С.С. НЕУСТРОЕВ
Сергей Сергеевич НЕУСТРОЕВ — кандидат экономических наук, первый проректор ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (Якутск), докторант Института проблем региональной экономики РАН.
В 1997 г. окончил Якутскую государственную сельскохозяйственную академию; в 2003 г. — Дальневосточную академию государственной службы. Автор 15 публикаций.
Сфера научных интересов — территориальная дифференциация социально-экономического развития регионов, сбалансированное региональное
развитие, инновационные факторы регионального развития. ^ ^ ^
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))
Современное состояние Республики Саха (Якутия) (далее — РС(Я)) характеризуется достаточно стабильной позитивной динамикой социальной обстановки, благоприятной демографической ситуацией, высокими подушевыми показателями ВРП, объемов промышленного производства, инвестиций в основной капитал, объемов экспорта, денежных доходов населения, ускоренными темпами роста производительности труда [4]. Однако за последние несколько лет темпы роста некоторых экономических показателей отстают от среднероссийских, что вызвано, в частности, наличием следующих проблем:
• моноотраслевой характер экономики с превалированием алмазодобывающей промышленности, развитие которой на современном этапе осложняется вынужденным постепенным переходом на подземный способ добычи, сопровождающимся увеличением издержек и сокращением объемов производства;
• объективными препятствиями к диверсификации экономики и развитию конкурентоспособных секторов (экстремальные природно-климатические условия; отдаленность и труднодоступность территории; отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, обусловливающее изолированность транспортной системы РС(Я) от опорной транспортной сети РФ и низкую внутреннюю транспортную доступность с сильной зависимостью от сезонного фактора);
• дефицит квалифицированных трудовых ресурсов, ограничивающих возможности экономического развития региона.
Последнее обстоятельство, на наш взгляд, является ключевым для социально-экономического развития региона и требует реализации региональной политики, направленной на формирование комплекса мер по привлечению местных трудовых ресурсов в перспективные отрасли экономики, снижению безработицы и обеспечению профессиональной занятости населения [5]. Цель региональной политики модернизации образования в долгосрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности региона в России. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сфере образования.
Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно -экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Должны быть предприняты меры к трудоустройству и закреплению выпускников в сельской местности, качеству подготовки, а также поиску новых методов и форм повышения квалификации работающих учителей в сельской местности.
Ввиду обширности территорий Якутии и слабообустроенной транспортной схемы необходима целенаправленная деятельность по развитию дистанционных методов обучения. Чтобы преодолеть дискриминацию выпускников сельских школ, которые по качеству своих знаний нередко оказываются неконкурентоспособными по сравнению с выпускниками городских школ, необходимо при учреждениях высшего профессионального образования открывать подготовительные отделения для выпускников школ сельских арктических улусов.
ГРНТИ 06.61.33 © С.С. Неустроев, 2011
С.С. Неустроев
35
В системе образования приоритетное направление развития — повышение его инновационности в применяемых образовательных технологиях, инновационности всех участников образовательного процесса [1]. Катализатором этих процессов во всей образовательной системе должно выступить высшее образование, университетские научно-образовательные комплексы. Речь идет о создании гибкой, открытой, развивающейся системы подготовки и переподготовки специалистов с высшим образованием в РС(Я), призванной содействовать социально-экономическому развитию региона; обеспечении качественного высшего и послевузовского образования, соответствующего мировому уровню, потребностям рынка труда и требованиям государственного стандарта; создании правовых, экономических, организационных, методических условий для обеспечения функционирования и развития подготовки кадров высокой квалификации в РС(Я) в интересах личности, общества и государства, достижения положительного социально-экономического эффекта от ее реализации; расширении социального партнерства с муниципальными, промышленными, социальными структурами; создании условий для взаимодействия вузов и предприятий в области трудоустройства выпускников; трансформации образовательной деятельности государственных и негосударственных вузов в рынок образовательного бизнеса.
Необходимо развивать новые специальности, адекватные меняющейся специализации экономики Республики, по нефтегазовой геологии и технологии переработки углеводородного сырья, лесной и деревоперерабаты-вающей промышленности, дорожному строительству, эксплуатации автомобильного, железнодорожного и речного транспорта, туризму, камнеобработке, землеустройству и др. Необходимо увеличивать число людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации. К концу 2020 г. предстоит создать эффективную саморегулируемую систему подготовки кадров, технологий и культурных ценностей. На этом этапе вузовская система Республики должна стать значимой не только на уровне региона, но и для всех северо-восточных территорий России.
Участие бизнеса необходимо не только на договорных началах, на основе развитой системы контрактов, но и при помощи прямого участия в деятельности учреждений профессионального образования, учредительства [2]. Это усилит связь между потребностью в кадрах и качеством выпускаемых специалистов. Данный процесс также должен повлиять на объем и структуру научных заказов со стороны бизнес-структур. Интеграция науки, образования и производства в Республике возможна путем создания опорных пунктов (вузов, институтов РАН и производства) по внедрению совместных научных разработок, а также с целью фундаментализации профессионального образования.
Приоритетными для социально-экономического развития Республики являются следующие научные проекты, развиваемые в рамках научно-образовательных комплексов Якутии:
1. Геология и металлогения Североазиатского кратона и складчатых поясов его окружения.
2. Научные основы повышения эффективности и безопасности горной техники и технологии в условиях Севера.
3. Научные основы биогеохимических исследований и изучение механизмов адаптации организмов в условиях криолитозоны.
4. Разработка эффективных методов обеспечения надежности и безопасности зданий и сооружений на Севере.
5. Разработка и трансферт технологий в области деревообработки и деревянных конструкций.
6. Дорожно-климатическое районирование территории Республики Саха (Якутия).
7. Теоретические и экспериментальные исследования физических явлений в различных средах.
8. Научные основы создания новых материалов, технологий и эколого-аналитическая оценка природных объектов.
9. Разработка и реализация математических моделей природных, техногенных и социально -экономических процессов Арктики и регионов Севера.
10. Научно-методические основы инженерного и естественнонаучного образования в Республике Саха (Якутия).
11. Физиологические и медицинские аспекты охраны здоровья различных возрастных групп населения Республики Саха (Якутия).
12. Исследование электрофизических свойств наноструктур и природных сред.
Реализация инновационных образовательных программ обеспечит формирование интегрированного учебно -научно-инновационного комплекса Северо-Восточного федерального университета, играющего ключевую роль в развитии инновационной образовательной деятельности на Дальнем Востоке России, а также в СевероАрктическом регионе в целом. Для вузов появится возможность участия в различных интеграционных программах с учреждениями РАН и отраслевой науки. Необходима реализация корпоративных программ повышения квалификаций для компаний, заинтересованных в обучении своих сотрудников (консалтинг, стратегия развития, методы и средства управления бизнес-процессами, интернет-трейдинг, управление изменениями).
Создание Арктического инновационного центра университета, на наш взгляд, имеет ключевое значение для северо-восточных территорий России с точки зрения развития их инновационного потенциала и формирования человеческого капитала, готового ответить на вызовы современности [3]. Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) — это автономное учреждение, созданное в соответствии с решениями Президента и Правительства РФ. СВФУ объединил 7 федеральных учреждений: 3 ведущих вуза и 4 научно-исследовательских института. Университет имеет 2 филиала в стратегически важных промышленных центрах Западной и Южной Якутии — городах Мирный и Нерюнгри. Университет призван стать центром слияния науки, образования и бизнеса.
Арктический инновационный центр проектируется как современный многоотраслевой научный и образовательный комплекс. Центр создается в рамках реализации регионами Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкальского края, Программы развития СВФУ на период 2010-2019 гг., одобренной 7 октября 2010 г. Правительством РФ. Цель создания Арктического инновационного центра заключается в становлении университета в качестве основы инновационной системы Северо-Востока России. Центр станет катализатором региональной экономики, модернизации традиционных сырьевых отраслей и появления новых наукоемких производств.
Центр призван раскрыть возможности, объединив таланты лучших преподавателей, ведущих ученых, способных студентов, новаторов бизнеса. В рамках проекта предусмотрено создание и развитие: Центра коллективного пользования, оснащаемого уникальным исследовательским оборудованием, в том числе в области нанотехноло-гий; Центра прикладных вычислительных технологий, оснащенного одним из 25 самых мощных в России и СНГ суперкомпьютеров; других структур инновационной деятельности. Создание Арктического инновационного центра университета обеспечит распространение на сферу инноваций опыта циркумполярного сотрудничества в сфере образования, активно реализуемого нами в рамках проекта сетевого Университета Арктики, объединяющего образовательные и научные центры мирового арктического сообщества и развитие системного партнерства с ведущими зарубежными и российскими инновационными центрами, в том числе «Сколково».
Создание Арктического инновационного центра университета принесет экономические и социальные результаты, заключающиеся в существенном увеличении объема и улучшении качества подготовки специалистов по приоритетным направлениям социально-экономического развития, росте занятости молодежи, создании базы для функционирования системы технологического развития региона. Активизация усилий региональных органов управления в системе высшего образования является важным, но не единственным условием развития трудового потенциала в Республике, — необходима также поддержка среднего профессионального образования в регионе.
Важным направлением сохранения и использования потенциала учреждений среднего профессионального образования являются их преобразование в многоуровневые и многофункциональные образовательные учреждения путем интеграции профессионального образования и отраслевых предприятий. В целях расширения подготовки рабочих кадров с повышенными разрядами по фактическим потребностям производственных предприя -тий необходимо развивать нормативно-правовую базу для создания корпоративных образовательных учреждений непрерывного образования.
Для реализации региональной политики развития образования в РС (Я) планируется: создать непрерывные образовательные цепочки, включающие все уровни образовательной системы, начиная с дошкольного воспитания; разработать меры по трудоустройству и закреплению выпускников сельских школ, повышению качества подготовки, а также поиску новых методов и форм повышения квалификации работающих учителей в сельской местности; обеспечить приоритетное развитие дистанционных методов обучения; открыть подготовительные отделения для выпускников школ сельских арктических улусов; повышение инновационности в применяемых образовательных технологиях; создание правовых, экономических, организационных, методических условий для обеспечения функционирования и развития подготовки кадров высокой квалификации в РС (Я); расширение социального партнерства с муниципальными, промышленными, социальными структурами; создание условий для взаимодействия вузов и предприятий в области трудоустройства выпускников; трансформация образовательной деятельности государственных и негосударственных вузов в рынок образовательного бизнеса; развитие новых специальностей, соответствующих меняющейся специализации экономики Республики; интеграция науки, образования и производства путем создания опорных пунктов (вузов, институтов РАН и производства) по внедрению совместных научных разработок, а также с целью фундаментализации профессионального образования; преобразование учреждений среднего профессионального образования в многоуровневые и многофункциональные образовательные учреждения, путем интеграции профессионального образования и отраслевых предприятий; развитие межрегиональной и международной интеграции научных и образовательных учреждений; государственная поддержка проведения крупных научных и образовательных форумов с международным участием; развитие сети филиалов и отделений ведущих научных и образовательных учреждений; расширение системы грантов на фундаментальные исследования по актуальной для Республики тематике; содействие превращению г. Якутска в базовую образовательную и научную площадку Северо-Востока России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпова Г.А. Перспективы научных исследований в сфере экономики и управления социальной сферой // Известия СПбУЭФ. 2010. № 4.
2. Кокорев П.А. Реализация концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в сфере туризма // Там же. № 6.
3. Программа развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» на 2010-2019 годы. Якутск, 2010.
4. Сивцев А.П. Бюджет и бюджетный процесс в Республике Саха (Якутия) // Известия СПбУЭФ. 2010. № 6.
5. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
Т.Л. ХАРЛАМОВА
Татьяна Львовна ХАРЛАМОВА — кандидат экономических наук, доцент.
В 1988 г. окончила экономический факультет Мичуринского плодоовощного института. С 2006 г. работает на кафедре менеджмента Санкт-Петербургского торгово-экономического института.
Автор более 30 публикаций.
Сфера научных интересов — управление процессом инновационного развития предпринимательства.
^ ^ ^
ВОЗМОЖНОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И ГОСУДАРСТВОМ
В последнее время все более актуальными в нашей стране становятся проблемы взаимоотношений между предпринимателями и властью. Эти вопросы были в центре внимания и на Мировом политическом форуме «Современное государство: развитие демократии и критерии эффективности», проходившем в Ярославле в сентябре 2010 г. Основные и самые острые, по мнению Президента РФ, проблемы связаны с развитием экономики и процессом построения эффективного сотрудничества государства и бизнеса [5].
На форуме подчеркивалось, что в современных условиях в Российской Федерации наблюдается двойственная тенденция, которая проявляется в укреплении роли и значения федерального центра с возложением все большей ответственности на региональные и муниципальные органы власти. Особое значение приобретает формирование конкурентной экономики регионов, что проявляется в повышении уровня привлекательности территорий для крупнейших международных компаний и ТНК с точки зрения рентабельности для размещения и ведения бизнеса. Поэтому одним из важнейших показателей, отражающих эффективность работы любого субъекта Федерации, являются привлеченные прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Увеличение их объемов можно обеспечивать посредством не столько прямого, сколько косвенного влияния на производственные процессы, в том числе за счет улучшения инвестиционного климата. Это позволяет создавать благоприятные условия для развития предпринимательства и размещения новых производств.
Практическое решение этой задачи начинается с обеспечения максимальной доступности достоверной и оперативной информации о социально-экономическом положении региона и региональной стратегии развития, что, на взгляд многих представителей бизнеса, следует считать первоочередными мерами по улучшению инвестиционного климата. Второй компонент этой задачи — инвестиционная активность предпринимательских структур. Ее обычно характеризуют объемы, темпы, а также направленность инвестиций (здесь имеются в виду, конечно же, реальные инвестиции).
Эпоха информационной экономики влияет на ускорение процессов в самых разных областях общественно -экономического развития. Вместе с тем это ускорение не происходит само по себе. В его основе лежит большая плановая информационно-аналитическая работа, организация которой возложена на государственные структуры всех уровней. И, несмотря на значительный прогресс, достигнутый в этом направлении в последние годы, наша страна еще заметно отстает от передовых государств. Эти тенденции формально связаны с принятой и уже активно реализуемой Концепцией электронного правительства [1]. В рамках этой работы в дальнейшем следует постоянно повышать эффективность работы по следующим направлениям:
• формирование долгосрочной инвестиционной политики при совместной работе предпринимателей и государства. распределение функций между каждой из участвующих сторон, а также их координация;
ГРНТИ 06.39.41 © Т.Л. Харламова, 2011