Научная статья на тему 'Особенности репрезентации образа одинокой женщины в прозе В. М. Шукшина'

Особенности репрезентации образа одинокой женщины в прозе В. М. Шукшина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
431
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОКАЯ ЖЕНЩИНА / ВДОВА / ХАРАКТЕР / ОБРАЗ / В.М. ШУКШИН / SINGLE WOMAN / WIDOW / CHARACTER / TYPE / V.M. SHUKSHIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карташова Е.Н.

В статье рассматриваются особенности репрезентации образа одинокой женщины в произведениях В.М. Шукшина, выделяются лексические единицы, актуализирующие особенности женских персонажей, обобщается новый материал по исследуемой теме «Лингвистическая типология женского характера в произведениях В.М. Шукшина». В работах, посвященных изучению языка произведений писателя, характер героинь не подвергался лингвистическому анализу. Это делает актуальным обращение к изучению характера женских персонажей. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые проводится исследование образа одинокой женщины. Предметом исследования являются лексические средства, используемые для репрезентации черт характера героинь. Материалом исследования послужили рассказы В.М. Шукшина «Сураз», «Капроновая елочка», киноповесть «Калина красная», роман «Любавины». Цель настоящей работы выявить особенности характера женских персонажей посредством лексико-семантического анализа. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: выявить доминирующие черты, присущие одиноким женщинам с помощью лексико-семантического анализа; определить роль лексических средств, используемых для описания характера, в раскрытии идейно-художественной направленности произведений писателя. При анализе материала нами был использован метод исследования, имеющий комплексный характер: лингвистический анализ фрагментов художественного текста, включающий в себя метод лингвистического наблюдения, описательный метод (наблюдение, интерпретация, аналитическое описание языковых явлений). Исходя из лексико-семантического анализа прозы В.М. Шукшина, устанавливается, что одинокие женщины в его произведениях добрые, сердечные, простодушные, спокойные, религиозные, душевные и чуткие. Жалостливое отношение к вдове в рассказах и повестях писателя перекликается с фольклорными текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REPRESENTATION OF SINGLE WOMAN’S IMAGE IN V.M. SHUKSHIN’S PROZE

The article discusses the features of the representation of the image of a lonely woman in the works of V.Shukshin, highlights the lexical units that actualize the features of female characters, summarizes the new material on the studied topic “Linguistic typology of a female character in the works of V.Shukshin”. In the works devoted to the study of the language of the writer's works, the character of the heroines was not subjected to linguistic analysis. This makes relevant appeal to the study of the nature of female characters. The scientific novelty of the work lies in the fact that it first conducted a study of the image of a single woman. The subject of research is the lexical means used to represent the character traits of the heroines. The material of the study was the stories by V.Shukshina “Suraz”, “The nylon herringbone”, the film novel “Kalina Krasnaya”, the novel “Lyubavinas”. The purpose of this work is to identify the characteristics of the character of female characters through a lexical-semantic analysis. Achieving this goal involves solving the following tasks: to identify the dominant features inherent in single women with the help of a lexico-semantic analysis; determine the role of lexical means used to describe the character in the disclosure of the ideological and artistic orientation of the writer's works. When analyzing the material, we used a research method that has a complex character: linguistic analysis of fragments of a literary text, including the linguistic observation method, descriptive method (observation, interpretation, analytical description of linguistic phenomena). Based on the vocabulary-semantic analysis of the prose of V.M. Shukshin, it is established that single women in his works are kind, cordial, simple-minded, calm, religious, sincere and sensitive. The compassionate attitude to the widow in the stories and stories of the writer echoes the folklore texts.

Текст научной работы на тему «Особенности репрезентации образа одинокой женщины в прозе В. М. Шукшина»

Актуальные вопросы современной филологии и журналистики № 3(30) 2018 УДК 808.2:82-3

Воронежский государственный технический университет ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Карташова Е.Н.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(473)271-50-48 e-mail: elena.perceva.00@mail.ru

Е.Н. Карташова

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА ОДИНОКОЙ ЖЕНЩИНЫ

В ПРОЗЕ В.М. ШУКШИНА

В статье рассматриваются особенности репрезентации образа одинокой женщины в произведениях В.М. Шукшина, выделяются лексические единицы, актуализирующие особенности женских персонажей, обобщается новый материал по исследуемой теме «Лингвистическая типология женского характера в произведениях В.М. Шукшина». В работах, посвященных изучению языка произведений писателя, характер героинь не подвергался лингвистическому анализу. Это делает актуальным обращение к изучению характера женских персонажей. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые проводится исследование образа одинокой женщины. Предметом исследования являются лексические средства, используемые для репрезентации черт характера героинь. Материалом исследования послужили рассказы В.М. Шукшина «Сураз», «Капроновая елочка», киноповесть «Калина красная», роман «Люба-вины». Цель настоящей работы - выявить особенности характера женских персонажей посредством лек-сико-семантического анализа. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: выявить доминирующие черты, присущие одиноким женщинам с помощью лексико -семантического анализа; определить роль лексических средств, используемых для описания характера, в раскрытии идейно-художественной направленности произведений писателя. При анализе материала нами был использован метод исследования, имеющий комплексный характер: лингвистический анализ фрагментов художественного текста, включающий в себя метод лингвистического наблюдения, описательный метод (наблюдение, интерпретация, аналитическое описание языковых явлений). Исходя из лексико -семантического анализа прозы В.М. Шукшина, устанавливается, что одинокие женщины в его произведениях добрые, сердечные, простодушные, спокойные, религиозные, душевные и чуткие. Жалостливое отношение к вдове в рассказах и повестях писателя перекликается с фольклорными текстами.

Ключевые слова: одинокая женщина, вдова, характер, образ, В.М. Шукшин.

E.N. Kartashova

FEATURES OF REPRESENTATION OF SINGLE WOMAN'S IMAGE IN V.M. SHUKSHIN'S PROZE

The article discusses the features of the representation of the image of a lonely woman in the works of V.Shukshin, highlights the lexical units that actualize the features of female characters, summarizes the new material on the studied topic "Linguistic typology of a female character in the works of V.Shukshin". In the works devoted to the study of the language of the writer's works, the character of the heroines was not subjected to linguistic analysis. This makes relevant appeal to the study of the nature of female characters. The scientific novelty of the work lies in the fact that it first conducted a study of the image of a single woman. The subject of research is the lexical means used to represent the character traits of the heroines. The material of the study was the sto-

Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication, assistant Kartashova E.N.

Russia, Voronezh, +7(473) 271-50-48 e-mail: elena.perceva.00@mail.ru

© Карташова Е.Н., 2018

ries by V.Shukshina "Suraz", "The nylon herringbone", the film novel "Kalina Krasnaya", the novel "Lyubavinas". The purpose of this work is to identify the characteristics of the character of female characters through a lexical-semantic analysis. Achieving this goal involves solving the following tasks: to identify the dominant features inherent in single women with the help of a lexico-semantic analysis; determine the role of lexical means used to describe the character in the disclosure of the ideological and artistic orientation of the writer's works. When analyzing the material, we used a research method that has a complex character: linguistic analysis of fragments of a literary text, including the linguistic observation method, descriptive method (observation, interpretation, analytical description of linguistic phenomena). Based on the vocabulary-semantic analysis of the prose of V.M. Shukshin, it is established that single women in his works are kind, cordial, simple-minded, calm, religious, sincere and sensitive. The compassionate attitude to the widow in the stories and stories of the writer echoes the folklore texts.

Key words: single woman, widow, character, type, V.M. Shukshin.

Героини с несложившейся личной жизнью - одинокие женщины - редко встречаются в прозе В.М.Шукшина. Стоит отметить, что для В.М.Шукшина приоритетной всегда оставалась роль женщины - хранительницы очага. Тема семьи очень важна для писателя. Но, тем не менее, тип одиноких женщин представлен в его произведениях и имеет свои характерные черты.

Герои произведений В. М. Шукшина с сочувствием относятся к одиноким женщинам. Это сочувствие эксплицируется посредством лексем жалко, слабые: «Славный это нард, одинокие женщины. Почему-то у них всегда уютно, хорошо...Милые. Добрые. Жалко их» «Сураз» [1, с. 81]; «Та-а...что ты ее осуждаешь. Ихнее дела.Слабые они. А он, видно, приласкал» «Капроновая елочка» [2, с. 290]. Это отношение биографически детерминировано: мать писателя рано овдовела, осталась с двумя детьми в послевоенные годы, Василию пришлось взять на себя обязанности главы семьи.

Сочувствие к героиням перекликается с народным восприятием одинокой женщины, вдовы. В произведениях русского фольклора запечатлено мироощущение народа, его морально-нравственные ценности. Велико значение произведений В.М.Шукшина, ведь через них транслируется традиционный, самобытный жизненный опыт русских людей. Шукшин подчеркивал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту...Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание не отдавай всего этого за понюх табаку» [3, с. 647]. Особенности женского характера, отраженные в фольклорных текстах, мы видим и в женских образах В.М.Шукшина.

Так, в пословицах и поговорках образ одинокой женщины, вдовы трагичен и печален: С мужем нужа, без мужа и того хуже, а вдовой да сиротой - хоть волком вой [5, с. 175]; На вдовий плач глядя, и мужик убивается; Нет причитания супротив вдовьего; Без мужа жена - всегда сирота; Жена без мужа - всего хуже; Жена без мужа -вдовы хуже [6, с. 123 - 125].

Жалостливое отношение к вдове отражено и в свадебной песне: Это чья в поле нива стоит без огороды? Это чей новый терем стоит без верху строен? Это чьи новы сени стоят без подволоку? Это чья кунья шуба лежит без поволоки? Это чей златень перстень лежит без подзолоты? Это чья бедна вдовка молода овдовела? Это чьи бедны дети малы от батюшки остались?» [7, с.509].

Одинокие женщины в прозе Шукшина характеризуются с помощью лексем, имеющих положительную семантику, таких как славный, милые, добрые, приветливая,

65

Актуальные вопросы современной филологии и журналистики № 3(30) 2018

хорошо, ласково: «Жила в их деревне одинокая вдова Нюра Чалова, добрая, приветливая баба» «Капроновая елочка» [2, с. 290]; «Славный это народ, одинокие женщины. Почему-то у них всегда уютно, хорошо...Они вздрагивают с непривычки и смотрят ласково, пытливо. Милые. Добрые. Жалко их» «Сураз» [1, с. 81], «Спирьке нестерпимо стало жаль Нюру»... «Сураз» [1, с. 83].

Героиня киноповести В.М.Шукшина «Калина Красная» Люба - женщина с разрушившимся вследствие алкоголизма мужа браком. Она обладает прекрасными душевными качествами и сильным характером, в котором присутствуют доброта и сердечность. Данные черты репрезентируется посредством лексем милое, добрая, хорошая, ласково: «И сам засмотрелся на милое русское простое лицо....На фотографии была довольно красивая молодая женщина, добрая и ясная» [3, с. 353]; «Такая она была хорошая!» [3, с. 380]; «Ты хорошая, - вырвалось у Егора» [3, с. 393]; «Егор и сам засмотрелся на нее, на утреннюю, хорошую» [3, с. 392].

Любовь Байкалова излучает спокойствие. Эта черта актуализируется с помощью лексем спокойно, спокойный: «И все смотрела на него спокойно и задумчиво» [3, с. 370]; «Люба шла несколько впереди и, говоря это, оглядывалась, и вид у нее был спокойный и веселый» [3, с. 371]. Она является воплощением любви и великодушия.

Однако в некоторых произведениях писателя образ одинокой женщины наделен негативными чертами. Так, героиня романа «Любавины» Фекла Черномырдина «шибко жадная до всяких тряпок» - эта ее особенность высмеивается односельчанами: «Фекла Черномырдина живет, старая девка. А она шибко жадная до всяких тряпок. Прямо, где увидит лоскуток, затрясется вся» [4, с.184]. Чрезмерная жадность и любовь к ярким вещам героини подчеркивается посредством словосочетаний шибко жадная, затрясется вся. Автор отмечает также неуемную гордость (с помощью лексем гордых, гордости), ставшую причиной одиночества Феклы: «Фекла тоже была из гордых людей; в свое время из-за гордости и проворонила всех женихов» [4, с. 232]. Словосочетание «старая девка» - оксюморон, имеющий ярко выраженное негативное значение. Это совсем не случайно, ведь в крестьянской среде весьма неоднозначно относились к женщинам, так и не вышедшим замуж. Их могли осуждать за нарушение семейного патриархального уклада, относились к ним настороженно.

Итак, в прозе В.М. Шукшина одинокие женщины, оставшиеся без мужа, наделены добротой, они приветливы, ласковы, спокойны. Герои - мужчины относятся к ним с состраданием (так в рассказе «Сураз» Спирька Расторгуев в голодное военное время крадет для Нюры - вдовы с двумя детьми мешок картошки). В образе «старой девы» присутствуют негативные черты, повлекшие за собой ее одиночество.

Библиографический список

1. Шукшин В. М. Крепкий мужик: рассказы. М.: ПРОЗАиК, 2010. 528 с.

2. Шукшин В. М.Светлые души: рассказы. М.: ПРОЗАиК, 2010. 512 с.

3. Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 3/ Сост. Л.Федосеева-Шукшина.М.: Мол. гвардия, 1985. 671 с.

4. Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 1/ Сост. Л.Федосеева-Шукшина.-М.: Мол. гвардия, 1984. - 702 с.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 1: издание М. О. Вольфа, Спб. М., 1880. 723 с.

6. Даль, Владимир Иванович Пословицы и поговорки русского народа / Владимир Даль. М. : ЭКСМО-пресс, 2000. 606 с.

7. Обрядовая поэзия/ Сост., предисл., примеч., подгот. текстов В.И.Жекулиной, А.Н.Розова. М.: Современник, 1989. 735 с.

References

1. Shukshin V. M. Krepkii muzhik: rasskazy [Strong man: stories]. Moscow, PROZAiK Publ., 2010, 528 p.

2. Shukshin V. M. Svetlye dushi: rasskazy [Light Soul: stories]. Moscow, PROZAiK Publ., 2010, 512 p.

3. Shukshin V.M. Sobranie sochinenii: v 3-kh t [Works in three vol.], sost. L.Fedoseeva-Shukshina. Moscow, Mol. gvardiia Publ., 1985, vol. 3, 671 p.

4. Shukshin V.M. Sobranie sochinenii: v 3-kh t [Works in three vol.], sost. L.Fedoseeva-Shukshina. Moscow, Mol. gvardiia Publ., 1984, vol. 1, 702 p.

5. Dal' V.I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Izdanie M. O. Vol'fa [The publication M. O. Wolff]. St. Petersburg Moscow Publ., 1880, vol. 1, 723 p.

6. Dal' V. I. Poslovitsy i pogovorki russkogo naroda [Proverbs of the Russian people]. Moscow, Eksmo Press Publ., 2000, 344 p.

7. Obriadovaia poeziia, sost., predisl., primech., podgot. tekstov V.I.Zhekulinoi, A.N.Rozova [Ritual poetry, drawing preface, notes, preparation V.I.Zhekulinoy texts A.N.Rozova] . Moscow, Sovremennik Publ., 1989, 735 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.