Научная статья на тему 'Особенности регионального вещания в 1990-е годы'

Особенности регионального вещания в 1990-е годы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
767
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / РЕГИОН / КАЗАНСКАЯ СТУДИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ПРОГРАММА / НОВЫЙ ЭТАП / HISTORY / REGION / KAZAN TV STUDIO / TELEVISION PROGRAM / NEW STAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фатыхова Муршида Ханафиевна

В данной статье предпринята попытка прояснить «белые пятна» в истории становления и развития телевидения Татарстана. Начало 90-х на телевидении стал благоприятным этапом для проявления и раскрытия творческого потенциала. Появились новые циклы передач, которые способствовали популяризации национального языка, культуры и традиции, что немаловажно для этого периода истории Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF REGIONAL BROADCASTING IN 1990s

In this paper, the author makes a research into the «blank spots» in the history of the Tatarstan television. The television of early 90s offered favorable opportunities for manifestation of creativity. There appeared new programs that helped to popularize the national language, culture and traditions, which played a great role in that period of Tatarstan’s history.

Текст научной работы на тему «Особенности регионального вещания в 1990-е годы»

УДК 654.197(091) ББК 76.032(2Рос.Тат)

М.Х. ФАТЫХОВА ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ В 1990-е ГОДЫ

Ключевые слова: история, регион, Казанская студия, телевидение, программа, новый этап.

В данной статье предпринята попытка прояснить «белые пятна» в истории становления и развития телевидения Татарстана. Начало 90-х на телевидении стал благоприятным этапом для проявления и раскрытия творческого потенциала. Появились новые циклы передач, которые способствовали популяризации национального языка, культуры и традиции, что немаловажно для этого периода истории Татарстана.

M. FATYKHOVA SPECIAL ASPECTS OF REGIONAL BROADCASTING IN 1990s

Key words: history, region, Kazan TV studio, television program, new stage

In this paper, the author makes a research into the «blank spots» in the history of the Ta-tarstan television. The television of early 90s offered favorable opportunities for manifestation of creativity. There appeared new programs that helped to popularize the national language, culture and traditions, which played a great role in that period of Tatarstan's history.

История телевидения - это история республики, составная ее часть, значение которой возрастает с каждым годом.

История ГТРК «Татарстан» началась с января 1992 г., и это является четвёртым этапом в истории телевидения Татарстана.

Предыдущую историю татарстанского телевидения Р.В. Даутова рассматривает в три этапа: становление, период стабилизации, годы технического оснащения и развития структуры [5. С. 3].

Каждый этап тесно взаимосвязан с историей отечественного телевидения и России в целом. Переломным является период с начала 1990-х гг. Вот что пишет об этом исследователь отечественного телевидения В.Л. Цвик, называя этот этап переломным: «Тупиковая ситуация, в которой оказалось государственно-монополистическое отечественное Центральное телевидение, еще не ощущалась либо не признавалась публично. Однако телепрактики явно хотели вырваться из оков номенклатурно-государственного телевидения. Идея альтернативности весьма привлекала известных журналистов» [9]. Именно в эти годы страна следила за процедурой избрания М.С Горбачева на должность первого Президента СССР. «На первомайской демонстрации 1990 г., где впервые были разрешены не утвержденные начальством тексты транспарантов, среди прочих был и такой текст над колонной, проходящей по Красной площади: «Прямой эфир прогрессивным журналистам Тихомирову, Сагалаеву, Кузнецову!» (Последний был отстранен от эфира в программе «Добрый вечер, Москва!», несмотря на устойчивое первое место по зрительскому рейтингу за три года.) Народ больше не безмолвствовал, телезрители требовали учитывать их мнение при формировании телевизионных программ и подборе ведущих» [8].

90-е годы - это процесс формирования ВГТРК «Россия», выдача лицензий на коммерческое вещание, появление телевидения малых городов, а также «наступление мыльных опер...» [3. С.135]. Немаловажен тот факт, что в истории телевидения других стран 90-е годы вошли как «времена перемен». В 1990 г. открыт первый частный турецкий канал «Star TV». «В начале 90-х наряду с частными печатным СМИ начали бурную деятельность и частные радио и телевидение. Их количество увеличивалось каждый день» [1].

В периодизации, которую выдвинула А.Г Качкаева, 1990-2001 годы являются первым этапом новейшей истории российского телевидения [7].

Исследователь становления и развития телевидения в регионах России А.А. Данилов пишет: «В 1990-е гг. региональное ТВ было востребовано еще в большей степени, поскольку появилась возможность выражать интересы местной аудитории, выступать фактором самоопределения народов, сохранения культурных, национальных традиций и специфики регионов» [4].

Несмотря на «переломный период» в стране, журналисты, операторы и другие работники Казанской студии, которых сплотил дух новизны, продолжали делать республиканское телевидение. И не просто делать, а вопреки всему сетка вещания национальных передач ухитрялась набирать еще больше объема. «В начале 90-х годов ХХ столетия государственное телевидение поднимало в своих программах тему национального самосознания, татарской молодежи особенно, так как молодые люди стали забывать родной татарский язык, культуру и традиции своего народа» [2. С. 73].

Прежде чем перейти к обзору передач, созданных в этот исторический период, нужно отметить техническое состояние Казанской студии телевидения.

В начале 90-х гг. впервые закупаются компьютеры и меняется аппаратно-студийный блок большой студии. 25 февраля 1991 г. с целью упорядочить в строгую систему все вопросы, связанные с рекламой, коммерческими передачами, создается «РКЦ» (рекламно-коммерческий центр). В числе первых коммерческих передач были такие, как «Деловые новости», «Телебиржа», «Рынок и мы», которые финансировались крупными коммерческими фирмами. Предполагался качественный скачок, но этот период растянулся, так как требовались новая техника и высокая квалификация работников студии телевидения. Именно в таких условиях менялась структура Казанской студии телевидения. Было подписано постановление о преобразовании Государственного Комитета Республики Татарстан по телевидению и радиовещанию в Государственную телерадиовещательную компанию «Татарстан».

Все дальнейшие изменения и преобразования происходили под руководством Т.К. Сагитова, который стал председателем ГТРК «Татарстан».

С 1992 г. создаются новые передачи, новая сетка вещания. Самым существенным можно назвать создание главной редакции информации ГТРК «Татарстан». Как и на центральных каналах, появился логотип в правом верхнем углу - ТРТ, что означало «телевидение Республики Татарстан». С первых выпусков утренняя информационно-развлекательная программа «Чулпан» (1993) завоевала симпатию телезрителей. Передача велась на двух языках: русском и татарском. Ведущие Р. Гараева, Ф. Мухаметов, Ф. Абдуллина, В. Булычев дарили зрителям утренний заряд бодрости и хорошего настроения.

Волна перемен коснулась и профессии диктор. Вместо дикторов с телезрителями общались авторы. В 1994 г. Э. Хамматова, ранее диктор новостной программы «Татарстан», стала автором и ведущей передачи «Йолдыз-лар чакыра» («Звезды зовут»).

Л. Загидуллина создала авторскую передачу «Ханым» («Женщина»).

Бывший диктор И. Файзрахманов впервые попробовал себя ведущим аналитических передач. С его подачи в сетке вещания ГТРК «Татарстан» появились передачи «Кыйбла» («Путь»), «Атна» («Неделя»). Для русскоязычной аудитории выбор информационно-аналитических программ был больше: «ТОН» (телевизионное обозрение недели), «Откровенно обо всем», «Круглый стол». Информационно-аналитические передачи ставили перед собой задачу

объективно информировать общественность и дать анализ процессам, происходящим во всех сферах общественной жизни.

В конце 1994 г. ГТРК «Татарстан» устанавливает новую японскую аппаратуру фирмы «SONY». Стали применяться компьютерные суфлеры. Безусловно, это способствовало повышению уровня и качества производимых передач. В новом формате увидели телезрители и культурно-просветительскую передачу «Жомга кен кич белэн» («В пятницу вечером»). В качестве соведущих автор программы Индус Сирматов начал приглашать молодых журналистов.

Необходимо отметить плодотворность молодежных редакций «ЗИПоПо» (Заочный институт позитивного поведения) и «Адым» (Шаг). Еще одну программу для молодежной аудитории под названием «Стиль № 7» готовила коммерческая студия «Баер», которая образована на телекомпании «Татарстан» в 1994 г. Этой студией производились также такие передачи, как «Видеоспорт», «ГАИ-информ», «Авто-калейдоскоп».

Детские передачи «Элли-б8лли-б8Y» («Колыбельная»), «Тамчы» («Капля»), которые до сих пор не теряют популярность, также были основаны в начале 90-х гг.

Казань - крупнейший музыкально-академический центр не только республики, но и всего Приволжского региона. В связи с этим значительное преобладание музыкальных программ в эфире Татарстанского телевидения очи-виден. Самым ярким циклом музыкальных передач можно назвать «Рондо». Этот цикл вел профессор Казанской консерватории А. Маклыгин. Помимо «Рондо» редакцией музыкальных программ готовились и другие не менее интересные по форме и содержанию передачи: «Молодые исполнители», «Артист. Годы. Творчество», «Возвращение к "Встрече"», «В ритме джаза» -все эти циклы готовились профессиональными музыковедами. Музыкальное направление на национальном языке было представлено циклом Э. Хаммато-вой «Опера с8нгате осталары» («Мастера оперной сцены»), чуть позже была создана передача «Халык ^8Yh8рл8ре» («Сокровища народа»).

Сближение разных групп аудитории, появление интереса к темам, выходящим за рамки привычной традиции, возможны благодаря хорошим передачам. Не случайно Е.П. Иванова пишет: «И именно 90-е годы являются отправной точкой реальных изменений в телепублицистике» [6]. ГТРК «Татарстан» начал в эти годы снимать телевизионные фильмы.

В 1993 г. создается творческое объединение «Тукай», которое возглавил А. Хусаинов. Первым опытом был детский одиннадцатисерийный телесериал «Мырау-батыр» («Кот богатырь»). Вторая работа также для детей -шестисерийный телефильм «Азат Мерген». Это работы режиссера И. Утя-ганова. Другой режиссер - А. Зарипов - взялся за сериал «Каргышлы бала-чак» - «Проклятое детство» о жизни Габдуллы Тукая.

Таким образом, изучив контент телевидения Татарстана в 90-е гг., можно утверждать, что телевидение улучшило качества национально-татарского вещания, а также сыграло большую роль в содействии дружбы между народами, освещая дневник первого международного фестиваля «Дни татарской молодежи».

90-е годы - это последний этап Казанской студии телевидения и первый в истории ГТРК «Татарстан».

Литература и источники

1. Айтен А. Совет этики как инструмент саморегулирования в медиа // Журнал факультета коммуникаций Стамбульского университета. 2013. № 44. Р. 1-18.

2. Ганеева Ф.Г. Молодежная редакция «Адым студиясе» в 90-е годы на телевизионном канале ГТРК «Татарстан» // История регионального телевидения в контексте вызовов нового времени: сб. науч. ст. и материалов межрегион. науч.-практ. конф. (Казань, 17 апреля 2012 г.) / под. ред. В.З. Гарифуллина, Е.С. Дорощук. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2012. С. 71-78.

3. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2011. 190 с.

4. Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине XX - начале XXI вв. (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской республик): авто-реф. дис. ... д-ра ист. наук. Казань, 2010. 48 с.

5. Даутова Р.В. Телевидение Татарстана: от прошлого к настоящему. 2-е изд., доп. М.; Казань: Новое знание, 2010. 280 с.

6. Иванова Е.П. Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана: дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 144 с.

7. Качкаева А.Г. История телевидения в России: между властью, свободой и собственностью [Электронный ресурс] // История новой России: сайт. URL: http://www.ru-90.ru/node/1316 (дата обращения: 02.03.2015).

8. Телевизионная журналистика / ред. кол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text6/27.htm#з_07 (дата обращения: 02.02.2015).

9. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup. com.ua/ml/conf/8.pdf (дата обращения: 11.03.2015).

References

1. Ayten A. Sovet etiki kak instrument samoregulirovaniya v media [Board of Ethics as an instrument of self-regulation in the media]. Zhurnal fakul'teta kommunikatsii Stambul'skogo universiteta [Journal of the Faculty of Communication University of Istanbul], 2013, no. 44, pp.1-18.

2. Ganeeva F.G. Molodezhnaya redaktsiya «Adym studiyase» v 90-e gody na televizionnom ka-nale GTRK «Tatarstan» [Youth Editorial «Adym studiyase» in 90 years on the television channel TV «Tatarstan»]. Istoriya regional'nogo televideniya v kontekste vyzovov novogo vremeni: sb. nauch. st. i materialov mezhregion. nauch.-prakt. konf. (Kazan', 17 aprelya 2012 g.) [Garifullin V.Z., Doroschuk E.S., ed. History regional television in the context of the new challenges of time: a collection of scientific articles and inter-regional scientific-practical conference (Kazan. 17 April 2012)]. Kazan, Kazan University Publ., 2012, pp. 71-78.

3. Golyadkin N.A. Istoriya otechestvennogo i zarubezhnogo televideniya. 2-e izd, pererab. i dop. [History of domestic and foreign television. 2nd ed.]. Moscow, Aspect Press Publ., 2011, 190 р.

4. Danilov A.A. Stanovlenie i razvitie televideniya v regionakh Rossii vo vtoroi polovine XX - nachale XXI vv. (na materialakh Mariiskoi, Mordovskoi i Chuvashskoi respublik): avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk [Formation and development of television in the regions of Russia in the second half of XX - beginning of XXI centuries (on materials of the Mari, Mordovian and Chuvash Republics). Abstract of PhD thesis]. Kazan, 2010, 48 p.

5. Dautova R.V. Televidenie Tatarstana: ot proshlogo k nastoyashchemu. 2-e izd., dop. [Tatarstan Television: from past to present. 2nd ed.]. Moscow, Kazan, Novoe znanie Publ., 2010, 280 р.

6. Ivanova E.P. Formirovanie i razvitie publitsistiki na gosudarstvennom televidenii Tatarstana: dis. ... kand. filol. nauk [Formation and development of journalism on state television in Tatarstan. Doct. Diss.]. Moscow, 2005, 144 p.

7. Kachkaeva A.G. Istoriya televideniya v Rossii: mezhdu vlast'yu, svobodoi i sobstvennost'yu [The history of television in Russia: between power, freedom and property]. Available at: http://www.ru-90.ru/node/1316 (Accessed 2 March 2015).

8. Kuznetsov G.V., Zwick V.L., Yurovsky A.Ya., ed. Televizionnaya zhurnalistika [Television journalism]. Available at: http://evartist.narod.ru/text6/27.htm#з_07 (Accessed 2 February 2015).

9. Zwick V.L. Televizionnaya zhurnalistika [Television journalism]. Available at: http://www.aup. com.ua/ml/conf/8.pdf (Accessed 11 March 2015).

ФАТЫХОВА МУРШИДА ХАНАФИЕВНА - кандидат филологических наук, ассистент кафедры телевещания и телепроизводства, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань (hanafi@yandex.ru).

FATYKHOVA MURSHIDA - Candidate of Philological Sciences, Аssistant Lecturer, Television and TV Production Department, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.