ответа нет. По нашему I мнению, этот пробел в уголовно-исполнительном законодательстве необходимо
1 устранить. На первый взгляд, данная проблема решается в ч. 3 ст. 99 УИК РФ,
го
| где закреплено следующее положение: «...Осужденные, не работающие по не за-| висящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются
| питанием и предметами первой необходимости за счет государства».
и
2 Несомненно, в определенной степени это положение отвечает на поставленный ° вопрос о том, будет ли в обязательном порядке администрация обеспечивать « пособиями по безработице осужденных? Однако было бы неправильным счи-| тать заработную плату осужденных, равнозначной расходам на их бесплатное е питание и траты на предметы первой необходимости. Осужденная может сама 1 себе приобрести продукты питания, одежду, товары первой необходимости, по-
0
° лучая определенную заработную плату. Более того, она может самостоятельно
го
погашать имеющиеся иски и даже накопить определенную сумму для жизни
1 после освобождения.
| В исправительных учреждениях ввиду отсутствия постоянной работы воз-
никают проблемы обеспечения осужденных питанием по нормативам. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 (с изм. от 26 ноября 2013 г.) закрепляются минимальные нормативы питания осужденных к лишению свободы7, рассчитанные на одного человека с указанием наименования продуктов. Определение категорий осужденных предполагает закрепление со-
236
ответствующих нормативов в зависимости от их места пребывания, состояния
здоровья и характера выполняемой ими работы приказом Минюста России от 3 декабря 2013 г. № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах»8. Эти же приказом определяются нормы вещевого довольствия отбывающих наказание в виде лишения свободы женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, содержащихся в родильных отделениях при исправительных учреждениях или имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях. Всего существует 7 норм довольствия, рассчитанного на одни сутки. В нормативах определены некоторые особенности суточного довольствия для больных и беременных осужденных женщин.
Стоимость одежды, продуктов питания, коммунально-бытовых услуг осужденные возмещают заработной платой или пенсией, которую они получают в качестве дохода. Из своего дохода они оплачивают затраты на продукты питания и стоимость специальной одежды. В случае, если осужденные уклоняются от работы, то расходы на приобретение необходимых средств списываются с их лицевых счетов. Бухгалтерия исправительного учреждения каждый месяц возмещает расходы осужденных на дополнительное питание, одежду, коммунально-бытовые услуги в пределах фактических затрат9.
Возможность дополнительного приобретения осужденными за свой счет по безналичному расчету продуктов питания и предметов первой необходимости указывает на улучшение условий содержания осужденных женщин, которые имеют право улучшать свой быт и санитарные условия. Небольшие магазины и киоски, в которых можно куписть необходимый товар, функционируют при каждом исправительном учреждении. Исключение составляет продукция, которая входит в состав запрещенных для осужденных. Не способствует улучшению условий жизни в местах лишения свободы отсутствие возможности у осужденных заработать.
Многие авторы10 считают, что осужденных следует обеспечивать за счет государства питанием и бесплатной одеждой, а также предметами первой необходимости, если их не привлекают к труду по вине администрации исправительного учреждения. На практике ничем, кроме туалетного мыла, администрация учреждения обеспечить не в состоянии. Однако к предметам первой необходимости следует относить более широкий перечень имущества, особенно для женщин.
Соглашаясь с мнением А.Г. Тер-Саакяна11, считаем, что необходимо обеспечить то состояние, при котором каждый осужденный к лишению свободы, который является трудоспособным, обязан трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительных учреждений. Осужденные должны быть обеспечены общественно полезным трудом администрацией исправительного учреждения. В случаях отсутствия возможности обеспечения трудом осужденных им должно быть назначено пособие с целью приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости (предметы гигиены, письменные принадлежности и т.п.) в размере, не превышающем половины минимального размера оплаты труда.
В современных исправительных учреждениях проблемы, связанные с производством, обусловлены объективными и субъективными причинами. Экономическая нестабильность крайне негативно отражается на функционировании
производства исправительных учреждении, которые является неотъемлемой частью государственной системы.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы необходимо интегрировать новые формы и методы трудовой деятельности. С их помощью обеспечивается трудовое воспитание и занятость осужденных, процесс адаптации после выхода на свободу для них менее болезненный.
По нашему мнению, единственным выходом разрешения данной проблемы, является вариант, когда государство берет на свое полное обеспечение производство уголовно-исполнительной системы, создавая и финансируя «казенные фабрики и заводы ». Можно предположить, что вряд ли они смогут окупиться и конкурировать с подобными предприятиями на свободе. Однако государство должно выделять безвозмездную материальную помощь в виде дотаций, связанных с затратами по организации труда осужденных к лишению свободы.
Можно сделать основополагающий вывод, что сфера производства в исправительных учреждениях требует реорганизации и скорейших кардинальных реформ, соответствующих параметрам и условиям модернизированной модели современной экономики. Широкий круг полномочий администрации исправительного учреждения закреплен в Федеральном законе РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» (с изм. на 20 апреля 2015 г.)12. Закон регламентирует экономико-хозяйственную деятельность исправительного учреждения, закрепляя за ним право заключать договора с предприятиями независимо от их формы собственности и сферы деятельности. Тем не менее, на практике руководство исправительной колонии в полной мере предоставленные им права не использует. Не стоит забывать, что в условиях развития современных технологий необходимо повышать уровень квалификации, внедряя и обучая как сотрудников производственной сферы так и осужденных исправительного учреждения, новым актуальным сферам хозяйствования13.
На уровне государства данная проблема остается одной из самых сложных и трудно разрешаемых. Очевидно, что государственные предприятия не могут охватить все исправительные учреждения, поэтому необходима поддержка крупных предпринимателей, готовых к сотрудничеству. Они могут использовать труд осужденных в различных сферах трудовой деятельности. В ряде регионов уже имеется практика такого рода. В исправительных учреждениях предприниматели открывают частные предприятия, разрешая проблему занятости осужденных.
Производство исправительной системы должно быть неразрывно связано с государственным сектором экономики. Таким образом, для разрешения проблемы трудовой занятости осужденных необходимо реализовать комплекс мер, способствующих переориентации имеющихся производственных мощностей уголовно-исполнительной системы на изготовление конкурентоспособной, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукции и созданию новых производств для трудоустройства осужденных после освобождения, а также меры государственной поддержки содействия трудоустройству осужденных.
1 См.: например: Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2001. С. 14; Конегер П.Е. Сущность и проблемы правоприменительных мер дисциплинарного воздействия на лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы / под ред. В.М. Анисимкова. Саратов, 2004.
2 См.: Там же. С. 17.
3 См.: Астемиров З.А. Уголовно-исполнительное право: курс лекций. Махачкала, 2000. С. 67.
4 См.: Постановление Правительства РФ от 19 августа 1996 г. № 970 «О федеральной программе содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года», Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1034 «О продлении срока реализации некоторых федеральных целевых и иных программ» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4188; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 183.
5 См.: Астемиров З.А. Указ. раб.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43, ст. 5544.
7 См.: Собрание законодательства Рос. Федерации. 1997. № 28, ст. 3447.
8 См.: Бюллетень Минюста России. 2013. № 3647.
9 См.: Астемиров З.А. Указ. раб. С. 45.
10 См., например: Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2001; Тер-Саакян А.Г. Режим - основа исправления осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002.
11 См.: Тер-Саакян А.Г. Указ. раб. С. 10.
12 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33, ст. 1316; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 103.
13 См.: Волкова Т.Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 78.