легкоатлетов, для спортсменов других видов спорта и конечно, для студентов - будущих педагогов по физической культуре и спорту. Литература:
1. Ильина И.А. Подготовительная часть занятия по легкой атлетике: учеб. метод. пособие / И.А. Ильина. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — 80 с.
2. Ильина И.А. Специальные упражнения легкоатлета: учеб. метод. пособие / И.А. Ильина. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — 92 с.
3. Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. www.tri.by/content/files/sport_fiz.pdf
4. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 608 с.
www.fizkulturaisport.ru/biologiya/fiziologiya/183-fiziologicheskoe-sostoyanie-organizma-pri-zanyatiyah-sportom.html.
Il'ina I.A. Nekotorye aspekty podgotovitel'noj chasti zanjatija po legkoj atletike / I.A. Il'ina //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2014. - S. 9-19. 4
© И.А. Ильина, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК 37.037
ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И.В. Абрашина, Е.В. Попова, М.А. Солдатова, АОУ ВПО
«Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]
Резюме: в процессе исследования проведен анализ эффективности средств, позволяющих решать воспитательную задачу школьного урока физической культуры. Определено практическое состояние вопроса решения воспитательной задачи
4 Страницы в транслитерациях указаны по печатной версии журнала
урока учителями школ С.-Петербурга и Ленинградской области. Выявлено, что подвижные игры являются универсальным средством решения воспитательной задачи урока физической культуры в формировании дисциплинированности, культуры внешности, культуры речи и культуры общения школьников при активном участии учителя. Сделан вывод о том, что подвижные игры значительно превосходят традиционные средства в решении воспитательных задач и способствуют решению задач образовательных и развивающих, поэтому необходимость использования игр в образовательном процессе обоснована.
Ключевые слова: воспитание, физическая культура, воспитательная задача урока, подвижные игры.
«Реформировать мир - это значит реформировать воспитание», -писал Януш Корчак в своем раннем произведении «Исповедь мотылька» (1914). В современных условиях слова выдающегося педагога звучат более чем актуально.
Если рассматривать воспитание как целенаправленное формирование личности на основе развития у нее определенных отношений к предметам, явлениям окружающей жизни, мировоззрениям и форм поведения, то задача модернизации воспитательного процесса сводится к разработке и внедрению новых средств и методов воспитания или анализ уже существующих на предмет их эффективности. Поиск новых форм с целью повышения результативности воспитательного процесса затрагивает и физическую культуру.
Регулярные занятия физической культурой преследуют собой определенные цели и решение конкретных задач. Независимо от характера занятия базовый компонент решаемых задач остается неизменным, варьируются только составные части каждой из задач в отдельности в зависимости от поставленной цели. Урок физической культуры предполагает решение образовательной, воспитательной и развивающей задач в комплексе на каждом конкретном занятии. Проблема в данном случае состоит в том, что при подготовке к урокам далеко не каждый педагог задумывается над вопросами воспитания, акцентируя свое внимание на образовательной и развивающей задачах, стараясь чему-либо научить детей или уделить внимание развитию каких-то физических качеств за сравнительно небольшой промежуток времени.
Данные выводы получены на основании результатов анкетирования 46 учителей физической культуры школ Ленинградской области и С.-
Петербурга со стажем работы не менее 5 лет. Результаты анкеты, включившей в себя такие вопросы как: «Какие задачи решает урок физической культуры?», «Конкретизируете ли Вы воспитательные задачи на каждом занятии?», «Считаете ли Вы, что Ваши занятия способствуют формированию морально-волевых качеств личности школьников?», «Считаете ли Вы необходимым создавать на уроке воспитывающие ситуации преднамеренно?», показали, что 100% респондентов осведомлены о задачах урока физической культуры и считают, что занятия способствуют формированию качеств личности. Однако только 3% учителей занимаются постановкой воспитательных задач на каждом занятии, а в необходимости искусственного создания воспитывающих ситуаций на уроке уверены только 10% опрошенных. Этот анализ показывает, сколь неэффективно решается воспитательная задача урока физической культуры на практике.
Воспитывающие ситуации на занятиях складываются, как правило, спонтанно и решаются педагогом в процессе урока с определенной долей импровизации. Этим собственно и отличаются уроки физической культуры: любое занятие двигательной активностью предполагает проявления определенных морально-волевых качеств и, таким образом, решается воспитательная задача урока.
Содержание учебно-двигательной деятельности в системе школьного физического воспитания представляется наполненным большими возможностями для решения задач нравственного воспитания. Физическое воспитание обладает значительным воспитывающим потенциалом, обусловленным особенностями самой учебно-двигательной деятельности, способами ее организации [6]. Именно поэтому педагоги и не задумываются над постановкой конкретных воспитательных задач перед каждым занятием, полагая, что проблема эта решается сама собой.
Между тем необходимость активной роли педагога в решении подобного рода задач доказывалась неоднократно и необходимость создания определенного рода ситуаций важна с целью более действенного решения этой задачи. Естественно многие морально-волевые качества складываются и укрепляются в процессе занятий без активной роли педагога. Так, известно, что спортсмены, занимающиеся бегом на средние и длинные дистанции, в большей мере обладают такими качествами, как настойчивость и упорство, а гимнасты выдержкой и самообладанием, тогда как у футболистов в большей мере выражена инициативность и самостоятельность [5]. Естественно, эти качества
закладывались и развивались в процессе регулярных тренировок. Но исследования доказывают, что многие морально-волевые качества, составляющие нравственное поведение человека (культура общения, дисциплинированность, культура внешности, культура речи и др.) формируются гораздо активнее при непосредственном вмешательстве педагога, занимающегося решением подобных задач на каждом занятии [1]. Кроме того, культура поведения, как неотъемлемая часть общей культуры человека, является, на наш взгляд, одним из основных показателей культуры личности и требует к себе гораздо более пристального внимания педагогов по части ее формирования [2].
Исходя из изложенного выше, возникает противоречие в необходимости решения воспитательной задачи, как составной части образовательного процесса, с одной стороны, и отсутствие активной реализации этого компонента на практике, с другой.
Проведенные нами исследования позволяют отчасти решить это противоречие включением в программу по физической культуре компонентов двигательной активности, позволяющих положительно решать воспитательную задачу урока и заставляющих педагога опосредованно включаться в решение этой проблемы. К такому виду активности следует отнести подвижные игры. Известно, что их воспитательный потенциал необычайно широк, недаром играм издревле уделялось большое внимание в воспитании подрастающего поколения во все исторические периоды развития нашего государства [4].
Исследования показывают, что целенаправленное решение воспитательной задачи на уроках, независимо от средств, влияет на развитие морально-волевых качеств учеников. Однако использование на уроках физической культуры со школьниками 11-12 лет подвижных игр создает более значимый прирост в проявлении выдержанности, самодисциплины, ответственности и самообладании (то есть качеств, составляющих дисциплинированность); культуры внешности и культуры речи (походка, движения, умение вести дискуссию, владение нормами литературного языка); культуры общения (доверие, доброта к людям, вежливость, внимательность, сочувствие, терпимость) [1].
Проведение на уроке подвижных игр с целью формирования названных выше качеств потребует от учителя проявления большого педагогического мастерства с целью превращения нравственных знаний у учащихся в поведение. Создание конфликтных ситуаций и ситуаций выбора используется в данном случае в качестве основного средства
воспитания.
А в качестве глобальной идеи, целенаправленная постановка и решение воспитательных задач учителем позволит приблизиться к идеальной цели - формирования личности с заданными свойствами [3].
Кроме того, выявлено, что при большем использовании подвижных игр дети заинтересованнее и активнее участвуют в процессе физического воспитания, их двигательная деятельность не сдерживается жесткими рамками стандартных упражнений, а прикладываемые усилия в процессе игры на фоне эмоций значительно возрастают, что и позволяет достичь в итоге более высоких показателей в развитии двигательных качеств. Наряду с этим, как показывает исследование, и эффективность усвоения материала на уроках, проводимых с использованием подвижных игр, является более результативной.
Исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы:
1) решение воспитательной задачи урока зависит от роли и активности педагога;
2) поскольку подвижные игры значительно превосходят традиционные средства в решении воспитательных задач и способствуют решению задач образовательных и развивающих, необходимость их использования в образовательном процессе обоснована;
3) формируемые морально-волевые качества, составляющие основы нравственного поведения, требуют регулярного проявления в целях их превращения в нравственные свойства личности школьников, что в значительной мере позволяет обеспечить урок физической культуры при активном участии учителя.
Литература:
1. Абрашина И.В. Русские народные подвижные игры как средство воспитания нравственного поведения в процессе обучения: Дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. - 211 с.
2. Абрашина И.В., Попова Е.В. Культура поведения как основой показатель культуры личности школьника / Абрашина И.В., Попова Е.В. // Материалы научно-практической конференции «Физическая культура и здоровье студентов».—ГУП, 2008. — С. 76-79.
3. Абрашина И.В., Солдатова М.А. Роль физической культуры в формировании личности с заданными свойствами/ Абрашина И.В., Солдатова М.А. // Материалы Международной научной конференции «Формирование человека новой эпохи».— СПб, 2012. — С. 219-221.
4. Солдатова М.А. Развитие общественных спортивных организаций
Санкт-Петербурга и их роль в становлении физической культуры и спорта России (конец XIX века - 1917 г.г.): дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2004. -198 с.
5. Пуни А.Ц. О структуре волевых качеств спортсмена и планирование их развития в процессе тренировки // Теория и практика физ. культуры. 1964. №3. С.27-31.
6. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов / Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Веткина З.Н. и др./ Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
Abrashina I.V., Popova E.V., Soldatova M.A. Osobennosti reshenija vospitatel'noj zadachi na uroke fizicheskoj kul'tury / I.V. Abrashina, E.V. Popova, M.A. Soldatova //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. -2014. - S. 25-29.
© И.В. Абрашина, Е.В. Попова, М.А. Солдатова, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК 37.01
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И СПОРТ КАК ОБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СМИ
Д.А. Сиджимова, Т. Димитров. Медицинский унивеситет (София, Болгария), e-mail: [email protected]
Резюме. Физическая культура, являясь частью воспитания и развития личности, тесно связана с укреплением здоровья, с развитием основных двигательных навыков, с закаливанием, с формированием спортивного духа, с повышением работоспособности, а также с творческим долголетием и продлением жизни человека. Место СМИ в данном процессе особенно важно для утверждения знаний, идей и действий, направленных на физическое и духовное совершенствование. В последнее время в Болгарии развитию спорта придается большое