Научная статья на тему 'Развитие инновационной инфраструктуры Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Амосова'

Развитие инновационной инфраструктуры Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Амосова Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СТРУКТУРА ВУЗА / СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.К. АММОСОВА / INNOVATIONS / INFRASTRUCTURE / FEDERAL UNIVERSITY / STRUCTURE OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ноговицын Р. Р.

В статье рассматриваются вопросы организационно-управленческого механизма инновационной структуры СВФУ. Приводится анализ достижений и перспектив развития инновационной инфраструктуры федерального вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ноговицын Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of infrastructure of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

The article discusses various issues related to the organizational and managerial mechanism of the innovation structure of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. The author analyzes the University’s achievements and perspectives of its development.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной инфраструктуры Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Амосова»

государственной и региональной научно-технической, иннова- формирования инновационной системы, что приведет к конку-

ционной и экономической политики. Именно развитие деятель- рентоспособности, экономическому росту и улучшению уровня

ности малых инновационных предприятий создает условия для жизни страны.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации № 219 от 9 апреля 2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

2. Федеральный закон №217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

3. Федеральный закон №310-Ф3 от 27.11.2010 г. «О внесении изменения в статью 346.12 части второй налогового кодекса Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru/12179503/ (24.05.2012 г.)

5. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/8869. html. (24.05.2012г.)

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия-2020» http://www. economy.gov.ru (25.05.2012)

7. http://edu.inovat.ru (26.05.2012 г.)

8. Савеленок Е.А. Инновационная инфраструктура вуза: «Чтобы были студенты и школы» http://www.hse.ru/data/2012/01/20/12 63715237/vst.pdf (30.06.2012 г.)

9. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования) http://bffsa.com/science/innovations/nauka_mip.aspx (30.06.2012 г.)

10. Из доклада Институт экономики переходного периода (ИЭПП) «Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы» (25.06.2012г.) http://www.finansy.ru/publ/zmt/markets/031innov.htm

11. Рыкова И.Н., Юрга В.А., Привалов А.И., Зимина Е.С. Оценка научно-исследовательской и инновационной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации: Научный доклад. — М.: Финансовый ун-т, 2011. — 116 с.

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.К. АММОСОВА

Р.Р. Ноговицын,

директор Арктического инновационного центра Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск), доктор экономических наук, профессор mggo04@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы организационно-управленческого механизма инновационной структуры СВФУ. Дается анализ достижений и перспектив развития инновационной инфраструктуры федерального вуза.

Ключевые слова: инновации, инфраструктура, федеральный университет, структура вуза, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

УДК 338.266.4 ББК 65.05

Качественные позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) возможны только при переходе ее экономики на инновационную модель развития. Положительный опыт наиболее развитых стран показывает, что залогом успехов и достижений в социальной и экономической жизни общества является построение эффективной национальной инновационной системы. История также доказывает, что значительную роль в формировании инновационной системы государства играют университеты, которые являются основными точками роста. Особенности социально-экономического и геополитического устройства Российской Федерации обусловливают необходимость создания инновационных систем на уровне региона или группы регионов. Следствием должно стать формирование инновационного каркаса страны. В этом контексте задача Северо-Восточного федерального университета

(СВФУ) состоит в содействии формированию инновационной модели развития Республики Саха (Якутия). Развитие СВФУ и его инновационных программ имеет ключевое значение для нашей республики.

В рамках Программы развития федерального университета инновационный потенциал сконцентрирован в форме созданного в 2010 г. Арктического инновационного центра (АИЦ), который должен стать многоотраслевым научно-образовательным внедренческим комплексом.

Структура центра находится на стадии формирования и включает следующие подразделения (прил. 1 и 2):

• Инновационный технопарк (создание малых инновационных предприятий технико-внедренческого типа, совместных предприятий, развитие студенческого бизнес-инкубатора);

• Центр коллективного пользования (создание и эффективное использование парка уникального научно-исследовательского оборудования);

• Центр прикладных вычислительных технологий (создание и развитие базы электронно-вычислительной техники, оснащенной одним из мощнейших суперкомпьютеров России для выполнения прикладных и фундаментальных исследований);

• Центр интеллектуальной собственности (эффективное развитие и использование результатов интеллектуальной деятельности, обеспечение патентно-лицензионной базы университета);

• Центр программ и грантов (обеспечение участия университета в конкурсах по финансовой поддержке инновационной деятельности, а также привлечение ведущих зарубежных и отечественных ученых).

Одним из направлений деятельности Арктического инновационного центра является содействие внедрению инноваций в образовании. В этом плане сотрудничество с другими структурными подразделениями университета должно обеспечить обновление образовательных методик и программ с использованием современных технологий, прежде всего, в информационной и коммуникационной областях.

Приложение 1

Организационная структура Арктического инновационного центра

Приложение 2

Структуры, обеспечивающие работу АИЦ СВФУ

Венчурная

структура

Диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность, региональная экономика, АПК и сельское хозяйство).

Экспозиционный зал (для МИПов)

40 1

Приложение 3

АРКТИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР СВФ У

ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА И ИННОВАТИКИ

Важной основой функционирования инновационных структур является необходимость подготовки в условиях конкурентной рыночной среды высококвалифицированной и жизнеспособной кадровой смены — молодых специалистов, способных с минимальным сроком адаптации подключиться к исследованиям и разработкам самого современного уровня, обеспечивая тем самым своему региону, стране достойное место в региональном и мировом разделении и кооперации труда.

В связи с этим, в Программе развития инновационной инфраструктуры СВФУ, предусмотрено создание отдельной образовательной структуры — Высшей школы менеджмента и инноватики на базе кафедры «Менеджмента», кафедры «Менеджмента горногеологической отрасли», кафедры «Маркетинга», Мастер-бизнес администрирования Финансово-экономического института.

В 2013-2014 учебном году необходимо открыть кафедру «Инноватики». На сегодняшний день проведены предварительные работы по подготовке документов к открытию направления бакалавриата «Инноватика» и направления магистратуры «Инновационный менеджмент».

Таким образом, для открытия Высшей школы менеджмента и инноватики в 2013-2014 учебном году, как отдельного структурного подразделения СВФУ, имеются все основания.

Второй основной составляющей Арктического инновационного центра может стать присоединение к нему ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», что непременно повысит статус и эффективность работы Центра. Это подразделение должно обеспечить научно-методическую базу развития инновационного потенциала СВФУ с учетом региональной специфики, участвовать в совершенствовании нормативно-правовой базы инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях и проводить постоянный и системный мониторинг развития этой нормативно-правовой базы.

Институт сможет обеспечить комплексное научно-методологическое сопровождение в сфере экономических и нормативно-правовых вопросов всего инновационного процесса от идеи до промышленного производства и, тем самым, стать одним из основных направлений деятельности АИЦ, способствующим активному становлению СВФУ, как основы инновационной системы Северо-Востока России.

При этом возможно наделение частичной самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности АИЦ на основании доверенности СВФУ. В этом случае АИЦ станет более самостоятельной структурной единицей, и иметь больше возможностей для реализации Программы развития СВФУ.

Приложение 4

Проект организации научно-инновационного подразделения АИЦ Институт региональной инновационном

экономики Севера (ИРИЭС) СВФУ

Основные цели

• Научно-исследовательская деятельность (фундаментальные и прикладные исследования) по заказам органов государственной власти, некоммерческих и иных организаций;

• предоставление консультационных и аналитических услуг для органов государственной власти, некоммерческих учреждений, организаций и иных структур;

• организация научных конференций;

• издание научных трудов;

• подготовка высококвалифицированных научных кадров через аспирантуру и докторантуру.

Направления деятельности

• Инновационная экономика регионов Северо-Востока России;

• Экономика региональной инфраструктуры;

• Разработка и внедрение инновационных технологий.

• Экспертно-консалтинговые услуги.

Институт ведет научные исследования совместно с кафедрами Университета и выполняет заказы федеральных, региональных и местных органов законодательной и исполнительной власти (участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, готовит информационно-аналитические материалы и т.п.). Институт выполняет работы по заказам заинтересованных учреждений и организаций на договорных условиях.

Структура:

• Отдел региональной инновационной экономики;

• Отдел экономики социальной сферы и народонаселения (образование, культура, здравоохранение, экология, соц. обеспечение);

• Отдел экономики промышленности и ТЭК (по отраслям народного хозяйства);

• Информационно-аналитический центр (ИАЦ — создание базы данных, анализ, моделирование, мониторинг инновационных процессов, экспертиза инновационных проектов и программ и т.п.);

• Отдел региональных финансовых систем;

• Отдел экономики природопользования и охраны окружающей среды.

Высшую школу менеджмента и инноватики (ВШМИ) необходимо создавать как подразделение АИЦ, она будет готовить управленцев для региона, предприятий и специалистов по инновационной деятельности. При этом ВШМИ будет реализовывать программы как бакалавриата, так и магистратуры. Будут четыре выпускающие кафедры, имеющие достаточное количество докторов наук. Кроме того, на базе ВШМИ возможно открытие диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность).

Третья основная составляющая часть, кроме образовательного и научного, является внедрение и коммерциализация результа-

тов научно-образовательной деятельности федерального университета, которая обеспечивается инновационным технопарком.

Таким образом, Арктический инновационный центр станет учебно-научно-внедренческим структурным подразделением университета, который будет заниматься образовательной деятельностью (бакалавриат, магистратура, переподготовка и повышение квалификации), научными исследованиями (выполнение НИР, аспирантура, докторантура, проведение научных семинаров, конференций, выпуск научной литературы, Вестника АИЦ) и внедрением инновационных разработок (производственной деятельностью).

В идеале Арктический инновационный центр должен стать ядром разработки современных технологий, знаний об инновациях, а также школой по выпуску конкурентоспособных специалистов и менеджеров в области инноваций. Это позволит осуществить эффективную интеграцию науки, образования и бизнеса, которая так необходима для современной экономики России. Это позволит внедрить новые эффективные технологии в создании транспортной инфраструктуры, в строительстве и производстве в условиях Севера, в медицине, фармацевтике, биотехнологии, обеспечить устойчивое развитие северо-восточных регионов России путем перехода на рациональную и экологически эффективную реализацию природно-ресурсного потенциала.

Литература

1. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» на 2010-2019 годы / Утв. распоряжением Правительства РФ №1694-р от 07.10.2010 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 222000 «Инноватика» / Утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 97 от 25.01.2011 г.

3. Положение об Арктическом инновационном центре СВФУ / Утв. приказом ректора № 130 от 09.11.2009 г.

4. Ноговицын Р.Р., Миронов В.С. Влияние инновационной инфраструктуры университетов на социально-экономическое развитие северных регионов // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. — 2012. — № 20 (161).

5. Ноговицын Р.Р., Миронов В.С., Попова Т.С. Инновационное развитие экономики и модернизация системы образования на Севере-Востоке России // Сб. докладов Межрегиональной науч.-практ. конф., Якутск, 5-6 августа 2011 г. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. — 448 с.

ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.К. АММОСОВА

С.С. Неустроев,

первый проректор по финансово-экономической и коммерческой деятельности Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

кандидат экономических наук uprstrateg@yandex.ru

С.П. Иванова,

помощник первого проректора Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

кандидат педагогических наук sofiivan@mail.ru

В статье рассмотрены направления внебюджетной деятельности вузов на примере СВФУ, а также механизмы повышения эффективности коммерческой деятельности вуза.

Ключевые слова: внебюджетная деятельность, многоканальное финансирование, финансовая устойчивость, интеграция в рыночную экономику, коммерциализация, интеллектуальная собственность, предпринимательское управление.

УДК 378.4.014.543 (571.56) ББК 65.497.4 (2Рос. Яку)

В последние годы экономические условия функциониро- С одной стороны, происходящие преобразования в системе вания учреждений высшего профессионального образования ВПО связаны с переходом России на новый этап социально-эко-претерпевают существенные изменения. номического развития общества, переходом на инновационную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.