Научная статья на тему 'Особенности решения воспитательной задачи на уроке физической культуры'

Особенности решения воспитательной задачи на уроке физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3244
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА УРОКА / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / EDUCATION / PHYSICAL TRAINING / AN EDUCATIONAL PROBLEM OF A LESSON / OUTDOOR GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрашина И. В., Попова Е. В., Солдатова М. А.

В процессе исследования проведен анализ эффективности средств, позволяющих решать воспитательную задачу школьного урока физической культуры. Определено практическое состояние вопроса решения воспитательной задачи урока учителями школ С.-Петербурга и Ленинградской области. Выявлено, что подвижные игры являются универсальным средством решения воспитательной задачи урока физической культуры в формировании дисциплинированности, культуры внешности, культуры речи и культуры общения школьников при активном участии учителя. Сделан вывод о том, что подвижные игры значительно превосходят традиционные средства в решении воспитательных задач и способствуют решению задач образовательных и развивающих, поэтому необходимость использования игр в образовательном процессе обоснована.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрашина И. В., Попова Е. В., Солдатова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the decision of an educational problem at a physical training lesson

In the course of research the analysis of efficiency of the means is carried out, allowing to solve an educational problem of a school lesson of physical training. The practical condition of a question of the decision of an educational problem of a lesson is defined by teachers of schools of S.Petersburg and Leningrad region. It is revealed, that outdoor games are a universal remedy of the decision of an educational problem of a lesson of physical training in formation of discipline, culture of appearance, a standard of speech and culture of dialogue of schoolboys at active participation of the teacher. The conclusion that outdoor games considerably surpass traditional means in the decision of educational problems is drawn and promote the decision of problems educational and developing, therefore necessity of use of games for educational process is proved.

Текст научной работы на тему «Особенности решения воспитательной задачи на уроке физической культуры»

легкоатлетов, для спортсменов других видов спорта и конечно, для студентов - будущих педагогов по физической культуре и спорту. Литература:

1. Ильина И.А. Подготовительная часть занятия по легкой атлетике: учеб. метод. пособие / И.А. Ильина. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — 80 с.

2. Ильина И.А. Специальные упражнения легкоатлета: учеб. метод. пособие / И.А. Ильина. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — 92 с.

3. Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. www.tri.by/content/files/sport_fiz.pdf

4. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 608 с.

www.fizkulturaisport.ru/biologiya/fiziologiya/183-fiziologicheskoe-sostoyanie-organizma-pri-zanyatiyah-sportom.html.

Il'ina I.A. Nekotorye aspekty podgotovitel'noj chasti zanjatija po legkoj atletike / I.A. Il'ina //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2014. - S. 9-19. 4

© И.А. Ильина, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК 37.037

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И.В. Абрашина, Е.В. Попова, М.А. Солдатова, АОУ ВПО

«Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]

Резюме: в процессе исследования проведен анализ эффективности средств, позволяющих решать воспитательную задачу школьного урока физической культуры. Определено практическое состояние вопроса решения воспитательной задачи

4 Страницы в транслитерациях указаны по печатной версии журнала

урока учителями школ С.-Петербурга и Ленинградской области. Выявлено, что подвижные игры являются универсальным средством решения воспитательной задачи урока физической культуры в формировании дисциплинированности, культуры внешности, культуры речи и культуры общения школьников при активном участии учителя. Сделан вывод о том, что подвижные игры значительно превосходят традиционные средства в решении воспитательных задач и способствуют решению задач образовательных и развивающих, поэтому необходимость использования игр в образовательном процессе обоснована.

Ключевые слова: воспитание, физическая культура, воспитательная задача урока, подвижные игры.

«Реформировать мир - это значит реформировать воспитание», -писал Януш Корчак в своем раннем произведении «Исповедь мотылька» (1914). В современных условиях слова выдающегося педагога звучат более чем актуально.

Если рассматривать воспитание как целенаправленное формирование личности на основе развития у нее определенных отношений к предметам, явлениям окружающей жизни, мировоззрениям и форм поведения, то задача модернизации воспитательного процесса сводится к разработке и внедрению новых средств и методов воспитания или анализ уже существующих на предмет их эффективности. Поиск новых форм с целью повышения результативности воспитательного процесса затрагивает и физическую культуру.

Регулярные занятия физической культурой преследуют собой определенные цели и решение конкретных задач. Независимо от характера занятия базовый компонент решаемых задач остается неизменным, варьируются только составные части каждой из задач в отдельности в зависимости от поставленной цели. Урок физической культуры предполагает решение образовательной, воспитательной и развивающей задач в комплексе на каждом конкретном занятии. Проблема в данном случае состоит в том, что при подготовке к урокам далеко не каждый педагог задумывается над вопросами воспитания, акцентируя свое внимание на образовательной и развивающей задачах, стараясь чему-либо научить детей или уделить внимание развитию каких-то физических качеств за сравнительно небольшой промежуток времени.

Данные выводы получены на основании результатов анкетирования 46 учителей физической культуры школ Ленинградской области и С.-

Петербурга со стажем работы не менее 5 лет. Результаты анкеты, включившей в себя такие вопросы как: «Какие задачи решает урок физической культуры?», «Конкретизируете ли Вы воспитательные задачи на каждом занятии?», «Считаете ли Вы, что Ваши занятия способствуют формированию морально-волевых качеств личности школьников?», «Считаете ли Вы необходимым создавать на уроке воспитывающие ситуации преднамеренно?», показали, что 100% респондентов осведомлены о задачах урока физической культуры и считают, что занятия способствуют формированию качеств личности. Однако только 3% учителей занимаются постановкой воспитательных задач на каждом занятии, а в необходимости искусственного создания воспитывающих ситуаций на уроке уверены только 10% опрошенных. Этот анализ показывает, сколь неэффективно решается воспитательная задача урока физической культуры на практике.

Воспитывающие ситуации на занятиях складываются, как правило, спонтанно и решаются педагогом в процессе урока с определенной долей импровизации. Этим собственно и отличаются уроки физической культуры: любое занятие двигательной активностью предполагает проявления определенных морально-волевых качеств и, таким образом, решается воспитательная задача урока.

Содержание учебно-двигательной деятельности в системе школьного физического воспитания представляется наполненным большими возможностями для решения задач нравственного воспитания. Физическое воспитание обладает значительным воспитывающим потенциалом, обусловленным особенностями самой учебно-двигательной деятельности, способами ее организации [6]. Именно поэтому педагоги и не задумываются над постановкой конкретных воспитательных задач перед каждым занятием, полагая, что проблема эта решается сама собой.

Между тем необходимость активной роли педагога в решении подобного рода задач доказывалась неоднократно и необходимость создания определенного рода ситуаций важна с целью более действенного решения этой задачи. Естественно многие морально-волевые качества складываются и укрепляются в процессе занятий без активной роли педагога. Так, известно, что спортсмены, занимающиеся бегом на средние и длинные дистанции, в большей мере обладают такими качествами, как настойчивость и упорство, а гимнасты выдержкой и самообладанием, тогда как у футболистов в большей мере выражена инициативность и самостоятельность [5]. Естественно, эти качества

закладывались и развивались в процессе регулярных тренировок. Но исследования доказывают, что многие морально-волевые качества, составляющие нравственное поведение человека (культура общения, дисциплинированность, культура внешности, культура речи и др.) формируются гораздо активнее при непосредственном вмешательстве педагога, занимающегося решением подобных задач на каждом занятии [1]. Кроме того, культура поведения, как неотъемлемая часть общей культуры человека, является, на наш взгляд, одним из основных показателей культуры личности и требует к себе гораздо более пристального внимания педагогов по части ее формирования [2].

Исходя из изложенного выше, возникает противоречие в необходимости решения воспитательной задачи, как составной части образовательного процесса, с одной стороны, и отсутствие активной реализации этого компонента на практике, с другой.

Проведенные нами исследования позволяют отчасти решить это противоречие включением в программу по физической культуре компонентов двигательной активности, позволяющих положительно решать воспитательную задачу урока и заставляющих педагога опосредованно включаться в решение этой проблемы. К такому виду активности следует отнести подвижные игры. Известно, что их воспитательный потенциал необычайно широк, недаром играм издревле уделялось большое внимание в воспитании подрастающего поколения во все исторические периоды развития нашего государства [4].

Исследования показывают, что целенаправленное решение воспитательной задачи на уроках, независимо от средств, влияет на развитие морально-волевых качеств учеников. Однако использование на уроках физической культуры со школьниками 11-12 лет подвижных игр создает более значимый прирост в проявлении выдержанности, самодисциплины, ответственности и самообладании (то есть качеств, составляющих дисциплинированность); культуры внешности и культуры речи (походка, движения, умение вести дискуссию, владение нормами литературного языка); культуры общения (доверие, доброта к людям, вежливость, внимательность, сочувствие, терпимость) [1].

Проведение на уроке подвижных игр с целью формирования названных выше качеств потребует от учителя проявления большого педагогического мастерства с целью превращения нравственных знаний у учащихся в поведение. Создание конфликтных ситуаций и ситуаций выбора используется в данном случае в качестве основного средства

воспитания.

А в качестве глобальной идеи, целенаправленная постановка и решение воспитательных задач учителем позволит приблизиться к идеальной цели - формирования личности с заданными свойствами [3].

Кроме того, выявлено, что при большем использовании подвижных игр дети заинтересованнее и активнее участвуют в процессе физического воспитания, их двигательная деятельность не сдерживается жесткими рамками стандартных упражнений, а прикладываемые усилия в процессе игры на фоне эмоций значительно возрастают, что и позволяет достичь в итоге более высоких показателей в развитии двигательных качеств. Наряду с этим, как показывает исследование, и эффективность усвоения материала на уроках, проводимых с использованием подвижных игр, является более результативной.

Исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы:

1) решение воспитательной задачи урока зависит от роли и активности педагога;

2) поскольку подвижные игры значительно превосходят традиционные средства в решении воспитательных задач и способствуют решению задач образовательных и развивающих, необходимость их использования в образовательном процессе обоснована;

3) формируемые морально-волевые качества, составляющие основы нравственного поведения, требуют регулярного проявления в целях их превращения в нравственные свойства личности школьников, что в значительной мере позволяет обеспечить урок физической культуры при активном участии учителя.

Литература:

1. Абрашина И.В. Русские народные подвижные игры как средство воспитания нравственного поведения в процессе обучения: Дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. - 211 с.

2. Абрашина И.В., Попова Е.В. Культура поведения как основой показатель культуры личности школьника / Абрашина И.В., Попова Е.В. // Материалы научно-практической конференции «Физическая культура и здоровье студентов».—ГУП, 2008. — С. 76-79.

3. Абрашина И.В., Солдатова М.А. Роль физической культуры в формировании личности с заданными свойствами/ Абрашина И.В., Солдатова М.А. // Материалы Международной научной конференции «Формирование человека новой эпохи».— СПб, 2012. — С. 219-221.

4. Солдатова М.А. Развитие общественных спортивных организаций

Санкт-Петербурга и их роль в становлении физической культуры и спорта России (конец XIX века - 1917 г.г.): дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2004. -198 с.

5. Пуни А.Ц. О структуре волевых качеств спортсмена и планирование их развития в процессе тренировки // Теория и практика физ. культуры. 1964. №3. С.27-31.

6. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов / Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Веткина З.Н. и др./ Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

Abrashina I.V., Popova E.V., Soldatova M.A. Osobennosti reshenija vospitatel'noj zadachi na uroke fizicheskoj kul'tury / I.V. Abrashina, E.V. Popova, M.A. Soldatova //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. -2014. - S. 25-29.

© И.В. Абрашина, Е.В. Попова, М.А. Солдатова, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК 37.01

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И СПОРТ КАК ОБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СМИ

Д.А. Сиджимова, Т. Димитров. Медицинский унивеситет (София, Болгария), e-mail: [email protected]

Резюме. Физическая культура, являясь частью воспитания и развития личности, тесно связана с укреплением здоровья, с развитием основных двигательных навыков, с закаливанием, с формированием спортивного духа, с повышением работоспособности, а также с творческим долголетием и продлением жизни человека. Место СМИ в данном процессе особенно важно для утверждения знаний, идей и действий, направленных на физическое и духовное совершенствование. В последнее время в Болгарии развитию спорта придается большое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.