Научная статья на тему 'Редакция пропаганды Казанской студии телевидения как элемент советской идеологии'

Редакция пропаганды Казанской студии телевидения как элемент советской идеологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
328
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАНСКАЯ СТУДИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ПРОПАГАНДА / ПАРТИЙНОСТЬ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ / ЦИКЛ / KAZAN TV STUDIO / PROMOTION / PARTY / TELEVISION PROGRAMS / THE CYCLE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фатыхова М. Х.

В данной статье автор рассматривает становление и развитие редакции пропаганды Казанской студии телевидения. Изучение истории развития пропагандистской составляющей регионального телевидения в советский период позволяет установить специфические черты национальной информационно-вещательной политики в условиях однопартийной идеологической системы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, author examined the emergence and development of propaganda’s version of the Kazan TV studio. The studying of the history of advocacy component of regional television in the Soviet period allows you to set the specific features of national information and broadcasting policy in a one-party ideological system

Текст научной работы на тему «Редакция пропаганды Казанской студии телевидения как элемент советской идеологии»

118

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). Выпуск 28

УДК 654.197(091)

РЕДАКЦИЯ ПРОПАГАНДЫ КАЗАНСКОЙ СТУДИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ

СОВЕТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

EDITORIAL PROMOTION OF KAZAN TV-STUDIO AS AN ELEMENT

OF SOVIET IDEOLOGY

М.Х. Фатыхова М.К. Fatykhova

Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420000, ул. Кремлевская, 18, Казань, Россия

Kazan Federal University, Кагап, Russia E-mail: [email protected]

Ключевые слова: Казанская студия телевидения, пропаганда, партийность, телевизионные передачи, цикл

Keywords: Kazan TV studio, promotion, party, television programs, the cycle

Аннотация. В данной статье автор рассматривает становление и развитие редакции пропаганды Казанской студии телевидения. Изучение истории развития пропагандистской составляющей регионального телевидения в советский период позволяет установить специфические черты национальной информационно-вещательной политики в условиях однопартийной идеологической системы.

Abstract. In this article, author examined the emergence and development of propaganda’s version of the Kazan TV studio. The studying of the history of advocacy component of regional television in the Soviet period allows you to set the specific features of national information and broadcasting policy in a one-party ideological system

Телевидение Татарии, будучи составной частью советского телевидения, строило всю свою деятельность на основе решений и указаний руководящей партии. «Партийность советского телевидения определяла направленность и содержание его программ; развитие таких форм и жанров, которые наиболее эффективно позволяли донести идеи партии. Телевизионные передачи были направлены на развитие политической активности и трудовой инициативы трудящихся»17.

Открытие большого телецентра и открытие телестудии «Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров ТАССР»18 произошло в январе 1959 года. В те годы шло формирование телевидения, подбор кадров и техническое обслуживание новой техники. В декабре i960 года выходит «Постановление Совета Министров ТАССР о положении на Казанской студии телевидения и возложении на нее следующих задач:

1. Подготовка и проведение общественно-политических и научно-популярных программ.

2. Подготовка и показ телевизионных спектаклей из помещений студии и театров.

3. Организация программы «Последних известий» на Казанском радио и телевидении.

4. Развитие музыкального творчества на Казанском телевидении, а также передач о культуре, искусстве и спорте»19.

Годом раньше на «заседании Государственного Комитета по радиовещанию при Совете Министров ТАССР от 2 июня 1958 года был утвержден художественный совет при Комитете»20. Этот художественный совет должен был участвовать в составлении программ и подготавливать их выпуск, а также следить за соблюдением всех формальностей.

Редакция пропаганды являлась одним из основных подразделений главной редакции общественно-политического вещания Казанской студии телевидения.

Особенно большим успехом среди зрителей пользовались выпуски «Последних известий», которые выходили ежедневно на русском и татарском языках. В ней оперативно освещались события в стране и в республике. По форме они были еще довольно простыми, стояли из устных сообщений, иногда использовались фотографии.

В этот период остро ощущалась нехватка опытных специалистов, и в связи с этим обращалось большое внимание кадровому вопросу. Начали заниматься профессиональной учебой кадров. Многие прошли переподготовку в Москве на базе Центрального телевидения. Не имеющие высшего образования поступали заочно в ГИТИС, ГИК и другие вузы. Все это постепенно сказывалась на качестве передач. В «Справке о работе Казанской студии телевидения за 1961 год» перечисля-

17 Архив новейших исследований и документации: ф-15, оп. 8, Д.429, л. 1-6

18 ЦГА РТ: ф-4493, оп. I, Д. 345, лл. 4 и обл.

19 ЦГА РТ: ф-4493, оп. I, Д. 388, л.6

20 ЦГА РТ: ф-4493, оп. I, Д. 307, лл.1-7

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24(221). Выпуск 28

119

ются телевизионные журналы, выходившие в это время: «Они на переднем крае пятилетки», «Здоровье», «Для Вас, женщины», «В нашем городе», «У нас в гостях» и «Последние известия»21. Уже в 1961 году в Татарии насчитывалось 25500 телевизоров.

Помимо студийных передач с появлением в 1961 году ПТС (Передвижной телевизионной станции), появилась возможность выезжать на заводы, фабрики, концертные залы, театры, стадионы, то есть вести прямые репортажи с места событий. Все эти новшества вносили некоторое разнообразие в программы телевидения и повышало их рейтинг.

В середине 60-х годов появилась самая популярная программа Казанской студии телевидения советского периода - «Вечерняя Казань». Инициатором создания еженедельника был И.И. Ихсанов.

Для молодежной и детской аудитории на татарском языке стали выходить передачи «Яшьлек» («Молодость») и «Пионерстан». Особо популярной среди студенчества стала передача «Студенты Казанского университета». В ней рассказывалось о выдающихся преподавателях и студентах данного вуза. Некоторые передачи из этого цикла шли на Москву. Таковыми стали передачи об учебе В.И. Ленина на юридическом факультете университета, о профессоре Загоскине, преподававшем юриспруденцию еще во времена учебы молодого Ульянова, о многих других выдающихся личностях.

Зрительскую любовь, почти сразу после первого выхода в эфир, завоевала программа «У нас в гостях». На эту передачу приглашались заслуженные деятели искусств, ветераны войны и труда, музыканты, партийные работники. Так на одной из передач присутствовал Герой Советского Союза, летчик-испытатель Георгий Мосолов. Он рассказывал об испытаниях военных самолетов, о катастрофе, которая приключилась с ним и его товарищем в суровые годы войны. Также в передачах из этого цикла приняли участие партийные работники и редакторы различных изданий. Активное участие в этой передаче принимали также сотрудники различных газет и журналов. Также проходили интересные передачи о сатирических журналах «Крокодил» и «Чаян». В них рассказывалось, о чем пишут эти журналы и давались анонсы о содержании будущих номеров.

Много передач и телевизионных фильмов в 60-е и 70-е годы было создано о Ленине (его жизни, учебе в университете, революционной деятельности). Ряд передач был посвящен местным революционерам. Например, в феврале 1964 года вышла большая передача, посвященная 70-летию со дня рождения видного татарского революционера и общественного деятеля Саида-Галиева. Однако передача подверглась цензуре и многие интересные детали были сокращены, в результате передача вышла в эфир в урезанном виде. «Журналистами шестидесятых годов партийность понималась как преданность марксистско-ленинским идеалам всеобщего процветания. В семидесятые годы стало ясно, что руководство телевидения и страны понимает это как жесткое следование указаниям и директивам. Из передач вычеркивались и вырезались все признаки какой-либо оригинальности мысли»22.

В 1965 году была создана новая программа «Теле-клуб пропагандистов». В передачах много рассказывалось об основах коммунистической морали, о руководящей роли партии, о задачах комсомола и т.д. Эта передача была очень политизирована и каждая тема была направлена сугубо на коммунистическую пропаганду. Подобные передачи создавались также с целью опорочить идеологию западных стран, доказать пагубность капиталистического строя.

В 1965 году по линии редакции пропаганды прошли передачи, посвященные 20-летию победы над фашистской Германией, также прошел цикл передач, посвященный 95-летию со дня рождения Ленина.

На телевидении в это время существовала интересная передача «У нас в гостях Ленфильм». В ней принимали участие ведущие актеры «Ленфильма» и рассказывали о новых кинофильмах.

«К 70-м г.г. в Татарии в системе партийного, комсомольского и экономического образования работало около 435 тысяч пропагандистов, из которых 86 процентов имели высшее и незаконченное высшее образование. Партия решила с помощью телевидения увеличить эту и без того внушительную армию, поднять уровень ее образованности. На это были направлены и цикловые передачи «Экран партийной жизни», «Основные Законы страны Советов», «Твоя пятилетка, комсомол»23.

В 70 годы передачи Казанской студии телевидения смогли смотреть не только жители Казани и близлежащих районов, но даже в самых отдаленных уголках республики. Большую роль в этом плане проводили связисты строя и пуская в работу ретрансляционные установки для

21 ЦГА РТ: ф-4493, оп. I, Д. 486, лл.1-30

22 Иванова Е.П. Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана / URL: доступный режим nauka-shop.com>mod/shop/productID/43043/( Дата обращения: 25.05.15)

23 Даутова Р.В. Телевидение Татарстана: от прошлого к настоящему. Изд. 2-е доп. Казань: ЗАО Новое знание, 2010. С.134

120

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). Выпуск 28

приема как республиканской, так и первой программы Центрального телевидения. Вот несколько выписок хронологии в Татарии за подпиьсю заместителя начальника ПТУС ТАССР Трутнева С.Д.:

«1. 1970 год - с 1 марта введена вторая РТС в городе Лениногорске. Население нефтяных районов, таким образом, получило возможность приема двух програм одновременно;

2. 1971 год - пущен второй ретранслятор типа ТРСА-9 канал в г.Чистополе для ретрансляции республиканской программы телевидения;

3. 1976 год - пущен второй ретранслятор на 25,5 кВт дециметрового диапазона «Ладога» в городе Набережные Челны;

4.1977 год - введена в работу телевизионная станция типа «Ладога» 32-го канала в городе Казани для ретрансляции 4-ой программы Центрального телевидения»24.

Совершенствовалась и студия. Студийные передачи казанского телевидения занимали большое место в сетке вещания и носили разноплановый характер. Так, в телепрограмме на 20 января 1963 года - 6 передач, 4 из которых Казанской студии телевидения: «Шесть вопросов - пять загадок», «Тайна реки злых духов», «Их именами названы улицы нашего города», «А как поступишь ты?».

В октябре 1971 года появился новый цикл передач «Человек и закон». Их создателем стала редактор Казанской студии телевидения Л.Р. Мосягина. В основном это были передачи о советском правосудии, о буднях работников ГАИ и МВД. В ней рассматривались различные директивы XXIV и XXV съездов по поводу проблем государственной дисциплины, усиления борьбы с тунеядством, с бракоделами. Ежегодно 10 ноября в эфир выходила передача, посвященная Дню милиции, рассказывающая об отличившихся сотрудниках внутренних дел. Они делились опытом и своими успехами в борьбе с преступностью.

В 1972 году в эфир вышли две крупные передачи из пропагандистского цикла. Одна из них посвящена 90-летию со дня рождения известного революционера Х. Ямашева и рассказывает о его судьбе, деятельности в революционных событиях начала ХХ века, безвременной кончине в 1912 году. Вторая передача была посвящена началу строительства в Набережных Челнах Камского автомобильного завода. Внимание всей страны, в том числе и Казанской студии телевидения, было приковано к строительству завода большегрузов. В течение четырех лет выходили передачи «Мы строим КАМаЗ», в которых освещался каждый этап создания автогиганта25.

Циклы передач «Село: проблемы дня» и «Основы изобилия» были посвящены пропаганде организации труда во время сложных сельскохозяйственных кампаний. Много передач было посвящено 60-летию Октябрьской революции и 60-летию образования СССР.

Исследуемый этап в истории телевидения Татарии стал важным периодом становления, активного развития и совершенствования. В сетке вещания появились такие циклы как «У нас на Каме» - летопись автограда Набережные Челны и «Твой город-твой дом», который рассказывал о проблемах города Казани.

На телевидении широко освещались пути развития экономики ТАССР и внедрение новых методов производства на разных предприятиях. Был разработан специальный план работы навстречу партийным съездам. Открывались новые циклы, такие как «От съезда к съезду». С декабря 1982 года начала выходить в эфир цикл передач «Актуальная камера». В передаче на основе писем телезрителей поднимались самые злободневные проблемы повседневной жизни республики: вопросы организации производства, производственной дисциплины, экономии материальных, трудовых ресурсов.

В новом цикле «За и против» также обсуждались актуальные вопросы. «Само название предусматривало столкновение на экране различных мнений»26 - писал об этой передаче С.Муратов. А самое главное, в этой передаче могли дискутировать и телезрители, позвонив в прямой эфир. Вела ее опытный журналист М.Г. Шувалова. «Эфирный журналист», а именно так называли М. Шувалову в редакции - была автором и ведущим еще одного нашумевшего цикла «Ваша позиция».

Давно известно: пропаганда не может быть лучше той политики, которую она обслуживает. Профессор В.В.Егоров в книге «Телевидение. Страницы истории» подчеркивает, что «публицистика на телевидении рождалась из пропаганды»27.

В 80-е годы Казанская студия подготовила много программ для центрального телевидения. Большой проверкой технических и творческих возможностей явилось проведение «Олимпиады-80» в 1980-м году. Много сотрудников Казанской Студии телевидения, в том числе режиссеров, операторов и техников поехали работать на Олимпиаду и показали высокое мастерство труда.

24 Из архива Производственно-технического управления связи ТАССР, Д.428, лл.1-20

25 ЦГА РТ: ф-4493, оп. II, Д. 2010, лл.1-20

26 Муратов С.Выносится на обсуждение. М.Знание,1985. С.12

27 Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. М.: Аспект-пресс.2004. С. 17

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24(221). Выпуск 28

121

С января 1981 года в Татарии вводится II Общесоюзная программа Центрального телевидения. Следует отметить, что в 1982 году произошла смена руководства Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. В 1982 году на этот пост был назначен И.К. Хайруллин, который сменил Ф.Г. Надырова. Новоиспеченный председатель обращается с письмом в Гостелерадио СССР вывести из состава Главной редакции общественно-политических передач редакцию информационных программ. «Вот что написал в ответе заместитель председателя Госкомитета СССР Г.Сорокин: «...создание Главной редакции информации и корреспондентской сети только в Татарском Госкомитете поставит его в исключительно неравное положение по сравнению с другими комитетами, имеющими аналогичный и даже больший объем вещания и ведущими передачи на национальных языках»28.

Обращение И.К. Хайруллина все же не осталось безрезультативной, местный обком партии решил, что Татарии необходима новая информационная программа. С января 1984 года начинает работу ежедневный информационный выпуск «Татарстан». Эта программа по сравнению с предыдущей аналогичной передачей «Новости» больше отдавал приоритет местным событиям.

Телевидение для правящей партии становится главным рупором для расширения информированности населения о своей деятельности, о мерах по реализации принятых ею решений.

Развитие телевидения происходило в тесной связи с общественной жизнью: закономерности, последовательность решаемых в стране социальных, культурных и иных задач во многом определяли тематику, характер, стилистику телевизионных передач в целом. Как и вся идеологическая деятельность в то время работа телевидения подчинялась партийным указаниям и директивам. Перед ним ставились те же задачи, определялись те же функции, что и для всей советской пропаганды.

Особенностью развития отечественного телевидения и телевизионной публицистики можно считать их рождение из партийной пропаганды. Поскольку телепублицистика и информация не только восприняли традиции, жанры, формы и методы работы партийной печати, но и опыт, особенности устных форм пропаганды и партийного просвещения. «Спустя годы, - пишет Егоров В.В., - некоторые молодые руководители телекомпаний стали утверждать, что телепублицистика появилась в стране только во времена перестройки, а до этого была лишь пропаганда. Это примитивное заключение базируется на незнании подлинной истории отечественной публицистики. Творческий характер, эстетические принципы, гуманизм, воспитательные и просветительские задачи — все свои лучшие качества телепублицистика черпала и черпает из недр непосредственного общения с аудиторией проповедника, учителя, лектора, из того арсенала, которым была тогда для нас партийная пропаганда»29.

Однако серьезнейшие проблемы социального характера не могли подниматься в этот период. Отдел пропаганды и агитации Татарского обкома КПСС регулярно проводил проверки работы телевидения. Казанская студия телевидения самостоятельно не решала вопрос о привлечении людей для участия в телевизионной передаче.

Подводя итоги, следует отметить, что главная редакция общественно-политического вещания Казанской студии телевидения 60-80-х годов прошлого века служила главным рупором пропаганды советской Татарии.

Литература

1. Даутова Р.В. Телевидение Татарстана: от прошлого к настоящему. Изд. 2-е доп. Казань: ЗАО Новое знание, 2010. 280 с.

2. Личный архив Э.А. Ключарева (режиссер Казанской студии телевидения с 1960-1990-е годы). 3.Орлова А.Ф. Время и связь: очерки по истории связи в ТАССР. Казань: Таткнигоиздат, 1988. 144 с.

28 Даутова Р.В. Телевидение Татарстана: от прошлого к настоящему. Изд. 2-е доп. Казань: ЗАО Новое знание, 2010. С.142-143

29 Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. М.: Аспект-пресс. 2004. С.25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.