УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 150, кн. 4
Гуманитарные науки
2008
УДК 791.43(086.7)(045)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТВ (на примере телевидения Республики Татарстан)
М.Х. Фатыхова Аннотация
В статье рассматривается проблема становления регионального национального и местного ТВ с позиции сохранения его самостоятельности и этнической культуры. Систематизированы типологические особенности регионального телевидения в Татарстане, которые зависят от предпочтения аудитории, особенности формата и информационной политики канала. Исследуются приоритетные направления развития татар-станского телевидения, среди которых выделяется, с одной стороны, тенденция огосударствления, а с другой - вхождение частного капитала на арену информационного бизнеса.
Ключевые слова: региональное телевидение, стратегии развития, телевидение Республики Татарстан, концепция национального ТВ, местное ТВ, проблемы развития регионального телевидения.
С начала 1990-х годов в общественно-политической жизни России возникла качественно новая ситуация. Как следствие, многое изменилось как в целом в СМИ, так и в телевизионной журналистике. Так, перед региональным телевещанием встали новые задачи: упрочить свою самостоятельность в условиях перехода к рыночным отношениям, выработать новую оптимальную модель местной студии телевещания. Другой вопрос - в какой мере это удалось сделать.
Изменения, происходящие на федеральном и региональном телевидении, постоянно требуют осмысления и системного анализа. Несомненно, что эти изменения взаимосвязаны. Взаимосвязь является той основой, на которой базируются типологические особенности региональных каналов, их содержательная и программная политика, от этого же зависит стратегия развития региональных каналов. К примеру, основные новшества, которые появлялись на центральных каналах, были впоследствии заимствованы региональными телекомпаниями. Коммерциализация центральных каналов, появление новых телевизионных профессий, новых жанров, сериалов и т. д. оказывают сильное влияние на региональное телевидение, при этом нововведения осуществляются в основном с учетом менталитета и специфики местной аудитории.
«Телевидение любой страны сильно прежде всего региональным телевидением, на одном центральном далеко не уедешь» [1, с. 14]. В чем же специфика развития регионального телевидения на данном этапе? Центральные каналы вещают обо всем и в то же время не для всех: информация зачастую недоступна, в частности, из-за языковых барьеров. А регионализация указывает на приори-
тетность местного источника информации, и, следовательно, возможность вещания для «своего» зрителя дает местному телевидению реальное преимущество. Поэтому не удивительно, что сегодня большое внимание уделяется региональному телевидению, его программированию, проблематике, функционированию, развитию, влиянию на общественное мнение и культуру зрителей. Региональное телевидение является активным участником всех событий местного масштаба, оно информирует своего зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов центральных каналов. Отчасти телевидение предоставляет возможность аудитории реализовать свои гражданские позиции. Действительно, где же еще кроме своего регионального телевидения житель небольшого города расскажет о своих местных новостях или проблемах? С другой стороны, информацию о своем регионе редко можно узнать по центральным каналам, хотя при регионах созданы корпункты московских каналов. К примеру, Республика Татарстан редко упоминается в официальных, политических новостях и информационных выпусках (по статистике чаще всего рассказывается о криминальной обстановке в таких тематических передачах, как «Дежурная часть»). Соответственно, эту нишу заполняет региональное телевидение.
Политическая и экономическая децентрализация актуализировала проблему расширения регионального телевидения. Сегодня существуют две стратегии развития телевидения Татарстана.
Первая стратегия нацелена на огосударствление. На сегодняшний день в г. Казани функционируют 7 телерадиокомпаний и телеканалов. А в Республике Татарстан зарегистрировано 19 телерадиокомпаний, телецентров малых городов и районов.
Вторая стратегия направлена на привлечение частного капитала. Параллельно с государственным ТВ в РТ открылись коммерческие телекомпании, такие, как «Эфир», «СТС-Казань», «Вариант». Одной из удачных и популярных коммерческих телекомпаний стала телекомпания «Эфир», которая доказывала свой профессионализм неоднократно на различных телевизионных конкурсах российского масштаба. Пользовались заслуженным успехом у своих телезрителей благодаря подготовке востребованных передач для местного населения такие местные студии, открывшиеся при администрациях городов или районов, как «Челны ТВ» (г. Набережные Челны), Телецентр «Зеленый Дол» (г. Зелено-дольск), «Телекомпания НТР» (г. Нижнекамск). Проблему профессиональной подготовки корреспондентов малых городов решали, приглашая мэтров телевидения, таких, как Михаил Солнцев, Владимир Познер, Наталья Зверева и т. д. Находили возможность повысить профессиональный уровень корреспондентов на курсах в г. Москве, Екатеринбурге.
Пытаясь быть лидером и образцом для местных телекомпаний в телевизионной профессиональной журналистике, ГТРК «Татарстан» была вынуждена расширять сеть вещания. Появились утренние, дневные передачи. Началась пора национального телевидения Республики Татарстан - ТРТ. Но, как бы ни менялась аббревиатура, отсутствие профессиональной школы подготовки кадров, расчет на госбюджет сильно отражаются на качестве работы. Это подтверждено и этносоциологическими исследованиями, которые проводили специалисты отдела изучения языка при Кабинете Министров РТ. «Участники нашего опро-
са национальному каналу ТРТ дают невысокий рейтинг популярности: основной аудиторией данного канала являются сельские жители. Татарская молодежь объясняет отсутствие интереса к национальному каналу низким качеством передач: «ведущие неинтересно говорят», «передачи неинтересные», «примитивные», «татарские песни не современные» [2, с. 124].
Под влиянием общественно-политических событий на рубеже веков было принято решение создать новое национальное вещание. В 2002 г. национальный канал ТРТ стал филиалом ФГУП ВГТРК «ГТРК "Татарстан"» и параллельно была создана полукоммерческая телерадиокомпания «Новый Век», руководителями которой стали профессиональные, опытные журналисты. «Спутниковый телеканал «Новый век» - это, с одной стороны, прорыв в мировое информационное пространство, а с другой - попытка сохранить национальный язык и традиции», - говорила в одном из выступлений заместитель генерального директора ТНВ Миляуша Айтуганова [3, с. 30].
Впервые была предпринята попытка разработать согласованную с общественным мнением концепцию национального ТВ. «Что есть национальное телевидение? Это телевидение, которое вещает на родном языке? Или телевидение, которое пропагандирует национальное искусство, литературу? Телевидение, которое воспитывает в подрастающем поколении бережное отношение к истории своего народа, заставляя задумываться о сегодняшних проблемах? Или раскручивает молодых эстрадных исполнителей?» [4, с. 40]. Что же на самом деле национального в ТНВ? Удачным национальным проектом можно назвать создание татарских телесериалов, таких, как «Язмышлардан узмыш юк икен» («От судьбы не уйдешь»), «Яланаяклы кыз» («Босоногая девушка»). При этом необходимо отметить хорошую работу дирекции дубляжа иностранных сериалов. Умелое использование классических и современных мелодий тоже является особенностью национального телевидения ТНВ. Они выполняют не только эстетическую функцию в качестве оформления передач, но и воспитывают у сограждан интерес к татарской культуре, в частности к музыке. Не менее удачным получился проект с начинающими эстрадными татарскими певцами «Жиде йолдыз» («Семь звезд»), который ныне проводился второй раз. Уместно также отметить относительно новую интеллектуальную игру «Тамчы-шоу» с участием детей школьного возраста.
Татарстан является полиэтническим регионом, в котором проживают представители более чем ста национальностей, а государственными языками являются русский и татарский. И, в соответствии с Законом о языках, трансляции на национальном ТВ ведутся на двух языках. Был период вещания радиопередачи на чувашском языке при ГТРК «Татарстан». «На сегодняшний день специфика двуязычного вещания в полиэтническом регионе на примере РТ видится прежде всего в повышении значимости одной из функций телевидения - инте-гративной и ее выходе на авансцену телевещания в целом» [5, с. 72].
Визитная карточка любого телеканала - информационная программа. На региональных телевизионных каналах информационные программы играют не менее важную роль, чем на федеральных. Именно в информационных программах региональных телекомпаний звучит голос местного руководства, дается
оценка власти и состояния жизни населения региона. Спрос на информационную продукцию регионального вещания возрастает с каждым днем.
Работа информационной службы ТНВ непроста: неоходимо рассказывать полно и интересно о жизни республики не только телезрителям Татарстана, но и телезрителям Турции, Финляндии, Швеции, Германии и т. д. Поэтому корреспонденты подходят к своей работе ответственно, ведь недаром девиз программы: «Сегодня новость - завтра история». Многие татары, проживающие за пределами Татарстана, не владеют татарским языком. С учетом этого в русскоязычных новостях отводится место и для освещения национальной тематики.
«Не менее важной региональной проблемой становится характер подачи новостей. Сегодня параллельно развиваются две тенденции: «жесткая» и «мягкая» манера поведения журналиста в кадре, - что очень четко проявилось на конкурсе региональных телевизионных компаний «Новости - время местное» [6, с. 148].
XXI век на телевидении начался с осмысления концепции новостных передач. Федеральные каналы, особенно НТВ, диктовали свои условия: побольше шокирующих новостей. В это время были выявлены две стратегии подачи новостей из регионов: новости должны быть, во-первых, сенсационными и, во-вторых, позитивными. Использованием «жесткой» (то есть сенсационной манеры) славилась в РТ коммерческая телекомпания «Эфир», а «мягкая» манера всегда была присуща ГТРК «Татарстан». За последние 2-3 года в телевещании в целом в РТ прослеживается универсализация этих стратегий, корреспонденты стараются формировать свой татарстанский стиль. И в первую очередь это заслуга здоровой конкуренции новостных программ. А телезрителям РТ есть что выбирать. Почти во всех телерадиокомпаниях РТ транслируются местные информационные выпуски, выходящие с установленной периодичностью. Информационные выпуски на татарском языке в г. Казани готовятся в филиале ФГУП ВГТРК «ГТРК "Татарстан"», ТРК «Казань» и телерадиокомпании «Новый Век». Важно отметить, что они готовятся совершенно в разном ракурсе, темы не повторяются, не копируют друг друга, а наоборот, взаимно дополняют исходя из внутренней и внешней политики канала. «Надо отметить и то, что отнюдь не национальная самобытность отличает образ профессионализма в регионе. Хотя в условиях диалога культур (татарской и русской) сформировался свой, свойственный только нашему региону, «татарстанский» менталитет» [7, с. 143].
В РТ проводятся различные конкурсы для СМИ, такие, как «Щит и меч», «На волне Татарстана», «Хрустальное перо». Это большой стимул для повышения профессионального мастерства местных корреспондентов ТВ. Сегодня таким стимулом является также возможность для региональных журналистов участвовать в престижном конкурсе «ТЭФИ».
Достаточно динамичным становится развитие «малого» телевидения. Первые опыты создания местного телевидения произошли именно на стыке политических перемен. В Республике Татарстан началом такого процесса можно считать 20 августа 1989 г., в этот день состоялся первый пробный эфир короткого информационного блока местной телестудии г. Азнакаево.
Следует признать, что за годы своего существования местное ТВ заняло определенное место в жизни города и республики.
Это обусловлено прежде всего конкретностью информации, предлагаемой зрителю, опирающейся на факты из жизни данного региона и наиболее полно учитывающей его исторические, географические, народно-хозяйственные, социально-культурные, демографические особенности, а также в силу широкого применения активных (диалогических) форм общения с аудиторией. Сюда можно также включить и языковые особенности местного телевидения.
В телекомпаниях райцентров, таких, как Тюлячи, Сабы, Актаныш, Мама-дыш, новости и все передачи идут на татарском языке. В городе Альметьевске новостные передачи ведутся на русском языке. А в других телекомпаниях новости звучат на двух государственных языках. В основном новостные программы на русском и татарском языках различаются, журналисты стараются подойти к работе творчески, но есть и телекомпании (ТРК (г. Чистополь), «Кама-регион» (г. Елабуга), ГУ ТРК «Буа дулкыннары», (г. Буинск)), где новости дублируются простым переводом с русского на татарский язык. Особым профессионализмом в подаче и разнообразии новостей отличаются в РТ местная телекомпания «Челны ТВ» и телерадиокомпания «НТР».
Информационные передачи местного телевидения должны иметь свою отличную от ЦТ специфику. Существуют общие требования, предъявляемые всегда и везде к информационным передачам: актуальность, достоверность, оперативность и т. д. Передачи «малого ТВ» должны находиться четко на границе между официозностью, присущей центральному ТВ, и журналистской «звездо-манией», которая часто прорывается на периферийные экраны. Нельзя делать скидку на малый масштаб местного телевидения. Это относится и к выбору информации, и к ее воплощению на экране. Причем при выборе информации нельзя увлекаться погоней за «жареными» фактами, в которой можно пренебречь точностью, справедливостью подхода к факту. Конечно, это недопустимо на любом ТВ, но особенно это не прощается в маленьком городе, где многие люди знают друг друга в лицо и где любая ложь может быть раскрыта в течение нескольких часов. А это неминуемо повлечет за собой потерю авторитета работников ТВ и самого телевидения. Особенно осторожным должен быть журналист в общении с известными в городе людьми: оплошность или бестактность, которая на ЦТ с его масштабами может пройти и незамеченной, в маленьком городе часто приобретает характер скандала. Ведь обычно человек на экране является чьим-то соседом по дому, даче и т. п. Кроме того, перед самим журналистом встает проблема преодоления зрительского отношения к своей персоне как к тому самому Н.Н., который выступает по ТВ. Поскольку он не абстрактный ведущий новостей, а человек, который ездит с тобой в автобусе и стоит в очереди за молоком, то эта «приземленность» переносится с самого человека на информацию, которую он несет. Нужно вести себя так, чтобы с доверием и уважением относились к его информации.
В заключение хотелось бы обратить внимание на сложности и проблемы развития регионального телевидения. Первый и, пожалуй, самый главный недостаток регионального ТВ в условиях билингвизма - культура языка. Часто респонденты и корреспонденты не владеют двумя государственными языками. Поэтому в «синхронах» можно услышать по-детски заученные ответы тех или иных компетентных лиц. Иначе говоря, то, что хотел сказать интервьюируе-
мый, корреспондент переводит и дает ему на заучивание. Результат - хуже некуда. Практикуется и более приемлемый вариант «синхронов», когда они переводятся в студии корреспондентом помимо автора. В таких случаях может быть удачно использована бегущая строка для перевода с оригинала.
Вторая проблема заключается в текучести кадров. Местное телевидение является некой кузницей кадров. Существенна тенденция «телевизионной» миграции. На центральных каналах сегодня работают вчерашние корресподенты республиканского телевидения Татарстана Дмитрий Нестеров, Максим Шара-футдинов, Лилия Гильдеева, Фарида Курбангалиева и др.
Еще одна проблема для «малого» телевидения - недостаточное финансирование - обусловливает изношенность ТВ-техники, низкую заработную плату. Поэтому профессиональные журналисты стремятся найти работу в столичных телекомпаниях.
В целом же, как показывает динамика развития республиканского телевидения, в ближайшем будущем нас ждет новый виток профессионального прорыва. В будущем новые идеи, инновационные технологии новостных и развлекательных программ центрального телевидения, возможно, будут более активно демонстрироваться региональным телевидением. Недаром в самом названии «Татарстан - Новый век» есть некий символ: наступает новый век - век регионального телевидения. По мнению Л.Р. Низамовой, «Пример Татарстанского телевизионого дискурса свидетельствует о том, что утверждение коллективных форм единства совместимо с этническим многообразием и отличительностью и не противоречит задаче утверждения единого общегражданского сознания россиян» [8, с. 177].
Summary
M.H. Fatihova. The Specifics of the Regional TV Development (on the Example of Tatarstan Republic TV).
The article regards the problem of regional, national and local TV formation in regard with preserving its independence and ethnic culture. Typological specific features of regional TV in Tarastan are systematized, which depend on the viewers' preferences, format specifics and the channel's informational policy. The priority directions of Tatarstan TV development are researched, with a trend to governmentalization revealed on the one hand and the penetration of private capital into informational business specified on the other hand.
Key words: regional television, development strategy, television of the Republic of Tatarstan, national TV conception, local television, problems of regional TV development.
Литература
1. Познер В. Обращение президента Академии Российского телевидения к тележурналистам региона // ТЭФИ. - 1998. - Вып. 1(4). - С. 1416.
2. Язык и этнос на рубеже веков: Этносоциологические очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан. - Казань: Магариф, 2002. - 208 с.
3. Айтуганова М.Л. Роль ТРК «Новый век» в консолидации татарского народа и возрождении национальной культуры // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. 2003. Ежегодник. - Казань: Экоцентр, 2004. - С. 28-30.
4. Даутова Р.В. Что происходит национальным телевидением? // Тонус: Социализация личности и проблемы развития общественных отношений. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. - № 11. - С. 39-41.
5. Иванова Е.П. Специфика двуязычного телевещания в полиэтническом регионе // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. 2003. Ежегодник. -Казань: Экоцентр, 2004. - С. 69-72.
6. Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. - 220 с.
7. Симкачева М.В. Представление о профессионализме в профессиональном сознании регионального журналиста // Тонус: Социализация личности и проблемы развития общественных отношений. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - № 15. - С. 140-143.
8. Низамова Л.Р. Новостное телевещание в многокультурном регионе: приемы и стратегии управления напряженностью // Тонус: Социализация личности и проблемы развития общественных отношений. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. - № 11. -С. 172-177.
Поступила в редакцию 22.01.08
Фатыхова Муршида Ханафиевна - ассистент кафедры теории и практики электронных СМИ Казанского государственного университета.